Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Лекции по социологии управления - файл Глава 4.doc


Загрузка...
Лекции по социологии управления
скачать (7689.3 kb.)

Доступные файлы (49):

л 11.doc156kb.06.12.2009 22:01скачать
л1.doc131kb.06.12.2009 21:59скачать
л2.doc92kb.06.12.2009 22:00скачать
л 3.doc104kb.06.12.2009 22:00скачать
л 4.doc113kb.06.12.2009 19:27скачать
л 5.doc70kb.06.12.2009 19:35скачать
л 6.doc133kb.06.12.2009 19:37скачать
1.doc229kb.24.11.2010 21:56скачать
2.doc26kb.29.11.2010 23:29скачать
3.doc84kb.01.12.2010 13:49скачать
4.doc53kb.01.12.2010 13:56скачать
Тема 10 ноябрь 2010.doc99kb.02.12.2010 13:19скачать
Введение.doc279kb.02.12.2010 12:25скачать
Глава 1.doc1407kb.17.03.2010 13:43скачать
Глава 2.doc1167kb.17.03.2010 16:44скачать
Глава 3.doc1266kb.17.03.2010 20:47скачать
Глава 4.doc696kb.17.03.2010 20:53скачать
Глава 5.doc906kb.21.03.2010 15:17скачать
Глава 6.doc712kb.21.03.2010 15:45скачать
Глава 7.docскачать
Глава 9.doc466kb.24.11.2010 22:02скачать
Тема 11 ноябрь 2010.doc156kb.02.12.2010 12:19скачать
Валентин МИХЕЕВ.doc66kb.30.11.2010 02:28скачать
Тема 12 ноябрь 2010.doc112kb.02.12.2010 13:16скачать
1..doc106kb.24.11.2010 21:05скачать
тема 14 сентябрь 1009.doc102kb.02.12.2010 13:37скачать
Тема 15.doc190kb.31.10.2008 11:24скачать
Тема 16.doc87kb.31.10.2008 11:26скачать
Тема 17.doc95kb.31.10.2008 11:27скачать
Тема 7.doc127kb.31.10.2008 11:13скачать
Тема 8.doc83kb.01.12.2010 10:45скачать
Андреев А Л Социология техники.doc383kb.01.12.2010 11:24скачать
Кравченко Тюрина Социология управления.doc207kb.01.12.2010 13:17скачать
Тема 9.doc137kb.02.12.2010 13:35скачать
УМК Социология управления 2010.doc381kb.19.01.2010 13:12скачать
Вагурин1.doc210kb.15.11.2006 18:07скачать
Вагурин2.doc218kb.15.11.2006 18:34скачать
Глава 1.doc555kb.26.11.2010 11:59скачать
Глава 2.doc615kb.29.11.2010 18:21скачать
Глава 3.doc540kb.27.11.2010 12:53скачать
Глава 4.doc681kb.27.11.2010 21:58скачать
Глава 5.doc865kb.28.11.2010 19:54скачать
Предисловие.doc64kb.25.11.2010 14:32скачать
Гл1.doc184kb.06.12.2006 19:43скачать
Гл2.doc93kb.15.02.2006 13:21скачать
Гл3.doc135kb.16.02.2006 10:02скачать
Гл4.doc85kb.16.02.2006 10:27скачать
Гл5.doc177kb.16.02.2006 11:22скачать
Гл7.doc92kb.20.02.2007 19:54скачать

Глава 4.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Глава 4. Проблемы реструктуризации естественных монополий

Экономика — это наука, которая изу чает поведение человека с точки зрения отношений между его целями и огра ниченными средствами, допускающи ми альтернативное использование.

Л. Робвин

Не утихающие последнее время дискуссии вокруг естественных монополий связаны и с ростом цен на их услуги, и с увели­чивающейся сырьевой специализацией России. Однако в этих дискуссиях, как это часто бывает, очень много дилетантизма.

Нельзя сказать, что проблемы естественных монополий с<ж всем не анализируются в отечественной и зарубежной литературе. Как правило, им посвящены главы и разделы в курсах микроэкономики и теории отраслевых рынков.

Естественные монополии — специфический вид монополия для которого характерны высокие барьеры для входа в отрасли и высокие невозвратные издержки. Эффект масштаба приводит к тому, что все потребности общества может удовлетворите единственная компания. Пользуясь своим монопольным поло! жением, она может значительно повысить цены за свои услугЛ Поэтому уже сравнительно давно в этой отрасли существует гЛ сударственное регулирование. Однако традиционные формЛ регулирования обладают существенными недостатками, так как не способствуют сокращению издержек производства. ПоэтоЛ в 1970—1980-е гг. вместе с ренессансом неоклассическоИ мышления началось и реформирование этих отраслей. Главн<И целью этих реформ стали минимизация издержек, связанная с процессом регулирования, стимулирование фирм к эффектиД ному использованию имеющихся мощностей, повышение зайце тересованности в инновациях и расширение конкуренции кЛ средство роста эффективности.

Россия тоже начинает включаться в этот процесс. ОднаЛ желание реформировать, кажется, преобладает над пониманивЛ
1. Основные характеристики естественных монополий 195

:лей и результатов этих реформ. Конечно, реформировать ес-ственные монополии необходимо, однако при этом нужно \читывать не только эффективность возникающих на базе их j "|чанизаций, но и экстернальные эффекты, которые могут воз­никнуть при разукрупнении вертикально интегрированных ■омпаний, которыми являются естественные монополии.

4.1. Основные характеристики естественных монополий

4.1.1. Понятие естественной монополии

Проблема естественной монополии была поставлена еще Шжоном Стюартом Миллем в 1848 г. в «Основах политической ■сономии с некоторыми ее приложениями к социальной фило- г-Иофии». Он обозначил проблему неоправданного дублирования Ьстей передач, которое может произойти в общественных секто­рах. Леон Вальрас писал в «Очерках чистой политэкономии» ■рименителько к строительству и функционированию железных I дорог о связи между естественной монополией и регулировани­ям. Позднее, в связи с критикой неоклассики, возник неоин-|с I итуциональный подход к регулированию естественных моно­полий. Одним из его родоначальников является Рональд Коуз. р!равда, в центре его внимания были другие государственные монополии: радиовещание, почтовая монополия и курьерские Компании.

Из истории институциональных идей ^ ТЕОРЕМА РОНАЛЬДА КОУЗА

Первые успехи Рональда Гарри Коуза связаны с работой в 1<>ндонской школе экономики (1935—1951 гг.). Именно в этот сриод выходит его знаменитая статья «Природа фирмы» 1937).

После переезда в 1951 г. в США он работает профессором в | Университетах Буффало (1951 — 1958 гг.), Вирджинии (1958— 11964 гг.), Чикаго (с 1958 г.).

В 1950-х гг. он выпускает ряд статей по анализу естествен­ных монополий: в 1950 г. выходит его статья «Британское ра­диовещание: изучение монополии», в 1955 г. — «Почто-

liifl монополия в Великобритании: исторический обзор», в Рональд Коуз
1459 г. — «Федеральная комиссия по средствам сообщения», /р_ доЮ)

I 1961 г. — «Британская почтовая служба и курьерские компа­хи». В центре внимания Коуза была идея о том, что государственные монопо­лии навязывают обществу собственные стандарты и покушаются на свободу

196 Глава 4. Проблемы реструктуризации естественных монополий

прессы. Это особенно видно на примере британского радиовещания, где частот-1 ный диапазон не подвержен действию ценового механизма. Центральной для Коуза была проблема внешних эффектов и создания эффективной системы прав! собственности. Однако критика государственных монополий не прошла бес-1 следно: под влиянием этой критики начинается критика громоздкого механизма! регулирования естественных монополий.

Перечисленные работы подготовили базу для знаменитой статьи Коуза «Проблема социальных издержек» (1960), в которой он выступает с критикой! подхода А. С. Пигу о регулировании внешних эффектов.

Внешние эффекты (экстерналии) — это дополнительные издержки или выго­ды, не получившие отражения в ценах. Отрицательные внешние эффекты возни-1 кают тогда, когда деятельность одних экономических субъектов приводит к воз-1 никновению дополнительных издержек для других субъектов, причем это не от­ражается в ценах на производимое благо. Положительные внешние эффекты возникают тогда, когда деятельность одних экономических субъектов приводит к возникновению дополнительных выгод для других субъектов, причем это не от- I ражается в ценах на производимое благо.

Трудности заключаются в четком определении прав собственности. Транс­формация внешних эффектов во внутренние (internalization of an externality) мо-1 жет быть достигнута путем приближения предельных частных издержек (и соот-J ветственно выгод) к предельным социальным издержкам (выгодам). С тем чтобьЯ приблизить предельные частные издержки к предельным социальным издерж- I кам, А. С. Пигу предлагал вводить корректирующие налоги, а для того, чтобы J приблизить предельные частные выгоды к предельным социальным выгодам, 1 выдавать корректирующие субсидии.

Корректирующий налог (corrective tax) (Г) — это налог на выпуск экономиче-1 скихблаг, характеризующихся отрицательными внешними эффектами, который 1 повышает предельные частные издержки до уровня предельных общественных. I Таким образом, если Т= МЕС, то MSB = MSC, где МЕС — предельные внешние I издержки (marginal external cost), MSB — предельные общественные выгоды! (marginal social benefit), MSC — предельные общественные издержки (marginal I social cost).

Корректирующая субсидия (corrective subsidy) (S) — это субсидия произво-1 дителям или потребителям экономических благ, характеризующихся положи­тельными внешними эффектами, которая позволяет приблизить предельные ча­стные выгоды к предельным общественным. Таким образом, если S = МЕВ, то I MSB = MSC, где МЕВ — предельные внешние выгоды (marginal external benefit)1.

Коуз подчеркивает симметричную природу внешних эффектов. Он считает,■ что проблема может быть решена без вмешательства государства. При нулевых I трансакционных издержках первоначальное распределение прав собственности I не влияет на эффективное размещение ресурсов. Поэтому теорема Коуза может быть сформулирована следующим образом: если права собственности всехш сторон тщательно определены, а трансакционные издержки равны нулю, конеч-Ш ный результат (максимизирующий ценность производства) не зависит от изме- I нений в распределении прав собственности (если отвлечься от эффекта дохо- I да). Чем шире набор прав, связанных с данным ресурсом, тем выше его полез- I

1 Подробнее см.: Hypeee P. M. Курс микроэкономики. 2-е изд. С. 423—430.

I 4.1. Основные характеристики естественных монополий 197

иость. Поведенческие следствия высокой степени исключительности, присущей частной собственности, могут быть сведены к двум основным положениям:

1) именно на собственнике отражаются все плюсы и минусы его деятельно-
I сти;

2) исключительность права отчуждения означает, что благо будет передано
юму экономическому агенту, который предложит за него наивысшую цену (эф­
фективное распределение ресурсов в экономике).

Государство вмешивается там, по мнению Коуза, где недостаточно специфи­цированы права собственности или произошло их размывание. Специфициро-нать _ значит точно определить субъект и объект собственности и способ наде­ления ею. Неполнота спецификации равносильна размыванию прав собственно-сти. Размывание прав собственности может происходить потому, что права собственности не точно установлены и плохо защищены или подпадают под раз-

I ного рода ограничения (главным образом, со стороны государства).

В 1991 г. Рональду Коузу была присуждена Нобелевская премия по экономи­ке за открытие и прояснение трансакционных издержек и прав собственности

I для институциональной структуры и функционирования микроэкономики.

История регулирования естественных монополий делится на два этапа. С начала XX в. и до 1960-х гг. естественные мо­нополии, особенно такие как транспорт, связь, энергетика, были широко распространены и достаточно эффективно регу­лировались государством. В 1960—1970-е гг. естественно-моно­польные условия в некоторых отраслях стали разрушаться, в последующие десятилетия по мере возникновения новых кон­цепций начался процесс их реформирования. При этом ис­пользуются самые различные варианты. Это могут быть и цены Рамсея, и механизмы регулирования для достижения опти­мального тарифа, и субсидирование в объеме потребительского излишка или его прироста, и субсидирование фирм с ограни­ченной мощностью в условиях ограниченного спроса и многие I другие меры1.

В ряде отраслей избежать образования монополий невоз­можно. Нельзя, например, иметь в квартире два газопровода от двух конкурирующих компаний, несколько линий теплопереда­чи, альтернативные источники электроэнергии и т. д. В боль­шинстве отраслей инфраструктуры образование монополий происходит естественным образом, и государство вынуждено осуществлять по отношению к ним прямое или косвенное регу­лирование.

1 Подробнее см.: Королъкова Е. И. Естественная монополия: регулирование и конкуренция // Экономический журнал Высшей школы экономики. 2000. I Т. 4. № 2.






198 Глава 4. Проблемы реструктуризации естественных монополий

В 1930—1940-е гг. в США активно обсуждался вопрос об уровне цен в условиях естественной монополии1. При совер-1 шенной конкуренции Р = МС; такая цена ь) оптимальна с точки зрения общества, так как обеспечивает наиболее эффек-1 тивное распределение ресурсов (рис. 4-1). Однако при таком цене у ряда производителей производство может оказаться убы- I точным. Поскольку у разных производителей различны шШ держки, то и цены тоже будут разными. В этих условиях потре­битель беззащитен перед шантажом производителя, который! может завышать цену под самыми различными (реальными или I надуманными) предлогами до уровня Рс. Поскольку государство I стремится умерить «аппетит» естественных монополий, оно ус-1 танавливает равную для всех цену на уровне средних издержек I

(Ра).

Хотя такая цена ведет к сокращению объема предоставляв-■ мых благ в сравнении с оптимальным случаем (Qa < Qc), потре-1 бители получают все же больше в сравнении со случаем нерегу-1 лируемой естественной монополии (Qa > Qc).

Цену, устанавливаемую на уровне средних издержек, назьш вают ценой, обеспечивающей справедливую прибыль. За сов

1 Подробнее см.: Коуз Р. Спор о предельных издержках // Коуз Р. Фирма.И рынок и право. Нью-Йорк, 1991. С. 70—86.

4.1. Основные характеристики естественных монополий 199

блюдением «справедливости» следят в США многочисленные федеральные регулирующие комиссии (по торговле между шта­тами, по управлению энергетикой, по связи и др.). Их деятель­ность давно служит излюбленным объектом критики для пред­ставителей классического либерализма. Организация комиссий, направленных против монополий, таит в себе элементы моно­полизма. Ответственными работниками этих комиссий стано­вятся представители компаний-монополистов, которые, конеч­но, стремятся контролировать самих себя на самых выгодных условиях. Часто крупные фирмы выступают инициаторами вне­дрения государственного регулирования в ранее конкурентные отрасли, обеспечивая себе тем самым надежную защиту от кон­курентов и потребителей. Подобное «регулирование» саркас­тически называют легальным картелем, который защищен государственной властью. Политика дерегулирования 1970— ■ 1990-х гг. в ряде случаев привела к разрушению таких «легаль­ных картелей» и снижению потребительских цен.

Технологической причиной естественной монополии явля­ется положительный эффект масштаба и глобальная субадди­тивность затрат производства1.

Решение в пользу естественной монополии часто возникает тогда, когда имеют место высокие трансакционные издержки, которые могут быть устранены с развитием технологий и соци­альных институтов. Кроме того, при увеличении объема спроса может потребоваться большее число фирм, чтобы расширить выпуск.

При определении естественной монополии используются следующие предпосылки:

а) известны функции издержек, которые могут быть у фирм
в данной отрасли;

б) рынок характеризуется фиксированным предложением и
постоянным спросом.

В действительности эти предпосылки могут не выполняться.

Итак, подведем некоторые итоги.

Для естественных монополий характерны:

• сильная вертикальная интеграция;

» неэластичность спроса на товары (услуги) при отсутствии товаров-заменителей;

1 См.: By рос А., Розанова Н. Экономика отраслевых рынков. М., 2000. С. 66.

200 Глава 4. Проблемы реструктуризации естественных монополий

  • высокие барьеры для входа в отрасль и высокие невозврат­ные издержки;

  • длительный срок окупаемости инвестиций;

  • физические ограничения среды, лимитирующие число компаний на одной территории.

Федеральный закон от 17 августа 1995 г. «О естественных монополиях» дает следующее определение: «Естественная мо­нополия — состояние товарного рынка, при котором удовле­творение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие кон­куренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, на! могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производи­мые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров».

4.1.2. Регулирование естественных монополий

Разберем более подробно традиционные и современные ме­ханизмы регулирования естественных монополий.

Традиционные механизмы регулирования. К традиционным механизмам регулирования относятся:

1) норма отдачи на капитал:



если/ = 10%, а г— 8%, то фирме разрешено получать не бо- I лее 2% стоимости ее капитала1;

2) норма прибыли в зависимости от объема выпуска:

где к — прибыль в денежном выражении, разрешенная на еди-1 ницу выпуска;

1 Обозначения здесь и далее соответствуют общепринятым (Р — цена, Qколичество, к — прибыль, L — труд, К — капитал, w — ставка заработной пла- I ты, г — процентная ставка на капитал).

4.1. Основные характеристики естественных монополий 201

3) норма прибыли в зависимости от объема продаж (дохода):

% < kPQ,

где к — доля дохода, разрешенная для обращения в прибыль;

4) норма прибыли в зависимости от издержек:

re < k(wL + rK),

где к — доля издержек, разрешенная для обращения в прибыль.

Эти способы регулирования направлены на извлечение справедливой прибыли на инвестированный предприятием ка­питал. Основной проблемой при подобном регулировании яв­ляется недостаточное стимулирование сокращения издержек1. Напротив, они ведут к увеличению капиталоемкости произ­водства. Как правило, у регулируемых естественных моно- * полий нет стимула улучшать качество товара или предостав­ляемой услуги. Это вызывает необходимость устанавливать стандарты качества или же налаживать систему регулярных проверок.

В рамках законодательно-правового контроля можно осуще­ствлять:

  1. прямое регулирование цен, предоставляемых услуг и уровня прибыльности;

  2. косвенное регулирование посредством налога на сверх­прибыль.

Налог на сверхприбыль оставляет неизменными прибыль, цену и выработку, а налоговые поступления используются пра­вительством, в то время как прямое регулирование позволяет получать прямую выгоду потребителям монополиста посредст­вом потребления больших количеств продукции по меньшим ценам2.

^ Современные механизмы регулирования. Традиционные мето­ды страдают существенными недостатками, так как не способ­ствуют сокращению издержек. Наоборот, они объективно ведут к увеличению затрат капитала, увеличению капиталоемкости производства. Поэтому в 1970—1980-е гг. широко разрабатыва­ются модели стимулирующего регулирования.

1 См.: Камбраль Л. М. Б. Организация отраслевых рынков. Вводный курс /
Пер. с англ. А. Д. Шведа. Минск, 2003. С. 84.

2 См.: Томпсон А., Формби Дж. Экономика фирмы. Пер. с англ. / Под ред.
Ю. В. Шленова. М., 1998. С. 322.






202 Глава 4. Проблемы реструктуризации естественных монополий!

Целями стимулирующего регулирования (рис. 4-2) являются: I

  • минимизация издержек, связанных с процессом регулиро-J вания;

  • создание регулируемой фирме стимулов к снижению из J держек (эффективному использованию ресурсов, имеющихся! мощностей, повышению заинтересованности в инновациях);

  • расширение введения конкуренции как средства роста эф-1 фективности.

Среди моделей стимулирующего регулирования выделяют! следующие.

1. ^ Ценовые лимиты. Их суть заключается в установке фикси-J
рованного потолка на цену, назначаемую регулируемой фир-1
мой. Цель этой операции — заставить фирму сократить издерж-J
ки = 0). В качестве примера ценовых лимитов можно пред»!
ставить деятельность «American Telephone and TelegrapM
Company». AT&T устанавливает три пакета услуг: один для ин«
дивидуальных потребителей и два для компаний и бизнеса*
При этом ценовой лимит индексируется в соответствии с тем-J
пом прироста ВНП за минусом 3% (что составляет средним
темп прироста производительности труда в США).

2. «Ярдстик» -конкуренция. По этой модели организовансИ
регулирование водоснабжения и электроэнергетики в Англиия
в которых подобные компании являются региональными мое
нополиями. В качестве ограничения используется оценка, ос-!

4.1. Основные характеристики естественных монополий 203

пованная на уровне издержек других фирм, действующих в сходных условиях. Однако возникает проблема сопоставимо-I сти.

  1. Схемы участия в прибыли. Эта модель заинтересовывает компании в повышении нормы прибыли. Однако государство )аинтересовано, чтобы норма прибыли не превышала опреде­ленных пределов. Приведем в качестве примера электроэнерге­тику Индианы. Если доходы компании не превышают 10,6%, их получает компания. Если норма прибыли оказывается свы­ше 12,3%, то компания должна снизить цены, и выгода доста­ется потребителям. Доходы в промежутке (от 10,6 до 12,3%) де­лятся между компанией и потребителями.

  2. ^ Тарифы по выбору. Фирма должна предоставить опреде­ленный набор услуг по регулируемым ценам. Однако она может " сама предложить потребителю альтернативную структуру тари­фов.

  3. ^ Гибридные механизмы. Они могут использовать предыду-цие модели в определенном сочетании. Примером гибридного механизма является регулирование телекоммуникаций и транс­портировка газа в США в начале 1990-х гг. Компания устанав­ливает общий лимит на доход, производит индексирование ста­нок и осуществляет пересмотр ставок на базе издержек. Досто­инством гибридных механизмов является большая гибкость в отношении цен.

4.1.3. Особенности ценообразования в условиях естественных монополий

Цены Рамсея. Идея была сформулирована в работе Рамсея ■«Проблема оптимального налогообложения двухпродуктовой фирмы» (1927). Для однопродуктовой фирмы цена равняется средним издержкам (Р = АС) (рис. 4-3).

Для двухпродуктовой фирмы максимизация прибыли воз­можна при различных ценах (Pi T, Р> -!-)• Цена может быть по­вышена на ту продукцию, спрос на которую менее эластичен, ([ понижена на ту, спрос на которую более эластичен, таким |бразом, что общая сумма прибыли останется неизменной рис. 4-4). В 1970 г. У. Баумоль и Д. Брадфорд применили эту ___„„_.

204 Глава 4. Проблемы реструктуризации естественных монополий

4.1. Основные характеристики естественных монополий 205














При ценах Рамсея объем выпуска сокращается на каждомИ рынке в одинаковой пропорции (по сравнению с объемом вые пуска при Р = МС):

Действует «обратное правило эластичности»: процентное! превышение цены над предельными издержками больше дпМ продуктов с менее эластичным спросом.

Цены Рамсея обеспечивают максимальный совокупный по­требительский излишек, но его распределение никак не регули­руется. Кроме того, одна из предпосылок концепции Рамсея заключается в том, что нам известен спрос и функция издер­жек. Поэтому цены Рамсея редко применяются на практике.

Пиковое ценообразование. Этот метод ценообразования при­меняется при наличии двух условий:

  1. на рынке сильные колебания спроса во времени, и

  2. невозможно хранить выпуск продукции (обычно услуги). Когда нет пиковой нагрузки, потребители платят Р = AVC,

а постоянные издержки (Ь) доплачиваются в период пиковой на­грузки, т. е. Р = AVC + b. Таким образом одновременно осущест­вляется и ценовая дискриминация по отношению к тем потре­бителям, которые увеличивают спрос в это время (рис. 4-5).

4.1.4. Тарифы

Двухкомпонентный тариф. В 1980—1990-е гг. более широко используются разнообразные тарифы, прежде всего двухкомпо-нентные и блоковые тарифы.

Тариф доступ/пользование — двухкомпонентный тариф — состоит из фиксированной платы (платы за доступ), величина которой не зависит от уровня потребления, и платы за пользо­вание каждой единицы продукции (услуги).














206 Глава 4. Проблемы реструктуризации естественных монополий

4.2. Особенности развития газовой отрасли в России 207

жсплуатация трубопроводов. Как правило, именно это звено подлежит регулированию, для того чтобы избежать растрат на дублирование трубопроводов, что может быть проделано кон­курентными фирмами.

Далее познакомимся с особенностями регулирования естест­венных монополий на примере газовой отрасли и электроэнер­гетики подробнее.

^ 4.2. Особенности развития газовой отрасли в России

4.2.1. Рынок природного газа сегодня

Период доминирования нефти в мировой структуре энерго­потребления постепенно проходит (табл. 4-1). Разведанных за- ' пасов российской нефти хватит только до 2030 г. Уровень вос­производства запасов нефти и конденсата в России продолжает отставать от объемов их добычи. Если в 2002 г. прирост запасов составил 254 млн тонн (добыча — 380 млн тонн), то в 2003 г. — 240 млн тонн (добыча — 421 млн тонн), а в 2004 г. добыча неф­ти — 440 млн тонн.





4.2. Особенности развития газовой отрасли в России 209

208 Глава 4. Проблемы реструктуризации естественных монополий

В настоящее время 92% нефти уже переданы недропользова­телям, тогда как в нераспределенном фонде недр осталось толь­ко 8% трудноизвлекаемых запасов. Конечно, «дефицит запасов можно покрыть за счет геологоразведочных работ в Восточной и Западной Сибири, на Дальнем Востоке, а также в акваториях морей». Расчеты показывают, что рост объема добычи нефти в России не сможет расти так быстро, как раньше. При благо­приятных условиях он увеличится в 2010 г. лишь до 490 млн тонн и до 520 млн тонн в 2020 г.1

Наступает эра нового доминирующего энергоресурса — газа, доля которого в мировом потреблении первичных энергоноси­телей может достигнуть максимума примерно в 2030-х гг.2 Од­нако с течением времени будет расти роль угля, тем более что его запасы чрезвычайно велики. Страны СНГ им обеспечены лучше всех в мире (рис. 4-8).

Разведанные мировые запасы природного газа составляют 148,9 трлн м3. При современном уровне потребления их хватит на 70 лет.

Степень использования начальных запасов крупных газовых месторождений России различна. Для Вуктыльского месторож­дения она составляет 79,3%, для Оренбургского — 45,6%, для северо-кавказских месторождений степень использования на­чальных запасов приближается к 80—100%. Крупнейшие газо вые месторождения, такие как Вынгапуровское, Медвежье, Уренгойское, Ямбургское, также вступили в фазу падающей до­бычи. Степень использования начальных запасов Вынгапуров-ского месторождения составляет 66,2%, Медвежьего — 62,6%, Уренгойского — 44,4%, Ямбургского — 25,5%.

Прогнозные ресурсы природного газа в России оцениваются в 166,8 трлн м3. Они сосредоточены главным образом в Запад­ной Сибири (и прежде всего в Тюменской области), а также 1 Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Свыше 42% pecypcoi связано с акваториями Карского и Баренцева морей.

Даже при наличии благоприятной мировой конъюнктуры Россия не сможет значительно увеличить объем добычи при родного газа. Он сохранится на уровне 650—680 млрд м (табл. 4-2).

1 См.: http://www.kolokol.ru.

2 См.: Андрюшин С, Кимелъман С. Проблемы нефтегазовой ориентации эко
номики России // Вопросы экономики. 2006. № 4. С. 65.

Потребление природного газа на российском рынке состав-I ляло в 1990 г. 404,3 млрд м3 и в 1995 г. — 340,3 млрд м3 (из до­бытых 595 млрд м3). Природный газ используется не только как топливо, но и как химическое сырье (в 1995 г. — 37,4 млрд м3). В последние десятилетия изменяются и основные направления жспорта. Если в 1970 г. 70% экспорта шло в социалистические страны и лишь 30% в капиталистические, а в 1980 г. это соот-

ношение было 54% к 46%, то в настоящее время большая часть жспорта идет в развитые и развивающиеся страны. Задача — сохранить экспорт природного газа на уровне 200 млрд м3. При пом в страны дальнего зарубежья объем экспорта вырастет со | 145 млрд м3 в 2004 г. до 168 млрд м3 в 2009 г. Такое увеличение станет возможным за счет сокращения объемов поставок в страны СНГ с 55 млрд м3 в 2004 г. до 39 млрд м3 в 2009 г. I С 1992 г. торговля с СНГ осуществляется по среднеевропей­ским ценам. 15 декабря 1997 г. в Анкаре подписан контракт на

210 Глава 4. Проблемы реструктуризации естественных монополий

4.2. Особенности развития газовой отрасли в России 211

1 ! 1 ,






поставку в Турцию в 2000—2025 гг. 365 млрд м3 через аквато­рию Черного моря. В 2006 г. было решено отказаться от прода­жи газа по низким ценам в страны СНГ.

^ 4.2.2. Особенности естественных монополий в газовой отрасли

Особенности экономики организации газопроводов. При I

транспортировке газа экономия от масштабов производства го­раздо больше, даже по сравнению с нефтепродуктами. Газопро­воды практически не испытывают влияние интермодальной конкуренции. Для отрасли характерны высокие входные и вы­ходные барьеры (для создания системы газопроводов требуются огромные инвестиции). К тому же задачи охраны окружающей среды ограничивают число газопроводных линий.



Возможные схемы организации газопроводов представлены
в табл. 4-3. ,»

С середины 1980-х гг. началась либерализация и реформы регулирования в США и Канаде и была осуществлена привати­зация и приняты меры по усилению конкуренции в Англии, Новой Зеландии и Австралии. Для правильного понимания этих мероприятий не следует забывать о том, что в мире сложи­лись две принципиально разные системы собственности.

В Восточной и Западной Европе газопроводы являются го­сударственными предприятиями, обладающими транспортной монополией. Газопроводы включены и интегрированы в дея-I тельность газовой компании. Такая практика существует в та­ких государствах, как Италия, Франция, Бельгия, Голландия, Дания, Польша, Болгария и Румыния.

В Северной Америке магистральные газопроводы — собст­венность частных или совместных компаний. Управление ими осуществляется независимо от продавцов и покупателей, даже в тех случаях, когда они находятся в собственности тех или дру­гих.

Возможны три типа транспортных статусов:

  1. частная транспортировка;

  2. контрактная транспортировка; | объекты регулирования

  3. общая транспортировка. )

«Газпром» как регулируемая естественная монополия. ОАО «Газпром» — это крупнейшая газовая компания в мире. Его до­ля в мировых запасах газа составляет 17%, а в российских — 60%. На него приходится около 20% мировой добычи газа.

14*

212 Глава 4. Проблемы реструктуризации естественных монополии

«Газпром» — смешанная компания. Доля участия государства! составляет 50,002%.

Газовая отрасль сильно монополизирована, доля «Газпрома»! в ежегодной добыче российского газа составляет около 85ЯЯ ОАО «Газпром» является собственником всех магистральных! сетей и всех подземных хранилищ на территории России и единственным экспортером российского газа. «Газпром» экс-1 портирует газ в 32 страны ближнего и дальнего зарубежья.

За счет дополнительных поступлений планируется расши-1 рить инвестиции в новые месторождения. На данный момент! наблюдается незначительный рост доли инвестиций, направ-1 ленных на разработку новых месторождений, и в то же время! многократный рост инвестиций в сферы, не связанные с добы-| чей газа. Так, в 2003—2006 гг. «Газпром» израсходовал на по-| купку активов в секторах, не связанных с газодобычей (нефть,! электроэнергетика, машиностроение и т. п.), примерно! 18 млрд долл. США, что больше, чем все капитальные вложе«1 ния компании в развитие газодобычи за последнее десятиле-1 тие1.

Планируется, что к 2011 г. промышленные потребители бу-| дут покупать газ примерно вдвое дороже, чем сейчас. «Газпром»! планирует, что либерализация рынка будет стимулировать неф-! тяные компании самим добывать нефтяной попутный газ.

4.2.3. Реформы

. Возможны два варианта реформ:

  1. открытый доступ и

  2. транспортный тариф.

Открытый доступ (в таких странах, как США, Канада, Анг-Я лия) стимулирует конкуренцию, так как дает возможность лю-Я бой третьей стороне право приобретения транспортной услуги,! Введение его возможно на основе вычленения газопровода в I отдельную транспортную компанию. При этом необходимо вы-1 делить два уровня:

  • отделить транспортные функции от функций торговца;

  • отделить услуги, связанные с транспортировкой, от хране­ния, брокерских услуг и т. д.

1 См.: Милое В. Может ли Россия стать энергетической сверхдержавой? // Вопросы экономики. 2006. № 9.

4.2. Особенности развития газовой отрасли в России 213

В странах, где производитель газа владеет всей газовой це­пью (включая газопроводы) и имеется доминирующая моно­польная компания (Италия, Бельгия, Нидерланды, Франция), отдельный транспортный тариф не применяется. Наоборот, в странах, где осуществлена приватизация газовых монополий (Англия) или где магистральные газопроводы находятся в руках частных или акционерных компаний (США, Канада), вопрос о транспортном тарифе является ключевым. Широко использует­ся также стимулирующее регулирование (ценовые лимиты, схе­мы участия в прибыли и др.).

Перспективы дерегулирования «Газпрома» определяются двумя основными (и противоречащими друг другу) документа­ми: Указом Президента РФ от 28 апреля 1997 г. № 426 «Об ос­новных положениях структурной реформы в сферах естествен­ных монополий» и постановлением Правительства РФ от •'. 14 июля 1997 г. № 858 «Об обеспечении доступа независимых организаций к газотранспортной системе открытого акционер­ного общества "Газпром"». В каждом из документов перспек­тивы развития «Газпрома» определены по-своему.

Согласно Указу Президента РФ целями структурной рефор­мы в газовой промышленности являются:

  1. усиление государственного регулирования в сфере транс­портировки;

  2. стимулирование конкуренции в потенциально конкурент­ных видах хозяйственной деятельности и ослабление регулиро­вания в них;

  3. развитие договорных отношений между поставщиками и потребителями.

В частности, к 2000 г. планировалось:

  1. выделить внутри «Газпрома» структурные подразделения по транспортировке газа;

  2. перейти к режиму регулирования тарифов на услуги по транспортировке газа;

  3. отработать механизмы функционирования рынка прямых договоров на поставку газа.

Однако в названном постановлении Правительства РФ пер­спективы развития этой организации сформулированы совер­шенно в другом свете. В частности, предполагалось введение открытого доступа независимых организаций к газотранспорт­ной системе «Газпрома».

214 Глава 4. Проблемы реструктуризации естественных монополий

В случае сохранения вертикально интегрированной монопо-J лии проблема открытого доступа не стоит. Наоборот, если про-1 изойдет вертикальное обособление, то деятельность монополи-1 ста будет распространяться только на естественно монополь-1 ный сегмент, другие сегменты начнут функционировать на конкурентной основе. Однако в этом случае возникает необхо-димость регулирования доступа к сети.

В случае если победит гибридный вариант, то типичным станет проведение либерализации при сохранении вертикаль- ] ной интеграции. Однако при гибридном варианте сохраняется необходимость регулирования цен монополиста.

Вычленение транспортных подразделений внутри газовой монополии без превращения их в самостоятельные компании означает, что (при сохранении вертикально интегрированной монополии) введение транспортного тарифа не благоприятно.

Вычленение транспортных подразделений внутри газовой монополии без превращения их в самостоятельные компании в случае гибридного варианта приведет к тому, что введение! транспортного тарифа создаст объективные трудности.

В любом случае реформирование естественных монопо­лий — длительный и довольно непростой процесс. Даже наибо-1 лее удачная реформа вертикально интегрированной монополии I «British Gas» заняла 10 лет. Судя по началу этого процесса в I России, реформа «Газпрома» займет более длительный период I времени.

^ 4.3. Электроэнергетика: регулирование и конкуренция

Гораздо быстрее в России идет реформа другой естественной I монополии — РАО ЕЭС. Поэтому кратко остановимся на осо-1 бенностях регулирования в электроэнергетике.

^ 4.3.1. Краткая история энергетической отрасли

История электроэнергетики довольно коротка. Ей всего I 100 лет. За этот короткий промежуток времени она прошла до­вольно длинный путь. Первый послевоенный период (1945— 1962 гг.) характеризуется ценовыми войнами, возникновением картелей, антиконкурентным поведением олигополии. Посте­пенное осознание естественно-монопольного характера энерге­тики приводит к тому, что в Европе в эти годы завершается I

4.3. Электроэнергетика: регулирование и конкуренция 215

введение государственной собственности в электроэнергетике. Оно начинается созданием «Электросите де Франс» (в 1946 г.) и завершается установлением государственной монополии в Италии (в 1962 г.).

США пошли по другому пути. Здесь возникает частная мо­нополия, регулируемая независимым органом.

1960—1970-е гг. отмечены поисками эффективных форм ре­гулирования естественной монополии. Однако к концу этого пе­риода по обе стороны Атлантики приходит понимание необхо­димости реформы. С начала 1980-х гг. складываются не только субъективные, но и объективные предпосылки будущей рефор­мы. Происходит сокращение размера минимальной эффектив­ной генерирующей мощности, снижение издержек в результате развития новых технологий, изменение традиционных путей, предоставления услуг.

В начале 1990-х гг. осуществляется преобразование энерге­тического сектора в Великобритании, Аргентине, Норвегии. В феврале 1997 г. принимается Директива ЕЭС о либерализа­ции электроэнергетического сектора, которая создала предпо­сылки для начала радикальных реформ в большинстве стран Европы.

^ 4.3.2. Экономические характеристики

Электроэнергия — это продукт, не поддающийся хранению. Спрос на него сильно колеблется в зависимости от времени дня и года, модель колебаний нестабильна. Предложение же связано с четырьмя вертикально-взаимосвязанными стадиями производства (рис. 4-9).

Для генерирования характерны разное соотношение постоян­ных и переменных издержек (для ядерных генераторов пере­менные издержки колеблятся от 4 до 23%, для генераторов на газе — от 46 до 75%); капиталоемкое производство с высокими невозвратными издержками; эффект экономии от масштаба производства и высокие экологические издержки. Генерирова­ние — это потенциально конкурентная область.

^ Передача и распределение — дорогостоящая и капиталоемкая стадия, для которой характерны высокие невозвратные издерж­ки. Поэтому дублирование линий неэффективно. Все это объ­ективно приводит к естественной монополии.







216 Глава 4. Проблемы реструктуризации естественных монополий

Передача и распределение требуют ежеминутной координа- I ции генераторов и владельцев (операторов) сети, поэтому в лю-1 бом случае будет сохраняться вертикальная интегрированность. Более того, обособление этих стадий и экономически невыгод­но. Наоборот, в результате объединения генерирования и пере­дачи возникает экономия от объемов производства.

На стадии поставки происходит оформление контрактных отношений, продажа электроэнергии конечным потребителям, а также информирование и консультирование потребителей.

Итак, реформа российской электроэнергетики — внедрение конкуренции в генерировании и сбыте, так как остальные сег- I менты сохраняют естественномонопольный характер (табл. 4-4).

4.3. Электроэнергетика: регулирование и конкуренция 2Г7

Реформа в электроэнергетике обусловлена:

  • существенным снижением издержек;

  • бурным развитием информационных технологий, в резуль­тате которого произошло снижение размера минимальной эф­фективной мощности в генерировании с 1000 МВт в 1980-х гг. ло 50-350 МВт в 1990-х гг.;

  • ростом рыночного мышления, изменением роли потреби­теля;

  • появлением новых инструментов для регулирования рын­ков;

  • нарастающей озабоченностью падением производительно­сти общественных секторов.

Основное направление реформы — это развитие конкурен­ции. Возможны четыре варианта развития конкуренции:

  1. между различными инфраструктурами (сетями);

  2. «на одной инфраструктуре» (на одной сетевой системе);

  3. за рынок (франшизная конкуренция);

  4. «ярдстик»-конкуренция. Охарактеризуем их подробнее.

Между различными инфраструктурами (сетями). В этом слу­чае потребители сами определяют, через какую инфраструкту­ру они могут получать услугу. Но строительство параллельных | сетей сопряжено с высокими издержками, поэтому этот вид конкуренции применяется редко. Однако технологическое раз­витие может изменить картину (ср. телекоммуникации: мо­бильные и кабельные сети). Дифференциация спроса может оправдать и сделать прибыльным создание параллельных ли­ний.

«На одной инфраструктуре» (на одной сетевой системе). От­крытие свободного доступа заинтересованных сторон может позволить нескольким поставщикам одновременно предостав­лять схожую услугу. Введение режима свободного доступа не требует обязательного «раздела» собственности по вертикали. Однако подобное разделение делает многие взаимосвязи гораз­до более прозрачными и улучшает перспективы эффективного мнедрения конкуренции.

^ За рынок (франшизная конкуренция). Конкуренция в этом случае осуществляется посредством периодически повторяю­щихся тендеров на право предоставления монопольной услуги. Однако при этом возникают проблемы определения характера

218 Глава 4. Проблемы реструктуризации естественных монополий

концессии и прежде всего проблемы границ обслуживающего рынка (географических, определяющих группы потребителей и I время поставки). В этом случае возможно проведение конку­рентных аукционов в области генерирования. Поэтому эта мо- j дель совместима с ограниченной конкуренцией (например, распространяется только на новые генераторы).

«Ярдстик»-конкуренция. Хотя такая форма прямой конкурен­ции не влечет, элемент соревнования привносится через срав­нение компании и результатов ее работы с другими компания­ми, действующими в сходных условиях. Такая форма возмож­на, когда существует несколько региональных монополий (как в Англии).

Что необходимо сделать на пути либерализации? Возможны следующие меры:

  1. частичная либерализация генерирования. При организа-1 ции конкурентного аукциона в генерировании монополия по­ставки сохраняется, так же как и открытость, обособленность зон обслуживания, но потребности в строительстве новой мощ-1 ности определяются открыто. Заключаются долгосрочные кон-J тракты с победителями аукциона о закупке у них электроэнер-1 гии. Однако при этом уже имеющиеся генераторы остаются вне конкурентного процесса;

  2. введение свободного доступа к сети отдельных компаний или даже отдельных потребителей. В этом случае либерализа-ция генерирования дополняется либерализацией в области оп-1 товой или розничной поставки;

  3. вертикальное обособление генерирования и передачи. I Позволяет осуществить наряду с либерализацией также и гори-| зонтальное обособление в области генерирования.

4.3.3. Основные модели развития конкуренции

В США, Канаде, Финляндии, Германии, Японии, Нидер-1 ландах и Португалии используется модель доступа к сети. Условия доступа могут устанавливаться:

  • владельцами сети и фирмами (режим переговорного дос­тупа) и

  • независимыми органами (режим «регулируемого» досту­па).

4.3. Электроэнергетика: регулирование и конкуренция 219

Установление цены за доступ к сетям осуществляется по формуле

а = С2+{Р-Сх),

где а — издержки по предоставлению единицы доступа, С2 — предельные издержки монополиста, связанные с предоставле­нием доступа другой фирме, С, — предельные издержки моно­полиста, связанные с производством, Р — С, — альтернативные издержки, замещение части рынка монополиста, в ходе которо­го монополист лишается части прибыли.

^ Модель конкурентного пула — сочетание правил доступа к се­ти и конкурентного оптового рынка (пула).

Электрические пулы могут быть:

  • мандатными (в Англии и Уэльсе); ,»

  • немандатными, добровольными (Норвегия).

Добровольный пул — это промежуточное звено между моде­лью доступа третьей стороны и моделью мандатного пула. При этом функции балансировки централизованы (как и в мандат­ном пуле), но не все генераторы поставляют свою мощность в централизованный пул (некоторые продают свою энергию по­требителям по двусторонним контрактам).

Экономическое управление пулом осуществляется на добро­вольной основе, что снижает вероятность дискриминации и по­зволяет вести более гибкую торговлю. Управление пулом требу­ет разделения функций, нормативной базы, собственности меж­ду централизованной системой операционного управления и нецентрализованным рыночным управлением. При этом требу­ется установление эффективных правил подачи заявок и меха­низма ценообразования. Подачи заявок могут быть итератив­ные и одноразовые, простые или с условиями, поставщиков и потребителей, с оплатой ex ante или ex post.

4.3.4. Проблемы реформирования крупнейшей в мире энергетической компании

РАО «ЕЭС России» до лета 2008 г. была крупнейшей в мире энергетической компанией. Она обслуживала территорию Рос­сии площадью 17,075 млн км2. В структуру компании входи­ли 73 АО-энерго- и 24 АО-электростанции. Установленная мощность генерирующих предприятий — 155,1 тыс. МВт. Это

220 Глава 4. Проблемы реструктуризации естественных монополий

составляло 72,5% от мощности всех электростанций России. Общая протяженность линий электропередачи — 2,6 млн км (96% протяженности всех линий электропередачи). Числен­ность работников энергопредприятий — 700 тыс. человек.

В 1990-е гг. бартерная цепочка начиналась с платежей за электроэнергию, однако этому был положен конец в самом конце XX в. В 2000 г. РАО «ЕЭС России» увеличила платежи в местные бюджеты с 15,7 до 17,7 млрд руб. Доля денежных средств в платежах местным бюджетам выросла в 4,7 раза: с 2,8 млрд руб. в 1999 г. до 13,2 млрд руб. в 2000 г.

Однако не все проблемы в электроэнергетической отрасли пока решены.

Основными проблемами российских энергетических компа­ний являются высокий износ основных фондов, диспаритет цен и неэффективная тарифная политика.

За последние 15 лет в стране практически не было крупных вводов энергообъектов (исключение составляет только Зейская ГЭС). Поэтому ежегодное выбытие мощностей обычно превы­шает вводы почти в 5 раз. Это означает, что объем средств, ежегодно направляемых на инвестиции, в 5—6 раз меньше, чем необходимо.

Механизм формирования энерготарифов для РАО «ЕЭС России» не позволяет увеличить отчисления на инвестиции. За- I ниженные тарифы приводят к увеличению количества нерента­бельных предприятий (1/3 региональных АО-энерго убыточ­ны). Без оптимизации структуры РАО «ЕЭС России» и энерге­тической отрасли в целом Россия может превратиться в энергодефицитную страну.

К 2000 г. износ производственных мощностей РАО «ЕЭС России» достиг 40%, в том числе:

  • линии электропередачи — 35,6%;

  • подстанции — 63,1%;

  • здания и сооружения — 23,1%;

  • устройства релейной защиты и автоматики — 44%. Практически выработали свой ресурс 20% энергоблоков и

более 40% неблочного оборудования. Эксплуатация оборудова­ния сверх нормативных сроков приводит к повышению его ава-рийности в 4—5 раз.

Основная идея реформирования электроэнергетики Рос- I сии — вхождение частных собственников в конкурентные сек- I торы электроэнергетики и государственный контроль над есте-

4.3. Электроэнергетика: регулирование и конкуренция 221

ственно-монопольной инфраструктурой. Она стала реализовы-паться на практике в 2006—2007 гг., когда начался процесс продажи акций генерирующих компаний РАО «ЕЭС России». В результате объем частных инвестиций к концу 2007 г. превы­сил 600 млрд руб.

Цели и задачи реформы определены постановлением Прави­тельства от 11 июля 2001 г. № 526 «О реформировании электро­энергетики Российской Федерации». Согласно этому документу к основным целям реформирования относятся: обеспечение ус­тойчивого функционирования и развития экономики и соци­альной сферы, повышение эффективности производства и по­требления электроэнергии, обеспечение надежного и беспере­бойного энергоснабжения потребителей.

Стратегическая задача реформирования определена как пе­ревод электроэнергетики в режим устойчивого развития на базе применения прогрессивных технологий и рыночных принци­пов функционирования, обеспечение на этой основе надежно­го, экономически эффективного удовлетворения платежеспо­собного спроса на электрическую и тепловую энергию в крат­косрочной и долгосрочной перспективе. К основным задачам реформы также относятся:

  • создание конкурентных рынков электроэнергии в тех ре­гионах России, где организация таких рынков технически воз­можна;

  • создание эффективного механизма снижения издержек в сфере производства (генерации), передачи и распределения ■электроэнергии и улучшение финансового состояния организа­ций отрасли;

  • стимулирование энергосбережения во всех сферах эконо­мики;

  • создание благоприятных условий для строительства и экс­плуатации новых мощностей по производству (генерации) и передаче электроэнергии;

  • поэтапная ликвидация перекрестного субсидирования раз­личных регионов страны и групп потребителей электроэнергии;

  • создание системы поддержки малообеспеченных слоев на­селения;

  • сохранение и развитие единой инфраструктуры электро­энергетики, включающей в себя магистральные сети и диспет­черское управление;





222 Глава 4. Проблемы реструктуризации естественных монополия

14. Особенности развития железнодорожного транспорта в России 223

тевая компания», ОАО «ГидроОГК», шесть генерирующих ком­паний оптового рынка, 14 территориальных генерирующих ком­паний, 12 межрегиональных распределительных сетевых компа-I ний, региональные энергосбытовые компании, ОАО «РАО Энергетические системы Востока» и ОАО «Интер РАО ЕЭС»1. Завершая наш анализ, подчеркнем, что принципы россий-I с кой реформы РАО ЕЭС разработаны в строгом соответствии с I директивами Евросоюза по электроэнергетике. Для того чтобы и этом убедиться, достаточно взглянуть на табл. 4-5.

4.4. Особенности развития железнодорожного транспорта в России

4.4.1. Современное состояние железнодорожного транспорта

* Железнодорожный транспорт является важной составной ■ частью транспортной системы России. По эксплуатационной длине железных дорог Россия занимает второе место в мире,







  • демонополизация рынка топлива для тепловых электро­станций;

  • создание нормативной правовой базы реформирования от­расли, регулирующей ее функционирование в новых экономи-1 ческих условиях;

  • реформирование системы государственного регулирова-| ния, управления и надзора в электроэнергетике;

  • уточнение статуса, компетенции и порядка работы упол­номоченного государственного органа.

С учетом последующих изменений в нормативно-правовой базе цели и задачи реформирования были конкретизированы в] «Концепции Стратегии ОАО «РАО ЕЭС России» на 2005—1 2008 гг. "5 + 5"».

Базовым элементом системы саморегулирования в энергети­ке после реорганизации РАО «ЕЭС России» станет Совет рын--| ка. Он создается на базе НП «Администратор торговой систе- ] мы» и объединяет представителей всех субъектов электроэнер-1 гетики — генерирующих, сетевых и энергосбытовых компаний, I диспетчерского управления, крупных потребителей.

С 1 июля 2008 г. прекращена деятельность головного общест-| ва ОАО «РАО ЕЭС России». Правопреемники ОАО «РАО ЕЭС| России» — ОАО «Системный оператор», ОАО «Федеральная се-









4.4. Особенности развития железнодорожного транспорта в России 225

224 Глава 4. Проблемы реструктуризации естественных монополий

уступая лишь Соединенным Штатам Америки (рис. 4-10), по грузообороту — третье, уступая США и Китаю (рис. 4-11). По­следнее обстоятельство наглядно свидетельствует о том, что же­лезнодорожный транспорт в России используется недостаточно эффективно. Ведь Россия удобно расположена между Востоком и Западом, и железные дороги могут быть использованы для! организации международного транзита.

В последние годы отрасль вышла на второе место в России! по пассажирообороту, пропустив вперед автомобильный транс* порт. Однако по грузообороту она по-прежнему занимает лидив рующее положение на транспорте. На нее приходится свышв 80% грузооборота Российской Федерации (рис. 4-12).

Хотя в настоящее время на сети дорог курсирует ужв 100 фирменных поездов (что составляет 16% от всех поездовШ наиболее востребованными по-прежнему остаются перевозки al плацкартных вагонах. Структура пассажирооборота такова: 569Щ всех пассажирских перевозок осуществляется в плацкартные вагонах, 28% в купейных вагонах, 14% в общих вагонах и тольЯ ко 1% в СВ.

Текущая рыночная ситуация на рынке железнодорожных иеЩ ревозок может быть охарактеризована следующим образомЯ
|Рост российской экономики ежегодно увеличивает спрос на перевозки. Доля рынка, регулируемого государственными тари­фами, снижается. 4.4.2. Проблема реформы ОАО «Российские железные дороги» Открытое акционерное общество «Российские железные до­роги» «выросло» из Министерства путей сообщения СССР и в части хозяйственной деятельности стало его прямым правопре-






1.4. Особенности развития железнодорожного транспорта в России 227

Глава 4. Проблемы реструктуризации естественных монополий

яком. По уровню оборота (748 млрд руб. (2005 г.)) ОАО Д» стабильно входит в пять крупнейших компаний России, ячество его сотрудников — 1,3 млн человек, что составляет от численности населения, занятого в экономике. ОАО Д» владеет 99% железнодорожных магистралей в России и дествляет 78,8% железнодорожных перевозок. Ежегодно > «РЖД» перевозит свыше 1,3 млрд пассажиров и 1,3 млрд [грузов.

овременные стандарты перевозок требуют большей безо-1 еости, качества, скорости, однако этому объективно пре-1 гвует высокий уровень износа основных средств компании, отя имеются уникальные возможности развития новых спортных коридоров, они в полной мере не используются 1 недостатка инвестиций. Более того, нарастает конкурен-1 с альтернативными видами транспорта (70% железных до-гублируются автомагистралями). Усиливается конкуренция I «зависимыми перевозчиками: 1/3 вагонного парка нахов я в собственности независимых компаний; 21% перевозок [ествляется независимыми компаниями, труктура перевозок независимых компаний показана на 4-13. Большая часть перевозок компаний-операторов при-| тся на нефть и нефтепродукты, минеральные удобрения щ побили.

асценки на грузовые перевозки ОАО «РЖД» устанавливав : тарифным руководством (прейскурант 10-01) на уровня выше их себестоимости. Тарифы на пассажирские перевоз-J ;а исключением перевозок в купейных и спальных вагонах) I >ждаются государством в лице Федеральной службы по таЯ IM с учетом социальной направленности этих перевозов ; их себестоимости. Вследствие этого пассажирские пере* л в рамках ОАО «РЖД» (за исключением отдельных высоЛ ходных направлений) являются убыточными. Убытки по« 1аются частично за счет компенсаций из бюджета, a nol шей части с помощью перекрестного субсидирования зЩ доходов от грузовых перевозок.

2005 г. тарифы компенсировали менее 75% расходов на! возку пассажиров в поездах дальнего следования. Пасса* :кие перевозки в пригородном сообщении приносят ОАв Я,» еще больше убытков: тарифы покрывают расходы лишЛ i,7%. Пассажирский тариф условно разделен на две состааИ [ще:


  1. расходы на транспортную инфраструктуру и локомотив­ную тягу;

  2. расходы на услуги транспортной компании — владельца нагона.

Формально результаты деятельности ОАО «РЖД» не вызы­вают большой критики в печати и свидетельствуют о хотя и не слишком быстром, но постоянном положительном росте отрас-1и. Более того, в последние годы наметился даже опережаю-ций рост производительности труда по сравнению с реальной шработной платой. Тем не менее ситуация, сложившаяся на юссийском железнодорожном транспорте, является очень срьезной народнохозяйственной проблемой, поскольку по споему техническому уровню отечественный железнодорожный i ранспорт отстал от европейского, по самым скромным расче-



228 Глава 4. Проблемы реструктуризации естественных монополий

4.4. Особенности развития железнодорожного транспорта в России 229

гам, не менее, чем на четверть века. Транспортный комплекс I России не только зависит от эффективности экономики стра­ны, но и, в свою очередь, сам непосредственно влияет на повы-I шение ее эффективности. Поэтому модернизация транспорт­ной отрасли выступает как предпосылка и результат модерни-ищии всего народного хозяйства.

Модернизация транспорта далеко не в последнюю очередь связана с обновлением подвижного состава. Падение производ­ства в 1990-е гг. было поистине катастрофическим для желез­нодорожного транспорта. Если в начале 1990-х гг. отрасль еже­годно закупала до 300 локомотивов, свыше 2000 пассажирских и свыше 15 тыс. грузовых вагонов, то закупки второй половины 1990-х гг. составляли 20—30 локомотивов, 200—300 пассажир­ских и 1000—2000 грузовых вагонов, да к тому же, как правило, вагонов старой конструкции (рис. 4-14).

Ситуация стала немного улучшаться лишь в начале XXI в. Однако для реализации намеченного требуются огромные ин­вестиции: не менее 50—80 млрд руб. ежегодно. Но дело не только в инвестициях, главная проблема заключается в инсти­туциональной модернизации компании.

4.4.3. Планы модернизации компании

Согласно Программе структурной реформы на железнодо­рожном транспорте, утвержденной постановлением Правитель­ства РФ от 18 мая 2001 г. № 384, реформирование отрасли I должно было пройти три этапа:

  1. 2001-2002 гг.;

  2. 2003-2005 гг.;

  3. 2006-2010 гг.

Выделение этапов реформирования системы связано с необ­ходимостью обеспечения устойчивой, стабильной и беспере-

I бойной работы железнодорожного транспорта (табл. 4-6).

^ На первом этапе осуществлялась инвентаризация имущества предприятий железнодорожного транспорта, реструктуризация кредитной задолженности, создание ОАО «РЖД» и разработка иконодательных и иных нормативных актов, необходимых для осуществления структурной реформы в целях разделения функ­ций государственного регулирования и хозяйственного управ-

I ления.




230 Глава 4. Проблемы реструктуризации естественных монополий

^ На втором этапе планировалось выделить из ОАО «РЖД» дочерние акционерные общества как самостоятельные струк­турные подразделения, осуществляющие отдельные виды пред­принимательской деятельности, создать условия для развития конкуренции путем перехода к свободному ценообразованию и сокращению перекрестного субсидирования, а также привлечь инвестиции для развития железнодорожного транспорта и при­обретения компаниями-операторами магистральных локомоти­вов.

^ На третьем этапе планировалось завершить мероприятия по созданию дочерних обществ и исключить из ОАО «РЖД* перевозки пассажиров в поездах дальнего следования в связи с созданием Федеральной пассажирской компании (ФПК). ДлЯ этого необходимо было осуществить мероприятия, обеспечи- I вающие начало ее хозяйственной деятельности. Кроме этогсИ предполагалось создать компании, осуществляющие пригород-Я

4.4. Особенности развития железнодорожного транспорта в России 231

ные пассажирские перевозки совместно с субъектами РФ, и разработать предложения по совершенствованию нормативно-правовой базы организации пригородных пассажирских пере­возок.

Фактически Программа структурной реформы предполагала разделение законодательной и хозяйственной функции, кото­рая сложилась в СССР еще в 1968 г. вследствие распоряжения председателя Совмина СССР, когда промышленные предпри­ятия передали основную часть своих железнодорожных путей на баланс Министерства путей сообщения. Такое разделение создает предпосылки для перехода к свободному ценообразова­нию в конкурентных отраслях, что, по мысли авторов Програм­мы, способствовало бы привлечению в отрасль необходимых инвестиций.

Однако на практике выполнение реформы затянулось. Вы­полнен лишь первый этап. Второй этап, предполагавший пре­кращение перекрестного субсидирования и переход к свобод­ному ценообразованию, выполнен только частично (привлече­ние инвестиций на покупку вагонов и начало деятельности компаний-операторов). Третий этап хотя и начат, однако тоже с большим опозданием в силу того, что второй этап еще не за­вершен.

И хотя третий этап еще далек от своего завершения, Ми­нистерством транспорта и ОАО «РЖД» уже предложена новая «Стратегия развития железнодорожного транспорта в Россий­ской Федерации до 2030 г.». Примечательно, что в документе, рассчитанном на столь отдаленный период, задаются точные целевые показатели, на которые должна выйти отрасль к 2030 г.

Стремление осуществить реформу отстающей отрасли, несо­мненно, заслуживает поддержки, однако попытка ее решить только «сверху» не может не вызывать критики. Даже в царской России тарифы определялись на специальных тарифных съез­дах, а строительство железных дорог велось в основном на ос­нове концессий. Восстановление этого принципа, несомненно, позволит восстановить большую часть железнодорожных путей необщего пользования, состояние которых в настоящее время близко к критическому. Этот шаг, на наш взгляд, позволит сти­мулировать строительство новых и развитие старых железнодо­рожных веток.





232 Глава 4. Проблемы реструктуризации естественных монополий

4.4. Особенности развития железнодорожного транспорта в России 233

капиталовложений, необходимых для освоения газовых место­рождений Сибири и Дальнего Востока (которые по самым скромным предположениям потребуют свыше 126 млрд долл. США), капитальные вложения в программу развития магист­ральных электрических сетей на период до 2013 г. выглядят до­вольно скромно (12,6 млрд долл. США). К ним следует доба­вить программу строительства 40 новых атомных энергоблоков, на которую уйдет около 56 млрд долл. США. Однако, как это часто бывает в России, реальные затраты превзойдут «скром­ные» показатели, которые указаны в табл. 4-7.

В этом случае есть надежда, что перемены будут носить не! популистский или социалистический характер, а, имея под со-1 бой серьезное экономическое обоснование, будут претворены в I жизнь. Только в этом случае стратегические задачи ОАОИ «РЖД» достигнут цели.

Реформа естественных монополий — сложный и длитель-Я ный процесс. Для модернизации естественных монополий тре-Я буются огромные инвестиции. В табл. 4-7 приведены лишь не-Я которые государственные инвестиционные программы модер-Я низации отдельных секторов экономики. На фоне огромныхИ



Скачать файл (7689.3 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru