Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Лекции по социологии управления - файл 1.doc


Загрузка...
Лекции по социологии управления
скачать (7689.3 kb.)

Доступные файлы (49):

л 11.doc156kb.06.12.2009 22:01скачать
л1.doc131kb.06.12.2009 21:59скачать
л2.doc92kb.06.12.2009 22:00скачать
л 3.doc104kb.06.12.2009 22:00скачать
л 4.doc113kb.06.12.2009 19:27скачать
л 5.doc70kb.06.12.2009 19:35скачать
л 6.doc133kb.06.12.2009 19:37скачать
1.doc229kb.24.11.2010 21:56скачать
2.doc26kb.29.11.2010 23:29скачать
3.doc84kb.01.12.2010 13:49скачать
4.doc53kb.01.12.2010 13:56скачать
Тема 10 ноябрь 2010.doc99kb.02.12.2010 13:19скачать
Введение.doc279kb.02.12.2010 12:25скачать
Глава 1.doc1407kb.17.03.2010 13:43скачать
Глава 2.doc1167kb.17.03.2010 16:44скачать
Глава 3.doc1266kb.17.03.2010 20:47скачать
Глава 4.doc696kb.17.03.2010 20:53скачать
Глава 5.doc906kb.21.03.2010 15:17скачать
Глава 6.doc712kb.21.03.2010 15:45скачать
Глава 7.docскачать
Глава 9.doc466kb.24.11.2010 22:02скачать
Тема 11 ноябрь 2010.doc156kb.02.12.2010 12:19скачать
Валентин МИХЕЕВ.doc66kb.30.11.2010 02:28скачать
Тема 12 ноябрь 2010.doc112kb.02.12.2010 13:16скачать
1..doc106kb.24.11.2010 21:05скачать
тема 14 сентябрь 1009.doc102kb.02.12.2010 13:37скачать
Тема 15.doc190kb.31.10.2008 11:24скачать
Тема 16.doc87kb.31.10.2008 11:26скачать
Тема 17.doc95kb.31.10.2008 11:27скачать
Тема 7.doc127kb.31.10.2008 11:13скачать
Тема 8.doc83kb.01.12.2010 10:45скачать
Андреев А Л Социология техники.doc383kb.01.12.2010 11:24скачать
Кравченко Тюрина Социология управления.doc207kb.01.12.2010 13:17скачать
Тема 9.doc137kb.02.12.2010 13:35скачать
УМК Социология управления 2010.doc381kb.19.01.2010 13:12скачать
Вагурин1.doc210kb.15.11.2006 18:07скачать
Вагурин2.doc218kb.15.11.2006 18:34скачать
Глава 1.doc555kb.26.11.2010 11:59скачать
Глава 2.doc615kb.29.11.2010 18:21скачать
Глава 3.doc540kb.27.11.2010 12:53скачать
Глава 4.doc681kb.27.11.2010 21:58скачать
Глава 5.doc865kb.28.11.2010 19:54скачать
Предисловие.doc64kb.25.11.2010 14:32скачать
Гл1.doc184kb.06.12.2006 19:43скачать
Гл2.doc93kb.15.02.2006 13:21скачать
Гл3.doc135kb.16.02.2006 10:02скачать
Гл4.doc85kb.16.02.2006 10:27скачать
Гл5.doc177kb.16.02.2006 11:22скачать
Гл7.doc92kb.20.02.2007 19:54скачать

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Николаев А.А. Социология управления : учебное пособие// А.А. Николаев.- М.: Альфа- М., 2011.-272с

Глава 13 Коммуникации в организациях

§ 13.1. Понятие коммуникации

Внутриорганизационные процессы, с одной сто­роны, формируются и направляются менеджментом, а с другой — являются важной и неотъемлемой частью любой управленческой деятельности. К ним, несомненно, относятся процессы коммуни­кации и принятия решений.

Коммуникация может быть определена как передача с по­мощью общих символов не только информации, но также знаний и смысла.

Коммуникация как процесс представляет собой передачу ин­формации от одного субъекта другому, при этом субъектами могут выступать как отдельные личности (в этом случае коммуникация носит межличностный характер), так и группы и даже целые орга­низации.

Коммуникация включает в себя и то, «что» передается, и то, как это «что» передается.

Коммуникативные сети организации — это соединения участ­вующих в коммуникативном процессе индивидов с помощью ин­формационных потоков.

Коммуникативная сеть включает потоки посланий или сигна­лов между двумя индивидами или более и концентрируется на выработанных в организации образцах этих потоков.

Задача формальной организационной структуры в отношении коммуникативных потоков заключается в том, чтобы придать коммуникативным потокам правильное направление. Коммуникативная сеть состоит из связей: вертикальных; горизонтальных; диагональных, а также распространения слухов.

194

Вертикальные коммуникацииэто перемещение информации внутри организации с уровня на уровень, которое может происхо­дить:

по нисходящей — так перемещаются рабочие инструкции, офи­циальные докладные записки, политические заявления, процеду­ры руководства, публикации организации;

по восходящей — оповещение руководства о том, что делается на низших уровнях. Таким путем руководство узнает о текущих или назревающих проблемах и предлагает возможные варианты их peшения.

Наиболее характерными способами восходящего общения являются «ящики для предложений», групповые встречи, процедуры рассмотрения жалоб и предложений.

^ Горизонтальные коммуникации — это обмен информацией для координации решения задач и действий осуществляемых в различных подразделениях. Горизонтальные коммуникации необходимы для координации и интеграции разнообразных организационных функций.

^ Диагональные коммуникации — это коммуникационный канал пересекающий функции и уровни организации и используемый, когда члены организации не могут общаться эффективно, используя другие каналы.

Неформальный канал организационной коммуникации — это канал распространения слухов — непроверенных сведений, циркулирующих внутри организации (внутренние толки) или в внешней среде (внешние толки). Слухи делятся на четыре категории:

«мечты и чаяния» — желания и надежды тех, кто инициирует воз­никновение слухов;

слухи-«пугала» — страхи и опасения работников, вызывающие об­щее беспокойство в коллективе;

«вбивание клиньев» — наиболее агрессивный тип слухов: они разделяют группы и подрывают лояльность; они, как правило, унизительны для организации или человека и способны нанести урон репутации других лиц;

финальный слух - слух в предвидении каких-то действий, возникающий тогда, когда работники длительное время ожидали наступления определенного события.

195

Процесс обмена информацией включает пять базовых элемен­тов:

коммутатор - лицо, генерирующее идеи или собирающее инфор­мацию и передающее ее («кто говорит»);

сообщение — информация, закодированная с помощью символов («что говорит»);

среда или канал - средство передачи информации («каким пу­тем»);

получатель - лицо, которому предназначена информация и кото­рое интерпретирует ее («кому говорит»);

обратная связь - опорная реакция на то, что услышано, прочита­но или увидено, при которой информация «отсылается» назад от­правителю, свидетельствуя о мере понимания и согласия с сооб­щением («с каким эффектом»).

Общая схема процесса передачи информации показана на рис. 13.1.







На пути эффективных коммуникационных процессов могут возникнуть «помехи». Они могут появиться в каждом из элемен­тов общения. С целью устранения помех менеджеры должны: разъяснять смысл своих сообщений; регулировать поток информации; использовать обратную связь; развивать сопереживание; поощрять взаимное доверие; упрощать свой язык; быть эффективными слушателями, т.е. стремиться не только к тому, чтобы быть понятными, но и к тому, чтобы понять.

196

Формирование коммуникативных сетей и создание условий для успешного функционирования коммуникаций в организации составляют одну из важнейших задач управления. Если нарушаются информационные потоки организации и связи с внешним миром, само существование этой организации под угрозой. Одна­ко одной информации недостаточно. Существование и эффек­тивная деятельность организации обеспечиваются только тогда, когда она соответствующим образом преобразуется и обрабатыва­ется, т.е. когда возникают коммуникативные связи.

Плохо работающие коммуникативные связи могут отрица­тельно сказаться на функционировании организации, так как:

- руководителям подразделений организации приходится тратить много времени на поиск нужной информации и ее обработку;

- происходит дублирование информации, поскольку одна и та же информация поступает в подразделения организации и к ее руко­водству из разных источников;

- в одних подразделениях и у одних руководителей ощущается недостаток информации, тогда как в других подразделениях может произойти информационная перегрузка;

- работники организации мало осведомлены о ее деятельности, планах, ориентации и положении во внешней среде, что препятствует интеграции, точному выполнению распоряжений руководства и т.д.
§ 13.2. Научные подходы в исследовании

коммуникативных процессов

В исследовании коммуникативных процессов су­ществуют такие научные подходы, как школа научного управле­ния, школа человеческих отношений, системный подход к коммуникациям в организациях.

^ Сущность школы научного управления. Представители этой школы фактически первыми исследовали коммуникативные процессы в организации. В частности, Ф. Тейлор разработал жесткую организационную структуру (позднее ее усовершенствовал А. Файоль) с четкими взаимосвязями между должностями и ролями. В этой структуре налажены только вертикальные властные свя-

197

зи — от руководителей к подчиненным, т.е. такая организация ба­зируется на формальных, предельно жестких, вертикальных, ие­рархических коммуникативных связях.

Информация, передаваемая по вертикали, делится на два типа: задание и необходимые пояснения к нему (содержит сведения о том, что, когда и как надо делать, задается администрацией орга­низации и доводится до подчиненных каждым руководителем); ) контроль за исполнением задания (доклад о выполнении зада­ния).

По словам Тейлора, «каждый работник, хороший и посредст­венный, должен ежедневно получать вполне определенный урок; он ни в каком случае не должен быть неточным или неопределен­ным, должен быть тщательно и ясно описан и не должен быть лег­ким». При этом обратная связь при контроле сводится лишь к до­кладу о выполнении задания.

В целом можно сделать вывод, что данная научная школа не придавала большого значения коммуникациям в организациях.

^ Сущность школы человеческих отношений. Согласно основной концепции данной научной школы, человек представляет собой уникальное социальное животное, поэтому с его деятельностью несовместимы формализация организационных процессов, жест­кая иерархия подчиненности и отсутствие горизонтальных связей в организации. Наоборот, горизонтальные организационные свя­зи неформального характера между членами организации должны содействовать функционированию формальной организации, обеспечивать сплоченность коллектива и защиту целостности личности.

Наличие в организации одновременно вертикальных (власт­ных) и горизонтальных (в основном неформальных) потоков ин­формации должно способствовать:

- удовлетворению потребностей работников в общении и взаимном обмене текущей информацией;

- вовлеченности работников в процесс принятия управленческих решений.

Однако представители школы человеческих отношений рас­сматривали в основном неформальные коммуникации между ра­ботниками организации с равным статусом, забывая об их взаи

198

модействиях с администрацией, а также (что представляется са­мым главным) о потоках деловой информации, необходимой для выполнения работниками своих ролевых обязанностей.

Вклад представителей школы человеческих отношений в изу­чение организационных коммуникаций чрезвычайно велик, так как им удалось в значительной степени расширить область комму­никативных связей в организации.

^ Сущность системного подхода к коммуникациям в организациях.

Во всех системных теориях утверждается, что связи между раз­личными системными единицами организации являются главным моментом в понимании сущности ее функционирования. Для эффективного действия этих связей важнейшее значение имеют создание, получение и переработка информации. Можно сказать, что все организационные системы по своей сути коммуникативные.

Рассматривая организацию как открытую систему, системные теории акцентируют внимание на ее взаимообмене с внешней средой, изучении потоков информации, поступающих от других организаций и социальных институтов (властных, политических, общественных и т.д.).

Среди организационных коммуникаций выделяются командные (управленческие), информирующие (оповещающие) коммуникации, внутренние и внешние коммуникации и т.д.

В рамках системных теорий:

- анализируются информационные потоки;

- оценивается качество информации, передаваемой как по фор­мальным каналам, так и по неформальным;

- оценивается качество принимаемых решений в зависимости от действия коммуникативной системы.

Реализация положений системных теорий способствовала по­вышению выживаемости организации за счет налаживания связей с другими организациями и институтами; возможностей распространять властное влияние и осуществлять обмен ценной информацией.

При укреплении и успешном функционировании внешних связей становятся более устойчивыми и эффективными внутрен­ние коммуникации.
199


Сравнение основных положений трех научных школ (табл. 13.1), сыгравших наибольшую роль в развитии теории коммуникаций в организациях, позволяет сделать следующий вывод: с развитием методов создания эффективных организационных структур, где поставленные цели достигаются с наименьшими затратами, ме­нялись и понятия о коммуникациях и необходимости их исследо­вания — от почти полного игнорирования проблем коммуникации к пониманию значимости их совершенствования для любой сложной организации и пониманию того, что надежные комму­никации — залог успеха деятельности всей организации.

200

^ Модели процесса коммуникации. Среди моделей процесса коммуникации наиболее известны: простая коммуникационная модель с обратной связью, модель немецкого ученого В. Шрама, модель сетевого анализа коммуникационных сетей, трансакционная модель коммуника­тивных сетей.

^ Простая коммуникативная модель с обратной связью. Согласив наиболее простой модели коммуникации, предложенной Г. Ласуэллом, акт коммуникации может рассматриваться с точки зрения ответа на вопросы: кто сообщает? Что сообщает? По какому кана­лу проходит сообщение? Кому? С каким эффектом?

В этой модели не придается значения содержанию сообщения, особенностям канала передачи, возможностям понимания сообщения и возможным искажениям информации в процессе коммуникации.

Недостатки подобного упрощенного взгляда на процесс коммуникации в известной степени исправлены американскими ис­следователями коммуникаций К. Шенноном и У. Уивером. Тем не менее данная модель пригодна только для жестко формализо­ванных структур. В них информация предельно проста, понятна и протекает только в одном направлении.

^ Модель процесса коммуникаций, предложенная В. Шрамом, является универсальной схемой коммуникации, применимой во всея ситуациях управления. В его модели коммуникация выступав* как контакт между отправителем и получателем, устанавливае­мый с помощью сообщения, которое направляется по определенному каналу, кодируется и декодируется получателем; кроме того имеется канал обратной связи и выделен результат (эффект) коммуникативного процесса.

Рассмотрим содержание каждого из компонентов коммуникативного процесса:

1)отправитель — создатель сообщения — тот, кто выдвигает ка­кие-либо идеи (самостоятельно создает информацию) или акку­мулирует уже имеющуюся информацию для дальнейшей передачи;

2)сообщение — подготовленная к передаче получателю информа­ция, закодированная с помощью символов — слов, специальных зна

201

ковых символов, тона сообщения, рисунков, жестов, подтекста и т.д.; )

3)канал передачи информации — средство передачи информации, путь физической передачи сообщения, от качества которого зави­сят понимание и принятие получаемой информации. Различают следующие каналы передачи информации: речевой, передача письменных материалов, электронные средства связи (компьютерные сети, видеоконференции, электронная почта, видеоленты и т.п.), формальные, передающиеся по официальным каналам ор­ганизации, неформальные — на основе горизонтальных связей (передача из подразделения в подразделение, слухи и т.д.). В прак­тической деятельности руководитель организации применяет, как правило, два или несколько каналов передачи информации для подчиненных (официальное сообщение и сообщение с по- мощью слухов);

4) получатель — лицо (группа, организация), которому передана информация и которое интерпретирует (декодирует) ее;

5) результат (эффект) коммуникативного воздействия — изменения в поведении и состоянии получателя информации, которые выра­жаются, например, в изменении знания получателя, изменении установок (относительно объекта действия, оговоренного в сооб­щении), изменении видимых действий получателя (покупка това­ров, отношение к трудовой деятельности, своевременный приход на работу и т.д.);

6) обратная связь - оперативная реакция на то, что услышано, про­читано или увидено; это информация (вербальная или невербаль­ная), которая отсылается назад к отправителю, свидетельствуя о мере понимания, доверия к сообщению, усвоении и согласии с ним;

7) шум — то, что искажает смысл сообщения, элемент процесса, при-сутствующий практически на каждом этапе передачи информа­ции. Источниками «шумов» являются: различия в восприятии ин­формации, влияющие на ясность смысла при кодировании и де­кодировании; несхожесть в должностном статусе (различное видение целей и задач организации и ее подразделений); особен­ности культуры и языка.

Таким образом, на основе модели Шрама процесс коммуника­ции можно рассматривать как ряд этапов, последовательно осу­ществляемых участниками этого процесса.

202

С помощью такого подхода к процессу коммуникации можно:

-изучать и совершенствовать информационные потоки в организа­ции, что позволит при возникновении каких-либо нарушений в ходе обмена сообщениями (задержки, перегрузка канала и т.д.) проанализировать каждый элемент или этап, выяснить, где имен­но произошел «разрыв», и устранить его;

- изучать процесс принятия управленческих решений, подбирать и создавать условия для наиболее эффективного управленческого воздействия, а также выявлять причины, мешающие его принятию.

Модели коммуникации Шрама присущи некоторые недостатки:

- рассматриваются лишь парные, а не сетевые коммуникативные связи;

- изучаются только линейные коммуникации — от источника к получателю, а не наоборот, т.е. только предельно простые коммуникационные связи.

Опыт изучения процессов коммуникации в организации показывает, что в действительности коммуникации — это сложные, переплетающиеся сети, а не простое общение отправителя и получателя.

^ Модель сетевого анализа коммуникативных сетей. Зарождение этого научного подхода связывают с исследованиями социально-психологических отношений в малых группах, проводившимисяА. Бавеласом(1950), Г.Ливитом(1951), М. Шоу (1954), а также с социометрическими исследованиями реальных сетей в организациях. В ходе исследований были выявлены два типа коммуникативных сетей, присущие любой организации, — радиальные и взаимосвязанные (табл. 13.2).

Радиальные сети характеризуются прежде всего взаимодействием различных подразделений или малых групп, осуществляемым через своих отдельных членов. Такие сети отличаются непостоянными связями, однако весьма полезными для группы и орга­низации в целом. Например, член малой группы осуществляет обмен информацией с другими малыми группами. Если данный, индивид делится конфиденциальной информацией, возможны напряженность и конфликты; но в то же время это путь для проникновения деловой информации, необходимой для нормальнго функционирования подразделения.

Организация будет успешной только в том случае, если все подразделения объединены функциональными связями. Поэтому

203

создание радиальных сетей в организации является одной из важ­ных задач ее руководства.

Взаимосвязанные сети характеризуются устойчивыми связями внутри малой группы. С точки зрения получения и обработки де­ловой информации группа с взаимосвязанной сетью считается са­модостаточной. Благодаря многочисленным контактам между членами малой группы, постоянному обмену информацией и воз­можности ее быстрой проверки, члены группы пренебрегают внешними связями с другими группами и подразделениями и с недоверием относятся к получаемой извне информации, границы членства в группе становятся более жесткими. Такое состояние группы в конечном итоге отрицательно сказывается на процессах интеграции в организации, не способствует распространению и принятию норм корпоративной культуры.

Разобщенность и недоверие — характеристики организации, в которой присутствуют в основном взаимосвязанные коммуника­тивные сети.






§ 13.4. Конфигурации коммуникативных сетей
Коммуникативные сети в малых группах могут иметь различные конфигурации — «круг», «штурвал», «цепь», «иг­рек», «тент», «палатка», «паутина», что оказывает значительное влияние на процессы коммуникации и поведение членов органи­зации. Каждая из коммуникативных сетей в малых группах при

204

способлена для решения определенных управленческих и произ­водственных задач. Их знание важно для понимания отношений власти и контроля в организации.

«Круг» — децентрализованная коммуникативная сеть в малой группе, выражающаяся в том, что положение лидера подобно по­ложению всех членов группы. При такой форме сети информация циркулирует по кругу, постоянно обновляясь, и каждый член группы способен повлиять на общий ход коммуникативного про­цесса, а роль лидера заключается в регулировании циркулирую­щих потоков информации и соблюдении направления ее движе- ния строго по кругу. Сети такого типа наиболее эффективны при выполнении групповых задач, требующих творческого подхода.

Сети конфигурации «круг» способствуют тому, что членов группы удовлетворяет их деятельность, поскольку соблюдаются формальное равенство в отношении принятия решений и демократизм в отношениях между членами группы и лидером. Многочисленные исследования, проведенные в малых группах, показали, что в коммуникативной сети типа «круг» (например, «круглый стол») резко снижается возможность возникновения деструктивных конфликтов.

«Штурвал» — централизованная коммуникативная сеть, когда информационный лидер группы находится в центре и к нему сходятся все коммуникативные потоки. Данная сеть не предусматривает общения членов группы между собой и идеально подходит для выполнения группой довольно простых задач с высокой скоростью, когда каждый член группы получает четкое задание и предоставляет информацию о его выполнении только лидеру, не получая дополнительной информации со стороны.

Как правило, при такой конфигурации возникает множество ошибок вследствие слабости обратных связей и невозможности взаимных коррекций ошибок между членами группы. При усложнении заданий или увеличении числа членов группы, постоянно связанных с лидером, у него наступает информационная перегрузка, что приводит к еще большему числу ошибок и некачественному выполнению заданий.

Сеть «штурвал» эффективна при жесткой централизации власти в руках руководителя или лидера и слабой включенности ря-

205

довых членов группы в процесс принятия управленческих реше­ний.

«Цепь» — коммуникативная сеть со слабой централизацией. Такая сеть используется в условиях многозвенных технологий — при большом числе последовательно выполняемых операций. Здесь лидер фиксирует лишь конечный результат и дает указание на выполнение следующего технологического цикла. Поскольку «цепь» содержит большое число звеньев, происходит сильное ис­кажение информации (обратная связь осуществляется последова­тельно через все звенья цепи к лидеру); например, в случае, когда исполнитель (последнее звено цепи) вносит какое-либо предло­жение, оно проходит «по инстанциям» к высшему руководству, причем каждый следующий член сети может внести коррективы в это предложение.

Такая сеть, в которой лидер фактически не может осуществ­лять эффективный контроль на всех участках, применима только тогда, когда члены группы сами заинтересованы в выполнении порученных заданий и контролируют действия своих ближайших «соседей».

«Игрек», или «цепь со сторожем», — коммуникативная сеть, имеющая разветвления. Здесь «сторож», перерабатывающий ин­формацию для лидера, ставится на разветвлении сети. Присутст­вие «сторожа» исключительно важно для лидера, так как позволя­ет ему получать обобщенную информацию сразу из двух цепей без информационной перегрузки. Конфигурация «игрек» характер­на, в частности, для линейных иерархических структур; в этом случае к руководителю поступает обобщенная информация о дея­тельности нескольких отделов от заместителя, помощника или диспетчера.

При многих достоинствах разветвленные коммуникативные сети имеют ряд недостатков: наличие искажений в сетях и - самое главное — концентрация больших ресурсов информационной власти у «сторожей», которые могут обобщать, перерабатывать и передавать информацию в нужном для них виде, что снижает зна­чимость и возможности управления у руководителя или лидера.

«Тент» — конфигурация коммуникативной сети, часто исполь­зуемая в продуктовых или многопрофильных структурах управле­ния. Здесь предусматривается прохождение информации по от-

206

дельным ветвям структуры с разделением по отдельным регионам или продуктам.

«Палатка» — коммуникативная сеть, в которой наряду с верти­кальными официально допускаются горизонтальные каналы коммуникации, но только между верхними эшелонами управлен­ческой структуры; горизонтальные связи на средних и низших уровнях управления отсутствуют. Таким образом, «палатка» не предусматривает участие низших слоев организации в управлении процессами, но она позволяет образовывать коалиции между представителями высшего уровня руководства.

«Паутина» — коммуникативная сеть, характеризуемая боль­шим числом беспорядочных коммуникативных связей, хаотичным контролем и сложностями при передаче строго дозирован­ной и надежной информации. Представление о «паутине» дает группа, в которой каждый говорит с каждым и со всеми, улавливая в этом огромном потоке информации только ту, которая необхо­дима ему в настоящий момент, а контролирующая и управляющая роль лидера сведена к минимуму. Такая сеть однозначно призна­ется исследователями неэффективной для организации, но это не значит, что она эффективна в условиях неформальной коалиции или в дружеской компании.

Позиции членов группы в коммуникативных сетях неоднозначны. Одни из них в основном только воспринимают информацию, другие накапливают ее, третьи создают или перерабатывают, следовательно, можно говорить о наличии коммуникативных ролей у членов группы или подразделения организации (табл. 13.3).



207




Анализ этих ролей позволяет понять, почему между каки­ми-либо подразделениями организации нарушена связь, где кана­лы коммуникации перегружены и т.п., и своевременно ввести те или иные должности (роли), чтобы устранить дефекты системы коммуникации.

^ Предназначение коммуникативных сетей в деятельности органи­зации определяет их разделение на следующие виды:

-сеть власти — служит для передачи директив, команд, распоряже­ний, приказов и отчетности об их исполнении и обычно имеет вертикальную направленность — в основном от верхних структур­ных составляющих к нижним, чаще всего официально оформле­на, носит формальный характер;

- сеть обмена информацией — служит для передачи сообщений о состоянии дел в организации, достижениях отдельных подразде­лений, научных или технических новостях, перемещениях внутри организации и за ее пределами. Каналы сети обмена информаци­ей чаще всего не совпадают с властными вертикальными канала­ми информации;

сеть задача—экспертиза — один из видов сетей обмена информа­цией, которые обеспечивают передачу специализированных зна­ний, опыта и навыков, необходимых для достижения целей под­разделений организации и в конечном итоге достижения общих целей-заданий и целей системы.

При этом главная задача, решаемая с помощью сетевого под­хода, состоит в выявлении полных коммуникативных сетей (фор­мальных и неформальных), исследовании их положения и усло­вий существования в организации, а также возможных совмеще­ний и дублирования при передаче информации.

Такой подход позволяет ответить на следующие вопросы:

208

- правильно ли организация разделена на структурные составляю­щие (подразделения и службы);

- какие механизмы эффективны для координации действий работ­ников;

- достаточно ли в организации должностей (функциональных ро­лей) для осуществления регулирования, фильтрации и связыва­ния информационных потоков, передачи идей и технологий.

Трансакционная модель коммуникаций основана на предположе­нии о том, что каждый член организации, вступая в контакты с другими индивидами, обладает ограниченным «набором» состоя­ний своего Я. Выбор определенного состояния придает взаимо­действиям конкретный смысл и содержание.

При межличностной коммуникации каждый индивид может вести себя по-разному в соответствии с одним из трех основных состояний Я:

- состояние Я, ориентированное на образы родителей (состояние «родитель»), характерное для руководителей, лидеров, экспертов при их взаимоотношениях с остальными членами социальной группы или подразделения в организации;

- состояние Я, автономно направленное на объективную оценку реальности (состояние «взрослый»), прежде всего на оценку си­туации общения, признания за партнером знаний, опыта и спо­собностей; в основном отличается стремлением к равному диало­гу и равноценным социальным обменам;

- состояние Я, действующее с момента его фиксации в раннем дет­стве (состояние «ребенок») и характеризующееся стремлением к игре, развлечению, а также восприятию указаний «взрослого».

При этом процесс взаимного обмена информацией может быть:

- параллельным, когда стимул (посылаемая информация) влечет за собой уместную, естественную ожидаемую реакцию, а процесс коммуникации протекает гладко, без напряжения;

- пересекающимся, когда стороны обмениваются информацией, но имеют разные позиции, неадекватно воспринимают внутрен­нее состояние партнера, что обусловливает напряженность в от­ношениях и даже их разрыв, отказ от общения и социально-пси­хологические конфликты.

209

Трансакционный подход полезен для руководителя, чтобы корректировать собственное поведение при контактах с подчи­ненными, а также:

- при выявлении возможных преград в коммуникативных процес­сах;

- при выборе форм оптимального поведения при взаимодействиях в различных ситуациях;

- при профилактике социальных конфликтов и ситуаций напря­женности;

- при поиске возможностей для изменения поведения партнера в ходе обмена информацией.

Однако анализ трансакций касается только межличностных коммуникаций и не может служить основой для анализа комму­никативных сетей организации.

§ 13.5. Дефекты коммуникативных сетей

Создание коммуникативных сетей, формирова­ние устойчивых коммуникативных каналов сопряжены с рядом трудностей, вызванных: дефектами в каналах информации, де­фектным кодированием или декодированием получаемых сооб­щений.

Проблемы, связанные с созданием эффективно действующих коммуникаций, можно разделить на две основные группы - про­блемы структурных коммуникаций и проблемы, возникающие в ходе межличностного общения.

Основная проблема коммуникаций между элементами орга­низационной структуры обусловлена неопределенностью во взаимоотношениях между отдельными структурными единицами организации, например распоряжения и директивы руководяще­го органа организации могут не соответствовать ситуации, не по­ниматься подчиненными или дублироваться; последующее сооб­щение может противоречить ранее посланным; горизонтальные связи между отдельными подразделениями или членами органи­зации становятся ненадежными; информация к подразделениям поступает хаотично, что вызывает информационный голод или, наоборот, избыток противоречивой информации.

В условиях неопределенности в коммуникативных процессах могут усиливаться барьеры, такие, как искажение сообщений, ин­формационные перегрузки, недостатки в структуре организации, высокая степень пространственной дифференциации.

^ Искажение сообщений — явление, при котором в структурные единицы организации поступает информация, не соответствую­щая реальной ситуации. Искажения в организационных комму­никациях бывают:

- непреднамеренные, которые возникают в силу недостатка ин­формации, неясности ситуации или затруднений в межличност­ных контактах;

- сознательные, представляющие гораздо большую опасность при принятии решений в организации и постановке целей: в данном случае промежуточное звено в коммуникативной цепочке не со­гласно с содержанием сообщения (например, с распоряжением вышестоящего органа управления) и стремится изменить харак­тер его воздействия;

- фильтрация информации в сообщении, когда отсекается ненуж­ная в данный момент информация и остается только суть. Эта опе­рация в коммуникативном процессе может привести к потере ин­формации, вредным упрощениям, которые препятствуют приня­тию эффективных управленческих решений. Отрицательный эффект фильтрации наблюдается, когда высших руководителей пытаются снабжать только информацией положительного содер­жания, не доводя до их сведения наиболее острые проблемы; ко­гда существует страх перед наказанием; ощущается бесполезность информации из-за ее неправильной оценки.

^ Информационные перегрузки возможны в тех случаях, когда члены организации не в состоянии эффективно реагировать на всю необходимую им информацию и отсеивают определенную ее часть, по их мнению, наименее важную. Однако возможна ситуация, когда именно эта часть информации будет особенно нужна для обеспе­чения нормального функционирования организации или ее под­разделения. Особенно часто информационная перегрузка наблю­дается у руководителей, замыкающих на себе решение многих (даже самых мелких) вопросов, связанных с управлением деятель­ностью подразделений организации. Отсутствие четких фильтров и членов организации, выступающих в роли «сторожей», не по­зволяет руководителю эффективно использовать самую важную часть поступающей к нему информации.

2011

^ Недостатки в структуре организации оказывают существен­ное негативное влияние на функционирование коммуникатив­ных сетей, например:

- при неудачной конфигурации (существование большого числа уровней управления) информация, проходя от уровня к уровню, теряется или искажается;

- при отсутствии устойчивых горизонтальных связей между отдельны­ми подразделениями организации, когда руководство организации допускает только вертикальные связи, а коммуникации между подраз­делениями одного уровня считаются незначимыми и ненужными;

- при наличие конфликтов между отдельными группами и подраз­делениями организации.

^ Высокая степень пространственной дифференциации создает преграды для прохождения информации по определенным ком­муникативным каналам в силу удаленности отдельных структур­ных единиц организации. В первую очередь это касается каналов контроля и обратной связи, а также каналов, по которым переда­ется печатная информация (документы, научная или технологи­ческая литература и т.д.). Вследствие этого может возникнуть вза­имное недоверие между членами организации, снижается эффек­тивность взаимодействия.


Скачать файл (7689.3 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru