Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Лекции по дисциплине Контроль и ревизия 2011 год - файл 1.doc


Лекции по дисциплине Контроль и ревизия 2011 год
скачать (933.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc934kb.04.12.2011 05:11скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8
Реклама MarketGid:
Загрузка...
Тема 1 Теоретические основы экономического контроля
1.1 Понятие, цель, основные принципы, задачи и функции экономического контроля

1.2 Предмет и объекты экономического контроля

1.3 Виды контроля и их классификация

1.4 Метод, приемы и способы экономического контроля

1.5 Контролирующие органы

1.6 Система нормативного регулирования экономического контроля
1.1 Понятие, цель, основные принципы, задачи и функции экономического контроля

Контроль – составная часть управления общественным воспроизводством и представляет собой процесс, обеспечивающий соответствие функционирования управляемого объекта принятым управленческим решениям, и направленный на успешное достижение поставленных целей.

^ Цель контроля − объективное изучение положения дел в определенных отраслях деятельности предприятия и выявление отрицательно сказывающихся факторов.

Понятие экономического контроля подчеркивает распространение контрольных функций только на сферу экономических явлений, связанных с производственными отношениями и распределением совокупного продукта. Осуществляя действия в сфере экономики, контроль является отражением характерных черт, присущих тому или иному типу производственных отношений.

^ Принципы организации экономического контроля:

  • законность − означает непременное соблюдение правовых норм действующего законодательства, регулирующих соответствующую среду контрольной деятельности;

  • объективность − означает достоверность результатов контроля, что в свою очередь требует системного подхода, честности, добросовестности и беспристрастности при проведении контрольных мероприятий;

  • профессиональная компетентность − предполагает наличие специальной профессиональной подготовки, необходимой для эффективного выполнения контрольных функций;

  • функциональная независимость − обусловлена необходимостью обеспечить объективность контроля и требует определенной свободы профессионального поведения контролеров, не обремененных служебной подчиненностью по отношению к проверяемым лицам, а также организационной и финансовой зависимостью;

  • ответственность − связана с неотвратимостью правовых последствий при нарушении правовых норм действующего законодательства, регулирующих соответствующие сферы контрольной деятельности;

  • действенность − означает воздействие контроля на экономику и выражается через эффективность мер, принятых по результатам его осуществления;

  • рациональность − соизмерение расходов на осуществление экономического контроля с экономическими выгодами, получаемыми от его проведения, т.е. получаемая экономическая выгода от проведения контроля должна многократно покрывать связанные с этим расходы.

^ Задачи экономического контроля:

  • укрепление законности и правопорядка, государственной и финансовой дисциплины;

  • обеспечение сохранности принадлежащего организации имущества, денежных средств и выявление фактов недостач, потерь и порчи;

  • достижение целевого, экономного и рационального использования всех средств, находящихся в распоряжении организации;

  • выявление и использование резервов роста и повышения эффективности производства;

  • проверка состояния бухгалтерского учета и внутреннего контроля, достоверности бухгалтерской (финансовой) и налоговой отчетности;

  • выявление путей совершенствования работы субъектов хозяйствования.

^ Функции экономического контроля:

  • информационная функция − заключается в том, что информация, полученная в результате экономического контроля, является основанием для принятия соответствующих управленческих решений, обеспечивающих нормальное функционирование контролируемого объекта;

  • профилактическая функция − заключается в том, что экономический контроль призван не только выявить недостатки, хищения, злоупотребления, но и способствует их устранению и недопущению в дальнейшем;

  • мобилизующая функция − заключается в привлечении организаций к мобилизации всех имеющихся у них ресурсов для достижения поставленных целей и эффективного ведения производства;

  • воспитательная функция − заключается в приобщении людей к управлению производством, воспитывает у работников предприятий, организаций неукоснительное соблюдение законности, а также четкого исполнения своих обязанностей.


1.2 Предмет и объекты экономического контроля

^ Предмет экономического контроля − выявление соответствия фактического состояния экономического производства установленному порядку его организации и регулирования, охватывающего всех участников экономического кругооборота, включая государственное управление (юридических и физических лиц по гражданскому законодательству).

^ На стадии производства предметом экономического контроля являются все моменты труда как целесообразной деятельности человека: собственно труд, предметы труда и средства труда, изучаемые с точки зрения соблюдения правильности применения утвержденных в установленном порядке нормативов.

^ На стадии распределения экономический контроль охватывает как возмещение потребленных средств производства, так и распределение и перераспределение вновь созданного продукта.

^ На стадии обмена, предметом экономического контроля являются операции по сбыту и заготовкам, расчетам, договорным отношениям.

На стадии потребления, подконтрольным является преимущественно производственное потребление, связанное с возобновлением и расширением производственных фондов. Личное потребление входит в предмет экономического контроля в той мере, в какой оно характеризует отставание от заданных темпов удовлетворения материальных и культурных потребностей населения.

Объекты экономического контроля – юридические и физические лица, деятельность которых связана с использованием государственных ресурсов. При этом контролю подвергаются отдельные хозяйственные средства и процессы, совокупность которых характеризует производственную и хозяйственно-финансовую деятельность организаций, а также отдельных должностных лиц за определенный период.
1.3 Виды контроля и их классификация

По видам выделяют:

1. ^ Государственный контроль − осуществляют органы государственной власти и управления и административные органы: Государственная налоговая служба, Счетная палата, федеральное казначейство РФ, Контрольно-ревизионное управление МФ РФ и др. По целевой направленности государственный контроль в свою очередь подразделяется на:

    • общегосударственный контроль − осуществляется в масштабах всего государства органами государственной власти, центральными органами управления. Цель − обеспечение повышения эффективности производства, достижения высоких конечных результатов, более полного удовлетворения потребностей;

    • отраслевой контроль − способствует эффективному развитию отдельных отраслей экономики. Цель − выявление резервов повышения производительности труда, улучшения качества работы, развития НТП в отрасли;

    • специализированный контроль − возложен на специализированные инспекции, которые осуществляют проверку соблюдения установленного порядка организации и ведения тех или иных хозяйственных операций, входящих в их компетенцию (ветеринарный, транспортный, иммиграционный, лицензионный).

  1. ^ Внутренний контроль − выступает составной частью системы корпоративного управления и осуществляется как непосредственно руководством и другими должностными лицами хозяйствующего субъекта, так и его специальными контрольными службами или привлеченными специализированными организациями.

  2. ^ Аудиторский контроль − независимый контроль за деятельностью предприятий, осуществляемый аудиторами-предпринимателями или аудиторскими фирмами. Цель − проверка достоверности бухгалтерского баланса и финансовой отчетности, а также законности совершаемых на предприятии операций, правильности их отражения в учете.

  3. ^ Общественный контроль − осуществляется неправительственными организациями и отдельными физическими лицами на основе добровольности и безвозмездности. К нему относится контроль со стороны профсоюзных и молодежных организаций. Цель − проверка решения социальных вопросов в трудовых коллективах, в молодежной среде и по месту жительства членов данных организаций.

По субъектам контрольной деятельности:

1. Вневедомственный − предполагает осуществление контрольных функций независимо от ведомственной подчиненности проверяемых субъектов хозяйствования.

2. Ведомственный − осуществляется вышестоящим органом по принципу административной подчиненности. Компетенция органов ведомственного контроля распространяется на осуществление проверки вопросов данного ведомства и может выходить при необходимости за его пределы лишь по взаимосвязанным операциям и с согласия другого заинтересованного ведомства.

По характеру контрольных функций и сфере их применения выделяют:

  1. ^ Правовой контроль − осуществляется в сфере государственного управления, обеспечивает точное и неукоснительное соблюдение законов всеми субъектами хозяйствования и должностными лицами.

  2. Экономический контроль − осуществляется в сфере управления экономикой и включает в себя финансовый, бухгалтерский, ревизионный и статистический контроль.

  3. Производственно-технический контроль − осуществляется в сфере производственного процесса и является способом оперативного регулирования хода производства.

По времени проведения:

1. ^ Предварительный контроль − осуществляется до начала совершения хозяйственных операций, подвергающихся контролю. Цель − предупреждение незаконности и нецелесообразности проведения хозяйственных операций. Форма предварительного контроля играет важную роль в финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов, в связи с чем ее целесообразно использовать прежде всего во внутреннем контроле непосредственно в процессе планирования, бюджетирования и до начала осуществления бизнес-планов.

2. ^ Текущий контроль − производится непосредственно в процессе совершения хозяйственных операций. Цель − оперативное устранение недостатков, выявление и распространение положительного опыта.

3. ^ Последующий контроль − осуществляется после совершения хозяйственных операций. Цель − установление достоверности отчетных данных, а также выявление недостатков или положительного опыта.

В зависимости от источников контрольных данных:

1.^ Документальный контрол − контроль, осуществляемый по документальным данным. Источниками таких данных являются первичные и сводные бухгалтерские документы, регистры синтетического и аналитического учета, бизнес-планы и отчеты предприятия и другие.

^ 2. Фактический контроль − контроль, осуществляемый по данным осмотра проверяемых объектов в натуре, т.е. путем проведения инвентаризации фактического наличия и состояния хранения хозяйственных средств.

По охвату проверяемых объектов:

1. Сплошной − проверка объектов (хозяйственных операций) в сплошном порядке, который характеризуется большой трудоемкостью, в связи с чем он используется по отдельным участкам финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов;

2. Выборочный − ограничивается проверкой выборочного круга проверяемых объектов (хозяйственных операций) по существующим методам их отбора, на основании чего по выборочной совокупности формируются выводы по результатам проведенного контроля.

По периодичности проведения можно выделить:

^ Систематический (регулярный) контроль − производится, как правило, с определенной периодичностью и характерен для государственного, внутреннего и аудиторского контроля;

^ Разовый (эпизодический) контроль − обусловлен в основном теми или иными общественными интересами (инициативами).

По способам осуществления:

1. Ревизия − всесторонняя и глубокая документальная и фактическая проверка производственно-финансовой и коммерческой деятельности субъекта хозяйствования за определенный период времени.

2. ^ Экономический анализ − заключается в выявлении влияния фактов на результаты хозяйственно-финансовой деятельности предприятий (неиспользованные ресурсы, финансовое состояние и платежеспособность, оценка имущества, ликвидность и т.д.). Практическое осуществление экономического анализа как способа контроля совмещается обычно с другими способами (проверками, обследованиями, ревизиями).

  1. ^ Хозяйственный спор − это способ выявления, соблюдения законности и обеспечения законных прав в хозяйственных взаимоотношениях предприятий, организаций и учреждений. Хозяйственные споры разрешаются органами Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, а также судами общей юрисдикции.

  2. ^ Следствие (расследование) − представляет такой способ контроля, при котором выявляются виновность физических лиц и размер причиненного ими ущерба. Специфика этого способа контроля заключается в том, что он осуществляется только судебно-следственными органами при наличии необходимых признаков уголовно наказуемых деяний отдельных должностных лиц.

  3. Обследование − применяется в практике контроля при подготовке обсуждения или решения тех или иных вопросов хозяйственной деятельности путем их изучения на месте. Оно организуется, например, для проверки состояния складского хозяйства, пожарной безопасности, охраны труда и т.д.


1.4 Метод, приемы и способы экономического контроля

^ Метод экономического контроля − совокупность приемов и способов, обеспечивающих выявление соответствия фактического состояния экономического производства установленному порядку его организации и регулирования. Метод характеризуется использованием общенаучных и собственных методических приемов и способов контроля.

Общенаучные методические приемы включают:

1.^ Анализ − это прием исследования включающий изучение предмета мысленным или практическим расчленением его на составные объекты.

2. Синтез прием изучения объекта в целостности, в взаимосвязи его частей. В контроле синтез связан с анализом, дает возможность объединить объекты, расчлененные в процессе анализа, установить связь и познать предмет как единое целое.

3. Индукция − прием исследования, заключающийся в том, что общий вывод составляют на основе изучения не всех, а лишь части элементов множества, т.е. способ выведения заключений от частного к общему (например, проверку дебиторской задолженности осуществляют на первых порах по данным аналитического, а потом − синтетического учета).

3. Дедукция − исследование состояния объекта в целом, а потом его составляющих, т.е. делается заключение от общего к частному. Например, проверку затрат на первых порах проводят по данным синтетического, а потом − аналитического учета.

4. Аналогия − прием научных выводов, благодаря которому достигают познания одних объектов на основе сходства их с другими. Прием аналогии основывается на сходстве некоторых сторон различных объектов, представляет основу моделирования, которое применяется в контроле.

5. Моделирование − прием научного познания, основывающийся на замене исследуемого объекта его аналогом, моделью, имеющей важные приметы оригинала. В контроле применяют организационные модели проведения контрольного процесса − стандарты, нормативы, тарифы.

6. Абстрагирование − прием отвлечения. Методом абстрагирования переходят от конкретных объектов к общим понятиям (например, проверяют состояние трудовой дисциплины в отдельных подразделениях предприятия и, абстрагируясь, строят заключения в целом по организации).

7. Конкретизация − исследование объектов во всей разносторонности их реальной, а не абстрактной действительности.

8. ^ Системный анализ − изучение объекта исследования как совокупности элементов, которые образуют систему. Этот прием в контроле предусматривает оценку поведения объектов как системы со всеми факторами, которые влияют на его функционирование.

9. ^ Функционально-стоимостный анализ − изучение объектов на стадии инженерной подготовки производства, что включает проектирование и синтез сложных систем в процессе исследования их функционирования (оценка экономической эффективности технологических процессов).

В зависимости от формы экономического контроля используются различные приемы и способы проверок.

Приемы фактического контроля:

1. Инвентаризация − проверка объектов в натуре органолептическим путем (с помощью их визуального изучения путем осмотра, обмера, взвешивания и пересчета).

^ 2. Лабораторный анализ − представляет собой выявление необходимых показателей качества тех или иных объектов контроля путем соответствующего (физического, химического или биологического) анализа в лабораторных условиях (например, определяют в лабораторных условиях качество шерсти, сахаристость сахарной свеклы, жирность молока и т.д.).

  1. ^ Экспертная оценка − применяется для выявления профессионального уровня и ценности выполняемых работ путем их фактической экспертизы. Этот прием контроля используется также для установления подлинности документов, записи, реальности и характера совершенных операций, зависимости между деянием и действующим лицом.

  2. Очный опрос − фактическая проверка объектов контроля путем очного опроса соответствующих лиц, располагающих теми или иными сведениями об этих объектах. Разновидностью очного опроса служат допрос и очная ставка, применяемые судебно-следственными органами при расследовании дел о недостачах, гибели и хищении имущества.

^ Приемы и способы документального контроля:

  1. Чтение документов − представляет собой изучение тех или иных документов, характеризующих соответствующие объекты контроля (определение их подлинности и правильности оформления, достоверности и законности отраженных в них хозяйственных операций).

  2. ^ Счетная проверка − проверка правильности цифрового материала в документах и регистрах бухгалтерского учета.

  3. Письменный запрос − представляет собой получение необходимых сведений о том или ином объекте контроля от соответствующих предприятий (организаций) и отдельных лиц путем их письменного запроса.

  4. ^ Сопоставление (сверка) документов − означает сверку сведений о том или ином объекте контроля, содержащихся в различных документах (например, сопоставление количества полученной от урожая продукции, отраженного в документах по учету выхода продукции растениеводства с количеством этой же продукции, зафиксированным в документах по их транспортировке).

  5. ^ Экономический анализ − представляет собой изучение предмета контроля путем выявления влияния фактов, обусловивших те или иные изменения в этом предмете за проверяемый период.

Все перечисленные приемы и способы изучения предмета экономического контроля применяются не изолированно, а в сочетании, что позволяет достаточно полно выявить положительные и отрицательные моменты в хозяйственной деятельности проверяемых организаций в целях улучшения сохранности и более эффективного использования экономических ресурсов.
1.5 Контролирующие органы

Общая система контролирующих органов и организаций включает:

1. Государственные органы федерального значения:

  • государственного управления − Главное контрольное управление Президента РФ, Счетная палата РФ, Федеральная налоговая служба. Департамент финансового контроля и аудита Минфина России;

  • здравоохранения и обеспечения безопасных условий жизни − Государственная служба санитарно-эпидемиологического надзора РФ, Служба ветеринарного надзора РФ, Департамент по охране и рациональному использованию охотничьих ресурсов, Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий РФ и др.;

  • труда и социального обеспечения − Государственная трудовая инспекция, Государственная жилищная инспекция. Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и другие;

  • финансово-кредитных отношений и страхования − Счетная палата РФ, Центральный банк РФ, Федеральное казначейство России, Министерство финансов РФ, Департамент финансового контроля и аудита Минфина России;

  • экономики, промышленности, сельского хозяйства и торговли − Министерство экономического развития и торговли РФ, Государственный комитет РФ по земельной политике, Государственная торговая инспекция и др.;

  • образования и культуры − Министерство образования РФ, Министерство культуры РФ, Министерство по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций РФ;

  • связи и информации − Министерство по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций РФ, Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте РФ, Федеральная служба государственного надзора за связью.

2. Государственные органы регионального значения (субъектов Российской Федерации и местного самоуправления) − относятся такие органы, которые не являются структурными подразделениями федеральных органов, а формируются и функционируют на уровне субъектов федерации и местного самоуправления.

3. Негосударственные контролирующие организации: союзы потребителей; профессиональные союзы; аудиторские организации; негосударственные организации по экспертизе и сертификации качества товаров и услуг; общественные объединения.

4. Международные контролирующие организации − это исполнительные структуры Организации Объединенных Наций и Европейского союза (МАК − Международный авиационный комитет, ИСО − Международная организация по стандартам, МСЭ − Международный союз электросвязи).

Каждый контролирующий орган выполняет определенные функции и для этого наделен правами и обязанностями, исчерпывающий перечень которых обычно содержится в нормативном акте, регулирующем его деятельность.
1.6 Система нормативного регулирования экономического контроля

Система нормативного регулирования экономического контроля включает следующие уровни:

1 уровень. Кодексы, регулирующие группы однородных правоотношений в сфере экономики, в частности:

Гражданский кодекс РФ, определяющий общие правила гражданского оборота (включая предпринимательскую деятельность), правовое положение его участников (юридических и физических лиц), основания возникновения и порядок осуществления права собственника, договорные и иные обязательства, отношения и правила, связанные с осуществлением гражданских прав и обязанностей;

Бюджетный кодекс РФ, устанавливающий общие принципы финансового регулирования и бюджетного законодательства страны, правовые основы функционирования ее бюджетной системы и бюджетного процесса, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства, а также правовое регулирование государственного и муниципального финансового контроля, чему посвящен специальный раздел;

Налоговый кодекс РФ, регулирующий налоговые правоотношения, связанные с установлением, введением и взиманием налогов и сборов, определением правонарушений и ответственности за их совершение, а также с осуществлением налогового контроля, что закреплено в отдельной главе;

Таможенный кодекс РФ, определяющий правовой режим перемещения товаров и услуг через таможенную границу страны, правовые основы функционирования таможенных органов, возникновения оснований для применения установленных мер ответственности за нарушение таможенного законодательства, а также осуществления таможенного учета и контроля;

Кодекс РФ об административных правонарушениях, устанавливающий основания, виды и меры административной ответственности за определенные административные нарушения, в том числе связанные с нарушениями установленного порядка лицензирования отдельных видов деятельности, государственной регистрации юридических лиц и сделок с недвижимостью, ведения кассовых операций, бухгалтерского учета и т.д.;

Трудовой кодекс РФ, определяющий права и обязанности наемных работников и работодателей, правовые основы гарантий труда и отдыха, разрешения трудовых споров и ответственности за нарушение трудового законодательства;

Земельный кодекс РФ, регулирующий земельные правоотношения и устанавливающий правовые основы владения, пользования и распоряжения земельными участками.

Важное значение для нормального функционирования хозяйствующих субъектов имеют законодательные акты, устанавливающие четкие правовые нормы, связанные с отдельными аспектами предпринимательской деятельности (лицензирование, регистрация, статус отдельных организационно-правовых форм, ограничение монополистической деятельности, особенности осуществления предпринимательской деятельности в отдельных отраслях экономики и т.д.).

Применительно к отраслям агропромышленного комплекса отдельную группу законодательных актов представляют федеральные законы, законодательные и иные нормативно-правовые акты, регулирующие агроэкономические отношения: Федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации»; «О государственном регулировании агропромышленного производства»; «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»; «Об инженерно-технической системе агропромышленного комплекса»; «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд; «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель»; «О семеноводстве»; «О мелиорации земель»; «О племенном животноводстве»; «О ветеринарии»; «О социальном развитии села».

2 уровень. Правовые акты, определяющие статус соответствующих контрольных органов или правила осуществления контрольно-ревизионной деятельности (Федеральные законы «О Счетной палате Российской Федерации», «Об аудиторской деятельности», «О бухгалтерском учете», положения об органах исполнительной власти, наделенных контрольными полномочиями, инструкции и рекомендации о порядке проведения ревизий и проверок и др.).

3 уровень. Законодательные и иные нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, связанные с осуществлением их конституционных полномочий по закрепленным предметам ведения как в самой экономике, так и в организации государственного и муниципального экономического контроля.

4 уровень. Нормотворческая деятельность самих субъектов экономического контроля, включая и непосредственно хозяйствующие субъекты, определяющие исходя из общих норм особенности организации собственной контрольной деятельности, в том числе и внутреннего контроля.

Тема 2 Финансовый контроль как специализированный вид управленческой деятельности
2.1 Основное содержание финансового контроля

2.2 Процесс финансового контроля

2.3 Виды финансового контроля. Взаимосвязь и отличие внешнего и внутреннего контроля

2.1 Основное содержание финансового контроля
Финансовый контроль − одна из форм управления финансами, особая сфера контроля, обусловленная формированием и использованием финансовых ресурсов во всех структурных подразделах экономики государства. Он предусматривает проверку хозяйственных и финансовых операций относительно их законности, экономической целесообразности и достижения положительных конечных результатов работы.

Соответственно государственный финансовый контроль − это финансовый контроль, осуществляемый государственными органами или от имени государства в целях обеспечения единой государственной финансовой политики и финансовых интересов государства и его граждан.

Сферой финансового контроля являются хозяйственные операции, осуществляемые с использованием денег, а в отдельных случаях и без них. Финансовый контроль охватывает такие показатели: выручка от реализации продукции и прочие поступления, основные виды затрат, состояние оборотных средств, активов и пассивов баланса, рентабельность, финансовое состояние и платежеспособность предприятия, расчеты с бюджетом и кредитными учреждениями, дебиторскую и кредиторскую задолженность и т.п.

Значение финансового контроля выражается в том, что при его проведении проверяются:

во-первых, соблюдение установленного правопорядка в процессе финансовой деятельности государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями,

во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства.

Таким образом, финансовый контроль − это контроль за законностью действий в области образования и использования; денежных средств государства и субъектов местного самоуправления в целях эффективного социально-экономического развития страны и отдельных регионов.

Финансовый контроль включает в себя: контроль за исполнением федерального бюджета; бюджетов субъектов Российской Федерации; бюджетов внебюджетных фондов; контроль за состоянием внешнего и внутреннего долга; государственных резервов.

^ Предмет финансового контроля − денежные, распределительные процессы формирования и использования финансовых ресурсов на уровне отдельных хозяйствующих субъектов, а также на уровнях отраслей, регионов и страны в целом.

^ Объекты финансового контроля − те конкретные организации, предприятия, органы управления, хозяйственная деятельность которых непосредственно обусловила указанные процессы.

Конкретные формы и методы финансового контроля позволяют обеспечить интересы и права как государства и его учреждений, так и всех других экономических субъектов; финансовые нарушения влекут санкции и штрафы.

^ Основным содержанием финансового контроля в условия) рынка являются:

  • обеспечение качества и эффективности финансово-хозяйственного управления, защита финансовых интересов субъектов хозяйствования и управления государства целом и его граждан;

  • проверка выполнения финансовых обязательств перед государством и органами местного самоуправления, организациями и гражданами;

  • проверка правильности использования государственными и муниципальными предприятиями, учреждениями, организациями, находящихся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении денежных ресурсов (банковских ссуд, внебюджетных средств и других средств);

  • проверка соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств предприятиями, организациями, учреждениями;

  • выявление внутренних резервов использования финансовых ресурсов во всех сферах производства;

  • устранение и предупреждение нарушений финансовой дисциплины − обязательного для всех организаций и должностных лиц порядка ведения финансового учета и отчетности, соблюдения установленных норм и правил. В случае их выявления в установленном порядке принимаются меры воздействия к организациям, должностным лицам и гражданам, обеспечивается возмещение материального ущерба государству, организациям, гражданам.

Результатом финансового контроля являются документальные материалы (акты, отчеты, справки, заключения), которые отражают достоверность информации о финансово-хозяйственном состоянии объекта контроля, вскрытые в процессе контроля отклонения от принятых стандартов, нарушения установленных норм и правил.

2.2 Процесс финансового контроля
Финансовый контроль как специализированный вид управленческой деятельности и особая отрасль экономических знаний располагает разнообразными методическими приемами, разработанными этой дисциплиной или основанными на достижениях смежных областей (бухгалтерского учета, статистики, финансов, государственного бюджета).

Системность контроля достигается комбинированным использованием его различных видов: логического и математического, документального и фактического.

С учетом действующей практики процесс реализации финансового контроля можно представить как последовательность выполнения следующих этапов (таблица 1).
Таблица 1 − Процесс финансового контроля

Этап контроля

Содержание

Процедуры

Организационно-подготовительный

Выбор объекта для проверки и влияния

Ориентация контрольной деятельности в соответствии с общегосударственными интересами, постановка вопросов для проверки и планирования контрольной деятельности

Технологический

Проверка объекта, который контролируется

Осмотр и наблюдение, сбор, обработка и оценка информации

Результативный

Комплексный анализ и ликвидация допущенных недочетов

Анализ допущенных отклонений (нарушений) и причин их возникновения; формулирование выводов и оценка состояния объекта, который контролируется; выработка решений и мероприятий по ликвидации недочетов и нарушений; применение соответствующих санкций к объектам, которые контролируются, виновным лицам; обсуждение мероприятий в коллективе и воспитательное влияние на его работников

Инспекционный

Проверка выполнения решений

Использование контролирующим органом различных форм проверки выполнения решений; наблюдение за выполнением предложений



2.3 Виды финансового контроля. Взаимосвязь и отличие внешнего и внутреннего контроля
^ По характеру связи контролирующей и контролируемой организации контроль может быть:

1. Внешний контроль предприятия проводят государственные контрольные организации, общественные и аудиторские фирмы.

2. Внутренний контроль − выполнение распоряжений руководства субъекта хозяйствования, т.е. служит для обеспечения надлежащего функционирования и управления самого органа или организации. Это внутрислужебная, внутри управленческая функция, контроль вышестоящего органа за нижестоящим.

Контроль называется внутренним тогда, когда субъект и объект контроля входят в одну систему, а внешним, когда субъект контроля не входит в ту же систему, что и объект (таблица 2).

Таблица 2 − Отличительные особенности и характерные черты внутреннего и внешнего государственного финансового контроля

Факторы

Внутренний государственный финансовый контроль

Внешний государственный финансовый контроль

Цель

Определяется исполнительной властью

Определяется законодательной (представительной) властью

Задачи

Исходя из потребностей управления финансовыми потокам в целом или в отдельных отраслях

Оценка достоверности финансовой отчетности и реальности бюджетных проектировок, подтверждение соблюдения требований действующего законодательства, выработка предложений по оценки деятельности органов, исполняющих бюджет, по предупреждению возможных нарушений действующего законодательства, повышению эффективности использования государственных средств и имущества, существованию налогового администрирования и бюджетного процесса в целом

Объект финансового контроля

Отдельные функциональные задачи управления

Средства бюджета и внебюджетных фондов, доходы от предпринимательской и иной деятельности, государственная (муниципальная) собственность, система финансового учета и отчетности, проекты бюджетов и других законодательных актов, бюджетное законодательство


Продолжение таблицы 2

1

2

3

Процедуры, правила

Определяются Минфином России или самостоятельно

Определяются ревизионными и другими стандартами ИНТОСАИ при отсутствии национальных стандартов государственного внешнего финансового контроля

Вид деятельности

Исполнительская деятельность

Независимая контрольно-ревизионная и экспертно-аналитическая деятельность

Организация работы

Выполнение конкретных заданий руководства исполнительной власти

Определяется самостоятельно исходя из общепринятых норм, принципов, правил и процедур осуществления внешнего государственного финансового контроля

Взаимоотношения с объектом контроля

Подчиненность исполнительной власти

Независимость, равноправное партнерство

Ответственность

Перед исполнительной властью

Перед обществом и законодательной (представительной) властью, устанавливается законодательным актом

Отчетность

Перед исполнительной властью

Перед законодательной (представительной) властью, через СМИ в обязательном порядке доводится до общественности

Субъекты государственного финансового контроля

Органы управления, подчиненные исполнительной власти

Независимые органы государственного (муниципального) финансового контроля, создаваемые законодательной (представительной) властью

Квалификация сотрудников

Квалифицированные требования к профессиональной компетенции сотрудников могут быть одинаковыми

Оплата труда

Начисление зарплаты осуществляется в соответствии с должностными окладами по штатному расписанию

Формы финансового контроля

Одни и те же (предварительный, текущий и последующий финансовый контроль)

Методы финансового контроля

При решении одинаковых задач могут быть одними и теми же, например, проверка целевого использования бюджетных средств. Однако могут иметь место различия в степени точности и детальности их применения


Цель внешнего контроля подтверждение достоверности бухгалтерской отчетности для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности организации. Цель внутреннего контроля − обеспечение соблюдения всеми сотрудниками предприятия своих должностных обязанностей в соответствии с целями организации.

Внешний и внутренний виды контроля объединяются общей целью, заключающейся в правильном и своевременном отражении хозяйственных операций в бухгалтерском учете и отчетности, законности хозяйственных операций и их целесообразности для организации.

Потребителями информации, являющейся результатом внешнего независимого контроля, являются внешние пользователи. Информация, являющаяся результатом осуществления внутреннего контроля, готовится для внутренних пользователей − в частности, для руководителей и менеджеров организации.

Внешний независимый контроль основан на общепринятых нормах − стандартах (правилах) аудиторской деятельности, которые регулируют основные принципы, цели, правила проведения, порядок исследования и сбора аудиторских доказательств, оформления результатов, взаимодействия с третьими лицами и руководством организации. Внутренний контроль организуется исходя из целей и задач управления организацией. Государством регламентируются только основные направления внутреннего контроля − порядок проведения инвентаризаций, правила организации документооборота, рекомендации по организации аналитического учета, определение должностных обязанностей управленческого персонала и некоторые другие.

Объектами внешнего контроля являются разделы и участки бухгалтерского учета − основные средства, нематериальные активы, производственные запасы и другие. Объектами внутреннего контроля являются циклы деятельности организации: снабжение, производство, реализация (сбыт). Для целей внутреннего управленческого контроля все центры ответственности (затрат, выручки, прибыли) являются прежде всего и центрами контроля.

При внешнем контроле хозяйственная деятельность организации воспринимается как единое целое. При осуществлении внутреннего контроля основное внимание уделяется центрам ответственности − структурным подразделениям (на промышленных предприятиях − цех, участок, бригада; в организациях торговли − секция; в научно-исследовательской организации − отдел и т.д.).

Внешний контроль представляет собой один из видов последующего контроля. А внутренний контроль − это совокупность методов предварительного, текущего и последующего контроля.

И внешний, и внутренний контроль тесно связаны с другими дисциплинами − финансами предприятия, экономическим анализом, основами документационного обеспечения управления, правовым регулированием хозяйственной деятельности, социальной психологией, педагогикой и этикой делового общения, бухгалтерским управленческим учетом, экономикой и др.

Однако если внешний контроль связан с этими дисциплинами пассивно, не имея возможности использовать имеющиеся знания на данном предприятии, то внутренний контроль связан с ними активно, применяя имеющиеся знания из других дисциплин на практике.
Тема 3 Организация внутреннего финансового контроля на предприятии
3.1 Классификация системы внутреннего контроля

3.2 Требования к системе внутреннего контроля

3.3 Составляющие системы внутреннего контроля организации

3.4 Порядок проверки смет (бюджетов), центров затрат, ответственности и бюджетирования

3.5 Внутренний контроль и система мер по ограничению риска хозяйственной деятельности

3.1 Классификация системы внутреннего контроля
Важнейший классификационный аспект внутреннего контроля − формальный. Выбор формы внутреннего контроля зависит от сложности организационной структуры, правовой формы видов и масштабов деятельности, целесообразности охвата контролем различных сторон деятельности, отношения руководств организации к контролю. Одна из наиболее развитых форм внутреннего контроля − внутренний аудит.

Организация внутреннего контроля в форме внутренне аудита присуща крупным и некоторым средним организация для которых характерны усложненная организационная структура; многочисленность филиалов, дочерних компаний; разнообразие видов деятельности и возможность их кооперировав стремление органов управления получать достаточно объективную и независимую оценку действий менеджеров всех уровней управления.

Внутренние аудиторы могут выполнять экономическую диагностику, разрабатывать финансовую стратегию, вести маркетинговые исследования, правленческое консультирование. К институтам внутреннего аудита относят и ревизионные комиссии (ревизоров), деятельность которых регламентирована действующим законодательством. Этот институт в основном распространен в акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и производственных кооперативах.

По способу осуществления:

  • неавтоматизированный контроль − осуществляется непосредственно его субъектами без применения автоматических средств;

  • не полностью автоматизированный контроль − осуществляется его субъектами с применением автоматических средств регистрации, обработки, измерения и т.п. (например, контроль качества работы производственного оборудования с помощью технологии штрихового кодирования обрабатываемых узлов и деталей);

  • полностью автоматизированный контроль − осуществляется целиком в автоматическом режиме под управлением субъектов внутреннего контроля.

По значимости субъектов внутреннего контроля:

  • субъекты внутреннего контроля первого уровня − это участники (собственники) организации, осуществляющие контроль непосредственно или косвенно (с помощью независимых экспертов, в том числе внешних аудиторов);

  • субъекты внутреннего контроля второго уровня − непосредственно в их функции не входит контроль, но в силу производственной необходимости они выполняют и контрольные функции (рабочий, контролирующий качество работы оборудования);

  • субъекты внутреннего контроля третьего уровня − выполняют контрольные функции для реализации служебных обязанностей, которые за ними закреплены непосредственно;

  • субъекты внутреннего контроля четвертого уровня − осуществляют контрольные и другие функции (административно-управленческий персонал; персонал, обслуживающий компьютерные системы и т.д.)

  • субъекты внутреннего контроля пятого уровня − в функции входит только осуществление контроля (сотрудники отдела внутреннего аудита и члены ревизионной комиссии, отделов входного и технического контроля и т.п.).

По стадии проведения контроля:

  • предварительный контроль;

  • промежуточный контроль;

  • конечный контроль.

По временной направленности контроля:

  • стратегический контроль;

  • тактический контроль;

  • оперативный контроль.

По источникам контроля:

  • документальный контроль;

  • фактический контроль;

  • автоматизированный контроль.

По характеру контрольных мероприятий:

  • плановый контроль;

  • внезапный контроль.

По периодичности проведения:

  • систематический контроль;

  • периодический контроль;

  • эпизодический контроль.

По полноте охвата объекта контроля:

  • сплошной контроль;

  • несплошной контроль.

По времени осуществления контрольных действий:

  • предварительный контроль;

  • текущий контроль;

  • последующий контроль.



3.2 Требования к системе внутреннего контроля
К основным требованиям, обусловливающим эффективное функционирование системы внутреннего контроля, относятся:

  • подконтрольность каждого субъекта внутреннего контроля, работающего в организации;

  • недопущение концентрации прав первичного контроля, руках одного лица;

  • заинтересованность администрации;

  • компетентность, добросовестность и честность субъектов внутреннего контроля;

  • приемлемость (пригодность) методологии внутреннего контроля; приоритетность;

  • оптимальная централизация (или адекватность оргструктуры);

  • единичная ответственность;

  • потенциальное функциональное замещение;

  • регламентация;

  • взаимодействие и координация;

  • предотвращение несанкционированного доступа к активам и файлам;

  • лимиты полномочий при заказе товаров (услуг, работ)

  • безопасность активов и файлов;

  • регламентация деятельности на основе специальных схем последовательности операций;

  • внедрение новых информационных технологий в ученую и контрольную деятельность;

  • документальное подтверждение выполнения контрольной работы;

  • периодическое перераспределение обязанностей между внутренними контролерами (ревизорами, внутренними аудиторами, бухгалтерами);

  • всесторонний контроль;

  • понимание взаимосвязи объектов контроля;

  • приоритет предварительного контроля;

  • использование информации об отклонениях, полученной предыдущих проверках.

Методические приемы контроля:

1. Общенаучные методические приемы контроля: анализ, синтез, индукция, дедукция, редукция, аналогия, моделирование, абстрагирование, эксперимент и др.

2. ^ Собственные эмпирические методические приемы контроля: инвентаризация, контрольные замеры работ, контрольные запуски оборудования, формальная и арифметическая проверки, встречная проверка, способ обратного счета, метод сопоставления однородных фактов, служебное расследование, экспертизы различных видов, сканирование, логическая проверка, письменный и устный опросы и др.

3. ^ Специфические приемы смежных экономических наук: приемы экономического анализа, экономико-математические методы, методы теории вероятностей и математической статистики.

3.3 Составляющие системы внутреннего контроля организации
Система внутреннего контроля
  1   2   3   4   5   6   7   8



Скачать файл (933.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru