Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекции по социологии управления - файл Валентин МИХЕЕВ.doc


Загрузка...
Лекции по социологии управления
скачать (7689.3 kb.)

Доступные файлы (49):

л 11.doc156kb.06.12.2009 22:01скачать
л1.doc131kb.06.12.2009 21:59скачать
л2.doc92kb.06.12.2009 22:00скачать
л 3.doc104kb.06.12.2009 22:00скачать
л 4.doc113kb.06.12.2009 19:27скачать
л 5.doc70kb.06.12.2009 19:35скачать
л 6.doc133kb.06.12.2009 19:37скачать
1.doc229kb.24.11.2010 21:56скачать
2.doc26kb.29.11.2010 23:29скачать
3.doc84kb.01.12.2010 13:49скачать
4.doc53kb.01.12.2010 13:56скачать
Тема 10 ноябрь 2010.doc99kb.02.12.2010 13:19скачать
Введение.doc279kb.02.12.2010 12:25скачать
Глава 1.doc1407kb.17.03.2010 13:43скачать
Глава 2.doc1167kb.17.03.2010 16:44скачать
Глава 3.doc1266kb.17.03.2010 20:47скачать
Глава 4.doc696kb.17.03.2010 20:53скачать
Глава 5.doc906kb.21.03.2010 15:17скачать
Глава 6.doc712kb.21.03.2010 15:45скачать
Глава 7.docскачать
Глава 9.doc466kb.24.11.2010 22:02скачать
Тема 11 ноябрь 2010.doc156kb.02.12.2010 12:19скачать
Валентин МИХЕЕВ.doc66kb.30.11.2010 02:28скачать
Тема 12 ноябрь 2010.doc112kb.02.12.2010 13:16скачать
1..doc106kb.24.11.2010 21:05скачать
тема 14 сентябрь 1009.doc102kb.02.12.2010 13:37скачать
Тема 15.doc190kb.31.10.2008 11:24скачать
Тема 16.doc87kb.31.10.2008 11:26скачать
Тема 17.doc95kb.31.10.2008 11:27скачать
Тема 7.doc127kb.31.10.2008 11:13скачать
Тема 8.doc83kb.01.12.2010 10:45скачать
Андреев А Л Социология техники.doc383kb.01.12.2010 11:24скачать
Кравченко Тюрина Социология управления.doc207kb.01.12.2010 13:17скачать
Тема 9.doc137kb.02.12.2010 13:35скачать
УМК Социология управления 2010.doc381kb.19.01.2010 13:12скачать
Вагурин1.doc210kb.15.11.2006 18:07скачать
Вагурин2.doc218kb.15.11.2006 18:34скачать
Глава 1.doc555kb.26.11.2010 11:59скачать
Глава 2.doc615kb.29.11.2010 18:21скачать
Глава 3.doc540kb.27.11.2010 12:53скачать
Глава 4.doc681kb.27.11.2010 21:58скачать
Глава 5.doc865kb.28.11.2010 19:54скачать
Предисловие.doc64kb.25.11.2010 14:32скачать
Гл1.doc184kb.06.12.2006 19:43скачать
Гл2.doc93kb.15.02.2006 13:21скачать
Гл3.doc135kb.16.02.2006 10:02скачать
Гл4.doc85kb.16.02.2006 10:27скачать
Гл5.doc177kb.16.02.2006 11:22скачать
Гл7.doc92kb.20.02.2007 19:54скачать

Валентин МИХЕЕВ.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Валентин МИХЕЕВ Власть. 2007 №12

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИИ ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО: РЕАЛИИ И СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ

Новая управленческая парадигма состоит в переходе от «управления людьми», «управления обществом» к управлению процессами, структурами, организациями, социальными, политическими изменениями, в том числе инновационными. Взаимодействие органов власти с самоорганизациями гражданского общества в данной сфере имеет как новые возможности, так новые ограничения и пределы.

Речь идет не о замене или сломе действующей государственной машины, а о необходимости целенаправленного накопления инновационной «критической массы» в государственном управлении, выбора оптимального механизма во взаимодействии с гражданским обществом, адекватного вызовам российского соци­ума и глобального изменяющегося мира.

Гражданское общество характеризуется как система внегосударственных общественных отношений, институтов, формирующих­ся на принципах индивидуальной свободы, правового равенства граждан, их самодеятельности и самоорганизации.

Хорошо осознавая при этом, что гражданское общество нахо­дится в сложном взаимодействии с государством, подчеркнем: сильное гражданское общество далеко не всегда повышает эффек­тивность государственного управления.

Разветвленные сети гражданского общества способны не только защищать человека от государства, но и расшатывать органы госу­дарственного управления. Такой сценарий для России не исклю­чен, но его реализация чревата немалым риском.

В современных условиях важнейшей задачей является укрепле­ние государства, а успешное достижение данной цели возможно, когда оно (государство) стремится консолидировать гражданское общество, в том числе на основе инноваций.

Перманентные инновации в современной политике и науке счи­таются важнейшим условием существования политических, эко­номических и социальных систем.

Развитие инноваций и формирование гражданского общества процесс взаимосвязанный. Способность органов власти, бизнеса и институтов гражданского общества к внедрению и стимулиро­ванию инноваций — один из важнейших критериев постиндуст­риальной цивилизации, важнейший ресурс преодоления техно­логического барьера, отделяющего нашу страну от экономически развитых государств.

Под инновацией понимается нововведение, конечный результат творческой деятельности, получивший воплощение в виде ново­го или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности. Хотя о понимании и трактовке сущности инноваций, инноватики, инновационной деятельности дискуссии продолжаются.

Несмотря на это инновации в большинстве исследований рас­сматриваются преимущественно в трех аспектах, а именно: как конечный конкурентоспособный результат, как оптимизация качественных изменений и как социаль­но-экономический, технологический и политический процесс.

Предметная сфера государственно­го управления инновациями включает в себя социальное, экономическое и поли­тическое содержание и в первую очередь:

— государственную инновационную политику;

  • создание инновационной системы на уровнях общенациональном, региональ­ном, территориально-кластерном, пред­приятий и организаций;

  • целенаправленное внедрение управ­ленческой инновационной деятельности, новых моделей принятия инновацион­ных решений, инновационных рисков;

  • кооперация, партнерство государст­ва, бизнеса и «третьего сектора» как ядра гражданского общества;

  • формирование институциональных структур инновационной деятельнос­ти, стимулирующих развитие человека, его интеллектуальных способностей, коммуникативных личностных связей, повышение ролевого статуса инноваторов, становление инновационной куль­туры, инновационного сознания, созда­ние условий для дальнейшего творчес­кого роста.

Управление инновациями и инноваци­онное государственное управление — это два взаимодополняемых и взаимосвязан­ных процесса инновационной деятель­ности. Бизнес, институты гражданского общества (партии, общественные орга­низации, СМИ, местное самоуправле­ние, конфессии, бизнес-организации), так же, как и органы государственной власти, являются субъектами инноваци­онной деятельности. Но по отношению к ним госуправление выступает скорее «соучастием», «соуправлением», резонансо-корректирующим направлением, защищающим интересы граждан и их институтов.

Прогресс в инновациях базируется на сложной системе взаимосвязей государст­ва, бизнеса и институтов гражданско­го общества, производящих различные типы знаний, управляющих их потоками, распределяющих и обеспечивающих их приложение.

Каналы взаимодействия могут прини­мать разнообразные формы: совместные исследования и разработки, консультиро­вание, обмен персоналом, перекрестное патентование, покупка оборудования, финансирование и т. д. Эти взаимодейст­вия часто нелинейны.

О возможностях государственного управления, его взаимодействии с соци­альной самоорганизацией граждан сфор­мулированы положения в Конституции Российской Федерации и конституциях большинства европейских государств.

Инновационный вариант социаль­но-экономического развития заложен в «Концепцию развития Российской Федерации до 2020 года». В нашей стране разработана и реализуется Федеральная программа развития нанотехнологий, создана инновационная корпорация нанотехнологий. В ряде регионов осу­ществляются аналогичные региональные программы с привлечением бизнеса; в вузах открываются новые специальности — «нанотехнологий».

Правовой базой государственно­го управления инновациями являют­ся федеральные законы «О науке и государственной научно-технической политике», «О государственном про­гнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации», Налоговый, Гражданский и Бюджетный кодексы Российской Федерации, Патентное законодательство страны, нормативные акты президента Российской Федерации, правительства РФ, федеральные программы в области науки, технологий и инноваций.

Управление инновациями целенаправ­ленно используется в реализации при­оритетных национальных проектов, раз­витии новых форм организации труда, государственно- частном партнерстве, а также внедрении ряда отдельных форм инновационной системы, в частности, венчурных, инвестиционных фондов, тех­нопарков, технополисов, региональных научных центров, становлении эндаумента, аутосорсинга и т. д. Положено начало созданию небольших пока частных вен­чурных фондов, поддерживающих реали­зацию ряда инновационных проектов.

В сферу деятельности органов власти внедряется инновационная система «бизнес-интелидженс», позволяющая чинов­никам и управленцам принципиально иначе работать при оценке деятельности хозяйствующих субъектов, обществен­ных объединений, учреждений, а также органов власти.
По системе «бизнес-интелидженс» собираются цифровые данные по разра­ботанной матрице, позволяющей полу­чать отчеты по многообразным направле­ниям социально-экономического, поли­тического и духовного развития. Эти све­дения загружаются в хранилища данных. И оттуда они извлекаются, когда нужно получить тот или иной отчет. Сам отчет устроен так, что любой клерк за секунду может узнать, к примеру, о динамике пот­ребления и производства продуктов по регионам, различным группам населения и так далее.

Система «бизнес-интелидженс» может стать наиболее востребованной в связи с указом президента РФ от 28 июня 2007 года «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ». В соответствии с тш вводятся 43 основных показателя, по которым высшие должностные лица субъектов РФ представляют отчеты о работе к 1 сентября каждого года.

В основные показатели данных отче­тов входят сведения об объемах валово­го регионального продукта, смертности населения, обеспеченности спортсооружениями, о количестве убыточных орга­низаций ЖКХ, об уровне криминоген­ное™ и др. Все показатели составляются в сравнительной таблице за 1990, 1995, 2000 и 2006 годы. В этой связи в админист­рациях регионов назначаются ответст­венные за сбор информации, создают­ся автоматизированные рабочие места с использованием компьютерной техники последнего поколения.

Тем не менее наши опросы государст­венных и муниципальных служащих показывают, что они очень мало знают о сущности инноваций, инновационной деятельности, о новых инновационных системах управления.

Сегодня стратегия развития науки и инноваций для России — это момент истины. Какой путь она выберет? «Экономику трубы» и отверточно-молоточных тех­нологий, закупленных на Западе, что и происходит. Или мы сможем переломить ситуацию и встать в ряд ведущих стран мира, делающих ставку на «экономику знаний», человеческий капитал.

Инновационная деятельность чрезвы­чайно капиталоемкая, она носит весьма рискованный характер. Отечественные и зарубежные эксперты отмечают, чтовероятность воплощения новой идеи выражается в соотношении «одна к деся­ти-двенадцати». То есть девять из десяти разработок чаще всего не находят прак­тического применения.

В этой связи государственное управле­ние инновациями превращается в инно­вационно-инвестиционную деятельность с привлечением бизнес-структур и орга­низаций «третьего сектора».

Эффективность государственного управления инновациями во многом зависит от состояния государствен­но-частного партнерства, организации социального диалога органов власти, бизнеса и некоммерческих организаций. Государственно-частное партнерство успешно развивается во многих отраслях и сферах. Показательным в этом отно­шении является взаимодействие органов власти и бизнеса в нефтегазовом, атом­ном, машиностроительном кластерах, в авиастроении, добывающих отраслях.

На принципах государственно-частно­го партнерства в стране работают, к при­меру, такие инновационные структуры как венчурные инвестиционные фонды, создаются технопарки и технополисы, реализуется ряд концессионных проек­тов в рамках приоритетных националь­ных проектов.

На основе эндаумента, например, ведется строительство в России высшего учебного заведения в Сколкове. Кроме того, в ближайшие четыре года наме­чено строительство академгородков во Владимирской, Калужской, Московской областях, Татарстане, в городах Санкт-Петербурге, Твери, Нижнем Новгороде. Каждый такой академгородок рассчитан на 10—12 тысяч жителей с соответствую­щим жильем, инфраструктурой и научны­ми центрами. В их строительство государс­тво вкладывает 29 млрд. рублей, а частные инвесторы и бизнес — 160 млрд. «Денег много, - заметил вице-премьер Жуков А. Д. - И мы должны сосредоточиться на их эффективном использовании».

На основе государственно-частно­го партнерства осуществляются раз­работка и строительство предприятий Штокмановского месторождения, газо­перерабатывающих заводов в месторож­дениях «Северного Каспия», нефтегазо-химических предприятий по переработке углеводородного сырья в товары про­мышленного спроса.
Государственно-частное партнерство способствует созданию предпосылок инфраструктурной кооперации, в том числе в вопросах финансирования и стра­хования рисков, в развитии международ­ной кооперации в научно-инновацион­ной сфере, в освоении международных стандартов и технологий в инновацион­ной деятельности.

В этом отношении заслуживает внима­ния практика проведения международных инновационных форумов в «Росатоме», энергетическом, нефтехимическом комп­лексах, а также экономических фору­мов в федеральных округах: Западном, Дальневосточном, Сибирском, Уральском и других.

Однако государственное управление инновациями до настоящего времени пока еще носит фрагментарный характер, по-прежнему остается непрозрачным, неразвитым с точки зрения обратных свя­зей снизу вверх. Организация конкурсов инновационных проектов имеет в основ­ном формальный характер, экспертиза не является независимой. Кооперативные формы взаимодействия органов власти и бизнеса в этой сфере институционально не оформлено и на практике носят хао­тичный характер.

Государственное управление инно­вациями распылено в основном между Минпромэнерго, Минобрнауки и други­ми ведомствами. Причем Минобрнауки занимается фундаментальными, а Минпромэнерго преимущественно при­кладными исследованиями.

Аналитики отмечают, что наша страна в течение долгого времени не была ори­ентирована на собственные инновации, предпочитая перенимать иностранные, а стратегия, стимулирующая инновацион­ный характер развития отсутствовала. В России 90-х годов XX века количество КБ по сравнению с советскими временами сократилось в 4,6 раза, а НИИ — в 8 раз. Доля инновационной продукции в нашей стране в 2006 году в общем объеме продаж составляла 4,4%. В 2010 году намечается ее увеличить до 15%. Этот амбициозный показатель может быть достигнут при благоприятном стечении обстоятельств в сфере государственно-частного и соци­ального межсекторного партнерства.

По финансовым расходам на инно­вации Россия значительно уступает не только многим развивающимся странам, но просто отдельным крупным компаниям (вроде Ford, Siemens, Pfizer). Финансирование инновационных иссле­довательских работ в нашей стране осу­ществляется в основном в форме субси­дирования.

В России на чрезвычайном низком уровне находится работа по патентированию инноваций. По данным меж­дународной организации - Economist Intelligence Unit, в Японии регистрирует­ся 1213,1 патента в год на 1 млн. населе­ния, Япония занимает первое место среди 38 обследуемых государств. На втором месте — Швейцария, где 501,8 патента, на третьем месте — США, где 350,5 патента, в России — 1,6 патента на 1 млн. населе­ния. Наша страна находится на предпос­леднем месте, опережая лишь Аргентину.

Инновация имеет многообразные виды и формы в зависимости от технологичес­ких параметров, результативности, тем­пов осуществления, сфер деятельности, включая простую адаптацию уже имею­щихся в других областях производства продуктов и модернизацию существую­щих технологий.

Тревожным является недооценка орга­нами власти, многими структурами бизнеса принципиальной значимости развития инноваций и инновационной деятельности. Многие действия прави­тельства РФ, органов власти и управле­ния субъектов РФ по активизации науч­но-технического потенциала зачастую сводятся к построению искусственных конструкций и подпорок, к подмене раз­вития активности предпринимательской среды активностью бюрократических структур в сферах, где их присутствие, как правило, не является эффективным и приводит к растрате средств налогопла­тельщиков.

Для ликвидации этих пробелов прежде всего необходимо отойти от старых при­вычных догм, все еще распространенных среди управленческого аппарата минис­терств и ведомств, избегать построения затратных искусственных конструкций, развивать грамотную предприниматель­скую конкурентную среду, создавать как можно большее количество публичных национальных инновационных компа­ний, без которых не может быть реальной инновационной системы. Российское государство не обладает достаточными ресурсными возможностями, чтобы взять под крыло весь цикл: наука-техника-производство. Но государство располагает возможностями правового, законода­тельного регулирования инновационной инвестиционной деятельности, осущест­вления активного патроната отраслей, находящихся на переднем крае НТП.

Наиболее действенным способом госу­дарственного управления инновациями, как подчеркнул президент РФ В. В. Путин в Послании Федеральному собранию 2007 года, является «содействие бизнесу в создании новых, по-настоящему современных производств и в появлении как

можно большего количества националь­ных инновационных публичных компа­ний... Государство должно «подставлять плечо» там, где риски для частных инвес­торов пока еще слишком высоки».

Инновации невозможны без развития человеческого интеллекта. В США, европейских странах самым важным достижением XX века называют создание и развитие национальных инновационных систем, внедрение инноваций, иннова­ционной деятельности. Экономика современных промышленно развитых стран все в большей степе-ми основывается на интеллекте и знаниях, которые воплощаются в людях и овеществляются в технологиях в самом широком социально-экономическом и духовно-культурном смысле. Феномен нарастающей сложности социальной, экономической и политической реальности, получившей в науч­ной литературе статус доминирующей тенденции, требует адекватного услож­нения деятельности управляющих струк­тур, разработки алгоритмов решения инновационных задач высокой сложнос­ти, внедрения соответствующей матрицы механизмов и технологий государственного управления инновациями во взаи­модействии с институтами гражданско­го общества. В этом отношении основу такого рода управления могли бы соста­вить следующие направления:

  • диагностика инновационных пот­ребностей государства, общества, рынка, управленческих инновационных проблем и задач;

  • источники и назначения механизмов и технологий взаимодействия государст­венных органов власти с институтами гражданского общества в управлении инновациями;

  • параметры, стадии и этапы разработ­ки инновационных технологий государст­венного управления;

  • моделирование инновационных про­цессов и систем;

  • выявление факторов, способствую­щих применению инновационных тех­нологий в управлении и воздействующих на преодоление сопротивления иннова­циям;

  • определение вероятных рисков в управлении инновациями;

  • выбор и реализация форм и методов управления инновациями;

  • анализ результатов применения тех­нологий управления инновациями.

При этом обратим внимание на то, что определяющим источником госу­дарственного управления инновациями выступают новые или нерешенные пот­ребности граждан, их объединений и институтов гражданского общества.

Будущее России, ее благосостояние, место в мировом сообществе в значи­тельной мере определяется тем, ока­жется ли она в состоянии выработать и реализовать основные приоритеты в области инновационно-технологичес­кого развития.


Скачать файл (7689.3 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru