Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Влияние СМИ на психологическое здоровье и на духовно-нравственное развитие детей и подростков - файл 1.doc


Влияние СМИ на психологическое здоровье и на духовно-нравственное развитие детей и подростков
скачать (250.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc251kb.04.12.2011 03:51скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2   3
Реклама MarketGid:
Загрузка...
СОДЕРЖАНИЕ
стр.

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ВЛИЯНИЕ СМИ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ …………………………………………………….7

1.1.Психологические механизмы влияния СМИ на психику человека.7

1.2. Деформация нравственного сознания СМИ и пути его

восстановления …………………………………………………………...15
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СМИ НА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ
2.1. Анализ СМИ как стихийно складывающегося условия

воспитания детей…………………………………..……………………………26

2.1. Анализ практики работы школы по эстети­ческому

воспитанию школьников………………………………………………………..26

2.2. Экспериментальная проверка влияния СМИ на духовное развитие детей ……………………………………………………………………………...42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….154
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………..157
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………….163
ВВЕДЕНИЕ
… Но одно или два поколения разврата теперь необходимо, разврата неслыханного, подленького, когда человек обращается в гадкую, трусливую жестокую, себялюбивую мразь… Вот чего нам надо! Учитель смеющийся с детьми над их Богом и их колыбелью, уже наш.

Ф. Достоевский «Бесы».
В настоящее время многие отечественные психологи, педагоги, врачи бьют тревогу о нарастании с каждым годом тенденций ухудшения психического здоровья детей. Ими отмечены серьёзные нарушения в эмоциональной и интеллектуальной сфере развития детей.

Ужасающую картину открывает нам статистика. Интенсивность самоубийств в России сегодня достигла катастрофических цифр. 20 самоубийств в год на 100 тысяч населения считается предельным, критическим порогом, даже по данным ВОЗ. А за последние 10 лет показатели самоубийств в России в 2 раза превышают эти критические показатели. До революции в Императорской России (данные 1890 года) было 2,7 самоубийств на 100 тысяч человек в год. До 17-го года Россия по числу самоубийств стояла на одном из последних мест в мире. Перед перестройкой мы достигли средних европейских цифр, а в последние 10 лет – запредельных цифр, и теперь по числу самоубийств находимся на одном из первых мест в мире. За 7 лет количество самоубийств увеличилось в полтора раза и теперь достигло в среднем по России 40 самоубийств, а в отдельных регионах – 150 – 180 самоубийств в год на 100 тысяч человек [13].

По данным, приведенным К.Гордеевым за 10 лет число умерших от наркомании среди детей увеличилось в 40 раз. В стране от 2 до 5 миллионов беспризорных. Вероятность вырасти в нищете для вновь родившегося составляет 70%, а вероятность стать алкоголиком, наркоманом или преступником – 30% [там же].

Особо страшна статистика самоубийств детей. Сравним две цифры. Во всей Императорской России 1907 года, например, было 151 самоубийств молодых людей в возрасте до 20-ти лет. А в 2007 году покончили с собой свыше 5 тысяч детей и подростков в возрасте до 20-ти лет. Увеличивается удельный вес детей самоубийц 10 – 14-ти лет. Отдельной строкой даже в госстатистике выделяются интенсивность самоубийств детей в возрасте 5 – 9 лет. Многие специалисты утверждают о латентной стороны вышеуказанной статистики, которой превышает вдвое.

Каковы же причины такого страшного положения?

Многие современные психологи видят духовные причины этого явления, которое давно известно в христианской науке о человеке – антропологии. То, что «не хлебом единым жив человек», теперь признаётся как важное открытие психологии. Человек ищет смысл жизни. Стремление к осмыслению жизни человеку свойственно всегда, особенно в отрочестве и в юности. А оно разрушается большинством наших средств массовой информации (СМИ), современной псевдокультурой, путём пропаганды насилия, извращений, безумия, абсурда, смерти и патологического индивидуализма. Смысл жизни сводится к низшим влечениям, получению физиологических, «животных» наслаждений. Поэтому формируются такие личности, которые с позиции мировой психиатрии оцениваются как патологические.

Специалисты подчёркивают рост заболевания детей тяжёлыми психозами, умственной отсталостью и слабоумием. Происходит разрушение человека на духовно-нравственном, психическом, психологическом и психосомотическом уровне. Через телевидение и прессу, через школьные программы насаждается культ секса, который имеет прямое отношение к такому разрушению духа и души людей, которые приводят их к самоубийству, а в лучшем случае, к алкоголизму и наркомании.

Детские психологи и психиатры убеждены в следующем:

  1. дети часто в игре или жизненных ситуациях подражают увиденному на экране;

  2. дети склонны отождествлять себя с отдельными жертвами или агрессором и переносить эти роли в реальные ситуации;

  3. дети могут в результате увиденного счесть насилие приемлемой моделью поведения и способом решения своих проблем [1].

Ужасающая статистика жестокости и подростковой преступности в России последних лет свидетельствует о правильности выводов учёных: подавляющее большинство несовершеннолетних преступников при выяснении мотивов истязаний, убийств, изнасилований и других преступлений против личности указывали прямо или косвенно на «экранные аналогии». Об этом свидетельствуют и зарубежные учёные. М. Хюсман с группой исследователей отслеживали корреляцию между просмотром телепередач и агрессивностью в течение 20-ти лет. Они обнаружили, что тяжесть совершённых преступлений у 30-летних напрямую связана с имевшимися у них в детстве предпочтениями в телепередачах [19].

Компьютер и компьютерные игры (столь популярные сегодня среди детей) не уступают своим разрушающим влиянием СМИ. Многие диски с играми пестрят чудовищными названиями («Bloodrain» – кровавый дождь (англ.), «Обитель зла» и другие). Тут, как говорится, комментарии излишни. В то же время, современные дети пользуются СМИ активно. СМИ оказывает на детей влияние, которое часто стихийно складывается и слабо контролируется взрослыми.

Основываясь на вышеуказанных данных, мы считаем бесспорной актуальность проблемы выявления влияния СМИ на психологическое здоровье и духовно-нравственное развитие ребенка.

Поэтому предметом нашего исследования стал процесс влияния СМИ на духовно нравственное развитие детей и подростков.

^ Объект исследования – процесс духовно-нравственного воспитания в детском саду, школе, христианских семьях.

Задачи исследования:

1) ознакомиться с психолого-педагогической литературой, влияние СМИ на духовно-нравственное развитие детей;

2) изучить традиционные взгляды на духовно-нравственное развитие человека в русле отечественной, православной традиции;

3) раскрыть и обосновать психолого-педагогические условия духовно-нравственного воспитания личности, способной противостоять вредоносным влияниям СМИ.

^ Методы исследования. В работе мы использовали следующие методы психолого-педагогического исследования: теоретические (изучение и анализ философской, педагогической, психологической, научно-методической, духовной литературы по проблеме исследования; содержания телепередач, компьютерных игр, периодических изданий и т. д.; их анализ и сопоставление; эмпирические (наблюдение, сравнение, опрос, анкетирование, анализ и обобщение опыта, анализ количественных и качественных результатов исследования, констатирующий эксперимент).

^ Практическая значимость исследования. Результаты нашей работы могут быть использованы в педагогической деятельности воспитателей детских садов, учителей и классных руководителей, в семейном воспитании.

Научная новизна исследования заключается в попытке внимательно изучить конкретные психологические механизмы влияния СМИ на духовно-нравственное развитие детей.

Результаты исследования обсуждались в православном культурно-воспитательном центре города Курганинска; Констатирующий эксперимент проводился в образовательных и воспитательных учреждениях г.Курганинска Краснодарского края (школы № 1, № 4, детские сады № 16, № 21); использовались при работе с родителями средней школы № 1 г. Курганинска. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

ГЛАВА 1.

^ ВЛИЯНИЕ СМИ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ


    1. Психологические механизмы влияния СМИ на психику человека.


Особо важна на сегодняшний день проблема – дети и СМИ. Учитывая вышеуказанную статистику, актуальность этой проблемы очевидна. Если раньше воспитанием личности занимались родители, то сейчас, по причине большой занятости, взял на себя эту функцию телевизор, и другие средства массовой информации.

Проблема усугубляется тем, что многие наши педагогические газеты и журналы преступно молчат, не бьют в набат, зная растлевающее воздействие СМИ.

Нами было проанализировано несколько педагогических журналов и газет, таких как «Дошкольное воспитание», «Педагогика», «Учительская газета» и другие. Только журнал «Педагогика» в одном из номеров напечатал маленькую заметку на вышеуказанную тему.

Многие отечественные психологи, в частности Р.С. Немов, О.Николаева, В.П.Филимонов и другие считают, что массовым средством воздействия на личность ребенка стало сейчас телевидение, и ему в ближайшее время каких-либо серьезных конкурентов не предвидится. На втором месте по воспитательной значимости находится печать и компьютер.

Р.С. Немов отмечает, что СМИ, пропагандируя упрощенную, примитивную культуру (если вообще это можно назвать культурой), затмевает высокую культуру, настоящую, признанную в мире и получающую высокую оценку у специалистов, тем самым дети усваивают не настоящую, а псевдокультуру [34].

О. Николаева в своей книге «Современная культура и Православие» пишет: «… все то, что не отражено в мире телевидения, оказывается переферийным по отношению к главным тенденциям современности» [8].

В. П. Филимонов считает, что с помощью средств манипуляции (СМИ) массовым сознанием воинствующая ложь овладевает умами великого множества людей. Это влечет за собой необратимое изменение мировоззрения – потерю исторической памяти, национальных традиций и обезличивание. Посредством масс-культуры и телевидения устанавливается информационная власть над душами людей. Так, с помощью методов интенсивной психологии, подавляется благодатная свобода личности.

Мы помним аварию на телебашне Останкино. После аварии пресса формулировала возникшее у миллионов людей состояние так: появилось ощущение, что жизнь в стране остановилась; отрезанность от мира рождает чувство страха; человек лишается своего второго «я». В психиатрии подобное явление известно под названием «феномена альтернирующей личности» или «синдром двойного сознания» [9].

Как мы видим, не утешительны современные тенденции о нашем СМИ. Общую картину о СМИ так характеризует Ю. Воробьевский: «…И вот результат. Уж если обнаженная натура, то показана соблазнительно. Если шуточная, то впору «без ума смеяться». Если новость – то не всегда поймешь, где, правда, а где ложь» [там же стр. 263].

Журналист Олег Маркелов заключает эту тему таким мнением, что благодаря СМИ и современной электронной технологии именно наш «просвещенный» век отмечен невиданным по мощности и масштабам выбросом демонических энергий [28].

Мы не ставим перед собой задачу анализа оккультных направлений, но тенденции оккультизма могут быть без труда замечены в ряде радио и телепередач, в печатных изданиях.

Педагоги и родители говорят о большой популярности телеэкрана у детей и подростков.

В чём же причина? Первое – это гипнотическое воздействие. Не только ребёнок, но и взрослый человек с его более крепкой и устойчивой психикой не может противостоять этому воздействию, даже если он критически воспринимает то, что смотрит. Телевидение располагает огромным арсеналом способов введения в транс, и применяют они уже давно. Об этом пишет руководитель лаборатории психологии и психопрофилактики В. Райков. Врач-психотерапевт В. Файвишевский отмечает, что особо действенным фактором гипнотизации является показ крупным планом лица человека. Дело в том, что глядя на человеческое лицо, телезритель сразу проникает к нему симпатией или отвращением, и глядя на симпатичное, располагающее лицо, невольно останавливает внимание на телеэкране[40].

Для быстрого введения в состояние гипноза внимание человека кратковременно останавливают на одной точке, картинке, неподвижном объекте. Например, часы перед программой «Время», различные фотографии с пейзажами, показываемые между передачами, неподвижный человек-комментатор, диктор или ведущий передачи.

Врач А.В. Чернышев отмечает, что в медицинской практике гипнотизирования применяют эффекты быстрой вспышки, громкого звука, после которых разное возбуждение нервной системы быстро сменяется торможением. Этот же метод можно наблюдать в различных рекламных и программных заставках, а так же в телефильмах.

Широко известный приём – прерывание фильма на самом волнующем месте. Это побуждает телезрителей с нетерпением ждать следующей серии, усиливая напряжение внимания. Видео и компьютерные спецэффекты влекут к себе фантасмагорией образов и звуков. Они мгновенно вторгаются в психику, изменяя психические процессы.

Ещё в начале века В. М. Бехтерев открыл определённый набор сигналов и мелодий, которые открывают вход в глубины человеческой психики. Например, по радио играет мелодия, человек не задумываясь слушает её. Музыка же, проникая в подсознание, отключает определённые контролируемые центры сознания. Далее следует сообщение, которое независимо от человека активно внедряется и прочно откладывается в его памяти. А после – снова мелодия, которая уже закрывает вход в подсознание нежелательной внешней информации. После этого открытия у нас в стране проводились эксперименты с помощью радио, и результаты вполне удовлетворили экспериментаторов. Телевизор в наше время заменил собой радио и, без сомнения, открытие Бехтерева находит ещё большее применение, благодаря возросшим техническим возможностям.

Нельзя не сказать и о том, как много можно сделать с помощью умелой телевизионной съёмки и последующего искусного монтажа. Можно создать идеальное событие, идеального человека, идеальное государство, и наоборот, то есть превратить правду в ложь, ложь в правду. Складывается парадоксальная ситуация: телевидение считается наиболее объективным среди СМИ, так как в наибольшей степени создаёт «эффект присутствия». Однако, на самом деле всё зависит от того, как показать то или иное явление, как поставить камеру, на чём сделать акцент.

Перечисленные методы гипнотического воздействия на человека широко используются во всём мире. Особо важная проблема – дети и телевидение. По мнению доктора психологических наук В. И. Лебедева, именно дети оказываются самой уязвимой для гипнотического воздействия группой, ввиду незащищённости психики самосознанием, Если раньше воспитанием личности занимались родители или ближние родственники, то сейчас, по причине большой занятости, взял на себя эти функции телевизор. Он, в отличии от родителей, никогда не отстраняется от них, удовлетворяет их духовные потребности и наставляет их в жизни.

Во время пребывания в Воронеже А. Кашпировский сделал в телевизионной беседе замечательное признание: «Вот, мы с вами говорим о внушении и я даю установку на словах. Хотя на самом деле вы не знаете, как передаётся моя установка, и что на самом деле я вам внушаю» [9].

Кратким итогом данного параграфа вполне могут стать слова доктора медицинских наук, иеромонаха Анатолия (Берестова): «Чем же страшны оккультные методы целительства? Гипноз, экстрасенсорика, колдовство, кодирование используют методы насильственного воздействия на психику человека, подавляя его волю и вырабатывая поведение людей по чужой воле – воле гипнотизёра, экстрасенса, колдуна и т. д. Воздействуя на подсознание человека, они вкладывают в подсознание свою программу поведения и мышления. Эта программа, проходя в сознание, определяет поведение, поступки и даже образы мышления человека» [там же, С. 49].

Кроме гипноза, как средства насильственного привязывания к экрану, существует другая причина, заманивающая ребёнка.

Ребёнок с трудом проводит границу между условностью и реальностью. Ему ещё легче, чем взрослому, погрузится в мир иллюзии. А поскольку та жизнь гораздо интереснее и богаче событиями, чем его собственная, будничная, он и предпочитает ту жизнь. У экрана он теряет ощущение реальности и погружается в странное лунатическое состояние, напоминающее опьянение. По русской пословице «хмельной да сонный не свою думку думает».

Телевизионная жизнь, где ребёнок пережил такие острые ощущения, кажется ему более «настоящей», подлинная. Поневоле возвращаясь из иллюзорного мира, он находит своё существование серым и скучным, своих близких – незначительными и жалкими.

Подросток сам не понимает, почему его так притягивает телевизор, почему ему нравится смотреть фильмы про насилие и разврат. В жизни всё пресно – там всё остро. Главное, когда смотришь – переносишься туда, где всё дурное, что скрыто в душе, всё тайное, сдерживаемые или неведомые страсти получают пищу и простор.

В предыдущих параграфах мы раскрыли некоторые аспекты проблемы «голубого экрана». В этом параграфе продолжим тему «экрана», но уже о другом его виде – компьютере.

Многие родители и педагоги считают «умный ящик» неотъемлемой составляющей достойного качества жизни, потому покупают его ребёнку и дают деньги на игры в компьютерных клубах, которые в последние годы стали очень популярными.

В среде врачей и психологов всё чаще раздаются голоса тревоги, предупреждающих о негативных последствиях увлечения компьютером.

В отличие от радио, кино или телевидения, где человек всё-таки остаётся пассивным наблюдателем и лишь сопереживает происходящим на экране событиям, в виртуальную реальность человек входит или погружается. Данная терминология, обычная для компьютероманов, невольно вызывает весьма определённые ассоциации с восточными практиками «вхождения» или «погружения». И действительно можно найти много схожего между техникой самопогружения и концентрации йогов и действием систем виртуальной реальности: и те и другие «подвижники» уходят от реального мира в мир своих ощущений и переживаний; только тот мир имеет для них главную ценность, существующую же реальность они презирают.

Компьютерные игры, а также другая работа с компьютером, особенно установка нового программного обеспечения, сопровождается обычно заметным эмоциональным подъёмом, об этом отмечает доктор психологических наук В. Абраменкова, попросту говоря – сильным разгорячением крови. По поводу такого состояния души святитель Игнатий (Брянчаниновов) писал (ещё в ⅩⅨ веке): «Кровь приводится в весьма разнообразное движение страстями, которые в свою очередь так разнообразны, что нередко противодействуют одна другой, причём одно движение крови уничтожается другим; но все эти разнообразные движения крови непременно сопряжённые рассеянностью, мечтательностью, обильным нашествием помыслов и ласкательствующих самолюбие картин. Обильное нашествие помыслов и мечтательность всегда сопутствуются приведением крови в усиленное движение, интенсивное. Это движение есть движение греховное…» Такое состояние души святитель Игнатий называет состоянием мечтательности и прелести. Эти состояния святитель характеризует как «усвоение человеком лжи, принятой за истину» [37].

Виртуальный мир, так манящий к себе компьютероманов, является ничем иным, как обманом, искусной подделкой реально существующего мира. По своей сути киберпространство является откровенной ложью: чувства человека уверяют его, что он находится в реально ощутимом мире, он видит, слышит, чувствует, трогает этот мир, видит, как действуют в этом мире его собственные руки, а на самом деле – этого мира не существует! Все же ощущения – лишь ловко проведённый техникой обман чувств. Как тут не вспоминать Мефистотеля, как он обещал Фаусту:

Ты больше извлечёшь сейчас красот

За час короткий, чем за долгий год.

Незримых духов тонкое уменье

Захватит полностью все ощущенья,

Твой слух и нюх, а также вкус и зренье,

И осязание – всё на перечёт

Готовится не надо. Духи тут.

И тот час исполнение начнут [13].

Ярким показателем прелести человека является проявление его гнева и недовольства, когда ему мешают «молится» и «созерцать», поясняет святитель Игнатий. Те же самые проявления прослеживаются у игрока, если вы попробуете оторвать его от светящегося монитора.

Почему монитор так притягивает детей? Прежде всего, он даёт все те эмоции, которые может, но не всегда даёт ребёнку жизнь. Это широчайший спектр от положительных эмоций до отрицательных. И всё это можно испытать, не сдвигаясь с места. Есть другой важнейший аспект: ребёнок в игре получает власть над миром. Компьютерная мышка – как бы аналог волшебной полочки, благодаря которой, практически не прикладывая усилий, ты становишься властителем мира. У ребёнка создаётся иллюзия овладения этим миром. Проиграв, он может переиграть, вернуться назад, что-то переделать, заново прожить неудавшийся кусок жизни. Это особенно засасывает детей, которые болезненно ощущают свою неуспешность, детей, которым в силу тех или иных причин не удаётся идти в жизни по пути, так сказать «радостного взросления». Мальчиков ещё привлекает реализация их агрессивных тенденций. Почти все подростковые компьютерные игры построены на агрессии и убийствах. Во многих играх происходит прямо-таки тотальный геноцид, дозволенное убийство. А ведь ролевая игра не простое развлечение. В такого рода играх быстро усваиваются модели поведения .

Поэтому в ряде стран (США, Германии, Англии) детям до 18 лет запрещено играть в некоторые особо агрессивные компьютерные игры, так как они могут сподвигнуть незрелую, неразвитую личность на реализацию агрессивных импульсов уже не в игре, а в жизни.

Специалисты говорят о большой вероятности попадания детей в компьютерную зависимость, удельный вес которой в несколько раз превышает, по отношению с взрослыми. Главная причина – личностная незрелость.

В технократической цивилизации, как пишет Г. Маркузе, «Принцип Удовольствия поглощает Принцип Реальности». Когда же ощущения становятся очень сильными и очень приятными, то человек легко попадает в зависимость от них. Именно поэтому есть все основания говорить о близости увлечения компьютерными играми и наркотиком.

Как видно из исследования Д. А. Данилова и О. В. Лутовинова, действие наркотических веществ и компьютерных игр сходно по многим показателям. Большая опасность компьютерных игр заключается в том, что они негативно воздействуют прежде всего на душу и дух игромана. Такой действительно душевнобольной человек по медицинским показателям может быть признан вполне нормальным, поэтому игры и не вызывают никакой озабоченности право- и здраво-хранительных органов, как это имеет место в случае с наркоманией.

Ещё один немаловажный аспект данной проблемы: влияние компьютера на мышление ребёнка. Как отмечают специалисты, компьютер искажает мышление ребёнка, учит мыслить не творчески, а технически. Есть задача, итог и комплекс средств, при помощи которых можно решить задачу. Таким образом, мышление ребёнка программируется, творческие способности не развиваются. Происходит роботизация мышления, уходят эмоции, сострадание, человечность – то, что раньше всегда было присуще детям. Поэтому, на наш взгляд, для развивающегося ребёнка компьютер опасен и в этом контексте.

Немецкие учёные установили, что чем больше ученики пользуются компьютерами в школе и дома, тем хуже их результат в изучении языков и математики. В то же время наличие дома у учащихся большой библиотеки благотворно влияет на успехи в школе. Эти выводы учёные сделали после обследования 100 тысяч 15-ти летних подростков в 32-х европейских странах [1].

Основываясь на вышеуказанные данные, приведённые в 1-й главе, можно заключить, что телевидение, компьютер могут быть использованы во вред человеку, как средство технического насилия над личностью ребёнка. Они могут способствовать её распаду, подавлению свободы воли, свободы мировоззренческого выбора. Экран способен деформировать, трансформировать, исказить реальную картину мира в детском неразвитом сознании, проецируя и изменяя детскую субкультуру. Иными словами, в крайних случаях, речь идёт о психологическом терроре по отношению к детям.


    1. ^ Деформация нравственного сознания СМИ и пути его восстановления.


После краткого исследования современных СМИ, мы пришли к выводу, что большинством наших СМИ насаждается гедонистическое мировоззрение, утверждающее, что наслаждение – единственный смысл земной жизни. Сексуальное наслаждение при этом объявляется наивысшим и главнейшим. Идеалы, которые культивирует общественное сознание – это телесная красота и сексуальность.. Кто-же решил, что детей, во что бы-то ни стало, надо как можно раньше знакомить с физиологией половых отношений? Мы подчёркиваем, именно физиологией. Речь не идёт о том, чтобы из мальчишки вырастить надёжного отца, мужа, защитника, а из девочки – заботливую мать и верную жену. Разве обучали этой самой физиологии в институтах благородных девиц или русских девушек в сельской глубинке? А семьи были, как правило, крепкими, многодетными. Эта тема всегда была покрыта вуалью целомудрия, недосказанности. Ибо сохранение целомудрия у подрастающего поколения было первично в истории русского народа. Это не требует особого доказательства, достаточно взглянуть на историю и культуру чтобы убедится в этом.

В истории культуры деморализация народа и ослабление его – явления взаимосвязанные (достаточно вспомнить развратный Рим). Поэтому охрана целомудрия молодого поколения, особенно девушек, было залогом сохранения национального духа и государственности. Исходя из вышесказанного, мы считаем, что целомудрие не столько физиологическая, и не только нравственная, это категория мировоззренческая и первична в системе национальной и государственной безопасности.

Известно, что семья основа всякого государства. Это не только физический союз, как часто внушает нам большинство СМИ (называя мужа и жену половыми партнёрами), это прежде всего союз духовный. И чем крепче этот союз, тем крепче наше государство.

Ещё в самом начале Второй мировой войны немецкий врач-гинеколог, проводивший обследование русских женщин, которых угнали на работу в Германию, писал в доклад Гитлеру: «Россию победить не возможно, пока у этого народа такая нравственность, более 90% обследуемых мною лиц женского пола от 15-ти до 20-ти лет – девственницы».

В конце ⅩⅨ века Пирогов писал, что в руках женщины лежит будущее человечества. Какой образ женщины преподносят в качестве идеала наши СМИ? Бесстыжая, похотливая, самовлюблённая эгоистка, умеющая наслаждаться собственной сексуальностью, она воспринимает деторождение как зло, от которого необходимо предохранятся. Вот какой идеал имеем мы на сегодняшний день.

Что такое целомудрие? Целомудрие – это целостно мыслить, т. е. иметь целостное представление о мироздании, иметь целостное мировоззрение. Мы уже говорили, что дети по своей природе целомудренные, и это выполняет защитную функцию. Оптимизм характерен также детской природе. И он строит свою жизнь, ориентируясь на то, что он вырастет большой и будет что-то интересное в его жизни. Но когда вся эта грязь обрушивается на сознание ребёнка, который и смысла жизни не представляет, у него может возникнуть подсознательная реакция – а зачем ради такой жизни жить? Отсюда и изменение детской субкультуры. Упразднение чувства «счастливого будущего», доминирование чувств уныния и печали в психике ребёнка. Кандидат психологических наук Е. В. Змановская говорит об увеличении детского онанизма в последнее время. Потеря чувства «счастливого будущего» и доминирование чувств уныния и печали как раз характерны для таких детей. «Именно уныние и отчаяние составляют главную и конечную цель любой психической войны», говорит Павел Рузанкин.

Какие же последствия имеет потеря целомудрия для подростков. Детский психиатр, священник Г. Романенко отмечает: «Любой грех всегда отражается на психике человека. При ранних половых отношениях с любым человеком, даже хорошим и любимым, психика подростка тяжело травмируется. Девушка, впавшая в такой грех, уже не будет настоящей матерью, не сможет воспитать ребёнка целомудренным. И парень, который начал «бегать по девочкам» и хвалится этим, в дальнейшем уже не станет полноценным отцом семейства. Да, он будет кормить семью, но тёплых чувств, потаённых, можно сказать, эфирных, полнокровных духовных состояний у него не будет, он до них не дорастёт. Почему? Потому что половой грех растлил эти чувства, они будут просто отсечены сразу, при первой блудной связи. И полноценной семьи в дальнейшем у таких мальчиков и девочек, увы, не будет.

Православный публицист, выступающий под псевдонимом игумен N пишет: «… Блудный грех лишает людей божественной защиты, разрушая «экран» благодатной энергии… Духовно непросвещённые и неопытные люди этого, как правило, не понимают, удивляясь внезапному и резкому изменению характера сына или дочери. В подобных случаях родители бывают буквально поражены неожиданным появлением у детей различных вредных привычек (к алкоголю, наркотикам и прочему), безумно возросшей гордыне, хамству, исчезновению какого бы-то ни было взаимопонимания» [10].

Естественным результатом является употребление наркотиков, алкоголя после совершения полового греха, ибо этим дети хотят заглушить голос совести. Таким образом грубеет детская душа, растлеваются те чувства, о которых мы уже говорили. Уныние и отчаяние неизбежны от таких детей. А уныние, в свою очередь, лишает человека возможности сопротивляться и заставляет его плыть по течению, каким бы мутным это течение ни было. Тут перед нами встаёт «эффект порочного круга».

Человек – это дух облачённый плотью, говорит учёный, публицист Ю. Воробьёвский. Нам известно, что человек по своей природе трёхсоставен, т.е. состоит из духа души и тела. Область духа, это область высоких потребностей, эти потребности первичны для человека. Иеросхимонах Самсон (Сиверс) пишет, что любовь, совесть и вера – это область духа. Христианство нам открыло, что любовь всегда связана с жертвенностью, без последнего любви не бывает. Защита Родины была высшей ценностью нравственно здорового общества. Это как барометр для этической единицы, раскрывающей, в каком состоянии душа народа. В последнее время специалисты говорят об избегании молодёжи от армии. Да и мы сами видим, что служащие Родины спускаются по лестнице долга, поднимаясь по лестнице денег. О чём это говорит, что в народе потерян дух? Но мы часто это оформляем как естесвенный процесс развития. Так ли это? Нам кажется, что нет. Скорее это результат насаждения в нашем народе либеральной культуры. Митрополит Иоанн (Снычев) пишет, что либеральная культура, это яд для души народа, отравляющий душу, упраздняющий дух, провоцирующий на полнейшую бездуховность и интеллектуальную дезориентацию нации [29].

Согласно выводам учёных Академии им. И. М. Сеченова, главной причиной кризисной демографической ситуации в России является падение духа нации, а не уровень жизни. Учёные пришли к выводу, что западная либеральная культура отравляет культуру любого народа. Депрессия, озлобленность и другие негативные психические процессы приводят к болезням сосудов, сердца, снижению продуктивных способностей организма.

Главную причину падения духа нации назвили учёные Государственного научно-исследовательского Центра профилактической медицины, которые несколько лет изучали факторы, приведшие к повышению смертности в России. Таковым не является ни алкоголь, ни пища, ни экология, ни бедность, ни гиподинамия, ибо воздействие всех этих факторов сегодня не выше, чем в недавнем прошлом. По мнению доктора И. Гундарова, руководителя центра, причина в другом: «Мы попробовали взглянуть на параметры социального неблагополучия, основываясь на канонах «Священного Писания». Такие явления как убийство, воровство, исследовались не сами по себе, а как показатель страдающего духа. То есть убийство – это проявление агрессии (гордыня, сребролюбие, зависть), самоубийство – показатель указывает на потерю смысла жизни (уныние) и т. д. И на выходе получилось, что на 70% смертность объясняется агрессивностью, на 10% - безысходностью. 15% составляют экономические и 5% - неизвестные факторы. Таким образом, на 80% мы умираем от духовного неблагополучия и утраты смысла жизни… Либеральный образ жизни оказался наименее здоровым для всех выбравших его народов», - отмечает учёный.

Учёные двух научных центров независимо друг от друга пришли к одному выводу: либеральный образ жизни опасен для любого народа. А орудием вживления либеральных «ценностей» в культуру нашего народа оказались в первую очередь СМИ.

Руководитель клинического отделения Московского НИИ психиатрии профессор Юрий Полищук в 2004г. обвинил российские СМИ в ухудшении психического здоровья россиян: каждый третий житель России, по его данным, нуждается в помощи психиатра или психолога.

Захват либеральной культурой информационного поля России приведёт, по нашему мнению, к психологическому подавлению воли народа к защите своих культурных ценностей. Активное насаждение инокультурных явлений через СМИ автоматически приведёт к «стиранию» в памяти людей всё более чем тысячелетней истории российской государственности, пересмотру таких понятий, как самоидентификация нации, Родина, патриотизм, культурное наследие.

§ 5.Искажение истины, Механизм самозащиты и вирус.

После приведения вышеуказанных данных возникает вопрос: как сохраниться от тлетворного духа.

У каждой этнической единицы существует механизм самозащиты, сохраняющий его от разрушения, упразднения, как историческую личность. Этот механизм выступает в виде национальной идеи, традиций или в форме религии.

Механизм создаёт некую метафизическую оболочку, защищающую народ от проникновения вирусов. Вирусами являются разные идеи, инокультурные установки, элементы, с виду очень привлекательные, но по сути несущие в себе смерть.

«Ваш отец Диавол; и вы хотите исполнить похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нём истины. Когда говорит он ложь, говорит своё, ибо он лжёт и отец лжи» [Ев. от Ин. 8: 44]. Подобные лживые качества демонстрирует вирус. Он – законченный лжец: он обманывает и мембрану, и рибосому, в нашем случае метафизическую оболочку этноса. Он – законченный человекоубийца, даже шире, убийца всего живого: он разрушает самую основу жизни – клетку, т.е. самобытность народа. Разрушение является для него не только главной, но и единственной целью – разрушение человека и животных. Сам по себе он (вирус) не имеет ни какого смысла, является совершенно чуждым для общего миропорядка, никак в него не вписывается, не занимает в нём ни какой ниши. Он ни для кого в этом миропорядке не нужен, тем более не нужен самому себе, ибо он есть просто кристалл, лишённый собственной внутренней жизни. Единственным результатом его вхождения в материальный мир является уничтожение живой клетки.

Вот схема деятельности метафизического и кристаллообразного вируса. Прибегая к изощрённой лжи, он прикидывается задушевным другом того, кого хочет задушить. Под видом благодетеля втирается к нему в доверие. Он внедряет в его механизмы поддержания жизни свою собственную программу, которая по виду привлекательнее животворящих программ. Вся суть именно в подмене программы – это прекрасно иллюстрируется действием компьютерного вируса, который и есть программа. В выдавании программы смерти за программу улучшенной жизни состоит его вторая ложь.

Вглядимся в историю последних двух столетий. Мы легко разглядим в ней действие аналогичных схем. Одна из них – социализм в различных его модификациях, из которых нам более всего знаком марксизм-ленинизм. Марксисты прикидывались друзьями трудящихся, пеклись о них горячее, чем сами трудящиеся пеклись о себе, клали жизнь за их интересы, или в Сибирь на каторжные работы. Эта их самоотверженность в конце концов была трудящимися замечена, и они поверили в добрые намерения марксистов. Тогда они предложили большинству населения России изменить программу общественного устроения, которая работала в стране около тысячи лет, на совершенно новую – построение коммунизма. Поскольку в то время самым авторитетным голосом был голос нации, учению о коммунизме был придан внешний вид научной теории, а по глубинному содержанию оно было упрощённым христианством. Даже полуграмотный человек мог признать «истину», прочитать брошюру о росте производительности труда, как векторе мировой истории, и ожидать вхождения в рост уже здесь, на ветхой земле.

Сердца, ещё недавно бывших православными русских людей, дрогнули. И приняли марксизм, как новую религию, освящавшую строительство светлого будущего. И только когда программа этого строительства подчинила себе всю государственную и общественную жизнь, оказалось: главный её пункт – ликвидация частной собственности – неотвратимо разрушает экономику. Несёт гибель. Это и произошло в России. Внедрив в неё свою смертоносную программу сплошной коллективизации в сельском хозяйстве и сплошной национализации в промышленности, марксисты сделали с Россией то же самое, что вирус делает с живой клеткой: обрекли её на упадок жизненной силы, на обескровливание и астению, на медленное умирание. От великой России остались почти одни воспоминания, но пожар мировой революции от неё не вспыхнул, да и сама она жива.

И вот, потерпев неудачу с социализмом, человекоубийца, не изменив своей общей стратегии, ввёл новую программу под разными именами: «Новая эра», «Новый мировой порядок» и т.п. Об этом прямо говорится во вступительной статье к книге «Комментарий к Закону РФ об образовании»: «Возникает потребность пересмотреть этические, культурные аспекты образования и обеспечивать возможность каждого понять другого во всём его многообразии, принять мир в его хаотическом движении к некоему единству». Понятно, что единство это планируется достичь не на основе христианской любви и нравственности, а на основе греховных начал, всё больше утверждающихся в нашем обществе.

По-прежнему главной приманной остаётся светлое будущее, по-прежнему оно должно быть не национальным, а интернациональным…

Особую тревогу вызывает душевное и духовное здоровье подрастающего поколения. Размытые духовные ориентиры в обществе, тяжелые социальные условия, дороговизна и многое другое нелегким бременем легли на неокрепшие детские плечи.

Никого не удивишь сегодня тем, что среди школьников сплошь и рядом имеют место половые связи. Венерические заболевания среди подростков, детская проституция, увы – печальные приметы нашего времени. Повсюду в средствах массовой информации демонстрируются обнаженные тела. Программа телепередач пестрит чудовищными названиями, за которыми насилие, разврат, оккультизм. «Благодаря» телевидению и средствам массовой информации маленькие дети знают, что такое секс и как и с кем им можно заниматься. Когда они подрастут, смогут ли понять, что такое любовь?

Каждый десятый аборт делает девочка-подросток. Появились подростки – серийные убийцы. Таких случаев практически не знала прежде судебная психиатрия.

Представляет интерес исследование, проведенное департаментами полиции и народного образования в городе Фуллертоне, штат Калифорния (США), в марте 1988г. Вот его данные:

Основные проблемы в школе в 1940году:

1. Ученики разговаривают во время уроков.

2. Жуют жвачку.

3. Шумят.

4. Бегают по коридорам.

5. Не соблюдают очередей.

6. Одеваются не по правилам.

7. Сорят в классах.

Основные проблемы в школе в 1988 году:

1. Употребление наркотиков.

2. Употребление алкоголя.

3. Беременности.

4. Самоубийства.

5. Изнасилования.

6. Ограбления.

7. Избиения.

Комментарии, как говориться, излишни. Следует особо подчеркнуть, что эти страшные метаморфозы произошли за неполные 50 лет, во время усиленного развития в США материализма. Это закономерный результат для любого общества, базирующегося на материалистических идеях. Проамериканский образ жизни вот уже более десяти лет навязывается и нам, и нашим детям. К чему это приведет?

Утрачивая, размывая грань между должным и недолжным, хорошим и дурным, когда, по словам Пушкина, «добро и зло – все стало тенью», современная культура лишает ребенка возможности нравственного выбора лучшего из худшего. Здесь происходят духовные подмены: вместо идеалов мужественности и женственности – унисекс, вместо ценности семьи – сожительство партнеров, вместо куклы-голыша, воплощавшего архетип материнства – чудовищные Барби и Синди, воплощающие архетип блуда и символизирующие «общество потребления». Тотальная сексологизация, от которой не скрыться ни дома, ни в школе, ни во дворе, деформирует детскую картину мира, поэтому оказывается, что, по мнению школьников, фотомодель и другие «сексапильные» профессии самые престижные.

Для тех педагогов и родителей, которые вполне сознательно ставят перед собой задачу уберечь юное поколение от тлетворного влияния все более и более нравственно деградирующего мира, привить иммунитет от зла и воспитать детей в идеалах добра и истины, необходимо уяснить на историческом опыте, что дали нашему народу те или иные принципы воспитания.

Ясно ли мы себе представляем: в чем состоит смысл самого понятия «воспитание»? Чем необходимо воспитать, т. е. вскормить молодое поколение? Понятно, что не о пищевых продуктах здесь идет речь. Мы все давно знаем, что «не хлебом одним будет жить человек», по познаниям Истины. Воспитание формирует у ребенка то или иное мировоззрение, которое впоследствии непосредственно или косвенно определяет линию поведения человека в обществе, его нравственные принципы. Сюда входят основные жизнеопределяющие понятия: о смысле бытия вселенной и человека в ней, о принципах добра и зла, о справедливости, о свободе, о любви и смерти.

Путаница в этих важнейших понятиях, которая царит в головах педагогов, является главным препятствием для воспитания личности, обладающей высокими нравственными качествами.

Относительность понятий добра и зла, вытекающая из отрицания абсолютных нравственных законов, позволяет каждому педагогу или родителю воспитывать ребенка так, как ему заблагорассудиться, либо так, как этого требует господствующая идеология, например: фашистская или уголовная. Любая идеология пользуется собственным определением добра и зла, на которых впоследствии строятся взаимоотношения ребенка с людьми и окружающим миром.

Опыт жизни и воспитательной деятельности семьи и школы в советском атеистическом государстве, завершившийся полным крахом нравственности последних двух поколений, позволяет сделать выводы о причинах происшедшей деградации нравственности и отсутствия у современной молодежи внутренних сил для сопротивления злу.

Только христианское воспитание дает ясный и однозначный ответ на жизненно важный вопрос о соотношении добра и зла. Христианство, единственная религия мира, со всей полнотой свидетельствует об абсолютности добра, блага и любви.

Ребенок, которому христианское воспитание помогло построить правильное мировоззрение на указанных выше понятиях, во всей своей дальнейшей жизни будет иметь твердую основу для борьбы со злом. Он сможет избежать отчаяния, которое возникает в душе молодого человека, лишенного христианского воспитания, от сознания краткости и бессмысленности своего существования; отчаяния, толкающего неверующую молодежь к алкоголю и наркотикам в надежде забвения, ухода, бегства от проблем непонятного для них бытия.

Православный молодой человек, который благодаря христианскому воспитанию имеет правильное понятие о смысле своего бытия, а также знание основных духовных законов, будет непременно обладать и ясно определенными принципами, которые помогут ему сдерживать себя от предательства, трусости, воровства, обмана, лицемерия, подлости, самовлюбленного тщеславия, продажности, человеконенавистничества, злобы, мстительности, злопамятности и эгоизма со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Поистине принесенные Богом на землю знания о Суде являются мощнейшей опорой для внедрения понятий добра, нравственности и справедливости. Лишенное этих понятий человечество может катиться только под уклон в пропасть самоуничтожения.

Незамутненное еще собственными грехами сознание ребенка отчетливо ощущает свою бесконечность и не может примириться с понятием смерти как превращение в ничто. Но однажды жизнь ставит ребенка перед объективным фактом неизбежности смерти. У ребенка, которого лишили знания о Боге, это противоречие рождает животный страх смерти, который иногда преследует его до конца земных дней. Но сердце ребенка, воспитанного но истинах Православия, не знает страха смерти, оно полно радостью вечного бытия и благодарностью за него Богу.

Это учение неискаженным пребывает ныне только в Православной Церкви, а наиболее сильным её оплотом в мире является наша многострадальная Родина.

Россия… Святая Русь… Дом Пресвятой Богородицы… Что стоит за этими именами? Не разобравшись в том, каково действительное, не придуманное содержание тысячелетней русской истории, в том, чем была Русь в собственных глазах и перед лицом Божьим.

Россия есть государство народа русского, которому Господь вверил жертвенное, исповедническое служение народа – хранителя и защитника святынь веры. Эти святыни есть религиозно-нравственные начала, позволяющие строить жизнь личную, семейную, общественную и государственную так, чтобы воспрепятствовать действию зла и дать наибольший простор силам добра. Именно таким было исторически сложившееся самопознание россиян. Это – основа основ русского самосознания в том виде, в котором сформировали его десять веков отечественной истории. Оно столетиями лежало в основании государственной политики Русской Державы. «Русская история поражает необыкновенной сознательностью и логическим ходом явлений», - писал К. С. Аксаков. В угоду сегодняшним идеологическим штампам мы часто забываем об этой сознательности, невольно возводя хулу на своих предков, затаптывая их высшую духовность.

Православная Церковь – соборная совесть народа. Она как заботливая мать, воспитала в нём его лучшие черты. Она сурово обличала его грехопадения и давала силы восстановить утраченное.

Каждый из нас должен осознать, что воспитывать – значит определить судьбу нации.

  1   2   3



Скачать файл (250.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru