Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Лекции по социологии управления - файл Гл4.doc


Загрузка...
Лекции по социологии управления
скачать (7689.3 kb.)

Доступные файлы (49):

л 11.doc156kb.06.12.2009 22:01скачать
л1.doc131kb.06.12.2009 21:59скачать
л2.doc92kb.06.12.2009 22:00скачать
л 3.doc104kb.06.12.2009 22:00скачать
л 4.doc113kb.06.12.2009 19:27скачать
л 5.doc70kb.06.12.2009 19:35скачать
л 6.doc133kb.06.12.2009 19:37скачать
1.doc229kb.24.11.2010 21:56скачать
2.doc26kb.29.11.2010 23:29скачать
3.doc84kb.01.12.2010 13:49скачать
4.doc53kb.01.12.2010 13:56скачать
Тема 10 ноябрь 2010.doc99kb.02.12.2010 13:19скачать
Введение.doc279kb.02.12.2010 12:25скачать
Глава 1.doc1407kb.17.03.2010 13:43скачать
Глава 2.doc1167kb.17.03.2010 16:44скачать
Глава 3.doc1266kb.17.03.2010 20:47скачать
Глава 4.doc696kb.17.03.2010 20:53скачать
Глава 5.doc906kb.21.03.2010 15:17скачать
Глава 6.doc712kb.21.03.2010 15:45скачать
Глава 7.docскачать
Глава 9.doc466kb.24.11.2010 22:02скачать
Тема 11 ноябрь 2010.doc156kb.02.12.2010 12:19скачать
Валентин МИХЕЕВ.doc66kb.30.11.2010 02:28скачать
Тема 12 ноябрь 2010.doc112kb.02.12.2010 13:16скачать
1..doc106kb.24.11.2010 21:05скачать
тема 14 сентябрь 1009.doc102kb.02.12.2010 13:37скачать
Тема 15.doc190kb.31.10.2008 11:24скачать
Тема 16.doc87kb.31.10.2008 11:26скачать
Тема 17.doc95kb.31.10.2008 11:27скачать
Тема 7.doc127kb.31.10.2008 11:13скачать
Тема 8.doc83kb.01.12.2010 10:45скачать
Андреев А Л Социология техники.doc383kb.01.12.2010 11:24скачать
Кравченко Тюрина Социология управления.doc207kb.01.12.2010 13:17скачать
Тема 9.doc137kb.02.12.2010 13:35скачать
УМК Социология управления 2010.doc381kb.19.01.2010 13:12скачать
Вагурин1.doc210kb.15.11.2006 18:07скачать
Вагурин2.doc218kb.15.11.2006 18:34скачать
Глава 1.doc555kb.26.11.2010 11:59скачать
Глава 2.doc615kb.29.11.2010 18:21скачать
Глава 3.doc540kb.27.11.2010 12:53скачать
Глава 4.doc681kb.27.11.2010 21:58скачать
Глава 5.doc865kb.28.11.2010 19:54скачать
Предисловие.doc64kb.25.11.2010 14:32скачать
Гл1.doc184kb.06.12.2006 19:43скачать
Гл2.doc93kb.15.02.2006 13:21скачать
Гл3.doc135kb.16.02.2006 10:02скачать
Гл4.doc85kb.16.02.2006 10:27скачать
Гл5.doc177kb.16.02.2006 11:22скачать
Гл7.doc92kb.20.02.2007 19:54скачать

Гл4.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
ЧАСТЬ II. СРЕДСТВА МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

ГЛАВА 4. ПРОПУСКНАЯ СПОСОБНОСТЬ СРЕДСТВ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ И КОНКУРЕНЦИЯ МЕЖДУ СОЦИАЛЬНЫМИ ПРОБЛЕМАМИ
Один из основных вопросов в рамках конструкционистского подхода - почему одни ситуации вызывают беспокойство, определяются как проблемы и находятся в центре внимания политиков, журналистов, общественности в целом, а другие, не менее опасные и угрожающие, не проблематизируются? В современном обществе существует бесконечное множество ситуаций, которые потенциально могут иметь статус социальных проблем, однако лишь небольшое число в действительности достигает этого статуса. Каким образом происходит отбор социальных проблем?

Один из вариантов ответа на этот вопрос предлагает концепция публичных арен, разработанная американскими социологами Стивеном Хилгартнером и Чарльзом Боском. В этой главе мы попытаемся применить данную модель к анализу российского общества.
4.1. Концепция публичных арен С.Хилгартнера и Ч.Боска
Основные положения концепции публичных арен Хилгартнера и Боска, касающиеся средств массовой коммуникации, заключаются в следующем1:

1. Социальная проблема - это предполагаемая ситуация, на которую «наклеивается ярлык» проблемы на аренах публичного обсуждения и действия, то есть ситуация, которая определяется как вредная, опасная, угрожающая.

2. Уровень общественного внимания, уделяемого той или иной социальной проблеме, является следствием прежде всего не ее объективного характера, а процесса коллективного определения.

3. Социальные проблемы конструируются в рамках публичных арен. Успех (размер, масштаб) социальной проблемы определяется количеством внимания, уделяемого ей на этих аренах. Публичными аренами являются исполнительная и законодательная ветви власти, суды, средства массовой коммуникации (телевизионные службы новостей, журналы, газеты и радио), телевизионные фильмы, кино, организации, занимающиеся проведением политических кампаний, книги, касающиеся социальных вопросов, научные сообщества, религиозные организации, профессиональные общества и частные фонды. Именно в этих институтах происходят обсуждение, отбор, определение, формулировка, драматизация, оформление и представление

___________________________________________

1 Hilgartner, S., and Bosk, C.L., The Rise and Fall of Social Problems: A Public Arenas Model', American Journal of Sociology, 1988, Vol.94 (1), pp.53-78. Перевод на русский язык: Хилгартнер С, Боек Ч.Л. Рост и упадок социальных проблем: концепция публичных арен // Средства массовой коммуникации и социальные проблемы. Казань, 2000. С.18-53.

общественности социальных проблем.

4. Средства массовой коммуникации, как и другие публичные арены, имеют определенную пропускную способность, ограничивающую число социальных проблем, которые они могут конструировать в течение какого-либо периода. Показателями пропускной способности радио и телевизионных новостей являются минуты эфирного времени, для газет и журналов таким показателем является площадь столбцов.

5. Пропускная способность средств массовой коммуникации слишком мала для того, чтобы они могли представлять все потенциальные социальные проблемы.

6. Вследствие этого социальным проблемам приходится конкурировать за место в информационном пространстве, формируемом средствами массовой коммуникации, то есть за место в телевизионных новостях и радиоэфире, на страницах газет и журналов и т.д. Эта конкуренция является постоянной; проблемы должны конкурировать друг с другом как за то, чтобы быть включенными в публичную повестку дня, так и за то, чтобы остаться в ней.

Понятие установления повестки дня (agenda-setting), пришедшее в сферу анализа массовой коммуникации из политической науки, занимает важное место в концепции Хилгартнера и Боска. Данное понятие в том смысле, в каком оно используется в социологии массовой коммуникации, указывает, что телевидение, радио и пресса не просто сообщают о происходящем, а формируют повестку дня; они отбирают определенные вопросы из множества сообщений, поступающих в информационные агентства, редакции газет и телекомпаний, и выстраивают их в определенном порядке в соответствии с их предполагаемой значимостью. Еще одно важное понятие в рамках данной концепции - gate-keepers ("привратники", контролеры), функционеры, осуществляющие отбор вопросов и таким образом формирующие повестку дня2.

7. Успех или неудача в конкурентной борьбе между социальными проблемами не обязательно связаны непосредственным образом с числом людей, которых затрагивает проблема, степенью вреда и т.д. Если ситуация начинает определяться как социальная проблема, это не обязательно означает, что объективные условия ухудшились. Подобным образом, если проблема исчезает из информационного пространства и сферы общественного внимания, это необязательно означает, что ситуация улучшилась. «Судьба... проблем определяется не только их объективным характером, но и процессом крайне жесткого отбора, в ходе которого они конкурируют друг с другом за общественное внимание и социетальные ресурсы»3.

8. Число социальных проблем, представляемых средствами массовой

коммуникации, определяется не числом вредных или опасных ситуаций, ____________________________________

2 Проблематика установления повестки дня средствами массовой коммуникации и "эффект привратника" подробно рассматриваются в работах Е.Г.Дьяковой и А.Д.Трахтенберг: «...И все подумали хором»: средства массовой информации и проблема установления повестки дня. Екатеринбург, 1999; Массовая коммуникация и проблема конструирования реальности: анализ основных теоретических подходов. Екатеринбург, 1999.

3 Хилгартнер С, Боек Ч. Указ. соч. С.23.

существующих в обществе, а пропускной способностью телевидения, радио, газет и т.д.

9. Чем меньше пропускная способность тех или иных средств массовой коммуникации, тем интенсивнее конкуренция между социальными проблемами. Так, пропускная способность телевизионных новостей гораздо меньше пропускной способности газет, что объясняет более высокую интенсивность конкуренции между проблемами за место в телевизионных информационных программах.

10. За исключением того случая, когда пропускная способность средств массовой коммуникации изменяется, рост одной социальной проблемы имеет тенденцию сопровождаться упадком одной или нескольких других. Наиболее очевидным примером такого роста является в последнее время социальная проблема терроризма.

11. Общественное внимание, которым пользуются социальные проблемы, крайне неравномерно распределено между ними:

а) очень небольшое число социальных проблем достигает чрезвычайного успеха и становится доминирующими информационными темами;

б) несколько большее число достигает умеренного успеха и пользуется некоторым вниманием журналистов, политиков и общественности;

в) огромное большинство потенциальных социальных проблем остается вне или на самом краю сферы общественного внимания.

Ключевой вопрос концепции С.Хилгартнера и Ч.Боска: каким критериям должна соответствовать социальная проблема для того, чтобы с успехом выигрывать конкуренцию с другими проблемами?

12. Средства массовой коммуникации, как и другие публичные арены, обладают принципами отбора, определяющими вероятность появления в формируемом ими информационном пространстве тех или иных социальных проблем.

13. Драматичность. - Средства массовой коммуникации отдают предпочтение драматичным ситуациям. Социальные проблемы, представленные в драматичном виде, имеют более высокие шансы успешно выдержать конкуренцию с другими проблемами.

Конкуренция между социальными проблемами - это конкуренция между различными противоборствующими группами, когда одни группы драматизируют ту или иную ситуацию, а другие используют стратегии дедраматизации.

«В ходе попыток дедраматизировать социальную проблему часто используются такие стратегии, как отрицание существования предполагаемой ситуации, которая считается проблемой, утверждения, что другие вопросы являются более неотложными или что наносимый вред имеет другие причины, не те, о которых говорит конкурирующая группа, выставление противоположного лагеря несведущим и нерациональным, утверждения, что данная ситуация естественна, приемлема или неизбежна и что решения данной проблемы неизвестны, неосуществимы, неприемлемы или их вообще не существует»4.

14. Новизна. - Насыщение информационного пространства многочисленными утверждениями о какой-либо проблеме и соответствующими символами может дедраматизировать данную проблему. Для того, чтобы оставаться в публичной повестке дня, проблемы должны сохранять свой драматичный характер; их драматичность постоянно должна обновляться за счет новых символов или событий, в противном случае проблема будет испытывать упадок.

15. Культурные предпочтения. - Социальные проблемы, связанные с широко распространенными культурными предпочтениями, обладают более высокой конкурентоспособностью.

16. Политические пристрастия. - Большинство публичных арен, включая средства массовой коммуникации, находится под мощным влиянием господствующих политических и экономических групп. Вследствие этого определения социальных проблем, соответствующие их политическим интересам, имеют более высокие шансы на успех. В то же время элиты могут активно противодействовать тем или иным определениям проблем, блокируя их конструирование.

17. Проблемы, растущие в пределах одной публичной арены, имеют тенденцию распространяться и на другие. Относительно небольшое число социальных проблем, достигших чрезвычайного успеха, склонны занимать большую часть пространства на большинстве арен.

18. Несмотря на это, некоторым проблемам, неконкурентоспособным на большинстве арен, удается выжить, занимая определенную нишу в пределах какой-либо арены и не проявляя признаков распространения.

19. Социальные проблемы конструируются сообществами функционеров публичных арен, которые могут "приватизировать" ту или иную проблему.

Во многом критерии отбора социальных проблем функционерами средств массовой коммуникации и других публичных арен, очерченные Хилгартнером и Боском, совпадают с пятью "условиями предрасположенности" ежедневной газетной прессы к участию в конструировании той или иной социальной проблемы на начальных стадиях, на которые указывают А.Клей Сконфельд, Роберт Ф. Мейер и Роберт Дж. Гриффин:

«Во-первых, проблема должна, вероятно, носить такой характер, чтобы выдвигающие утверждения-требования могли обеспечить прессу постоянным потоком событий - информационных поводов, - соответствующих ценностям отделов новостей.

Во-вторых, проблема, вероятно, должна соответствовать одной из установленных стилизованных "рубрик", обычно используемых ежедневными газетами.

В-третьих, необходимо, чтобы между инициаторами выдвижения

____________________________________________

4Там же. С.51.

утверждений- требований, с одной стороны, и репортерами и редакторами, с другой, наблюдалось некоторое классовое соответствие - если не в политико-экономических интересах, то хотя бы в плане способов коммуникации и простоты установления социальных и профессиональных контактов.

Четвертым непременным условием является быстрое проникновение в редакции газет журналистов, участвующих в выдвижении утверждений-требований.

Наконец, пятое условие, имеющее, пожалуй, наиболее гипотетический характер, заключается в том, что издатели не должны видеть в индивидах и группах, выдвигающих утверждения-требования, и предлагаемых ими вариантах изменения ситуации серьезной экономической угрозы»5.
^ 4.2. Конкуренция между социальными проблемами в современном российском обществе
Применение концепции Хилгартнера и Боска к анализу социальных проблем российского общества позволяет прояснить ряд вопросов, касающихся причин проблематизации одних ситуаций и отсутствия проблематизации или даже "деконструирования", дедраматизации других:

В 2003 г. в России в дорожно-транспортных происшествиях погибло 35 тысяч 602 человека, ранение получили 243 тысячи 919 человек6. Число смертей в результате ДТП превышает число убийств, совершаемых в России. В 2003 г. было зарегистрировано 31 тысяча 630 убийств и покушений на убийство7. В данном случае мы можем использовать официальную статистику как достаточно точные показатели, поскольку убийства - это наименее латентный вид преступности, а смертность и ранения в результате ДТП регистрируются почти полностью. Положение с ДТП и их последствиями устойчиво ухудшается. В 2002 г. в ДТП погибло 33 тысячи 243 человека, а ранено было 215 тысяч 678 человек8. В 2001 году смертей было меньше по сравнению с 2002 г. на 7,5%, а раненых - почти на 15%. Почему, несмотря на столь значительный, ежегодно растущий масштаб этой ситуации, дорожно-транспортные происшествия и их последствия не являются признанной социальной проблемой в российском обществе, о ней редко говорят и пишут журналисты и практически ничего не говорят политики?

Вряд ли можно согласиться с утверждением, что эта ситуация естественна и неизбежна. Около половины всех ДТП составляют наезды на пешеходов9, при этом одними из наиболее очевидных причин последних являются плохое освещение улиц и отсутствие

________________________________________________________________________________________

5 Сконфельд А.К., Мейер Р.Ф., Гриффин Р.Дж. Конструирование социальной проблемы: пресса и инвайронментализм // Средства массовой коммуникации и социальные проблемы. Казань, 2000. С. 169.

6 Общее количество ДТП, число погибших и раненых за 2003 г. http:// www.qibcld.ru/id4/1214,qpml (31.01.2004)

7 Общие сведения о состоянии преступности (январь - декабрь 2003 г.) http://www.mvdinfortn.ru/files/2177.pdf (23.03.2004)

8 Общее количество ДТП, число погибших и раненых за 2002 год http:// www.qibdd.ru/id4/982.qpml (31.01.2004)

9 В 2002 году в ДТП на дорогах России погибли более 33 тысяч человек http://www.newsru.com/russia/28ian2003/dtp statistic.html (28.01.2003)

достаточного числа подземных переходов и виадуков. Из 184 тысяч ДТП в 2002 г. 49 тысяч произошло из-за плохого состояния автодорог10. Улучшение освещения улиц, устройство переходов, должный уход за проезжей частью - это вполне посильные и решаемые задачи. Некоторые шаги, такие, как распространение среди детей специальных светоотражающих значков, как это было сделано, например, в Мурманске, не требуют значительных финансовых затрат. Вопрос в том, почему должное внимание к обеспечению безопасности на автодорогах не является приоритетом для российских политиков, журналистов и общественности в целом?

Подобные вопросы можно задавать в отношении множества ситуаций. Так, среднее потребление алкоголя в России на душу населения, по экспертным оценкам, составляет около 14,5 литров чистого спирта в год. Всемирная организация здравоохранения признает ситуацию опасной, когда потребление алкоголя превышает 8 литров. Социальные последствия употребления алкоголя в таких количествах огромны и с трудом поддаются учету, тем более, ряд последствий имеют долгосрочный характер. В состоянии алкогольного опьянения совершается 71-78% убийств, 74-80% случаев причинения тяжкого вреда здоровью, 70-78% изнасилований, 72-75% хулиганских действий. Общая доля "пьяной" преступности в 2000 г. составляла 23,1%. В то же время доля лиц, совершивших преступления в состоянии наркотического и токсического опьянения, составляет 0,2-0,9%, а наркозависимыми - в среднем 0,2%11. Почему пьянство и его последствия не имеют статуса серьезной социальной проблемы для официальных структур и средств массовой коммуникации, в отличие от употребления наркотиков?

Еще один пример. По данным исследования, проведенного Советом женщин МГУ в 2002-2003 гг. в семи регионах России, половина женщин хотя бы однажды подвергались физическому насилию со стороны мужа: 41% мужей как минимум раз ударили своих жен, при этом 27% женщин мужья били неоднократно, и 3% муж избивает раз в месяц и чаще. 60% женщин допускают, что муж может их ударить. Более 70% замужних женщин испытывают при общении с мужем такие чувства, как напряжение, тревога, неуверенность в себе, бессилие, зависимость. В то же время, как отмечают авторы исследования, «в широком спектре социальных проблем, стоящих перед российским обществом, проблема насилия в отношении женщин не снискала адекватного внимания»12.

В шестой главе подробно рассматривается аналогичная ситуация с распространением ВИЧ/СПИДа. ВИЧ не относится к числу приоритетных тем для российской общественности, хотя темпы распространения заболевания в России являются одни из самых высоких в мире, и в настоящее время уже инфицирован 1% населения.

Перечисленные ситуации не имеют статуса серьезных социальных

__________________________________________________________________________________________-

10 Там же.

11 Гилинский Я.И. Криминология. СПб., 2002. С.71.

12 Домашнее насилие в отношении женщин: масштабы, характер, представления общества. М., 2003. С.49-50.

проблем, поскольку не соответствуют принципам отбора проблем на публичных аренах, в частности в сфере массовой коммуникации. Они не обладают драматичностью и новизной, поскольку имеют место ежедневно.

Например, как отмечает Л.Мишина, «тема домашнего насилия тем сложна для освещения, что она обыденна. Но если общество воспринимает это как обыденное, то и журналисты не воспринимают это как новость»13. Эти ситуации, включая ДТП, не являются "событийными", порождающими так необходимые журналистам новые информационные поводы.

Иными словами, эти явления не соответствуют критериям отбора новостей. Согласно Стюарту Холлу14, новости - это (а) интересные, необычные и/или значимые (б) события, (в) происшедшие за последние 24 часа (именно поэтому журналисты предпочитают использовать слово "накануне", а не "вчера", хотя в сущности эти слова означают одно и то же - "в предыдущий день"). Ни ДТП, ни домашнее насилие, ни ВИЧ/СПИД, ни, тем более, социальные последствия употребления алкоголя не соответствуют этим

критериям.

Таким критериям не соответствуют также коррупция, ежедневное загрязнение окружающей среды, жестокое обращение с детьми, отсутствие необходимых условий для интеграции людей с ограниченными физическими возможностями в общество, крайне высокий уровень насилия в отношениях между военнослужащими в российской армии, немыслимо тяжелые условия содержания заключенных в российских СИЗО и колониях, распространение туберкулеза, бездомность и беспризорность и многое-многое другое.

Домашнее насилие, употребление алкоголя, смертность в результате ДТП, распространение ВИЧ/СПИДа не вызывают обеспокоенности и вследствие действия ряда культурных факторов, таких, как традиционно подчиненное положение женщины, терпимость к алкоголю, исторически репрессивное отношение к девиантам, сложившееся в XX в., наконец, невысокая значимость человеческой жизни. Кроме того, конструирование социальных проблем в данных случаях никоим образом не способствует реализации интересов российских элит.

Конструирование ряда социальных проблем "блокируется" правящими политическими группировками, контролирующими основные каналы массовой коммуникации, не говоря уже о законодательной и судебной сферах. Такими проблемами, блокируемыми или "дедраматизируемыми"элитами, являются коррупция, ввоз ядерных отходов, война на Северном Кавказе (в период после выборов 2000 г.), положение в российской армии в целом.

Так, ситуация в российской армии, характеризующаяся отсутствием порядка, коррумпированностью, хищением оружия и боеприпасов, повсеместным нарушением прав военнослужащих, широким распространением девиантности, дедраматизируется некоторыми средствами массовой коммуникации следующим образом. Сообщения о таком крайне тревожном,

______________________________________________________________________

13 Там же. С.42.

14 Hall, S., 'A World at One with Itself, in S.Cohen and J.Young (eds.), The Manufac­ture of News. Beverly Hills, 1981, pp.147-156.

симптоматичном явлении, как регулярные побеги военнослужащих из воинских частей с оружием в руках, которые часто сопровождаются убийствами и самоубийствами, средства массовой коммуникации, подконтрольные правящей политической элите, сопровождают репортажами об "успешном" реформировании российской армии, ее переводе на контрактную основу, учениях, испытаниях нового оружия и пр.

Например, 5 января 2003 г. в программе "Время" на Первом канале был показан сюжет об оставлении воинской части железнодорожных войск в поселке Мга группой военнослужащих в количестве 24 человек, обратившихся в Комитет солдатских матерей Санкт-Петербурга и заявивших об издевательствах и побоях со стороны офицеров, в результате которых два солдата попали в больницу. Следующим сюжетом данной программы был сюжет о подготовке профессиональных военных для службы по контракту в Рязанском институте ВДВ. Очевидно, репортаж из Рязани был показан для того, чтобы нейтрализовать негативный, критический по отношению к российской армии характер предыдущего сообщения.

Дедраматизация данной ситуации еще более очевидна при анализе сообщений на Интернет-сайте Первого канала. Рассмотрим сообщения 5 января 2003 г., касающиеся оставления воинской части группой солдат. В 10.41 на сайте появляется первое сообщение, озаглавленное «Массовый побег солдат-срочников в Ленинградской области»: «Данные о происшедшем в воинской части 01375 пока неточные. Одни сообщают о тридцати сбежавших, другие о 24-х. Солдаты, сумевшие добраться до петербургского комитета солдатских матерей, говорят, что издевательства офицеров терпели четверо суток.

Все началось в новогоднюю ночь, когда один из командиров ворвался в помещение третьей роты и начал стрелять из газового пистолета. Потом солдат выгоняли на плац и в тридцатиградусный мороз заставляли выполнять упражнения «упал - отжался». Затем допросы с пристрастием.

Избивали так сильно, что двоих пришлось госпитализировать. Сейчас они в местной больнице. С журналистами общаться отказываются, боятся появляться перед камерами, закрываясь одеялами и гимнастерками.

Дежурный врач говорит, что уже привык принимать пострадавших из ближайших воинских частей с отбитыми почками и многочисленными ушибами.

Информация о случившемся пришла из комитета солдатских матерей. В него успели обратиться лишь несколько бежавших. Остальных перехватили - кого на станции Мга, кого - уже в Питере. Солдатские матери уже заявили, что будут добиваться распределения этих военнослужащих по другим частям»15.

Другие вопросы являются более важными, используются Михаилом Леонтьевым в его комментарии на радиостанции "Эхо Москвы" по поводу гибели 30 августа 2003 г. подводной лодки К-159 с девятью моряками на борту, затонувшей при буксировке на утилизацию: «Как это ни странно говорить, но это совершенно банальный случай, абсолютно банальный, можно сказать,

______________________________________________________________________________

15 http://www.1tv.ru/owa/win/ort6 main,main?p news title id=50051 (06.03.2004)

рабочий, рутинный случай. Непонятно только, почему действительно там было столько народу в этой лодке. Но вообще, в действительности буксировка в этих широтах и понтонах, и если это в плавучем доке делается, это всегда страшный риск, всегда. Я только недавно разговаривал с корабельщиками, которые говорили, что они всегда, когда подписывают документы по буксировке, они всегда думают, сядут они или не сядут. Потому что это всегда риск, и, в общем, ничего в этом удивительного нет, особенно в условиях шторма и так далее.

Понятно, что виноватые там будут, и их искать не надо, они в штатном расписании обозначены, виноватые, к сожалению, и будут отвечать. Что хотелось бы в связи с этим сказать, вот если сейчас кто-нибудь начнет в связи с этим вспоминать «Курск» и вякать, это абсолютный повод получить по харе, абсолютный повод, потому что вообще политическое мародерство у нас стало страшно модным, но за это надо бить, уже давно пора. Что очень жаль, что люди в действительности гибнут в прямом смысле за металл. То есть за черный вторичный металл, а не за Родину и за какие-то великие задачи. Вот наш командующий господин Куроедов, который, кстати, говорят, что он контуженный «Курском», всей этой ситуацией, он недавно объявил, что Россия больше не будет строить судов океанского класса, и вообще теперь у нас главная задача - охрана территориальных вод, каботажное плавание и так далее. Великая страна, которая не ставит перед собой амбициозных задач, я сейчас про геополитику не говорю, про какие-то там угрозы и опасности, а просто, если великая страна не ставит перед собой амбициозных задач, она не может решить никаких задач. Зря, жалко гибнуть зря»19.

В отличие от ситуации в российской армии, ДТП и их последствий, домашнего насилия, употребления алкоголя, распространения ВИЧ/СПИДа, успешно выигрывают конкуренцию с другими проблемами за место в российском информационном пространстве такие социальные проблемы, как терроризм, преступность, последствия стихийных бедствий и крупных техногенных катастроф. Эти явления драматичны и "событийны", а подчас и сенсационны, они неожиданны и всегда обладают новизной. Некоторые из них, в частности, терроризм, могут быть выгодны определенным частям правящей политической элиты, оправдывая применение жестких, силовых мер по отношению к определенным группам вплоть до военных действий.

В целом, можно утверждать, что концепция публичных арен С.Хилгартнера и Ч.Боска вполне применима к анализу социальных проблем в российском обществе. В России, как и в любом современном обществе, конкуренцию выигрывают драматичные социальные проблемы, постоянно порождающие информационные поводы и сенсации, соответствующие культурным предпочтениям и интересам правящих элит. Единственная поправка, очевидно, связана с тем, что политический фактор соответствие социальных проблем интересам элит - имеет гораздо большее значение в российском обществе в силу подконтрольности правящим группировкам большей части средств массовой коммуникации, законодательной и судебной

__________________________________________________________________

19 Леонтьев М. Гибель подлодки К-159 http://www.echo.msk.ru/comments/ archive/1045.html (20.09.2003)

ветвей власти. Краткосрочные и долгосрочные последствия отбора социальных проблем в соответствии с указанными критериями весьма значительны. Вполне очевидно, что одним из таких последствий является расходование ресурсов общества на решение не самых значимых социальных вопросов, при том, что используемые "способы решения" в свою очередь могут порождать серьезные проблемы, как в случае с "жесткой борьбой" с преступностью. В следующей главе мы рассмотрим особенности представления ситуации с преступностью средствами массовой коммуникации.


Скачать файл (7689.3 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru