Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Лекции - Бюджетная система РФ - файл Проект_электр_пособия.doc


Лекции - Бюджетная система РФ
скачать (296.7 kb.)

Доступные файлы (6):

Проект_электр_пособия.doc809kb.27.05.2008 02:10скачать
Т14_15.doc163kb.27.05.2008 02:20скачать
Т16_17.doc210kb.27.05.2008 02:20скачать
Т3.doc108kb.27.05.2008 02:19скачать
Т4_5.doc127kb.27.05.2008 02:20скачать
Т6_7.doc92kb.27.05.2008 02:20скачать

содержание
Загрузка...

Проект_электр_пособия.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8
Реклама MarketGid:
Загрузка...




Введение

В Российской Федерации продолжаются начатые в кон­це 1991 г. экономические реформы. Идет коренная ломка прежнего механизма управления экономикой, замена его рыночными методами хозяйствования. Решающую роль как в структуре рыночных отношений, так и в механизме их регулирования играют финансы. Резко возрастает значение финансовой системы, основным звеном которой является бюджетная система государства.

Бюджетная система Российской Федерации включает государственный федеральный бюджет, бюджеты субъек­тов Российской Федерации и местные бюджеты.

Федеральный бюджет Российской Федерации - глав­ное звено бюджетной системы страны, которое является основным финансовым планом государства, утвержденным Федеральным Собранием Российской Федерации в форме закона; государственный бюджет концентрирует основную часть бюджетных ресурсов страны, отражает доходы и рас­ходы Правительства Российской Федерации. Бюджет госу­дарства выражает экономические отношения, опосредую­щие процесс образования и использования централизован­ного фонда денежных средств государства.

Через государственный бюджет мобилизуются финан­совые ресурсы, которые в дальнейшем перераспределяют­ся и используются для целей государственного регулиро­вания социально-экономического развития Российской Фе­дерации и реализации финансово-бюджетной политики страны.

Варьируя основные показатели государственного бюд­жета, Федеральное Собрание и Правительство РФ могут определенным образом влиять на экономическую ситуацию в стране, решать наиболее важные государственные про­блемы. Осуществляется, прежде всего, варьирование бюд­жетных расходов. Расходы государственного бюджета - это экономические отношения, возникающие в связи с распре­делением фонда денежных средств государства и его ис­пользованием по отраслевому, целевому и территориаль­ному назначениям, на выполнение обязательств по выпла­те внутреннего и внешнего долга.

В настоящее время страна переживает трудности. Рос­сия имеет огромный внутренний и внешний долг, положе­ние в экономике характеризуется противоречивыми кри­зисными явлениями, вызванными проводимыми реформа­ми. Большие надежды в решении финансовых проблем об­щество возлагает на квалифицированных специалистов, подготовку которых осуществляют высшие учебные заве­дения.

До 2000 года "Бюджетная система" была разделом в дисциплине "Финансы". Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по спе­циальности "Финансы и кредит", утвержденным Министер­ством образования РФ 17 марта 2000 г., "Бюджетная систе­ма" выделена в самостоятельную специальную профилиру­ющую дисциплину.

Учебная дисциплина "Бюджетная система", как и лю­бая другая научная дисциплина, имеет свой предмет, ме­тод и задачи. Ее предметом является система финансовых (экономических) отношений, связанных с формированием, распределением и использованием доходов и расходов на всех уровнях бюджетов бюджетной системы страны.

Методом познания экономических отношений, возника­ющих в бюджетной системе по поводу образования и использования бюджетных средств, служит метод материа­листической диалектики, правовые (законодательные) акты государства.

При изложении тем дисциплины "Бюджетная система" используется действующее законодательство: Конституция (Основной закон) Российской Федерации, законы и поста­новления органов законодательной власти, другие подза­конные акты и правовые нормы, связанные с бюджетными отношениями.

Основными задачами учебной дисциплины "Бюджетная система России" являются:

♦ раскрытие содержания государственного бюджета как экономической категории, его функций и роли как финан­совой базы социально-экономического развития общества;

♦ изложение бюджетного устройства и бюджетной си­стемы Российской Федерации, принципов организации бюд­жетной системы;

♦ освещение организационно-правовых основ бюджет­ной системы, бюджетных прав органов государственной вла­сти и местного самоуправления;

♦ изложение бюджетной классификации и бюджетно­го процесса в России;

♦ освещение других вопросов, связанных с формиро­ванием доходов и расходов бюджетов разных уровней бюд­жетной системы, организацией межбюджетных отношений, организацией контроля в бюджетной системе.


1. Экономическая сущность и роль государственного бюджета

1.1. Содержание и основные черты государственного бюджета как экономической категории

Целенаправленное социально-экономическое развитие государства обеспечивается образованием различных цент­рализованных фондов, и, прежде всего общегосударствен­ного фонда денежных средств - государственного бюдже­та. Государственный бюджет - ведущее звено финансовой системы страны.

Общее понятие бюджета приведено в ст. 6 Бюджетно­го кодекса Российской Федерации. "Бюджет, - сказано в ст. 6 Бюджетного кодекса - это форма образования и рас­ходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления".

Однако в Бюджетном кодексе РФ бюджету дано слиш­ком общее, узкое понятие, характеризующее лишь одну его сторону - как "Форму образования и расходования де­нежных средств ...".

В связи с тем, что Россия по Конституции (1993 г.) является федеративным правовым государством, под бюд­жетом государства понимают бюджет России (федеральный бюджет), бюджеты субъектов Российской Федерации.

В материальном понимании государственный бюджет представляет собой централизованный в масштабах госу­дарственного или административно-территориального об­разования денежный фонд, который находится в распоря­жении соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления. Хотя материальное содержание бюджета не является постоянным, объем концентрируемых в нем денежных средств постоянно меняется, меняются виды поступлений в него, направления расходов. Однако сущ­ность государственного бюджета постоянна. Она проявля­ется в общественных отношениях, связанных с концентра­цией денежных средств в бюджете и их использованием, т. е. в характеристике сущности бюджета как экономичес­кой категории.

Как экономическая категория бюджет представляет со­бой совокупность экономических (денежных) отношений, возникающих в процессе образования, планового распре­деления и использования государственного централизован­ного фонда денежных средств. Бюджетные отношения воз­никают между государством и его субъектами (юридичес­кими и физическими лицами) при образовании централизо­ванного фонда с помощью налогов, сборов, пошлин, а так­же при использовании централизованного бюджетного фон­да; через экономические отношения ежегодно мобилизуют в государственный бюджет значительную часть накопле­ний предприятий, организаций и часть доходов населения. Средства бюджета направляются на финансовое обеспече­ние задач и функций государства, социально-культурных мероприятий.

С позиций экономической сущности государственный бюджет рассматривается в качестве самостоятельной эко­номической категории.

Понятие государственного бюджета имеет и правовой (законодательный) аспект. С позиции законодательного (пра­вового) установления государственного бюджета он рассмат­ривается как финансовый план государства.

В смысле правового акта государственному бюджету дается следующее определение.

Государственный бюджет - это основной финансовый план образования, распределения и использования центра­лизованного денежного фонда государства или админист­ративно-территориального образования, утверждаемый соответствующим законодательным (представительным) ор­ганом государственной власти. Такой финансовый план об­разования, распределения и использования централизован­ного фонда денежных средств (государственного бюджета) закрепляет юридические права и обязанности участников бюджетных отношений.

Сердцевиной финансового планирования является свод­ный финансовый план государства, разрабатываемый одновременно с планом социального развития системы как со­ставная его часть. Финансовый план призван отразить со­гласованность материально-вещественных и денежно-финан­совых пропорций общественного производства. Разработка сводного финансового баланса страны придает государствен­ному бюджету новый статус - главного стержневого ба­ланса формирования и расходования централизованного денежного фонда государства во взаимосвязи с движением финансовых средств и денежных ресурсов.

Государственный бюджет - основной финансовый план страны, центральное звено финансовой системы. Его глав­ное назначение - с помощью финансовых средств создать условия для эффективного развития экономики, решения общегосударственных задач, укрепления обороноспособно­сти.

Государственный бюджет служит основным инструмен­том государства в централизации и перераспределении ва­лового общественного дохода. Государственный бюджет страны - основная форма планомерного образования и ис­пользования централизованного фонда денежных средств в целях расширения производства, удовлетворения потреб­ностей народа и укрепления обороноспособности государ­ства.

Формирование и использование государственного бюд­жета в Российской Федерации имеет ряд отличительных черт.

Будучи финансовым планом, государственный бюджет характеризуется следующими чертами:

^ 1. Составление и использование бюджета носит ярко выраженный балансовый характер.

Балансовый метод разработки планов является одним из важных методов установления пропорций в народном хозяйстве. Балансовый метод бюджета позволяет наметить необходимые соотношения между объемом денежных дохо­дов и размером расходов. Анализ складывающегося баланса бюджета (по доходам и расходам) позволяет делать выводы о необходимости изменения тех или иных пропорций в пла­не, изыскания дополнительных ресурсов или сокращения тех или иных расходов.

^ 2. Формирование и использование государственного бюджета базируется на сочетании централизованных начал с инициативой местных органов власти. Развитие местного самоуправления - экономическая основа реализации прин­ципа развития демократического общества.

3. С помощью государственного бюджета происходит перераспределение национального дохода между отрасля­ми народного хозяйства, субъектами Российской Федера­ции и иными сферами.

4. Отличительной чертой государственного бюджета является его народно-хозяйственный характер. Бюджет страны связан со всеми отраслями народного хозяйства.

Отрасли связаны с бюджетом как по формированию бюд­жета доходами, так и по линии финансирования их. Вы­полнение этих функций бюджетом сочетается с его актив­ным воздействием на процесс производства, рост накопле­ний.

Понятие бюджета в современной его трактовке - не только основной финансовый план образования и расходо­вания денежных средств государства, но и экономическая категория. Когда речь идет о государственном бюджете как финансовом плане, подразумевают сознательную деятель­ность людей по разработке, утверждению и исполнению бюджета.

Государственный бюджет как экономическая категория выражает систему экономических отношений между госу­дарством, с одной стороны, предприятиями, организация­ми и населением - с другой, по поводу распределения и перераспределения совокупного общественного продукта и национального дохода и формирования централизованного общегосударственного фонда денежных средств.

Понятие государственного бюджета в нынешней его трактовке не только выражает определенные денежные отношения, но и имеет соответствующее им материально-вещественное воплощение, которое находит свое выраже­ние в фонде денежных средств государства.

Формирование государственного бюджета происходит как на стадии первичного распределения национального дохода, так и в ходе его перераспределения. В процессе первичного распределения национального дохода государ­ство получает в свое распоряжение часть чистого дохода в форме налогов (налога на добавленную стоимость, акцизов и др.). В результате перераспределения в бюджет поступа­ет часть прибыли предприятий и хозяйственных организа­ций различных форм собственности.

Сущность бюджета, как и любой другой экономической категории, проявляется в его функциях.

^ 1.2. Функции государственного бюджета

Экономическая сущность бюджета находит свое выра­жение в его функциях.

Государственному бюджету, как и всей системе финан­сов, присущи две функции - распределительная (пере­распределительная) и контрольная.

С помощью распределительной функции бюджета про­исходит распределение средств на производственную и не­производственную сферы, межтерриториальное и межот­раслевое распределение финансовых ресурсов, формиру­ются фонды специального целевого назначения, происхо­дят концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосудар­ственных потребностей.

Межотраслевое и территориальное распределение на­ционального дохода осуществляется в соответствии с по­требностями экономического и социального развития реги­онов и отраслей.

Непроизводственная сфера не участвует в создании на­ционального дохода, но является активным его потреби­телем. Из бюджета работникам этих отраслей выделяются средства на заработную плату, техническое оснащение и содержание учреждений непроизводственной сферы (здра­воохранение, просвещение и др.).

Через расходы и налоги государственный бюджет выс­тупает важным инструментом распределения (регулирова­ния) и стимулирования экономики и инвестиций, повыше­ния эффективности производства. Через бюджет оказыва­ется государственная поддержка отдельным отраслям хо­зяйства - авиастроению, космическим программам, атом­ной промышленности, энергомашиностроению, угольной промышленности и некоторым другим. Такая поддержка за­частую связана с реализацией высокоэффективных и быстроокупаемых проектов. Для регулирования экономики ис­пользуются налоги.

При распределении финансовых средств через бюджет важное значение имеет социальная направленность бюд­жетных средств. В социальной политике основными при­оритетами являются поддержка наименее защищенных сло­ев населения (пенсионеров, инвалидов, студентов, мало­обеспеченных семей), а также поддержка учреждений здра­воохранения, образования и культуры, решение жилищ­ной проблемы.

^ Контрольная функция государственного бюджета осу­ществляется в процессе формирования доходов бюджета и финансирования отраслей народного хозяйства. В условиях становления рыночных отношений значение бюджетного контроля в процессе мобилизации ресурсов и их использо­вания усиливается.

Функции государственного бюджета проявляются в про­цессе формирования доходов и расходов на основе исполь­зования бюджетного механизма, который является реаль­ным воплощением бюджетной политики и отражает конк­ретную нацеленность бюджетных отношений на решение экономических и социальных задач.

Таким образом, основными функциями государственно­го бюджета, как основного финансового плана государства, являются: 1) перераспределение национального дохода и ВВП, которое влияет на государственное регулирование и стимулирование экономики, финансовое обеспечение соци­альной политики; 2) контроль за образованием и использо­ванием централизованного фонда денежных средств.

Через государственный бюджет перераспределяется около 50% валового внутреннего продукта. Бюджет широ­ко используется для межотраслевого и территориального перераспределения финансовых ресурсов с учетом требо­ваний наиболее рационального размещения производитель­ных сил, подъема экономики и культуры регионов РФ. В современных условиях наиболее приоритетными выступа­ют агропромышленный, топливно-энергетический, военно-промышленный комплексы и транспорт.

Бюджет способствует формированию рациональной структуры общественного производства, улучшению про­порций, более эффективному использованию бюджетных средств. В процессе бюджетного планирования устанавли­вается наиболее целесообразное соотношение между цент­рализованными и нецентрализованными фондами денежных средств.

Через государственный бюджет перераспределяется, как известно, не весь чистый доход, создаваемый на пред­приятиях различных форм собственности сферы матери­ального производства.

В процессе бюджетного планирования устанавливает­ся наиболее целесообразное, оптимальное соотношение между централизованными и нецентрализованными фонда­ми денежных средств, определяются размеры финансовых ресурсов, концентрируемых на предприятиях, и степень уча­стия предприятий в формировании доходов бюджетной си­стемы.

Бюджет с помощью налогов выступает важным инстру­ментом распределения и вместе с тем стимулирования эко­номики и повышения эффективности производства.

В отношения с государственным бюджетом вступают почти все участники общественного производства. Объек­том бюджетного перераспределения является чистый до­ход, однако это не исключает возможности перераспреде­ления через бюджет и части стоимости необходимого про­дукта.

Контрольная функция бюджета позволяет через фор­мирование и использование фонда денежных средств госу­дарства "сигнализировать" о том, как поступают в доход бюджета финансовые ресурсы (налоги и другие ресурсы) от разных субъектов хозяйствования. Основу контрольной функции составляет движение бюджетных ресурсов, отра­жаемое в соответствующих показателях бюджетных поступ­лений и расходных назначений. Бюджетный контроль пре­следует в основном три цели:

мобилизацию денежных средств для централизованного фонда государства;

соблю­дение режима экономии при расходовании финансовых ресурсов;

повышение эффективности расходования бюд­жетных средств.

Контрольная функция бюджета выражается и в том, что, будучи связанный с народным хозяйством, бюджет показывает ход процессов, возникающие там тенденции. Поступление средств в бюджет и их использование пока­зывают как успех, так и недостатки в сферах производ­ства и обращения. Это позволяет вовремя предупредить появление диспропорций. С помощью бюджета осуществ­ляется контроль за рациональным использованием финан­совых ресурсов.

^ 1.3. Роль государственного бюджета как финансовой базы социально-экономического развития общества

Роль государственного бюджета, прежде всего, состо­ит в том, что бюджет создает финансовую базу, необходи­мую для финансового обеспечения деятельности государ­ственных органов и органов местного самоуправления.

Бюджетными средствами обеспечиваются следующие направления деятельности:

♦ государственное и муниципальное управление;

♦ осуществление международной деятельности госу­дарства (реализация международных договоров, возврат кредитов, обслуживание международного кредита, выпол­нение обязательств по охране окружающей природной сре­ды, культурные связи);

♦ национальная оборона;

♦ правоохранительная деятельность и обеспечение бе­зопасности государства;

♦ функционирование федеральной судебной власти;

♦ проведение фундаментальных исследований и содей­ствие научно-техническому прогрессу;

♦ развитие отраслей народного хозяйства (промыш­ленности, энергетики, строительства, сельского хозяйства, транспорта, связи);

♦ предупреждение и ликвидация чрезвычайных си­туаций;

♦ обеспечение обороноспособности страны;

♦ развитие образования, здравоохранения, культуры искусства, средств массовой информации;

♦ осуществление социальной политики.

Государственный бюджет является важным инструмен­том претворения в жизнь экономической политики госу­дарства. Он обеспечивает централизацию средств, необхо­димых для решения основных направлений научно-тех­нического прогресса, образования резервов в общенациональном масштабе.

Таким образом, сконцентрированные в государственном бюджете денежные средства предназначаются для осуществления государственной социально-экономической по­литики, обеспечения обороны и безопасности государства. С помощью бюджета реализуются общегосударственные и региональные программы народнохозяйственного и соци­ально-экономического характера.

^ Роль государственного бюджета в социально-экономи­ческом развитии общества заключается в следующем:

1. Государственный бюджет является инструментом воздействия на развитие экономики. С помощью государ­ственного бюджета государство осуществляет перераспре­деление национального дохода и тем самым изменяет струк­туру общественного производства, влияет на социальные преобразования. В условиях хозяйственных реформ госу­дарственный бюджет усиливает свои позиции в экономике путем изменения методов бюджетного воздействия на общественное производство, используя бюджет. Государство применяет формы прямого и косвенного воздействия на эко­номику - предоставляет организациям и предприятиям субсидии, государственные инвестиции, осуществляет бюд­жетное финансирование отраслей, определяющих научно-технический прогресс, добиваясь в конечном итоге изме­нения народнохозяйственных пропорций. Использование бюджетного механизма для регулирования экономики осу­ществляется посредством маневрирования поступающими в распоряжение государства денежными средствами. Оно позволяет целенаправленно влиять на темпы и пропорции развития общественного производства.

2. Государственный бюджет играет важную роль в ре­шении социальных проблем. Путем улучшения бюджет­ного финансирования учреждений социальной сферы - просвещения, здравоохранения, социального обеспечения, жилищного строительства. В перспективе роль государ­ственного бюджета в социальных процессах будет усили­ваться. Обусловлено это тем, что бюджетные средства в совокупности с внебюджетными фондами являются финан­совой базой осуществления социальных преобразований, перехода на более высокий уровень социального обслужи­вания населения страны. Кроме того, государственный бюджет обеспечивает нивелирование социальных последствий расслоения граждан по их материальному положению.

3. На современном этапе развития экономики государ­ственный бюджет становится одним из основных инстру­ментов государства в проведении экономической и соци­альной политики. Планируя бюджетные доходы и расхо­ды, государство концентрирует в руках государства де­нежные средства на проведение экономической и социаль­ной политики, преодоление экономического кризиса.

4. Государственный бюджет играет важную роль в вы­равнивании экономического развития регионов страны пу­тем бюджетного финансирования объектов.

Бюджетное финансирование может осуществляться на возвратной и безвозвратной основе. На возвратной основе бюджетные средства предоставляются в виде кредита на капитальные вложения. Эти средства играют важную роль в строительстве объектов (предприятий) культурно-быто­вого назначения - магазинов, предприятий общественного питания, бытового обслуживания, школ, больниц, жилья, театров и других предприятий.

5. Основная роль бюджета состоит в том, что он еже­годно мобилизует и концентрирует денежные накопления предприятий, организаций и населения в централизован­ном государственном фонде для финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепле­ния обороноспособности страны, на содержание органов го­сударственной власти и образования резервов.

Роль государственного бюджета далее заключается в том, что он служит важным рычагом воздействия на разви­тие производительных сил общества, ускорение научно-тех­нического прогресса при умелом использовании его средств.

Государственный бюджет играет важную роль в реали­зации экономической политики государства, направленной на повышение жизненного уровня населения страны.

6. Государственный (федеральный) бюджет - это ве­дущее звено бюджетной системы. Он играет важную роль в финансировании народного хозяйства, общереспубликанс­ких программ социально-культурных мероприятий, фун­даментальных научных исследований. Для финансирования этих общереспубликанских мероприятий в руках централь­ной государственной власти ежегодно должна концентри­роваться в республиканском бюджете значительная доля национального дохода.

Государственный бюджет и сконцентрированные в нем денежные средства дают возможности маневрирования при распределении бюджетных средств с учетом приоритетнос­ти финансирования государственных программ. Отмечая значение (роль) государственного бюджета, следует отметить, что некоторые негативные факторы не позволяют государственным и муниципальным органам вы­полнять эффективно и в полной мере предназначение го­сударственного бюджета. В области бюджета такими нега­тивными факторами являются бюджетный дефицит (в от­дельные годы по отдельным регионам), инфляция.

^ 1.4. Бюджетная политика государства

Бюджетная политика является одним из активных ин­струментов регулирования макроэкономических пропорций при формировании государственного бюджета на предстоя­щие годы, в том числе на предстоящий финансовый год.

Бюджетная политика в новых условиях хозяйствова­ния нацеливает на повышение устойчивости доходной час­ти бюджета. Взаимоотношения государства и предприятий по формированию бюджетных средств в перспективе уста­навливаются на нормативной основе. Это дает определен­ную стабильность и позволяет теснее привязать источники доходов бюджета к результатам хозяйствования, к росту эффективности производства. Нормативный принцип может быть использован в различных перспективных формах - посредством взимания платежей по нормам за ресурсы или через налогообложение доходов предприятий.

В результате непродуманного проведения реформ под диктовку Международного валютного фонда в экономике России появился ряд негативных моментов. Академик Рос­сийской академии наук Д. С. Львов констатирует: "Страна переживает глубокий экономический кризис. Положение в экономике и обществе не улучшается, а демонстрирует дальнейшее сползание к краю пропасти".

В последние годы (1998-2005 гг.) бюджетная политика нацеливает на выживание Российского государства и наро­да в условиях преодоления падения промышленного и сель­скохозяйственного производства, повышения инвестицион­ной активности и снижения внешней задолженности. Стаби­лизация экономики России стала наблюдаться после отставки правительства В. С. Черномырдина. Новым правительством было обращено внимание на укрепление денежной систе­мы, построение и укрепление бюджетной системы страны. Первоочередными задачами, которые должны быть опре­делены в бюджетной политике страны, являются: стабили­зация производства и обеспечения условий для последую­щего роста экономического потенциала.

Для этого необходимо, прежде всего, принять неотлож­ные меры к укреплению денежного обращения финансовой стабилизации, подготовке и переподготовке кадров для на­родного хозяйства, использованию льготного налогового режима в части обложения прибыли от реализации новых видов продукции и других подобных бюджетных мер, сти­мулировать научные исследования.

Для укрепления денежного обращения и финансового положения страны необходимо:

♦ совершенствовать бюджетный механизм в направле­нии государственного регулирования денежной массы, при­оритетного финансирования развития реального сектора экономики, совершенствования деятельности банковской си­стемы;

♦ снижать уровень инфляции;

♦ создавать благоприятный инвестиционный климат для отечественных инвесторов и привлекать иностранные ин­вестиции.

Стимулирование инвестиционной активности - одна из первоочередных задач Правительства РФ путем, прежде всего, совершенствования налогообложения. Основные за­дачи бюджетной политики состоят в полноценном финанси­ровании инвестиционной сферы, стимулировании инвестиционной активности, выполнении государством своих фи­нансовых обязательств.

Бюджетные средства, направляемые на инвестиции, осуществляемые в форме капитальных вложений, должны выделяться заказчиком в первую очередь под высокоэффек­тивные государственные промышленные проекты, не пре­вышающие нормативные сроки окупаемости.

Одним из определяющих показателей бюджетной по­литики является снижение доли в бюджете государствен­ного долга и в перспективе - полная расплата с внутрен­ним и внешним долгом страны, отсутствие дефицита бюд­жета. Размеры государственного долга и дефицита бюдже­та определяются ежегодно законом о государственном бюд­жете на предстоящий год.

В современных условиях хозяйствования, когда повы­шается роль государства в регулировании экономических процессов, особенно важно изменить направления вложе­ния бюджетных средств с целью обеспечения стратегичес­кого направления развития экономики, создания необходи­мой производственной инфраструктуры. Через совершенство­вание налоговой политики, изменение направления бюд­жетного финансирования представляется возможным вли­ять на различные стороны хозяйствования, способствуя ускорению обновления производственных фондов, быстрей­шему внедрению в производство научно-технического про­гресса.

В соответствии с концепцией среднесрочной программы страны в России завершается формирование казначейской системы исполнения государственного бюджета с последу­ющим переходом к казначейской системе исполнения кон­солидированного бюджета РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов. В рамках этой концепции в стране должна быть закончена работа по переводу бюджетных сче­тов предприятий и организаций в территориальные органы казначейства.

Цель такой работы обусловлена необходимостью реше­ния задачи обеспечения сбалансированности федерального бюджета и бюджетов национально-государственных и тер­риториальных образований в составе РФ, надежности и целевой направленности в исполнении бюджетов разных уровней. В связи с этим возрастает роль Федерального каз­начейства как органа, осуществляющего мониторинг за по­ступлением доходов в бюджет.

Концентрация бюджетных финансовых ресурсов на приоритетных направлениях развития экономики страны.

В условиях перехода к рынку, внедрения полного хо­зяйственного расчета и самофинансирования средств гос­бюджета сосредоточиваются, прежде всего, на структурной перестройке экономики, нацеленной:

♦ на финансовое обеспечение целевых комплексных программ ускорения научно-технического прогресса:

♦ обеспечение социальной направленности государ­ственного бюджета, ее стабильности и создания условий для роста уровня жизни населения;

♦ государственную поддержку структурной перестройки бюджета в бюджетной системе путем предоставления на­логовых и кредитных льгот.


2.(2) Бюджетное устройство и бюджетная система

^ 2.1. Основы бюджетного устройства в разных типах государства

Бюджетное устройство страны определяется ее госу­дарственным устройством и закрепляется законодательством страны.

Каждое отдельно взятое государство имеет свое бюд­жетное устройство, свою организацию бюджетной системы и принципы ее построения, т. е. бюджетное устройство.

Бюджетное построение определяется формой государ­ственного устройства страны, действующими в ней законо­дательными актами и ролью бюджета в общественном про­изводстве.

По степени распределения власти между центром и административно-территориальными образованиями все государства подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные.

Унитарные - это единые государства, состоящие лишь из административно-территориальных единиц - областей, провинций, губерний. В таком государстве административ­но-территориальные образования не имеют собственной го­сударственности или автономии. В таких унитарных госу­дарствах действуют единая конституция, единые органы власти, централизованное управление экономикой и соци­альной сферой.

В унитарном государстве бюджетное устройство состо­ит из двух уровней бюджетов - государственного (общего - государственного) бюджета и местных бюджетов, находящихся в ведении органов местного самоуправления.

Федеративные государства - это союзные государства, создаваемые из ряда государственных образований - шта­тов, земель, республик.

В федеративном (объединенном) государстве админист­ративно-территориальные образования, входящие в состав государства, имеют собственную государственность, обла­дают определенной самостоятельностью в рамках распре­деленных между центром и административно-территориаль­ными образованиями полномочий. Для такого федеративно­го государства характерно бюджетное устройство, состоя­щее из трех уровней - государственный федеральный бюд­жет, бюджеты административно-территориальных образо­ваний, местные бюджеты.

Конфедерация - союз государств, созданный для дос­тижения определенных целей.

Конфедеративное (объединенное) государство основа­но на постоянном союзе государств, созданном для дости­жения политических, экономических, военных целей. Бюд­жет конфедеративного государства формируется из взно­сов, входящих в конфедерацию государств. У государств, входящих в конфедерацию, действуют свои бюджетные и налоговые системы.

^ 2.2. Развитие бюджетного устройства и бюджетной системы в СССР и России (1920 - 1990)

После Октябрьской революции 1917 года, вследствие саботажа банкиров и иных чиновников, спада производства, поступление налогов в казну молодого государства в 20-х годах практически прекратилось. Правительство крайне нуждалось в деньгах на финансирование промышленности, транспорта, армии, аппарата управления. Для финан­сирования неотложных нужд правительство вынуждено было прибегнуть к контрибуции с богатых слоев населе­ния, и как писал в те годы Ленин - "с купцов и спекулян­тов, нажившихся за время войны и расходующих непроиз­водительно свои капиталы". До ноября 1918 г. в 57 губерниях в виде контрибуций было мобилизовано в бюджет 816,5 млн. руб.

Конституция 1918 года установила федеральное уст­ройство РСФСР и заложила основы бюджетного устрой­ства. Принцип централизации всех финансов выразился в установлении единства государственного бюджета и всей финансовой системы Российской Федерации, включении го­сударственных доходов и расходов в общегосударственный бюджет.

На Всероссийском съезде представителей финансо­вых отделов Советов (1918 г.) выступал с докладом В. И. Ленин. Он твердо поставил задачу: "Мы должны во что бы то ни стало добиться прочных финансовых преоб­разований, но надо помнить, что всякие радикальные ре­формы наши обречены на неудачу, если мы не будем иметь успеха в финансовой политике".

Главными принципами формирования бюджета были централизация средств и эффективное их использование. Эти принципы были зафиксированы в первой Конституции РСФСР (1918 г.), в ст. 79 которой было записано: финансовая политика РСФСР в настоящий переходный момент диктатуры трудящихся способствует основной це­ли - экспроприации буржуазии и подготовлению условий для всеобщего равенства граждан республики в области про­изводства и распределения богатств. В этих целях она ста­вит себе задачей предоставить в распоряжение органов Советской власти все необходимые средства для удовлет­ворения местных и общегосударственных нужд Советской республики, не останавливаясь перед вторжением в право частной собственности.

Основой бюджетной системы была централизация всех финансовых ресурсов в едином общегосударственном бюд­жете РСФСР с последующим разделением доходов и рас­ходов по республикам и областям. Отдельно формирова­лись бюджеты Украинской ССР и Белорусской ССР.

В 1920 г. доходная часть государственного бюджета ха­рактеризовалась следующими показателями (%):

Доходы от государственных предприятий, имуществ 97,5

В том числе:

от промышленности 35,6

транспорта 14,1

сельского хозяйства 5,1

налоги и сборы 0,3

прочие поступления 2,2

В условиях военного времени, иностранной интервен­ции и экономической разрухи были образованы в губерниях губернские бюджеты. Сессия ВЦИК в июле 1920 г. приняла решение о слиянии государственного и территориальных бюджетов.

С переходом к нэпу ВЦИК в октябре 1921 г. принял постановление "О мерах по упорядочению финансового хо­зяйства", в соответствии с которым государственные тер­риториальные бюджеты были разъединены.

С образованием в декабре 1922 г. Союза Советских Со­циалистических Республик и принятием в 1924 г. Консти­туции СССР были внесены изменения в бюджетную систе­му - образован государственный бюджет СССР, в который вошли государственные бюджеты социалистических респуб­лик. Был создан союзный бюджет, на который было возло­жено финансовое обеспечение обороны, хозяйственного и культурного строительства. Доходы союзного бюджета фор­мировались за счет общесоюзных государственных предпри­ятий (отчислений от прибыли).

Окончательное формирование бюджетной системы СССР связано с Конституцией 1936 г.

За 1928-1988 гг. в структуре расходов государствен­ного бюджета постоянно происходили изменения: возрас­тала доля союзного бюджета и соответственно уменьша­лась доля бюджетов союзных республик. Так было до Ве­ликой Отечественной войны и в годы войны. После войны соотношение расходов союзного бюджета и бюджетов рес­публик стало иметь тенденцию к выравниванию распреде­ления.

Государственный бюджет СССР на всех этапах разви­тия страны успешно решал стоящие перед ним задачи, обес­печивая развитие народного хозяйства, культуры и нужды обороны страны.

Доходы от государственных и кооперативных предпри­ятий и организаций составляли основную часть всех дохо­дов бюджета. Доходы бюджета за счет населения составля­ли относительно небольшую часть.

Государственный бюджет СССР был прочным, устойчи­вым и бездефицитным.

8 декабря 1991 г. Президент РСФСР Б. Н. Ельцин, пре­зидент Украинской ССР Л. М. Кравчук и председатель Вер­ховного Совета Белорусской ССР С. С. Шушкевич в тайне от народа стран в Беловежской пуще заключили соглаше­ние о роспуске СССР и создании Содружества Независи­мых Государств (СНГ). 26 декабря 1991 г. Верховный Со­вет СССР решением одной палаты (Совета Союза) при­знал роспуск СССР и самоликвидировался.

Сосредоточив в конце 1991 г. в своих руках всю полноту власти, Б. Н. Ельцин и его помощники незамедлительно взя­ли курс на рыночные реформы. Правительство России объя­вило об освобождении (либерализации) цен от государствен­ного регулирования с января 1992 г., одновременно была отменена государственная система материально-техничес­кого снабжения. Вторым направлением реформы стало в промышленности осуществление широкой приватизации (перевод государственной собственности в частную). В сель­ском хозяйстве колхозы и совхозы превращались в фер­мерские хозяйства и акционерные общества, был отменен налог с оборота, отменено регулирование процентных ста­вок по банковским кредитам. Рыночные реформы отрази­лись на бюджетном устройстве России.

До 1990 г. в России утверждался единый государствен­ный бюджет, который объединял все действующие на ее территории бюджеты и отражал в целом их средства.

Важным этапом в реорганизации бюджетной системы России стал 1991 год.

Законом РСФСР "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР" от 10 октября 1991 г. был упразднен государственный бюджет Российской Федерации, в который входили все звенья бюджетной системы России.

Законодателем предусмотрено составление консолиди­рованных бюджетов в масштабах Российской Федерации, а также субъектов Федерации и административно-террито­риальных единиц.

В ст. 8 этого Закона сказано, что единство бюджетной системы обеспечивается не только единой правовой базой, единством бюджетной классификации и документации, но и предоставлением необходимой статистической и бюджет­ной информации для составления консолидированных бюд­жетов.

Консолидированный бюджет - это свод бюджетов го­сударственного или административно-территориального образования, используемый для расчетов и анализа. В от­личие от самостоятельных бюджетов консолидированные бюджеты не подлежат утверждению и правовыми актами не являются.

^ 2.3. Принципы построения бюджетной системы

Российской Федерации

Бюджетная система Российской Федерации основыва­ется на ряде принципов. Перечень принципов бюджетной системы РФ установлен гл. 5 Бюджетного кодекса Российс­кой Федерации.

Основными принципами бюджетной системы Российс­кой Федерации являются:

1. ^ Принцип единства бюджетной системы Российской Федерации. Этот принцип означает единство правовой базы, единство денежной системы, применение единых форм бюд­жетной документации.

2. ^ Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации. Прин­цип этот состоит в закреплении (полностью или частично) соответствующих видов налоговых доходов за определен­ным уровнем бюджета.

3. ^ Самостоятельность бюджетов. Принцип самостоятель­ности бюджетов означает:

а) право законодательных (представительных) органов государственной власти и органов местного самоуправле­ния самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;

б) наличие собственных источников доходов оборотов каждого уровня бюджетной системы, определяемых в со­ответствии с законодательством России;

в) законодательное закрепление регулирующих дохо­дов, полномочий по формированию доходов соответствую­щих бюджетов в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством;

г) право органов государственной власти и органов мес­тного самоуправления самостоятельно определять направ­ления расходования средств бюджетов, определять источ­ники покрытия дефицитов бюджетов.

4. ^ Принцип полноты отражения доходов и расходов бюд­жетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов. Этот принцип означает, что все доходы и расходы бюдже­тов и иные поступления, определенные налоговым и бюд­жетным законодательством РФ, подлежат отражению в бюджетах в полном объеме. Все государственные и муни­ципальные расходы подлежат финансированию за счет бюд­жетных средств, аккумулированных в бюджетной системе России.

Налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей учитываются по доходам бюджетов, бюджетов государственных внебюджет­ных фондов, за исключением отсрочек и рассрочек по уп­лате налогов и иных обязательных платежей, предостав­ляемых в пределах текущего финансового года.

5. ^ Принцип сбалансированности бюджетов. Сбаланси­рованность бюджетов означает, что объем предусмотрен­ных расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и источников финансирования его дефи­цита. При составлении бюджета органы власти должны ис­ходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.

6. ^ Принцип эффективности и экономности использова­ния бюджетных средств.

Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств означает, что при составлении бюдже­тов и использовании бюджетных средств уполномоченные органы и получатели средств должны исходить из необхо­димости достижения заданных результатов с использова­нием наименьшего объема средств или достижения наилуч­шего результата с определенного объема бюджетных средств.

7. ^ Принцип гласности.

Принцип гласности означает опубликование в откры­той печати утвержденных бюджетов и отчетов об их испол­нении, полноту представления информации о ходе испол­нения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению органов государственной власти и органов местно­го самоуправления, открытость для общества процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов. Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета.

8. ^ Принцип достоверности бюджета.

Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогнозов социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета до­ходов и расходов бюджета.

9. ^ Принцип адресности и целевого характера бюджет­ных средств.

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конк­ретных целей.

В соответствии с Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 5 августа 2000 г. № 116-ФЗ доходы бюджета и поступления из источников финансирования его дефици­та не могут быть увязаны с определенными расходами бюд­жета, за исключением доходов целевых бюджетных фон­дов, средств целевых иностранных кредитов, а также в слу­чае централизации средств - из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Действия должностных лиц, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств, к расхо­дованию их на цели, не обозначенные в бюджете, являют­ся нарушением бюджетного законодательства РФ.

^ 2.4. Бюджетное устройство и бюджетная система

Российской Федерации

Бюджетное устройство Российской Федерации опре­деляется ее государственным федеративным устройством и закреплено Конституцией Российской Федерации. В соот­ветствии со ст. 1 Конституции РФ (1993 г.) "Российская Фе­дерация - Россия есть демократическое федеративное пра­вовое государство с республиканской формой правления".

Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной об­ласти, автономных округов - равноправных субъектов Рос­сийской Федерации. Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город фе­дерального значения, автономная область, автономный ок­руг имеют свой устав и законодательство.

Федеративное устройство Российской Федерации ос­новано на ее государственной целостности, единстве государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Рос­сийской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (ст. 5 Конституции РФ).

Субъекты Российской Федерации имеют свои бюджеты. Все действующие на территории Российской Федерации бюджеты представляют в совокупности определенную бюд­жетную систему.

Бюджетная система Российской Федерации представ­ляет собой целостную совокупность бюджетов всех уров­ней, основанную на принципах построения бюджетной сис­темы федеративного государства.

Бюджетная система Российской Федерации - России представляет собой совокупность бюджетов, существующих на территории Российской Федерации. Бюджетная система РФ является составной частью финансовой системы РФ.

Статья 10 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ) закреп­ляет в России трехуровневую бюджетную систему:

♦ первый уровень - федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

♦ второй уровень - бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

♦ третий уровень - местные бюджеты.

Каждый из бюджетов на каждом уровне служит фи­нансовой базой для деятельности соответствующих государ­ственных или местных органов.

Таким образом, бюджетная система Российской Феде­рации включает:

♦ федеральный бюджет РФ;

♦ 21 республиканский бюджет республик в составе РФ;

♦ 55 краевых и областных бюджетов; бюджеты 2 горо­дов: Москвы и Санкт-Петербурга;

♦ 1 бюджет автономной области;

♦ 10 бюджетов 10 автономных округов;

♦ 29 тысяч местных бюджетов (районные, городские, поселковые и сельские бюджеты).

Главной особенностью правовых отношений является наличие у их участников юридических прав и обязаннос­тей, как правило, взаимосвязанных.

Бюджетный кодекс Российской Федерации выделяет понятие консолидированного бюджета субъекта РФ, а также консолидированного бюджета Российской Федерации.

Консолидированный бюджет субъекта Российской Фе­дерации представляет собой свод бюджетов муниципаль­ных образований, находящихся на его территории.

Консолидированный бюджет Российской Федерации представляет собой свод бюджетов всех субъектов Россий­ской Федерации.

Консолидированные бюджеты не утверждаются орга­нами представительной власти - они составляются для ана­литических целей.

Законодательством Российской Федерации принята пра­вовая форма бюджетов Российской Федерации в зависимо­сти от бюджетного уровня.

Статья 11 Бюджетного кодекса Российской Федерации закрепляет правовую форму бюджетов каждого уровня.

Федеральный бюджет и бюджеты государственных вне­бюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов; бюджеты субъектов Российс­кой Федерации и бюджеты территориальных государствен­ных внебюджетных фондов разрабатываются и утвержда­ются в форме законов субъектов Российской Федерации; местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в фор­ме правовых актов представительных органов местного са­моуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований (утверждаются местные бюд­жеты, как правило, в форме решений местных представи­тельных органов - советов депутатов муниципальных об­разований).

Годовой бюджет любого уровня составляется на один финансовый год, который соответствует календарному году - длится с 1 января по 31 декабря.

Каждый из бюджетов служит финансовой базой для деятельности соответствующих государственных или мест­ных органов.

Консолидированный бюджет субъекта Российской Фе­дерации (республики, края, области, автономного округа, муниципального образования и т.п.) представляет собой свод бюджетов территориальных образований, находящихся на территории субъекта Федерации.

Консолидированный бюджет Российской Федерации представляет собой свод бюджетов всех субъектов Россий­ской Федерации. Консолидированный бюджет не утвержда­ется органами законодательной власти.
  1   2   3   4   5   6   7   8



Скачать файл (296.7 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru