Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Дипломная работа - Работа социального педагога по коррекции негативных эмоциональных состояний старших дошкольников, вынужденно сменивших место жительства - файл 1.doc


Дипломная работа - Работа социального педагога по коррекции негативных эмоциональных состояний старших дошкольников, вынужденно сменивших место жительства
скачать (314.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc315kb.04.12.2011 07:20скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8
Реклама MarketGid:
Загрузка...
БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ

Факультет культурологии


Кафедра педагогики социокультурной деятельности

Дипломная работа

Работа социального педагога по коррекции негативных эмоциональных состояний старших дошкольников, вынужденно сменивших место жительства, средствами арт-терапии


Минск

2001


Содержание




Содержание 1

ГЛАВА I Художественно-творческая деятельность как средство эмоционального развития старших дошкольников. 8

1.1Сущность эмоционального развития личности. 8

1.2 Возрастная динамика страха. Классификация страхов в старшем дошкольном возрасте. 14

1.3 Арт-терапия как средство коррекционной деятельности социального педагога. 27

ГЛАВА II Приемы и методы работы социального педагога по коррекции страхов средствами арт-терапии у детей, вынужденно сменивших место жительства. 38

2.1 Диагностические приемы исследования эмоциональных состояний детей 5-7 лет, вынужденно поменявших место жительства. 38

2.2 Методика использования элементов арт-терапии в работе со страхами у детей в возрасте от 5 до 7 лет, вынужденных сменить место жительства. 48

Занятие №1 50

Занятие №2 51

Занятие № 3 53

Занятие №4 54

Занятие №5 56

Занятие №6 57

2.3 Описание процесса исследования и анализ полученных результатов. 59

Заключение 68

Список использованной литературы 72

Приложения

Введение

Поиск путей и средств формирования не просто гармонически развитой личности, а личности незаурядной, способной решать нестандартные задачи, создавать что-то новое, осмысливая предыдущий опыт, является важнейшим направлением в развитии целого ряда наук: социологии, психологии и особенно педагогики. Однако, на современном этапе развития общества условия для становления и всестороннего развития человека усложняются.

Социокультурная ситуация в мире на сегодняшний день характеризуется нарастанием количества экологических и технологических катастроф, военных конфликтов и экономических кризисов. А величайшей техногенной катастрофой XX века ученые считают аварию на Чернобыльской атомной станции. По подсчетам, миллионы людей в разных странах пострадали от ее влияния.

Примерно 70 % радиоактивных веществ, которые поступили в атмосферу Европейской части СССР в результате аварии, пришлось на территорию Беларуси. По официальным данным в Республике Беларусь от результатов катастрофы пострадало 27 городов и 3221 населенный пункт, где проживал 1 840 951 человек. Почти 30 % лесного фонда оказалось в зоне повышенной радиации. Все это повлекло за собой чудовищные последствия: остановку промышленного и сельскохозяйственного производства в загрязненных регионах, значительные экономические потери, появление радиационной угрозы здоровью людей, нарушение привычного строя жизни, опасность потери исторической и культурной родины, а также массовое переселение людей. Уже переселено 149 тысяч человек и, по планам, этот процесс будет длиться до 2015 года[51].

Мониторинговые исследования показывают, что переселенцы оказываются в сложной социально-психологической ситуации. В итоге в их семья изменяется привычный строй жизни, происходит разрыв родственных и дружеских отношений, изменяется материальное положение, нарушаются традиции. На психику воздействуют также трудности бытовой и социально-психологической адаптации на новом месте жительства. Все это приводит к формированию состояния социальной депривации, которое характеризуется проблемами в эмоциональной сфере -- появлением негативных эмоциональных состояний[52].

Одним из таких состояний можно назвать наличие страха. Особенно этому подвержены дети в возрасте 5 – 7 лет. Этот период отмечается активным процессом становлением личности, однако, наличие страхов значительно сужает перспективы гармоничного развития, накладывая таким образом отпечаток на всю последующую жизнь [51, 52]. Страх является неизбежной принадлежностью нашей жизни. Постоянно изменяясь, он сопровождает нас от рождения до смерти. При нормальном развитии страх преодолевается, не оставляя никаких следов, однако наличие состояния социальной депривации снижает внутренние силы организма ребенка и это приводит к усилению боязни и страхов, укреплении их в детском сознании.

Ученые сравнительно недавно обратили свое внимание на изучение эмоциональной сферы человека. Ее разработкой в большей степени занимались психологи – З.Фрейд, Р.Вудворд, Г.С.Кляйн, К.Э.Изард.[19; 20; 55-57]

Страх является очень сильной эмоцией, оказывающей большое влияние на перцептивно-когнитивные процессы и поведение человека. Раскрытию сущности данной эмоции посвятили свои работы К.Э.Изард, Ф.Риман, П.Куттер, А.И.Захаров.[20; 28; 45]

Исследованием возрастной динамики страха, а также его классификацией занимается отечественный психолог А.И.Захаров.[12-17] На большом статистическом материале им раскрыты причины и выявлены следствия распространения страхов, исследована отражающая семейные отношения функция страха, дающая возможность лучше изучить переживания детей и помочь им адаптироваться в жизни.

На сегодняшний день наукой разработана определенная методика борьбы со страхом. Ее анализ позволяет утверждать, что предложенные методы могут быть сгруппированы в следующие блоки: фармакологические средства и современная психотерапия, одним из направлений которой является арт-терапия. Использование художественного творчества в процессе психолого-педагогической помощи еще не получили достаточного развития, однако ее потенциал, как свидетельствуют исследования А.И.Копытина [24; 43], Т.А.Шишовой [62], И.Я.Медведевой [35], С.В.Крюковой [26], имеет большие перспективы.

В тоже время, следует отметить, что проблема страхов вообще и страхов в детском возрасте в частности в большей степени была изучена представителями психологической науки, в то время как педагогические приемы и методы использования арт-терапии в коррекции негативных эмоциональных состояний часто носят дискретный, эпизодический характер. В связи с этим, несомненная актуальность данного исследования обусловила следующую его цель: разработать и обосновать методику деятельности социального педагога по коррекции негативных эмоциональных состояний детей в возрасте 5-7 лет, вынужденных сменить место жительства, средствами арт-терапии.

Для достижения поставленной цели в ходе исследования ставились и решались следующие задачи:

  • изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу, рассматривающую эмоции страха вообще, а так же конкретно страхов детей в возрасте 5-7 лет.

  • Провести сравнительный анализ страхов у детей из семей переселенцев и коренных жителей.

  • изучить основные теоретические положения арт-терапии.

  • выявить возрастную динамику страха у детей из семей переселенцев.

  • проанализировать классификацию страхов у детей старшего дошкольного возраста.

  • разрабатать и апробировать на практике методику использования элементов арт-терапии в коррекции страхов детей в возрасте от 5 до 7 лет, поменявших место жительства.

  • выработать рекомендации на основе анализа проведенной работы.

Объектом исследования стала сфера эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста вынужденных сменить место жительства.

Предмет исследования: изменение динамики эмоциональных состояний детей старшего дошкольного возраста, поменявших место жительства, при использовании методов коррекционного воздействия.

Гипотезой исследования послужило предположение о том, что художественная деятельность детей в возрасте 5-7 лет может рассматриваться как фактор минимизации негативных эмоциональных состояний, вызванных сменой обстановки, способствовать гармонизации развития личности ребенка, а так же улучшению внутрисемейных отношений.

В соответствии с поставленными задачами в исследовании использовались следующие методы:

  • теоретический анализ педагогической и психологической литературы;

  • наблюдение (непосредственное и целенаправленное) детей 5-7 лет;

  • тесты: проективные методики «Рисунок семьи», «Несуществующее животное», тест на выявление школьной тревожности Филлипса, детский вариант личностного теста Р.Кеттела, методика исследования «Незаконченные предложения» Сакса и Леви, опросник Захарова А.И., адаптированный Панфиловой М.А.;

  • индивидуальная беседа;

  • беседа-интервью с учителями, психологом и социальным педагогом.

Базой исследования была выбран детский оздоровительный лагерь «Дорожник», 3-5 отряды из детей в возрасте 5 – 7 лет.

Структура работы включает в себя введение, две главы (теоретическую и практическую), заключение, список использованных источников и приложения.
  1   2   3   4   5   6   7   8



Скачать файл (314.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru