Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Лекции по социологии управления - файл Тема 10 ноябрь 2010.doc


Загрузка...
Лекции по социологии управления
скачать (7689.3 kb.)

Доступные файлы (49):

л 11.doc156kb.06.12.2009 22:01скачать
л1.doc131kb.06.12.2009 21:59скачать
л2.doc92kb.06.12.2009 22:00скачать
л 3.doc104kb.06.12.2009 22:00скачать
л 4.doc113kb.06.12.2009 19:27скачать
л 5.doc70kb.06.12.2009 19:35скачать
л 6.doc133kb.06.12.2009 19:37скачать
1.doc229kb.24.11.2010 21:56скачать
2.doc26kb.29.11.2010 23:29скачать
3.doc84kb.01.12.2010 13:49скачать
4.doc53kb.01.12.2010 13:56скачать
Тема 10 ноябрь 2010.doc99kb.02.12.2010 13:19скачать
Введение.doc279kb.02.12.2010 12:25скачать
Глава 1.doc1407kb.17.03.2010 13:43скачать
Глава 2.doc1167kb.17.03.2010 16:44скачать
Глава 3.doc1266kb.17.03.2010 20:47скачать
Глава 4.doc696kb.17.03.2010 20:53скачать
Глава 5.doc906kb.21.03.2010 15:17скачать
Глава 6.doc712kb.21.03.2010 15:45скачать
Глава 7.docскачать
Глава 9.doc466kb.24.11.2010 22:02скачать
Тема 11 ноябрь 2010.doc156kb.02.12.2010 12:19скачать
Валентин МИХЕЕВ.doc66kb.30.11.2010 02:28скачать
Тема 12 ноябрь 2010.doc112kb.02.12.2010 13:16скачать
1..doc106kb.24.11.2010 21:05скачать
тема 14 сентябрь 1009.doc102kb.02.12.2010 13:37скачать
Тема 15.doc190kb.31.10.2008 11:24скачать
Тема 16.doc87kb.31.10.2008 11:26скачать
Тема 17.doc95kb.31.10.2008 11:27скачать
Тема 7.doc127kb.31.10.2008 11:13скачать
Тема 8.doc83kb.01.12.2010 10:45скачать
Андреев А Л Социология техники.doc383kb.01.12.2010 11:24скачать
Кравченко Тюрина Социология управления.doc207kb.01.12.2010 13:17скачать
Тема 9.doc137kb.02.12.2010 13:35скачать
УМК Социология управления 2010.doc381kb.19.01.2010 13:12скачать
Вагурин1.doc210kb.15.11.2006 18:07скачать
Вагурин2.doc218kb.15.11.2006 18:34скачать
Глава 1.doc555kb.26.11.2010 11:59скачать
Глава 2.doc615kb.29.11.2010 18:21скачать
Глава 3.doc540kb.27.11.2010 12:53скачать
Глава 4.doc681kb.27.11.2010 21:58скачать
Глава 5.doc865kb.28.11.2010 19:54скачать
Предисловие.doc64kb.25.11.2010 14:32скачать
Гл1.doc184kb.06.12.2006 19:43скачать
Гл2.doc93kb.15.02.2006 13:21скачать
Гл3.doc135kb.16.02.2006 10:02скачать
Гл4.doc85kb.16.02.2006 10:27скачать
Гл5.doc177kb.16.02.2006 11:22скачать
Гл7.doc92kb.20.02.2007 19:54скачать

Тема 10 ноябрь 2010.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Тема 10. Социальные отношения и коммуникации в управляемых социальных системах.
Социальные отношения, взаимодействия и связи между людьми в процессах совместной деятельности. Управление отношениями как практическая и научная проблема. Влияние отношений между людьми на результаты их совместной деятельности.Формальные и неформальные отношения. Теории социального действия, социального обмена, человеческих отношений, коммуникативного поведения. Проблема эффективности коммуникаций. Исследование проблемы управления отношениями как управления коммуникацией. Типы коммуникаций. Модель ИСКП и ее социологическая интерпретация.Представление о коммуникационной сети и коммуникационных ролях. Методика и техника коммуникационного анализа.

Основные понятия и термины: социальные отношения, коммуникация, управление коммуникацией, коммуникационная сеть, коммуникационная роль, модель ИСКП, принципы коммуникационного анализа.

1.Коммуникационный анализ как аналитическая процедура социологии управления
1.Коммуникационный анализ как аналитическая процедура социологии управления
, общество понимается как определившаяся в процессе истори­ческого развития человечества относительно устойчивая систе­ма социальных связей и отношений как больших, так и малых групп людей, поддерживаемая силой обычая, традиции, закона, социальных институтов и т. д. (гражданское общество), осно­вывающаяся на определенном способе производства, распреде­ления, обмена и потребления материальных и духовных благ.

^ Исходным моментом для воз­никновения социальной связи является взаимодействие инди­видов либо групп индивидов для удовлетворения тех или иных потребностей.

Социальное взаимодействие имеет объективную и субъек­тивную стороны. ^ Объективная сторона взаимодействия — это связи, независимые от отдельных личностей, но опосредующие и контролирующие содержание и характер их взаимодействия. Субъективная сторона взаимодействия — это сознательное от­ношение индивидов друг к другу, основанное на взаимных экс-пектациях (ожиданиях) соответствующего поведения. Это меж­личностные (или, шире, социально-психологические) отноше­ния, которые представляют собой непосредственные связи и отношения между индивидами, складывающиеся в конкретных условиях места и времени.

Механизм социального взаимодействия включает: индиви­дов, совершающих те или иные действия; изменения во внеш­нем мире, вызванные этими действиями; влияние этих измене­ний на других индивидов; обратную реакцию индивидов, на которых было оказано воздействие.

«Предметом социоло­гии, — говорится в одном из американских учебных пособий по социологии, — является непосредственное вербальное и невер­бальное взаимодействие. Основная задача социологии — дости­жение систематического знания социальной риторики. Интер­вью как форма риторики является не просто социологическим инструментом, а частью своего предмета изучения»2.

2 Sociological Methods / Сотр. by N. К. Denzin. Chicago, 1970. P. 19.
Способ взаимодействия включает шесть аспектов: 1) переда­чу информации; 2) получение информации; 3) реакцию на по­лученную информацию; 4) переработанную информацию; 5) получение переработанной информации; 6) реакцию на эту информацию.

Взаимодействие приводит к установ­лению социальных отношений. Социальные отношения — это относительно устойчивые связи между индивидами (вследствие чего они институционализируются в социальные группы) и со­циальными группами как постоянными носителями качествен­но различных видов деятельности, различающимися по соци­альным статусам и ролям в общественных структурах.
Устойчивые взаимодействия - это уже от­ношения, которые характеризуются типом установившейся связи или зависимости одного субъекта от другого: подчинения, парт­нерства или конфликта. ..( Тихонов С. 314)Отношения ..возникают из взаимодейст­вия не изолированных индивидов, а членов социальных групп. ( Тихонов С. 315)

Если придерживаться опреде­ления этого понятия, идущего еще от Флориана Знанецкого, то от­ношения охватывают устойчивую систему социальных действий и взаимодействий (субъект-субъектную и субъект-объектную), свя­зующее звено (общий предмет, ценность, интерес) как «платфор­му» этих отношений и некоторую регулятивную систему в виде норм и правил (прав и обязанностей), которых участники взаимо­действий должны не только придерживаться, но и вырабатывать до того, как они приступят к реализации согласованных решений.
Коммуникация (лат. communicatio - сообщение, передача) - смысловой и идеально-содержательный аспект социального взаимодействия. Действия, сознательно ориен­тированные на их смысловое восприятие, называют коммуни­кативными. Основная функция К. - достижение социальной общности при сохранении индивидуальности каждого ее эле­мента.
До начала 20 в. философский интерес к К. был ограничен,.Современный философский интерес к К. определен тем сдви­гом, который произведен общим изменением места и роли К. и коммуникативных технологий в различных общественных сферах, интенсивным развитием средств К. Процессы технологизации и автоматизации деятельности позволили перенести "центр тяжести" в общественных систе­мах с процессов производства на процессы управления, в которых основная нагрузка падает именно на организацию К.

К. ока­зывается в центре и социальной теории. Так, Ю. Хабермас, разрабатывая свою теорию коммуникативного действия, рассматривает К. в качестве базового социального процесса. Он обращается к К. как повседневной практике частных жизнен­ных миров и полагает процессы коммуникативной рационали­зации жизненных миров в качестве структурирующих общест­венность. Именно развитие коммуникативных практик и ком­муникативная рационализация, а не отношения производства, лежат, с точки зрения Хабермаса, в основе современного граж­данского общества.

Современное общество, отмечает он, с его структурами и институ­тами имеет жесткие насильственно-целевые ориентации. Оно оторвано от высших духовно-нравственных реалий, гуманистических ценностей. Его институты не приспо­соблены к выстраиванию диалогических отношений с контрагентами. Социуму необходима новая модель ком­муникативной рациональности, подчиненная принципам субъектно-субъектного взаимодействия, способная прео­долеть деструктивную инерцию господствующего дегуманизма. Выстроить «жизненный мир», отвечающий эти­ческим критериям, можно через повсеместное принятие и внедрение нового дискурса, альтернативного традици­онному, имеющего внеинституциальную природу, исходящего из глубинных нравственных потребностей инди­видов, жаждущих согласия и понимания. Только через живых субъектов новая коммуникативная модель смо­жет проникнуть на организационный уровень и превра­титься в стратегический ориентир деятельности соци­альных институтов.

^ Т.О. проблема управления отношениями сводится к созданию различных форм коммуникаций между участниками процесса совместной деятельности.

Типы коммуникаций.

Коммуникация массовая - - разновидность со­циальной коммуникации , при которой в качестве полу­чателя информации выступает неструктурированный по типологическим критериям совокупный субъект.

Коммуникация маркетинговая, или специализированная, где совокупный субъект по типологическим характеристикам разбит на несколько однородных подгрупп (например, по критерию социально-демографического положения либо цен­ностно-установочных приоритетов).

интраперсональная (ком­муникация с самим собой),

интерперсональная (межличност­ная)

От специализированной массовую коммуникацию отличает неопределенный коммуникант.

От меж­личностной массовая коммуникация разнится прежде всего тем, что в ее рамках два отдельных индивидуума не могут установить обособлен­ный обмен информацией между собой.

Основная функция массовой коммуникации заключается в обеспечении взаимосвязи между элемен­тами общности (индивидами, социальными группами) и меж­ду самими общностями с целью поддержания динамического равновесия и целостности данного социального образования.
Коммуникация организационная – все многообразие информационно-коммуникационных взаимо­действий организации, которые условно можно разделить на два типа - коммуникация внутри организации и коммуника­ция организации с ее внешней средой;

Организационная коммуникация характеризуется двумя основными параметрами:

на­правлением коммуникационных потоков и

официаль­ным/неофициальным статусом основных каналов передачи информации.

Горизонтальные потоки информации в орга­низации имеют место чаще, чем вертикальные, и обмен ин­формацией в них менее подвержен искажениям.

Вертикаль­ные потоки могут двигаться в нисходящем направлении - так передается информация по уровням формальной структуры от высшего руководителя до рядовых работников, и в восхо­дящем направлении - используется для обратной связи под­чиненных с руководством с целью проинформировать о ре­зультатах работы и текущих проблемах.

В последнем случае возникает специфическая проблема искажения информации вертикальным каналом, передающим информацию снизу вверх, связанная с тем, что система организационной комму­никации склонна искажать информацию в направлении, уве­личивающем вероятность получения работниками вознаграж­дения и уменьшающем вероятность получения наказания.

Поэтому, чтобы информация, идущая снизу вверх по формальной иерархии, была точна и надежна, в организации должны существовать специальные каналы и механизмы, поощряющую обратную связь, от корпоративных "горячих линий" до непосредственного инспектирования высшими руководителями состояния дел на производственном уровне.

Формальные и неформальные каналы комму­никации в организации взаимозаменяемы и дополняют друг руга. Чем более обязательны и чем строже контролируются формальные каналы, тем интенсивней развиваются каналы неформальные.+++
Теории социального действия, социального обмена, человеческих отношений, коммуникативного поведения. В исследовании коммуникативных процессов су­ществуют такие научные подходы, как школа научного управле­ния, школа человеческих отношений, системный подход к коммуникациям в организациях.

^ Сущность школы научного управления. Представители этой школы фактически первыми исследовали коммуникативные процессы в организации. В частности, Ф. Тейлор разработал жесткую организационную структуру (позднее ее усовершенствовал А. Файоль) с четкими взаимосвязями между должностями и ролями. В этой структуре налажены только вертикальные властные связи — от руководителей к подчиненным, т.е. такая организация ба­зируется на формальных, предельно жестких, вертикальных, ие­рархических коммуникативных связях.

Информация, передаваемая по вертикали, делится на два типа: задание и необходимые пояснения к нему (содержит сведения о том, что, когда и как надо делать, задается администрацией орга­низации и доводится до подчиненных каждым руководителем); ) контроль за исполнением задания (доклад о выполнении зада­ния).

По словам Тейлора, «каждый работник, хороший и посредст­венный, должен ежедневно получать вполне определенный урок; он ни в каком случае не должен быть неточным или неопределен­ным, должен быть тщательно и ясно описан и не должен быть лег­ким». При этом обратная связь при контроле сводится лишь к до­кладу о выполнении задания.

В целом можно сделать вывод, что данная научная школа не придавала большого значения коммуникациям в организациях.

^ Сущность школы человеческих отношений. Согласно основной концепции данной научной школы, человек представляет собой уникальное социальное животное, поэтому с его деятельностью несовместимы формализация организационных процессов, жест­кая иерархия подчиненности и отсутствие горизонтальных связей в организации. Наоборот, горизонтальные организационные свя­зи неформального характера между членами организации должны содействовать функционированию формальной организации, обеспечивать сплоченность коллектива и защиту целостности личности.

Наличие в организации одновременно вертикальных (власт­ных) и горизонтальных (в основном неформальных) потоков ин­формации должно способствовать:

- удовлетворению потребностей работников в общении и взаимном обмене текущей информацией;

- вовлеченности работников в процесс принятия управленческих решений.

Однако представители школы человеческих отношений рас­сматривали в основном неформальные коммуникации между ра­ботниками организации с равным статусом, забывая об их взаимодействиях с администрацией, а также (что представляется са­мым главным) о потоках деловой информации, необходимой для выполнения работниками своих ролевых обязанностей.

Вклад представителей школы человеческих отношений в изу­чение организационных коммуникаций чрезвычайно велик, так как им удалось в значительной степени расширить область комму­никативных связей в организации.

^ Сущность системного подхода к коммуникациям в организациях.

Во всех системных теориях утверждается, что связи между раз­личными системными единицами организации являются главным моментом в понимании сущности ее функционирования. Для эффективного действия этих связей важнейшее значение имеют создание, получение и переработка информации. Можно сказать, что все организационные системы по своей сути коммуникативные.

Рассматривая организацию как открытую систему, системные теории акцентируют внимание на ее взаимообмене с внешней средой, изучении потоков информации, поступающих от других организаций и социальных институтов (властных, политических, общественных и т.д.).

^ Реализация положений системных теорий способствовала по­вышению выживаемости организации за счет налаживания связей с другими организациями и институтами; возможностей распространять властное влияние и осуществлять обмен ценной информацией.

Сравнение основных положений трех научных школ, сыгравших наибольшую роль в развитии теории коммуникаций в организациях, позволяет сделать следующий вывод: с развитием методов создания эффективных организационных структур, где поставленные цели достигаются с наименьшими затратами, ме­нялись и понятия о коммуникациях и необходимости их исследо­вания — от почти полного игнорирования проблем коммуникации к пониманию значимости их совершенствования для любой сложной организации и пониманию того, что надежные комму­никации — залог успеха деятельности всей организации.

Эффективность коммуникационных каналов организации определяется тем, как быстро доходит управленческая ин­формация до адресата и насколько она сохраняет свою адекватность, пройдя по этим каналам. Любые отклонения от заданных организацией параметров скорости и адекватности называются информационной дисфункцией.

Информационная дисфункция в организации заключается в искажении инфор­мации, потери информации, а также в производстве значи­тельного количества избыточной информации, причем борьба с каким-то одним ее проявлением приводит к гиперпроявле­нию другого (например, меры по предотвращению потерь информации через ее дублирование тут же приводят к возрас­танию избыточной информации).

Возможно ли преодоление информационной дисфунк­ции? Положительный ответ на этот вопрос дает теория управ­ления, утверждающая, что должен существовать определен­ный оптимум информации, необходимый для управления системами разной сложности. Об этом гласит сформулиро­ванный американским ученым У.Р. Эшби закон необходимого разнообразия: разнообразие сложной системы требует управ­ления, которое само обладает необходимым разнообразием. Отсюда следует: чтобы управлять, нужно располагать необ­ходимым разнообразием (структурой) информации. Иными словами, системой со сложной структурой нельзя эффективно управлять, располагая простой информацией. Так как совре­менная организация безусловно является сложной системой, то и управление ею предполагает использование сложной как по содержанию, так и по форме организации информации. К основным способам преодоления информационной дисфунк­ции в современной организации относятся: действие самой организационной структуры; устранение посредников в пото­ках информации; развитие коммуникативной компетенции персонала; комплекс мер, учитывающих специфику передачи сложной устной и письменной информации, и др.
С самого начала зарождения коммуникационного анализа как исследовательской процедуры в нем был заложен методологиче­ский изъян: коммуникация стала рассматриваться отдельно от ба­зового вида совместной деятельности.

Для иллюстрации этого те­зиса можно сослаться на краткую историческую справку, представленную Э. Роджерсом и Р. Агарвала-Роджерс в работе, специально посвященной связи коммуникации и организационного поведения.

Они утверждают, что первая модель коммуникации была пред­ложена еще Аристотелем, который выделил оратора, речь и ауди­торию в качестве основных элементов акта коммуникации.

Намно­го позднее, в 40-х годах XX века, понятие коммуникации распро­странялось под влиянием теории информации К. Шеннона, являющейся важнейшим разделом кибернетики

В полном соответствии с математико-техницистским взглядом на социальную реальность математик К. Шеннон и инженер-электротехник У. Уивер анализировали коммуникацию между людьми, используя пять элементов: 1) источник, 2) передатчик, 3) сигнал, 4) получатель и 5) назначение.

Продолжая ту же аналогию, У. Шрэм уточнил: благодаря тому, что отправитель и получатель сообщения имеют «некоторый об­щий опыт», сообщение кодируется одной стороной и декодируется другой, что позволяет передавать его смысл.

По всей видимости, только Уэстли и Маклин сделали реши­тельный шаг в направлении социологизации представления о ком­муникации: они ввели различие между отдельными ролями в этом процессе, подчеркнули значение обратной связи и обмена инфор­мацией с внешней средой 1.

В итоге сложилась модель социальной коммуникации, вполне пригодная для того, чтобы стать единицей социологического анализа. Это так называемая модель ИСКП2. Ее элементами являются:

1. Источник как создатель сообщения.

  1. Сообщение как определенная идея, являющаяся стимулом для получателя. Сообщение состоит из символов, которые имеют определенный смысл и значение для обеих сторон и подвергаются ими с этих позиций интерпретации.

  2. Канал - это средство (в том числе техническое), с помощью которого передается сообщение.

  3. Получатель - наиболее важный элемент коммуникации, поскольку последняя строится именно ради того, чтобы получа­тель произвел определенные действия под влиянием сообщения.

Кроме того, следует выделить результаты коммуникации и ме­ханизм обратной связи.

Известны три вида результата коммуника­ции:

1) приращение знания,

2) изменение установок,

3) изменение поведения получателя сообщения.

Обратная связь — это особая форма взаимодействия. Это реакция получателя на источник, на канал, на сообщение, и она может быть положительной, отрица­тельной или нейтральной (безразличной).

Источник и получатель являются социальными субъектами со своими статусами, социальными позициями, ролями и ролевым исполнением.

Исследовательский интерес в применении этой модели перво­начально мало отличался от решения задачи определения условий прохождения неискаженной информации.

В скрытом виде это бы­ла чисто управленческая задача, поставленная в механической па­радигме.

Источник коммуникации, он же руководитель и создатель формальной организации, выполнял свои функции путем форми­рования устных и письменных приказов или распоряжений. Он же хотел знать, почему эти приказы-распоряжения плохо исполняют­ся.

Модель ИСКП была ответом на потребность практики линей­ного управления в получении новых знаний об этом феномене.

В ходе исследований было показано, что пара «источник - по­лучатель» может быть однородной (гомофильной) и неоднородной (гетерофильной). Степень однородности определяется сходством основных действующих лиц по взглядам, образованию, социаль­ному статусу.

В гомофильной ситуации коммуникация менее под­вержена так называемому «шуму» (искажению), чем в гетерофиль­ной.

«Гетерофильная коммуникация часто сопровождается иска­жением смысла сообщения, задержкой передачи (из-за более длительной подготовки ответа), ограниченностью каналов и ког­нитивным диссонансом (получателю передано сообщение, не со­гласующееся с его взглядами)»1.

Однако, несмотря на то что исследования в этом направлении представляли определенный научный и практический интерес, они были подвергнуты критике в силу присущей данному подходу односторонности2.

Необходимо было научиться рассматривать ком­муникацию с точки зрения интересов не только источника, но и получателя.

В-итоге в конце 60-х годов произошел сдвиг в исследовании коммуникаций в сторону системной модели, в которой признается паритетность позиций участников коммуникации.

«Здесь комму­никация рассматривается как диалог, в котором манипулирование получателем со стороны источника может быть уравновешено об­ратным влиянием получателя на источник»3.
Представление о коммуникационной сети и коммуникационных ролях
Одним из подходов, который стал использоваться для изучения коммуникаций, явился анализ сетей, суть которого состоит в срав­нении схем межличностных коммуникаций в организациях или их подразделениях со схемами коммуникаций, предусмотренными формальной организационной структурой1.

Этот подход наиболее близок к проблемам исследования управления отношениями в со­циологии управления.
Коммуникативные сети организации — это соединения участ­вующих в коммуникативном процессе индивидов с помощью ин­формационных потоков.

Коммуникативная сеть включает потоки посланий или сигна­лов между двумя индивидами или более и концентрируется на выработанных в организации образцах этих потоков.

Задача формальной организационной структуры в отношении коммуникативных потоков заключается в том, чтобы придать коммуникативным потокам правильное направление. Коммуникативная сеть состоит из связей: вертикальных; горизонтальных; диагональных, а также распространения слухов.

Формирование коммуникативных сетей и создание условий для успешного функционирования коммуникаций в организации составляют одну из важнейших задач управления.

Если нарушаются информационные потоки организации и связи с внешним миром, само существование этой организации под угрозой. Одна­ко одной информации недостаточно.

Существование и эффек­тивная деятельность организации обеспечиваются только тогда, когда она соответствующим образом преобразуется и обрабатыва­ется, т.е. когда возникают коммуникативные связи.

Плохо работающие коммуникативные связи могут отрица­тельно сказаться на функционировании организации, так как:

- руководителям подразделений организации приходится тратить много времени на поиск нужной информации и ее обработку;

- происходит дублирование информации, поскольку одна и та же информация поступает в подразделения организации и к ее руко­водству из разных источников;

- в одних подразделениях и у одних руководителей ощущается недостаток информации, тогда как в других подразделениях может произойти информационная перегрузка;

- работники организации мало осведомлены о ее деятельности, планах, ориентации и положении во внешней среде, что препятствует интеграции, точному выполнению распоряжений руководства и т.д.
Методика и техника коммуникационного анализа. В отличие от анализа сетей, в социологии управления коммуникации не отрываются от совместных действий - той базы, благодаря которой эти коммуникации возникают.

Более того, объ­ектом социологического анализа здесь становится не столько соот­ношение формальных и неформальных аспектов коммуникаций (что уже и концептуально и практически малоинтересно), сколько влияние управленческой коммуникации на сплоченность или разобщенность участников совместной деятельности.

Предметом является, как мы уже говорили, программирующая роль схем субординации, вырабатываемых субъектом управления, их продвижение по различным каналам коммуникации ко всем участникам процесса совместной деятельности и влияние на отно­шения кооперации.

Этот подход соединяет линейную и нелинейную модели ком­муникационного анализа с той лишь разницей, что получателем сообщения выступают все участники совместной деятельности, вся коммуникационная сеть - формальная и неформальная.

Коммуникационный анализ в социологии управления опирает­ся на некоторые постулаты об устойчивых связях между участни­ками совместной деятельности, их отношениями и коммуникаци­онными связями. Таких постулатов три:

  1. анализ содержания сообщений позволяет определить харак­тер социальных отношений участников, и наоборот;

  2. смысл и значение совместной деятельности могут быть ус­тановлены на основе значений, которые участники коммуникаций придают содержанию и форме сообщения;

  3. эффект вмешательства управляющего механизма в процесс совместной деятельности зависит от состояния коммуникационной сети, от степени ее синзитивности.

Коммуникационный анализ в социологии управления осущест­вляется при помощи следующей процедуры:

  1. выясняется социально-ролевая структура участников совме­стной деятельности (права, обязанности и позиции в формальной организации);

  2. эксплицируется формальная схема отношений между участ­никами в связи с совместным решением актуальной задачи (ре­зультат управленческого решения);

  3. на нейтральном материале эксплицируется неформальная коммуникационная сеть;

  4. делаются предположения о степени синзитивности комму­никационной сети при прохождении линейного управленческого решения;

  5. вводится экспериментальная схема изменения отношений между участниками совместной деятельности по линейным кана­лам коммуникации;

  6. делаются замеры движения содержания по каналам комму­никации, его результат и срабатывание каналов обратной связи;

  7. проверяются гипотезы-следствия и гипотезы-основания.

Устанавливается, в какой мере и при каких условиях линейные

отношения управления становятся вмешательством в ткань фор­мально-неформальных отношений участников процесса совмест­ной деятельности, каков «порог чувствительности» к такому вме­шательству и каковы его следствия. Главное в том, что мы сможем получить неизвестные пока сведения о доминирующем субъекте, реально участвующем в принятии решений.

1 Роджерс Э., Агарвала-Роджерс Р. Коммуникации в организациях. М., 1980. С. 24-25.


2 Там же. С. 25-28.

1 Роджерс Э., Агарвала-Роджерс Р. Коммуникации в организациях. М., 1980. С. 29.

2 В создании теории коммуникации приняли участие П. Лазарсфельд, Г. Лассуэл, К. Левин, К. Ховланд и др.

3 Роджерс Э., Агарвала-Роджерс Р. Коммуникации в организациях. М, 1980. С. 33.

1 Там же. Коммуникационные сети в организациях. С. 110 и др.




Скачать файл (7689.3 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru