Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Конспект лекции - Психология управления - файл 1.doc


Конспект лекции - Психология управления
скачать (138.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc139kb.16.11.2011 09:39скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Конспект лекций - Психология управления

Управление.

Механизмы управленческой деятельности.

Функции управления.

Психология управления

Групповая деятельность.

Система управления.


Группа

Отношения между людьми

Группа включения

Референтная группа

Структура организаций и социально-психологические механизмы их формирования.

Неформальная структура

Принципы организации (классические принципы)

Разделение труда

Психологические составляющие, которые приводят к успешному делегированию

Преимущества делегирования

Диапазон контроля

Основные модели организации

Формы психологических воздействий

Модель участия.

Психологические аспекты принятия решений.

Когнитивный диссонанс

Теория атрибуции

Теория ожидаемой полезности.

Руководство и лидерство в структурах управления. функции руководителя и стили руководства.

Руководство

Функции руководителя.

Стили управления.

Участие исполнителей в исполнении

Методы психологического воздействия в системе управления.


^ ТЕМА №1. УПРАВЛЕНИЕ. МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ.


Управление – это процесс взаимоотношения между людьми.

Синергия – это необходимость прилагать совместные усилия для достижения того, чего не может достичь один человек.


Психология управления – это одна из важнейших отраслей современной социальной психологии изучающая проблемы общения и взаимодействия в различных социальных структурах.

Психологи я произошла от kibernetike (искусство управлять). Создатель Норберт Винер.

Управление осуществляется от общим законам:

Прямая связь


Управляющая система

Управляющая схема






1. Руководитель

2. Совет руководителей

3. Отделы


1. Исполнитель

2. Группы

3. Коллектив











Обратная связь

(средство контроля

Управляемая часть она не пассивная, а активная.

Функциональная система по Анохину:

Блок афферентного синтеза осуществляет сбор и оценку информации на основе присущей субъекту мотивации и опыта его управленческой деятельности.

Прием информации зависит от мотивации.

Блок афферентного синтеза


Блок принятия решения, постановки целей, выбора программы и создание акцептора результата действий (образ потребного будущего).

Эффекторный блок или исполнение


Прием информации


мотивации


память

Анализ результата действия













Избыточность программ – совокупность целей, программ. В процессе управления складываются определенные отношения:

  • отношения субординации (вертикальные)

  • отношения координации ( горизонтальные)

В чем состоит сущность менеджерской деятельности:

  1. Определение целей и задач управления

  2. Разделение задач на определенные виды и этапы.

  3. Распределение обязательств, координация взаимодействия различных подструктур.

  4. Совершенствование формальной и иерархической структуры.

  5. Анализ и учет неформальных подструктур организаций.

  6. Оптимизация процессов принятия решений и коммуникаций.

  7. поиск и формирование адекватной мотивации деятельности.

  8. Определение требований к индивидуальным качествам личности.


^ ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ

  1. Целевые функции.

  2. Организационные функции.

К целевым относятся: функции прогноза, функции планирования, функции принятия решений.

Планирование – это разработка решений о том, какие должны быть конкретные действия.

^ Принятие решений – это переход от анализа ситуации к конкретному действию, которое осуществляется в соответствии с планом.

К организационным относятся: общеорганизационные, материально-технические, финансово-экономические, функции учета и контроля, правовые, социальной защиты, мотивации.


13.10.01
^

ТЕМА № 2. «ГРУППОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ.»


Группа – это существующие в одном пространстве и времени объединения людей взаимодействующих в совместной деятельности и вступающие в определенные деловые и межличностные отношения.

^ Группы классифицируются:

  1. По характеру контакта: реальные или контактные и условные.

Реальные характеризуются наличием непосредственных контактов в совместной деятельности. Эта группа, как правило, состоит из 5-7 человек.

^ Условная группа состоит из людей, которые объединены по какому-то условному признаку.

  1. По количеству людей: малые и большие.

Малые группы – это совокупность людей, совместно выполняющие определенную целенаправленную деятельность и имеющие непосредственные контакты в соответствии с характером задач ( от 2-х до 30 чел.)

Малая группа основывается на следующих принципах:

    1. она рассматривается как целостная система, состоящая их некоторого количества независимых элементов.

    2. Свойство группы как системы не сводится к простой сумме свойств, составляющих ее лиц и в своей деятельности имеет свое лицо. Малая группа есть особенное качественное образование. Оптимальное число в такой группе 5-7 человек.

    3. Объектом анализа малой группы являются особенности взаимосвязи людей, обуславливающие целостное функционирование всей группы.


^ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ

1. конвейер, т.е. линейная







2. 3. 4. полная взаимосвязь










5. неполная связь




Большие группы – от 50 человек и более.

Большая условная группа – это объединение людей по социальному признаку.

^ Большая реальная – это значения по размеру и сложности организации общности людей, включенных в совместную целенаправленную деятельность.

В больших группах существует специфические регуляторы поведения ( обычаи и нравы). В больших группах управление бывает 2-х родов: структурное и бесструктурное.

Структурное – это специально созданные органы, которые осуществляют процесс управления. Большие группы состоят из малых.

  1. Существуют первичные контактные группы и вторичные. Первичные – индивид в них включается стихийно.

Вторичные – куда человек включается на более поздних этапах его развития.

  1. По значимости выделяют группы включения и референтные.

^ Группа включения – это малая контактная группа, в которой включен конкретный индивид и который оценивает с точки зрения социальных возможностей, своих позиций, и которая дает ему конкретную оценку.

Референтная группа – это реальная или условная группа, которую индивид считает для себя эталонной.


^ ФУНКЦИИ РЕФЕРЕНТНОЙ ГРУППЫ:

А) нормативные . Референтные группы являются источником норм поведения и норм социальных установок.


20.10.01.

ТЕМА: «СТРУКТУРА ОРГАНИЗАЦИЙ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ.»

Любые организации, независимо от ее размера, базируется на формальных и точно определенные взаимоотношениях между ее членами .

Формальная структура:


директор






Зам. по пром. строитель-ству

Зам. по граждан. строитель-ству

Зам. по

новым технологиям

Зам. по

новым строительным материалам



Финанс. эконом

Связь с общественностью

Общая организация

Внедрение научных разработок

Специалист по кадрам

Она показывает:

  1. Кто за что отвечает и кто перед кем отчитывается.

  2. Основное разделение работ, т.е. как кампания делится на определенные разделы.

  3. Какую конкретную работу выполняет подразделение и как оно вписывается в выполнение главной миссии предприятия в целом.

  4. Как устанавливаются отношения власти и области ответственности за принятие решения.

  5. Порядок прохождения информационных потоков.


^ НЕФОРМАЛЬНАЯ СТРУКТУРА:

  1. Открывает более продуктивные каналы коммуникаций.

  2. Дает чувство определенного положения.

  3. Групповую поддержку и защиту.

Они всегда представляют некую угрозу в организации.


^ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ (КЛАССИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ)

  1. Разделение труда.

  2. Линейные и функциональные процессы или цепочка команд.

  3. Диапазон контроля или диапазон управления.

  4. Структура.

1). РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА. Оно приносит увеличение производительности.

Ряд психологических проблем: подавление творчества, возникают негативные эмоциональные реакции.

Факторы: монотонность и отсутствие чувства завершенности работы.

Приемы: расширение зоны труда, ротация и чередования работ, участие в управлении. На основе этого были сформированы правила организации работы индивида или подразделения.

  1. Работа индивида или группы должна быть законченной фазой производственного процесса с тем чтобы он или она могли увидеть конечный результат своей работы.

  2. Скорость или ритм работы должны зависеть от возможности исполняющих их индивида или группы, причем работник или группа могли бы ее ускорять или замедлять.

  3. Каждая работа должна предъявлять некие требования к умению рассуждать.


Социометрия – это измерение межличностных отношений в группе (автор Марино); позволяет определить взаимовлияние в группе, взаимоподдержку, популярность, лидерство и вообще роль и место человека в группе.

Цель:

  1. Изерние степени сплоченности группы.

  2. Выявление социометрических позиций, т.е. какое место занимает тот или иной субъект «лидер -отвергнут.»

  3. Обнаружение внутригрупповых подсистем.


27.10.2001

2).^ ЛИНЕЙНЫЕ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ.





1
10

15%


7 35%


21





3

5





50%


Существуют следующие правила:

  1. Правило потерь. При переходе любых уровней теряется и искажается треть достоверной информации.

  2. Правило направления. Половина информации распределяется по горизонтали, треть направляется вниз и 1/6 вверх.

  3. Вопрос делегирования.

    1. Главные (вопросы о делегировании по персоналу (по людям):

а. сможет ли данный субъект выполнить то или иное поручение по своей квалификации.

б. захочет ли выполнить данный субъект то или иное поручение.

    1. Главные вопросы по делам:

а. Нельзя ли это дело отменить, нельзя ли его не делать.

б. Нельзя ли это дело упростить.

в. если надо, то всегда решается вопрос: делать это самому , вместе с кем-то или передать другому.

Правила:

Ответственность должна передаваться в организации вниз, так должно так только можно.

!!! «Лучший руководитель – это тот у кого достаточно здорового смысла, что бы найти подходящих людей, способных делать то, что он хочет и достаточно самообладания, что бы не вмешиваться когда они это делают.» Рузвельт. !!!

^ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ, КОТОРЫЕ ПРИВОДЯТ К УСПЕШНОМУ ДЕЛЕГИРОВАНИЮ:

  1. Восприимчивость – это умение принимать идеи других людей.

  2. Готовность к передаче – это отсутствие боязни передать подчиненным принимать решения.

  3. Готовность позволять другим людям делать ошибки.

  4. Готовность доверять подчиненным.

  5. Готовность использовать общий контроль – это знать как оставаться в контакте не беря на себя выполнение порученной работы.


^ ПРЕИМУЩЕСТВА ДЕЛЕГИРОВАНИЯ

  1. Оно высвобождает время для решения других задач.

  2. Больше задач выполняется в отсутствие руководителя.

  3. Происходит эффективный тренинг и повышение квалификации персонала.

  4. Оптимальное распределение в организации.

  5. Стимулирование идеи, мнения и навыки принятия решений.


3). Диапазон контроля – это количество непосредственных подчиненных у одного управляющего.

Наибольший вклад сделали: 1. Гамильтон « сержант управляет 3-мя солдатами, не полностью загруженный»., «генерал не может управлять 6-ю дивизиями.» => Правило: чем ближе мы находимся к высшему руководству, тем чаще вынуждены работать из группы 3-х человек.

  1. Грейкунос: сформировал следующее правило: ни один руководитель не может руководить работой более 5-ти самое большое 6-ти подчиненных.



Если больше количества ступеней в иерархии организации, тем больше люди, которые находятся на нижних этапах чувствуют себя отторгнутыми и исключенными от деятельности организации.

^ ОСНОВНЫЕ МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ

  1. Бюрократическая. Основатель Макс Вебер. Основные постулаты бюрократической модели.

А) рутинная деятельность, направленная на цели организации должна быть определена в виде зафиксированных формальных обязанностей.

Б) деятельность должна быть всегда, следовать организационным принципам иерархии.

В) Операции должны выполняться одинаковым образом в соответствии с системой теоретических правил.

Г) Управляющие должны действовать как формальные лица и не включать эмоциональный компонент.


2.11.2001.

Есть два типа управления (менеджмента):

  1. Реактивный- это тогда, когда управление строится по ситуации при воздействии внешней среды.

  2. Проактивный менеджмент – это когда управление строится в предупреждающем режиме, когда мы предугадываем события со стороны внешней среды.


Формы психологических воздействий

групповых **** на личность

  1. Заражение

  2. Подражание

  3. Внушение

  4. Убеждение

  1. Это вид воздействия, который интегрируется на эмоциональной основе членов одной группы или большой массы людей. Возникает бессознательной непроизвольной подверженности человека определенным эмоциональным состоянием: гневу, радости и т.д.

Причины заражения.

  1. Развитие некоторой общности оценок, установок, интересов определяющей массе людей.

  2. Общий уровень интеллектуального и нравственного развития.


3.11.2001.

2. Модель участия. Авторы Мак Грегар и Ренсис Райпот. Они составили 2 стратегии организации, которые определяют 2 позиции взглядов на особенности людей: теории X и Y.

Первая позиция заключается, в том что:

А) средний человек не любит работать и старается избежать работы.

Б) большинство людей следует принуждать к работе преимущественно с помощью наказания.

В) средний человек в основном пассивен, предпочитает быть руководителем, чем принимать на себя ответственность и риск.

2 позиция (теория У):

А) работа для человека естественна, как еда и отдых.

Б) стремление к труду и удовлетворенность им поступает, когда человек причастен к целям организации.

В) средний человек способен принимать решения и даже искать ответственность.

Г) вовлеченность в наиболее важный фактор мотивации и она зависит от вознаграждения.

Д) людям присуще творчество (креативность).

Е) в современном бизнесе, в производстве интеллектуальные возможности используются частично.

7% - ленивые, 75-80% - средние, 7% - наиболее активные.

Принять ту или иную модель можно учитывать следующими факторами:

  1. Фактор технологии;

  2. Фактор среды;

  3. Доходность покупателя.


^ ТЕМА №4. «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ.»

  1. Когнитивный диссонанс – смена познавательных установок, которые входят между собой в противоречия.

  2. Теория атрибуции – это психологическая теория, объясняющая то как люди создают каузальную атрибуцию ( это то что необходимо, для объединения действия, поведения людей).

Люди обычно объясняют действия исходя из 3-х причин (каузальной атрибуции).

1)личность – это нечто в самой личности, что определяет его поведение.

2) объективные обстоятельства.

3) Время.

Фундаментальная ошибка атрибуции. Можно выделить 2 фактора: диспозиционный – факторы определяющие особенности человека; ситуационные.

Когда мы оцениваем людей мы в основном пытаемся объяснить их действия через диспозиционные факторы. А себя через ситуационные. В этом и состоит фундаментальная ошибка атрибуции.

В этой позиции существует эффект позитивности – это тенденция объяснить свои положительные действия диспозиционными факторами, а негативные – ситуационными.

^ Эффект однородности – каждый человек или группа видит в себе больше разнообразия, чем в других людях или группах.

  1. Теория ожидаемой полезности.

Ньюмен. Он раскрыл теорию рациональных решений.

  1. Порядок альтернатив – субъект, рационально принимающий решения должен иметь возможность сравнить любые 2 альтернативы, при которых он предпочитает одну другой либо отвергает обе.

  2. Доминантность – субъект, поступающий рационально никогда не должен принимать стратегию над которой доминирует другая.

  3. Погашение – выбор межу 2-мя возможностями должен осуществляться на основе их разницы.

  4. Транзитивность – А>С, В>С

  5. Непрерывность – для каждой группы возможностей. Она ориентируется на уверенность в среднем результате.


10.11.01.

^ ТЕМА № 5. «РУКОВОДСТВО И ЛИДЕРСТВО В СТР-РАХ УПРАВЛЕНИЯ. ФУНКЦИИ РУКОВОДИТЕЛЯ И СТИЛИ РУКОВОДСТВА.»


1). Руководство – это успешное функционирование организации, отдела, группы требует значительных усилий по определению целевой направленности, по организации людей, координации их действий, поэтому необходимо управление.

Управление в виде 2-х видов: в виде руководства и в виде лидерства.

Их отличия состоит в следующем: руководитель больше выражает свои официальные полномочия, а лидер выражает неофициальные тенденции межличностных отношений в группе.

Парыгин В.Д. выделяет следующие основные различия:

  1. Лидерство в основном связано с регулированием межличностных отношений, носящих неофициальный характер, в то время как руководитель является средством регулирования отношений в рамках официальной и социальной структуры.

  2. Лидерство главным образом представляет собой феномен микросреды.

  3. Лидерство возникает и функционирует преимущественно стихийно, а руководство представляет целенаправленный и контролируемый «сверху» процесс социальных организаций и институтов.

  4. В отличие от лидерства руководство это явление более стабильное и менее подвержено перепадам во мнениях и настроениях членов группы.

  5. Процесс руководства характеризуется применением гораздо более определенной системы различных санкций.

  6. Процесс принятия решений в системе руководства носит более сложный и многогранный характер, чем в лидерстве.

  7. Деятельность лидера протекает преимущественно в рамках микроструктуры малой группы, сфера же деятельности руководителя гораздо шире и охватывает различные уровни социальной структуры.

  8. Лидерство – это чисто психологическая характеристика поведения. Руководство – это социальная характеристика формальных отношений в группе.

2). Функции руководителя. Впервые о них заявил Андреа ФайОль. Он разбил функции руководства на стадии и выделил следующие этапы:

  1. Предвидение

  2. Организация

  3. Распорядительство

  4. Согласование

  5. Контроль

Тихомиров Ю.А., он выделил следующие функции:

  1. Выбор цели

  2. Организация управленческой системы

  3. Прогнозирование (что будет) ( более абстрактное понятие)

  4. Планирование (четкое распределение действий)

  5. Информация

  6. Решение

  7. Контроль

  8. Оценка эффективности.

Афанасьев В.Г.

  1. Выработка и принятие управленческих решений.

  2. Организация

  3. Регулирование и корректирование

  4. Учет и контроль

  5. Сбор и преобразование информации.

Категория работ, которыми занимается руководитель:

  1. Административно-организаторская

  2. стратегическое планирование

  3. Экспертно-консультативное

  4. Коммуникативная

  5. воспитательная

  6. представительская

17.11.01.

3). Стили управления.

Стиль управления – это типичная манера и способ поведения руководителя.

Критерии, по которым оценивается стиль:

I. Участие исполнителей в исполнении:

  1. Авторитарный – когда руководитель единолично приказывает, а исполнители исполняют.

  2. Сопричастный – когда сотрудники в той или иной степени участвуют в принятии решений.

  3. Автономный – руководитель играет сдерживающую роль, а сотрудники решают сами.

Авторитарный стиль делится на:

  1. Диктаторский - когда руководитель исполняет все сам, а исполнители все исполняют под угрозой санкций.

  2. Автократический – это когда руководитель в своем распоряжении имеет широкий аппарат власти.

  3. Бюрократический – это когда авторитет руководителя покоится на иерархальных положениях ступеней.

  4. Патриархальный – руководитель имеет авторитет «главы семье.»

  5. Благосклонный – это когда руководитель проявляет свои личные качества и пользуется авторитетом.

Сопричастный стиль руководства.

  1. Коммуникационный – это когда руководитель затрудняется в принятии решении, сотрудники помогают, предлагают, но окончательное решение – за руководителем.

  2. Консультативный – примерно, то же что и коммуникативный стиль, но решения принимается совместно.

  3. Совместное принятия решения.

II. по преимущественному критерию функции управления.

  1. Управление через инновацию, т.е. разработка инноваций. Является руководящим заданием.

  2. Управление с помощью задания цели, т.е. на каждом этапе задаются цели, а сохраняется свобод в методе ее решения.

  3. Управление через управление через согласование цели –это форма управления через задание целей и через сопричастность сотрудников.

Параметры взаимодействия с подчиненными

Стили руководства

авторитарный

Демократический

Нейтральный (попустительский)

Принятие решений

Решение принимается единолично

Решение принимается после обсуждения в группе

Решения принимаются сами собой или по указанию выше стоящего руководства

Способы доведения решения

Приказы и распоряжения

Предложения и советы

Просьбы

Отношение ответственности

Руководитель полностью берет на себя ответственность или полностью ее перекладывает

Коллективная ответственность

Снимает с себя всякую ответственность

Отношение к инициативам

подавляется

Поощряется

Отдается в руки подчиненных

Отношение к квалифицированным кадрам

Стремятся задавить

Стремятся эффективно использовать

Отдается в свободное плавание

Отношение к недостаткам собственного знания

Недостатков нет и не может быть

Постоянно повышают совою квалификацию

Нет большого значения

Стиль общения

Держит дистанцию

Поддерживает дружественные отношения

избегает

Характер отношения с подчиненными




Как с равными

Мягкая манера поведения


Отношение к дисциплине








Формально попустительское

Отношение к моральному поведению подчиненных




Использует различные методы наказания и поощрения

Безразлично




Характеристика ситуации

Стили руководства

авторитарный

сопричастный

Личные качества

Пессимистическое мировоззрение, стремление к надежности , мало собст. Инициативы, исполнение долга

Оптимистическое мировоззрение, готовность к риску, высокая собственная инициативность и творчество

Условия постановки задач

Плановые задания, четкость определений, давление сроков

Слабое определение, импровизация, нет давления сроками

Организационные условия

Строгая организация, формальная структура, четкая вертикальная информация

«рыхлая организация», неформальные структуры, множественные инстанции, свободная информация

Условия окружающей среды

В кризисных ситуациях доминирование ценностей

Процветание и освобождение ценностей

Критерии эффективности

Эффективность достижения целей

Обеспечение выживания в кризисных ситуациях, снижение издержек, не заинтересованность сотрудников в экономии средств

Использование рыночных шансов через заинтересованных сотрудников, снижение убытков в отсутствии квалифицированного управляющего

Эффективность выполнения задания

Быстрота решений

Использование творческого потенциала только управляющего


27.11.01

^ ТЕМА: «МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ.»

1. Убеждение – это воздействие на сознание, чувства, волю людей посредствам сообщения, доказательства того или иного положения, взгляда, поступка, либо их недопустимость с целью заставить слушающего изменить установки, позиции и оценки.

Существует несколько видов убеждения:

А) информационные – передача информации подчиненному является фазой установления контакта а также служит базой установления отношений между руководителем и подчиненным.

  • документальное информирование

  • фактографическое

  • концептуальное.

Информация должна отвечать профессиональным требованиям: быть ясной, точной, содержательной, по возможности краткой.

Б) выдвижение тезиса. Тезис – это мысль или положение, истинность которого требует доказательства. Тезис концентрирует внимание, направляет мышление по определенному пути.

В) определение понятий. Определение – это совокупность суждений и существенных признаков о каком-либо явлении или предмете.

Г) выдвижение гипотез. Гипотеза – это догадка, доказывающая путь к достижению результата.

Д) объяснение :

  • комментирование;

  • толкование;

  • упрощение;

  • пересказывание.

Приемы аргументации:

Аргументация – это приведение логических доводов с целью доказать истинность какого-либо утверждение.

  1. Формируется определенная позиция.

  2. Устанавливаются или исключаются противоречия.

  3. Критически осмысливается изложенное положение и факты участников беседы.

  4. Формируется база для принятия решения.

Основные правила аргументации:

  1. Оперировать простыми и очень точными понятиями.

  2. способы и темы аргументации должны соответствовать особенностям и темпераменту вашего собеседника.

  3. Корректное ведение аргументации по отношению к собеседнику.

  4. Приспособить аргументы к личности делового собеседника:

А) направить аргументацию на

Б) употребить понятную

В) в ходе беседы проверять

Г) избегать краткого перечисления фактов

Д) избегать излишней убедительности

  1. Избегать неделовых выражений, затрудняющих аргументирование и понимание.

  2. Пытаться как можно нагляднее изложить свои доказательства.

  3. Факт – это действительное реально существующее событие, не вымышленное.

  4. Иллюстрация.

  5. Спор, который является способом аргументации. Спор, словесное состязание, в котором каждый отстаивает свое мнение.

^ Виды спора: дискуссия – публичный спор. С целью добиться истины путем сопоставления различных мнений.

Полемика – публичный спор с целью выразить свою позицию.

Оппонирование – это выступление с возражениям в публичной беседе.

Протес - решительное возражение против чего-либо


Скачать файл (138.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru