Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Лекция - Социальная мобильность - файл 1.doc


Лекция - Социальная мобильность
скачать (68 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc68kb.16.11.2011 09:16скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
3. Социальная мобильность.

Люди находятся в постоянном движении, а общество – в развитии. Совокупность социальных перемещений людей в обществе, т.е. изменений своего статуса, называется мобильностью. Эта тема интересовала человечество с давних пор. Неожиданное возвышение человека или его внезапное падение – излюбленный сюжет народных сказок.

Давайте отметим, что, в системе стратификации индивиды или группы могут перемещаться с одного уровня (слоя) на другой. Этот процесс называется социальной мобильностью.

Существуют два основных вида социальной мобильности – межпоколенная и внутрипоколенная, и два основных её типа – вертикальная и горизонтальная.

Межпоколенная мобильность предполагает, что дети достигают более высокой социальной позиции либо опускаются на более низкую ступеньку, чем их родители. Пример сын шахтёра становиться инженером. Исследования показывают, что значительная часть украинского населения перемещается хотя бы немного вверх или вниз в классовой иерархии в каждом поколении.

^ Таким образом, межпоколенная мобильность определяется сравнением социального статуса родителей и их детей в определённый момент карьеры тех или других.

Внутрипоколенная мобильность имеет место там, где один и тот же индивид в отличии от родителей на протяжении жизни несколько раз меняет социальные позиции. Иначе такая мобильность называется социальной карьерой. Пример: токарь становиться инженером, а затем начальником цеха, директором завода, министром машиностроительной отрасли.

Результаты исследования показывают, что многие украинцы в течении своей жизни меняли род занятий. Однако мобильность у большинства носила ограниченный характер. Перемещения на короткое расстояние является правилом, а на большие – исключением.

^ Отметим, внутрипоколенная мобильность предполагает сравнение социального статуса личности в течении продолжительного времени.

Теперь поговорим о типах социальной мобильности. Вертикальная мобильность подразумевает перемещение из одно страты (сословия, класса, касты) в другую. В зависимости от направления перемещения существуют восходящая мобильность (социальный подъём, движение вверх) и нисходящая мобильность (социальный спуск, движение вниз). Повышение в должности – пример восходящей мобильности, разжалование – пример нисходящей.

^ Итак, вертикальная мобильность – изменение положения индивида, которое вызывает повышение или понижение его социального статуса.

Горизонтальная мобильность подразумевает переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне. Примером служат переход одной семьи (родительской) в другую (свою собственную, вновь образованную), смена одного гражданства на другое, одной профессии на другую. Подобные движения происходят без заметного изменения социального положения в вертикальном направлении.

^ Запишем, горизонтальная мобильность – изменение социального положения, которое не приводит к повышению или понижению социального статуса.

Разновидностью горизонтальной мобильности является географическая мобильность. Она подразумевает не изменение статуса или группы, а перемещение из одного места в другое при сохранении прежнего статуса. Примером: международный или межрегиональный туризм, переезд из города в деревню и наоборот, переход с одного предприятия на другое.

Если к перемене места добавляется перемена статуса, то географическая мобильность превращается в миграцию. Если деревенский житель приехал в город, чтобы навестить родственников, то это географическая мобильность. Если же он переселился в город на постоянное место жительства и нашёл здесь работу, то это уже миграция. Он поменял профессию.


^ Социальные взаимодействия и социальные отношения.

Социальные институты общества.


  1. Социальное взаимодействие. Социальные отношения как формы проявления социальных взаимодействий.

  2. Социальные институты как форма организации совместной деятельности.

  3. Социальные организации: сущность, виды.

  4. Трудовой коллектив как социальный институт (самостоятельно).


1-й вопрос

Социальные действия это – система поступков, средств, методов, при помощи которых лицо или группа намеревается изменить поведение, установки или мнение других лиц или групп.

Элементарное социальное действие имеет следующую структуру: 1) действующее лицо; 2) ситуация; 3) условия, включающие цель действия и нормативные предписания.

М. Вебер выделил следующие типы социального действия: целенаправленное действие, ценностно-рациональное, аффективное, традиционное. (например, выбор химтеха для учебы может быть целенаправленным - получение высшего образования, маленький конкурс, ценностно-рациональным – со школы увлекался химией и сознательно выбрал этот вуз, традиционным – мама и папа – химики, аффективным – связано с эмоциями при выборе места учебы – протест)

Социальное взаимодействие - это система взаимообусловленных социальных действий, по которым действия одного субъекта (индивида, группы, общности) одновременно являются причиной и следствием определённых действий другого. Это форма коммуникации или общения, представляющая собой систему социальных действий по меньшей мере двух лиц или лбщностей, или индивидп и общности.

Анализу социальных взаимодействий посвящено не мало научных теорий. Основоположником теории социального взаимодействия считают американского социолога Джорджа Хоманса. Суть механизма социального взаимодействия он видит в стремлении людей к получению наград, выгод и взаимному обмену ими. Всего же 4 основных концепций социальных взаиодействий.

^ 1. Теория социального обмена. Её автор Дж. Хоманс. Люди взаимодействуют друг с другом на основе своего опыта, взвешивая всевозможные вознаграждения и затраты.

4 принципа взаимодействия:

  1. Чем больше вознаграждается определенный тип поведения,

тем чаще оно повторяется, тем чаще будет социальное взаимодействие.

  1. Если вознаграждение за определенные типы социального

взаимодействия зависит от каких-либо условий, то индивид (или общность) стремиться воссоздать эти условия.

  1. Если вознаграждение велико, то человек (общность) готов

затратить больше усилий ради его получения.

  1. Когда потребности человека близки к насыщению, он в меньшей

степени готов к взаимодействиям для их удовлетворения.

Хоманс считает, что таким образом можно анализировать даже сложные виды взаимодействия: отношения власти, переговорный процесс, лидерство и т.д.

^ 2. Теория символического интеракционизма. Сформулировал её американский философ и социолог Джордж Мид (1863-1931), который отрицал, что поведение людей – это пассивная реакция на вознаграждение или наказание. Ученый рассматривал поступки людей как социальное поведение, основанное на коммуникации, в которой человек реагирует не только на действия, но и на намерения других людей. Идея этой концепции заключается в представлении о том, что поведение людей по отношению друг другу и предметам окружающего мира определяется тем значением, которое они им придают.

Мид выделил два типа действий: значимые и незначимые. Для понимания мотивов действия человека нужно представить себя в её роли. Значимые события обретают символическое значение, когда понятие, действие или предмет символизируют или выражают содержание другого понятия, действия или предмета. А взаимодействие между людьми является беспрерывным диалогом, в процессе которого они наблюдают, осмысливают намерения друг друга и реагируют на них.

^ 3. Теория драматического подхода (теория управления впечатлениями). В её основе принципы управления впечатлениями в социальном взаимодействии. Рассматривает социальные ситуации как миниатюрные драматические спектакли: люди действуют подобно актёрам на сцене, создавая определённые впечатления.

Автор драматического подхода Е. Гоффман считает, что люди сами создают ситуации, похожие на драмаатические спектакли, в которых люди-актёры своими взаимодействиями стремятся создать и поддерживатьблагоприятные впечатления о себе.

4. Психоаналитическая теория (З. Фрейд). Основана на идее, что межличностное взаимодействие находится под глубоким влиянием понятий, усвоенных в раннем детстве, и конфликтов, пережитых в этот период.

^ Виды социального взаимодействия классифицируют следующим образом:

- В зависимости от количества субъектов взаимодействующих лиц: между двумя людьми, между индивидом и группой, между группами;

- В зависимости от качества индивидов – одно и разнополое; из лиц сходных по ряду признаков и различных между собой;

- По характеру взаимоотношений субъектов взаимодействия: односторонние и двухсторонние взаимодействия, солидарные (согласованные) и антагонистические (враждебные);

- По длительности: краткосрочные и долгосрочные;

- По степени упорядоченности - организованные или неорганизованные;

  • С точки зрения осознания: 1. Оба индивида взаимодействуют сознательно. 2. Обе стороны действуют бессознательно. 3. Сознательная реакция на бессознательный акт. Бессознательная реакция на сознательное действие.
    – В зависимости от «материи обмена» и процесса общения:
    1. Интеллектуальные (умственные) взаимодействия (обмен идеями). 2. Чувствительно-эмоциональные (обмен эмоциями). 3. Волевое взаимодействие (обмен волевыми решениями и приказами)


Понятие “социальные отношения” и их классификация.

Важнейшей формой выявления социальных длительных, системных, обновляемых, различных по содержанию связей являются социальные отношения.

Социальные отношения – это система нормированных взаимодействий между двумя (и более) партнёрами на основе определённой платформы (т.е. интереса). За этим понятием всегда скрывается какая-то цель (или цели), которую хотят достичь объединившиеся люди.

^ Выделяют различные виды социальных отношений:

  • По объёму властных полномочий: отношения по горизонтали, отношения по вертикали.

  • По степени регламентирования: формальные (официально оформленные), неформальные.

  • По способу общения индивидов: безличностные или опосредованные, межличностные или непосредственные.

  • По субъектам деятельности: межорганизационные, внутриорганизационные.

  • По уровню справедливости: справедливые или несправедливые.


^ 2-й вопрос (институты)

Проще говоря, известно, что животные приспосабливаются к среде посредством инстинктов- мощных инструментов выживания, выкованных многомиллионной эволюцией. Они помагают им бороться за существование и удовлетворять важнейшие жизненные потребности. А как быть человеку? Ведь он растерял почти все свои инстинкты, а оставшгиеся не очень то помагают человеку выжить в опасном и постоянно меняющемся окружении.

Роль инстинктов в человеческом обществе выполняет социальные институты – мощные инструменты выкованные тысячелетней культурной эволюцией. Они помагают бороться за существование и успешно выживать, но не отрдельному индивиду, а всему сообществу.

социальный институт – это устойчивый комплекс норм, правил, символов, регулирующих различные сферы человеческой жизнедеятельности и организующих их в систему ролей и статусов, с помощью которых удовлетворяются основные жизненные и социальные потребности.

Основные институты есть в каждом обществе – от примитивного до самого современного. Иначе это не общество.

Как уже говорилось предназначение социальных институтов – удовлетворять важнейшие жизненные потребности коллектива. Если происходят сбои в их функционировании – это беда для всего общества. Каждый человек наделён потребностями в избытке, к тому же у каждого индивидуальная комбинация потребностей. Но фундаментальных, важных для всех не так уже много. иХ всего 5, ровно и 5 основных социальных институтов:

^ 1. Потребность в воспроизводстве рода (институт семьи и брака).

2. Потребность в безопасности и социальном порядке (политические институты - государство).

^ 3. Потребность в добывании средств существования (экономические социальные институты - производство).

4. Потребность в передачи знаний, социализации подрастающего поколения, подготовка кадров (институты образования, в широком смысле, т.е. включающие науку и культуру).

^ 5. Потребности в самореализации, в решении духовных проблем, смысла жизни (институт религии, искусство).

Каждый институт выстраивается вокруг стандартного решения определённого набора проблем. Институт семьи главное внимание уделяет воспроизведению, социализации и материальному обеспечению детей; экономические институты – производству и реализации товаров и услуг, политические институты – защите граждан друг от друга и от внешних врагов; религиозные институты – усилению социальной солидарности и согласия; институты образования – передаче культурного наследия из поколение в поколение.


^ 2-й вопрос - Социальные организации: сущность, виды

Мы уже с вами говорили о том, что взаимодействие человека с обществом не происходит и не может происходить напрямую. Это опосредованный процесс. Звеньями, параметрами этого опосредованного процесса взаимодействия являются различные социальные структуры, отражающие взаимодействие человека и общества на том или ином уровне социальной структуры.

^ В этом плане социальная организация понимается как система отношений, объединяющих какое-то число индивидов (групп) для достижения определённой цели.

Социальные организации имеют ряд основных черт:

Во-первых, они обладают целевой природой, поскольку создаются для реализации определенных целей, стремятся как можно быстрей и эффективней достичь этой цели.

Организации представляют собой одновременно средство и инструмент обеспечения функции объединения людей, регулирования их деятельности для достижения цели, которой нельзя достичь в одиночку.

Во-вторых, члены организации распределяются по иерархической лестнице соответственно ролям и статусам.

Таким образом социальная организация – это сложная система связанных между собой и ролей входящих в неё членов. Она даёт возможность индивиду реализовать свои потребности, интересы, в тех границах, которые устанавливаются социальным статусом человека, нормами и ценностями, принятыми в конкретной социальной организации.

В-третьих, характерная черта организации, обусловлена разделением труда, его специализацией по функциональному признаку.

Организации строятся по вертикали и горизонтали. В вертикальных структурах всегда имеются управляющая и управляемые подсистемы. Управляющая система координирует функционирование горизонтальных структур. Построение организации по вертикали обеспечивает достижение единства целей, придаёт организации эффективность и стабильность функционирования.

В-четвёртых, управляющие подсистемы формируют свои механизмы и средства регулирования и контроля за деятельностью различных элементов организации.

^ Типы и формы организаций, понятие бюрократии.

Организации подразделяются на два основных типа: формальные и неформальные.

Формальные организации.

Современные общества становятся всё более сложными системами, и в соответствии с этим усложняются требования, предъявляемые к функционированию групп. Как отмечалось выше, общественные организации традиционных обществ основывались на родственных связях. Разделение труда было примитивным; люди принадлежали одно культуре; формальных законов не существовало.

Современные общества состоят из миллионов людей и уже не в состоянии опираться исключительно на первичные групповые структуры в достижении социальных целей. Продукты питания должны производиться, перерабатываться и транспортироваться на значительные расстояния для снабжения населения больших городов.

Члены больших разнородных сообществ больше не могут рассчитывать на членов семьи или соседей в вопросах закрепления групповых норм и стандартов. Дети не могут получать образование «естественным путём», как они учатся ходить и говорить. А научная медицина в союзе с усложнившимися врачебными технологиями обеспечивает наиболее эффективное лечение, чем народные средства.

Для выполнения этих и многих других задач людям требуются группы, создаваемые специально для достижения конкретных целей. Такими группами являются формальные организации.

Формальные организации – это способ организации взаимодействия людей путём формализации их связей, статусов и норм, т.е. на основе юридически фиксированного статуса и нормативной базы существования, в которой закрепляется структура организации, тип решаемых задач, а также главные права и обязанности её членов.

К ним относятся разветвлённые государственные структуры – от местных муниципальных до федеральных правительственных организаций, крупные транснациональные корпорации, крупные университеты, больницы, профессиональные союзы и фермерские ассоциации.

Современное общество – это сплетение формальных организаций, которые возникают, распадаются, реорганизуются, сливаются и вступают друг с другом в бесчисленные взаимодействия.

Хотя существование формальных организаций исчисляется тысячелетиями, начиная с древнейших государств, таких как Месопотамия, Египет, Китай только в последние годы они приобрели такой масштаб.

^ Современные общества также называют организационными обществами.

Типы формальных организаций.

Люди вступают в формальные организации по целому ряду причин. Социолог Амитаи Етциони классифицирует организации исходя из эти причин и выделяет три основных типа организаций: добровольные, принудительные и утилитарные.

Добровольные организации – это ассоциации, члены которых обладают правом свободного вступления и выхода. Примерами таких организаций являются: клуб шахматистов, общество охраны природы, ветеранов афганской войны, общество рыболовов. Члены таких организаций не получают платы за участие в их деятельности. Индивиды вступают в добровольные организации, чтобы заполнить свободное время, пообщаться с единомышленниками, послужить какому то делу или постараться помочь самому себе.

Членами некоторых принудительных организаций становятся против своей воли. Люди могут попасть в клинику для душевно больных, быть приговорены к тюремному заключению или призваны на службу в армию.

Социолог Эрвин Гоффман изучал жизнь людей в так называемых тоталитарных институтах, - социальных институтах, цель которых – в условиях изоляции людей от остального общества в течении продолжительного периода времени подчинить их строго регламентированным нормам поведения. В таком окружении индивиды подвергаются различным процедурам, в ходя которых их систематизировано стремятся избавить от прежних ролей и убеждений и навязать новые роли.

Начальный этап пребывания в таких организациях часто подразумевает подавление личности. Индивидов разлучают с семьями и друзьями, олицетворяющими для них связь с их прежними социальными ролями. Их приучают к организационным правилам и внутренней дисциплине, отбирая личные вещи и одёжду, связанные с привычным образом жизни. С помощью единообразных стрижек, форменной или стандартной одежды устанавливается принадлежность людей к новой институциональной структуре. Часто достоинство новичков всячески ущемляется – их заставляют выполнять грязную или унизительную работу, подвергают оскорбительным эпитетам (социологи называют такую процедуру «церемонией деградации»). Всё это делает индивидов психологически и эмоционально восприимчивыми к тем ролям и принципам, принятия которых требуют от них принудительные формальные организации.

Индивиды также вступают в формальные организации, созданные с практическими целями, - в утилитарные организации. Университеты, корпорации, фермерские ассоциации, профсоюзы, правительственные и частные фонды принадлежат к числу формальных организаций, созданных людьми для выполнения насущных повседневных задач.

Утилитарные организации представляют собой нечто среднее между добровольными и принудительными организациями: членство в них не является ни полностью добровольным, ни исключительно обязательным. К примеру, никто не будет заставлять вас поступить на работу в корпорацию, но если вам понадобиться средства к существованию, вам просто необходимо будет согласиться на эту должность.

Неформальные организации.

^ Правила, постановления, процедуры и межличностные отношения, предусмотренные в структуре, редко соответствуют реалиям жизни.

Формальная организация порождает неформальную организацию – сети межличностных связей, которые возникают в формальной организации, но не предписываются её.

^ Давайте отметим, что неформальная организация – это способ организации взаимодействия людей на основе сходных ценностных ориентаций и интересов, а также взаимных симпатий, без формализации связей между ними, статусов и норм.

^ Эти неформальные структуры обеспечивают средства, с помощью которых люди обходят или нарушают правила, обмениваются «общими знаниями», совершают тайные поступки.

Неформальная организация уходит корнями в формальную. Чтобы избежать бюрократической волокиты, работники часто заключают друг с другом неформальные соглашения.

В самом деле для того, чтобы формальная организация работала без сбоев, ей необходима организация неформальная для интерпретации и поддержки её целей и деятельности.

Кроме того, исследования выявили также важную роль неформальной группы в поддержании трудовой дисциплины, пресечения воровства со стороны отдельных рабочих.


Скачать файл (68 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru