Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Характеристика эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста - файл 1.doc


Характеристика эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста
скачать (55.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc56kb.04.12.2011 03:00скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Характеристика эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста

Ю.А.Дунай (БГПУ им. М.Танка,5 курс, ФДО)

Научный руководитель - Е.И. Комкова, канд. психол. наук, доцент

В настоящее время проблема изучения связи чувств и разума, эмоционального и рационального, их взаимодействия и взаимовлияния вызывает к себе все больший интерес. Важно подчеркнуть не столько акцентирование внимания исследователей на идее единства аффекта и интеллекта, сколько на существовании особого отношения между когнитивной и аффективной сферами человека.

В отечественной психологии эмоциональный интеллект иногда понимается как некий дефектный компонент мыслительного процесса, снижающий объективность познания и отличающийся «ригидностью, косностью» [11]. Зачастую отечественные исследователи ограничиваются лишь констатацией наличия данного понятия [2, 10], не определяя его, не выделяя четко его структурные компоненты, что, возможно, связано как с семантической неоднозначностью понятия, так и с вытекающими отсюда проблемами операционалнзации эмоционального интеллекта,

В противоположность изложенной выше точке зрения в ряде современных зарубежных и отечественных теорий эмоций рассматривается как особый тип знаний [10]. Психологи, принадлежащие к этому направлению, рассматривают эмоций как упорядоченную реакцию, которая с целью адаптации фокусирует когнитивную активность и последующие действия.

Само понятие эмоциональный интеллект - новое выражение в нашем языке, которое вызывает в воображении лишь расплывчатую картину. Наряду с уровнем интеллекта IQ в настоящее время все чаще проявляется интерес к показателю EQ - по-английски «emotional quality», что дословно означает «качество чувств». Эмоциональный интеллект способствует личному успеху человека, по крайней мере, на 80%, тогда как уровень интеллекта IQ - всего лишь на 20%. Под «успехом» здесь понимается не только профессиональная карьера, но и успех в отношениях с окружающими, в семье и повседневном общении с другими людьми. Данный термин описывает целый ряд человеческих особенностей: характер, тактичность, тонкость чувств, человечность. Характерно, что эмоциональный интеллект сегодня упоминается в одном контексте с профессиональным и личностным успехом [3].

Непривычно звучащий термин — «эмоциональный интеллект» — введен в научный обиход американскими психологами Питером Сэловеем и Джоном Майером. Одно из определений эмоционального интеллекта, сформулированное этими авторами, звучит как «способность тщательного постижения, оценки и выражения эмоций; способность понимания эмоций и эмоциональных знаний; а также способность управления эмоциями, которая содействует эмоциональному и интеллектуальному росту личности» [8, с. 48].

Вопрос о генезисе способности понимания эмоций другого человека во многом дискуссионный. Имеются данные, что уже через девять минут после рождения ребенок может опознавать стимулы, схематически напоминающие лицо [7]. Новорожденные также способны различать и имитировать разнообразные выражения лица [3]. Имитационные способности младенцев настолько широки, что дети могут воспроизвести предъявляемые выражения лица не только непосредственно, но и по памяти. В данном случае имитация основывается не на перцептивных стимулах, а на репрезентациях младенцев. Ранняя имитация выполняет функцию идентификации, позволяя младенцам успешно опознать человека, с которым они ранее взаимодействовали, и снова вступить с ним в коммуникацию. Таким образом, имитацию следует рассматривать не только как показатель репрезентационных возможностей детей, но и как важнейшее средство в развитии их способности понимания других людей [8].

Развитие детского понимания эмоций можно охарактеризовать как постепенный переход от «внешней» ориентации, когда ребенок представляет эмоцию как реакцию на ту или иную ситуацию, к «внутренней», когда он принимает во внимание как наличную ситуацию, так и желания и намерения человека, его прошлый опыт. Это позволяет ребенку понимать более сложные эмоциональные проявления [9].

В соответствии с различными существующими подходами авторов к пониманию эмоций (особый тип знания) и интеллекта (совокупность взаимосвязанных друг с другом умственных способностей) понятие эмоциональный интеллект определяется как:

- способность действовать с внутренней средой своих чувств и желаний (Яковлева Е.Л., Бак Р.);

- способность понимать отношения личности, репрезентируемые в эмоциях, и управлять эмоциональной сферой на основе интеллектуального анализа и синтеза (Г.Г. Горскова, 1999);

- способность эффективно контролировать эмоции и использовать их для улучшения мышления (Дж. Мейер, П.Сэловей, Паоло М.);

- совокупность эмоциональных, личностных и социальных способностей, которые оказывают влияние на общую способность эффективно справляться с требованиями и давлением окружающей среды;

- эмоционально-интеллектуальная деятельность (Ильин Е.П., Орме Г., Яковлева Е.Л., Дж. Мейер, П.Сэловей, Паоло М) .[Цит. по 1, с.81]

Однако, как указывают О.А.Прусакова и Е.А. Сергиенко, проблема понимания психического не сводится только к когнитивным аспектам. Понимание эмоций является наиболее адекватной задачей для детей, хотя этой теме в рамках направления «модель психического» не посвящалось достаточного количества работ. Более того, для работ, выполняемых в парадигме «модель психического», характерны и такие методические недостатки, как использование в исследованиях задач одного типа, ориентация преимущественно на вербальные ответы испытуемых, исследование узкого возрастного диапазона (3—4 года) [9].

Изучая проблему понимания эмоций детьми дошкольного возраста, авторы пришли к следующим выводам:

1. Формирование представлений об эмоциях опережает становление понимания эмоций других людей и является базой для его развития. Это означает, что процесс социализации, его механизмы в раннем дошкольном возрасте опираются в большей степени на собственный внутренний опыт; возможность понять себя лежит в основе понимания другого, что согласуется с ведущим принципом С.Л. Рубинштейна «внешнее через внутреннее».

2. Способность к пониманию эмоций, являясь компонентом целостной системы «модель психического», развивается по логике ее общего усложнения. Старшие дошкольники (5—6 лет) легко идентифицируют основные эмоции вне зависимости от способа их предъявления. Дети младшего дошкольного возраста (3—4 года) более успешны в понимании эмоций по ситуациям, что, по-видимому, обусловлено уровнем развития «модели психического».

3. Интегрированное понимание эмоций связано с развитием «модели психического» и формируется лишь к пятилетнему возрасту. До этого момента у детей нет четкого различия между реальными и видимыми эмоциями, они испытывают сложности в приписывании другому человеку независимых эмоциональных состояний.

4. Дети 3—4 лет используют разные стратегии при изображении в рисунке собственных эмоций и переживаний другого человека. Рисуя свои эмоции, дети прибегают к портретной форме изображения, тогда как для передачи чужих эмоций они используют символическую форму. Только к старшему дошкольному возрасту (5-6 лет) в связи с усложнением «модели психического» дети свободно передают в рисунках как собственные эмоции, так и эмоциональное состояние другого человека путем изображения адекватных лицевых экспрессий[Там же].

Дж. Майер, П.Сэловей, Д.Карузо в 1990 году предложили структуру эмоционального интеллекта, состоящую из трех компонентов. В дальнейшем она была доработана и в настоящее время включает уже четыре компонента, которые в совокупности описывают четыре сферы эмоциональных умственных способностей, а именно способности:

- безошибочно различать собственные эмоции и эмоции других людей;

- использовать эмоции для повышения эффективности мыслительной деятельности;

- понимать значение эмоций;

- управлять эмоциями [1; 82].

В своем исследовании мы опирались на данную модель эмоционального интеллекта.

Причины, побудившие нас к проведению исследования, серьёзны и актуальны, так как развитие эмоционального интеллекта начинается уже в дошкольном возрасте. Эмоциональный интеллект является фундаментом для дальнейшего становления личности ребёнка и во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, поведение и самочувствие среди людей.

В исследовании принимали участие 60 детей старшего дошкольного возраста одного из дошкольных учреждений г. Марьина Горка (31 мальчик и 29 девочек). Цель нашего исследования – изучить уровень развития эмоционального интеллекта дошкольников (по Дж. Майеру, П.Сэловею, Д.Карузо).

Для изучения первого компонента эмоционального интеллекта, по структуре Дж.Мейера и П.Сэловея, безошибочного различения собственных эмоций и эмоций других, нами была использована методика «Оцени поведение» [5]. Данный вариант методики был получен в процессе доработки варианта М.Митру в экспериментальном исследовании Е.В. Никифоровой [6].

Оказалось, что большинство детей (47 %) имеют средний уровень социальной нормативности и составляют 2-ю группу. К данной группе относится 20 % из всех исследуемых мальчиков и 27 % девочек. Полученные показатели совпадают с нормами возрастного развития, так как дети данного возраста действительно начинают овладевать эталонами оценки поведения, которые еще не являются реально действующими: социальные мотивы еще не интериоризированы в деятельность и соответственно социальные переживания не регулируют поведение.

При этом часть старших дошкольников не могут овладеть социальной нормативностью и оценочными эталонами без специальной, психологически обоснованной помощи взрослого (1-ая группа, низкий уровень). К ним относится 23 % детей - 13 % мальчиков и 10 % девочек.

Высокий уровень социальной нормативности, по нашим результатам отмечается в 30 % случаев: эталоны оценки поведения усвоены, причем эти эталоны являются реально действующими (3-я группа). Распределение по полу в данной группе составляет 18 % мальчиков и 12 % девочек.

Для изучения второго компонента эмоционального интеллекта нами была использована методика Люшера-Дорофеевой «Изучение эмоционального статуса детей дошкольного возраста» [4].

Для исследования третьего составляющего эмоционального интеллекта - понимание значений эмоций нами была применена диагностическая методика для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Эмоциональная пиктограмма», которая была разработана Е.И.Изотовой [6].

В соответствии с предложенной автором методики поуровневой дифференциации кодирования эмоций для детей дошкольного возраста, мы выявили следующее: к высокому уровню относится 5 % девочек и ни одного мальчика, к среднему уровню относится 15 % мальчиков и 25 % девочек, к низкому – 37 % мальчиков и 18 % девочек.

^ В результате полученных на начальном этапе исследования результатов, можно сделать следующие выводы:

Эмоциональный интеллект — устойчивая ментальная способность, часть обширного класса ментальных способностей. В частности, он может рассматриваться как подструктура социального интеллекта. Как ментальная способность, он является также частью более обширной группы свойств личности. Это один из многих факторов индивидуальности, скорее позитивных, чем негативных для межличностного взаимодействия.

В структуру эмоционального интеллекта у старших дошкольников входят способности к пониманию (осмыслению) эмоций; ассимиляции эмоций в мышлении в виде эмоциональных состояний при решении мыслительных задач, способности к различению и выражению эмоций.

В настоящее время существует потребность в дальнейшем исследовании феномена эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста, его структуры, путей его развития, что откроет реальную возможность оптимизации взаимоотношений через более глубокое осознание эмоциональных процессов и состояний, возникающих между детьми в процессе межличностного взаимодействия. Развитие эмоционального интеллекта может рассматриваться как значимый фактор повышения психологической культуры в детском обществе в целом.
Литература:

  1. Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект: исследование феномена // Вопр. психол. 2006. № 3. С. 78-86.

  2. Бабаева Ю.Д. и др. Эмоции и проблемы классификации видов мышления // Вести МГУ. Сер. 14. Психология. 1999. №2. С. 91-96.

  3. Вайсбах X., Дакс У. Эмоциональный интеллект. Душа и тело. Пер. с нем. – М.:Лик Пресс, 1998. – 160с.

  4. Виноградова А.Д. Методика обследования готовности к школьному обучению детей 5-7 лет (методическое пособие). – СПб.: Образование, 1992. – 85с.

  5. Изард К. Е. Эмоции человека. - СПб.: Издательство «Питер», 2000.- 575 с.

  6. Изотова Е. И., Никифорова Е. В. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. вузов. – М.: «Академия», 2004. – 288 с.

  7. Кравцов Г.Г. Принцип единства аффекта и интеллекта как основа личностного подхода в обучении детей // Вопр. психол. 1996. № 6. С. 53-64.

  8. Орме Г. Эмоциональное мышление как инструмент достижения успеха. – М.: “КСП+”, 2003. – 272 с

  9. Прусакова О.А., Сергиенко Е.А. Понимание эмоций детьми дошкольного возраста // Вопр. психол.. 2006. № 4 С. 24-35

  10. Яковлева Е.Л. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития // Вопр. психол. 1997. № 4. С. 20-27.

  11. Ярчак М.Л. Цi iснуе эмацыянальнае мысленне? // Адукацыя i выхаванне. 2002. № 7. С. 72-75.



Скачать файл (55.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru