Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Бюджет государства. Бюджетная система и основы её построения - файл 1.doc


Бюджет государства. Бюджетная система и основы её построения
скачать (288 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc288kb.04.12.2011 03:12скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Оренбургский государственный университет»




Факультет экономики и управления




Кафедра банковского дела




КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА



по дисциплине «Финансы и кредит»
Бюджет государства

ГОУ ОГУ 080502.3007.ХХ 00


Выполнила студентка

группы 04 ЭиУП-1

Шейкина М.В.




Проверила Мордвинцева Н.В.

«___» апреля 2008 г.







Оренбург 2008


Содержание


Введение………………………………………………………………………….

3

1 Экономическая сущность бюджета государства…………………………….

4

1.1 Бюджет государства: понятие, сущность, значение………………………

4

1.2 Функции бюджета государства……………………………………………..

6

1.3 Доходы и расходы бюджета государства…………………………………..

8

2 Бюджетная система и основы её построения………………………………..

10

2.1 Сущность бюджетной системы и её звенья………………………………..

10

2.2 Принципы функционирования бюджетной системы……………………..

12

2.3 Бюджетная классификация………………………………………………….

14

3 Роль бюджета в системе расширенного воспроизводства………………….

16

3.1 Бюджетное финансирование целевых программ и расширенное воспро-изводство…………………………………………………………………………

16

3.2 Бюджетные ассигнования в форме кредитов, субсидий и инвестиций….

18

3.3 Бюджет развития и расширенное воспроизводство……………………….

19

Заключение……………………………………………………………………….

21

Список использованных источников…………………………………………..

22

Приложение А. Бюджетная классификация…………………………………...

23


Введение

В качестве темы настоящего исследования выбрана тема «Бюджет государства».

Бюджет государства – это выраженная в денежных суммах роспись доходов, поступающих в распоряжение органов государственной власти, и производимых ими расходов.

Бюджет государства – центральное звено финансовой системы страны. Его главное назначение – с помощью финансовых средств создать условия для эффективного развития экономики и решения общегосударственных социальных задач, таких, например, как обеспечение населения общественными товарами и услугами, перераспределение доходов, стабилизация экономики. Общественные товары и услуги – дороги, пожарная охрана. правоохранительные службы, национальная оборона, общественные школы и клиники – служат большому числу людей и не могут быть произведены в рамках частного предпринимательства. Правительственные программы борьбы с бедностью предусматривают перераспределение доходов людей, с избытком зарабатывающих себе на жизнь, в пользу бедных слоев населения. Программы по стабилизации экономики направлены на нейтрализацию колебаний деловой активности в обществе. Все эти задачи не могут быть решены без соответствующего финансового обеспечения. Поэтому государство аккумулирует определенную сумму денежных средств (доходы государственного бюджета), а затем распределяет их по целевому назначению (расходы бюджета государства).

Учитывая важнейшую социально-экономическую роль бюджета государства для нормального функционирования общества тему настоящей работы следует признать актуальной.

Тема работы актуальна и интересна также и потому, что исследуемая финансовая категория оказывает значительное влияние на жизнь каждого человека; от неё зависит благосостояние россиян, уровень их жизни, качество социально-экономических явлений и прочие факторы.

Цель работы – изучить сущность бюджета государства.

Задачи:

1) определить экономическую сущность бюджета государства;

2) исследовать сущность бюджетной системы и её построение;

3) определить роль бюджета в системе расширенного воспроизводства.

Предмет работы – бюджет государства.

Объект работы – бюджет Российской Федерации.

В основу исследования были положены нормативно-правовые документы Российской Федерации и научные труды авторов, освещающих проблемы формирования и использования государственного бюджета.

^ 1 Экономическая сущность бюджета государства
1.1 Бюджет государства: понятие, сущность, значение

В формировании и развитии экономической и социальной структуры общества большую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках принятой на каждом историческом этапе политики. Одним из механизмов, позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику, является финансовая система общества и входящий в её состав государственный бюджет. Именно через государственный бюджет производится направленное воздействие на образование и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств /9/.

Бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления /12/.

Слово «бюджет» произошло от английского «Budget», что означает «кошелек, сумка». Так называли портфель, в котором министр казначейства носил деньги и свои отчеты. С течением времени это слово стало означать «отчет министра казначейства перед парламентом». Сейчас в слово «бюджет» мы вкладываем такой смысл: «смета доходов и расходов» /8/.

Бюджет – это зеркало государства, барометр его экономического и социального состояния и политического положения. И как бы ни доказывали сторонники первенства духовности и нравственности общества над экономикой в целом и финансами в частности, многотысячелетняя история государств на нашей планете свидетельствует об обратном. С разрушением экономики, крахом финансов, отсутствием средств в бюджетной сфере падают духовность, нравственность и культура в обществе /5/.

Государственный бюджет является главным в системе финансовых планов любой страны, поскольку объединяет их в единую систему, определяя на текущий год финансовые взаимоотношения государства с различными звеньями финансовой системы /14/.

Государственный бюджет можно рассматривать в трех аспектах:

- как материальная категория государственный бюджет - это централизованный денежный фонд, формируемый государством и обеспечивающий выполнение функций органов власти и управления соответствующей территории;

- как экономическая категория государственный бюджет представляет собой совокупность отношений, возникающих в связи с образованием, распределением и использованием денежных фондов. Государственный бюджет как экономическая категория является орудием перераспределения национального дохода;

- как юридическая категория государственный бюджет - это основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным Собранием, принимаемый Государственной Думой и одобряемый Советом Федерации. Как юридическая категория государственный бюджет имеет статус федерального закона /6/.

Государственный бюджет как в целом для РФ, так и для территориальных единиц играет значительную роль, через него реализуется национальная политика, за его счет происходит развитие международных связей; бюджет является основой финансовых ресурсов государства и является единственным источником финансовых средств, находящихся в непосредственном распоряжении государственных и муниципальных органов.

С помощью государственного бюджета государственные власти получают финансовые ресурсы для содержания государственного аппарата, армии, осуществления социальных мероприятий, реализации экономических задач, т.е. для выполнения государством возложенных на него функций.

Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, даёт органам власти реальную экономическую возможность осуществления властных полномочий. Бюджет отражает размеры необходимых государству финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику в стране. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики /8/.

В то же время бюджет правомерно рассматривать как экономическую категорию, которая выражает определённые экономические отношения. Бюджет – категория свойственная различным отношениям. Его возникновение и развитие связано с зарождением и формированием государства. Государство использует бюджет в качестве одного из основных инструментов обеспечения как непосредственно своей деятельности, так и важнейшего элемента проведения экономической и социальной политики.

Как экономическая категория бюджетные отношения являются составной частью финансовых отношений, следовательно, им присуща денежная форма и основные функции финансов.

Бюджет выполняет следующие задачи:

а) перераспределение ВВП;

б) государственное регулирование и стимулирование экономики;

в) финансовое обеспечение бюджетной сферы и осуществление социальной политики государства;

г) контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств /10/.

Централизация средств имеет важное экономическое и политическое значение, поскольку мобилизуемые доходы служат одним из главных орудий претворения в жизнь намечаемых государством мероприятий. Это даёт возможность маневрировать ресурсами, сосредоточить их на решающих участках экономического и социального развития, осуществлять единую экономическую и финансовую политику на территории страны /1/.

1.2 Функции бюджета государства



Бюджет государства выполняет функции, совокупность которых представлены на рис. 1.


Распределительная

Координирующая




Функции

бюджета государства


Организационная

Регулирующая



Социальная

Контрольная



Рисунок 1 – Функции бюджета государства
1. Федеральный бюджет – основное орудие перераспределения национального дохода и ВВП. Бюджет широко используется для межотраслевого и территориального перераспределения финансовых ресурсов с учётом требований наиболее рационального размещения производительных сил, подъёма экономики и культуры на всей территории России, включая республики, края, области, районы.

В условиях рыночных отношений средства бюджета должны направляться прежде всего на финансирование комплексных целевых программ, наращивание научно-технического потенциала, ускорение социального развития и социальную защищённость наименее обеспеченных слоёв населения.

В современных условиях наиболее приоритетны агропромышленный, топливно-энергетический, военно-промышленный комплексы и транспорт. Бюджет способствует формированию рациональной структуры общественного производства, улучшению пропорций, более эффективному использованию государственных средств /11/.

Через бюджет финансируются бюджетополучатели – организации производственной и непроизводственной сферы, являющиеся получателями или распределителями бюджетных средств. Таким образом, расходы бюджета носят транзитный характер. В бюджете только определяются размеры бюджетных расходов по статьям затрат, а непосредственные расходы осуществляют бюджетополучатели. Кроме того, за счёт расходов бюджета происходит перераспределение бюджетных средств по уровням бюджетной системы через дотации, субвенции, субсидии и бюджетные ссуды /14/.

2. Через расходы и налоги бюджет выступает важным инструментом регулирования и стимулирования экономики и инвестиций, повышения эффективности производства. Государственная поддержка оказывается передовым отраслям хозяйства – авиастроению, космическим программам, атомной промышленности, энергомашиностроению и некоторым другим. Такая поддержка связана также с реализацией высокоэффективных и быстро окупаемых проектов. Для регулирования экономики должна активно использоваться налоговая политика путём применения соответствующего налогового механизма.

3. Важное значение имеет социальная направленность бюджетных средств. Культура в широком смысле – один из центральных компонентов экономического развития. Ускоренное развитие человеческих способностей – главный двигатель человеческого прогресса. В социальной политике приоритеты – поддержка наименее защищённых слоёв населения (пенсионеров, инвалидов, студентов, безработных, малообеспеченных семей), а также учреждений здравоохранения, образования и культуры. Должны быть существенно усилены гарантии социальных и экономических прав граждан России, проводиться активная социальная политика, обеспечивающая адресную защиту социально слабых слоёв населения, обеспечено эффективное использование денежных средств, выделяемых на социальные цели, на решение жилищной проблемы /11/.

4. В процессе финансового планирования бюджет оказывает наибольшее воздействие на отрасли хозяйства и учреждения непроизводственной сферы. Будучи основным финансовым планом образования и использовании государственного фонда денежных средств, бюджет связан со всеми предприятиями и организациями /7/.

5. Бюджет государства выполняет функцию организатора распределительных процессов в народном хозяйстве. Хотя через бюджет распределяется не весь чистый доход, создаваемый на предприятиях различных форм собственности сферы материального производства, он влияет на размеры накоплений, определение оптимальной структуры доходов по финансовым планам предприятий и отраслей хозяйства.

В процессе бюджетного планирования устанавливается наиболее целесообразное соотношение между централизованными и децентрализованными фондами денежных средств, определяются размеры финансовых ресурсов, концентрируемых в финансовых планах предприятий, а также степень участия предприятий в формировании доходов бюджетной системы и прежде всего федерального бюджета Российской Федерации /14/.

6. В процессе бюджетного планирования и исполнения бюджета осуществляется контроль за финансово-хозяйственной деятельностью народного хозяйства. В условиях перехода на рыночные механизмы значение бюджетного контроля в процессе мобилизации ресурсов и их использовании усиливается /10/.

^ 1.3 Доходы и расходы бюджета государства

Доходы государственного бюджета – часть централизованных финансовых ресурсов государства, необходимых для выполнения его функций. Они выражают экономические отношения, возникающие в процессе формирования фондов денежных средств, и поступают в распоряжение органов власти разного уровня.

До перехода на рыночные отношения доходы государственного бюджета базировались на денежных накоплениях государственных предприятий. Они занимали более 90 % общей суммы доходов бюджета и в основном состояли из двух платежей – налога с оборота и платежей из прибыли. Такая система просуществовала с 1930 по 1990 гг. Введённые в 1980-е гг. нормативные платежи из прибыли в виде платы за производственные фонды, трудовые ресурсы и др. не смогли изменить систему платежей, и она продолжала ориентироваться на индивидуальные результаты деятельности отдельных предприятий.

В условиях перехода на рыночные механизмы доходы бюджетной системы претерпели коренные изменения. Основными доходами в Российской Федерации, как и в странах с развитой рыночной экономикой, стали налоги.

Расходы государственного бюджета представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих задач и функций.

Расходы федерального бюджета РФ классифицируются:

1) по своей роли в процессе воспроизводства – на затраты, связанные с финансированием материального производства и содержанием непроизводственной сферы;

б) по функциональному назначению – на расходы на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, оборону страны, содержание аппарата управления, на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности, на фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу, на расходы по обслуживанию государственного долга.

Каждая из групп расходов делится по ведомственному признаку.

Осуществление расходов бюджета производится путём бюджетного финансирования, к основным принципам которого относятся:

1) достижение максимального эффекта при минимальных затратах;

2) целевой характер использования бюджетных ассигнований;

3) предоставление бюджетных средств в меру выполнения производственных показателей и с учётом использования ранее отпущенных ассигнований;

4) безвозвратность бюджетных ассигнований.

Динамика доходов и расходов государственного бюджета Российской Федерации показана в таблице 1.
^

Таблица 1 - Доходы и расходы федерального бюджета в 1999-2008 гг.


тыс. руб.

Год

Расходы

Доходы

Профицит (+), дефицит (-) бюджета

1999

575 046,6

473 676,1

-101 370,5

2000

1 014 196,3

1 103 217,0

+89 020,7

2001

1 593 978,1

1 321 902,7

+272 075,4

2002

1 947 386,3

2 125 718,2

+178 331,9

2003

2 414 352,2

2 562 606,9

+148 254,7

2004

2 768 085,8

3 273 844,6

+505 758,8

2005

3 539 450,6

4 979 756,6

+1 440 306,0

2006

4 431 076,8

6 170 484,6

+1 739 407,8

2007

5 463 479,9

6 965 317,2

+1 501 837,3

2008

(план)

5 463 500,0

6 965 400,0

1 501 900,0

^

Рисунок 2 – Динамика доходов и расходов государственного бюджета Российской федерации в 1999-2008 гг.




Согласно данным таблицы 1 до 2000 г. расходы государственного бюджета России устойчиво превышали его доходы, в результате чего бюджет был дефицитным. Начиная с 2000 г. и по настоящее время бюджет является профицитным, при этом положительный разрыв между доходами и расходами продолжает увеличиваться.

РИА «Новости» сообщает, что доходы федерального бюджета в 2008 году составят 19,1% ВВП. Эти расходы - табу, их не сможет распределить ни правительство, ни Госдума. Они утверждаются на индексацию зарплат и проведение дополнительных программ в расходной части бюджета.

Ранее сообщалось, что в 2007 году доходы бюджета запланированы в размере 6 триллионов 965,3 миллиарда рублей, расходы - 5 триллионов 463,5 миллиарда рублей. Профицит бюджета составит 1 триллион 501,9 миллиарда рублей /15/.


2 Бюджетная система и основы её построения
^ 2.1 Сущность бюджетной системы и её звенья

Бюджетная система – это совокупность бюджетов государства, административно-территориальных образований, самостоятельных в бюджетном отношении государственных учреждений и фондов, основанная на экономических отношениях, государственном устройстве и правовых нормах.

Бюджетная система – главное звено финансовой системы государства. Она состоит из бюджетов трех уровней, охарактеризованных в таблице 2.
Таблица 2 – Уровни бюджетной системы России


Уровень

Бюджеты уровня

I уровень

Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов

II уровень

Бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов

III уровень

Местные бюджеты


Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов; бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов — в форме законов субъектов РФ; местные бюджеты разрабатываются и утверждаются правовыми актами представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований /8/.

Государственный внебюджетный Фонд — централизованный фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и предназначенный для реализации прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение, охрану здоровья и медицинскую помощь /14/.

Федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ составляют консолидированный бюджет РФ. Бюджет субъекта РФ и консолидированные бюджеты муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта РФ. Бюджет муниципального образования и бюджеты муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет муниципального образования. В составе бюджета образуются целевые бюджетные фонды /6/.


Рисунок 3 – Схема бюджетной системы РФ
Целевой бюджетный фонд — централизованный фонд денежных средств, создаваемый за счет доходов, используемых по целевому назначению, или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов или других поступлений и используемый по отдельной смете.

Средства целевого бюджетного фонда не могут быть использованы на цели, не соответствующие назначению целевого бюджетного фонда.

Помимо вышеперечисленных видов бюджетов существует еще консолидированный бюджет, который представляет собой свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории. Например, консолидированный бюджет РФ включает в себя федеральный бюджет плюс бюджеты субъектов Российской Федерации /12/.

Законодательство, регулирующее деятельность бюджетной системы, состоит из:

  • бюджетного кодекса и федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий год;

  • законов субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ на соответствующий год;

  • нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах на соответствующий год и других федеральных законов;

  • законов субъектов РФ и нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления /6/.

^ 2.2 Принципы функционирования бюджетной системы

Принципы функционирования бюджетной системы:

  • единство бюджетной системы;

  • разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;

  • самостоятельность бюджетов;

  • полнота отражения доходов и расходов бюджетов, а также государственных внебюджетных фондов;

  • сбалансированность бюджетов;

  • эффективность и экономность использования бюджетных средств; общее или совокупное покрытие расходов бюджетов;

  • гласность;

  • достоверность бюджета;

  • адресность и целевой характер использования бюджетных средств /5/.

Рассмотрим содержание основных принципов бюджетной системы.

1. Единство бюджетной системы: единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса, санкций за нарушения бюджетного законодательства, единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.

2. Разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы: закрепление соответствующих видов доходов полностью или частично и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти Российской Федерации, государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления.

3. Самостоятельность бюджетов предполагает:

- право законодательных и представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;

- наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня бюджетной системы;

- законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов;

- право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять направления расходования средств, источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов;

- недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения законов о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов;

- недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней бюджетной системы потерь в доходах и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения законов о бюджете, кроме случаев, связанных с изменением законодательства.

4. Полнота отражения доходов и расходов бюджетов и государственных внебюджетных фондов: все доходы и расходы бюджетов и государственных внебюджетных фондов и другие обязательные поступления отражаются в бюджетах и государственных внебюджетных фондах в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе.

Налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и других обязательных платежей полностью учитываются отдельно по доходам и по расходам бюджетов и государственных внебюджетных фондов.

5. Сбалансированность бюджета: объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При этом может иметь место дефицит доходов и расходов, а также первичный профицит бюджета.

6. Эффективность и экономность использования бюджетных средств: при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

7. Общее или совокупное покрытие расходов: все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений от источников финансирования его дефицита. Доходы бюджета и поступления от источников финансирования его дефицита могут быть направлены на финансирование определенных расходов бюджета только при финансировании целевых бюджетных фондов, а также в случае централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы.

8. Гласность означает: 1) опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов; 2) открытость процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного или представительного органа государственной власти, либо между законодательным или представительным и исполнительным органами государственной власти.

9. Достоверность бюджета: надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

10. Адресность и целевой характер бюджетных средств: бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретным получателям бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей /12/.

^ 2.3 Бюджетная классификация

В системе государственных финансов бюджетная классификация обеспечивает учет и систематизацию информации о состоянии бюджета.

Бюджетная классификация представляет собой группировку доходов и расходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов и используется для составления и исполнения бюджетов, обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы.

Бюджетная классификация Российской Федерации включает классификацию доходов бюджетов и функциональную классификацию расходов бюджетов /11/.

Классификация доходов бюджетов — это группировка доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы в соответствии с источниками их формирования, установленными соответствующими законодательными актами. Группы доходов состоят из статей доходов, объединяющих конкретные виды доходов по источникам и способам их получения /5/.

Функциональная классификация расходов бюджетов представляет собой группировку расходов бюджетов всех уровней и отражает направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства.

Первый уровень функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации – разделы, второй уровень подразделы, конкретизирующие направление бюджетных средств на выполнение функций государства в пределах разделов, третий уровень – целевые статьи расходов федерального бюджета, отражающие финансирование расходов по конкретным направлениям деятельности главных распорядителей средств в пределах подразделов функциональной классификации расходов бюджетов, четвертый уровень – виды расходов федерального бюджета, детализирующие направление финансирования расходов по целевым статьям /14/.

Расходы федерального бюджета по главным распорядителям средств, по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации расходов бюджетов, группам расходов, предметным статьям, подстатьям и элементам расходов экономической классификации расходов бюджетов утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Экономическая классификация расходов бюджетов — это группировка расходов бюджетов всех уровней по их экономическому содержанию. Она включает текущие и капитальные статьи расходов. На ее основе составляются сметы бюджетных учреждений.

Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов является группировкой заемных средств, привлекаемых Российской Федерацией, субъектами РФ и органами местного самоуправления для покрытия дефицитов соответствующих бюджетов.

Ведомственная классификация расходов федерального бюджета представляет собой группировку расходов, отражающую распределение бюджетных средств по главным распорядителям средств федерального бюджета.

Ведомственная классификация расходов бюджетов субъектов РФ является группировкой расходов бюджетов субъектов РФ и отражает распределение бюджетных ассигнований по главным; распорядителям средств бюджетов субъектов РФ по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации расходов бюджетов, группам расходов, предметным статьям, подстатьям и элементам расходов экономической классификации расходов бюджетов.

Ведомственная классификация расходов местных бюджетов представляет собой группировку расходов местных бюджетов и отражает распределение бюджетных ассигнований по главным распорядителям средств местных бюджетов по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации расходов бюджетов, группам расходов, предметным статьям, подстатьям и элементам расходов экономической классификации расходов бюджетов /7/.

Перечни главных распорядителей средств бюджетов субъектов РФ и распорядителей средств местных бюджетов утверждаются соответственно органом исполнительной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления.

Бюджетная классификация в части классификации доходов: бюджетов, функциональной классификации расходов бюджетов, экономической классификации расходов бюджетов, классификации источников финансирования дефицитов бюджетов едина для бюджетов всех уровней бюджетной системы и утверждается федеральным законом.

Законодательные или представительные органы субъектов РФ и органы местного самоуправления могут производить дальнейшую детализацию объектов бюджетной классификации в части целевых статей и видов расходов, не нарушая общих принципов построения и единства бюджетной классификации РФ.

В бюджетной классификации приводится также перечень прямых получателей средств из федерального бюджета. Она включает целевые статьи расходов федерального бюджета, виды расходов федерального бюджета.

Бюджетная классификация утверждается в форме закона, в который вносятся изменения и дополнения одновременно с принятием закона о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год. Совершенствование бюджетной классификации позволит повысить эффективность мобилизации и использования бюджетных средств, обеспечить прозрачность бюджетов всех уровней и оптимизировать учетную политику /11/.

Общая характеристика бюджетной классификации представлена в Приложении А.
3 Роль бюджета в системе расширенного воспроизводства
^ 3.1 Бюджетное финансировании целевых программ и расширенное воспроизводство

Расширенное воспроизводство представляет собой воспроизводство во все увеличивающихся размерах /12/.

Для обеспечения расширенного воспроизводства необходимо привлечение как частных, так и государственных инвестиций. Государство обеспечивает расширенное воспроизводство за счёт финансирования целевых программ.

Федеральные целевые программы – это увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение целевых задач и требующих государственной поддержки /12/.

В «Газете» от 25 апреля 2007 года приводятся следующие цифры: «На 2008 год запланировано увеличение финансирования целевых федеральных программ на 100 миллиардов рублей. Всего на федеральные программы планируется выделить 472 миллиарда рублей, а по ряду проектов финансирование будет удвоено. Так, на программу «Дети России» в 2008 году направят на 70 % больше денег, а финансирование программы «Жилище» увеличится с 28 до 45 миллиардов рублей.

Впрочем, в правительстве пока не уверены, где будут брать деньги. Результаты проверки, проведенной Счетной палатой в декабре 2006 года показали, что из 54 целевых программ полностью были профинансированы только 30» /15/.

Общий объем финансирования федеральных целевых программ (ФЦП) в 2008 г составит 690,75 млрд. рублей, в 2009 году - 744,1 млрд. рублей, в 2010 году - 503,4 млрд. рублей. Об этом сообщила правительственная пресс-служба со ссылкой на материалы Минэкономразвития, представленные к заседанию правительства РФ 26 апреля 2007 г., на котором был рассмотрен перечень ФЦП, подлежащих финансированию из федерального бюджета в 2008-2010 гг. Как сообщает ИТАР-ТАСС, в 2008 году планируется финансировать из федерального бюджета 48 ФЦП (без учета программ закрытого характера), в 2009 г - 47 программ, в 2010 г - 46 программ. Имеются также поручения президента РФ о разработке и включении в перечень 7 ФЦП, финансирование которых должно начаться в следующем году, но которые пока не разработаны. Речь идет о новой программе социально-экономического развития Чеченской республики, ФЦП «Юг России», программе обеспечения ядерной радиационной безопасности, программы развития инфраструктуры наноиндустрии, ФЦП развития космодрома Плесецк, программе развития электронной компонентной базы и программе социально-экономического и этнокультурного развития российских немцев. Пока финансирование объектов данных ФЦП предусмотрено в рамках Федеральной адресной инвестиционной программы (ФАИП).

На развитие и модернизацию производственных комплексов в 2008 году предусмотрены средства в размере 295,7 млрд. рублей, или 51,4% от общего объема средств, предусмотренных на реализацию ФАИП, что на 83,5 млрд. рублей или 28,2% больше, чем в 2007 году. В 2009 году на эти цели планируется направить 307,6 млрд. рублей (54,9% от общего объема ФАИП), в 2010 году - 140,6 млрд. рублей (35,8%).

Как и в предшествующие годы, одним из приоритетных направлений государственных инвестиций остается создание условий для обеспечения расширенного воспроизводства и ускорения экономического роста за счет развития производственной инфраструктуры, в том числе транспортной, трубопроводной и информационно–коммуникационной.

В 2008-2010 годах будет продолжено строительство и реконструкция ряда автодорог, в частности, строительство дорог «Амур» Чита – Хабаровск, Джубга – Сочи, первой и второй очередей кольцевой автодороги вокруг Санкт-Петербурга; реконструкция автодорог М-5 «Урал», М-4 «Дон».

Будет продолжено строительство и реконструкция систем энергообеспечения Курил, строительство и расширение пяти АЭС, продолжится строительство газопроводов.

Часть капитальных вложений будет направлена на строительство защитных сооружений от наводнений в Санкт–Петербурге, инженерную защиту от паводковых вод в городах Ленск и Якутск Республики Саха (Якутия), а также на мероприятия по берегоукреплению и защите участков берега озера Байкал в Республике Бурятия.

По направлению «Медицинская промышленность» продолжится строительство Приволжского окружного медицинского центра экспертизы качества препаратов крови в городе Кирове.

Также в 2008–2010 годах будет продолжено строительство линий метрополитенов в 11 городах.

В плановом периоде будет продолжена работа, направленная, в частности, на развитие оборонно-промышленного комплекса, отечественной авиации и самолетостроения, формирование научного задела и научного сопровождения, обеспечивающих развитие отечественной авиационной техники. Планируется создание двух самолетов Ту-214ПУ, самолета Ил-96-300, двух самолетов Ту-214 с самолетными узлами связи и четырех вертолетов Ми-8 с узлами связи, строительство нового комплекса следственного изолятора № 1 в городе Санкт-Петербурге, Алтайского оптико-лазерного центра, реконструкция и техническое перевооружение гироскопического производства НПЦ автоматики и приборостроения имени академика Пилюгина в Москве.

Таким образом, сформированный проект федеральной адресной инвестиционной программы на 2008 – 2010 годы является логическим продолжением программы, реализуемой в 2007 году, и направлен на реализацию важнейшей стратегической цели России – обеспечение расширенного воспроизводства /15/.

^ 3.2 Бюджетные ассигнования в форме кредитов, субсидий и инвестиций

Важнейшим инструментом, способствующим обеспечению расширенного воспроизводства, на протяжении долгого времени оставались целевые бюджетные кредиты /10/.

Бюджетные кредиты предусматривались в бюджете на текущий финансовый год. Но поскольку их выделение связано с финансированием мероприятий долгосрочного характера, возникала необходимость в преемственности программ кредитования на протяжении нескольких финансовых лет.

Подавляющая часть бюджетных кредитов предоставлялась на условиях возмездности и возвратности /12/.

Средства федерального бюджета на возвратной основе предоставлялись через федеральные органы исполнительной власти, администрации субъектов РФ, банки и другие российские юридические лица, являющиеся агентами Правительства P Ф. При предоставлении бюджетных ссуд иногда использовалась вексельная форма оформления задолженности.

В соответствии с изменениями в Бюджетный кодекс РФ, внесенными 8 ноября 2007 года, бюджетные кредиты могут выдаваться либо муниципальным образованиям, либо юридическим лицам (начиная с 2008 года) в виде целевых иностранных кредитов. Таким образом, категория «государственный кредит» в текущем году существенно изменит своё содержание.

С 1 января 2008 г. вклад бюджета в обеспечение расширенного производства будет осуществляться в форме субсидий и инвестиций.

Субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг).

Субсидии предоставляются из федерального бюджета в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации /1/.

Предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными и муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, влечет возникновение права государственной или муниципальной собственности на эквивалентную часть уставных (складочных) капиталов указанных юридических лиц, которое оформляется участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах таких юридических лиц в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации /1/.

^ 3.3 Бюджет развития и расширенное воспроизводство

Бюджет развития — составная часть бюджета, обеспечивающая целевое инвестиционное бюджетное финансирование и предусматривающая механизм выделения бюджетных ассигнований на инвестиционные цели /11/.

К источникам формирования бюджета развития относятся:

  • связанные иностранные инвестиционные кредиты под гарантии Правительства РФ;

  • фиксированная доля поступлений в бюджет от реализации всех форм государственных долговых обязательств на внутренних и внешних рынках.

В составе бюджета развития учитываются:

  • связанные иностранные инвестиционные кредиты, распределяемые на конкурсной и возвратной основе;

  • средства из источников внутреннего заимствования;

  • доля средств от приватизации;

  • доля в обязательствах РФ, номинированных в иностранной валюте, — евробонды.

Через бюджет развития осуществляется выделение государственных гарантий, которые могут гарантировать до 40% рисков частных соинвесторов, участвующих в проектах бюджета развития собственными средствами.

Важнейшими принципами выделения государственных инвестиций через бюджет развития являются:

1) высокая экономическая эффективность реализуемых проектов;

2) исключительно долевой характер финансирования и диверсификация риска государства с частным капиталом;

3) конкурсность, срочность, возвратность и платность выделяемых на инвестиционные нужды средств.

Повышению эффективности расходования инвестиционных средств через бюджет развития способствуют:

1) конкурсное размещение государственных инвестиционных ресурсов для реализации проектов, выдвигаемых предприятиями, с учетом максимального межотраслевого и мультипликативного эффекта;

2) развитие системы государственных гарантий под высокоэффективные и быстроокупаемые проекты для привлечения капитала кредитно-финансовых институтов и других инвесторов, включая иностранных, и с этой целью — принятие государством на себя части инвестиционных рисков, в том числе их диверсификация с частным капиталом;

3) предоставление средств предприятиям, не имеющим просроченной задолженности по ранее предоставленным из федерального бюджета средствам на возвратной основе;

4) безусловное направление сумм, поступающих в виде возврата выданных ранее средств и начисленных по ним процентов в бюджет развития.

В целях обеспечения контроля за целевым использованием государственных средств бюджета развития, своевременным и полным возвратом предоставленных средств необходимо:

1) разделение функций расчетного банка — агента, обслуживающего проект, и банка-соинвестора, участвующего в реализации проекта собственными средствами;

2) запрет на перечисления средств бюджета развития на счета заемщиков или банков-соинвесторов; обязательное проведение заемщиком, победившим в инвестиционном конкурсе, тендера среди поставщиков товаров и услуг, необходимых для реализации проекта; составление по результатам тендера графика платежей, обязательного к исполнению расчетным банком-агентом;

3) заключение с предприятием — заемщиком кредитного соглашения, в котором определяется конкретное целевое использование выделенных средств; указываются залоговые обязательства и другие виды обеспечения возврата заемных средств, сроки возврата основного долга и проценты за пользование средствами, ответственность заемщиков и другие условия для осуществления надлежащего контроля за целевым использованием выделенных средств;

4) открытие заемщиком блокированного накопительного счета для зачисления предприятием полученной выручки от производственной или коммерческой деятельности; режим такого счета позволяет обеспечивать своевременное погашение задолженности предприятия-заемщика перед бюджетом и частными соинвесторами;

5) предоставление гарантии банка о возврате заемных средств;

6) платежные обязательства субъекта РФ по возмещению затрат федерального бюджета;

7) заключение договора о предоставлении в залог принадлежащего предприятию-заемщику имущества с целью его возможной реализации в случае неспособности заемщика использовать свои обязательства перед федеральным бюджетом согласно кредитному соглашению;

8) взимание штрафа за нецелевое использование и несвоевременный возврат средств бюджета развития.

Бюджет развития реализует цели среднесрочной правительственной программы. Этому, в частности, способствует:

  • обеспечение его направленности на решение неотложных задач восстановления экономики;

  • обеспечение преемственности среднесрочного и годового бюджета развития, на принципах индикативного бюджетного планирования;

  • расширение финансовой базы бюджета развития, в том числе путем мобилизации дополнительных источников пополнения его доходов, развития механизмов синдицированного кредитования и реинвестирования получаемых доходов /8/.


Заключение

Государственный бюджет – главное звено бюджетной системы. Он выражает экономические денежные отношения, опосредующие процесс образования и использования централизованного фонда денежных средств государства.

Государственный бюджет выполняет следующие основные функции:

а) перераспределительную – распределяет национальный доход и ВВП;

б) регулирующую – выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики и инвестиций, повышения эффективности производства;

в) социальную – обеспечивает социальную поддержку наименее защищённых слоёв населения;

г) контрольную – осуществляет контроль за финансово-хозяйственной деятельностью народного хозяйства.

Расходы государственного бюджета на протяжении последнего десятилетия ХХ в. стабильно превышали его доходы (бюджет был дефицитным). В 2000 г. наметилось некоторое оживление экономики, в связи с чем начиная с 2000 г. и по настоящее время бюджет является профицитным, при этом положительный разрыв между доходами и расходами продолжает увеличиваться.

К основным проблемам формирования государственного бюджета относятся несовершенство налоговой системы, незащищённость расходов бюджета на инвестиционные цели, неплатёжеспособность значительной части предприятий и т.д.

Приоритетными направлениями финансово-бюджетной политики в настоящее время является обеспечение экономического роста, поддержание достойного уровня жизни населения, стабилизация кредитно-денежной системы, укрепление курса рубля, оптимизация налоговой нагрузки, снижение неплатежей, стимулирование частных инвестиций и т.д.

Бюджетная система представляет собой совокупность бюджетов государства, административно-территориальных образований, самостоятельных в бюджетном отношении государственных учреждений и фондов, основанная на экономических отношениях, государственном устройстве и правовых нормах.

Бюджетная система России состоит из федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов (1 уровень), бюджетов субъектов РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов (2 уровень) и местных бюджетов (3 уровень).

Бюджет играет первостепенно важную роль в системе расширенного воспроизводства. Он оказывает влияние на расширенное воспроизводство посредством кредитования, субсидирования и инвестирования товаропроизводителей, а также посредством бюджета развития.

^ Список использованных источников



  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (с изм. и доп. по сост. на 30 декабря 2006 г.) // Система «Гарант». – [Электронный ресурс].

  2. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год» // Система «Гарант». – [Электронный ресурс].

  3. Федеральный закон от 19 декабря 2006 г. N 238-ФЗ «О федеральном бюджете на 2007 год» // Система «Гарант». – [Электронный ресурс].

  4. Федеральный закон от 26 декабря 2005 г. N 189-ФЗ «О федеральном бюджете на 2006 год» (с изм. и доп. от 26 июля, 1 декабря 2006 г.) // Система «Гарант». – [Электронный ресурс].

  5. Аронин, В.А. Бюджет – не мёртвая схема // Российская Федерация сегодня. – 2006. - № 10. – С. 22 – 23.

  6. Бобкова, О.В. Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации / О.В. Бобкова, М.С. Борисов, А.М. Гатин и др. // Система «Гарант». – [Электронный ресурс].

  7. Радина, В.А. Бюджетному рублю – особый счёт: [Беседа с Государственным управляющим Федеральным государственным имущественным комплексом организации казначейских расчётов, Управляющим делами Президента Российской Федерации / Записала Н. Матвеева] // Российская Федерация сегодня. – 2007. - № 5. – С. 48 – 50.

  8. Дробозина, Л.А. Финансы: учебное пособие. – М.: ЮНИТИ, 2003. – 364 с.

  9. Ковалёва, М.А. Финансы: учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 220 с.

  10. Лавров, А.М. Бюджетная реформа в России: От управления затратами к управлению результатами. — М.: КомКнига, 2005. – 122 с.

  11. Литовских, А.М. Финансы, денежное обращение и кредит: учебное пособие / А.М. Литовских, И.К. Шевченко. – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003. – 233 с.

  12. Нешитой, А.С. Бюджетная система Российской Федерации: учебник для вузов. – М.: Экзамен, 2005. – 308 с.

  13.  Бюджетная система России: учебник для вузов; под ред. проф. Г.Б. Поляка. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 550 с.

  14. Бабич, А.М. Государственные и муниципальные финансы: учебное пособие / А.М. Бабич, Л.Н. Павлова. – М.: Экономика, 2002. – 254 с.

  15. Финансирование федеральных целевых программ в 2008 году составит 690,75 млрд. рублей // Газета. – 2007. – 25 апреля.


Приложение А

(справочное)
Бюджетная классификация



Скачать файл (288 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru