Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Лекции по социологии управления - файл 4.doc


Загрузка...
Лекции по социологии управления
скачать (7689.3 kb.)

Доступные файлы (49):

л 11.doc156kb.06.12.2009 22:01скачать
л1.doc131kb.06.12.2009 21:59скачать
л2.doc92kb.06.12.2009 22:00скачать
л 3.doc104kb.06.12.2009 22:00скачать
л 4.doc113kb.06.12.2009 19:27скачать
л 5.doc70kb.06.12.2009 19:35скачать
л 6.doc133kb.06.12.2009 19:37скачать
1.doc229kb.24.11.2010 21:56скачать
2.doc26kb.29.11.2010 23:29скачать
3.doc84kb.01.12.2010 13:49скачать
4.doc53kb.01.12.2010 13:56скачать
Тема 10 ноябрь 2010.doc99kb.02.12.2010 13:19скачать
Введение.doc279kb.02.12.2010 12:25скачать
Глава 1.doc1407kb.17.03.2010 13:43скачать
Глава 2.doc1167kb.17.03.2010 16:44скачать
Глава 3.doc1266kb.17.03.2010 20:47скачать
Глава 4.doc696kb.17.03.2010 20:53скачать
Глава 5.doc906kb.21.03.2010 15:17скачать
Глава 6.doc712kb.21.03.2010 15:45скачать
Глава 7.docскачать
Глава 9.doc466kb.24.11.2010 22:02скачать
Тема 11 ноябрь 2010.doc156kb.02.12.2010 12:19скачать
Валентин МИХЕЕВ.doc66kb.30.11.2010 02:28скачать
Тема 12 ноябрь 2010.doc112kb.02.12.2010 13:16скачать
1..doc106kb.24.11.2010 21:05скачать
тема 14 сентябрь 1009.doc102kb.02.12.2010 13:37скачать
Тема 15.doc190kb.31.10.2008 11:24скачать
Тема 16.doc87kb.31.10.2008 11:26скачать
Тема 17.doc95kb.31.10.2008 11:27скачать
Тема 7.doc127kb.31.10.2008 11:13скачать
Тема 8.doc83kb.01.12.2010 10:45скачать
Андреев А Л Социология техники.doc383kb.01.12.2010 11:24скачать
Кравченко Тюрина Социология управления.doc207kb.01.12.2010 13:17скачать
Тема 9.doc137kb.02.12.2010 13:35скачать
УМК Социология управления 2010.doc381kb.19.01.2010 13:12скачать
Вагурин1.doc210kb.15.11.2006 18:07скачать
Вагурин2.doc218kb.15.11.2006 18:34скачать
Глава 1.doc555kb.26.11.2010 11:59скачать
Глава 2.doc615kb.29.11.2010 18:21скачать
Глава 3.doc540kb.27.11.2010 12:53скачать
Глава 4.doc681kb.27.11.2010 21:58скачать
Глава 5.doc865kb.28.11.2010 19:54скачать
Предисловие.doc64kb.25.11.2010 14:32скачать
Гл1.doc184kb.06.12.2006 19:43скачать
Гл2.doc93kb.15.02.2006 13:21скачать
Гл3.doc135kb.16.02.2006 10:02скачать
Гл4.doc85kb.16.02.2006 10:27скачать
Гл5.doc177kb.16.02.2006 11:22скачать
Гл7.doc92kb.20.02.2007 19:54скачать

4.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Тихонов А.В. Социология управления. М., 2007
Глава 4. Основы социологической теории управления
Проблема управления отношениями на практике сводится к созданию различных форм коммуникаций между участниками процесса совместной деятельности. ( с.406)

В управлении отношениями нас интересует проблема функцио­нально необходимых и фактически складывающихся отношений между людьми в процессе их совместной деятельности.

Если выше мы рассматривали соответствие людей требованиям рабочих мест и роль в этом управленческих решений, то здесь нас интересуют распределение обязанностей (полномочий) между людьми в процессе их совместной деятельности, что является следствием управленческих решений, и взаимные требования и ожидания, складывающиеся спонтанно.

Управление здесь возможно, как мы предполагаем, в диапазоне верхнего и нижнего уровней. Управляющее воздействие должно появиться лишь в тот момент, когда самоорганизация оказывается недостаточной или малоэффективной. Однако это же воздействие может разрушить самоорганизацию, стать диссоциативным факто­ром, что также повлияет на управляемость.

Для исследования этих феноменов предлагается воспользоваться возможностями коммуникационного анализа, где рассматриваются отношения коммуникатора и реципиента, каналы коммуникации, со­держание сообщений, их воздействие на установки и поведение.

В качестве объектов могут быть выделены коммуникационные сети, ситуации переговоров и конфликтов. В любом случае нас бу­дет интересовать установление зависимости коммуникативных ин­теракций от механизма регуляции управленческого типа( с. 411)

Мы исходим из противоположного представления: в системах управления первичной, а значит и основной, является схема отно­шений участников процесса совместной деятельности, которая ге­нетически закладывается организаторами этого процесса, придает ему смысл и направленность. Затем происходит оестествление этой, в общем-то искусственной, схемы. Процесс переходит в ре­жим, когда каждый знает и сознательно выполняет свои обязанно­сти. Неформальные отношения, возникающие в силу человеческо­го характера любого взаимодействия, в общем не нарушают схема­тическую технологию совместной деятельности.

Настоящая проблема начинается тогда, когда в силу изменив­шихся обстоятельств необходимо перепрограммировать сложив­шиеся в процессе совместной деятельности отношения. Здесь управление сталкивается с проблемой синзитивности (чувстви­тельности) к внешнему вмешательству уже сложившегося сплава формально-неформальных взаимодействий. Нельзя исключать, что есть и такие состояния взаимодействий, которые уже не подлежат перепрограммированию.

Это обозначает, что управление в определенных ситуациях пе­рестает быть доминирующим субъектом в установлении смысла и направленности совместной деятельности. Во всяком случае, мож­но предположить, что внешнее вмешательство имеет свой диапа­зон действия, за пределами которого оно превращается в асоци­альный, или разрушающий, фактор. Хотя и такое вмешательство в определенных случаях имеет смысл. Для проверки этих предполо­жений требуются специальные исследования. В социологии управ­ления в этих целях используется коммуникационный анализ.

Метод установления в процедурах коммуникационного анализа

Под коммуникацией здесь понимается такое отношение между участниками совместной деятельности, которое сопровождается передачей сообщения от одного действующего лица к другому на
^ Глава 5. Методологическая организация исследования...

основе диалога. Сам факт обмена сообщениями (текстами) и ста­новится объектом анализа.

С самого начала зарождения коммуникационного анализа как исследовательской процедуры в нем был заложен методологиче­ский изъян: коммуникация стала рассматриваться отдельно от ба­зового вида совместной деятельности. Для иллюстрации этого те­зиса можно сослаться на краткую историческую справку, пред-__—ставленную Э. Роджерсом и Р. Агарвала-Роджерс в работе, специально посвященной связи коммуникации и организационного поведения.

Они утверждают, что первая модель коммуникации была пред­ложена еще Аристотелем, который выделил оратора, речь и ауди­торию в качестве основных элементов акта коммуникации. Намно­го позднее, в 40-х годах XX века, понятие коммуникации распро­странялось под влиянием теории информации К. Шеннона, являющейся важнейшим разделом кибернетики

В полном соответствии с математико-техницистским взглядом на социальную реальность математик К. Шеннон и инженер-электротехник У. Уивер анализировали коммуникацию между людьми, используя пять элементов: 1) источник, 2) передатчик, 3) сигнал, 4) получатель и 5) назначение.

Продолжая ту же аналогию, У. Шрэм уточнил: благодаря тому, что отправитель и получатель сообщения имеют «некоторый об­щий опыт», сообщение кодируется одной стороной и декодируется другой, что позволяет передавать его смысл.

По всей видимости, только Уэстли и Маклин сделали реши­тельный шаг в направлении социологизации представления о ком­муникации: они ввели различие между отдельными ролями в этом процессе, подчеркнули значение обратной связи и обмена инфор­мацией с внешней средой . В итоге сложилась модель социальной коммуникации, вполне пригодная для того, чтобы стать единицей социологического анализа. Это так называемая модель ИСКП2. Ее элементами являются:

  1. Источник как создатель сообщения.

  2. Сообщение как определенная идея, являющаяся стимулом для получателя. Сообщение состоит из символов, которые имеют определенный смысл и значение для обеих сторон и подвергаются ими с этих позиций интерпретации.

Роджерс Э., Агарвала-Роджерс Р. Коммуникации в организациях. М., 1980. С. 24-25.

2 Там же. С. 25-28.

432

  1. Канал - это средство (в том числе техническое), с помощью которого передается сообщение.

  2. Получатель - наиболее важный элемент коммуникации, поскольку последняя строится именно ради того, чтобы получа­тель произвел определенные действия под влиянием сообщения.

Кроме того, следует выделить результаты коммуникации и ме­ханизм обратной связи. Известны три вида результата коммуника­ции: 1) приращение знания, 2) изменение установок, 3) изменение поведения получателя сообщения. Обратная связь — это особая форма взаимодействия. Это реакция получателя на источник, на канал, на сообщение, и она может быть положительной, отрица­тельной или нейтральной (безразличной).

Источник и получатель являются социальными субъектами со своими статусами, социальными позициями, ролями и ролевым исполнением.

Исследовательский интерес в применении этой модели перво­начально мало отличался от решения задачи определения условий прохождения неискаженной информации. В скрытом виде это бы­ла чисто управленческая задача, поставленная в механической па­радигме. Источник коммуникации, он же руководитель и создатель формальной организации, выполнял свои функции путем форми­рования устных и письменных приказов или распоряжений. Он же хотел знать, почему эти приказы-распоряжения плохо исполняют­ся. Модель ИСКП была ответом на потребность практики линей­ного управления в получении новых знаний об этом феномене.

В ходе исследований было показано, что пара «источник - по­лучатель» может быть однородной (гомофильной) и неоднородной (гетерофильной). Степень однородности определяется сходством основных действующих лиц по взглядам, образованию, социаль­ному статусу. В гомофильной ситуации коммуникация менее под­вержена так называемому «шуму» (искажению), чем в гетерофиль­ной. «Гетерофильная коммуникация часто сопровождается иска­жением смысла сообщения, задержкой передачи (из-за более длительной подготовки ответа), ограниченностью каналов и ког­нитивным диссонансом (получателю передано сообщение, не со­гласующееся с его взглядами)»1.

Однако, несмотря на то что исследования в этом направлении представляли определенный научный и практический интерес, они были подвергнуты критике в силу присущей данному подходу од-

1 ^ Роджерс Э., Агарвала-Роджерс Р. Коммуникации в организациях. М., 1980. С. 29.

носторонности . Необходимо было научиться рассматривать ком­муникацию с точки зрения интересов не только источника, но и получателя.

^В-итоге в конце 60-х годов произошел сдвиг в исследовании коммуникаций в сторону системной модели, в которой признается паритетность позиций участников коммуникации. «Здесь комму­никация рассматривается как диалог, в котором манипулирование получателем со стороны источника может быть уравновешено об­ратным влиянием получателя на источник»2.

Одним из подходов, который стал использоваться для изучения коммуникаций, явился анализ сетей, суть которого состоит в срав­нении схем межличностных коммуникаций в организациях или их подразделениях со схемами коммуникаций, предусмотренными формальной организационной структурой3. Этот подход наиболее близок к проблемам исследования управления отношениями в со­циологии управления.

Правда, в отличие от анализа сетей, в социологии управления коммуникации не отрываются от совместных действий - той базы, благодаря которой эти коммуникации возникают. Более того, объ­ектом социологического анализа здесь становится не столько соот­ношение формальных и неформальных аспектов коммуникаций (что уже и концептуально и практически малоинтересно), сколько влияние управленческой коммуникации на сплоченность или разобщенность участников совместной деятельности.

Предметом является, как мы уже говорили, программирующая роль схем субординации, вырабатываемых субъектом управления, их продвижение по различным каналам коммуникации ко всем участникам процесса совместной деятельности и влияние на отно­шения кооперации.

Этот подход соединяет линейную и нелинейную модели ком­муникационного анализа с той лишь разницей, что получателем сообщения выступают все участники совместной деятельности, вся коммуникационная сеть - формальная и неформальная.

Подход несет в себе хорошие возможности использования ква­зиэкспериментальной процедуры, поскольку, благодаря частично­му использованию линейной модели типа ИСКП, имеет значитель­ное число контролируемых переменных, влияние которых можно проверить в естественных условиях.

В создании теории коммуникации приняли участие П. Лазарсфельд, Г. Лас-суэл, К. Левин, К. Ховланд и др.

^ Роджерс Э., Агарвала-Роджерс Р. Коммуникации в организациях. М, 1980. С. 33.

Там же. Коммуникационные сети в организациях. С. 110 и др.

434

Квазиэкспериментальной может стать любая ситуация исполь­зования коммуникационных средств для реализации принятого решения, если это решение направлено на изменение ролевого по­ведения участников процесса совместной деятельности. Латент­ным следствием такого решения будет укрепление или ослабление кооперации.

Коммуникационный анализ в социологии управления опирает­ся на некоторые постулаты об устойчивых связях между участни­ками совместной деятельности, их отношениями и коммуникаци­онными связями. Таких постулатов три:

  1. анализ содержания сообщений позволяет определить харак­тер социальных отношений участников, и наоборот;

  2. смысл и значение совместной деятельности могут быть ус­тановлены на основе значений, которые участники коммуникаций придают содержанию и форме сообщения;

  3. эффект вмешательства управляющего механизма в процесс совместной деятельности зависит от состояния коммуникационной сети, от степени ее синзитивности.

Коммуникационный анализ в социологии управления осущест­вляется при помощи следующей процедуры:

  1. выясняется социально-ролевая структура участников совме­стной деятельности (права, обязанности и позиции в формальной организации);

  2. эксплицируется формальная схема отношений между участ­никами в связи с совместным решением актуальной задачи (ре­зультат управленческого решения);

  3. на нейтральном материале эксплицируется неформальная коммуникационная сеть;

  4. делаются предположения о степени синзитивности комму­никационной сети при прохождении линейного управленческого решения;

  5. вводится экспериментальная схема изменения отношений между участниками совместной деятельности по линейным кана­лам коммуникации;

  6. делаются замеры движения содержания по каналам комму­никации, его результат и срабатывание каналов обратной связи;

  7. проверяются гипотезы-следствия и гипотезы-основания.

Устанавливается, в какой мере и при каких условиях линейные

отношения управления становятся вмешательством в ткань фор­мально-неформальных отношений участников процесса совмест­ной деятельности, каков «порог чувствительности» к такому вме­шательству и каковы его следствия. Главное в том, что мы сможем получить неизвестные пока сведения о доминирующем субъекте, реально участвующем в принятии решений.


Скачать файл (7689.3 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru