Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Лекции по социологии управления - файл Гл7.doc


Загрузка...
Лекции по социологии управления
скачать (7689.3 kb.)

Доступные файлы (49):

л 11.doc156kb.06.12.2009 22:01скачать
л1.doc131kb.06.12.2009 21:59скачать
л2.doc92kb.06.12.2009 22:00скачать
л 3.doc104kb.06.12.2009 22:00скачать
л 4.doc113kb.06.12.2009 19:27скачать
л 5.doc70kb.06.12.2009 19:35скачать
л 6.doc133kb.06.12.2009 19:37скачать
1.doc229kb.24.11.2010 21:56скачать
2.doc26kb.29.11.2010 23:29скачать
3.doc84kb.01.12.2010 13:49скачать
4.doc53kb.01.12.2010 13:56скачать
Тема 10 ноябрь 2010.doc99kb.02.12.2010 13:19скачать
Введение.doc279kb.02.12.2010 12:25скачать
Глава 1.doc1407kb.17.03.2010 13:43скачать
Глава 2.doc1167kb.17.03.2010 16:44скачать
Глава 3.doc1266kb.17.03.2010 20:47скачать
Глава 4.doc696kb.17.03.2010 20:53скачать
Глава 5.doc906kb.21.03.2010 15:17скачать
Глава 6.doc712kb.21.03.2010 15:45скачать
Глава 7.docскачать
Глава 9.doc466kb.24.11.2010 22:02скачать
Тема 11 ноябрь 2010.doc156kb.02.12.2010 12:19скачать
Валентин МИХЕЕВ.doc66kb.30.11.2010 02:28скачать
Тема 12 ноябрь 2010.doc112kb.02.12.2010 13:16скачать
1..doc106kb.24.11.2010 21:05скачать
тема 14 сентябрь 1009.doc102kb.02.12.2010 13:37скачать
Тема 15.doc190kb.31.10.2008 11:24скачать
Тема 16.doc87kb.31.10.2008 11:26скачать
Тема 17.doc95kb.31.10.2008 11:27скачать
Тема 7.doc127kb.31.10.2008 11:13скачать
Тема 8.doc83kb.01.12.2010 10:45скачать
Андреев А Л Социология техники.doc383kb.01.12.2010 11:24скачать
Кравченко Тюрина Социология управления.doc207kb.01.12.2010 13:17скачать
Тема 9.doc137kb.02.12.2010 13:35скачать
УМК Социология управления 2010.doc381kb.19.01.2010 13:12скачать
Вагурин1.doc210kb.15.11.2006 18:07скачать
Вагурин2.doc218kb.15.11.2006 18:34скачать
Глава 1.doc555kb.26.11.2010 11:59скачать
Глава 2.doc615kb.29.11.2010 18:21скачать
Глава 3.doc540kb.27.11.2010 12:53скачать
Глава 4.doc681kb.27.11.2010 21:58скачать
Глава 5.doc865kb.28.11.2010 19:54скачать
Предисловие.doc64kb.25.11.2010 14:32скачать
Гл1.doc184kb.06.12.2006 19:43скачать
Гл2.doc93kb.15.02.2006 13:21скачать
Гл3.doc135kb.16.02.2006 10:02скачать
Гл4.doc85kb.16.02.2006 10:27скачать
Гл5.doc177kb.16.02.2006 11:22скачать
Гл7.doc92kb.20.02.2007 19:54скачать

Гл7.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
ГЛАВА 7.

НЕПРЕДНАМЕРЕННЫЕ ЭФФЕКТЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ СРЕДСТВАМИ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ
Группы, конструирующие ту или иную социальную проблему, то есть пытающиеся привлечь внимание общественности и политиков к той или иной ситуации, обычно озабочены тем, чтобы получить доступ к средствам массовой коммуникации и способствовать представлению данной ситуации телевидением, радио, газетами в выгодном для себя ракурсе. Соображения, которыми руководствуются такие группы и поддерживающие их журналисты, часто сводятся к следующему: «чем больше сообщений, тем лучше».

Между тем, повторяющиеся сообщения средств массовой коммуникации о социальных проблемах могут иметь не только эффект мобилизации общественности и политиков с целью изменения той или иной ситуации, но и, напротив, способствовать возникновению "усталости сострадать" жертвам преступлений, беженцам и вынужденным переселенцам, людям с ВИЧ/ СПИДом, беспризорным детям, людям с ограниченными физическими возможностями, потере чувствительности к сообщениям о них (своего рода анестезии), появлению попыток избежать информации о тех или иных социальных проблемах.

Важно принимать во внимание следующие возможные стадии социальных проблем, на которые указывает Энтони Дауне: (1) предпроблемная стадия, когда условие существует, но еще не завладело общественным вниманием; (2) стадия открытия "проблемы" и энтузиазма, уверенности в том, что проблема может быть решена; (3) стадия понимания, что решения не так легки, как это казалось ранее; (4) спад общественного интереса в связи с возникновением обескураженности по поводу решений и скуки; (5) постпроблемная стадия, когда аудитория более не

интересуется проблемой1. Очевидно, что существенную роль в переходе к четвертой и пятой стадии играют средства массовой коммуникации.
^ 7.1. Понятие наркотизирующей дисфункции средств массовой коммуникации
Начало традиции изучения незапланированных, непреднамеренных эффектов массовой коммуникации положили Пол Лазарсфельд и Роберт Мертон2 своей концепцией наркотизирующей дисфункции средств массовой коммуникации.

______________________________________________________________________________________

1 Downs, A., 'Up and Down with Ecology: The "Issue-Attention Cycle'", in Protess, D.L., McCombs, M. (eds.), Agenda Setting: Readings on Media, Public Opinion, and Policymaking. Hillsdale, N.J., 1991, p.28-29. Концепция Э.Даунса излагается по: Loseke, D.R., Thinking About Social Problems: An Introduction to Constructionist Perspectives. N.Y., 1999, p.96.

2 Lazarsfeld, P.F., and Merton, R.K., 'Mass Communication, Popular Taste and Organized Social Action', in Bryson, L. (ed.), The Communication of Ideas. N.Y., 1948, pp.95-118. Перевод на русский язык: Лазарсфельд П., Мертон Р. Массовая коммуникация, массовые вкусы и организованное социальное действие // Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире. М., 1999. С. 138-149.

Все большую часть времени, указывают Лазарсфельд и Мертон, члены современного общества затрачивают на потребление продукции средств массовой коммуникации. Однако огромное количество получаемых сообщений «может вызывать лишь поверхностное внимание к социальным проблемам, и это внимание часто скрывает массовую апатию»3.

«Потоки информации часто способствуют усыплению, наркотизации, нежели активности рядового читателя или слушателя. Поскольку все большая часть времени отводится чтению и прослушиванию, сокращается та его доля, которая может быть уделена организованному социальному Действию. Индивид читает сообщения о проблемах и даже может обсуждать альтернативные варианты действий. Однако все это в значительной мере относится к области интеллектуальной. Активизации этого отдаленного отношения к организованному социальному действию не происходит. Гражданин может быть доволен своим высоким уровнем интереса и информированности, не замечая своей оторванности от принятия решений и действий. Короче говоря, он воспринимает свои вторичные контакты с миром политической реальности - чтение, прослушивание, размышление - как некое замещающее действие. Он делает ошибку, отождествляя знание о проблемах дня с действиями в отношении них. Его совесть абсолютно чиста. Он находится в курсе дела. Он информирован. Он имеет массу идей о том, что должно быть сделано. Однако после того как он пообедал, прослушал свою любимую радиопрограмму и прочел вторую за день газету, приходит время отходить ко сну.

В этом специфическом отношении средства массовой коммуникации могут быть причислены к наиболее эффективным и признанным социальным наркотикам. Они настолько эффективны, что наркоман не осознает своей болезни.

Непреднамеренным результатом воздействия все возрастающих доз массовой коммуникации может быть отвлечение энергии людей от активного участия и превращение ее в пассивное знание»4.

Идея такого наркотизирующего эффекта массовой коммуникации развивалась в дальнейшем Нейлом Постманом применительно к телевидению5. В частности, Постман, рассматривая воздействие современного телевидения на аудиторию, использует образ сомы, вымышленного наркотического препарата, описанного Олдосом Хаксли в его антиутопии «О дивный новый мир». Сома, широко распространенный в изображаемом обществе, «социально одобряемый» наркотик, «успокаивает, дает радостный настрой, вызывает приятные галлюцинации», заключает в себе «все плюсы христианства и алкоголя - и ни единого их минуса»6.

«Захотелось, и тут же устраиваешь себе сомоотдых - отдых от реальности, и

______________________________________________________________________________________________________

3 Лазарсфельд П.Ф., Мертон Р.К. Наркотизирующая дисфункция средств массовой коммуникации // Средства массовой коммуникации и социальные проблемы. Казань, 2000. С.185.

4Там же. С.185-186.

5 Postman, N., Amusing Ourselves to Death. Harmondsworth, 1985.

6 Хаксли О. О дивный новый мир. Через много лет. СПб., 1999. С.61.
голова с похмелья не болит потом, и не засорена никакой мифологией. Если... в сплошной череде развлечений обнаружится разрыв, расселина, то всегда есть сома, сладчайшая сома: принял полграмма - и получай небольшой сомоотдых; принял грамм - нырнул в сомоотдых вдвое глубже; два грамма унесут тебя в грезу

роскошного Востока, а три умчат к луне на блаженную темную вечность. А возвратясь, окажешься уже на той стороне расселины, и снова ты на твердой и надежной почве ежедневных трудов и утех, снова резво порхаешь от ощущалки к ощущалке»7.

Если принять во внимание, что в среднем россияне затрачивают более трех часов в день на просмотр телепередач, а содержание подавляющего большинства просматриваемых программ, включая телевизионные новости, имеет развлекательный характер, то аналогия телевидения с сомой, используемая Н.Постманом, представляется совершенно уместной.
^ 7.2. Концепция "усталости сострадать"
Важным шагом в развитии исследований незапланированных эффектов массовой коммуникации была разработка концепции "усталости сострадать" тремя американскими социологами -Кэтрин Кинник, Дином Кругманом и Гленом Камероном8.

Идею сострадания как одного из ресурсов, за обладание которым конкурируют социальные проблемы, предложили С.Хилгартнер и Ч.Боск в рамках своей концепции публичных арен. Хилгартнер и Боек пишут о "лишнем сострадании" ("surplus com­passion"), которое члены общества могут найти у себя в отношении того, что находится за пределами их обычных непосредственных забот в рамках их социального статуса. «Отбор людьми социальных условий, причиняющих им беспокойство, определяется их "главным статусом"; неполно занятые чернокожие мужчины, белые мужчины - представители деловых кругов - и принадлежащие к среднему классу и белой расе женщины с маленькими детьми живут в значительно отличающихся одна от другой повседневных "реальностях" и склонны беспокоиться по поводу различных социальных явлений. Когда приоритеты их главного статуса удовлетворены, у них может оставаться крайне небольшое количество "лишнего сострадания" - в отношении социальных вопросов, обладающих меньшим личным значением»9.

_____________________________________

7 Там же. С.61-62.

8 Kinnick, K.N., Krugman, D.M., and Cameron, G.T., 'Compassion Fatigue: Com­munication and Burnout toward Social Problems', Journalism & Mass Communi­cation Quarterly, Vol.73 (3), Autumn 1996, pp.687-707. Перевод на русский язык: Кинник К., Кругман Д., Камерон Г. "Усталость сострадать": коммуникация и чувство опустошенности в отношении социальных проблем // Средства массовой коммуникации и социальные проблемы. Казань, 2000. С. 187-217.

9 Хилгартнер С, Боек Ч. Рост и упадок социальных проблем: концепция публичных арен // Средства массовой коммуникации и социальные проблемы. Казань, 2000. С.28.

Понятие "усталость сострадать" ("compassion fatigue") использовалось прежде для описания эмоционального состояния людей, профессия которых заключается в оказании помощи другим людям, прежде всего состояния медицинского персонала. На русский язык этот термин можно перевести также как "эмоциональное выгорание".

Кинник, Кругман и Камерон попытались применить данное понятие к эмоциональному состоянию аудитории средств массовой коммуникации, возникающему в результате потока сообщений о социальных проблемах и порождаемых этими проблемами бедах и страданиях людей. В середине 1990-х гг. они провели исследование влияния средств массовой коммуникации на отношение жителей г.Атланты и его пригородов к (1) жертвам насильственных преступлений, (2) бездомным, (3) людям со СПИДом и (4) детям, подвергающимся жестокому обращению. В ходе исследования использовался телефонный опрос. Попытки дозвониться по отобранным случайным образом 550 домашним телефонным номерам имели результатом 316 законченных интервью, состоявших из 35 вопросов (среднее время интервью - пятнадцать минут).

Исследователей интересовало: (1) Существует ли обусловленный средствами массовой коммуникации феномен "усталости сострадать"? (2) Если этот феномен существует, то какие переменные позволяют его предсказывать? (3) Если этот феномен существует, то каким образом он проявляется?

Один из ключевых вопросов интервью был сформулирован следующим образом: «Одни могут сказать, что тот объем сообщений средств массовой коммуникации о данных проблемах, который они получают, повышает их чувствительность к ним, тогда как другие сказали бы, что эти сообщения имеют противоположный эффект и ведут к возникновению усталости сострадать в отношении данных проблем. Используя шкалу от 1 до 5, где 5 означает высокую чувствительность, а 1 -усталость сострадать, оцените влияние на Вас сообщений средств массовой коммуникации о бездомности/насильственных преступлениях/жестоком обращении с детьми/СПИДе»10.

Отвечая на этот вопрос, 40,1% респондентов сообщили, что ощущают усталость сострадать или приближаются к этому состоянию в отношении насильственных преступлений, 35% -в отношении СПИДа, 33,1 % - в отношении бездомности и 14,7% - в отношении жестокого обращения с детьми. Выяснилось, что в большей степени усталость сострадать испытывают белые, мужчины и люди со средним образованием (в прошлом окончившие колледж).

О существовании связи между средствами массовой коммуникации и усталостью сострадать свидетельствуют данные о том, что испытывающие это состояние в отношении той или иной социальной проблемы склонны избегать сообщений телевидения, радио, газет и журналов о данной проблеме. Это принимало такие формы, как «уклонение от информационных программ,

____________________________________________________________________________

10 Кинник К., Кругман Д., Камерон Г. "Усталость сострадать": коммуникация и чувство опустошенности в отношении социальных проблем // Средства массовой коммуникации и социальные проблемы. Казань, 2000. С.216.

сообщавших последние местные новости, переключение каналов, выключение или отключение звука телевизора или радио, откладывание газеты в сторону, мысленное отвлечение от предлагаемого сюжета, беглое просматривание газетных и журнальных статей, большая избирательность в выборе программ, сокращение использования средств массовой коммуникации в целом и контроль за просмотром телепередач детьми»11.

Кинник, Кругман и Камерон отмечают, что чаще, чем любую другую стратегию уклонения, респонденты упоминали попытки избежать сообщений о проблеме, вызывающей усталость сострадать, в местных телевизионных новостях. Эти данные согласуются с ответами на один из закрытых вопросов интервью, которые показали, что после просмотра новостей по местному телевидению респонденты чувствуют себя эмоционально более опустошенными ("выгоревшими"), чем после чтения газеты или новостей, передаваемых по национальному телевидению12.

Анализируя особенности средств массовой коммуникации, способствующие возникновению усталости сострадать, Кинник, Кругман и Камерон подчеркивают такие отличительные черты представления социальных проблем телевидением, радио, газетами и журналами, как (1) акцент на сенсационном, (2) преобладание "плохих новостей", (3) неспособность представить контекст социальных проблем и (4) представление социальных проблем, а не их решений.

Исследователи делают два важных вывода, имеющих практическое значение: (1) Выяснилось, что наибольшую усталость сострадать в отношении бездомности и СПИДа испытывают индивиды, наиболее удаленные от этих проблем с точки зрения их жизненных обстоятельств. Поэтому организациям, занимающимся социальными вопросами, следует способствовать тому, чтобы между зрителями и жертвами возникало ощущение большего сходства. (2) Те, кто испытывал усталость сострадать в отношении СПИДа и жестокого обращения с детьми, в гораздо меньшей степени были склонны обсуждать эти проблемы с другими людьми. Это означает, что межличностная коммуникация может быть одним из средств предотвращения или сокращения размеров потери чувствительности к проблемам.

Итак, развивая идею насыщения, используемую, в частности, С.Хилгартнером и H.Bqckom, то есть идею пороговой точки общественного внимания, за которой дальнейшие сообщения о проблеме уже не могут вызвать значительного интереса к данному вопросу, авторы концепции усталости сострадать говорят о существовании порога, за которым насыщение имеет скорее отрицательный, а не нейтральный эффект.

Когда сообщения о социальной проблеме достигают пороговой точки

________________________________________

11 Там же. С.205-207.

12 Там же. С.207.

насыщения, «они не просто не имеют влияния на аудиторию, а могут оказывать на нее отрицательное влияние»13. В этом случае аудитория будет пытаться избежать сообщений о ней. Таким образом, исследование К.Кинник, Д.Кругмана и Г.Камерона убедительно опровергает однозначное представление о том, что чем больше сообщений о той или иной социальной проблеме, тем лучше с точки зрения участия населения в изменении соответствующей ситуации в обществе. «Безжалостное сообщение плохих новостей средствами массовой коммуникации будет отчуждать общественность, заставляя ее отворачиваться от социальных проблем... Коммуникационные стратегии должны во все большей степени учитывать перспективу работы с информационно перегруженной и эмоционально подавленной общественностью»14.
^ 7.3. Эмоциональное выгорание российской общественности и перспективы конструирования социальных проблем
Изучение усталости сострадать или эмоционального выгорания российской общественности в результате представления социальных проблем средствами массовой коммуникации является одним из наиболее важных и перспективных направлений исследований на стыке социологии социальных проблем и социологии массовой коммуникации. До сих пор нет ни одной работы на эту тему в российской социологии.

Между тем, можно предположить, что в российском обществе такое эмоциональное состояние является широко распространенным, если принять во внимание интенсивность потока сообщений о преступлениях, террористических актах, замерзающих городах, войне на Северном Кавказе.

Слова Энтони Даунса, о том, что «жалкий образ вымазанной нефтью чайки или мертвого солдата бледнеет после того, как видишь это дюжину раз»15, вероятно, полностью применимы к состоянию российских зрителей, привыкших почти ежедневно видеть на экранах своих телевизоров окровавленных людей, пострадавших в результате террористических актов, дорожно-транспортных происшествий и насильственных преступлений. В ходе исследования представления преступности местными телевизионными новостями, основные результаты которого описываются в пятой главе, было выявлено, что в течение четырех недель, с 24 октября по 20 ноября 2003 г., в 24 выпусках программы "Перехват" телекомпании "Эфир" не менее 14 раз демонстрировались мертвые, окровавленные тела жертв преступлений и несчастных случаев. В ряде случаев использовался крупный план. В это число мы не включили почти ежедневные случаи показа тел людей, погибших в результате дорожно-транспортных

__________________________________________________________________________________________

13Там же. С. 192.

14 Там же. С.208-212.

15 Downs, A., 'Up and Down with Ecology: The "Issue-Attention Cycle"', in Protess, D.L., McCombs, M. (eds.), Agenda Setting: Readings on Media, Public Opinion, and Policymaking. Hillsdale, N.J., 1991, p.32.

происшествий.

В какой степени существование такого явления, как "усталость сострадать"

аудитории, осознается журналистами, занимающимися подготовкой и сообщением новостей о преступности и других социальных проблемах, заведующими отделов новостей, редакторами газет, радиостанций и телекомпаний?

Нельзя сказать, что в журналистском сообществе в целом отсутствует осознание "анестезирующих" последствий показа насилия, крови, мертвых тел. В этических рекомендациях для сотрудников Би-би-си указывается: «Следует находить баланс между задачей говорить правду и опасностью снизить порог чувствительности аудитории. Без достаточно веских оснований не следует показывать трупы... Равным образом не следует без оснований концентрировать внимание на кровавых последствиях несчастного случая»16. В «Правилах профессионального поведения журналистов, освещающих акты терроризма и 154

контртеррористические операции», разработанных Союзом журналистов России, указывается: «Журналист должен... воздерживаться от неподобающей сенсационности и натурализма при показе жестокости и насилия, уважая нравственные и религиозные чувства представителей аудитории СМИ и прежде всего проявляя должное уважение к страданиям жертв терроризма и чувствам их близких, дабы не усугублять их бестактным освещением событий»17.

Между тем, данные исследовательского проекта, осуществленного Д.Федоровой под руководством И.Ясавеева, свидетельствуют о том, что такого рода последствия вообще не осознаются частью журналистов. Из интервью журналистов казанских и республиканских телекомпаний и газет: «Шеф говорит: больше вставлять трупы, чтобы люди их каждый день видели, будто шоковая терапия».

«Я пишу о том, что интересно мне: ведь я такой же человек, а все люди стереотипны, у всех одна и та же шкала ценностей, инстинкты. Все любят почитать экзотику, всем интересен маленький мальчик, задохнувшийся в канализации».

«.Утром мы отбираем самое интересное. По картинке смотрим, где больше крови. Это цинично, но так приходится делать».

«Специфика нашей программы - слезы, кровь, трагедии, но мы знаем, что зрителю это нравится, люди смакуют сюжеты».

«В зависимости от настроения я задумываюсь о том, как люди реагируют на мои сюжеты, но по большому счету мне по барабану. Цель я часто преследую только одну, - чтобы кого-нибудь наказали. А вообще, все намного проще - вся моя аудитория - это литературный редактор, а я здесь сижу, чтобы деньги зарабатывать».

__________________________________________

16 Цит. по: Муратов С. ТВ - эволюция нетерпимости. М., 200О. С.99.

17 Правила профессионального поведения журналистов, освещающих шиты терроризма и контртеррористические операции // Журналист, 2000 Nl.

Часть опрошенных журналистов, в основном работающих на уровне редакторов, согласны с тем, что аудитория теряет чувствительность:

«Когда слишком часто показываешь кровь, - народ к ней привыкает, а этого быть не должно. Поэтому должны быть "ровные" эфиры, которые время от времени разбавляются скандалами. Чтобы завлечь телезрителя, показывая однотипную тему, журналист должен сам меняться, к примеру, менять имидж».

«Когда показывают трупы, кровь - аудитория остается равнодушной, их больше не задевают реки крови».

«Десять лет назад сюжеты о крови и насилии вызывали ужас и отвращение, панику, а сейчас всем все равно. Очень трудно найти темы, которые вызывают эмоциональный отклик и интерес. С эмоциями стало туго».

«В телекомпании X - сплошная "чернуха", я считаю это неправильным. Основную информацию люди получают из газет. Реальность создают масс-медиа. Казанская аудитория устала от крови, убийств, татарстанская - от политики, а российская - от проблем наркомании».

«Не надо часто давить на зрителей - это плохо действует на психологию. Люди устали от "чернухи". Хочется, чтобы было больше доброго, веселого».

В то же время выход из этой ситуации некоторыми журналистами видится, похоже, не в корректировании представления преступности и других проблем, а в использовании таких же по характеру материалов, но вызывающих больший отклик у аудитории:

«Интересны трагедии, происшествия, связанные с детьми. Всегда, когда на экране страдает ребенок, он погибает, или ему плохо, он болеет, то это всегда оживляет публику, вызывает отклики».

Нетрудно спрогнозировать, что в результате эксплуатации такими журналистами "детской" темы аудитория через некоторое время перестанет сострадать и детям, ставшим жертвами несчастных случаев, насилия, заболеваний и т.д. Примерно такими же являются и перспективы конструирования средствами массовой коммуникации проблемы беспризорных детей.

Местные журналисты совершенно не используют предложенную К.Кинник, Д.Кругманом и Г.Камероном стратегию минимизации усталости сострадать посредством создания ощущения большего сходства между зрителями и жертвами.

Показывая и описывая жертв насильственных преступлений, наркозависимых, бездомных и т.д., журналисты не проводят каких-либо параллелей между нынешней жизненной ситуацией зрителей и жизненной ситуацией представляемых категорий людей. Например, факты и истории, свидетельствующие о том, что среди бездомных есть люди с высшим образованием и кандидатскими и докторскими степенями, что в прошлом многие из не имеющих ныне крова над головой жили вполне благополучной жизнью, совершенно не представляя, что они станут бездомными, могли бы способствовать более терпимому и сочувственному отношению окружающих. Впрочем, бездомность, как и целый ряд других рассматриваемых проблем, крайне редко становится предметом внимания журналистов.

Таким образом, концепции наркотизирующей дисфункции и усталости сострадать указывают на то, что средства массовой коммуникации не всегда являются эффективным каналом конструирования социальных проблем. Разрабатывая кампанию по "созданию" той или иной проблемы, следует учитывать вероятность потери чувствительности со стороны аудитории в результате потока сообщений о данной проблеме. Совершенно очевидно, что такого рода эффект вполне предсказуем, в частности, в случае конструирования проблемы положения людей с ограниченными физическими возможностями.

Люди с ограниченными физическими возможностями испытывают колоссальные трудности в российском обществе из-за недостатка денег на проживание и обеспечение всем необходимым, отсутствия должного медицинского обслуживания, ограниченности общения с другими членами общества и невозможности полного участия в общественной жизни. Одно из распространенных первых впечатлений россиян, оказавшихся в каком-либо западном обществе, связано с многочисленностью людей с ограниченными возможностями. «Почему здесь так много инвалидов?» Чуть позже вдумчивые наблюдатели понимают, что причины этого связаны не с численностью людей с ограниченными возможностями в том или ином обществе, а с условиями, создаваемыми для них, и отношением окружающих. Внимание к трудностям этой категории людей, наличие особой инфраструктуры, включающей в себя приспособления в общественном транспорте, пандусы, лифты, указатели, облегчающие передвижение людей на колясках, специально оборудованные места в театрах, концертных залах, кинотеатрах, учебных аудиториях и студенческих столовых, приспособленные туалеты, светофоры, оборудованные звуковыми сигналами, все это способствует полному включению людей с ограниченными возможностями в общество западного типа.

В России людей с ограниченными возможностями не меньше, но они вынуждены находиться дома, поскольку современная городская среда совершенно не приспособлена для передвижения людей на колясках, слепых и т.д. Именно с этим связано удивление студентов, впервые участвующих в проведении анкетного опроса в жилом массиве какого-либо российского города, вызванное тем, как часто после звонка в квартиру дверь им открывают люди на колясках. Представьте себе один из ваших ежедневных маршрутов по городу, например, из вашей квартиры в учебное заведение или в здание телекомпании или редакции газеты, и попробуйте ответить на вопрос, сможет ли проделать этот путь человек на коляске?

Жизнь людей с ограниченными возможностями в российском обществе скрыта от глаз большинства, они находятся дома или в специальных учреждениях, и это положение устраивает и политиков, и многих других членов общества. Проблемы как таковой нет. Одна из причин такого положения дел, помимо всего прочего, заключается в том, что конструирование этой социальной проблемы сталкивается с рядом трудноразрешимых трудностей. В данном случае крайне сложно использовать средства массовой коммуникации как канал проблематизации ситуации. Во-первых, трудности людей с ограниченными возможностями не отвечают ни одному из критериев отбора социальных проблем на публичных аренах. Эта ситуация не является драматичной для журналистов, политиков и общественности, она совершенно не отличается новизной, не соответствует политическим интересам правящих элит и культурным предпочтениям. Это не может быть новостью, поскольку в данном случае отсутствуют информационные поводы, совершенно нет событий как таковых.

Иными словами, проблема положения людей с ограниченными возможностями изначально имеет крайне низкие шансы на успех в конкуренции с другими социальными проблемами. Во-вторых, даже при наличии доступа к средствам массовой коммуникации телевизионные сюжеты и газетные материалы о проблемах людей с ограниченными возможностями вначале могут вызвать эмоциональный отклик у аудитории, однако, согласно концепции усталости сострадать, очень скоро на смену такой реакции придет эмоциональное выгорание. Люди перестанут реагировать на предлагаемые сюжеты или будут использовать те или иные стратегии уклонения от сообщений.

Фактор, который может способствовать изменению ситуации с конструированием данной социальной проблемы, - это, как и в случае с ВИЧ/СПИДом, постоянное внимание политиков к этой теме. Значительная часть новостей - это новости о том, что говорят и делают президенты, министры, мэры и парламентарии. Включение ими трудностей людей с ограниченными возможностями в свою "повестку дня" могло бы запустить механизм повышения внимания к этому явлению со стороны государственных служащих, журналистов и в конечном счете общественности. Эпизодическое же внимание к этой проблеме, демонстрируемое, в частности, Президентом России, как это было, например, в ходе «Прямой линии с Президентом» 19 декабря 2002 г., существенно ситуацию не меняет.

Между тем, некоторые общества прошли стадию успешного конструирования социальных проблем дискриминации, нарушения прав людей с ВИЧ/СПИДом, людей с ограниченными физическими возможностями, женщин и детей, подвергающихся насилию в семье, заключенных, военнослужащих и т.д., и это не может не давать повода для оптимизма в отношении будущего состояния российского общества. Улучшение положения этих категорий людей требует значительных усилий, но это посильные задачи для уважающей себя общественности. Несколько лет назад в предисловии к изданию своей книги на русском языке один из выдающихся социологов современности написал: «Действительность, которую иные представляют как ниспосланную нам с небес или предписанную сверхчеловеческим разумом истории, социология видела как на самом деле временное, несовершенное творение вполне земных сил -человеческого ума и рук, иногда искусных, иногда не очень, а иногда и вовсе ни на что не способных. Как и сами люди, эта действительность не свободна от ошибок и отнюдь не безгрешна, но прелесть ее заключается в том, что именно люди, подумав да поднапрягшись, могут переделать ее, заменив чем-то лучшим или хотя бы более сносным»18.

__________________________________

18 Бауман 3. Мыслить социологически. М., 1996. С.5.


ЛИТЕРАТУРА

1. Аберкромби Н., Хилл С, Тернер Б.С. Социологический словарь. -М.: Экономика, 2000.

2. Абрамкин В. Гуманистический проект национальной тюрьмы // Досье на цензуру. - 1999. - №7-8. - С.67-74.

3. Абрамкин В. Тюремное население России и других стран. Проблемы и тенденции. - М.: Центр содействия реформе уголовного правосудия, 2003.

4. Альберт Э. СПИД и пресса: создание и трансформация социальной проблемы // Средства массовой коммуникации и социальные проблемы: Хрестоматия / Пер. с англ.; сост. И.Г.Ясавеев. - Казань: Изд-во Казан, ун-та, 2000. - С.115-138.

6. Бауман 3. Мыслить социологически. - М.: Аспект Пресс, 1996.

6. Беккер Г. Девиантность как следствие "наклеивания ярлыков" // Контексты современности - II: Хрестоматия. 2-е изд., перераб. и доп./ Сост. и ред. С.АЕрофеев. - Казань: Изд-во Казан, ун-та, 2001. С.145-149.

7. Бергер П.Л. Приглашение в социологию: Гуманистическая перспектива. - М.: Аспект Пресс, 1996.

8. Бест Дж. Конструкционистский подход к исследованию социальных проблем // Контексты современности - II: Хрестоматия. 2-е изд., перераб. и доп./ Сост. и ред. С.А. Ерофеев. - Казань: Изд-во Казан, ун-та, 2001. -С.164-175.

9. Блумер Г. Социальные проблемы как коллективное поведение // Контексты современности - II: Хрестоматия. 2-е изд., перераб. и доп./ Сост. и ред. С.А.Ерофеев. - Казань: Изд-во Казан, ун-та, 2001. - С. 150-159.

10. Богданова Е. Конструирование проблемы защиты прав потребителей // Рубеж. - 2003. - №18. - С.162-172.

11. Варр М. Восприятие преступности обществом и реакция на нее // Криминология / Под ред. Дж.Шели. - СПб.: Питер, 2003. - С.57-76.

12. Гилинский Я.И. Криминология. Курс лекций. - СПб.: Питер, 2002.

13. Девиантность и социальный контроль в России (XIX-ХХвв.): тенденции и социологическое осмысление. - СПб.: Алетейя, 2000.

14. Денисов Б.П., Сакевич В.И. Динамика эпидемии ВИЧ/СПИД//СоцИс. -2004. -№1.-С.75-85.


Скачать файл (7689.3 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru