Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Лекции по социологии управления - файл Введение.doc


Загрузка...
Лекции по социологии управления
скачать (7689.3 kb.)

Доступные файлы (49):

л 11.doc156kb.06.12.2009 22:01скачать
л1.doc131kb.06.12.2009 21:59скачать
л2.doc92kb.06.12.2009 22:00скачать
л 3.doc104kb.06.12.2009 22:00скачать
л 4.doc113kb.06.12.2009 19:27скачать
л 5.doc70kb.06.12.2009 19:35скачать
л 6.doc133kb.06.12.2009 19:37скачать
1.doc229kb.24.11.2010 21:56скачать
2.doc26kb.29.11.2010 23:29скачать
3.doc84kb.01.12.2010 13:49скачать
4.doc53kb.01.12.2010 13:56скачать
Тема 10 ноябрь 2010.doc99kb.02.12.2010 13:19скачать
Введение.doc279kb.02.12.2010 12:25скачать
Глава 1.doc1407kb.17.03.2010 13:43скачать
Глава 2.doc1167kb.17.03.2010 16:44скачать
Глава 3.doc1266kb.17.03.2010 20:47скачать
Глава 4.doc696kb.17.03.2010 20:53скачать
Глава 5.doc906kb.21.03.2010 15:17скачать
Глава 6.doc712kb.21.03.2010 15:45скачать
Глава 7.docскачать
Глава 9.doc466kb.24.11.2010 22:02скачать
Тема 11 ноябрь 2010.doc156kb.02.12.2010 12:19скачать
Валентин МИХЕЕВ.doc66kb.30.11.2010 02:28скачать
Тема 12 ноябрь 2010.doc112kb.02.12.2010 13:16скачать
1..doc106kb.24.11.2010 21:05скачать
тема 14 сентябрь 1009.doc102kb.02.12.2010 13:37скачать
Тема 15.doc190kb.31.10.2008 11:24скачать
Тема 16.doc87kb.31.10.2008 11:26скачать
Тема 17.doc95kb.31.10.2008 11:27скачать
Тема 7.doc127kb.31.10.2008 11:13скачать
Тема 8.doc83kb.01.12.2010 10:45скачать
Андреев А Л Социология техники.doc383kb.01.12.2010 11:24скачать
Кравченко Тюрина Социология управления.doc207kb.01.12.2010 13:17скачать
Тема 9.doc137kb.02.12.2010 13:35скачать
УМК Социология управления 2010.doc381kb.19.01.2010 13:12скачать
Вагурин1.doc210kb.15.11.2006 18:07скачать
Вагурин2.doc218kb.15.11.2006 18:34скачать
Глава 1.doc555kb.26.11.2010 11:59скачать
Глава 2.doc615kb.29.11.2010 18:21скачать
Глава 3.doc540kb.27.11.2010 12:53скачать
Глава 4.doc681kb.27.11.2010 21:58скачать
Глава 5.doc865kb.28.11.2010 19:54скачать
Предисловие.doc64kb.25.11.2010 14:32скачать
Гл1.doc184kb.06.12.2006 19:43скачать
Гл2.doc93kb.15.02.2006 13:21скачать
Гл3.doc135kb.16.02.2006 10:02скачать
Гл4.doc85kb.16.02.2006 10:27скачать
Гл5.doc177kb.16.02.2006 11:22скачать
Гл7.doc92kb.20.02.2007 19:54скачать

Введение.doc

  1   2   3
Реклама MarketGid:
Загрузка...
Нуреев Р. М.

Россия: особенности институционального развития / Р. М. Нуреев. — М. : Норма, 2009. — 448 с. : ил.

ISBN 978-5-91768-019-4 (в пер.)

В монографии развитие постсоветской России характеризу­ется с использованием институционального инструментария. Основу методологической разработки составляют лекции, про­читанные автором в РЭА им. Г. В. Плеханова и ГУ — ВШЭ, Гарвардском и Гамбургском университетах, Московском и Рос­товском государственных университетах и других вузах России.

Книга отражает десятилетний опыт работы виртуальной мае- -терской профессора P. M. Нуреева «Поиск эффективных инсти­тутов для России XXI века». Достоинством монографии являет­ся то, что проблемы России рассматриваются в контексте эко­номики развития. Предлагается оригинальная стратегия и тактика российской модернизации.

Для студентов, аспирантов и преподавателей экономических вузов и факультетов, всех интересующихся актуальными про­блемами современной экономической науки.

Содержание

Введение……………………………………………………………….9

Глава 1. Эшелоны развития капитализма 40

1.1. Первый эшелон, который давно ушел 41

  1. Институциональные предпосылки рыночной экономики 41

  2. Так называемое первоначальное накопление капитала 48

  3. Становление капитализма в Англии и Испании: сравнительный анализ , 52

.2. Второй эшелон, от которого мы отстали '. 57

  1. Власть-собственность и ее особенности в России 58

  2. Характерные черты российской экономической ментальности ...64

  3. Крепостнический капитализм как порождение зависимости от траектории предшествующего развития ....73

.3. «На полустаночке» административно-командной системы 78

  1. Становление административно-плановой системы 78

  2. Монополизация производства 86

  3. Экономика дефицита и ее тень 89

  4. Взлет и упадок советской бюрократии 94

  5. Соседи по третьему эшелону 107

Глава 2. Экономические субъекты постсоветской России:

институциональный анализ ПО

  1. Домохозяйства: нерыночное приспособление к рынку ПО

  2. Фирмы: «экономика физических лиц»,

патернализма и рэкета. Взлет и падение бартера 123

2.3. Упадок государственности —

становление частной собственности 130

  1. Этап 1. Номенклатурная приватизация (1988—1992) 137

  2. Этап 2. Попытка создания системы

частной собственности (1992—2000) 138

2.3.3. Этап 3. Институционализация

новой власти-собственности (2001—2008) 144

Содержание

Глава 3. Что удалось и что не удалось сделать на пути

к рыночной экономике? 150

3.1. Назад к частной собственности ИЛИ вперед

к частной собственности? 150

  1. Остаточная государственная собственность 150

  2. Назад к частной собственности? 152

  3. Вперед к частной собственности? 162

3.2. Бизнес в начале XXI века, или Как проводить реформы 169

Глава 4. Проблемы реструктуризации естественных монополий 194

4.1. Основные характеристики естественных монополий 195

  1. Понятие естественной монополии ..195

  2. Регулирование естественных монополий 200

  3. Особенности ценообразования в условиях естественных монополий 203

  4. Тарифы 205

4.2. Особенности развития газовой отрасли в России 207

  1. Рынок природного газа сегодня 207

  2. Особенности естественных монополий

в газовой отрасли 210

4.2.3. Реформы 212

4.3. Электроэнергетика: регулирование и конкуренция 214

  1. Краткая история энергетической отрасли 214

  2. Экономические характеристики 215

  3. Основные модели развития конкуренции 218

  4. Проблемы реформирования крупнейшей в мире энергетической компании 219

4.4. Особенности развития железнодорожного транспорта

в России 223

  1. Современное состояние железнодорожного транспорта ...223

  2. Проблема реформы ОАО «Российские железные

дороги» 225

4.4.3. Планы модернизации компании 229

Глава 5. Макроэкономическая среда российского бизнеса 234

  1. Макроэкономические тренды переходной экономики 234

  2. Динамика основных макроэкономических показателей Российской Федерации в постсоветский период 243

  3. Неравномерность регионального развития России 251

Содержание 7

Глава 6. Тенденции социально-политического развития России

на рубеже веков 260

6.1. Изменились ли предпочтения российских избирателей

(опыт 1990-х годов)? 260

6.1.1. Тенденции изменения предпочтений

российских избирателей: модель Хотеллинга—Даунса 260

6.1.2. Электоральные предпочтения в зеркале опросов 265

6.2. Количество заместителей Председателя Правительства РФ
как индикатор состояния российской экономики

в 1992-2004 гг 267

  1. Оборотная сторона слабого кабинета министров 267

  2. Краткая история назначений и отставок Правительства России 270

  3. Связь количества заместителей Председателя Правительства РФ

и макроэкономических показателей 273

6.3. Взаимосвязь экономического и политического монополизма
в российских регионах: административный ресурс и формы

его проявления 283

  1. Факторы, формирующие административный ресурс 283

  2. Административный ресурс как проявление несовершенства политического рынка 285

  3. Административный ресурс как фактор формирования экономического монополизма 289

6.4. Есть ли четвертая власть в России? 293

  1. Сложилась ли свобода слова в России? 293

  2. Роль СМИ в формировании эффективного политика 298

Глава 7. Россия в глобализирующемся мире: свет и тени

экономической специализации 304

  1. Итоги анализа закрытой экономики 304

  2. Открытая экономика: неоклассическая теория сравнительных преимуществ 309

  3. Плюсы и минусы российской внешнеторговой специализации ...313

Глава 8. Россия на пути в постиндустриальное общество:

мифологемы и реальность 328

8.1. Теории постиндустриального общества 329

  1. Истоки: Торстейн Веблен 329

  2. Классики постиндустриального общества 331

  3. Постиндустриальное общество — светлое будущее

всего человечества? 344

8 Содержание

8.2. Теория человеческого капитала 346

  1. Человек в теориях управления 348

  2. Повышение роли индивида в теориях «экономике» 355

  3. Человек в зеркале «новой экономической истории» 360

8.3. Проблемы развития человеческого капитала в России 363

8.3.1. Индекс развития человеческого потенциала:

Россия в международном контексте 363

  1. Россия: уровень и структура человеческого капитала 370

  2. Причины низкой эффективности человеческого капитала

в России 375

Глава 9. Стратегия и тактика российской модернизации 398

9.1. Теория и практика социального рыночного хозяйства

в Германии 398

  1. Теория социального рыночного хозяйства 398

  2. Практика социального рыночного хозяйства 403

  3. Рекомендации для России: типичные ошибки

в выборе приоритетов 406

9.2. Преимущества и недостатки

«Концепции долгосрочного социально-экономического
развития Российской Федерации» 409

9.3. Тактические и стратегические приоритеты 421

  1. Тактические приоритеты 421

  2. Стратегические задачи 429

Заключение. Возможные сценарии развития 435

Приложение. Распределение субъектов РФ по экономическим

регионам 438

Summary 440

Contents 444

Введение1

Последние 15 лет характеризуются становлением российской институциональной теории. Это явилось следствием того, что ре­комендации, сделанные с позиции неоклассической микро- и макроэкономики, оказались применимыми к нашей стране дале­ко не в полной мере. Более того, провал многих неоклассических рекомендаций («Вашингтонский консенсус» и т. д.) вызвал глубо­кий и продолжающийся до сих пор кризис макроэкономической теории на Западе. Это предопределило возрастание интереса к альтернативным теориям и, прежде всего, к институционализму. Во введении мы кратко охарактеризуем первые шаги, сделанные в этом направлении. Разумеется, наш обзор не претендует на ис­черпывающую полноту: мы лишь пытаемся выявить наметившие­ся тенденции развития новой российской экономической науки.

«Учиться, учиться и учиться»... капитализму

Розы и шипы познания. От своей «матери» — советской полит­экономии — новорожденная постсоветская экономическая нау­ка получила не слишком богатое наследство. Представители старшего поколения российского научного сообщества отверга­ли западную «экономикс» идеологически, не зная даже ее азов. Младшее поколение отличалось от старшего только отсутствием «аллергии» на «экономике», но не ее реальным знанием. Более того, если советские экономисты успели научиться хотя бы ис­кусству логично излагать свои мысли и видеть глубину проблем, то молодые оказались во многом лишены и этого. В 1991— 1995 гг. на какое-то время сложилась парадоксальная ситуация, когда научный багаж «аксакалов» науки и «зеленой» молодежи был почти равным: переучивание старых кадров происходило аб­солютно параллельно с обучением новых, в результате чего пер­вые «постсоветские» студенты-экономисты оказались обречены на «школьный экономике», экономическую теорию «классной

1 Первоначальный вариант введения см.: Нуреев Р. М., Латов Ю. В. «Плоды просвещения» (новая российская экономическая наука на пороге III тысячеле­тия) // Вопросы экономики. 2001. № 1.

10 Введение

доски», как ее назвал когда-то Рональд Коуз. Естественно, уме­ние учиться позволило представителям старших поколений до­вольно быстро создать солидный «отрыв» от молодежи, однако и в наши дни подавляющее большинство кандидатов и докторов экономических наук преподают «не совсем ту» (или совсем не ту) науку, по которой они некогда защищали свои диссертации.

На первых порах главной задачей «обучения капитализму» стала публикация стандартных западных учебных курсов, по которым могли бы учиться и студенты, и, самое главное, сами преподаватели. Поскольку в либеральной эйфории 1990-х гг. центром всей культурной жизни планеты считались Соединен­ные Штаты, то именно американские учебники и приняли за идеальный желанный образец1.

Спустя буквально два-три года, когда книжный голод был хотя бы в первом приближении удовлетворен, выяснилось, что амери­канские «продукты» не вполне подходят для российских «желуд­ков». Контраст между тем, о чем писалось в учебниках «Экономик­са», и тем, что можно было повседневно наблюдать «на улице», оказался еще более сильным, чем в советскую эпоху. Даже либе­рально мыслящие экономисты заговорили о формировании в пре­подавании экономики новой идеологизированной схоластики, отличающейся большей математизацией, но ничуть не более близкой к реальной жизни, чем старая советская политэкономия.

В поисках выхода российские экономисты стали обращать внимание не только на американские, но и на западноевропей­ские учебники2, хотя и они не слишком помогали понять рос-

1 Учебниками «первого призыва» были «Экономический образ мышления»
П. Хейне (М., 1991), учебники Э. Долана и Д. Линдсея (СПб., 1991-1992),
Р. Пиндайка и Д. Рубинфельда (сокращенный перевод, М., 1992), «Экономика»
С. Фишера, Р. Дорнбуша и Р. Шмалензи (М., 1993), «Экономика» П. Самуэль-
сона образца 1960-х гг. (М., 1994) и, конечно же, «Экономикс» К. Макконнелла
и С. Брю (М., 1992), ставший примерно лет на пять основным учебным посо­
бием для студентов-экономистов. На рубеже веков к ним добавились разве что
более современные версии все той же «Экономики» П. Самуэльсона (М., 1997,
2000), «Микроэкономики» Р. Пиндайка и Д. Рубинфельда (М., 2000) и «Микро­
экономики в контексте» Н. Гудвина, Т. Вайскопфа, Ф. Аккермана и О. Анань­
ина (М., 2002).

2 Назовем, например, «Основы учения об экономике» X. Зайделя и Р. Тем-
мена (М., 1994), «Макроэкономическую политику» Ж. Кебаджяна (Новоси­
бирск, 1996), «Макроэкономику» М. Бурды и Ч. Выплоша (СПб., 1998). Можно
вспомнить и «Эффективную экономику» К. Эклунда (М., 1991), которая до
«Экономикса» К. Макконнелла и С. Брю какое-то время даже играла роль
главного путеводителя по современной экономической теории.

Введение 11

сийские реалии. Чем дальше, тем сильнее ощущалась потреб­ность в продвинутых переводных курсах и спецкурсах1, а самое главное, в собственной научной, монографической литературе. Поскольку обучение иностранным языкам поставлено в России еще хуже, чем экономике, а мало-мальски приличные фонды зарубежных книг и журналов есть только в столичных библио­теках, то прямое общение рядового отечественного экономиста с иностранными изданиями остается весьма проблематичным. Главные надежды в экономическом просвещении еще не одно десятилетие следует возлагать именно на переводчиков.

Хотя список переводной экономической литературы уже не мал2, в нем есть самоочевидные «дыры». Укажем, например, что хотя и есть переводы Р. Коуза, Дж. Бьюкенена, Д. Норта, М. Олсона, Л. Туроу, но почти нет К. Поланьи, Дж. Ходжсона, Р. Познера, Г. Беккера, И. Валлерстайна3, а изданные еще б

1 Первым переведенным курсом промежуточного уровня стала «Современ­
ная микроэкономика: анализ и применение» Д. Хаймана (М., 1992), позже к
ней добавились «Макроэкономика» Г. Мэнкью (М., 1994) и «Микроэкономика.
Промежуточный уровень» X. Вэриана (М., 1997), «Микроэкономика и поведе­
ние» Р. X. Франка (М., 2000). Что касается спецкурсов, то в наибольшей степе­
ни «повезло» мировому хозяйству: по этой тематике издали такие труды, как
«Экономика мирохозяйственных связей» П. X. Линдерта (М., 1992), «Междуна­
родный бизнес» Д. Дэниелса и Л. Радебы (М., 1994), «Макроэкономика. Гло­
бальный подход» Дж. Сакса и Ф. Ларрена, «Экономическое развитие» М. Тода-
ро (М., 1997). Не хуже представлена экономика отраслевых рынков — по этой
проблематике издали книги «Структура отраслевых рынков» Ф. Шерера и
Д. Росса (М., 1997), «Экономика, организация и менеджмент» П. Милгрома
и Д. Робертса (СПб., 1999), «Теория организации промышленности» Д. Хэя и
Д. Морриса (СПб., 1999), а также «Рынки и рыночная власть» Ж. Тироля
(СПб., 2000). Прочим спецкурсам повезло меньше — можно назвать разве что
«Лекции по экономической теории государственного сектора» Э. Аткинсона и
Дж. Стиглица (М., 1995), «Современную экономику труда» Р. Эренберга
и Р. Смита (М., 1996) и «Финансовые институты, рынки и деньги» Д. С. Киду-
элла, Р. Л. Петерсона и Д. У. Блэкуэлла (СПб., 2000). Примечательно, что «Ос­
нования экономического анализа» П. А. Самуэльсона (СПб., 2002) дошли до
русского читателя спустя полвека после их выхода на языке оригинала. Больше
в этом отношении повезло «Общей теории выбора равновесия в играх» Д. Хар-
шаньи и Р. Зельтена (СПб., 2001).

2 С библиографией переводов на русский язык западных экономистов
XX в. можно ознакомиться по следующим изданиям: THESIS. 1994. Вып. 4.
С. 226-248; THESIS. 1994. Вып. 6. С. 278-295; Истоки. Вып. 3. М., 1998.
С. 483-510; Истоки. Вып. 4. М., 2000. С. 400-430.

3 Характерно, что в первый сборник работ И. Валлерстайна на русском
языке «Анализ мировых систем и ситуация в современном мире» (СПб., 2001)
включили не отрывки из его знаменитого трехтомника «Современная мир-сис­
тема», а лишь отдельные статьи разных лет. «Великая трансформация» К. Пола­
ньи (СПб., 2002) стала уникальным примером издания классики экономико-

12 Введение

СССР книги Дне. Гэлбрейта и К. Мюрдаля давно стали библио­графическими раритетами. Даже лидер неоклассиков М. Фрид-мен представлен на русском языке в большей степени своей публицистикой и в меньшей — собственно научными трудами. Первая попытка ознакомить российского читателя с зарубеж­ной экономической классикой — трудами лауреатов премии по экономике имени А. Нобеля — завершилась выпуском единст­венного тома'; другая аналогичная попытка также, похоже, не особо перспективна2. Не слишком регулярно выходят и книги серии «Вехи экономической мысли»3. Вряд ли надо упоминать, что тиражи всех этих изданий весьма невелики — редко кто да­же из столичных экономистов имеет в своей домашней библио­теке сколько-нибудь полную подборку переведенных моногра­фий, столь нужных ему для научной работы и организации учебного процесса.

«Не пропадет наш скорбный труд...». Все же вряд ли стоит изобра­жать дорогу, по которой идет развитие экономической науки и совершенствование ее преподавания в нашей стране, как бес­просветное и безысходное чередование колдобин и рытвин. Хо­тя ситуация далека от нормы (если считать нормой хотя бы японские образцы преподавания, где марксистские политэконо­мы и неоклассические «экономиксовцы» мирно делят внимание студентов), все же в России уже есть и базовые, и промежуточ-

социологической мысли совершенно без какого-либо комментария. Что же ка­сается Дж. Ходжсона, то пока переведены лишь отдельные его статьи (Жизне­способность институциональной экономики // Эволюционная экономика на пороге XXI века. М., 1997; Привычки, правила и экономическое поведение // Вопросы экономики. 2000. № 1; Социально-экономические последствия про­гресса знаний и нарастания сложности // Вопросы экономики. 2001. № 8) и лишь одна книга: Экономическая теория и институты. М., 2003.

1 См.: Бьюкенен Дж. Соч. М., 1997. (Серия «Нобелевские лауреаты по эконо­
мике»).

2 В серии «Экономика: идеи и портреты» за пять лет вышло только четыре
не слишком толстые брошюры (см.: Фридмен М. Если бы деньги заговорили...
М., 1998, 2001; Модильяни Ф., Миллер М. Сколько стоит фирма? М, 1999; Этот
изменчивый обменный курс: Сб. статей / Сост. ^ А. М. Семенов. М, 2001; Евро —
дитя Манделла? Теория оптимальных валютных зон: Сб. статей. Пер. с англ. /
Сост. А. М. Семенов. М., 2002).

3 За 15 лет вышло шесть томов качественно подобранных материалов. «Тео­
рия потребительского поведения и спроса» вышла первым изданием в 1993 г.,
«Теория фирмы» — в 1995 г., а «Рынки факторов производства» сразу вошли в
состав трехтомника 2000 г.; в 2003 г. вышел пятый том «Теория отраслевых
рынков», в 2004 — четвертый том «Экономика благосостояния и общественный
выбор», а в 2006 — шестой том «Международная экономика».

Введение 13

ного уровня учебники, которые не просто пересказывают зару­бежные курсы, но и творчески их развивают, адаптируя по мере возможности к российским реалиям. Важно отметить, что прак­тически по любому направлению можно выделить учебные изда­ния двух типов — как популярные, так и специализированные1.

  1. Микроэкономика. В этой области с 1998 г. наибольшей по­пулярностью пользуется выпущенный уже несколькими изда­ниями «Курс микроэкономики» Р. Нуреева2. На более квалифи­цированную аудиторию рассчитана «Микроэкономика» В. Галь­перина, С. Игнатьева и В. Моргунова, «Микроэкономика» П. Гребенникова, А. Леусского и Л. Тарасевича. Среди прочих довольно популярных среди столичных экономистов изданий следует назвать «Микроэкономику» Р. Емцова и М. Лукина, «Математические методы в экономике» О. Замкова, А. Толсто-пятенко и Ю. Черемных, «Теорию спроса, предложения й ры­ночных структур» А. Чеканского и Н. Фроловой, «Макроэконо­мический анализ несовершенных рынков» В. Бусыгина, С. Ко-ковина, Е. Желободько и А. Цыплакова3.

  2. Макроэкономика. Здесь ведущие позиции занимают «Вве­дение в Макроэкономику» Т. Ю. Матвеевой, «Макроэкономи­ка» В. Гальперина, П. Гребенникова, А. Леусского и Л. Тара­севича. Хорошо известны «Лекции по макроэкономическому

1 «Первые ласточки» представляли собой, конечно, сводные курсы типа
«микро- и макроэкономика в одном флаконе». Лучшим и наиболее популяр­
ным образцом подобных изданий следует считать курс лекций «Введение в ры­
ночную экономику» А. Я. Лившица (М., 1991), который выдержал не одно пе­
реиздание (например: Введение в рыночную экономику: Учеб. пособие для
экон. спец. вузов / Под ред. ^ А. Я. Лившица, И. Н. Никулиной. М., 1994). В наши
дни подобные обзорные курсы используются уже не в высшей, а в средней
школе.

2 См.: Нуреев Р. М. Курс микроэкономики. М., 2008. На популярность этого
учебника большое влияние оказала журнальная версия этого курса, с которым
научная общественность смогла ознакомиться по публикациям в «Вопросах
экономики» в 1993—1996 гг. Факт этой публикации красноречиво говорит о
той спешке, с которой российские экономисты были вынуждены переучивать­
ся: в какой еще стране ведущий национальный экономический журнал стал бы
печатать стандартный курс микроэкономики?

3 См.: ^ Гальперин В., Игнатьев С, Моргунов В. Микроэкономика: В 2 т. СПб.,
1994, 1997;,Гребенников П., Леусский А., Тарасевич Л. Микроэкономика. СПб.,
1996; Емцов Р., Лукин М. Микроэкономика. М., 1997; Замков О., Толстопятен-
ко А., Черемных Ю.
Математические методы в экономике. М., 1997; ^ Чекан-
ский А., Фролова Н.
Теория спроса, предложения и рыночных структур. М.,
1999; Бусыгин В., Коковин С, Желободько Е., Цыплаков А. Макроэкономический
анализ несовершенных рынков. Новосибирск, 2000.

14 Введение

моделированию» А. Смирнова, книга «Макроэкономика» Т. Агаповой и С. Серегиной, а также брошюры «Макроэконо-мика-2» Н. Шагас и Е. Тумановой. Очень удачным опытом по­пулярного изложения макроэкономики стала книга В. Дадаяна. Предпринимаются попытки целостного систематического из­ложения «макроэкономики-2», которые, впрочем, пока еще не дошли до широкого читателя и нуждаются в популяризации1. Наиболее оригинальна среди учебников этого типа экстрава­гантная по оформлению «Макроэкономика» А. С. Селищева2.

  1. ^ Теория отраслевых рынков. Первым удачным изданием по данному направлению следует считать, конечно, «Анализ структур товарных рынков» С. Авдашевой и Н. Розановой: в этой тонкой брошюре авторы смогли не только удачно изло­жить общую теорию, но и проиллюстрировать ее примерами из современной российской практики3. Позднее появился двух­томник «Анализ отраслевых рынков», подготовленный под на­учной редакцией А. Д. Вурос и Е. Н. Калмычковой, и учебно-методическое пособие А. Д. Вурос4 и другие учебники.

  2. ^ Отраслевые дисциплины. Здесь выделяются «Экономика природопользования» А. Голуба и Е. Струковой, «Аграрная экономика» Е. Серовой, «Основы региональной экономики» А. Гранберга, учебники «Экономика труда» М. Колосницыной, С. Рощина и Т. Разумовой5.

1 См.: Матвеева Т. Ю. Введение в макроэкономику. М., 2002—2008; Гальпе­
рин В., Гребенников П., Леусский А., Тарасевич Л.
Макроэкономика. СПб., 1997—
2008; Смирнов А. Лекции по макроэкономическому моделированию. М., 2000;
^ Агапова Т., Серегина С. Макроэкономика. М., 1996—2008; Шагас Н., Тумано­
ва Е.
Макроэкономика-2. Долгосрочный аспект. М., 1997; Шагас И.., Тума­
нова Е.
Макроэкономика-2. Краткосрочный аспект. М., 1998; Дадаян В. Макро­
экономика для всех. Дубна, 1996; Кавицкая И., Шараев Ю. Макроэкономика-2.
М., 1999.

2 См.: Селищев А. С. Макроэкономика. СПб., 2001.

3 См.: Авдашева С. Б., Розанова Н. М. Анализ структур товарных рынков:
экономическая теория и практика России. М., 1998. См. также: Авдашева С. Б.,
Розанова Н. М., Калмычкова Е. Н.
Политика поддержки конкуренции: антимо­
нопольное регулирование и реструктуризация в отраслях естественных монопо­
лий. М., 2004.

4 См.: Анализ отраслевых рынков / Под науч. ред. А. Д. Вурос и Е. Н. Кал­
мычковой. Т. 1, 2. Ч. 1—3. М., 2002; Вурос А. Д. Экономика отраслевых рынков:
Учеб.-метод, пособие. М., 2006.

5 См.: Голуб А., Струкова Е. Экономика природопользования. М., 1995; Се­
рова Е.
Аграрная экономика. М., 1999; ГранбергА. Основы региональной эконо­
мики. М., 2000; Колосницына М. Экономика труда. М., 1998; ^ Рощин С, Разумо-
ва Т.
Экономика труда. М., 2000.

Введение 15

5) Государственное регулирование экономики. Наиболее доб- , ротными теоретическими учебными изданиями, рассматриваю- « щими экономическую политику государства, следует считать вышедшие почти одновременно «Государственную экономиче­скую политику» И. Албеговой, Р. Емцова и А. Холопова, а так­же «Проблемы бюджетно-налогового регулирования в переход­ной экономике» Т. Агаповой. Более продвинутый характер но­сят учебники Л. И. Якобсона и «Экономика общественного сектора» под редакцией Е. Жильцова и Ж.-Д. Лафея, а также «Теория общественного выбора» Р. М. Нуреева и «Обществен­ный выбор III» Д. Мюллера1.

Наконец, заслуживает упоминания 10-летний опыт издания журнала-учебника «Экономическая школа».

И все же количество учебников, написанных отечественны­ми авторами, пока заметно превосходит их качество, что явля­ется характерной «детской болезнью» освоения новой научной парадигмы, заимствованной «со стороны».

«Учитель, научи ученика...». Наибольший интерес для росси­ян представляют, конечно, работы, посвященные анализу не развитого рыночного хозяйства, а его генезиса, т. е. экономики не высокоразвитых, а «переходных» стран, к числу которых от­носится и сама Россия. В этой области, однако, рассчитывать на помощь с Запада приходится еще в меньшей степени: обще­известно, что именно неспособность объяснить эволюцию пе­риферийных стран, помочь им в практическом аспекте являет­ся главным индикатором надвигающегося «заката» неокласси­ки. Переведенные труды о России не вызвали сколько-нибудь заметного интереса в российском научном сообществе2.

Отчаявшись дожидаться «света истины» от своих западных коллег, российские ученые сами пытаются писать учебники о

1 См.: ^ Албегова И., Емцов Р., Холопов А. Государственная экономическая по­
литика. М., 1998; Агапова Т. Проблемы бюджетно-налогового регулирования в
переходной экономике: макроэкономический аспект. М., 1998; Якобсон Л. Эко­
номика общественного сектора. Основы теории государственных финансов.
М., 1995; Якобсон Л. Государственный сектор экономики: экономическая тео­
рия и политика. М., 2000; Экономика общественного сектора / Под ред.
^ Е. Жильцова, Ж.-Д. Лафея. М., 1998; Нуреев Р. М. Теория общественного выбо­
ра. М., 2005; Мюллер Д. Общественный выбор III. M., 2007.

2 Едва ли не первые заметные опыты в этом направлении: «Макроэкономи­
ка. Курс лекций для российских читателей» Р. Лэйарда (М., 1994) и «Макро­
экономическая теория и переходная экономика» Л. Гайгера (М., 1996), подго­
товленная, кстати, при активном участии российских экономистов.

16 Введение

переходной экономике, которые, правда, грешат уже не «заум­ным моделированием», а чрезмерным эмпиризмом1. Весьма плодотворным представляется рассмотрение переходного про­цесса в неоклассических традициях. Опыт подобного анализа демонстрируют работы Е. Ясина2. И все же системное понима­ние проблем переходной экономики возможно только в общем контексте теории экономических систем, интерес к которой довольно слаб. Заметную помощь в осмыслении проблем пере­ходного периода оказывают экономисты Восточной Европы3, более близкие к пониманию наших реалий, чем экономисты Запада. Завершение «ельцинской» и «путинской» эпох — на­чальной стадии перехода от командной экономики к смешан­ной — неминуемо стимулирует желание ученых теоретически обобщить итоги и наметить перспективы, но, похоже, подоб­ных обобщающих трудов нам придется ждать еще не один год.

Перестройка преподавания экономики создает предпосылки и для изменения собственно научной деятельности отечествен­ного экономического сообщества.

^ Каких же нам «открытий чудных» готовит «просвещенья дух»? Главная беда российской экономической науки — долгое от­сутствие в ней установки на новаторство, на стремление к от­крытию. Что касается советской политэкономии, где идеи Маркса—Ленина были возведены в канон, то не просто хоро­шим тоном, но нормативным требованием считалось «вычиты­вать» новые идеи в старых работах великих основоположников, которые по определению предвидели «все и вся» и не могли ошибаться. В начале 1990-х гг. поменялся канон, но не отно­шение к канону. И только в последние годы столетия россий­ские экономисты начинают постепенно ощущать себя не про-

1 См.: Бузгалин А. Переходная экономика. М., 1994; Экономика переходно­
го периода. Очерки экономической политики посткоммунистической России.
1991—1997 / Ред. кол.: ^ Е. Т. Гайдар и др. М., 1998. Более фундаментальными
трудами являются: Аукционных С. П. Теория перехода к рынку. М., 1995; Ряза­
нов В. Т.
Экономическое развитие России: реформы и российское хозяйство в
XIX—XX вв. СПб., 1998; Красникова Е. В. Экономика переходного периода. М.,
2005; Ролан Ж. Экономика переходного периода. М., 2007.

2 См.: Ясин Е. Поражение или отступление? (российские реформы и финан­
совый кризис) // Вопросы экономики. 1999. № 2; Он же. Новая эпоха, старые
тревоги: взгляд либерала на развитие России. М., 2000 (сокращенный вариант
см.: Вопросы экономики. 2001. № 1); и др.

3 Назовем, например, такие работы польских экономистов, как «Социа­
лизм, капитализм, трансформация» Л. Бальцеровича (М., 1999) и «От шока к
терапии» Г. Колодко (М., 2000).

Введение 17

сто популяризаторами чужих идей, но наследниками Н. Конд­ратьева, А. Чаянова и Л. Канторовича, способными заниматься не только репродукцией знаний, но и их продуцированием.

Если попытаться перечислить те новые теоретические кон­цепции, которые родились в постсоветской России, то сразу за­мечаешь интересный парадокс: хотя отечественная наука стре­мится «отряхнуть» с себя «прах» марксистской политэкономии, почти все новые идеи вполне могли родиться и лет на 10 рань­ше. К тому же их число крайне невелико.

Если говорить об общей экономической теории, то достой­ны внимания всего три концепции, причем все они относятся к теории экономических систем:

  1. теория постэкономического общества В. Иноземцева, об­ращающего основное внимание на острые противоречия гене­зиса постиндустриального общества, в результате чего оно-раз-вивается не столько глобально, сколько анклавно1;

  2. теория типов развития А. Фонотова, в которой проанали­зированы принципиальные особенности характерного для Рос­сии мобилизационного развития, противопоставленного инно­вационному развитию стран Запада2;

  3. концепции социоестественной истории Э. С. Кульпина и Л. В. Милова, которые, развивая некоторые идеи Л. Н. Гумилева, рассматривают влияние естественных факторов на социально-экономическое развитие3.

Гораздо шире представлены новые идеи, связанные с осмыс­лением проблем собственно переходной экономики4, а также с обобщением уроков функционирования командно-администра­тивной системы5. Эти научные достижения следует оценивать, однако, довольно осторожно, поскольку слишком часто речь

1 Назовем хотя бы такую книгу этого исключительно плодовитого автора, в
которой он систематизирует свои более ранние труды: Иноземцев В. Современ­
ное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы. М.,
2000.

2 См.: Фонотов А. Россия: от мобилизационного общества к инновационно­
му (http://science.ru).

3 См.: Кулъпин Э. С. Путь России. М., 1995; Милое Л. В. Великорусский па­
харь и особенности российского исторического процесса. М., 1998.

4 Первыми шагами в этом направлении были: Чеканский А. Микроэкономи­
ческий механизм трансформационного цикла. М., 1998; Пути стабилизации
экономики России / Под ред. Г. Клейнера. М., 1999.

5 См.: Кордонский С. Г. Рынки власти: Административные рынки СССР и
России. М., 2000.

2- 1761

18 Введение

идет о проблемах развития не столько переходной в общем смыс­ле, сколько российской переходной экономики. Впрочем, разви­тие теории невозможно без эмпирических обобщений, качество которых совершенствуется год от года, что особенно заметно в изданиях Бюро экономического анализа1.

Характерно, что оригинальных научных работ все же замет­но меньше, чем учебных. Похоже, что современные российские экономисты ощущают себя карликами, стоящими на плечах ве­ликанов.

  1   2   3



Скачать файл (7689.3 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru