Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Лекции по социологии управления - файл Гл1.doc


Загрузка...
Лекции по социологии управления
скачать (7689.3 kb.)

Доступные файлы (49):

л 11.doc156kb.06.12.2009 22:01скачать
л1.doc131kb.06.12.2009 21:59скачать
л2.doc92kb.06.12.2009 22:00скачать
л 3.doc104kb.06.12.2009 22:00скачать
л 4.doc113kb.06.12.2009 19:27скачать
л 5.doc70kb.06.12.2009 19:35скачать
л 6.doc133kb.06.12.2009 19:37скачать
1.doc229kb.24.11.2010 21:56скачать
2.doc26kb.29.11.2010 23:29скачать
3.doc84kb.01.12.2010 13:49скачать
4.doc53kb.01.12.2010 13:56скачать
Тема 10 ноябрь 2010.doc99kb.02.12.2010 13:19скачать
Введение.doc279kb.02.12.2010 12:25скачать
Глава 1.doc1407kb.17.03.2010 13:43скачать
Глава 2.doc1167kb.17.03.2010 16:44скачать
Глава 3.doc1266kb.17.03.2010 20:47скачать
Глава 4.doc696kb.17.03.2010 20:53скачать
Глава 5.doc906kb.21.03.2010 15:17скачать
Глава 6.doc712kb.21.03.2010 15:45скачать
Глава 7.docскачать
Глава 9.doc466kb.24.11.2010 22:02скачать
Тема 11 ноябрь 2010.doc156kb.02.12.2010 12:19скачать
Валентин МИХЕЕВ.doc66kb.30.11.2010 02:28скачать
Тема 12 ноябрь 2010.doc112kb.02.12.2010 13:16скачать
1..doc106kb.24.11.2010 21:05скачать
тема 14 сентябрь 1009.doc102kb.02.12.2010 13:37скачать
Тема 15.doc190kb.31.10.2008 11:24скачать
Тема 16.doc87kb.31.10.2008 11:26скачать
Тема 17.doc95kb.31.10.2008 11:27скачать
Тема 7.doc127kb.31.10.2008 11:13скачать
Тема 8.doc83kb.01.12.2010 10:45скачать
Андреев А Л Социология техники.doc383kb.01.12.2010 11:24скачать
Кравченко Тюрина Социология управления.doc207kb.01.12.2010 13:17скачать
Тема 9.doc137kb.02.12.2010 13:35скачать
УМК Социология управления 2010.doc381kb.19.01.2010 13:12скачать
Вагурин1.doc210kb.15.11.2006 18:07скачать
Вагурин2.doc218kb.15.11.2006 18:34скачать
Глава 1.doc555kb.26.11.2010 11:59скачать
Глава 2.doc615kb.29.11.2010 18:21скачать
Глава 3.doc540kb.27.11.2010 12:53скачать
Глава 4.doc681kb.27.11.2010 21:58скачать
Глава 5.doc865kb.28.11.2010 19:54скачать
Предисловие.doc64kb.25.11.2010 14:32скачать
Гл1.doc184kb.06.12.2006 19:43скачать
Гл2.doc93kb.15.02.2006 13:21скачать
Гл3.doc135kb.16.02.2006 10:02скачать
Гл4.doc85kb.16.02.2006 10:27скачать
Гл5.doc177kb.16.02.2006 11:22скачать
Гл7.doc92kb.20.02.2007 19:54скачать

Гл1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
И.Г.Ясавеев


Конструирование социальных проблем средствами массовой коммуникации
ПРЕДИСЛОВИЕ
Почему в российском обществе отсутствует значительная обеспокоенность такими явлениями, как жестокое обращение с детьми и женщинами в семье, широкое распространение ВИЧ, повсеместные нарушения прав военнослужащих в российской армии?

Почему люди гораздо больше боятся стать жертвой насильственного преступления, нежели пострадать в результате дорожно-транспортного происшествия, хотя вероятность последнего в большом городе гораздо выше?

Почему большинство людей считает, что убийства составляют or десятой части до трети всех совершаемых преступлений, тогда как в действительности они составляют менее 1 %?

Почему так распространен образ наркозависимых людей как реальных или потенциальных преступников, хотя доля преступлений, совершаемых в состоянии алкогольного опьянения, более чем в сто раз превышает долю преступлений, совершаемых наркозависимыми или под воздействием наркотических веществ?

Почему употребление алкоголя в России, значительно превышающее все пороги, установленные экспертами, не вызывает общественного беспокойства?

Почему в ежедневных новостях, сообщаемых общероссийскими и региональными телекомпаниями и газетами, значительное внимание уделяется терроризму и преступности, и в то же время курение, в результате которого погибает несравненно большее число людей, не является сколько-нибудь значимой темой для средств массовой коммуникации?

Чем объясняется избирательность внимания политиков, журналистов и общественности в целом?

Попыткой предложить один из вариантов ответа на эти вопросы и является предлагаемая вашему вниманию работа. Как отмечает Пол Рок, устройство мира не отвечает целям его освещения1. Способствовать осознанию этого и пониманию

погибает несравненно большее число людей, не является сколько-нибудь значимой темой для средств массовой коммуникации?

Чем объясняется избирательность внимания политиков, журналистов и общественности в целом?

Попыткой предложить один из вариантов ответа на эти вопросы и является предлагаемая вашему вниманию работа. Как отмечает Пол Рок, устройство мира не отвечает целям его свещения1. Способствовать осознанию этого и пониманию

некоторых аспектов конструирования реальности средствами массовой коммуникации – основная задача этой книги.

Первая часть включает в себя рассмотрение существующих социологических

подходов к социальным проблемам, таких, как подходы социальной патологии и

__________________________________________________

1 Kock, P.,News as Eternal Recurrence', in S.Cohen and J.Young (eds.), The lanufacture of News. Beverly Hills, 1981, p.65.

социальной дезорганизации, функционалистский, критический, интвракционистский и конструкционистский подходы. Сразу следует признать, что методологическим основанием работы является "мягкая" версия конструкционистского подхода к социальным проблемам, так называемый контекстуальный конструкционизм.

С этой точки зрения, социальные проблемы - это конструкции, создаваемые индивидами и группами, выражающими недовольство относительно тех или иных предполагаемых ситуаций выдвигающими требования изменить их. В то же время контекстуальные конструкционисты признают возможность, а в некоторых случаях и необходимость обращения к социальному контексту конструирования социальных проблем, то есть к тем ситуациям, относительно которых выдвигаются требования изменения. Конструкционистский подход вызывает множество споров, как среди российских социологов, так и среди иностранных. Именно поэтому представляется необходимым подробное рассмотрение и сопоставление существующих направлений в социологии социальных проблем.

Вторая часть книги посвящена анализу конкуренции между социальными проблемами в российском обществе за место в "повестке дня", устанавливаемой средствами массовой коммуникации. Особое внимание уделяется проблемам преступности и ВИЧ/СПИДа. Первая представляет собой пример успешной конкуренции с другими проблемами за место в телевизионных новостях и на страницах газет, а вторая - пример проблемы, изначально проигрывающей другим социальные проблемам. Анализ конструирования социальной проблем преступности средствами массовой коммуникации отчасти основывается на результатах исследования местных телевизионных новостей и региональной прессы, а в ходе исследования проблемы ВИЧ/СПИДа отслеживалось представление ситуации с эпидемией советскими и российским газетами с 1986 по 2003 гг. Заключительная глава посвящена одному из наиболее малоизученных и перспективных направлений исследования - "наркотизирующему" эффекту средств массовой коммуникации и эмоциональному выгоранию аудитории в результате представления социальных проблем.

Мне хотелось бы выразить искреннюю признательность Сергею Ерофееву и Михаилу Руденко за организационную помощь и поддержку при подготовке данной книги, Фонду Форда и Организации преподавателей социальных наук за финансовое о6еспечение проекта, Александру Ерофееву, с которым мы еще несколько лет назад обсуждали некоторые идеи этой книги, моим студентам и слушателям курса «Социология социальных проблем» в 2002-2004 гг. в Центре социологии культуры Казанского государственного университета за их внимание, вопросы и критические замечания, а также всем моим близким за их понимание, терпение и помощь.

^ ЧАСТЬ 1. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К СОЦИАЛЬНЫМ ПРОБЛЕМАМ
В российской социологической науке понятие "социальная проблема" превратилось в своего рода клише, часто встречающееся в названиях и тексте статей, монографий и сборников ("социальные проблемы образования", "социальные проблемы межнациональных отношений" и т.д.). В сети Интернет, если задать поиск по ключевым словам "социальная проблема", в настоящее время можно обнаружить более шести тысяч ссылок. Во многих случаях происходит смешение понятий "социальная проблема" и "социологическая проблема"1: исследователи часто говорят о социальных проблемах, имея в виду прежде всего изучаемые ими вопросы. Между тем, понятие социальной проблемы имеет свою историю в социологии, оно по-разному определяется в рамках различных направлений и при строгом использовании может быть весьма полезным аналитическим средством. Различным подходам к его определению и в целом к исследованию социальных проблем и посвящен настоящий раздел.
^ ГЛАВА 1. ТРАДИЦИОННЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К СОЦИАЛЬНЫМ ПРОБЛЕМАМ
К традиционным в социологии социальных проблем относят прежде всего подходы социальной патологии, социальной дезорганизации и функционалистский. Они считаются традиционными не только в силу относительной давности их возникновения, но и по причине длительного господства в социологии социальных проблем. В настоящее время характер многий социологических исследований, в том числе и отечественных, соответствует этим направлениям. К числу традиционных подходов мы отнесли также критический (марксистский) подход , имея в виду, главным образом, отечественную традицию изучения социальных проблем. Основной чертой этих подходов является объективизм - понимание социальных проблем как "объективно существующих" патологических или дезорганизованных состояний, дисфункций или противоречий.


    1. ^ Возникновение понятия "социальная проблема"


Понятие социальной проблемы стало использоваться в западноевропейских обществах лишь в первой половине XIX в. По мнению Арнольда Грина, осознание существования социальных проблем - общая тенденция видеть и осуждать

1 Наиболее отчетливо различие между социальными проблемами социологическими было проведено Питером Бергером: Бергер П.Л Приглашение в социологию. М., 1996. С.40-42.

условия несчастий, случающихся с незнакомыми, неблизкими людьми, и

решимость изменить эти условия - не могло появиться до возникновения в Западной Европе конца XVIII в. своеобразного комплекса четырех идей: старой идеи равенства и новых идей природного совершенства человека, изменяемости социальных условий и гуманизма2. Наиболее значимую роль в признании существования социальных проблем в западном обществе эпохи модерна сыграли: (1) светский рационализм, сущность которого заключалась в концептуальном переводе проблем и условий из древнего теологического контекста добра и зла в рационалистский контекст аналитического понимания и контроля, и (2) гуманизм как постепенное расширение и институционализация чувства сострадания3.

Впервые термины "проблема" (die Frage) и "социальный" в виде единого словосочетания стали использовать немецкие литераторы, представители литературного движения "Молодая Германия"4. Около 1835 г. Карл Гуцков, Генрих Гейне, Теодор Мундт и юрг Бюхнер стали употреблять выражение "die soziale Frage" шачении "социальная проблема", а не "социальный вопрос". И в этом же году Бундестаг запретил сочинения писателей "Молодой Германии". Часть участников этого движения активно участвовала в Революции 1848 г., в первые месяцы которой во Франции одним из наиболее часто встречающихся политических выражений было "le probleme social". В английском языке словосочетание "social problem" впервые использовал в начале 1850-х гг. Джон Стюарт Милль.

Первоначально понятие "социальная проблема" использовалось для обозначения одной конкретной проблемы - неравномерного распределения богатства. Понятие социальной проблемы как нежелательной ситуации, которую можно и необходимо изменить, несколько позже используется в западных обществах при попытках осмыслить социальные последствия промышленной революции. В США понятие социальной проблемы стало использоваться в конце Гражданской войны 1861-1865 гг., вызвавшей резкое ухудшение жизненных условий большей части населения. В Британии значительную роль в осознании существования социальных проблем сыграли данные статистических обследований конца XIX в. Описания бедности некоторых социальных слоев поразили британскую общественность. По данным Чарльза Бута, представленным в его знаменитом труде «Жизнь и труд населения Лондона»5, значительная часть жителей Лондона жила в ужасающей нищете: среди них было 387 тысяч бедных, 220 тысяч недоедавших и 300 тысяч голодавших, тогда как общее число лондонцев в 1881 г. составляло 3815544 человека6. По данным Сибома Раунтри, треть рабочего населения Йорка находилась в состоянии физической или абсолютной бедности.

В русском языке понятие "социальная проблема" не получило широкого

2 п.,on, A.W., Social Problems: Arena of Conflict. N.Y, 1975, pp.31-32.

3 Maiton, R.K., Nisbet, R. (eds.), Contemporary Social Problems. N.Y, 1966, p.7.

4 'irhwartz, H., 'On the Origin of the Phrase "Social Problems", in Social Prob­lem*, Vol.44 (2), May 1997, p.278.

5 Booth, C. Life and Labour of the People in London. London, 1889-1891.

распространения до XX в. Например, в Энциклопедическом словаре Брокгауза6 и Ефрона нет соответствующей статьи. Данный термин не встречается также в статьях "социальная история", "социальные движения", "социальные науки", "социология", написанных Н.И.Кареевым. В то же время широко используется термин "социальный вопрос" как «вопрос преобразования общественного строя в интересах тех классов, которые принимают главное участие в создании национального богатства»7. Н.И.Кареев употреблял этот термин и во множественном числе, указывая на "социальные вопросы", которые обособились в XIX в. и стали осознаваться не только как самостоятельные, но и как «имеющие первенствующее значение в жизни общества».


    1. ^ Подход к социальным проблемам как к социальной патологии


Исторически первым подходом, который использовали социальные реформаторы и исследователи социальных проблем, был так называемый подход социальной патологии. Его фундамент составляет органическая аналогия, то есть понимание структуры и функций человеческого общества по аналогии с природой живых организмов. С этой точки зрения, люди или ситуации являются социальными проблемами в той степени, в какой они препятствуют "нормальной" работе социального организма. Социальные проблемы таким образом рассматриваются как болезни или патологии общества. При этом различие между нормальным и патологическим, "здоровым" состоянием общества и его "болезнью" считается в рамках подхода социальной патологии само собой разумеющимся.

Один из теоретиков данного направления Самуэль Смит, автор книги «Социальная патология» (1911), выразил его сущность следующим образом: «Патология в социальной науке определенным образом параллельна патологии в медицине. Точно так же, как изучение физического заболевания имеет важное значение для поддержания физического здоровья, так социальное здоровье не может быть крепким без более широкого и более определенного знания болезни социальной»8.

Аналогия с медициной ведет не только к интерпретации социальных проблем как болезней общества и стремлению "лечить" последние после их всестороннего изучения. Основной источник социальных проблем большинство "социальных патологов" видели изначальной, "врожденной" неспособности ряда индивидов к "нормальному" поведению. Это направление, таким образом, отличает индивидуализация оснований социальных проблем.

_________________________________________________________________________________________________

6 Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. СПб., 1896. Т.34. С.951.

7 Кареев Н.И. Социальный вопрос и социальная политика h Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. СПб., 1900. Т.61. С.72.

8 Umith, S., 'The Organic Analogy', in Rubington, E., Weinberg, M.S. (eds.), The l of Social Problems: Seven Perspectives. N.Y, 2003, p.20.
Наиболее известным примером такого подхода к проблеме преступности являются работы Чезаре Ломброзо. 1876 год - время выхода в свет в Милане его книги “Преступный человек”9 - иногда считается некой вехой, отмечающей начало "патологического" осмысления девиантности.

Интересны обстоятельства возникновения теории "врожденной преступности" Ломброзо. Будучи врачом и проводя вскрытие тела одного из преступников, известного своими разбойными нападениями, Ломброзо был поражен тем обстоятельством, что строение черепа преступника имело ярко выраженное сходство с черепом определенных видов обезьян. В частности, на нем присутствовало две затылочные ямки, me­dian occipital fossa, встречающиеся у определенных видов низших приматов10. Таким образом, строение черепа этого преступника представляло собой пример атавизма или реверсии- появления у организмов признаков, свойственных их далеким предкам.

У Ломброзо возникает догадка о существовании так называемого преступного типа людей - преступников от рождения. Он предположил, что этот тип людей вследствие своей атавистичности не способен следовать требованиям современной цивилизованной жизни и изначально предрасположен к совершению преступлений. Свое "открытие" Ломброзо описывает следующим образом: “Внезапно однажды утром мрачного декабрьского дня я обнаружил на черепе каторжника целую серию атавистических ненормальностей, аналогичную тем, которые имеются у низших животных. При виде этих странных ненормальностей, - как будто бы ясный свет озарил темную равнину до самого горизонта, - я осознал, что проблема сущности и происхождения преступников была разрешена для меня”11.

С целью проверки своей гипотезы Ломброзо проводит серию измерений, сравнивая строение организма 400 итальянских заключенных со строением тел группы солдат. Ломброзо фиксирует наличие таких признаков, как необычные размеры головы, дефекты глаз, низкий скошенный лоб, большие уши, массивные челюсти, толстые губы, густые курчавые волосы, непропорционально длинные руки и т.д. Было обнаружено, что 4% заключенных имеют пять и более "атавистических" признаков, тогда как ни один из солдат не имел пяти признаков, и только у 11% солдат было найдено четыре признака (по некоторым источникам, до трех признаков12. Эти данные были восприняты кик доказательство того, что преступное поведение по крайней мере определенной категории людей имеет биологическую обусловленность. Фактически, основная идея Ломброзо -объяснение преступления преступником.

Теория "врожденной преступности" была чрезвычайно популярной и влиятельной в конце XIX в. Казалось, что она открывает весьма радужные

9 Lombroso, С, L'Uomo Delinquente. Milan, 1876.

10 Описание исследования Ломброзо дается по: Pfohl, S., Images of Deviance] and Social Control: A Sociological History. N.Y, 1994, p.104.

11 Цит. по: Гилинский Я.И. Криминология. СПб., 2002. С.105.

перспективы в деле контроля над преступностью. Однако стечением времени данная теория была полностью опровергнута. Целый ряд более поздних исследований показал, что никаких физических различий между преступниками и людьми, не обвиняемыми в совершении преступлений, не существует. Так, в 1913 г. была опубликована работа Чарльза Горинга12, офицера медицинской службы британской системы исправительных учреждений, в которой он представил результаты своего исследования. Горинг обследовал 3000 людей, неоднократно совершивших преступления, и сравнил полученные результаты с результатами обследования большой контрольной группы, в которую входили студенты университетов, пациенты больниц и солдаты. Никаких физических различий между преступниками и "непреступниками" найдено не было.

Несмотря на неоднократные попытки возродить теорию “врожденной преступности” на протяжении XX в., например, обьяснять преступность особым набором хромосом, с социологической точки зрения очевидна вся ее несостоятельность. Преступность-это социальная конструкция, ее содержание изменчиво. То, что считается преступлением в одном обществе и в один исторический период, не считается преступлением в другом обществе или в течение другого периода. Даже убийство не всегда расценивается как преступление. Таким образом, поиск биологического объяснения этой подвижной, изменчивой социальной конструкции является заблуждением.

Важно отметить, что идеи Ломброзо и в целом подхода социальной патологии широко использовались российскими исследователями того времени при изучении преступности, проституции и других явлений14. Так, известный русский врач Вениамин Михайлович Тарновский, основываясь на результатах своих антропометрических обследований проституток, сделал вывод о том, что профессиональные проститутки “суть по большей части болезненные или недоразвитые существа, отягченные неблагоприятной наследственностью, представляющие несомненные физические и психические признаки вырождения”15.

Подход социальной патологии довольно долгое время был единственным теоретическим основанием для исследований социальных проблем. Расцвет этого наиболее простого направления приходится на период между 1890 и 1914 гг. Современные историки социологии связывают его доминирование с тем обстоятельством, что в условиях ровного и постепенного социального изменения в большинстве западных обществ до Первой мировой войны существующее положение вещей воспринималось как "нормальное". В такой атмосфере
_____________________________________________________________________________________________

12 (Soring, С, The English Convict. H.M.Stationary Office, London, 1913.

13 Тарновская П.Н. Женщины-убийцы. СПб., 1902; Тарновский В.М. Проституция и аболиционизм. СПб., 1888;

14 Оболенский Л.Е. Что в обществах следует считать болезнями? Опыт введения в общественную патологию // Мысль. 1880. №7. С.57-76.

15 Тарновский В.М. Проституция" и аболиционизм // Антология социальной работы. В 5 т. Т.2. Феноменология социальной патологии. М., 1995. С. 123.

привычным было рассмотрение девиантных индивидов как "больных", а нежелательных ситуаций - как "болезней общества"16. Начиная с 1914 г. подход социальной патологии переживает медленный, но неуклонный упадок.

Этот упадок во многом был связан с социальными потрясениями, вызванными Первой мировой войной, в условиях которых этот подход не объяснял реальность, и с критикой, которой он был вследствие этого подвергнут. Основное критическое замечание в адрес подхода социальной патологии заключалось в том, что он не свободен от оценочных суждений. Он предполагал согласие (часто подразумеваемое) относительно того, что представляет собой нормальное или "здоровое" состояние общества. Но какое общество можно считать нормальным? Что является болезнью или патологией? Любое современное общество состоит из множества социальных групп, имеющих различные представления о нормальности и патологии. Критики задавались вопросом, представления каких групп составляли основание для определения социальных проблем в рамках подхода социальной патологии? По мнению Чарльза Миллса, подход социальной патологии исходил из определенных ценностей, а именно ценностей среднего класса, жившего в небольших городках и следовавшего протестантским идеалам. Миллс критиковал исследования "социальных патологов", определяя их как нетеоретические и крайне необъективные17.

Другой критик этого подхода отмечал: “Очевидно, у нас нет норм, реальных или воображаемых, с которыми мы [все] могли бы согласиться. Кроме того, норму невозможно установить вследствие постоянно меняющегося характера общества. Каким же образом возможно знание того, что на самом деле является патологией в обществе? Ответ может быть только один: это знание невозможно”18.

Следует провести различие между подходом социальной патологии и концепцией нормальных и патологических социальных фактов Эмиля Дюркгейма, представленной в его “Методе социологии”. Определение Дюркгеймом нормы и патологии не является априорным, как у большинства представителей подхода социальной патологии. Дюркгейм подчеркивает относительность представлений о нормальном и патологическом. “В социологии, как и в истории, одни и те же события объявляются то благотворными, то пагубными в зависимости от личных пристрастий ученого. Так, неверующий теоретик постоянно отмечает в остатках веры, сохраняющихся среди общего потрясения религиозных воззрений, болезненное явление, тогда как для верующего великой социальной болезнью нашего времени является само неверие. Точно так же для социалиста нынешняя экономическая организация есть факт социальной патологии, тогда как для

___________________________________________________

16 Rubington, E., Weinberg, M.S. (eds.), The Study of Social Problems: Seven Per­spectives. N.Y., 2003, pp. 17-18.

17 Mills, C.W., The Professional Ideology of Social Pathologists', in American Jour­nal of Sociology, Vol.60, September 1942, pp.165-180.

18 Rosenquist, СМ., 'The Moral Premises of Social Pathology', in Rubington, E., Weinberg, M.S. (eds.), The Study of Social Problems: Seven Perspectives. N.Y, 2003, p.44.

ортодоксального экономиста патологическими по преимуществу являются социалистические тенденции”19. Тем не менее, Дюркгейм полагает, что различение нормального и патологического может быть объективным, то есть не представлять собой оценочного суждения. Критерием нормальности социального факта является, по Дюркгейму, его распространенность. “Социальный факт нормален для определенного социального типа, рассматриваемого в определенной фазе его развития, когда он имеет место в большинстве принадлежащих этому виду обществ, рассматриваемых в соответствующей фазе их эволюции”20. Исходя из такого понимания нормальности и патологии, Дюркгейм развивает свою концепцию преступности как нормального социального явления.

Преступность, указывает Дюркгейм, встречается во всех обществах. “Нет такого общества, в котором не существовала бы преступность. Правда она изменяет форму; действия, квалифицируемые как преступные, не везде одни и те же, но всегда и везде существовали люди, которые поступали таким образом, что навлекали на себя уголовное наказание”21. Вместе с тем Дюркгейм отмечает, что существование преступности само по себе нормально, но лишь тогда, когда она достигает, а не превосходит определенного для каждого социального типа уровня. Распространенность и "неизбежность" преступности Дюркгейм связывает с тем, что она является фактором общественного здоровья, составной частью всякого здорового общества”, иными словами, выполняет ряд социальных функций: обеспечивает условия, необходимые для нормальной эволюции морали и права, а в некоторых случаях непосредственно способствует изменению общества (как в случае с преступлением Сократа).

Прежде чем перейти к рассмотрению других подходов необходимо подчеркнуть, что ни одно из ранних направлений в сфере изучения социальных проблем не исчезло окончательно. Так, до сих пор предпринимаются попытки применить подход социальной патологии для объяснения коррупции. В частности, сторонники так называемого моралистического подхода видят причины этого явления в несовершенстве человеческой природы, низких моральных качествах носителей коррумпированных политических отношений22.


    1. ^ Подход социальной дезорганизации


Подход социальной дезорганизации возникает, с одной стороны, в контексте обострения социальных проблем, вызванного ускорением темпов миграции, урбанизации и индустриализации после Первой мировой войны, а с другой - в контексте становления социологии как научной дисциплины со своим предметом

______________________________________________

19 Дюркгейм Э. Социология: ее предмет, метод, предназначение. М., 1995. С.75-76.

20 Там же. С.84.

21 Там же. С.85-86.

22 О моралистическом подходе к коррупции см.: Шабалин В.А. Политика и преступность // Государство и право. 1994. №4. С.47

и понятийным аппаратом23. С данной точки зрения, социальные проблемы

являются следствиями социальной дезорганизации. Исторически первую концепцию социальной дезорганизации предложил Чарльз Кули в 1909 г. в работе “Социальная организация”. Согласно Кули, состояние дезорганизации в обществе характеризуется отсутствием общего порядка и дисциплины. “Хотя могут встречаться достойные похвалы личности и виды деятельности, обществу в целом недостает единства и рациональности, подобно картине, которая хороша в деталях, но не является хорошей композицией. Индивиды и отдельные группы действуют в значительно расходящихся направлениях; наблюдается “обоюдоострая борьба разнонаправленных сил”, однако “гармония универсума” не возникает”24. Дезорганизация, утверждает Кули, проявляется в индивиде в виде образа мыслей без убежденной и постоянной преданности целому и без принципов поведения, вытекающих из такой преданности. “Лучшая сторона этого состоит в том, что отсутствие опоры может побудить человека к большей активности и независимости, а худшая - в том, что отсутствие социальных стандартов снижает планку достижений индивида и отбрасывает его назад, к чувственности и другим примитивным импульсам”25.

Концепцию социальной и индивидуальной дезорганизации развивают Уильям Томас и Флориан Знанецкий в четвертом томе своего фундаментального труда “Польский крестьянин в Европе и Америке” (1918-1920).

Социальную дезорганизацию Томас и Знанецкий определяют как “уменьшение влияния существующих социальных правил поведения на индивидуальных членов группы”26. Они проводят различие между социальной дезорганизацией и индивидуальной, понимаемой как “снижение способности индивида организовывать всю свою жизнь для эффективной, прогрессивной и продолжительной реализации своих фундаментальных интересов”27.

Сравнение понятия социальной дезорганизации в том виде, в каком его предлагают Томас и Знанецкий, и понятия аномии Эмиля Дюркгейма показывает, что они за исключением некоторых аспектов являются весьма сходными. Об этом свидетельствует, в частности, дюркгеймовское описание аномического самоубийства, в рамках которого он использует термины "аномия" и "социальная дезорганизация" в качестве синонимов: “В момент общественной дезорганизации - будет ли она происходить в силу болезненного кризиса или, наоборот, в период благоприятных, но слишком внезапных социальных преобразований - общество оказывается временно не способным проявлять нужное воздействие на человека, и в этом мы находим объяснение тех резких повышений кривой самоубийств, которые мы установили выше”28.

23 Rubington, E., Weinberg, M.S. (eds.), The Stuo>-a£-s' ipectives. N.Y., 2003, p.47-48.

24 Cooley, C.H., Social Organization: A Study of the Larger Mind. N.Y., 1962, p.347.

25 Ibid., p.347-348.

26 Томас У, Знанецкий Ф. Понятие социальной дезорганизации // Контексты современности - II. Казань, 2001. С.135. 27 Там же. С. 135.

28 Дюркгейм Э. Самоубийство: социологический этюд. М., 1994. С.237.

Согласно Томасу и Знанецкому, одной из причин процесса дезорганизации

внешним миром (данное положение может использоваться при объяснении социальных проблем российского общества). У членов этой общности, отмечают Томас и Знанецкий, развиваются новые установки, которые не могут адекватно контролироваться старой социальной организацией, поскольку не имеют адекватного выражения в старых первично-групповых институтах. Общность пытается защитить себя от дезорганизации методами, сознательно направленными на усиление влияния традиционных правил поведения. Однако эти попытки -часто эффективные, пока внешние контакты ограничиваются некоторой отдельной областью интересов - становятся все менее и менее действенными, когда эти контакты продолжают развиваться и постепенно распространяются на все сферы социальной деятельности. Проблема в таком случае состоит не в том, как подавить новые установки, позволив им оставаться в том положении, при котором они выражают себя в индивидуальном бунте и социальной революции, а в том, как найти для них институциональное выражение, использовать их для социально продуктивных целей. Эта ситуация, согласно Томасу и Знанецкому, является общей для низших обществ в периоды быстрого изменения29.

По мнению Тамоцу Шибутани, мысль Томаса и Знанецкого о том, что социальная дезорганизация есть неотъемлемая часть процесса социального изменения, является одной из наиболее ценных идей в социологии30.

Томас и Знанецкий используют также понятие социальной реорганизации или социальной реконструкции, определяемое как производство новых схем поведения и новых институтов, лучше адаптированных к изменившимся требованиям группы. При этом они отмечают следующее: “Социальная реконструкция возможна только вследствие того, что в период социальной дезорганизации по крайней мере часть членов группы не стала индивидуально дезорганизованной, а, напротив, работала в направлении новой и более эффективной личной жизненной организации. То есть, по крайней мере часть конструктивных тенденций, предполагаемых индивидуальной деятельностью членов группы, выразилась в усилии по созданию новых социальных институтов”31.

Подход социальной дезорганизации стал основой работы целой плеяды чикагских социологов (Р.Парка, Э.Берджесса, Р.Маккензи, Р.Кейвена, К.Шоу, Г.Маккея и др.). Рассматривая социальные проблемы как следствия социальной дезорганизации, они исследовали подростковую делинквентность, самоубийство, умственные заболевания, проституцию, бездомность и др. В большинстве этих исследований использовалась идея различных уровней социальной дезорганизации, во-первых, в сельской и городской местности, во-вторых, в различных частях города. Последнее положение было сформулировано в

________________________________________________________________________________________

29Томас У., Знанецкий Ф. Указ. соч. С. 134.

30Шибутани Т. Социальная психология. М., 1969. С.468.

31 Томас У., Знанецкий Ф. Указ. сеч. С. 136-137.

известной теории концентрических зон, разработанной Эрнстом Берджессом. Наиболее высокий уровень социальной дезорганизации характерен для зоны перехода, то есть зоны, непосредственно примыкающей к центру города. Именно в этой зоне, как правило, наблюдается наиболее высокий уровень преступности и других видов девиантности, а в некоторых крупных западноевропейских городах в ней находятся улицы "красных фонарей".

Подход социальной дезорганизации так же, как и подход социальной патологии, был подвергнут серьезной критике. Критические замечания сводились к следующему32.

Во-первых, дезорганизация - это субъективное и оценочное понятие, замаскированное под объективные концептуальные рамки.

Во-вторых, социальная дезорганизация предполагает разрушение предшествующей организации, которое часто невозможно установить. С социальной дезорганизацией смешивается социальное изменение без объяснения, почему одни социальные изменения являются "дезорганизующими", а другие "организующими".

В-третьих, социальная дезорганизация обычно считается чем-то "плохим", что является оценочным суждением наблюдателя.

В четвертых, то, что представляется дезорганизацией, на самом деле может быть высокоорганизованной системой конкурирующих норм. Многие девиантные культуры, такие, как подростковые шайки, организованная преступность, гомосексуальные сообщества, проституция, "беловоротничковая преступность", включая политическую коррупцию, являются высокоорганизованными. Это убедительно показал Уильям Уайт в своей работе “Общество на углу улицы”33, написанной по результатам четырехлетнего включенного наблюдения. Его основной вывод заключался в том, что итальянский квартал в Бостоне, представлявшийся “благополучным” жителям этого города перенаселенными, хаотическими, “дезорганизованными” трущобами с высоким уровнем преступности, в действительности являлся высокоорганизованной общностью со своим набором ценностей, норм и образцов поведения.

Подобного рода критика привела к попыткам найти иное, четкое и ценностно-нейтральное определение социальной дезорганизации. Например, Альберт Коэн предложил понимать социальную дезорганизацию как нарушение "конститутивного порядка событий"34.

__________________________________________

32Clinard, M.B., Meier, R.F., Sociology of Deviant Behavior. NY, 1979, рр.66-67;см. также: Мартиндейл Д. Социальная дезорганизация: конфликт между нормативным и эмпирическим подходом // Беккер Г., Босков А. Современная социологическая теория. М., 1961. С.386-416.

33 Whyte, W.F., Street Comer Society: The Social Structure of Italian Slum. Chicago, 1943.

34 См.: Коэн А. Исследование проблем социальной дезорганизации и отклоняющегося поведения // Социология сегодня: проблемы и перспективы.

М , 1965. С.537-550.

1.4. Функционалистский подход к социальным проблемам
В середине XX в. доминирующим направлением в социологии социальных проблем становится функционализм. Главные представители функционалистского подхода к социальным проблемам - Роберт Мертон и Роберт Нисбет. Одно из основных положений этого подхода, сформулированное Нисбетом и Мертоном, заключается в том, что между периодически возникающими социальными проблемами и ценностями и институтами культуры существует тесная и предсказуемая связь. “Социальные проблемы... часто связаны функциональными отношениями с институтами и ценностями”35. Например, социальная проблема алкоголизма, указывает Нисбет, во многом неотделима от социальной функции, выполняемой алкоголем во множестве значимых контекстов коммуникации - от семейного предобеденного коктейля через религиозные церемонии до обязательного дипломатического приема. Вследствие этого исследование социальных проблем дает возможность глубокого проникновения в природу общества: его социальную структуру, систему нормативной регуляции, процессы организации и дезорганизации, образцы конформности и девиантности.

Функционалистский подход к социальным проблемам заключается в выявлении условий или видов поведения, которые мешают реализации целей общества, препятствуют его ровному функционированию или приводят общество в неустойчивое, неравновесное состояние. Центральное место в ряду концептуальных средств этого подхода занимает, таким образом, понятие дисфункций как последствий какой-либо социальной деятельности, идущих вразрез с функциональными требованиями социальной системы и разрушающих институциональные связи. Определив дисфункциональные условия или виды поведения как социальные проблемы, функционалисты стремятся исследовать и объяснять их происхождение.

По аналогии с различением явных и латентных функций Р.Мертон проводит различие между явными и латентными (скрытыми) социальными проблемами. Социолог, с этой точки зрения, выступает экспертом, одна из задач которого заключается в обнаружении и изучении латентных социальных проблем.

Мертон различает также два широких класса социальных проблем, один из которых, обозначается им как "социальная дезорганизация", а другой как "девиантное поведение". Первый тип социальных проблем возникает не в результате неспособности людей жить согласно требованиям их социальных статусов, как в случае с девиантным поведением, а в результате несовершенной организации этих статусов в социальную систему. Дезорганизация означает, что даже когда люди подчиняются своим ролям в системе, то есть конформны, они действуют наперекор друг другу, в результате чего получается нечто существенно отличное от их коллективных намерений и ожиданий. К социальным проблемам

_____________________________________________

35 Merton, R., Nisbet, R. (eds), Contemporary Social Problems. N.Y, 1966, p.3.

этого класса Мертон и Нисбет относят демографический кризис, расовые и этнические конфликты, дезорганизацию семьи и общины и другие социальные явления.

Девиантное поведение, определяемое Мертоном, как поведение, значительно отклоняющееся от норм, установленных для людей в рамках их социальных статусов, представляет другой класс социальных проблем. К этому типу Мертон и Нисбет относят преступность, подростковую делинквентность, психические расстройства, употребление наркотиков, самоубийство, проституцию.

Мертон уточняет, что понятия социальной дезорганизации и девиантного поведения являются аналитическими, а не описательными; абстрактными, а не конкретными. Они не описывают классы событий во всей их сложности, а относятся лишь к некоторым аспектам. Поэтому в каждой конкретной социальной проблеме, например, дезорганизации семьи, криминальном поведении и конфликте в общине, могут быть обнаружены проявления как социальной дезорганизации, так и девиантного поведения, хотя и в неравном соотношении. Тем не менее, отмечает Мертон, в каждой социальной проблеме можно различить (и это различение является полезным) компоненты и аспекты, относящиеся к дезорганизации, и компоненты и аспекты, относящиеся к девиантному поведению, признавая, что они взаимодействуют и при определенных условиях имеют тенденцию усиливать друг друга.

Вклад Мертона в развитие функционалистского подхода к социальным проблемам связан также с его широко известной теорией девиантного поведения как симптома рассогласованности между целями, предписываемыми культурой, и предоставляемыми социальной структурой средствами их достижения36.

Мертон указывает, что в американском обществе одной из доминирующих целей, предписываемых культурой, является денежный успех. При этом данная цель является универсальной - культура оказывает давление в направлении принятия данной цели на членов всех социальных слоев. Между тем, законные средства достижения денежного успеха, такие, как хорошее образование, позволяющее заниматься высокооплачиваемой работой, карьерный рост и т.д., распределены неравномерно. Гораздо большим доступом к этим средствам обладают члены верхних слоев среднего класса и члены высшего класса. В нижней части системы социальной стратификации возникает противоречие между предписываемой культурой целью и отсутствующими законными средствами ее достижения. В результате индивиды вынуждены так или иначе приспосабливаться к этой ситуации, нередко посредством девиантности. «Когда система культурных ценностей, фактически ни с чем не считаясь, превозносит определенные, общие для всего населения, цели успеха, и при этом социальная структура строго

______________________________________________________________________________________

36 Мертон Р.К. Социальная структура и аномия // СоцИс. 1992, NI2-4.

ограничивает или полностью закрывает доступ к одобряемым способам достижения этих целей для значительной части того же самого населения, - это приводит к увеличению масштабов отклоняющегося поведения»37.

Мертон разработал типологию приспособления к целям и институциональным средствам индивидов, занимающих различное положение в социальной структуре:

Типы индивидуального приспособления


Тип

Определяемые культурой цели

Институционализиро­ванные средства

1 .Конформизм

+

+

2. Инновация

+

-

3. Ритуализм

-

+

4. Ретретизм

-

-

б. Мятеж

-/+

-/+


Примечание: "+" означает "принятие", "-" - "отвержение", а "-/+" -"отвержение господствующих ценностей и замена их новыми".
Конформизм - тип приспособления, при котором индивид принимает цель, предписываемую культурой, в данном случае стремится к денежному успеху, и использует при этом легитимные средства. Инновация- стремление к достижению денежного успеха незаконными средствами вследствие отсутствия доступа к законным. Этот тип приспособления является, по Мертону, широко распространенным в американском обществе вследствие чрезмерного акцентирования важности денежного успеха в ущерб значимости использования легитимных средств. Ритуализм - использование институциональных средств в форме ритуала, когда цель в конечном счете становится незначимой. «Непреращающаяся конкурентная борьба вызывает острое беспокойство индивидов по поводу своего статуса. Один из способов уменьшения этого беспокойства - постоянное снижение уровня притязаний»38. Внутренняя философия ритуалистов выражается в таких высказываниях, как «Я стараюсь не высовываться», «Я играю осторожно», «Я всем доволен», «Не ставьте высоких целей - не будет и разочарований». Примером такого типа приспособления, по Мертону, являются действия рабочих, опасающихся увольнения и замораживающих производительность на определенном, не уменьшающемся и не увеличивающемся уровне, а также бюрократа, старающегося сохранить свое место. Важную роль в формировании ритуалистского, а также ретретистского приспособления играют практики строгого воспитания, приводящие к

__________________________________________________________________________________________

37 Мертон РК. Социальная структура и аномия // СоцИс. 1992. №3. С. 108

38 Там же. С.111.

возникновению внутреннего морального запрета на использование неразрешенных средств достижения цели-успеха. Мертон отмечает, что ритуализм «должен иметь место преимущественно среди американцев нижнего среднего класса, в котором родители обычно оказывают продолжительное давление на своих детей в сторону прочного усвоения ими моральных наказов общества»39. Ретретизм - это своего рода бегство из общества, отказ от достижения цели и от использования институциональных средств в результате «постоянных неудач в стремлении достигнуть цели законными средствами и неспособности прибегнуть к незаконным способам вследствие внутреннего запрета»40. Пример ретретистского приспособления, используемый Мертоном, - поведение маленького бродяги в фильмах Чарли Чаплина. Наконец, мятеж - это революционный тип приспособления, направленный на изменение как целей культуры, так и системы институциональных средств.

Итак, по Мертону, некоторые слои населения отличаются более высоким уровнем тех или иных видов девиантности вследствие того, что значение такой цели, как денежный успех, подчеркивается для всего общества, но далеко не каждый его член имеет доступ к законным средствам ее достижения.

Данная теория объясняет возникновение целого ряда явных и латентных социальных проблем: инновационным типом приспособления объясняется часть преступности, включая экономическую, и проституция; ритуализмом - бюрократизм; ретретизмом - употребление наркотиков, алкоголизм, часть самоубийств, бездомность; мятежом - идеологический терроризм, деятельность экстремистских групп. Мертон уточняет, что ритуалистское приспособление в общем не является социальной проблемой, поскольку в сущности это внутреннее решение, а внешнее его проявление, хотя и не является предпочтительным в культуре, все же институционально разрешено.

Важно то, что различные виды девиантного поведения рассматриваются Мертоном как следствие нормального реагирования людей на социальную ситуацию, в которой они оказываются. Будучи социологом, он отказывается от поиска каких-либо особенных биологических или психологических предрасположенностей к девиантному поведению. «Наша главная задача, - пишет Мертон, - состоит в том, чтобы понять, каким образом социальная структура побуждает некоторых членов общества к несоответствующему предписаниям поведению»41.


    1. ^ Критический (марксистский) подход к социальным проблемам


Особое место среди традиционных подходов занимает так называемый критический подход к социальным проблемам как необходимым следствиям капиталистического общественного устройства. Такая трактовка социальных

_____________________________________________________________________________________________

40 Мертон Р.К. Социальная структура и аномия // СоцИс. 1992. №4. С.92.

41 Мертон Р.К. Указ. соч. //СоцИс. 1992. №2. С.118. Курсив мой- И.Я.

проблем характерна прежде всего для представителей марксистской социологии, хотя сам Маркс к термину "социальная проблема" относился критически, считая его не имеющим смысла модным словечком. В одной из своих статей, опубликованных в 1849 г., он утверждал: «Не может быть и речи о "социальном вопросе" [социальной проблеме], как таковом,... каждый класс имеет свой собственный социальный вопрос»42.

К основным представителям критического подхода к социальным проблемам следует отнести Чарльза Миллса с его концепцией личных трудностей и общественных проблем. По Миллсу, одно из наиболее важных достоинств социологического воображения заключается в том, что оно дает возможность различить понятия "личные трудности" (personal troubles) и "общественные проблемы" (public issues).

«Личные трудности определяются характером индивида и его непосредственными отношениями с другими; они касаются его "я" и тех ограниченных областей жизни общества, с которыми он лично знаком. Соответственно, осознание и преодоление этих трудностей, строго говоря, не выходят за рамки компетенции индивида как носителя конкретной биографии, а также за рамки непосредственной сферы его жизнедеятельности, то есть того социального окружения, которое определяется его личным опытом и до некоторой степени доступно его сознательному воздействию. Трудности - это частное дело: они возникают, когда индивид чувствует что ценности, которых он придерживается, находятся под угрозой.

Общественные проблемы обычно касаются отношений, которые выходят за пределы непосредственного окружения индивида и его внутренней жизни... - на уровень институциональной организации множества индивидуальных сред жизнедеятельности, а далее на более широкую структуру социально-исторической общности, которая, как целое, складывается из многообразного переплетения и взаимопроникновения индивидуальных сред жизнедеятельности и общественно-исторической макроструктуры. Общественные проблемы называются общественными потому, что при их возникновении под угрозой оказываются ценности, разделяемые различными слоями общества. Часто спорят о том, что же на самом деле представляют собой эти ценности и что именно им угрожает. Нередко спор оказывается беспредметным только потому, что, отличаясь по своей природе даже от самых распространенных личностных трудностей, общественные проблемы плохо поддаются определению в терминах непосредственного повседневного окружения простых людей. В действительности общественные проблемы часто связаны с кризисом институционального порядка, а также с тем, что марксисты называют "противоречиями" или "антагонизмами".

Рассмотрим с этой точки зрения безработицу. Когда в городе со стотысячным населением только один человек не имеет работы - это его личная проблема, для

___________________________________________________

42 Маркс К. "Kolnische Zeitung" о выборах// Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.6. С.228.

решения которой следует обратить внимание на характер, способности и непосредственные возможности данной личности. Но когда нация, обладающая пятидесятимиллионным трудоспособным населением, насчитывает пятнадцать миллионов безработных - это уже общественная проблема, и в этом случае мы не можем надеяться на ее решение в сфере возможностей, доступных каждому безработному в отдельности. Нарушена сама структура возможностей. Чтобы правильно сформулировать проблему и определить уровень ее возможных решений, надо принимать во внимание экономические и политические институты общества, а не только личные ситуации и особенности характера отдельно взятых индивидов»43.

В 1970-е гг. критический подход развивался в рамках британской и американской криминологии. Основания этого нового подхода к социальной проблеме преступности были заложены в работах трех британских криминологов - Иана Тейлора, Пола Уолтона и Джока Янга «Новая криминология»44 и «Критическая криминология»45. Вопросы, сформулированные в «Новой криминологии», на которые должна, по мнению авторов, ответить новая теория, свидетельствуют о марксистском подходе к преступности. Тейлор, Уолтон и Янг выступают за такой анализ преступности, который был бы одновременно материалистическим - направленным на исследование материального контекста возникновения преступных действий, и историческим - пытающимся соотнести преступность и общественную реакцию на нее с историческим развитием капитализма как способа производства.

В американской криминологии главными представителями критического подхода считаются Ричард Куинни и Уильям Чемблисс.

Основные идеи Р.Куинни, представленные в его работе «Класс, государство и преступность» (1977), заключаются в следующем. В капиталистических обществах государство служит интересам капиталистического класса. Право в целом и уголовное право в частности формируются государством с целью сохранения существующих социальных отношений неравенства. Это подтверждается тем, что капиталистический класс фактически безнаказанно совершает (1) преступления экономического господства - преступления, совершаемые корпорациями и отдельными предпринимателями с целью накопления капитала, - от фиксирования цен до загрязнения окружающей среды; (2) правительственные преступления, совершаемые выбранными и назначенными должностными лицами капиталистического государства; (3) преступления контроля - преступления правоохранительных органов «во имя закона», обычно совершаемые против тех, кто обвиняется в его нарушении (насилие и жестокость по отношению к представителям низших социальных слоев - признанный атрибут __________________________________________

43 МиллсЧ.Р. Социологическое воображение. М., 1998. С.17-18. На английском языке эта работа впервые была опубликована в 1959 г.

44 Taylor, I., Walton, P., and Young, J., The New Criminology: For a social theory of deviance. London, 1973.

45 Taylor, I., Walton, P., and Young, J. (eds), Critical Criminology. London, 1975.

полиции).

Рабочий класс угнетается с использованием правовых средств. В ходе приспособления к условиям капитализма и сопротивления этим условиям члены рабочего класса совершают (1) паразитические преступления (квартирные и карманные кражи, грабежи, наркобизнес и т.д.); (2) преступления против личности, обычно направленные против членов своего же класса (убийства, насилие) и совершаемые вследствие ожесточения, вызванного условиями капитализма; (3) преступления сопротивления, совершаемые в ходе борьбы с капиталистическим классом. «Почти все преступления, совершаемые членами рабочего класса в капиталистическом обществе, - это средство выживания, попытка существовать в обществе, в котором выживание не обеспечивается другими, коллективными средствами. Преступность неизбежна при капиталистических условиях»46.

Идеи Куинни перекликаются с положениями Уильяма Чемблисса, сформулированными в его статье «К политэкономии преступности» (1975). Чемблисс показывает, что члены господствующего класса могут нарушать законы уголовного права нисколько не реже, чем члены рабочего класса, однако наказываются в гораздо меньшей степени вследствие своего господства над правовой системой. Классовые различия в криминальной активности связаны не с уровнем преступности, а с типами криминальных действий. «Преступность - это не то, что свойственно одним людям и несвойственно другим; преступление - это не то, что одни люди совершают, а другие нет. Сущность вопроса заключается в том, кто на кого может наклеить ярлык, и основанием этого социально-политического процесса является структура общественных отношений, детерминируемая политической экономией»47. Преступные действия, которые служат интересам господствующего класса, не подвергаются санкциям, в отличие от действий, которые не служат этим интересам.

Чемблисс доказывает также, что система правоохранительных органов в капиталистических обществах организуется не с целью сокращения масштабов преступности, а с целью управления преступностью посредством сотрудничества с наиболее крупными криминальными группировками.

Впоследствии исследователи отклоняющегося поведения отмечали, что критический подход внес важный вклад в изучение социальных проблем вследствие сосредоточения на роли, которую играет политическая, экономическая и социальная структура в процессе определения девиантности. По мнению Маршалла Клинарда и Роберта Мейера, представители критического подхода выявляют основные проблемы и противоречия современного капитализма, указывая, что значительная часть преступности является отражением

_______________________________________________________________________________________

46 Quinney, R., 'Crime and Development of Capitalism', in Rubington, E., Weinberg, M.S. (eds.), The Study of Social Problems: Seven Perspectives. N.Y, 2003, p.231.

47 Chambliss, W.J., 'Toward a Political Economy of Crime', in Rubington, E., Weinberg, M.S. (eds.), The Study of Social Problems: Seven Perspectives. N.Y., 2003, p.241.

общественных ценностей, а не простым их нарушением48.

Однако данный подход, согласно Клинарду и Мейеру, сопряжен с рядом теоретических и методологических проблем. Во-первых, существует гораздо большее число источников преступности. К ним относятся не только классовая принадлежность и экономические интересы, но и конфликты по поводу власти, основанные на религиозной, тендерной, возрастной, профессиональной, расовой и этнической принадлежности. Во-вторых, правовая система служит интересам не только господствующего класса, но и всех остальных классов. Законы против убийств, грабежей, краж и насилия выгодны всем членам общества независимо от их экономической позиции. В-третьих, группы, обладающие властью, диктуют содержание уголовного законодательства не только в капиталистической, но и в любой другой социальной системе. В-четвертых, эмпирические данные, используемые для подтверждения положений критического подхода, отличаются фрагментарностью и неопределенностью. Данный подход включает в себя, главным образом, общие положения, при этом существенные с точки зрения объективного научного доказательства эмпирические данные часто отсутствуют. Игнорируются также факты, опровергающие эти положения. В-пятых, более, чем всякий другой подход к девиантности, критический подход основывается на идеологии. Другие социологические подходы также несвободны от идеологии, но акцент критического подхода на соединении теории с практикой на социалистической основе делает гораздо более очевидным политический подтекст этой объяснительной схемы49.

К марксистскому подходу следует отнести и работы ряда советских и российских обществоведов. В целом развитие понимания социальных проблем не характерно для советской науки. Один из немногочисленных обществоведов, занимавшихся этой проблематикой, В.И.Куценко, отмечал, что среди многочисленных трудов, посвященных исследованию категорий исторического материализма, нет ни одной монографии или брошюры, специально анализирующих понятие общественной проблемы50.

В своих работах В.И.Куценко последовательно отстаивает «идею объективной природы возникающей в недрах жизни общественной проблемы»51. Общественная проблема, по его мнению, «это регулятивный фактор общественной жизни, который выражает 1) развитие противоречий между назревшей исторической необходимостью и наличными условиями ее осуществления, 2) недостаточность имеющихся средств этого осуществления, 3) нарастание неизбежности (при использовании только этих средств в их нынешнем состоянии) дезорганизующих процессов в системе, 4) необходимость поиска и создания

____________________________________________________________________________________________

48 Clinard, M.B., Meier, R.F., Sociology of Deviant Behavior. N.Y., 1979, p.84.

49 Ibid., pp.85-87.

50 Куценко В.И. Общественная проблема: (Методологический анализ). Киев, 1984. С. 15.

51 Там же. С. 16.
новых средств, способов преодоления противоречий, выявления и реализации новых возможностей разрешения этих противоречий»52. Осознание объективно существующих проблем, по Куценко, это прерогатива тех, кто занимается их практическим разрешением.

Такое понимание социальных проблем как социальных противоречий характерно и для значительной части российских социологов. Так, в «Энциклопедическом социологическом словаре» социальная проблема определяется как «объективно возникающее в процессе функционирования и развития общества противоречие; задача, требующая решения средствами социального управления»53. Подобным образом социальные проблемы рассматривает и В.Н.Минина:

«Материалистическое понимание истории дает нам основание заключить, что социальная проблема - это объективное противоречие, находящееся на такой стадии своего развития, когда нарушаются пропорции социальной динамики (складывается социальная структура, подрывающая основы целостности данной системы) и на этой основе возникает дисбаланс коренных общественных, коллективных и личных интересов, что влечет за собой разрушение сложившихся социальных ценностей и, как следствие, изменение существенных свойств социума и возникновение «угрозы» его привычной, устоявшейся (и в этом смысле нормальной) жизнедеятельности. Поэтому изучение социального положения различных групп людей, их интересов и конкретных действий в контексте объективно обусловленных социальных изменений должно являться, по нашему мнению, основой моделирования социальных проблем»54.


    1. ^ Критика традиционных подходов


Итак, традиционно под социальными проблемами понимались и понимаются некоторые "объективные" социальные условия нежелательные, опасные, угрожающие, противоположные природе "социально здорового", "нормально" функционирующего общества. На социологическом жаргоне это проявления социальной патологии, социальной дезорганизации, дисфункции, социальные противоречия, структурные напряжения и т.д. Задача социолога с традиционной точки зрения заключается в том, чтобы выявить это вредное условие, проанализировать его, установить те социальные силы, которые способствовали его возникновению, и, возможно, предложить определенные меры по исправлению ситуации. Традиционные подходы, таким образом, являются объективистскими, трактующими социальные проблемы как социальные

_______________________________________________________________________________

52 Куценко В.И. Общественная проблема и ее характеристики // Методологические проблемы общественных наук. М., 1979. С.133-134.

53 Здравомыслова О.М. Проблема социальная // Энциклопедический социологический словарь / Общая ред. Г.В.Осипова. М., 1995. С.584.

54 Минина В.Н. Социология социальных проблем: аналитический обзор основных концепций // Журнал социологии и социальной антропологии. 1998. №3. С.89.

условия. Такое отношение настолько сильно укоренилось в сознании обществоведов, что без определенного мысленного усилия представлять социальные проблемы, например, преступность, безработицу, употребление наркотиков, ВИЧ/СПИД, загрязнение окружающей среды, иначе как социальные условия, характеризующиеся такими показателями, как уровень преступности, темпы ее роста, численность безработных, людей, употребляющих наркотические вещества, людей с ВИЧ и т.д., подчас бывает довольно трудно.

Объективистские подходы к социальным проблемам были подвергнуты в последней трети XX в. серьезной критике, лейтмотив которой заключался в том, что объективистская трактовка не способствует пониманию процессов, связанных с возникновением и существованием социальных проблем, и развитию такой области исследования, как социология социальных проблем.

Суть критических замечаний сводится к следующему. Во-первых, социологи, как указывает Герберт Блумер, сами по себе не способны выявить, идентифицировать социальную проблему. Социологи распознают и начинают анализировать те или иные социальные проблемы только после того, как общество признает, что эти проблемы существуют. «Социологическое признание социальных проблем идет в кильватере общественного признания, меняя направление вместе с ветром общественной идентификации социальных проблем»55. Действительно, если мы обратимся, в частности, к российским научным журналам, монографиям и сборникам, мы заметим, что в большинстве случаев социологи, выбирая предмет исследования, следуют определенной конъюнктуре. Предметом изучения, как правило, становятся ситуации, уже имеющие статус серьезных социальных проблем в обществе (преступность, бедность, безработица, употребление наркотиков, терроризм и т.д.). В то же время существует очень немного социологических работ, например, о социальных аспектах ВИЧ/СПИДа. Определенное влияние на выбор предмета исследования оказывают научные фонды, обозначающие приоритетные для них темы.

Во-вторых, объективистская теория, считающая социальные проблемы простыми отражениями объективных условий, «не может объяснить, почему одни условия определяются как проблемы, приковывая к себе самое серьезное общественное внимание, тогда как другие, одинаково пагубные или опасные, остаются без подобного определения»56. Почему, несмотря на то, что ежегодно в России, по крайней мере, 14 тысяч женщин погибают в результате домашнего насилия57, это не является предметом общественного внимания и беспокойства? Или почему повсеместное нарушение прав военнослужащих в российской армии, включая издевательства, оскорбления и избиения, является проблемой только для родителей солдат и призывников и для правозащитников, хотя краткосрочные и долгосрочные социальные последствия насилия в армии огромны? И таких

____________________________________________

55 Блумер Г. Социальные проблемы как коллективное поведение // Контексты современности - II. Казань, 2001. С. 150-151.

вопросов множество.

В-третьих, объективистские подходы срывают попытки создать такую область анализа, как социология социальных проблем, очертить ее предмет, разработать общую теорию социальных проблем, поскольку ведут к анализу социальных условий, связанных друг с другом лишь тем, что они оцениваются как нежелательные. Сами по себе эти условия имеют между собой мало общего, поэтому понимание какого-либо одного условия почти не способствует пониманию других58. Для того, чтобы убедиться в обоснованности последнего замечания, зададимся вопросом: что общего, например, между такими социальными условиями в России, как преступность, бедственное положение людей с ограниченными физическими возможностями, безработица, загрязнение окружающей среды, употребление наркотиков, распространение туберкулеза и ВИЧ, коррупция, бездомность? Очевидно, что знание преступности ничем не поможет нам при анализе ситуации с загрязнением окружающей среды или распространением ВИЧ. Таким образом, использование объективистских подходов ведет к тому, что социология социальных проблем "рассыпается" на ряд отдельных направлений - исследование социальной проблемы бедности, исследование проблемы преступности, изучение бездомности и т.д.

__________________________________________

56 Хилгартнер С, Боек Ч.Л. Рост и упадок социальных проблем: концепция публичных арен // Средства массовой коммуникации и социальные проблемы. Казань, 2000. С.18.

57 В России каждые 40 минут от домашнего насилия погибает женщина, http:/ /www.newsru.com/crime/07mar2003/nasiliie.html (06.03.2004); От рук мужей и родственников ежегодно погибают 14 тысяч россиянок, http://www.newsru.com/ crime/28jun2002/nasiliie.html (06.03.2004)

58 Полач Д. Социальные проблемы с конструкционистской точки зрения // Средства массовой коммуникации и социальные проблемы. Казань, 2000. С.9.


Скачать файл (7689.3 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru