Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Билеты к ГОС экзамену по методике преподавания психологии - файл 1.docx


Билеты к ГОС экзамену по методике преподавания психологии
скачать (143.7 kb.)

Доступные файлы (1):

1.docx144kb.04.12.2011 06:53скачать

содержание
Загрузка...

1.docx

  1   2   3   4   5
Реклама MarketGid:
Загрузка...
1. История преподавания психологии в высшей школе.

1. Преподавание психологии в XVIIIXIX веках

В истории преподавания психологии в российских университетах можно выде

лить несколько периодов. Уставы университетов неоднократно подвергались из

менению, что отражалось на составе преподаваемых дисциплин. Психология, как и философия, не один раз исключалась из программы на много лет и вновь восста

навливалась через некоторое время. Естественно, что за эти годы терялись кадры и накопленный опыт преподавания.

Преподавание психологии в светских учебных заведениях длительное время на

ходилось под сильным влиянием традиций, сложившихся в рамках богословского образования. В духовной школе психология как учебный предмет была введена почти на целое столетие раньше, чем в светской школе, а процесс преподавания был более стабильным. В духовных академиях предусматривалась и подготовка препо

давателей психологии.

Первый Московский университет был учрежден 12 января 1755 г. Он имел три отделения, или факультета: юридический, медицинский и философский. На фи

лософском факультете работали четыре преподавателя: профессор философии, который должен был также обучать студентов логике, метафизике и нравоуче

нию; профессор физики, обучавший физике экспериментальной и теоретической; профессор красноречия, обучавший ораторскому искусству и стихотворчеству; профессор истории русской и всеобщей. Психология в качестве отдельного пред

мета не была включена в цикл философского факультете первого русского универ

ситета (Рыбников, 1943).

Психологические знания преподавались в рамках других дисциплин. В курсах по красноречию и риторике также уделялось некоторое внимание вопросам пси

хологии. Традицию в этом отношении заложил уже Ломоносов в своей книге «Ри

торика» -, изданной в 1748 г. Особый интерес представляло изложение учения о страстях, близкое к концепции Спинозы. В более поздних пособиях психологиче

ские аспекты рассматривались более подробно. Так, например, в работе А. Глаго

лева «Умозрительные и опытные основания словесности» (1834) был раздел, оза

главленный следующим образом: «Теория словесности, выводимая из начал психологии». В этом разделе рассматривались такие вопросы: «О способностях души», «О талантах художника, стихотворца и вообще писателя», «О тройствен

ности целей и предметов красноречия, выводимой из трех сил ума» (цит. по: Рыб

ников 1940, Рыбников, 1943,).

Психология рассматривалась также как составная часть курса философии. Первым начал чтение лекций по философии Фроман, в 1761-1765 гг. он вел курс логики, моральной философии и метафизики. Шаден несколько позже читал «Начальные основы философии», а Рост — «Натуральную философию».

Первое время лекции по философии и психологии были фактически чтением вслух «одобренных к употреблению» учебников. Фроман читал по Винклеру, дру

гие — по Баумейстеру, по Кригеру и т. п. (Рыбников, 1943). Позже в XIX в. в качест

ве учебников философии использовались книги Якоба, Снелля, Лодия и др.

Дело осложнялось тем, что преподаватели читали свои курсы на немецком языке или на латыни. Устав 12 января 1755 г. оставлял вопрос о чтении лекций на русском или латинском языке открытым. В пункте 9 этого устава говорилось: «Все публичные лекции должны предлагаемы быть либо на латинском, либо на русском языке, смотря как по преимуществу материй, так и по тому, иностранный ли будет профессор или природный русский». Но и русские профессора предпочитали читать лекции на латинском языке, посколь

ку на латыни были написаны руководства. Кроме того, это считалось признаком учености и хорошего тона. Студенты же знали эти языки плохо. Поэтому эффек

тивность такого преподавания была низкой.

Содержание курсов философии и психологии было далеким от жизни. В связи с этим было немного желающих изучать эти дисциплины, а тем более готовиться к их преподаванию. Так, в Казанском университете лекции одного из первых пре

подавателей философии Фойгта слушало, вернее посещало, всего лишь 5 чело

век. У его преемника Лубкина слушателями числился 41 человек, но постоянно ходили только 14.

Профессорское звание и в XVIII, и в начале XIX в. считалось унизительным для русского дворянства. Карамзин в своей статье «О верном способе иметь в Рос

сии довольно учителей» (1804) писал, что «ученый дворянин есть некоторая ред

кость» и что «Россия может единственно от нижних классов гражданства ожидать ученых» (Рыбников, 1943, с. 43).

В 1796 г. в России издается «Наука о душе» Михайлова — первый оригиналь

ный опыт систематизации психологических знаний. По оценке Б. Г. Ананьева, «психологический трактат Михайлова написан в духе серьезно понятого англий

ского эмпиризма».

Университетский устав 1804 г. предусматривал существование четырех отде

лений: 1) нравственных и политических наук; 2) физических и математических наук; 3) врачебных, или медицинских, наук; 4) словесных наук. Философия была включена в цикл наук под названием «умозрительной и практической филосо

фии». Устав 1804 г. также не включал психологию как отдельную дисциплину. Вопросы психологии освещались в философских курсах. Программ читавшихся тогда курсов не сохранилось. Лекции по-прежнему заключались в чтении вслух по имеющимся руководствам.

По поручению министерства народного просвещения профессором Якобом было составлено пособие «Курс философии». В 1812 г. эта книга была переведена на русский язык и напечатана в Риге.

В 1815 г. в Харькове вышла книга магистра местного университета П. Любов-ского «Краткое руководство к опытному душесловию». Эта книга стала следую

щим после книги Михайлова систематическим трудом по психологии и представ

ляла собой по сути эмпирическую психологию. Труд Любовского состоял из трех частей: 1) чувствительность; 2) познание; 3) стремление, влечение, воля ( Гинецинский, 1983).

Несколько позже вышло пособие профессора П. Лодия. Это был курс логики, который носил длинное и несколько пышное название «Логические наставления, руководствующие к познанию и различению истинного от ложного». В предисло

вии к книге давался краткий курс психологии, В этих психологических главах го

ворилось о душе и теле, о способностях души, воображении, уме, разуме, желании, памяти, различии умов и гимнастике умов; этим 

вопросам было посвящено около 30 страниц, на которых очень кратко давалось определение основных понятий психологии на основе вольфианской психологии ( Рыбников, 1943).

Это неплохое для своего времени пособие оказалось недолговечным. Уже через два года после выхода книга была запрещена, поскольку главное правление учи

лищ признало ее «опаснейшей по нечестию и разрушительных начал». Гонениям подверглась также заказанная и одобренная министерством философия Якоба.

На преподавании психологии отразились гонения против философии как нау

ки, «крайне опасной в политическом и религиозном отношении». Согласно поло

жению от 14 октября 1827 г. разрешалось лишь преподавание логики, психологии и истории философии.

Согласно следующему университетскому уставу (1835 г.) философия как от

дельный предмет не изучалась. Преподавание философии светскими профессора

ми было приказано упразднить, а чтение курсов логики и психологии было возло

жено на профессоров богословия. Программы по этим наукам составлялись по соглашению министерства с духовным ведомством (Гинецинский, 1983).

В 1834 г. вышел капитальный труд А. И. Галича «Картина человека». Согласно оценке Б. Г. Ананьева, книга Галича отличалась от богословского стандарта пси

хологических сочинений того времени. В первой части своей работы Галич изла

гает «телесную дидактику» (отправления тела, системы тела, части тела), затем переходит к телесной феноменологии (характеристика здоровья и болезни, бодр

ствования и сна, уродств и ненормальностей тела) и заканчивает ее изложением учения о темпераментах. Во второй части («Дух») он развивает свою психологи

ческую систему. Следуя за Локком, Галич начинает анализ психики с «чувствова

ний»: созерцание, представление, воображение. Следующей ступенью является «свободное познание», которое рассматривается по стадиям. В результате сочета

ния «связанного» и «свободного» познания формируется память как «способ по

средствующего и смешанного познания». На основе развития чувственного опыта, мышления и памяти, посредством которых человек познает внешнюю действи

тельность, возможно и познание самого себя. Самопознание, согласно Галичу, развивается лишь на основе развития сознания. Переход от сознания к самосозна

нию связан с «практической стороной духа», т. е. волей (Гинецинский, 1983).

В Московском университете в связи с реорганизацией в 1850 г. философского факультета была упразднена кафедра философии, и прекратилось ее преподава

ние, «уцелели» только логика и психология. Чтение этих курсов возложили на профессоров богословия.

Во второй половине XIX в. в Главном правлении училищ сочли возможным восстановление преподавания философии «если не в полном ее объеме, то по крайней мере, в одной ее части — истории философии, как науки, по преимущест

ву проясняющей истины и разрушающей предрассудки и стремления к материа

лизму» (Рыбников, 1943).

В результате 22 февраля 1860 г. было утверждено положение о восстановлении кафедр истории философии, логики» и психологии в университетах. В 1861 г. на историко-филологическом факультете Московского университета была восста

новлена кафедра философии. Ее заведующим был назначен профессор П. Д. Юркевич. Поскольку психология, наряду с логикой, этикой и историей философии считалась одной из философских дисциплин, Юркевич читал и курс психологии (Ждан, 1995,).

Но лишь устав 1863 г. полностью восстановил преподавание философии и пси

хологии в университетах (Рыбников, 1943).

Однако и соответствии с Новым уставом 1884 г. ограничивалось количество учебных часов, отводимых на преподавание философии. В течение первых пяти лет на ее преподавание отводилось лишь два часа в неделю на протяжении одного года, причем преподавание ограничивалось историко-филологическими ком

ментариями при переводах отрывков из сочинений Платона и Аристотеля. Обяза

тельных курсов по логике и психологии в программе историко-филологического факультета не было. Правда, профессору предоставлялось право читать ряд фа

культативных курсов, если у студентов было время и желание их слушать. Но у сту

дентов - филологов, перегруженных древними языками, отнюдь не было времени для посещения этих необязательных курсов (Рыбников, 1943).

Последствием изгнания философии из университетов была в первую очередь потеря преподавательских кадров. Первая проблема, с которой столкнулись уни

верситеты при восстановлении кафедр философии, логики и психологии, — поиск и подготовка кадров. Открытые кафедры вновь заняли люди, имевшие богословскос образование. В Московский университет был приглашен П. Д. Юркевич, в Пе

тербургский — М. И. Владиславлев, и Киевский — С. С. Гогоцкий.

Группа преподавателей была отправлена за границу для подготовки к профес

сорской деятельности. Из этой группы преподавателей, прошедших стажировку за границей, М. М, Троицкий возглавлял кафедру философии в Московском уни

верситете, а М. И. Влалиславлев читал философию и психологию в Петербург

ском университете.

Деятельность Троицкого, руководившего кафедрой философии в Московском университете с 1874 до 1896 г., совпала с важным периодом в развитии психоло

гии, когда, мировая и отечественная психология переживала процесс своего ста

новления как самостоятельной науки. Важную роль в этом процессе играл уни

верситет. Во время работы Троицкого в университете появились преподаватели, не имевшие отношения к духовной академии. Первыми из них были профессора Н. Я. Грот (с 1886 г.) и Лопатин (с 1888 г.).

Определенных требований к построению программ преподавания психологии в университетах не было, поэтому каждый преподаватель вкладывал в курс то содержание, которое считал нужным в зависимости от своих интересов и уровня своей подготовки.

Содержание курса психологии, который читал в Московском университете Троицкий, определялось идеями английской эмпирической психологии. Это бы

ли большим шагом вперед по сравнению с теми курсами, которые читали до него (Юркевич) и после него (Лопатин). Преподавательская деятельность Троицкого имела большое значение для развития психологической науки в России. В своих трудах, появившихся в 80-е годы, Троицкий отстаивал положение о 

психологии как самостоятельной науке. Он полагал, что психология как наука о духе должна изу

чать факты сознания с помощью научных (положительных) методов, и прежде всего субъективного анализа, т. е. самонаблюдения (Ждан, 1995).

Курс психологии в изложении Лопатина был своего рода шагом назад: он носил «философский» характер и в меньшей степени учитывал достижения психо

логии того времени.

Близким по содержанию к тому, что давал Лопатин в Московском университе

те, был курс психологии профессора Е. Боброва, который читался в Казанском и Варшавском университетах. Содержание обязательного курса психологии в университете Бобров обосновывал следующим образом. Поскольку сами психологи до сих пор не могут договориться относительно того, что же такое наука психология, то рекомендуется насыщать курс психологии историческим содержанием ( Рыбников, 1943). Программа, которой придерживался Бобров в своем курсе по психологии, заметно отличалась от того, что давали в своих лекциях большинство современных ему психологов. Новым был акцент на исторической интерпретации психологии.

Профессор Н. Я. Грот начал читать курс психологии в 1876 г. сначала в Нежине (в Историко-филологическом институте), затем с 1883 г. в Одессе (в Новорос

сийском университете), а в 1886 г, он был приглашен из Одессы на кафедру фило

софии Московского университета. Здесь он преподавал до 1899 г. Его курс был значительным шагом вперед по сравнению с тем, что до него давали преподавате

ли высшей школы. Особенность лекций Грота заключалась в том, что он выбирал их предметом такие вопросы, которыми интересовался сам. Для Грота аудитория представляла своего рода лабораторию, где он раскрывал свои идеи перед слуша

телями. Слушатели вместе с лектором проходили тот творческий путь по созда

нию психологической системы, который до этого прошел сам Грот.

Курс Грота не был богат данными эмпирического характера, хотя он и призна

вал, что «психология может достигнуть идеала точности и строгой закономерно

сти в своих исследованиях и выводах только как наука экспериментальная» (Рыбников, 1943).

Достоинство курса заключалось в мастерски используемом преподавателем руководстве самонаблюдением слушателей и психологическом разборе литера

турных произведений, в широком использовании семинарских занятий.

Грот впервые использовал семинар как форму обучения психологии. Для университетского преподавания это было большим новшеством. Проводились се

минарии трех типов.

На семинарии первого типа он предлагал слушателям критиковать прочитанную им лекцию. Он охотно выслушивал замечания своих молодых слушателей, вступал в спор с аудиторией. Семинарии этого типа были непосредственно связа

ны с курсом психологии.

Был у Грота и другой тип семинария, на котором он предлагал слушателям те

мы для рефератов. Определенной системы в выборе тем не было. Не всегда Грот учитывал уровень трудности тем, которые давались студентам. Он исходил из мнения, что для студентов не существует слишком трудных тем.

На третьем типе семинария студенты представляли тезисы, которые зачитыва

лись и обсуждались в аудитории.

Вот некоторые темы, которые обсуждались на семинариях Грота: «О задачах психологии», «О положении психологии среди других научных дисциплин», «О достоинствах и недостатках самонаблюдения», «О роли эксперимента в психо

логии», «О классификации психических явлений», «О сознании», «О волнениях», «О характерах», «О критериях нравственной жизни и деятельности», «Об утилита

ризме», «О теориях прогресса». Иногда предметом обсуждения становилось какое-либо литературное произведение (Рыбников, 1943).

М. И. Владиславлев был ректором Петербургского университета и читал там курс психологии. Представление о содержании курса, который он читал, могут дать два тома его учебника «Психология» (1881). В этой книге дается системати

зация психологического, в том числе экспериментально-психологического зна

ния, которое было накоплено к тому времени. Он подчеркивал, что, с его точки зрения, в психической организации доминирует воля. Из числа методических приемов, которые широко использовал Владиславлев, следует отметить мыслен

ный эксперимент как разновидность интроспекции, семантический анализ психо

логических терминов и психологический анализ произведений искусства (Гинецинский, 1983). В начале XX в. на кафедре философии преподавали психологию такие известные философы, как А. И. Введенский, Н. О. Лосский, С. Л. Франк. На развитие психологической науки и образования в Петербургском университете в тот период оказали большое влияние профессора Н. Е. Введен

ский, В. А. Вагнер, А. А. Ухтомский, В. М. Шимкевич (Логинова, 1995).

Психология преподавалась также в рамках медицинского образования. В 1888 г. при Психиатрической клинике Московского университета А. Я. Кожевниковым была создана психологическая лаборатория, которой в разное время руководили С. С. Корсаков, А. А. Токарский, Н. А. Бернштейн, Ф. Е. Рыбаков. Лаборатория стала базой для проведения практических занятий, входивших в курс психологии, который читал доцент психиатрии А. А. Токарский.

В целом можно сказать, что преподавание психологии в этот период играло об

разовательную роль и не готовило к проведению самостоятельных исследований или практической работе.

^ 2. Преподавание психологии в первой половине XX века

В начале XX в. начинается интенсивное развитие экспериментальной и прикладной психологии, сопровождаемое ростом интереса к этой науке. Развивается и психологическое образование. После 1905 г. преподавание психологии в высших учебных заведениях претерпевает коренные изменения. Увеличивается количе

ство курсов по психологии, число отводимых на эти курсы часов. Возрастает ко

личество преподавателей, а также количество слушателей. Помимо лекций орга

низуются семинары и просеминары, практические занятия по экспериментальной психологии. Лекции по психологии начинают сопровождаться демонстрацией приборов, постановкой иллюстративных опытов. Это было значительным ново

введением и практике преподавания психологии. Психология стала преподавать

ся как эмпирическая паука.

В Московском университете эти изменения связаны с именем Г, И.Челпанова (он начал преподавать в университете в 1907 г.). Его деятельность стала целой эпохой в истории развития психологии и психологического 

образования. В его многочисленных курсах, семинариях и практикумах была широко представлена опытная психология. С 1907 по 1922 г. содержание основных курсом, читавшихся им в Московском университете, все время менялось, хотя их названия оставались прежними. Эти курсы, особенно по экспериментальной психологии, в России чи

тались впервые. Отсутствовал опыт проведения занятий по этим курсам; необхо

димо было осваивать методику проведения демонстрационного эксперимента. От года к году эти курсы становились все более содержательными и методически со

вершенными. Например, практические занятия но экспериментальной психологии сначала сводились к тому, чтобы освоить тот или иной аппарат, научиться пользоваться им. Затем, овладев определенной областью, студенты делали сооб

щение на общем собрании участников курса.

На основе этих коллективных работ лаборатории сформировался курс но экс

периментальной психологии (1909-1910). В последующие годы содержание кур

са уточнялось. Практическое ознакомление с техникой и методикой эксперимен

тального исследования в Московском университете было особенно успешным благодаря основанному Челпановым в 1912 г. Институту психологии. Здесь была организована совершенная во многих отношениях система обучения. Ее отличал высокий уровень теоретической подготовки в сочетании с экспериментальными исследованиями. Преподавание было неразрывно связано с исследовательской деятельностью. Школа Челпанова подготовила целое поколение психологов, став

ших впоследствии крупными учеными, — С. В. Кравкова, Н. И. Жинкина, А. А. Смир

нова, Н. А. Добрынина, В. М. Экземплярского, П. А. Рудика, Б. М. Теплова, Н. А. Рыбникова и др. (Ждан, 1995).

Позже вышла в свет книга Челпанова «Введение в экспериментальную психо

логию». Этой книгой в качестве основного пособия пользовались студенты — участники семинара по экспериментальной психологии (Челпанов, 1915).

Семинар был организован следующим образом. В нем могли участвовать толь

ко студенты, которые планировали специализироваться в области психологии и потому проявляли активный интерес к научным занятиям по этому предмету. На первом году обучения в университете студенты слушали пропедевтический курс психологии, а из других философских дисциплин — введение в философию и ло

гику. В конце года они сдавали зачеты по этим предметам и только после этого принимались в члены просеминара по экспериментальной психологии. На втором году обучения студенты практически осваивали экспериментальную психологию в рамках курса Челпанова «Введение в экспериментальную психологию». В то же время студенты продолжали изучать основной курс психологии и другие философ

ские дисциплины. На третьем году студенты становились членами психологического семинара, участвовали в семинариях по общей и экспериментальной психологии. Кроме того, они обязательно выступали в качестве испытуемых в самостоятельных исследованиях, которые проводили студенты старших курсов. Такое участие да

вало возможность практически ознакомиться с тем, как ведутся такие исследова

ния. Лишь на четвертом году обучения студентам предлагались темы для само

стоятельной разработки. В конце практикума им рекомендовалось выбрать какое-либо исследование и повторить его во всех деталях (Рыбников, 1943).

Как правило, в просеминаре участвовало 18 человек. Студенты делились на 6 групп; в каждой группе участники менялись ролями, они по очереди были экспе

риментаторами, испытуемыми и протоколистами. Задача протоколиста заключа

лась в том, чтобы тщательно запротоколировать результаты наблюдения и в не

дельный срок представить руководителю просеминара. К каждому занятию сту

дент должен был подготовиться заранее, ознакомившись с содержанием соответ

ствующей главы. На занятии студент получал задание, аппарат и указания, касав

шиеся выполнения данного задания. При выполнении задания велся протокол, куда заносились результаты измерения и данные самонаблюдения, а также описание того, как проводился опыт, какой прибор был использован, и другие методи

ческие и фактические данные, касавшиеся проведенной работы.

Таким образом, преподавание психологии в Московском университете в начале XX в. велось очень последовательно, каждый курс был связан с другими, дополняв

шими и расширявшими его. Сначала читался пропедевтический курс по психоло

гии, затем проводился просеминар по экспериментальной психологии, специаль

ный курс по "психологии», семинар по общей и экспериментальной психологии и т. д. Таким образом, студент последовательно проходил все ступени обучении и приобретал хорошую подготовку к самостоятельной работе в области экспери

ментальной психологии. Данный прием обучения, предложенный Челпановым, впоследствии переняли многие другие вузы.

Несомненной заслугой Челпанова была организационная и творческая работа в области использования психологического эксперимента при обучении психологии. При этом процессы обучения и научного исследования были неразрывно связаны. Разработанная Челпановым система экспериментальной психологии, создание специальных пособий оказали значительное влияние на все последующее разви

тие психологии и методики ее преподавания. Последующие издания пособий по экспериментальной психологии строились по типу челпановского «Введения в экспериментальную психологию». В качестве примера можно назвать «Практи

кум по экспериментальной психологии» под редакцией Корнилова, «Практикум по экспериментальной психологии» Любимова, аналогичную работу Артемова (Рыбников, 1943).

В других университетах курсы по психологии также обогатились данными экспериментальной психологии. В Петербургском университете, курс психологии вел А. Введенский, в Новороссийском университете (Одесса) - Н. Н. Ланге, в Харь

ковском — Лейкфельд.

Профессор Ланге был учеником Вундта и одним из первых русских психологов - экспериментаторов. Курс Ланге считался одним из лучших курсов по психо

логии досоветского периода (Рыбников, 1943). В своем курсе Ланге критиковал традиционную психологию и делал попытку перевести эту науку на опытную базу. О содержании его лекций можно судить по его книге «Психология. Основные проблемы и принципы» (1922).

В Психоневрологическом институте в Петербурге курс психологии читал про

фессор А. Ф.Лазурский. В своем курсе он использовал результаты опытных исследо

ваний, делал попытку связать психологию с повседневной жизнью. О содержании его курса можно судить по его книге «Общая и экспериментальная психология» (1922).



Университетские курсы в то время чаще всего читались учеными, имевшими опыт работы в лучших европейских лабораториях. Так, Ланге и Челпанов работали у Вундта, Белкин и Нечаев — у Мюллера. Переводились и издавались зарубежные учебники психологии (Титченер, 1914).

Большое количество курсов психологии читалось не на всех факультетах, а толь

ко на философском отделении историко-филологического факультета. Хотя выде

ления специалистов по психологии в самостоятельную группу и не произошло, но все же входившие в философскую группу студенты фактически разделялись по направлению их интересов на философов и психологов. Студенты философской группы, помимо психологических и философских предметов, изучали ряд гума

нитарных (история, литература, языки) и естествоведческих дисциплин (физио

логия, физика, химия и математика). Но такая нагрузка оказалась непосильной для студентов, и поэтому от обильного количества естествоведческих предметов пришлось отказаться. Остались только общая физиология, физиология нервной системы, а также курс психопатологии.

В Петербурге курсы психологии были созданы при Лаборатории эксперимен

тальной педагогической психологии, при Психоневрологическом институте, при Педагогической академии и др.

При Лаборатории экспериментальной педагогической психологии с осени 1904 г. читались курсы по следующей, программе: «Введение в психологию» (А. Ф. Лазурский); «Учение о характерах» (А. Ф. Лазурский); «Введение в психологию» (А. П. Нечаев); «История психологических проблем» (А. П. Нечаев); «Воспитание как предмет научного изучения» (Д. А. Дриль); «Дети, трудные в воспитательном отношении» (Д. А. Дриль); «Психология внешних чувств» (А. А. Крогиус); «Пато

логическая педагогика» (А. С. Грибоедов); «История педагогики» (И. И. Лап

шин); «Гигиена детского и школьного возраста» (Н. П. Гундобин); «Курс физиоло

гии» (В. И. Бортанов); «Анатомия и физиология мозга» (Л. В. Блуменау); «Общий курс физиологии» (И. Р. Тарханов); «Анатомия» И. Э. (Шавловский); «Основы статистики» (В. Г. Яроцкий) (Рыбников, 1943).

Кроме лекций на курсах были организованы практические занятия, носившие характер демонстраций, а отчасти — научных исследований.

Эти курсы были позднее преобразованы в Педагогическую академию, где пре

подавание психологии развернулось еще шире. Открытая в октябре 1908 г. Педа

гогическая академия имела отделение педагогики и психологии. Слушателями академии могли стать только лица, окончившие высшие учебные заведения. Практические занятия велись не только в лабораториях, но и в специальной опытной школе. В 10-20-е гг. XX в. психология изучалась также в учительских, а затем педагогических институтах.

Почти одновременно с Педагогической академией в Петербурге возник и Пси

хоневрологический институт (и 1907 г.), где, также читалось большое количество курсов по психологии. В самые первые годы существования института там рабо

тала психологическая секция (факультет), где предполагалось готовить психологов. Вскоре эта секция трансформировалась в педагогический факультет, но и по

сле этого психологические дисциплины занимали центральное место в учебном плане института (Логинова, 1995).

В начале XX и. во многих высших учебных заведениях преподавались также при

кладные отрасли психологии. Наряду с курсами общей и экспериментальной пси

хологии читались курсы по педагогической, дифференциальной психологии. О со

держании других психологических курсов того времени можно судить по рабо

там, опубликованным на их основе. Таковы, например, «Очерки педагогической психологии» приват-доцента Московского университета М. М. Рубинштейна. В свет вышло три издания этой книги (последнее в 1920 г.). В 1915/16 учебном го

ду приват-доцент П. П. Блонский читал и Московском университете курс по педа

гогике; в том же году вышла книга «Курс педагогики» («Введшие в воспитание ребен

ка») (1915), Это был наиболее подробный курс из числа дореволюционных курсов по педагогике. В 1907 г. в Московском университете приват-доцент Н. Д. Вино

градов начал читать необязательный курс по педагогической психологии. Содер

жание этого курса было изложено в двухтомном издании — «Педагогическая пси

хология в связи с общей педагогикой» (1916). Курс давал довольно обширный материал (Рыбников, 1943)

Юристам читались спецкурсы по юридической психологии в целом или по ее отдельным отраслям. Например, Э. Клапаред в Женеве с 1906 г. вел «Курс лекций по юридической психологии», Р. Соммер в Гессене читал «Международный курс судебной психологии и психиатрии», Д. А. Дриль в Психоневрологическом ин

ституте — спецкурс «Судебная психология» (Прикладная юридическая психоло

гия, 2001, с. 42).

В 20-30-х гг. психология развивалась в достаточно сложных социально-полити

ческих условиях. Ее развитие как учебной дисциплины после революции 1917 г. было тесно связано с общей радикальной перестройкой всей системы образования. Система университетского образования в 20-30-х и. неоднократно перестраива

лась, что сказывалось на объеме и содержании курсов психологии. В конце 1919 г. в результате слияния юридического и историко-филологического факультетов уни

верситетов были образованы факультеты общественных наук (ФОНы). В 1925 г. университетские факультеты общественных наук были реорганизованы в этноло

гические факультеты и факультеты советского права. В 1930 г. из университетов в качестве самостоятельных институтов были выделены медицинские факультеты, факультеты советского права, химические факультеты и геологические отделения. Б Москве и Ленинграде па базе выделенных из университетов гуманитарных фа

культетов были созданы институты истории, философии и литературы (ИФЛИ).

Рассмотрим изменения в преподавании психологии на примере Московско

го университета. После упразднения филологического факультета (1921) препо

давание психологии осуществлялось па факультете общественных наук, физическом, медицинском и этнологическом факультетах. В 1921 г. в университете была создана кафедра медицинской психологии, которой заведовал профессор А. Н. Бернштейн.

В 1925 г. из состава университета был выведен Психологический институт. После выведения из состава университета гуманитарных факультетов (1931) преподавание психологии прекращается. В период 1931-1941-х гг. 

психология не преподава

лась в Московском университете; не проводилось и никаких научных исследова

ний. Прекратила функционировать сложившаяся система подготовки психоло

гических кадров (Ждан, 1995).

В преподавании психологии отразились идеологические перемены послереволюционного времени. Перестройка психологии на новых методологических основах освещалась в книге К. Н. Корнилова «Учебник психологии, изложенный с точки зрения диалектического материализма». В 1927 г. под редакцией Корни

лова в качестве учебного пособия для высшей школы вышла хрестоматия по пси

хологии (Гинецинский, 1983).

На преподавание психологии в педагогических институтах в 20-30-х гг. значительное влияние оказало распространение идей педологии как комплекс

ной науки, объединяющей знания о развитии ребенка, накопленные в педаго

гике, психологии, физиологии. В начале 20-х гг. педология настойчиво популя

ризировалась в печати, на съездах, конференциях. В 1924/25 учебном году она появилась в учебных планах педагогических институтов и педагогических фа

культетов университетов. Вначале ее место было весьма скромным - она препо

давалась только в рамках практикума, но постепенно эта наука упрочила свои позиции, вытеснив психологию. С 1927/28 учебного года педология занимает место универсальной интегральной дисциплины, включающей в себя сведения из обшей, возрастной, педагогической психологии, школьной гигиены, анато

мии и физиологии человека. Такое положение сохранялось вплоть до 1936 г., когда педология была запрещена.

С 1934 г. в университетах стали восстанавливаться гуманитарные факульте

ты. Первыми были восстановлены исторические факультеты, затем филологи

ческие.
^ 3. Преподавание психологии во второй половине XX века

Однако возобновление преподавания психологии в университетах произошло позже. С начала 40-х гг. в ряде университетов при философских факультетах от

крываются психологические отделения, и таким образом впервые начинаемся под

готовка профессиональных психологов.

В 1941 г. в составе Московского университета был восстановлен философский факультет, на котором в 1942 г. была учреждена кафедра психологии. Ее заведую

щим был назначен профессор С. Л. Рубинштейн.

Курсы психологии читались прежде всего на философском и филологическом факультетах, а также на историческом, биологическом, юридическом, географиче

ском и экономическом. Факультативные курсы велись на факультетах механико-математическом и международных отношений. К преподаванию привлекались такие крупные ученые, как Б. М. Теплов, А. Н. Леонтьев, С. В. Кравков, А. А, Смир

нов, А. Р. Лурия, П. Я. Гальперин и др. Тем самым восстанавливалась одна из тра

диций университетской психологии — слияние процесса преподавания с научной деятельностью. Единство научной и учебной работы создавалось также посредст

вом вовлечения в научную работу студентов и аспирантов, целью преподавания психологии была серьезная теоретическая подготовка специалистов и обеспече

ние совершенного владения методами экспериментальных исследований и эмпи

рической работы. Московский университет стал крупной школой подготовки вы

сококвалифицированных кадров. С1951 г. отделением психологии в университете руководил А. Н. Леонтьев, который продолжил совершенствование психологического образования (Ждан, 1995).

В 1910 г. философские и экономические отделения исторического факультета Ленинградского университета были реорганизованы в самостоятельные факуль

теты. В 1944 г. в рамках философского факультета было создано отделение психо

логии. Возглавил его Б. Г. Ананьев.

Начала развиваться система высшего психологического образования и в Ленин

градском университете. В создании психологического отделения участвовали В. Н. Мясищев и А. В. Ярмоленко. Как в научной, так и в педагогической деятельно

сти психологическое отделение было тесно связано с Психоневрологическим инсти

тутом. Психологию в университете в те годы преподавали также такие выдающиеся ученые, как А. А. Бодалев, Л. М. Веккер, Б. Ф. Ломов, Е. С. Кузьмин, Н. В. Кузьмина, И. М. Палей, Е. Ф. Рыбалко и др. (Гинецинский, 1983; Логинова, 1995).

В 50-х гг. совершенствовалось также преподавание психологии для студентов педагогических институтов (Соколов, Лейтес, 1951). Традиционными темами или учебными курсами были: общая, возрастная и педагогическая психология. Поми

мо лекций начали проводиться практические занятия по психологии. В 1970 г. появился учебник по психологии под редакцией А. В. Петровского для студентов педагогических институтов (Гинецинский, 1983).

Значительной вехой в истории преподавания психологии становится выход и свет ряда учебных пособии. В 1938 г. было издано учебное пособие по психоло

гии под редакцией К. Н. Корнилова, Б. М. Теплова, Л. М. Шварца. В 1910 г. из пе

чати выходят фундаментальные «Основы общей психологии» С, Л. Рубинштейна, во многом предопределившие характер последующей учебной литературы по психологии. В 1946 г. появляется второе издание этой книги, которое стало классиче

ским. В 1956 г. вышел учебник под редакцией А. А. Смирнова. А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова (Гинецинский, 1983).

60-е гг. XX в. ознаменовались заметным прогрессом в сфере психологического об

разования при обучении как психологов, так и студентов других специальностей.

В 1966 г. в нескольких университетах открываются психологические факуль

теты: сначала в Московском и Ленинградском, а затем в Ярославском и Тбилис

ском университетах. Первым деканом Московского факультета стал А. Н. Леонтьев. Ленинградского факультета — Б. Ф. Ломов, которого в 1967 г. сменил Б. Г. Анань

ев (Логинова, 1995). Самостоятельный статус факультетов психологии по

зволил расширить возможности психологического образования. Количество пре

подаваемых психологических дисциплин значительно увеличилось.

С 1965/66 учебного года в медицинских вузах страны было введено препода

вание медицинской психологии. В 1967 г. появился первый отечественный учеб

ник по этой дисциплине (Банщиков, Гуськов, Мягков, 1967). В дальнейшем изучение медицинской психологии включало наряду с лекциями также практи

ческие занятия. Улучшение 

психологической подготовки медицинских кадров позитивно сказалось на развитии практического здравоохранения (Мягков, Бо

ков, 1999).

В 1964 г. было принято постановление ЦК КПСС «О мерах по дальнейшему развитию юридической науки и улучшению юридического образования в стране», которое после длительного перерыва восстановило юридическую психологию во всех юридических вузах страны. В 1965/66 учебном голу началось чтение специальных курсов юридической психологии в юридических вузах Москвы, Ленин

града, Минска и некоторых других городов. В 1966 г. Министерством высшего и среднего образования СССР был проведен Всесоюзный семинар по вопросам пре

подавания юридической психологии и основным проблемам этой пауки (Василь

ев, 2001).

Знаменательным событием для послевузовского психологического образо

вания стало то, что в 1968 г. ВАК выделил психологические науки из общего состава педагогических в самостоятельную группу и включил психологию в перечень отраслей науки, по которым присуждаются ученые степени (Ждан, 1995).

В течение 70-80-х гг. продолжалось постепенное расширение психологиче

ского образования. Помимо Московского и Ленинградского университетов подготовка психологов осуществлялась также на отделениях психологии в ряде дру

гих университетов страны, в частности в Ростовском, Самарском, Казанском, а так

же в университетах союзных республик СССР. В педагогических институтах вме

сто одного курса психологии читались два, а затем и три учебных курса: общая психология, возрастная и педагогическая психология. Стали, приобретать попу

лярность спецкурсы по психологии.

В конце 80-х гг. возрос интерес российского общества к психологии, психологам и психологическому образованию.

В начале 90-х гг. в связи необходимостью более широкой подготовки психоло

гов во многих учебных заведениях начинают работать краткосрочные 9-месячные курсы переподготовки по психологии для работников, имеющих высшее образо

вание по другим специальностям.

Наибольший опыт психологического образования имеется в старейших учеб

ных заведениях страны — Московском, Санкт-Петербургском, Ярославском, Рос

товском, Самарском университетах. Крупными психологическими центрами, а также центрами российского психологического образования стали Казань, Самара, Уфа, Тверь, Пермь, Курск, Новосибирск, Иркутск. Во второй половине 90-х гг. факультеты и отделения психологии были открыты также но многих других выс

ших учебных заведениях. Этот процесс особенно ускорился после 1993 г. В 1997 г. в России было уже 90 психологических факультете». Подготовка психологов по полной вузовской программе стала массовой.

Параллельно расширяется количество образовательных программ, в рамках которых психология изучается как дополнительная специальность, увеличивается количество психологических курсов для студентов других специальностей.

  1   2   3   4   5



Скачать файл (143.7 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru