Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Контрольная работа по дисциплине конфликтология - файл 1.doc


Контрольная работа по дисциплине конфликтология
скачать (111 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc111kb.04.12.2011 04:03скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Министерство образования и науки Украины
Донбасский государственный технический университет

Кафедра социально-гуманитарных дисциплин


КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«КОНФЛИКТОЛОГИЯ»
ВАРИАНТ №

ВЫПОЛНИЛ:
ПРОВЕРИЛ: доц. Джурелюк Е.Т.

Алчевск 2010

Содержание

1. Определение общения.

2. Содержание, цель и средства общения.

3. Функции и структура общения.

4. Коммуникативная компетентность.

5. Внутриличностный конфликт.

6. Межличностные конфликты.
Определение общения.

Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным вербальными и невербальными актами. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее – реципиентом.

В общении можно выделить ряд аспектов1: содержание, цель и средства. Рассмотрим их подробнее.

^ Содержание общения – информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа другому. Это могут быть сведения о внутреннем (эмоциональном и т.д.) состоянии субъекта, об обстановке во внешней среде. Наиболее разнообразно содержание информации в том случае, если субъектами общения являются люди.

^ Цель общения – отвечает на вопрос «Ради чего существо вступает в акт общения?». Здесь имеет место тот же принцип, что уже упоминался в пункте о содержании общения. У животных цели общения не выходят обычно за рамки актуальных для них биологических потребностей. У человека же эти цели могут быть весьма и весьма разнообразными я являть собой средства удовлетворения социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических и многих других потребностей.

^ Средства общения – способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного существа к другому. Кодирование информации – это способ ее передачи. Информация между людьми может передаваться с помощью органов чувтв, речи и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и хранения информации.

^ К средствам общения относятся:

1. Язык — система слов, выражений и правил их соединения в осмысленные высказывания, используемые для общения. Слова и пра­вила их употребления едины для всех говорящих на данном языке, это и делает возможным общение при помощи языка. Если я говорю «стол», я уверен, что любой мой собеседник соединяет с этим словом то же понятие, что и я, — это объективное социальное значение слова можно назвать знаком языка. Но объективное значение слова преломляется для человека через призму его собственной деятельности и образует уже свой личностный, «субъективный» смысл, поэтому не всегда мы правильно понимаем друг друга.

2. Интонация, эмоциональная выразительность, которая способна придавать разный смысл одной и той же фразе. Коммуникативная компетентность. Стратегии, тактики, виды общения

3. Мимика, поза, взгляд собеседника могут усиливать, дополнять или опровергать смысл фразы.

4. Жесты как средства общения могут быть как общепринятыми, т. е. иметь закрепленные за ними значения, или экспрессивными, т. е. служить для большей выразительности речи.

5. Расстояние, на котором общаются собеседники, зависит от куль­турных, национальных традиций, от степени доверия к собеседнику.
^ Содержание, цель и средства общения

Процесс общения (коммуникации). Во-первых, он состоит непосредственно из самого акта общения, коммуникации, в котором участвуют сами коммуниканты, общающиеся. Причем в нормальном случае их должно быть не менее двух. Во-вторых, коммуниканты должны совершать само действие, которое мы и называем общением, т.е. делать нечто (говорить, жестикулировать, позволять "считывать" со своих лиц определенное выражение, свидетельствующее, например, об эмоциях, переживаемых в связи с тем, что сообщается). В-третьих, необходимо, далее определить в каждом конкретном коммуникативном акте канал связи. При разговоре по телефону таким каналом являются органы речи и слуха; в таком случае говорят об аудио-вербальном (слухо-словесном) канале, проще - о слуховом канале. Форма и содержание письма воспринимаются по зрительному (визуально-вербальному) каналу. Рукопожатие - способ передачи дружеского приветствия по кинесико-тактильному (двигально-осязательному) каналу. Если же мы по костюму узнаем, что наш собеседник, допустим, узбек, то сообщение о его национальной принадлежности пришло к нам по визуальному каналу (зрительному), но не по визуально-вербальному, поскольку словесно (вербально) никто ничего не сообщал.

^ Функции и структура общения.

В общении выделяют три взаимосвязанных стороны: коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми; интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между людьми, например, нужно согласовать действия, распределить функции или повлиять на настроение, поведение, убеждения собеседника; перцептивная сторона общения включает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.

^ В процедуре общения выделяют следующие этапы:

  1. Потребность в общении (необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника и т. п.) – побуждает человека вступить в контакт с другими людьми.

  2. Ориентировка в целях общения, в ситуации общения.

  3. Ориентировка в личности собеседника.

  4. Планирование содержания своего общения – человек представляет себе (обычно бессознательно), что именно скажет.

  5. Бессознательно (иногда сознательно) человек выбирает конкретные средства, фразы, которыми будет пользоваться, решает как говорить, как себя вести.

  6. Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи.

  7. Корректировка направления, стиля, методов общения.

Если какое-либо из звеньев акта общения нарушено, то говорящему не удается

добиться ожидаемых результатов общения – оно окажется неэффективным. Эти умения называют “социальным интеллектом”, “практически – психологическим умом”, “коммуникативной компетентностью”, “коммуникабельностью”.

^ Коммуникативная сторона общения (или коммуникация в узком смысле слова) состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами (обмен действиями). Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

Употребление этих терминов условно, иногда в более-менее аналогичном смысле употребляют и другие: в общении выделяют три функции – информационно-коммуникативная, регуляционно-коммуникативная, аффективно-коммуникативная.

Коммуникативное взаимодействие возможно только в том случае, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор) и человек, принимающий ее (реципиент) обладают сходной системой кодификации и декодификации информации. Т.е. «все должны говорить на одном языке».

В условиях человеческой коммуникации могут возникать коммуникативные барьеры. Они носят социальный или психологический характер.

Сама по себе исходящая от коммуникатора информация может быть побудительной (приказ, совет, просьба – рассчитана на то, чтобы стимулировать какое-либо действие) и констатирующей (сообщение – имеет место в различных образовательных системах).
^ Средства коммуникации.

Для передачи любая информация должна быть соответствующим образом закодирована, т.е. она возможна лишь посредством использования знаковых систем. Самое простое деление коммуникации – на вербальную и невербальную, использующие разные знаковые системы. Вербальная использует в качестве таковой человеческую речь. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации посредством речи менее всего теряется смысл сообщения. Можно обозначить психологические компоненты вербальной коммуникации – «говорение» и «слушание». «Говорящий» сначала имеет определенный замысел относительно сообщения, потом он воплощает его в систему знаков. Для «слушающего» смысл принимаемого сообщения раскрывается одновременно с декодированием.

Модель коммуникативного процесса включает пять элементов:

КТО? (передает сообщение) – Коммуникатор

ЧТО? (передается) – Сообщение (текст)

КАК? (осуществляется передача) – Канал

КОМУ? (направлено сообщение) – Аудитория

С КАКИМ ЭФФЕКТОМ? – Эффективность.

Можно выделить три позиции коммуникатора во время коммуникативного процесса: открытая (открыто объявляет себя сторонником излагаемой точки зрения), отстраненная (держится подчеркнуто нейтрально, сопоставляет противоречивые точки зрения) и закрытая (умалчивает о своей точке зрения, скрывает ее).

Невербальная коммуникация. Выделяют четыре группы невербальных средств общения:

1) ^ Экстра- и паралингвистические (различные околоречевые добавки, придающие общению определенную смысловую окраску – тип речи, интонирование, паузы, смех, покашливание и т.д.)

2) ^ Оптико – кинетические (это то, что человек «прочитывает» на расстоянии – жесты, мимика, пантомимика)

Жест – это движение рук или кистей рук, они классифицируются на основе функций, которые выполняют:

  • коммуникативные (заменяющие речь)

  • описательные (их смысл понятен только при словах)

  • жесты, выражающие отношение к людям, состояние человека.

Мимика – это движение мышц лица.

Пантомимика – совокупность жестов, мимики и положения тела в пространстве.

3) Проксемика (организация пространства и времени коммуникативного процесса)

В психологии выделяют четыре дистанции общения:

  • интимная (от 0 до 0,5 метра). На ней общаются люди, связанные, как правило, близкими доверительными отношениями. Информация передается тихим и спокойным голосом. Многое передается с помощью жестов, взглядов, мимики.

  • Межличностная (от 0,5 до 1,2 метра). На ней осуществляется общение между друзьями).

  • Официально-деловая или социальная (от 1,2 до 3,7 метра). Используется для делового общения, причем чем больше расстояние между партнерами, тем более официальны их отношения.

  • Публичная (более 3,7 метров). Характерезуется выступлением перед аудиторией. При таком общении человек должен следить за речью, за правильностью построения фраз.

4) ^ Визуальный контакт. Визуалика, или контакт глаз. Установлено, что обычно общающиеся смотрят в глаза друг другу не более 10 секунд.

Интерактивная сторона общения. Это характеристика тех компонентов общения, которые связаны со взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Есть два типа взаимодействий – кооперация и конкуренция. Кооперативное взаимодействие означает Координацию сил участников. Кооперация является необходимым элементом совместной деятельности, порождается самой ее природой.

Конкуренция – одной из наиболее ярких ее форм является конфликт.

Перцептивная сторона общения – это процесс восприятия и понимания людьми друг друга.

Все три стороны общения тесно переплетаются между собой, органически дополняют друг друга и составляют процесс общения в целом.

Общение выполняет целый ряд функций в жизни человека:

  1. Социальные функции общения

а) Организация совместной деятельности

б) Управление поведением и деятельностью

в) Контроль

  1. Психологические функции общения

  1. Функция обеспечения психологического комфорта личности

б) Удовлетворение потребности в общении

в) Функция самоутверждения

Уровни общения. Общение может происходить на различных уровнях:

  1. Манипулятивный уровень, заключаеться в том что один из собеседников через определенную социальную роль пытается вызвать сочувствие, жалость партнера.

  2. Примитивный уровень, когда один из партнеров подавляет другого (один постоянный коммуникатор, а другой постоянный реципиент).

  3. Высший уровень – это тот социальный уровень, когда независимо от социальной роли, статуса партнеры относятся друг к другу как к равной личности.

  1. Виды общения2.

В зависимости от содержания, целей и средств общение можно поделить на несколько видов.

1. По содержанию оно может быть:

1.1 Материальное (обмен предметами и продуктами деятельности)

1.2 Когнитивное (обмен знаниями)

1.3 Кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями)

1.4 Мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями)

1.5 Деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками)

2. По целям общение делиться на:

    1. Биологическое (необходимое для поддержания, сохранения и развития организма)

    2. Социальное (преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида)

  1. По средствам общение может быть:

    1. Непосредственное (Осуществляемое с помощью естественных органов, данных живому существу – руки, голова, туловище, голосовые связки и т.д.)

    2. Опосредованное (связанное с использованием специальных средств и орудий)

    3. Прямое (предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения)

    4. Косвенное (осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди).

Общение как взаимодействие предполагает, что люди устанавливают контакт друг с другом, обмениваются определенной информацией для того, чтобы строить совместную деятельность, сотрудничество. Чтобы общение как взаимодействие происходило беспроблемно, оно должно состоять из следующих этапов:

  1. Установка контакта (знакомство). Предполагает понимание другого человека, представление себя другому человеку.

  2. Ориентировка в ситуации общения, осмысление происходящего, выдержка паузы.

  3. Обсуждение интересующей проблемы.

  4. Решение проблемы.

  5. Завершение контакта (выход из него).


В процедуре общения выделяют следующие этапы:

1. Потребность в общении (необходимо сообщить или узнать ин­формацию, повлиять на собеседника и т. п.) побуждает человека всту­пить в контакт с другими людьми.

2. Ориентировка в целях общения, в ситуации общения.

3. Ориентировка в личности собеседника.

4. Планирование содержания своего общения: человек представ­ляет себе (обычно бессознательно), что именно скажет.

5. Бессознательно (иногда сознательно) человек выбирает конк­ретные средства, речевые фразы, которыми будет пользоваться, решает, как говорить, как себя вести.

6. Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи.

7. Корректировка направления, стиля, методов общения.

Если какое-либо из звеньев акта общения нарушено, то говоряще­му не удается добиться ожидаемых результатов общения — оно ока­жется неэффективным. Эти умения называют «социальным интеллек­том», «практически-психологическим умом», «коммуникативной компе­тентностью», «коммуникабельностью».

^ Выделяют следующие виды общения:

1) «Контакт масок» - формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника, используются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия, скромности, участливости и т. п.) — набор выражений лица, жестов, стан­дартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику. В городе контакт масок даже необходим в некоторых ситуациях, чтобы люди «не задевали» друг друга без надобности, чтобы «отгородиться» от собеседника.

2) Примитивное общение, когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен, активно вступают в контакт, если мешает — оттолкнут или последуют агрессивные грубые реплики. Если получили от собеседника желаемое, то теряют дальней­ший интерес к нему и не скрывают этого.

3) Формально-ролевое общение, когда регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседни­ка обходятся знанием его социальной роли.

4) Деловое общение, когда учитывают особенности личности, ха­рактера, возраста, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.

5) Духовное, межличностное общение друзей, когда можно зат­ронуть любую тему и не обязательно прибегать к помощи слов, друг поймет вас и по выражению лица, движениям, интонации. Такое обще­ние возможно тогда, когда каждый участник имеет образ собеседника, знает его личность, может предвидеть его реакции, интересы, убеж­дения, отношение.

6} Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника, используя разные приемы (лесть, запугивание, «пуска­ние пыли в глаза», обман, демонстрация доброты) в зависимости от особенностей личности собеседника.

7) Светское общение. Суть светского общения в его беспредмет­ности, т. е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не опре­деляют характера коммуникаций.

Кодекс светского общения: 1) вежливость, такт — «соблюдай инте­ресы другого»; 2) одобрение, согласие — «не порицай другого», «избе­гай возражений»; 3) симпатии — «будь доброжелателен, приветлив».

Кодекс делового общения иной: 1) принцип кооперативности -«твой вклад должен быть таким, какого требует совместно принятое направление разговора»; 2) принцип достаточности информации — «говори не больше и не меньше, чем требуется в данный момент»; 3) принцип качества информации — «не ври»; 4) принцип целесооб­разности — «не отклоняйся от темы, сумей найти решение»; 5) «выра­жай мысль ясно и убедительно для собеседника»; 6) «умей слушать и понять нужную мысль»; 7) «умей учесть индивидуальные особенности собеседника ради интересов дела».

Если один собеседник ориентируется на принцип «вежливости», а другой — на принцип кооперативности, они могут попасть в нелепую, неэффективную коммуникацию. Следовательно, правила общения дол­жны быть согласованы и соблюдаться обоими участниками.

Тактика общения — реализация в конкретной ситуации коммуни­кативной стратегии на основе владения техниками и знания правил общения. Техника общения — совокупность конкретных коммуника­тивных умений говорить и умений слушать.

^ Коммуникативная компетентность.
Коммуникация – процесс двустороннего обмена информацией, ведущей ко взаимному пониманию ”Коммуникация” в переводе с латыни означает “общее, разделяемое со всеми”. Если не достигается ваимопонимание, то коммуникация не состоялась. Чтобы убедиться в успехе коммуникации, необходимо иметь обратную связь о том, как люди вас поняли, как они воспринимают вас, как относятся к проблеме.

^ Коммуникативная компетентность – способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Для эффективной коммуникации характерно: достижения взаимопонимания партнеров, лучшее понимание ситуации и предмета общения (достижение большей определенности в понимании ситуации способствует разрешению проблем, обеспечивает достижение целей с оптимальным расходованием ресурсов). Коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия.

Причинами плохой коммуникации могут быть:

а) стереотипы – упрощенные мнения относительно отдельных лиц или ситуаций, в результате нет объективного анализа и понимания людей, ситуаций, проблем;

б) “предвзятые представления” - склонность отвергать все, что противоречит собственным взглядам, что ново, необычно (“Мы верим тому, чему хотим верить”). Мы редко осознаем, что толкование событий другим человеколм столь же законно, как и наше собственное;

в) плохие отношения между людьми, поскольку если отношение человека враждебное, то трудно его убедить в справедливости вашего взгляда;

г) отсутствие внимания и интереса собеседника, а интерес возникает, когда человек осознает значение информации для себя (с помощью этой информации можно получить желаемое или предупредить нежелательное развитие событий);

д) пренебрежение фактами, т. е. привычка делать выводы-заключения при отсутствии достаточного числа фактов;

е) ошибки в построении высказываний: неправильный выбор слов, сложность сообщения, слабая убедительность, нелогичность и т. п.

ж) неверный выбор стратегии и тактики общения.

Стратегии общения:

  1. открытое – закрытое общение;

  2. монологическое – диалогическое;

  3. ролевое (исходя из социальной роли) – личностное (общение “по душам”).

Открытое общение – желание и умение выразить полно свою точку зрения и готовность учесть позиции других. Закрытое общение – это нежелание либо неумение выразить понятно свою точку зрения, свое отношение, имеющуюся информацию. Использование закрытых коммуникаций оправдано в случаях:

  1. если есть значительная разница в степени предметной компетентности и бессмысленно тратить время и силы на поднятие компетентности “низкой стороны”;

  2. в конфликтных ситуациях открытие своих чувств, планов противнику нецелесообразно. Открытые коммуникации эффективны, если есть сопоставимость, но не тождественность предметных позиций (обмен мнениями, замыслами). “Одностороннее выспрашивание” - полузакрытая коммуникаци, в которой человек пытается выяснить позиции другого человека и в то же время не раскрывает своей позиции. “Истерическое предъявление проблемы” - человек открыто выражает свои чувства, проблемы, обстоятельства, не интересуясь тем, желает ли другой человек “войти в чужие обстоятельства”, слушать “излияния”.



^

Внутриличностный конфликт


Нельзя рассматривать конфликты, возникающие между людьми, социальными группами, государствами без оценки субъективных причин их возникновения, а именно — внутренних противоречий, носителем которых является человек. Источником внутренних конф­ликтов является одновременно его внутренняя константа, характер, наследственные особенности, эмоциональный настрой и внешние обстоятельства, так или иначе влияющие на его состояние в дан­ный момент времени. Конфликтная ситуация, в которую вовлека­ется человек, оказывает на него в большинстве своем сильное не­гативное влияние, одновременно внутренние конфликты, живущие в человеке (часто их называют «страстями»), являются источником множества конфликтов. Такие страсти, как ревность, зависть, жадность, породили не одну трагедию, приводя порой к гибели людей, вовлеченных в противоборства.

Внутренние конфликты часто становятся причиной внутренних дисгармоний, приводят к таким последствиям, как депрессия, ус­талость, раздражительность, угнетенность, отчужденность и (в край­ней степени) агрессия. Внутренние конфликты возникают у каж­дого человека. Большинство людей сталкиваются с этим явлением, попадая в ситуацию, требующую определенного выбора. В каждом из нас посредством воспитания, сложившейся культурной тради­ции заложены некие общечеловеческие понятия добра, справедли­вости, что правильно, а что греховно. Мы функционируем в сфор­мированной системе ценностей. Любая атака извне, угрожающая нашим верованиям, изначально вызывает внутренний конфликт, а впоследствии может стать причиной и внешней агрессии. Один из часто встречающихся конфликтов — это расовый конфликт. Он затрагивает такое понятие, как социальный статус.

Статус — это позиция человека в социальной системе, которая предполагает определенные обязанности и права. Человек может иметь несколько статусов, выступая, например, в роли граждани­на, мужа, мужчины, сына и т.д. Когда же реализация одного из ста­тусов входит в противоречие с другими, не менее важными для человека статусами, возникает внутренний дискомфорт. В данном случае правильно расставленные приоритеты, поддержка и доб­рожелательное отношение окружающих людей позволят вернуть человеку душевное равновесие.

Часто возникает ситуация необходимости выбора в сфере на­ционального и эмоционального, когда экономические интересы, вопросы престижа, карьеры вступают в противоречие с нашими глубинными, эмоциональными потребностями.

В свое время 3. Фрейд начал говорить о конфликте биологиче­ских влечений и социальных требований, который приводит к невро­зам и конфликтному поведению. Впоследствии эти взгляды были пе­ресмотрены. К. Хорни в своей книге «Ваши внутренние конфликты» утверждал, что «спокойная, уравновешенная личность никогда не становится жертвой психического расстройства, а только личность, раздираемая внутренними конфликтами». Именно такие личности становятся участниками, подстрекателями большинства конфликтов, и подчас предмет конфликта уже не так важен, как сама ситуа­ция противоборства.

Э. Фросин определяет это явление как человеческую дист­руктивность. Внутренние конфликты способны разрушить чело­века, и частым исходом переменных противоречий является суи­цид. Несмотря на все сказанное выше, хочется заметить, что главным источником внутренних конфликтов является все-таки среда обитания. Еще в конце XIX — начале XX вв. многие ис­следователи (Петр Лавров, Михаил Бакунин, Питирим Сорокин) утверждали необходимость приспособления социальной среды к потребностям личности, постоянного применения свободы че­ловека и приведения в соответствие потребностей человека с воз­можностью их удовлетворения. Последствия внутренних конф­ликтов зачастую приводят к снижению производительности труда и даже к авариям и техногенным катастрофам. Возможность реа­лизации своих внутренних потребностей и желаний уменьшит количество конфликтных ситуаций в обществе, что является по­казателем жизнеспособности самой системы.

^

Межличностные конфликты


Как видно из названия, межличностный конфликт — это конф­ликт, который возникает между двумя и более индивидуумами. При­чины возникновения данного конфликта можно поделить на объек­тивные, субъективные и иррациональные. Объективные причины проявляют себя как действительные события или реальные ситуа­ции, вызвавшие противоречия. Это может быть конфликт интере­сов, т.е. противоборство, основанное на столкновении интересов различных субъектов. Он может проявляться как в желании захва­тить новые позиции, так и сохранить уже имеющиеся. Конечно, че­ловеческие претензии — понятие субъективное, но предмет претен­зий обычно реален. Иная ситуация возникает при конфликте ценностей, здесь предметом конфликта являются иные представле­ния человека относительно целей и норм своего поведении. Задача этого противоборства—переубедить оппонента, отстоять свою пра­воту либо разобраться в проблеме и прийти к соглашению. Еще один вид межличностного конфликта — это конфликт ролевого ожидания, или еще одно название этого явления — концепция деривации, а именно состояние, для которого характерно явное расхождение между ожиданиями людей и возможностями их удовлетворения. Это глобальная причина семейных конфликтов, супруги не оправдыва­ют ожиданий друг друга, при этом роль супруга или супруги входит в противоречие с другими ролевыми проявлениями индивида: про­фессиональными, товарищескими, сыновними и т.д.

Индивидуальная окраска, степень напряженности и методы борьбы зависят от субъективных причин, от личностных особен­ностей людей, вовлеченных в конфликтную ситуацию. Личность— это совокупность природных и приобретенных в течение жизни качеств индивида. К конфликтным качествам можно отнести не­дисциплинированность, наглость, завышенный уровень притязаний, самооценки, обидчивость и др.

А.Л. Журавлев выделяет два типа личности:

  1. агрессивная личность — это обычно эмоционально неустойчивый субъект, не способный принимать во внимание точку зрения окружающих, амбициозный, грубый, бесцеремонный, чес­толюбивый, склонен к агрессивным реакциям;

  2. жертва конфликта—это человек, обладающий набором качеств,
    которые порождают агрессивное отношение у окружающих.
    По другой классификации (А.В. Дмитриев, С.Н. Кудрявцев)

можно выделить три основных психологических типа участников конфликта:

  1. деструктивный тип. Это человек, не способный или не желающий
    улаживать конфликт мирными средствами, наоборот, стремящий­ся к ожесточению противоборства вплоть до уничтожения про­тивника. В большинстве случаев—это люди невротического склада или имеющие психические заболевания;

  2. конструктивный тип. Главная его отличительная черта — это
    адекватность в достижении цели, стремление найти решение,
    приемлемое для обеих сторон. Люди подобного склада стремятся избегать прямых конфликтов, охотно вступают в переговоры, стремятся урегулировать конфликт «малой кровью»;

  3. конфликтный тип. Люди этого типа, скорее, уступят в противостоянии, сдавшись «на милость победителя».

Большое значение в ходе конфликта имеет национальная, куль­турная принадлежность индивида: это определяет реакции человека на какое-либо действие, и они подчас противоположны для лю­дей разных этнических групп.

Так называемый иррациональный фактор проявляется в боль­шинстве своем, когда речь идет о невротических реакциях и поступ­ках, которым нет разумного объяснения, например совершенных в состоянии аффекта.

На количество и остроту межличностных конфликтов влияет социальная среда, в которой проживает индивид. Неблагоприятные факторы, такие как низкий уровень жизни, бытовая неустроен­ность, отсутствие возможности к самореализации и тем более экстремальные ситуации (землетрясение, экономические кризисы), провоцируют заметное возрастание конфликтных ситуаций в среде граждан.

В большинстве случаев конфликт приводит к неожиданным по­следствиям (снижение производительности труда, внутренний дис­комфорт, нарушение сложившихся форм общения, эталонов поведе­ния), но здесь есть и конструктивная функциональная составляющая: межличностный конфликт способствует мобилизации усилий инди­вида или группы для преодоления критических ситуаций, усилению сплоченности в коллективе, развитию антиконформистских качеств и расширению значения и опыта социального индивида.
ЛИТЕРАТУРА

  1. Круглов М.Г. и др. Менеджмент систем качества. М.: Изд-во стандартов, 2004 г.

  2. Леонтьев А.А. Психология общения. М.: Наука., 2004.

  3. Лупьян Я.А. Барьеры общения, конфликты. Киев, 2002.



1


2




Скачать файл (111 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru