Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Таблица - Классификация афазии по А.Р. Лурии - файл 1.docx


Таблица - Классификация афазии по А.Р. Лурии
скачать (20.1 kb.)

Доступные файлы (1):

1.docx21kb.04.12.2011 06:00скачать

Загрузка...

1.docx

Реклама MarketGid:
Загрузка...
СРС Тема 2.

Все формы афазии возникают вследствие поражения теменной речевой зоны левого доминантного по речи (у правшей) полушария мозга. Приведенные ниже характеристики форм афазии соответст

вуют представлениям нейропсихологии, созданной А.Р. Лурия.
Классификация афазий.
Название формы афазии

Локализация поражений

Клинические проявления, сопутствующая симпто

матика

Афферентная моторная афазия

Обусловлена поражением нижних отделов постцентральной зоны мозга.

Центральным рас

стройством является нарушение кинестетической афферентации про

извольных оральных движений. Больные теряют способность совер

шать по заданию те или иные движения языком, губами и другими органами артикуляции. Непроизвольно эти движения могут быть лег

ко выполнены ими, поскольку не имеется парезов, ограничивающих объем оральных движений. Это носит название оральной апраксии. Оральная апраксия лежит в основе артикуляционной апраксии, имеющей непосредственное отношение к произнесению звуков речи. Она проявляется в распаде отдельных артикуляционных поз или, иначе, артикулем. В устной речи больных в зависимости от степени грубости апраксии это проявляется в:

отсутствии артикулированной речи;

искаженном воспроизведении поз;

поисках артикуляции.

Вторично системно нарушены другие стороны речевой функции.

Эфферентная моторная афазия

Обусловлена поражением нижних отделов премоторной зоны.

В норме она обеспечивает плавную смену одного орального или артикуляционного акта дру

гим, что необходимо для слияния артикуляций в сукцессивно по

следовательно организованные ряды— «кинетические двигатель

ные мелодии» (по 

терминологии А.Р. Лурия).

При очаговых поражениях премоторной зоны возникает пато

логическая инертность артикуляторных актов, появляются персеве

рации, препятствующие свободному переключению с одной арти

куляционной позы на другую. В результате речь больных становит

ся разорванной, сопровождается застреванием на отдельных фрагментах высказывания. Эти дефекты произносительной стороны речи вызывают системные расстройства и других сторон речевой функции: чтения, письма, а частично и понимания речи. Таким об

разом, в отличие от афферентной моторной афазии, где артикуля

ционная апраксия относится к единичным позам, при эфферентной она относится к их сериям. Больные относительно легко произносят отдельные звуки, но испытывают существенные затруднения при произнесении слов и фраз.



Динамическая афазия

Обусловлена поражением мозга в заднелобных отделах левого полушария, расположенных кпереди от «зоны Брока»

Речевой дефект проявляется здесь главным образом в речевой аспонтанности и инактивности. В настоящее время выделе

ны два варианта динамической афазии (Т.В.Ахутина).

Вариант I характеризуется преимущественным нарушением функции речевого программирования, в связи с чем больные пользуются в основном готовыми речевыми штампами, не требующими специальной «деятельности программирования». Их речь отличается 

бедностью, од

носложностью ответов в диалоге. Произносительные трудности незначимы.



При варианте II преобладают нарушения функции грамматического структурирования: в речи боль

ных данной группы выражен экспрессивный аграмматизм, который проявляется в виде ошибок «согласования», а также явлений 

«теле

графного стиля». Произносительные трудности незначимы.



Сенсорная (акустико-гностическая) афазия

Возникает при поражении верхневисочных отделов так называемой зоны Вернике.

В качестве первичного дефекта рассматривается речевая слуховая агнозия, лежащая в основе нарушений фонетического слуха. Боль

ные теряют способность дифференцировать фонемы, т.е. выделять признаки звуков речи, несущих в языке смыслоразличительные функции. Расстройства фонематического слуха, в свою очередь, обусловливают грубые нарушения импрессивной речи— понима

ния. Появляется феномен «отчуждения смысла слова», который ха

рактеризуется «расслоением» звуковой оболочки слова и обозна

чаемого им предмета. Звуки речи теряют для больного свое кон

стантное (стабильное) звучание и каждый раз воспринимаются искаженно, смешиваются между собой по тем или иным парамет

рам. В результате этой звуковой лабильности в экспрессивной речи больных появляются характерные дефекты: логорея (обилие рече

вой продукции) как результат «погони за ускользающим звуком», замены одних слов другими, одних звуков другими — вербальные и литеральные парафазии.

Акустико-мнестическая афазия

Обусловлена очагом пораже

ния, расположенным в средних и задних отделах височной области

В отличие от акустико-гностической (сенсорной) афазии, акустиче

ский дефект проявляется здесь не в сфере фонематического анализа, а в сфере слуховой мнестической деятельности. Больные теряют способность к удержанию в памяти воспринятой на слух информа

ции, проявляя тем самым слабость акустических следов. Наряду с этим у них обнаруживается сужение объема запоминания. Эти де

фекты приводят к определенным трудностям 

понимания разверну

тых текстов, требующих участия слухоречевой памяти. В собст

венной речи больных с этой формой афазии основным симптомом афазии является словарный дефицит, связанный как с вторичным обеднением ассоциативных связей слова с другими словами данно

го семантического куста, так и с недостаточностью зрительных представлений о предмете.



Семантическая афазия

Возникает при поражении теменно-затылочных областей левого доминантного полушария.

Основным проявлением речевой патологии при этом виде афазии является импрессивный аграмматизм, т.е. неспособность понимать сложные логико-грамматические обороты речи. Этот дефект является, как правило, одним из видов более общего расстройства пространст

венного гнозиса, а именно, способности к симультанному синтезу. Поскольку во фразовой речи основными «деталями», связывающи

ми слова в единое целое (логико-грамматическую конструкцию), служат грамматические элементы слов, основную трудность для больных представляет выделение этих элементов из текста и пони

мание их смысловой роли, особенно пространственной (пространственные предлоги, наречия и т.д.). При этом способность к улавли

ванию формально-грамматических искажений (ошибок «согласова

ния») остается у этих больных сохранной.


Скачать файл (20.1 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации