Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Анализ живописного произведения И.Е.Репина Крестный ход в Курской губернии - файл 1.doc


Анализ живописного произведения И.Е.Репина Крестный ход в Курской губернии
скачать (6639.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc6640kb.04.12.2011 05:57скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Анализ живописного произведения И.Е.Репина

«Крестный ход в Курской губернии»


Содержание
Глава 1.

Краткая биография художника…………………………………………………3

Глава 2.

История создания картины……………………………………………………...5

Глава 3.

Общий анализ картины………………………………………………………….9

Заключение…………………………………………………………………….16

Список используемой литературы………………………………………….18

Глава 1. Репин Илья Ефимович

1844-1930


Значительный вклад в историю русской культуры внес художник Илья

Ефимович Репин. И.Е.Репин принадлежит к числу выдающихся русских художников

второй половины 19 века. Его творчество олицетворяет собой высшие

достижения живописи передвижников, стремившихся сделать искусство понятным

и близким народу, актуальным, отражающим основные закономерности жизни.

Репин не признавал «искусства для искусства». «Я не могу заниматься

непосредственным творчеством, - писал он, - делать из своих картин ковры,

ласкающие глаз…приноравливаясь к новым веяниям времени. Всеми своими

ничтожными силенками я стремлюсь олицетворить мои идеи в правде; окружающая

жизнь меня слишком волнует, не дает покоя, сама просится на холст».

Репин был величайшим реалистом. Окружающим часто приходилось слышать

от него жалобы на бедность фантазии. Но дело не в бедности фантазии

художника, а в том, что по характеру своего дарования он не мог писать «от

себя», по воображению, не мог увлечься придуманным – только многокрасочная

жизнь, яркие события и человеческие характеры рождали в нем творческое

горение. Но при всей своей любви к зримой красоте материального мира Репин

был ярым противником непосредственного творчества. Ему было свойственно

глубокое проникновение в существо предметов и явлений. Он выступал ( за

искусство, «просвещенное светом разума». Репин требовал от искусства беззаветного служения

интересам народа. Все это позволило художнику создать на глубоко

реалистичной основе искусство высокого стиля, отвечающее на большие

общечеловеческие вопросы, являющиеся зеркалом своего времени.

Родился Илья в Чугуеве (поблизости Харькова) 24 июля 1844 году. Обучение живописи в биографии Репина началось уже в тринадцатилетнем возрасте. А в 1863 году он переехал в Петербург, чтобы учиться в Академии Художеств. Во время обучения там прекрасно проявил себя, получив две золотых медали за свои картины.

В 1870 году отправился путешествовать по Волге, выполняя тем временем этюды и наброски. Там же зародилась идея полотна «Бурлаки на Волге». Затем художник переехал в Витебскую губернию, приобрел там имение. Художественная деятельность тех времен в биографии Ильи Репина чрезвычайно плодотворна. Кроме написания картин, он в Академии Художеств руководил мастерской.

Путешествия Репина по Европе повлияли на стиль художника. В 1874 году Репин стал членом товарищества передвижников, на выставках которых представлял свои работы. 1893 год в биографии Репина обозначен вхождением в Петербургскую Академию Художеств в качестве полноправного члена. Поселок, в котором жил Репин, после Октябрьской революции очутился в составе Финляндии. Там же Репин скончался в 1930 году.
^

Глава 2.

«Крестный ход в Курской губернии». История создания картины


Еще живя в Чугуеве, в середине 1870-х, Репин нашел великолепный сюжет для картины, «нашел, наконец, себе «идею», - сообщал он В.В.Стасову. Художник взял, как он сам говорил, сюжет очень сложный, для написания картины потребуется года три работы, но «очень стоит». Писать картину он будет в Москве, потому что «удобней места нет». Каков этот сюжет, что представляет собой будущая картина, Репин не говорит, и «никому не скажет», пока картина не будет закончена.
Речь шла о «Крестном ходе». Замысел был грандиозный. Картины, созданные Репиным в Чугуеве и рисующие образы людей из народа и угнетателей народа, такие, как «Мужичок из робких», «Мужик с дурным глазом», «Протодиакон», превосходные сами по себе, по существу были лишь этапом по пути к «Крестному ходу», своего рода этюдами. Уже первый эскиз новой картины, сделанный Репиным в 1877 году, выявляет идейный замысел художника-противопоставление богатых и бедных, духовенства и крестьян, власти и народа, а в разработке окончательного варианта, в образах крестьян подчеркнуто и другое - духовное богатство простого русского народа, закабаленного, униженного, живущего в нищете, но умного, трудолюбивого, мечтающего о новой жизни.
Замысел Репина встретил большое сочувствие у всех его друзей, в особенности у И.Н.Крамского. Зрелище крестных ходов привлекало Репина еще в детстве, когда он с матерью посещал монастырь под Чугуевом. «Мы с удовольствием входили в кленовый густой лес... и поспевали до начала благовеста... После длинной службы в церкви явленную икону несли на колодец. По тенистому лесу толпа рассыпалась и так красиво, пятнами, освещалась в густом орешнике. Мальчишки звонко хлопали ладонями по кленовым листьям». Но детские впечатления были только красочными, зрелищными. Золото и серебро хоругвей, блестящие украшения икон, искрящиеся на солнце одеяния священников, толпы народа в праздничных одеждах - все это, конечно, привлекало мальчишек. Но теперь, когда он - большой художник - увидел крестные ходы в Чугуеве, детское восприятие ярких красок ушло на задний план, а главным, основным стало обличение современной русской действительности.
И.Н.Крамской, будучи в Москве, увидел в мастерской Репина эту картину, фактически только еще начатую, и, возвратившись в Петербург, выразил свой восторг Стасову, а тот, как и всегда, не замедлил сообщить об этом Репину. Отвечая на письмо Стасова, Репин говорит, что Крамской действительно восторгался «Крестным ходом», но «мне кажется, он преувеличивает». Репин сообщает далее, что над картиной он продолжает работать. А в заключение говорит: «Вообще в Москве я работаю много и с удовольствием». И Стасов, еще не видевший даже первоначального эскиза «Крестного хода», в статье, где он столь отрицательно отзывался о картине «Царевна Софья», писал: «С нетерпением спрашиваешь: когда приступит снова Репин к новому настоящему делу, когда он даст нам еще одно совершенное создание, вроде «Бурлаков». Слухи носятся, у него есть в мастерской изумительная полуоконченная картина «Крестный ход». Прошлогодний «Диакон» (Стасов говорит о картине Репина «Протодиакон») был только одним из этюдов для этой картины. Представьте же себе, что такое будет то художественное создание, для которого существуют подобные этюды, уже сами по себе шедевры».
Работу над «Крестным ходом» Репин продолжает со все возрастающим энтузиазмом. В июле 1878 года Репин пишет Стасову, что картину «Крестный ход» он продолжает писать, делает этюды к картине, «интересный субъект попался», «при квартире у меня довольно большой садик, и я пишу в нем этюды на солнце и на воздухе». Репин пишет этюды для «Крестного хода» и в Москве, и в Звенигороде, и в Троице-Сергиевском и Саввинском монастырях, в Абрамцеве и в Хотькове, много ездит и ходит пешком, один или в компании с друзьями-художниками Поленовым, Левицким и Васнецовым. Он восхищается красавицей Москвой-рекой, монастырскими древностями. В Москве и вокруг Москвы он находит «удивительные бытовые куски». В Саввинском монастыре возле Звенигорода Репин увидел «дурака юродивого, чудо!» Начинается работа над этюдами «Горбуна». Сперва это - только голова, искаженное страданиями лицо, затем - сидящий горбун, с сумрачным, суровым лицом, испещренным морщинами, далее - поясное изображение горбуна, в жесте которого уже появляется устремление вперед, наконец, последний этюд - горбун во весь рост, в положении, близком к картине - он рвется вперед, отталкивая десятского, преграждающего ему путь к иконе.
Упорно работал Репин над этой картиной. 9 августа 1881 года он писал Стасову из Хотькова, что зимой этого года будет жить еще в Москве, кончать «Крестный ход» и что сейчас он занят этюдами для этой картины. «Жаль, погода стоит убийственная, солнечных дней почти не бывает, а ведь у меня все должно быть на солнце!»
И несколько позже сообщает, что работает большей частью над «Крестным ходом», но и в эту зиму картина не будет окончена. Кончать придется, пишет он, в Петербурге.
Репин ездил в окрестности Курска, в знаменитую Коренную пустынь, славившуюся своими крестными ходами, побывал в Киеве и в Чернигове - смотрел крестный ход из Троицкого монастыря. Его давний приятель художник Н.И.Мурашко, товарищ по Академии художеств, у которого гостил Репин в Киеве, вспоминал впоследствии о том, как Репин наблюдал крестный ход: «Явились мы довольно рано и заняли место на одной из возвышенностей... Вокруг нас и возле все шумело... Был парад и шествие духовенства... Репин был несколько смущен и как бы досадовал, заметив, что некоторые из духовенства преспокойно разговаривают во время самой процессии». И в репинском «Крестном ходе» священники говорят между собой о чем-то, отнюдь не священном...
Почти весь 1881 год Репин усердно трудился над картиной. «Эту неделю я работал все на солнце, с большим успехом, - писал он П.М.Третьякову,- сделал самые трудные, во всех отношениях, этюды риз дьякона и причетника; да еще интересный странник попался (мимо шел); но зато ужасно я устал за эту неделю. Если бы с таким «успехом удалось проработать хотя половину сентября, то я собрал бы все материалы для крестного хода».
В апреле 1882 года он сообщает Стасову, что «Крестный ход» будет писать и летом, а кончать его будет в галерее Третьякова, где есть свободные залы. «Крестный ход» был окончательно завершен лишь в Петербурге, но все основное в картине было написано в московский период жизни художника.

^

Глава 3.

Крестный ход в Курской губернии

1881–1883, холст, масло, 175 х 280 см,
На фоне сгубленного леса,
В жару, под небом голубым
Звучит неслышная нам месса
По всем – погибшим и живым.

В творчестве каждого художника есть произведения, которые становятся своеобразным средоточием самого главного, что заключает в себе искусство мастера в целом.


Для Ильи Ефимовича Репина таким произведением стала картина «Крестный ход в Курской губернии».

«Крестный ход» — широкая многогранная картина пореформенной России.
Огромное количество лиц представлено на картине, они сгруппированы по определенному замыслу, и в то же время это не мешает художнику дать совершенно естественное и правдивое изображение религиозной процессии, просто и убедительно построить толпу.
Тут и народ, одурманенный религией, забитый, покорный и темный, тут и представители господствующих классов и их пособники — духовенство и полиция, разжиревшие и наглые, тут и весь самодержавный режим в виде жандармской нагайки, занесенной над толпой.

В знойный летний день по выжженной солнцем дороге медленно движется торжественная процессия крестного хода. Ее возглавляют с достоинством выступающие степенные мужики, несущие богато украшенный яркими цветами и лентами фонарь с золотящимся на солнце куполом, куда будет помещена чудотворная икона; над киотом для нее склонились, мелко семеня по дороге, две горожанки из мещан; а дальше - церковный хор с басами и подголосками. В центре процессии - фигура дьякона в праздничной парчовой одежде, за ним на расстоянии -барыня, которой доверено нести саму чудотворную икону, сияющую золотым окладом. Хвост процессии с колышущимися над ней хоругвями, цветами, возвышающимися на лошадях стражниками теряется где-то далеко в клубах дорожной пыли, поднятой тысячами ног.

Каждую фигуру в картине, всякое лицо хочется рассмотреть, потому что каждый по воле художника наделен характером - неповторимым, выразительным, запоминающимся. Спесь и самодовольство, чванство и лицемерие и в то же время покорность судьбе, наивное простодушие и глубокую веру можно прочесть на многих лицах. Кажется, всю Россию вывел Репин на широкий тракт, и она предстала перед зрителями во всей своей многоликости, сложности отношений между сословиями, богатством и разнообразием типов и человеческих судеб.

Картина совершенна композиционным построением, поражает богатством и красотой колористического решения. Неистощимый интерес художника к натуре, влюбленность в реальную жизнь выразилась в том, с каким мастерством написаны пестрые ситцы, грубое сукно крестьянских армяков, легкий шелк лент, дорогая тяжелая парча, лохмотья бедняков, горячий песок дороги и выцветшее жаркое небо. Все красочное разнообразие картины объединяет в цветовую гармонию прекрасно переданное Репиным солнечное освещение. Художник блестяще овладел здесь всеми приемами пленэра, то есть живописи на открытом воздухе. Многие этюды писались им под Москвой, в Абрамцеве, в имении С.Мамонтова, с семьей которого Репин близко сдружился, живя в Москве. В окрестностях Абрамцева Репин встретил и героя своей картины - Горбуна. Наибольшее количество этюдов - графических, акварельных, живописных - было сделано с этого человека.

Репин писал все с натуры и в то же время брал только типичное, вот почему он сумел одновременно изобразить живую конкретную процессию, столь знакомую старой России, — крестный ход, и в то же время дать широчайшую картину русской жизни второй половины XIX века.

Толпа не однородна. В центральной части процессии, в которой имеют право находиться почетные, избранные лица, охраняемые кордоном полицейских, жандармов, стражников и понятых, идут ^ КРЕПКИЕ МУЖИЧКИ и торговцы; нищая же братия, бедняки-крестьяне, странники и богомольцы сюда не допускаются — они оттеснены к краю дороги.


Представитель купечества идет, отдуваясь и обливаясь потом, в центре рядом с барыней. Фигура этого кривоногого купца и промышленника, недавнего кулака деревни, и фигура ^ МЕСТНОЙ ПОМЕЩИЦЫ , зазнавшейся, чванной, тупой и себялюбивой, охарактеризованы глубоко отрицательно и противопоставлены крестьянам.
Тупые или озверелые конные жандармы и полицейские возвышаются над массой народа, покорно сносящей их грубое обращение. Покорность толпы выражена не только в фигурах бедняков-богомольцев слева, но и в робком, инстинктивном, полном ужаса жесте руки, поднятой кем-то, чтобы защитить себя от удара нагайкой урядника, хлещущего толпу.



Гениально дано противопоставление ГОРОЖАНОК, несущих с благоговением пустой киот из-под иконы, и помещицы, чванно несущей самую икону. Довольствуясь малым, они и к ящику относятся как к святыне, едва прикасаясь, бережно держат его, помещица же, получившая икону, относится к этому как к должному и несет ее самодовольно, бесцеремонно приложив к своей груди.

Не менее сильно противопоставление исступленно верующего горбуна, слабого хромоножки, опередившего всех, жирному, глубоко равнодушному и ленивому дьякону, тупой, чванной барыне и им подобным.


В своем религиозном рвении ГОРБУН не замечает палки отталкивающего его деревенского старосты. Фигура горбуна предельно одухотворена. Лицо его полно волевой твердости и страстной устремленности. Красота образа воплотилась в силе душевного порыва. Много трудов положил художник, чтобы найти нужный ему тип горбуна, и последовательно и упорно искал выражение внутренней сосредоточенности, горячей надежды, веры в его лице. Все это можно проследить по этюдам.



Типичны, предельно выразительны все участники шествия. Разнообразие и жизненность фигур, жестов, поз, выражений поражает. В то же время все связано, объединено, отдельные участники процессии сливаются в единое целое. Все шествие движется неудержимо, как лавина, и влечет за собой каждого из участвующих в крестном ходе. Это впечатление массового движения выражено не только динамикой поз и жестов, но живописными средствами: пыльное марево вдали, переливы развевающихся на часовне красочных лент, контрасты цветовых пятен, одежд, блики на золотых окладах икон, сочетание лохмотьев одежд и золота облачений вызывают у зрителя ощущение живой людской массы. Выжженная земля, белесоватое от блеска солнца небо, знойный воздух — все это передано с небывалым до Репина мастерством.

Репин — не только великий мастер, но и великий трудолюбец. В огромном шествии отчетливо проработано каждое лицо, не только главных персонажей, но и лиц дальних планов и тех, которые едва видны. Нигде нельзя найти просто мазка, краски, заполняющих какой-либо сантиметр полотна. Если же всмотреться в лица участников шествия, то поражает глубокая психологическая характеристика каждого. Как тонко переданы переживания! Все участники шествия охвачены одним чувством важности происходящего, но каждый человек — четко охарактеризованная индивидуальность со своим восприятием, со своими думами. В то же время это яркие типы.

По тому как написаны ПЕВЧИЕ, сразу видно, что мальчик, идущий с краю, поднявший руку, поет дискантом, а его сосед — альтом. Идущий за ними брюнет — бас, а несколько поодаль — тенор берет фальцетом. А как настороженно, внимательно прислушивается регент! Но не только лица участников крестного хода, но руки, ноги, походка необычайно выразительны.



Твердо, уверенно шагают трое крестьян, несущих фонарь, и совсем по-иному двигаются ноги слабосильного парня, помогающего его нести.
Семенит ногами мещаночка, несущая киот. И как важно, размеренно выступает протодиакон. Он ставит ноги так, как их никогда не ставят крестьяне.
Толстая барыня точно катится, а рядом с ней сотский на кривых, с детства рахитичных ногах.
Слабы больные ножки горбуна, и тяжело ступают натруженные ноги издалека пришедших странниц-богомолок.


Заключение.

При создании «Крестного хода» Репину пришлось разрешить трудную

композиционную задачу: необходимо было вписать в картину огромную толпу народа, пеструю, многоликую, добиться впечатления единой массы людей, движущихся сплошным потоком, и при этом не обезличить шествие, представить его во всем многообразии составляющих его типов и характеров. Репин изобразил основное скопище людей на заднем плане. Толпа там буквально запрудила все свободное пространство между холмами и валом валит, поднимая тучи пыли. На переднем плане она растекается на два потока и, следуя за поворотом дороги, поворачивает влево, рядами проходя мимо зрителя.

Значительно растянутый передний план позволяет при этом разносторонне

охарактеризовать большое число людей. Этому же выделению из толпы отдельных персонажей способствует и колористическое решение. Полотно выдержано в строгой цветовой гамме. Ярких красочных пятен в картине не так уж много, но они играют большую роль. Вкрапленные в общий черно-коричневый фон процессии, они создают впечатление пестроты и красочности, не нарушая единства, и в то же время помогают художнику акцентировать внимание зрителя на узловых моментах композиции, выделить ведущие образы (помещицы, дьякона,

урядника с нагайкой, странниц и других).

Творчество Репина учит предельной тщательности работы, что при его наблюдательности и мастерстве рисунка дают исключительно жизненную выразительность. Репин показал бытовые явления, которых он был очевидцем, и как великий художник сумел в произведении, им созданном, как в фокусе, собрать все типичное, яркое, доказывающее.
В картине отразилось не только огромное дарование самого Репина, но и великий опыт русской живописи, который вобрал в свое искусство Репин и дал ему дальнейшее блестящее развитие.

Т.о. «Крестный ход в Курской губернии» Репина смотрится единым пятном — картину сразу видишь всю целиком. Массы в композиции расположены по диагонали, связывающим четыре угла картины. Изображена необычайно многолюдная толпа, но каждая фигура в ней не только характер, но и социальный тип. Здесь — все классы и сословия. Движется русское общество 80-х годов со всеми своими связями и противоречиями. В глубине слева — центр композиции — барыня, несущая икону под охраной сотских. Целое просто и нерасторжимо, детали бесконечно разнообразны.


^ Список используемой литературы

  1. Е.В.Шорохов. Композиция: Учеб. Для студентов худож.-граф.фак.пед., ин-то. - 2-е изд., перераб. И доп. – М.:Просвещение,1986

  2. Анализ и интерпретация произведения искусства: Учеб. пособие/Н.А. Яковлева, Е.Б. Мозговая, Т.П. Чаговецидр.; Под ред. Н,А. Яковлевой.— М.: Высшая школа, 2005. — 509 с.: ил.

  3. Игорь Грабарь, Репин. Монография в двух томах, М., Изогиз, 1937.

  4. О.А.Лясковская, Илья Ефимович Репин, М., «Искусство»,1962.

  5. А.А.Федоров-Давыдов, Илья Ефимович Репин, М., «Искусство», 1961



Скачать файл (6639.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации