Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Лекции по социологии управления - файл Глава 1.doc


Загрузка...
Лекции по социологии управления
скачать (7689.3 kb.)

Доступные файлы (49):

л 11.doc156kb.06.12.2009 22:01скачать
л1.doc131kb.06.12.2009 21:59скачать
л2.doc92kb.06.12.2009 22:00скачать
л 3.doc104kb.06.12.2009 22:00скачать
л 4.doc113kb.06.12.2009 19:27скачать
л 5.doc70kb.06.12.2009 19:35скачать
л 6.doc133kb.06.12.2009 19:37скачать
1.doc229kb.24.11.2010 21:56скачать
2.doc26kb.29.11.2010 23:29скачать
3.doc84kb.01.12.2010 13:49скачать
4.doc53kb.01.12.2010 13:56скачать
Тема 10 ноябрь 2010.doc99kb.02.12.2010 13:19скачать
Введение.doc279kb.02.12.2010 12:25скачать
Глава 1.doc1407kb.17.03.2010 13:43скачать
Глава 2.doc1167kb.17.03.2010 16:44скачать
Глава 3.doc1266kb.17.03.2010 20:47скачать
Глава 4.doc696kb.17.03.2010 20:53скачать
Глава 5.doc906kb.21.03.2010 15:17скачать
Глава 6.doc712kb.21.03.2010 15:45скачать
Глава 7.docскачать
Глава 9.doc466kb.24.11.2010 22:02скачать
Тема 11 ноябрь 2010.doc156kb.02.12.2010 12:19скачать
Валентин МИХЕЕВ.doc66kb.30.11.2010 02:28скачать
Тема 12 ноябрь 2010.doc112kb.02.12.2010 13:16скачать
1..doc106kb.24.11.2010 21:05скачать
тема 14 сентябрь 1009.doc102kb.02.12.2010 13:37скачать
Тема 15.doc190kb.31.10.2008 11:24скачать
Тема 16.doc87kb.31.10.2008 11:26скачать
Тема 17.doc95kb.31.10.2008 11:27скачать
Тема 7.doc127kb.31.10.2008 11:13скачать
Тема 8.doc83kb.01.12.2010 10:45скачать
Андреев А Л Социология техники.doc383kb.01.12.2010 11:24скачать
Кравченко Тюрина Социология управления.doc207kb.01.12.2010 13:17скачать
Тема 9.doc137kb.02.12.2010 13:35скачать
УМК Социология управления 2010.doc381kb.19.01.2010 13:12скачать
Вагурин1.doc210kb.15.11.2006 18:07скачать
Вагурин2.doc218kb.15.11.2006 18:34скачать
Глава 1.doc555kb.26.11.2010 11:59скачать
Глава 2.doc615kb.29.11.2010 18:21скачать
Глава 3.doc540kb.27.11.2010 12:53скачать
Глава 4.doc681kb.27.11.2010 21:58скачать
Глава 5.doc865kb.28.11.2010 19:54скачать
Предисловие.doc64kb.25.11.2010 14:32скачать
Гл1.doc184kb.06.12.2006 19:43скачать
Гл2.doc93kb.15.02.2006 13:21скачать
Гл3.doc135kb.16.02.2006 10:02скачать
Гл4.doc85kb.16.02.2006 10:27скачать
Гл5.doc177kb.16.02.2006 11:22скачать
Гл7.doc92kb.20.02.2007 19:54скачать

Глава 1.doc

  1   2   3   4   5
Реклама MarketGid:
Загрузка...




Глава 1. Эшелоны развития капитализма

Качество нашего понимания текущих проблем зависит от широты выбран­ных рамок сопоставления.

А. Гершенкрон

Современное российское научное сообщество, как и обще­ство в целом, находится в ситуации поиска своей идентично­сти. Надежды на равных войти в мировую науку путем механи­ческого копирования неоклассического (основного в настоя­щее время) течения экономической мысли не оправдались точно так же, как и упования на построение в России совре­менного общества при помощи неоклассических экономиче­ских реформ. Контакты с российскими экономистами будут интересны нашим западным коллегам только тогда, когда мы







Расширение торговли повышало относительную свободу жономических агентов, постепенно подрывало основы произ­вольного вмешательства властей, типичного для феодализма. Внешняя торговля оказалась более свободной от регулирования правительств в отличие от внутренней. В разрушении традици­онной «зарегулированности» индивида определенную роль сыг­рали развитие пиратства и широкая практика контрабанды. Они развивались на границах феодальных империй, а столкно­вение интересов государств препятствовало установлению пол-I пого контроля над морской торговлей.

Именно в этот период создаются институты, благоприятст­вующие развитию коммерции1. Они были подготовлены прежде всего изменениями в системе права. Широкий товарооборот создал систему прецедентов по поводу таких важных для тор­говли явлений, как страховка, вексель, судовой фрахт, договор о продаже, соглашение о товариществе, патент и арбитраж.

Постепенно формируются предприятия нового типа. Этому и немалой степени способствует двойная запись в бухгалтерии, которая из проверки ошибок превращается в механизм, закре-

1 Подробнее см.: Розенберг Н., Бирдцелл Л. Е. (мл.). Как Запад стал богатым. )кономическое преобразование индустриального мира. Новосибирск, 1995. I С. 120-149.

44 Глава 1. Эшелоны развития капитализма

пивший отделение трансакций предприятий от трансакций че­ловека. Собственность предприятия начинает существовать от­дельно от семейной собственности. Предприятие становится юридическим лицом. Оценка активов-пассивов, четкое опреде­ление баланса предприятия (прибылей и убытков) позволяют развить практику кредитования на основе оценки финансового положения фирмы и перспектив ее развития.

Возникают экономические объединения, основанные не на родственных, а на чисто деловых связях. Первоначально такие предприятия организовывали бывшие военные и моряки, поль­зовавшиеся взаимным доверием, поддержкой товарищей.

Важно подчеркнуть, что параллельно с развитием коммер­ции происходило очищение закона от дискреционных, риту­альных, религиозных примесей. Впервые создавался закон, «надежный как машина». В Западной Европе английские суды первыми завоевали репутацию безукоризненной честности в отношении купцов (в том числе и по отношению к тяжбам иностранцев).

Расширение торговли было бы невозможно без развития де­нег, кредита, изменений в системе финансов. Начиная с XIII в. векселя используются вместо монеты, а с XVII в. они приобре­тают свойство обращаемости с передачей третьим лицам по ин­доссаменту. Любопытно подчеркнуть, что торговля векселями совершалась в обход церковного запрета на взимание процента. Считалось, что «приобретение векселей со скидкой — это не процент, а учет риска». Успеху торговли способствовало разви­тие страхования. Уже в конце XII в. в Италии происходит отде­ление страхования от финансирования, а позднее — отделение морских рисков от рыночных.

Неудовлетворенность феодальным строем, пробуждающееся аналитическое отношение к действительности, поиски героиче­ского и совершенного заставляют передовые умы обратиться к античному наследию, возродить его для современников. Такое обращение к прошлому стало своеобразной формой отрицания настоящего — феодальной системы ценностей, феодальных экономических представлений. Ученые и писатели эпохи Воз­рождения провозглашают высокие принципы гуманизма, ут­верждают веру в могущество человека, в его разум, язвительно смеются над предрассудками мрачного европейского Средневе­ковья (Эразм Роттердамский, Франсуа Рабле, Мигель де Сер­вантес Сааведра и др.). И хотя их произведения были обраще-

1.1. Первый эшелон, который давно ушел 45

ны к достаточно узкому кругу интеллектуалов, а культура имела элитарный характер, гуманисты сыграли важную роль в подго­товке к восприятию новых идей более широкими слоями насе­ления. Но для этого необходима была коренная ломка феодаль­ного мировоззрения.

В условиях, когда христианство освящало существовавший феодальный строй, движение вперед было невозможно без ре­формы католической церкви. В борьбе с католицизмом теоре­тики Реформации (Мартин Лютер, Ульрих Цвингли, Жан Кальвин) использовали антисословную направленность ранне­го христианства. Идея равенства и справедливости в отношени­ях между людьми трансформировалась в идею эквивалентности обмена товарами, идея честного труда — в обоснование буржу­азного предпринимательства и т. д.

Реформация сыграла важную роль в очищении массового сознания от слепой веры в Священное Предание, в авторитет римско-католической церкви, освободила его от наиболее оди­озных предрассудков и стереотипов и тем самым повысила зна­чение личного суждения. Это сыграло большую роль в разви­тии обществознания вообще и экономической науки в частно­сти.

Критика феодализма теоретиками Реформации была тесно связана с первыми попытками оправдания раннекапиталисти-ческого предпринимательства. Не случайно М. Лютер страстно борется с ростовщичеством, нападает на торгашеский феода­лизм, а Ж. Кальвин проповедует богоизбранность новых пред­принимателей — капиталистов.

Из истории институциональных идей

^ КРИТИКА ТОРГАШЕСКОГО ФЕОДАЛИЗМА И ОБОСНОВАНИЕ

БУРЖУАЗНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА:

МАРТИН ЛЮТЕР И ЖАН КАЛЬВИН

Некоторые институциональные идеи были высказаны задолго до рождения институционализма как самостоятельного течения экономической мысли. К их числу, без сомнения, относится попытка разграничения торгашеского феода­лизма и раннекапиталистического предпринимательства.

В XIV — первой половине XV в. дух наживы и жажда стяжательства проникают в среду феодалов. Их интересы все глубже, все теснее переплетаются с ростов­щичеством, усиливая эксплуатацию крестьянства и бюргерства. Возникает от­вратительное явление позднего Средневековья — торгашеский феодализм. Развивающиеся рыночные отношения обостряют и обнажают социально-эконо­мические противоречия, разрушая феодальные патриархальные формы, маски-

46 Глава 1. Эшелоны развития капитализма

ровавшие эксплуатацию в более ранний период. Перед идеологами бюргерства встают проблемы разграничения раннекапиталистического предприниматель­ства, с одной стороны, и позднефеодального стяжательства — с другой1. Появ­ляется необходимость, во-первых, социально-экономического, политического и идеологического (морально-этического и даже религиозного) оправдания «че­стного» (основанного на законах капиталистической конкуренции) «делания де­нег» и, во-вторых, осуждения паразитического (основанного на насилии и грабе­же, ростовщичестве и внеэкономическом принуждении) накопления богатств классом феодалов.

Положение осложнялось тем, что монополией на образование и культуру в этот период обладали церковные феодалы, католическая церковь. В отличие от светских феодалов церковь опиралась на строгую иерархию и действовала как наднациональная, в известном смысле космополитическая феодальная органи­зация. В этих условиях выступить с критикой религиозного мировоззрения озна­чало нанести удар не только по отдельному феодалу, но и по феодальной системе в целом. Положение, однако, облегчалось тем, что отношения торгашеского фео­дализма проникли и в церковную среду. Разложение католической церкви прояв­лялось в разложении не только церковных институтов, но и христианского миро­воззрения. Все больше обнажалось противоречие между идеями христианства и догмами римско-католической церкви позднего Средневековья, которое прояв­лялось в противоречии между Священным Писанием (Библией) и Священным Преданием (декретами и постановлениями церковных соборов и римского папы).

Гуманисты подготовили Реформацию. Они так же, как позднее теоретики Ре­формации, обращались к раннему христианству первых веков нашей эры в борь­бе со схоластическим формализмом, невежеством и продажностью римско-ка­толической церкви, способствовали просвещению передовой, образованной части феодального общества. Тем не менее гуманизм носил элитарный харак­тер, нуждался в поддержке меценатов, затронул лишь сравнительно небольшую часть интеллигенции. Необходимо было более демократическое учение, обра­щенное к широкой аудитории, которое могло бы привести массы в движение. Оно должно было апеллировать не только к разуму человека, но и к его чувствам. Как уже отмечалось, в силу господствующего положения католической церкви

критика сущеи! нующс! и \^ц-1^п ,,^ ,v,^.,,M ..

му богословской ереси — требования реформы церкви. Движение назад — обращение к первоисточнику — ха­рактерно для всякой религии. Однако в условиях станов­ления капитализма критика разлагающейся католиче­ской церкви означала нападение на крупнейшего феода­ла, которому в Европе принадлежала треть земель. Требование реформы церкви превращалось, таким обра­зом, в первый и сильнейший удар по феодальной систе­ме в целом.

Доктор богословия, магистр свободных искусств, монах-

августинец Мартин Лютер родился и вырос в бюргерской

среде. 31 октября 1517 г. на двери своей церкви в Виттенберге он вывесил 95 тези­сов против индульгенций, что положило начало Реформации в Германии. Лютер

1 Подробнее см.: Соловьев Э. Ю. Непобежденный еретик: Мартин Лютер и его время. М., 1984. С. 40-44, 85-88.

1.1. Первый эшелон, который давно ушел 47

развивал тезис о том, что спасение души (оправдание) возможно прежде всего не через церковь и ее формальные обряды (и уж тем более не через покупку ин­дульгенций), а через истинную веру — веру в Священное Писание, а не в Свя­щенное Предание. Позднее, уже в ходе Реформации, Лютер и его последовате­ли пришли к отрицанию церковной иерархии, культа святых, церковного богатст­ва и монашества, что способствовало подчинению духовной власти светской, упрощению церковной догматики и богослужения, объективно оправдывало се­куляризацию церковных земель, открывало путь к созданию необходимой для буржуазии дешевой церкви.

Наибольшую ненависть вызывает у Лютера ростовщичество. Его критике по­священа специальная работа «Наказ приходским священникам выступать с про­поведями против ростовщичества», изданная в Виттенберге в 1540 г.

Экономические взгляды Лютера тесно связаны с его религиозной концепци­ей, в частности с его теорией двух порядков. Понимая, что в современной ему действительности невозможны отношения между людьми в строгом соответст­вии со Священным Писанием, он обосновывает необходимость светской вла­сти. Главной задачей светской власти и церкви в этот период должна была стать, по мысли Лютера, борьба с ростовщичеством. Светская власть при этом должна действовать силой, а церковь — убеждением и советами. При этом, считает Лютер, князья должны управлять разумно, т. е. не только опираться на писаные законы и рекомендации юристов, но прежде всего действовать на бла­го своих подданных. Поэтому Лютер оправдывает мелкое ростовщичество си­рот, вдов и стариков, если оно вызвано бедностью. К тому же он считает необ­ходимым законодательно ограничить норму процента!. Однако так как в раз­дробленной Германии «светская власть нерадива и ленива, а частично слишком слаба, чтобы защитить от такой беды (какой является ростовщичество. — Р. Н.), то священники,— считает Лютер,— должны учить народ и приучать его к тому, чтобы ростовщиков и скряг принимать за живых чертей...». Поэтому Лютер уде­ляет главное внимание разоблачению оснований для изъятия процента, учит распознавать замаскированные формы ростовщичества, различает ссуду и за­ем, кредит в товарной и денежной форме, т. е., по существу, коммерческий и банковский кредиты. Он гневно осуждает любые попытки оправдания взимания процента2.

Другой его сильной стороной была критика торгашеского феодализма — союза ростовщиков и дворян. «...Исполняется пророчество Исайи,— пишет он,— князья твои стали сообщниками воров. Ибо они вешают воров, укравших гульден или полгульдена, и якшаются с теми, которые грабят весь мир и воруют с большей безопасностью, чем все другие, как бы для того, чтобы оставалась верной поговорка: крупные воры вешают мелких воров, и, как говорил римский сенатор Катон: простые воры сидят в тюрьмах и закованы в цепи, а государст­венные воры расхаживают в золоте и шелках. Что же в конце концов скажет об этом Бог? Он сделает так, как он говорит устами Иезекииля: князей и купцов, од­ного вора с другим, он сплавит вместе, как свинец и медь, как бывает, когда вы-

1 Лютер приводит, в частности, в качестве исторических примеров деятель­
ность Солона в Афинах и Неемии в Иудее, ограничивших процент по ссудам
12% в год, а также деятельность Александра Македонского и Юстиниана.

2 См.: Luther M. An die Pfarrherren, wider den Wucher zu predigen. Vermah-
nung / Fabinnke G. Luther als Nationalokonom. Berlin, 1963. S. 220, 205, 219.

48 Глава 1. Эшелоны развития капитализма

горает город, чтобы не было больше ни князей, ни купцов. Я опасаюсь, что это уже на пороге»1.

Критикуя представителей торгашеского феодализма, Лютер выступает на стороне предприимчивого и делового хозяина, бюргера, превращающегося в мелкого буржуа. Поэтому он осуждает праздность, критикует сословную иерархию, утверж­дая, что между людьми есть «лишь различие по должности и делу, а не по званию»2. Он отмечает важнейшую роль труда в «призвании» человека. Эти мотивы морального оправдания буржуазного предпринимательства получают еще большее развитие в учении о богоизбранности Жана Кальвина. В своем главном сочинении «Наставление в христианской вере» (1536) он развил учение о божественном предопределении. Согласно его вероучению, одних Бог предопределил к (1509—1564) спасению и вечному блаженству (избранные), других — к осуж­дению и вечным мукам (осужденные). Хотя предопределение фатально, никто, однако, не знает, что ждет его лично: спасение или осуждение. Каждый христиа­нин должен думать, что именно он — божий избранник, и в своей деятельности, своей профессии должен доказать свою избранность. В качестве показателя из­бранности Кальвин берет денежное богатство- эту абстрактно-всеобщую, уни­версальную форму выражения успеха в капиталистическом обществе.

Новое вероучение, выражая интересы буржуа эпохи первоначального накоп­ления, пропагандировало мирской аскетизм. Бережливость и расчетливость, скопидомство и накопительство объявляются первейшими гражданскими обя­занностями каждого представителя нарождающегося буржуазного класса. Каль­винизм стал идеологией наиболее передовой части буржуазии, теоретическим оружием нидерландской и английской буржуазных революций.

В то же время в процессе разложения феодализма находят свое выражение экономические представления народных масс, которые более четко формулируются в ходе крестьянских вос­станий (например, крестьянской войны в Германии 1524— 1526 гг.). Мечты об устройстве будущего справедливого общест­ва отразились в социальных утопиях позднего Средневековья (Томас Мор, Томмазо Кампанелла и др.). Однако для реализа­ции этих проектов отсутствовали какие бы то ни были предпо­сылки. Они стали складываться лишь в процессе так называе­мого первоначального накопления капитала.

1.1.2. Так называемое первоначальное накопление капитала

Капитализм — это рыночная экономика на такой ступени развития, когда возникает рынок труда. Поэтому содержанием первоначального накопления капитала является создание пред-

1 Цит. по: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 26. Ч. III. С. 556.

2 Лютер М. К христианскому дворянству немецкой нации // Источники по
истории Реформации. М., 1906. Вып. 1. С. 5.

1.1. Первый эшелон, который давно ушел 49

посылок капиталистических отношений и прежде всего станов­ление производителя нового типа, свободного как личность и лишенного средств производства и средств к существованию. Появление рабочей силы в качестве товара предполагало лик­видацию как личной, так и поземельной зависимости крестьян от феодала и освобождение ремесленников от господства цехо­вого принуждения. Отмена наиболее тяжелых форм личной за­висимости в большинстве стран Западной Европы произошла в XIV—XV вв., освобождение крестьян от поземельной зависимо­сти - в XVI-XVIII вв.

Первоначальное накопление капитала составляет предысто­рию капитализма, оно происходило в недрах феодализма и ме­тодами, отличающимися от накопления капитала. Основой этого процесса является буржуазная аграрная революция, в хо­де которой, с одной стороны, осуществляется массовая экспро­приация земли у крестьянства, а с другой — феодальная собст­венность превращается «в чистую частную собственность, от­бросившую всякую видимость общности [Gemeinwesen] и устранившую какое бы то ни было воздействие государства на развитие собственности»1.

Классические формы первоначальное накопление капитала приняло в Англии. Частная собственность на землю здесь рас­ширялась и укреплялась путем конфискации (секуляризации) церковных и монастырских владений, захвата государственных и насильственной узурпации общинных земель, сгона крестьян с их участков в ходе огораживания дворянских имений. Соз­данные таким образом земельные комплексы сдавались в арен­ду капиталистическим предпринимателям — фермерам. Укреп­лению их положения способствовала «революция цен», резуль­татом которой было обесценение производимых фермером денежных выплат (земельной ренты — лендлорду и заработной платы — рабочим). С конца XV до начала XVIII в. осуществля­ется кровавое законодательство против экспроприированных в целях снижения заработной платы и удлинения рабочего дня мануфактурных рабочих. Высвобождение значительной части сельского населения создало предпосылки для развития внут­реннего рынка, однако узость его не была полностью преодоле­на в мануфактурный период (в Западной Европе — середина XVI — последняя треть XVIII в.). Лишь разрушение сельских

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. С. 62.

4- 1761

50 Глава 1. Эшелоны развития капитализма

домашних промыслов в ходе промышленной революции созда­ло устойчивый внутренний рынок, заложило прочные основы для развития капиталистического производства.

Генезис капитализма в Западной Европе был ускорен начав­шимся в ходе великих географических открытий процессом создания мирового рынка, завоеванием и ограблением добур-жуазных обществ Америки, Азии и Африки. Развитие мировой торговли способствовало повышению роли купечества. Абсо­лютизм, сформировавший обширную бюрократию и содержав­ший дорогостоящую регулярную армию, также искал источни­ки для покрытия своих огромных расходов. Государство выпла­чивало жалованье военным, чиновникам и даже духовенству в денежной форме. И хотя основным источником доходов абсо­лютной монархии была развитая налоговая система, дворян­ское государство отнюдь не было чуждо увеличению денежных средств за счет внешней торговли. Не случайно поэтому купе­чество стремилось выдать свою точку зрения за национальный общегосударственный интерес. Протекционистская политика стала выражением временного союза дворянства с торговой буржуазией. Однако этот временный союз дворянства и бур­жуазии оказался недолговечным. Стремление к регламентации производства, нормативность и авторитарность абсолютизма все больше становились тормозом развития капитализма. Ок­репшая мануфактурная буржуазия все меньше нуждалась в под­держке со стороны абсолютистского государства. Все чаще по­являются работы, критикующие протекционизм и обосновы­вающие принципы свободной торговли. Привычные для феодализма экстраординарные поборы уступают место закон­ному налогообложению. В Англии и Голландии правительства первыми утрачивают право на произвольные сборы. Установле­ние налогов становится делом парламента.

Значительный вклад в развитие светского характера культу­ры внесло и Просвещение, идеологи которого выдвинули ло­зунг свободы, равенства и братства. Они рассматривали эти буржуазные права в универсальной, антисословной форме, счи­тая их не порождением определенной исторической эпохи, а естественными (природными) свойствами любого нормального человека. Поэтому философы эпохи Просвещения апеллируют к «естественным потребностям», «естественному разуму», «ес­тественным правам» человека. Интерес к внутреннему миру че­ловека способствует развитию личности, еще не осознавшей

1.1. Первый эшелон, который давно ушел 51

противоречивый характер нового, рождающегося капиталисти­ческого общества. Развитие личности проявляется и в том, что человек на пороге Нового времени ставит перед собой более широкие и глубокие задачи в науке и творчестве.

Развитие производительных сил и капиталистического укла­да неминуемо должно было вступить в непримиримое противо­речие с феодальной системой производственных отношений, с абсолютной монархией. В середине XVII—XVIII в. создаются материальные предпосылки для буржуазных революций, в ко­торых буржуазия выступает как передовой класс, стоящий во главе антифеодальной борьбы городского плебса и эксплуати­руемого крестьянства.

^ Огромную роль в становлении рыночной экономики в За­падной Европе сыграли также политические институты. Не следует забывать, что в XIVXIX вв. существовала активная поддержка государством развития торговли и промышленности. Именно государство обеспечивало возвращение кредитов и вы­полнение соглашений, защиту прав собственности, поддержи­вало создание правовых форм, отвечающих потребностям пред­приятий, заложило основы развития инфраструктуры (развитие бесплатного образования, создание транспортных систем и т. д.), защищало национальную промышленность от ино­странной конкуренции и обеспечивало стабильность валюты. Вплоть до конца XIX в. государство напрямую вмешивалось в развитие промышленности и торговли. Независимость произ­водства и торговли от политических институтов выступает как характерная черта западноевропейского пути развития капита­лизма лишь на его позднем и относительно кратковременном этапе. Идеология невмешательства (laissez-faire) создала важные политические предпосылки для развития капитализма лишь в конце этого периода.

Становление капитализма было довольно органичным не только в экономической, но и в социально-правовой и полити­ческой сферах (создание бесплатных публичных школ, рефор­мирование системы права, обеспечение безопасности жизни и собственности граждан путем развития законопослушания и эффективной борьбы с преступностью, расширение права уча­стия в выборах, смена абсолютных монархий республикански­ми и демократическими правительствами, длительный мир в Западной Европе с 1815 по 1914 г.).

4*





52 Глава 1. Эшелоны развития капитализма

1.1.3. Становление капитализма в Англии и Испании: сравнительный анализ

Исторические предпосылки генезиса капитализма возника­ли в разных странах Западной Европы далеко не синхронно и не последовательно. Более того, Новое время стало ареной столкновения двух разнонаправленных моделей социально-экономического развития, что приобрело форму «векового кон­фликта» (XVIXVII вв.) между прогрессивными протестант­скими государствами Севера (Англия, Голландия) и регрессив­ной католической империей Габсбургов (табл. 1-2).

В то время как империя Габсбургов располагала, казалось бы, неиссякаемыми запасами денег и сырья из колоний, ресур­сы протестантских государств были гораздо более скудными. Однако решающую роль в исходе «векового конфликта» сыгра­ли не материальные ресурсы, а институциональные факторы. Эффективные институты возникали в обществах, которые име-

1.1. Первый эшелон, который давно ушел 53

ли сильные стимулы к созданию и закреплению прав собствен­ности
  1   2   3   4   5



Скачать файл (7689.3 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru