Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Лекция - Глобальные экономические проблемы - файл 1.doc


Лекция - Глобальные экономические проблемы
скачать (118 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc118kb.16.11.2011 09:52скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Глобальные экономические проблемы


1. Глобальные проблемы: сущность, виды, динамика.

2. Перспективы международного сотрудничества в экономике разоружения.

3. Экономические основы решения экологического кризиса. Мирное освоение космоса и Мирового океана.

4. Решение проблемы обеспеченности энергией и сырьем - важнейший фактор развития мировой цивилизации.

5. Продовольственное обеспечение населения - непременное условие выживания.

6. Демографические процессы и проблемы рынка труда.


1. ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ: СУЩНОСТЬ, ВИДЫ, ДИНАМИКА


Современный мировой экономический порядок длительное время воспринимался как сложный и хрупкий баланс различных сил и течений, неустойчивое равновесие центробежных и центростремительных тенденций. Но в последнее десятилетие хозяйство в масштабе планеты все больше предстает как целостный организм с формирующимся единым механизмом функционирования. В противоборстве разноплановых и разнонаправленных процессов, в столкновении национальных интересов с глобальными вызовами современности, через многообразие хозяйственных структур и способов экономического воздействия пробивает себе дорогу тенденция к формированию новой, более высокой по уровню мировой экономической общности.


Обострение общих для всего человечества глобальных проблем (гонка вооружений, угроза термоядерной катастрофы, гибель окружающей среды, прогрессирующее ухудшение условий жизни на обширных пространствах планеты, страшные болезни и т.д.) усиливают рост сознания необходимости согласованных действий по их решению. Возникший и уже необратимый глобализм мировых экономических процессов означает необходимость создания союза цивилизованных народов на базе общечеловеческих ценностей, совместной выработки оптимальных вариантов развития и со- четания интересов личности, общества, государства, высокой эффективности труда и качества жизни.


В современном мировом хозяйстве увеличивается взаимосвязь и взаимозависимость общих и локальных, глобальных и национальных интересов. Сложность и острота экономических проблем мирового хозяйства порождены самим типом современной цивилизации, уровнем и характером развития производительных сил.


На первый план перед человечеством выдвигаются такие общие проблемы, как сохранение мира на земле, предотвращение войн - химических, бактериологических, а особенно термоядерных, приостановление гонки вооружений, расширение конверсии, предотвращение локальных и глобальных вооруженных конфликтов.


Большую опасность для человечества представляет катастрофически ухудшающееся состояние окружающей среды, назрела необходимость совместного мирного освоения космоса, запасов Мирового океана.


Общей заботой является топливно-энергетическое, а также сырьевое обеспечение стран. Требует скорейшего разрешения и продовольственный вопрос: он злободневен пока для многих стран. В этом ряду стоят проблемы голода, нищеты, борьбы с эпидемиями, со страшными болезнями века: раком, ишемией, СПИДом.


Большие проблемы существуют и на рынке труда: проблема занятости, рост массовой безработицы волнуют большинство как развитых, так и развивающихся стран.


В общем круге проблем выделяется вопрос об охране прав человека в современном мире, об освобождении его от чрезмерного государственного контроля.


Совокупность перечисленных проблем касается сфер деятельности человечества, требует комплексного подхода и всестороннего изучения. Мировое сообщество способно решить глобальные проблемы, лишь объединив усилия и ресурсы. Отсюда возникает необходимость глобальной перестройки сложившейся системы отношений - как политических, так и экономических.


Мир движется по пути интеграции: от торговли и экономических связей между отдельными странами к единому всемирному экономическому комплексу. Одним из главнейших условий нормального эффективного функционирования мировой экономики, создания единого рыночного пространства является, прежде всего, полная свобода торговли между странами, совместное решение большинства экономических проблем.


Проблемы взаимозависимости современного мира следует рассматривать в контексте двух дополняющих друг друга тенденций - глобализации и регионализации мира. Первая из них отражает качественно новое состояние взаимосвязей в политике, экономике, экологии. Зародившись в сфере торгово-финансовых отношений как результат революции в области информации и средств связи, в 90-е годы эта тенденция стала все больше проявляться в необходимости макроэкономического (включая демографическое) регулирования мирового хозяйства на глобальном уровне и особенно в экологическом плане.


Вторая тенденция, определяемая как <многополюсность> (или "многополярность"), проявляется в перераспределении значения и веса отдельных стран и групп стран в мировой экономике.


С постепенной утратой США роли международного экономического лидера выдвигаются "новые индустриальные страны" (НИСы) первого и второго поколения Азии и Латинской Америки; переориентированы на новое экономическое мышление Китай, страны Восточной Европы и СНГ. Формируются крупные региональные экономические блоки, зоны, распреде- ляются сферы политического и экономического влияния.


И в этой ситуации проблема самосохранения, самоподдержания, самообеспечения становится жизненно важной проблемой, требующей немедленного и постоянного разрешения.


Глобальные проблемы цивилизации невозможно разрешить силами отдельного государства. Формирование нового миропорядка выдвигает перед всем мировым сообществом задачу - создать единый механизм регулирования на глобальном уровне, отвечающем потребностям человека. При этом следует исходить не из узконациональных интересов, а выработать международные нормы, определяющие права и обязанности всех стран и народов.


Это создает объективные предпосылки для существенной активизации деятельности различных международных организаций и форумов. В первую очередь, речь должна идти о новом качестве ООН, о выработке новой концепции роли, функций и перспектив деятельности этой всемирной организации в современных условиях. В Стокгольмской инициативе под- черкивается необходимость реформы ООН, одним из направлений которой должно стать "усиление и рационализация активности ООН в экономической и социальной областях".


Второе направление усилий мирового сообщества - придание международному экономическому сотрудничеству всеобщего характера. Необходимо четко разграничить структуру и сферу деятельности таких финансовых инструментов, как МБРР и МВФ.


Третье направление, изложенное в Стокгольмской инициативе, - реализация двух взаимосвязанных идей: создание независимой Международной комиссии по глобальному управлению и созыв всемирного совещания по глобальному управлению на высшем уровне. Стокгольмская инициатива гласит: <Народам мира следует жить, исходя из общей от- ветственности при определении будущего человечества>.


Одним из приоритетных направлений деятельности ООН является вопрос о формировании долгосрочной многокомпонентной концепции задействования сил ООН по поддержанию мира на Земле, ликвидации военных очагов, национальных конфликтов и т. п.


Миротворческая миссия ООН должна осуществляться в интересах всех народов, поэтому одно из центральных направлений ее деятельности - разоружение. Выдвинута идея глобализации разоружения, предусматривающая охват всех групп государств и всех видов вооружения. Не менее важны и задачи, поставленные ООН, по активизации всемирного процесса конверсии и оптимизации национальных методов и средств его осуществления. В некоторых программах предполагается использование сэкономленных разоружением средств для развития стран Юга, в борьбе с бедностью и голодом, доведение официальной помощи бедным странам до 1% ВНП развитых государств.


Новые требования безопасности человечества потребуют новых и более доброжелательных взаимоотношений между Севером и Югом, что станет новой эрой сотрудничества в этой области развития.


Экономические взаимоотношения между Севером и Югом в течение весьма долгого времени основывались на антагонизме и конфронтации. И расширяющееся неравенство доходов между промышленно развитыми и развивающимися странами может продлить и усилить подобные разногласия в будущем столетии.


В прошлом развивающиеся страны были склонны утверждать, что почти все их экономические проблемы вызываются несправедливым мировым порядком. Но развивающиеся страны осознают сейчас, что никакая зарубежная помощь никогда не сможет заменить фундаментальных реформ в их экономике.


Этот более прагматический и реалистический взгляд позволяет предположить, что настало время отойти от конфронтации прошлого и выковать новое экономическое партнерство между странами мира, основанное не на благотворительности, а на обоюдном интересе, не на конфронтации, а на сотрудничестве, не на протекционизме, а на справедливом доступе к рыночным возможностям, не на тупом национализме, а на дальновидном интернационализме.


В ряду важнейших направлений деятельности ООН видится и формирование системы общечеловеческого партнерства в экономической сфере, которая в будущем может стать материальной основой стабильного мироустройства, обеспечивающей всеобъемлющую интеграцию национальных хозяйств государств в мировую экономику и способствующей постепенной ликвидации экономических причин социально-политических кризисов.


Именно ООН может обеспечить консенсус в отношении путей развития международного экономического сотрудничества, расширения и совершенствования мирохозяйственных связей. Без целенаправленных и продуманных усилий, без корректировки стихийного развития мирового сообщества, без введения элементов глобальной управляемости экономических отношений дальнейшее развитие цивилизации уже немыслимо. Человечество пока серьезно не задумывалось над проблемой пределов экономического роста и конечности ресурсов. Настало время качественной перестройки процесса антропогенеза, т.е. поиска нового места человека в природе.


^ 2. ПЕРСПЕКТИВЫ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В ЭКОНОМИКЕ РАЗОРУЖЕНИЯ


Одним из непременных условий решения глобальных экономических проблем было и остается сохранение мира на земле.


Во всех развитых странах имеются военно-промышленные комплексы, обладающие огромными вооруженными силами, на содержание которых расходуются колоссальные средства. Для того, чтобы поставить все эти ресурсы на мирную службу человечеству, необходимо разработать не просто теорию конверсии, а теорию экономики демонтажа военно-промышленных комплексов, в которой конверсия будет являться всего лишь одним из звеньев.


Актуальность этой проблемы бесспорна, но пути ее решения весьма сложны и неоднозначны. Вопрос упирается прежде всего в интересы многомиллионной армии людей, занятых в этой сфере. Они находятся в более предпочтительных условиях, чем те, кто трудится в гражданских от- раслях экономики, имеют более высокую оплату труда. Необходимо учитывать не только материальную инфраструктуру гонки вооружений, но и множество других компонентов милитаризма, опутавших гражданское общество.


Казалось бы, с окончанием холодной войны пришло время для этого процесса. Но это пока всего лишь иллюзия. Исчезновение идеологического противостояния привело к некоторому сокращению военных расходов, однако все еще в небольших масштабах. Около 30 миллионов человек по всему миру по-прежнему служат в вооруженных силах. Остаются огромные арсеналы ядерного оружия, которого хватит, чтобы многократно уничтожить все живое на нашей планете. И в это же время в горячих точках по всему миру происходят десятки военных конфликтов.


Одной из наиболее серьезных проблем этого столетия является степень милитаризации общества. В промышленно развитых странах разработка дорогостоящих и совершенных вооружений зачастую прямо связана с общим развитием технологического прогресса. По состоянию на 1990 г. из пяти- семи миллионов человек, которые работали в научно-исследовательских отраслях, около 1,5 млн приходится на военный сектор.


Проблема прекращения производства вооружения наталкивается на противоречивые интересы разных государств и различных слоев общества. Массированное производство военной техники, навязывание ее как предмета продажи партнерам и соседям поддерживали устойчивость ряда национальных экономик.


Резкое изменение международного политического климата не отразилось в виде соответствующего резкого снижения военных расходов промышленно развитых стран. Обычной политикой является продолжение программ 70-х и 80-х годов. Приобретение нескольких видов вооружений отсрочено, а некоторые проекты прекращены. Однако основной политикой остается "немного меньше того же самого", не прилагая при этом особых усилий по разработке совершенно новой системы безопасности.


Развивающиеся страны добились даже меньшего прогресса в сокращении военных расходов. В период с 1960 по 1987 гг. при поразительно слабой международной реакции их военные расходы росли в три раза быстрее, чем военные расходы промышленно развитых стран - с 24 до 145 млрд долларов, что соответствовало росту на 7,5% в год по сравнению с 2,8% в промышленно развитых странах. В результате этого доля развивающихся стран в мировых военных расходах выросла с 7 до 15%. Значительная часть этих расходов (одна треть) произведена странами Ближнего Востока и Северной Африки. Остальное (ошеломляющая сумма в 95 млрд долларов ежегодно) было истрачено некоторыми из наиболее бедных стран мира.


Развивающиеся страны часто оправдывают высокие военные расходы тем, что это обеспечивает эффективное сдерживание агрессии со стороны соседей и вызывает уважение к стране на международной арене. Они отмечают также, что военный сектор представляет собой важный источник рабочих мест и технологического развития в гражданской промышленности. Таким образом, переплетение экономических, политических и оборонно- стратегических интересов выдвигает "экономику разоружения" в ряд первостепеннейших глобальных проблем современности.


Человечество все больше осознает не только гибельную опасность дальнейшей гонки вооружений, но и возможность использования одной из стран термоядерного, бактериологического, химического и других видов оружия массового поражения, что может привести к гибели цивилизации.


Трагические события в Чернобыле показали, что небезопасно даже мирное использование атомной энергии. И куда большую опасность представляет собой мировая военная машина. Мировая практика показывает прямую зависимость благополучия стран от уровня военных расходов (относительно низкие военные расходы способствовали экономическому росту стран Скандинавии, Японии и других).


Одной из главных проблем разоружения и конверсии считается увеличение массовой безработицы. Но исследования, проведенные в Великобритании, США и ФРГ, показали, что создание одного рабочего места в военном производстве требует в четыре раза больше капитальных вложений, чем в гражданском. По данным бюджетного бюро конгресса США, каждые 10 млрд долларов, израсходованные на военные нужды, создают на 40 тыс. рабочих мест меньше, чем если бы деньги были направлены на мирное производство.


В последнее время ряд ученых полагает, что неверно и бытующее утверждение, что военно-научные исследования способствуют научно- техническому прогрессу. Действительно, ряд разработок приводит к появлению технологических новшеств в авиации, вычислительной технике, других сферах, но они очень дорогостоящие и, по данным ООН, являются неэффективным способом стимулирования развития науки и техники: не более 1/5 исследований в военной науке во всех странах было использовано в мирных целях. Занято же этими 20% исследований около 40% ученых и инженеров, что вполне позволяет сделать вывод о том, что милитаризация экономики и науки является фактически тормозом на пути НТП.


В начале 80-х годов учеными было подсчитано, что средств, расходуемых на вооружение только в течение одного года, было бы достаточно для орошения 150 млн га земли, использование которых могло бы прокормить 1 млрд человек. Таких затрат было бы достаточно на строительство в течение одного года 100 млн квартир или другого современного жилья на 500 млн человек. Этих денег хватило бы на строительство и оснащение всем необходимым ежегодно 1 млн школ, в которых могли бы обучаться около 650 млн детей.


Для того, чтобы покончить во всем мире с голодом, наиболее опасными болезнями, неграмотностью, достаточно суммы, равной 8-10% объема современных военных расходов. В результате сокращения гонки вооружений, по оценкам Исследовательского института международных стратегических проблем (СИПРИ), в развитых странах можно было бы получить в 90-е годы "мирные доходы", составляющие от 1500 до 2000 млрд долл. Эти средства планировалось направить на уничтожение военных арсеналов, конверсию промышленности, переподготовку увольняемых военнослужащих. Другая часть доходов должна быть направлена на цели международного сотрудничества, а механизмом их использования должны стать международные институты ООН, ЮНЕСКО, МБРР, МВФ и т.п.


Новый миропорядок в конце столетия немыслим без принятия широкой концепции безопасности, в которую должны быть включены новые принципы политического и экономического сотрудничества, сокращение вооружений, вопросы деградации окружающей среды, перенаселения, голода, безработицы. Совместные усилия всех стран по обеспечению стабильности в условиях мира и свободы должны осуществляться с учетом политического, экономического, социального и экологического элементов безопасности.


В течение 1987-1994 гг. промышленно развитые страны в целом сэкономили на военных расходах около 810 млрд долларов, а развивающиеся - 125 млрд, что привело к образованию заметных "дивидендов мира" в 935 млрд долларов. Трудно, однако, проследить расходование этих средств. Скорее всего сэкономленные суммы были направлены на сокращение бюджетного дефицита и на цели, непосредственно не связанные с развитием, но никак не на нужды социального развития или сохранение окружающей среды.


Если человечество хочет использовать имеющийся у него шанс, необходимо изменить характер расходования возможной экономии от сокращения военных расходов в будущем. В течение 1995-2000 гг., если удастся сохранить неуклонное снижение военных расходов на 3% в год, "дивиденды мира" могут составить 460 млрд долларов.


Концепция многостороннего "минимального сдерживания" в настоящее время является единственно разумной альтернативой, способной свести к общему знаменателю полярные позиции сторонников и противников безъядерного мира и безъядерной Европы, обеспечив мир и спокойствие на Земле.


^ 3. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕШЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КРИЗИСА. МИРНОЕ ОСВОЕНИЕ КОСМОСА И МИРОВОГО ОКЕАНА


Изменения, привнесенные человеком в физические, химические, метеорологические условия и биологическое разнообразие Земли, выдвигают экологическую проблему в разряд глобальных с точки зрения дальнейшего выживания человека. Ряд ученых считает, что концепция безопасности в меньшей степени сводится к вопросу о военных конфликтах, а наиболее серьезная опасность заключена во взрывной силе бедности и разрушения среды.


Важнейшей особенностью нового этапа мирохозяйственного развития становится его корреляция с экологическим состоянием планеты.


Симптоматично, что за последние годы экологизация экономического развития превратилась на Западе в одно из наиболее серьезных направлений деятельности как на государственном, так и на частнопредпринимательском уровне.


На рубеже 80-90-х годов усилились различные общественные движения. Среди них значительную роль стали играть и городские энвиронментальные движения.


Энвиронментальное движение - понятие более широкое, чем "экологическое". Оно означает совокупность социальных инициатив и движений, преследующих цели сохранения природной и гуманизации социальной среды современного общества.


Экологическую проблему в последнее время приравнивают к проблеме выживания человека - сохранению всего живого мира.


Многие крупные города страдают в настоящее время от загрязнения воздуха, вызванного промышленными предприятиями, электростанциями, дорожным транспортом и использованием угля в быту. Около 1,3 млрд их жителей подвержено воздействию воздушной среды, загрязнение которой превышает допустимые нормы. Качество воздуха в странах с развитой экономикой в последние два десятилетия значительно улучшилось. Но во многих развивающихся и бывших социалистических странах качество воз- духа даже ухудшилось вследствие активизации промышленной деятельности, повышения производства энергии, а также из-за транспортных пробок на улицах и плохого технического состояния транспортных средств.


Недавно проведшие индустриализацию страны, а также большинство промышленно развитых стран уже загрязнили или загрязняют свои реки, озера и прибрежные воды различными химическими и биологическими отходами как промышленного, так и бытового происхождения. Практика слива неочищенных сточных вод в промышленных и жилых районах в реки и моря обычна, но неразумна. Инвестиции, связанные с мерами, препятствующими такой практике, могут быть вполне обоснованны вследствие возможных тяжелых последствий для здоровья людей, а также потому, что общее загрязнение воды, уменьшая количество источников, которые можно использовать для нужд населения, может лишить общество возможностей эффективно удовлетворять спрос на нее.


Истощение атмосферного озонового слоя и глобальное потепление климата представляют потенциальную угрозу неизвестных пока масштабов для здоровья. Существующие международные соглашения ограничивают выброс в атмосферу соединений хлора, способных разрушать озоновый слой, и "парниковых" газов, способствующих общему потеплению климата в мире, однако это не решает пробемы в целом. Меньше всего от этих глобальных изменений пострадают наиболее богатые (а следовательно, имеющие возможность вкладывать средства в решение этих проблем) страны.


Последствия экологического кризиса так же тотально опасны, как и атомные войны, конец цивилизации. Знание реальной экологической обстановки в мире позволит международному сообществу выработать новое экологическое мышление, систему мер по обеспечению безопасного про- живания на Земле. Для этого следует использовать все развитые формы международного сотрудничества на основе единых оценочных критериев, общепризнанных универсальных подходов. Большие задачи возлагаются на уже существующие международные и региональные экологические организации, возникает необходимость создавать новые, наделяя их значительной финансовой базой и определенными наднациональными правами.


В экологические бюджеты, которые пока весьма невелики, следует направлять средства, высвобождающиеся от сокращения военных расходов, конверсии. И, несмотря на то, что эти поступления растут, они несоизмеримы с грядущими экологическими бедами. Индустриальные страны расходуют от 0,8 до 1,7% своего ВНП, в то время как только расчетная стоимость ущерба, ежегодно причиняемого окружающей среде, составляет в среднем 4-6% стоимости их ВНП. Иными словами, если сопоставить масштабы ущерба, нанесенного экономикой природной среде, то окажется, что рекреативные мероприятия на Западе восполняют в лучшем случае лишь четвертую часть исчисляемого в деньгах урона.


Наряду с разработкой критериев экологической безопасности и массового внедрения экологически безопасных технологий мировому сообществу в совместных межправительственных организациях предстоит разработать комплексную систему мер на ближайшее время и длительную перспективу. Лишь универсальность подхода позволит осуществлять долгосрочные целевые программы сотрудничества в отраслях, характеризующихся повышенной экологической опасностью. Перед мировым сообществом стоят колоссальные задачи и по унификации методов определения загрязнения, разработке высокоэффективных газо- и водоочистительного оборудования и контрольно-измерительных приборов, по проведению фундаментальных научных эколого-экономических исследований.


В итоговом документе Венского конгресса по защите окружающей среды отмечается необходимость поддержания и восстановления экологического равновесия в атмосфере, водах и почве, своевременного и эффективного сокращения выбросов серы, окислов азота или их трансграничных потоков на 30%. Государства - члены ЕЭ'К подчеркнули важность региональной стратегии охраны окружающей среды и рационального использования ресурсов на период от 2000 г. и далее.


Перед всеми странами стоят колоссальные задачи по охране и оздоровлению флоры и фауны, по разработке мер борьбы с деградацией почв, защите озонового слоя атмосферы, сокращению выбросов в море и сжиганию ядовитых жидких и твердых отходов.


Возрастает природоохранительная активность таких организаций, как Конфедерация стран северных морей и Международная морская организация. Этими организациями вырабатываются мероприятия, призванные ограничить загрязнение Мирового океана химическими и промышленными отходами. Ежегодно в Мировой океан, фактически превратившийся в свалку, сбрасывается 20 млрд тн вредных веществ, которые приносятся реками к побережьям. По оценкам экспертое, катастрофического уровня достигла, к примеру, загрязненность Средиземного моря, куда сброшено 1 млн тн углеводородов, 600 тыс. тонн моющих средств, 100 тыс. тон ртути.


Вызывает тревогу мировой общественности и интенсивное освоение космоса. Помимо твердых отходов от жизнедеятельности космических кораблей, которые становятся причиной аварий не только космической техники, но и самолетов, в космосе скапливается много вредных отходов, загрязняющих воздушную атмосферу. Освоение и использование космоса мировое сообщество должно осуществлять осмотрительно, согласованно и исключительно в мирных целях.


Наиболее кризисный в экологическом отношении континент, активно загрязняющий окружающую среду, - Европа. ЮНЕСКО предлагает создавать оперативные группы "зеленых касок" для осуществления Всемирной программы защиты окружающей среды.


Экология стала в последние годы постоянным объектом деятельности ЕС. В числе мероприятий, обеспечивающих поворот экономики передовых наций в сторону гармонизации человека и природы, можно назвать и следующие:


1) реорганизация налоговой системы таким образом, чтобы стимулировать сохранение либо восстановление природной сферы;


2) разработка и освоение энерго- и ресурсосберегающей технологии;


3) утилизация отходов;


4) поиск технических решений, способных предотвратить выброс в атмосферу углекислого газа при сжигании топлива.


В США разработана крупномасштабная экологическая программа, которая может стать моделью для всего индустриально развитого мира. В частности, предусматривается полное запрещение использования аэрозолей, использование бензина в машинах для стрижки газонов, перевод всего автотранспорта на экологически чистое топливо (типа метанола) или на электричество, введение с 1991 года ужесточенных санитарно-гигиенических норм на питьевую воду.


В процессе подчинения экономического развития новым экологическим императивам постепенно создаются предпосылки для новой философии потребления: рост спроса на экологически чистые продукты питания, новые требования к жилищу, добровольное самоограничение потребностей, раз- витие движения "в защиту животных" (отказ есть мясо, носить меха и т. п.).


Вместе с тем следует отметить, что новая модель потребления и производства пока локализована рамками относительно немногочисленных групп наиболее развитых стран, в которых проживает в настоящее время менее 20% населения планеты. Естественно, что в условиях поистине драматической взаимозависимости всех стран в сфере экологии и экономики развитый Север никакими барьерами не может отгородиться от многочисленных проблем менее развитого Юга.


Будущее мировой цивилизации поставлено под угрозу, так как главным направлением экономической политики большинства государств планеты по- прежнему является примитивный индустриализм любой ценой, без учета тяжелейших последствий для мировой среды обитания.


В связи с этим на наиболее развитые страны ложится особая миссия - экологизация мирового экономического развития в целом, увязка экономических, финансовых, технологических вопросов в отношениях Север - Юг.


Одним из важнейших инструментов, которыми Запад может заинтересовать "третий мир" в решении экологических задач, - это снижение долгового бремени, а также оказание постоянной помощи - технологической, финансовой, юридической.


Для решения экологических проблем человечество во все грядущие времена будет вынуждено во все программы развития включать немалые затраты на сохранение окружающего мира. Необходимо также использовать практически все существующие формы международных экономических отношений: промышленно-производственного и научно-технического сотрудничества, сотрудничества в области добычи, распределения и использования сырья, топливных и энергетических ресурсов, валютно- финансового сотрудничества.


Важную роль в решении экономических проблем играет ООН. На прошедшей в 1992 г. конференции ООН по окружающей среде и развитию была принята Хартия Земли, заключена конвенция по глобальному климату, биологическому разнообразию.


^ 4. РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ ЭНЕРГИЕЙ И СЫРЬЕМ - ВАЖНЕЙШИЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ МИРОВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ


Развитие экономики, дальнейшие шаги мировой цивилизации невозможны без обеспеченности различного вида энергией и сырьем.


Определенную роль играет и абсолютная ограниченность природных ресурсов в масштабах всей планеты. В последние десятилетия резко увеличилось потребление невозобновляемых или трудновоспроизводимых полезных ресурсов, а особенно традиционных энергоресурсов.


Население Земли составляет сейчас 6 млрд человек. Это в 3 раза больше, чем истощенные природные ресурсы и энергетические резервы будут способны прокормить и обогреть через 100 лет. По оценкам ЮНЕСКО, чтобы человечество вписывалось в естественные циклы биосферы, оно должно уменьшиться в 10 раз (или в 10 раз сократить свое нынешнее потребление). При этом используются следующие расчеты. Лишь 1/10 энергии, используемой человечеством, возобновима. Следовательно, только 500 млн человек могли бы жить в обычном режиме биосферы. Многие исследователи приходят к выводу, что нынешний кризис экологии является вторым кризисом цивилизации и может быть сравним по значению лишь с кризисом на рубеже палеолита и неолита.


Энергоресурсы и сырье размещены по территории планеты крайне неравномерно: богатые по полезным ископаемым и энергоресурсам страны соседствуют с полностью лишенными или имеющими их в недостаточном количестве. Это накладывает определенный отпечаток на их взаимоотноше- ния, а также определяет в значительной мере уровень развития производительных сил этих стран.


Немалую роль в обострении энергетического, топливного и сырьевого кризисов играет и экономическая политика крупнейших стран-монополистов (особенно на нефть).


На сегодняшний день потребление энергии на душу населения в индустриально развитых странах почти в 85 раз превышает потребление в странах Африки. Для установления равновесного потребления необходимо увеличить во всем мире в несколько раз выработку энергии. Следует учитывать и тот фактор, что по мере развития НТП растут потребности в энергии и сырье и у развитых стран.


Отсюда вытекает необходимость учета растущего производства энергии, добычи сырья и обострения экологической обстановки на планете. Добыча минеральных ресурсов за последние 100 лет увеличилась в 30 раз. Этот процесс сопровождался загрязнением окружающей среды и привел к значительным уронам в природе и нарушению экологического равновесия.


Перед человечеством стоят задачи по обеспечению своих потребностей за счет других источников энергии, таких, как энергия ветра, солнца, морских приливов, геотермальная.


Большие проблемы возникают в связи с использованием атомной энергии. Катастрофа на Чернобыльской АЭС напугала мировое сообщество, обострила проблемы выработки международных стандартов безопасности, более строгого подхода к использованию атома. Предстоят большие научные исследования в разработке теории термоядерного синтеза, в использовании лазера и т. п. Требуются колоссальные затраты на подобные изыскания, и поэтому, лишь объединив усилия, средства, интеллект, опыт, мировое сообщество сможет успешно решать эти архиважные проблемы.


^ 5. ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ - НЕПРЕМЕННОЕ УСЛОВИЕ ВЫЖИВАНИЯ


Проблема продовольственного обеспечения населения является одной из самых актуальных. За все послевоенное время человечеству так и не удалось решить эту сложнейшую задачу. Конечно, потребление продовольствия после войны возросло во всех регионах мира, но это увеличение распрос- транено по отдельным континентам и государствам крайне неравномерно. Немаловажный фактор: рост производства продовольствия и рост населения почти одинаков - сбор зерновых за последние 30 лет возрос почти в 2 раза, а население Земли увеличилось в 1,8 раза.


Но нехватка продовольствия становится все большей проблемой. Для того чтобы человечество могло прокормить себя, надо утроить производство продуктов питания, что, по мнению экспертов в области сельского хозяйства, при данном уровне развития науки и производства нереально. Необходимо мощное развитие биотехнологий. Недопустимо, как сегодня, тратить на производство 1 пищевой калории 10 калорий энергетических. Ситуация осложняется тем, что эрозия почвы в ближайшие 25 лет приведет к утрате 20% сельхозугодий, а запасы нефти, газа и урана будут практически исчерпаны к 2100 г.


Исходя из уровня обеспеченности продовольствием, в мире можно выделить 4 специфические зоны. Во-первых, индустриальные зоны капиталистического мира - Западная и Северная Европа, Северная Америка и Япония. Это регионы избытка высококачественного продовольствия. Вторая зона - это районы Юга Европы и Передней Азии, в том числе Греция, Португалия, Турция, а также большинство стран Латинской Америки, страны Магриба и АСЕАН, уровень продовольственной обеспеченности в которых приближен к норме, установленной ВОЗ ООН. В третью зону входят страны Восточной Европы и бывшего СССР, а также Индия, Египет, Индонезия, где также по стандартам ВОЗ ООН отклонения продовольственного обеспечения от нормы находятся на "допустимом" уровне.


Наконец, четвертая зона - это развивающиеся страны, где большинство населения испытывает не только все тяжести продовольственного кризиса, но и просто голод.


Общая численность людей во всем мире, страдающих от острого голода, увеличивается: если в начале 70-х годов она составляла 400 млн человек, а в 80-х - 500 млн, то в связи с обострением кризиса продовольствия в Африке в 90-е годы достигает более 700 млн человек. Это явление носит постоянный и массовый характер.


Решить эту проблему можно только путем крупных социальных преобразований и прежде всего проведением подлинно демократичной земельной реформы. Сущность такой реформы в развивающихся странах заключается прежде всего в необходимости перераспределения земельных площадей в пользу малоимущих, малоземельных. Мелкие хозяйства, состав- ляющие 90% всех ферм, занимают от 7 до 17% всей обрабатываемой земли. Крупные имения, на которые приходится от 37 до 82% всей земли, используемой для сельскохозяйственного производства, не превышают 7% общего числа хозяйств этих стран. Таким образом, большинство земель находится в частной собственности латифундистов, племенных вождей, крупных агропромышленных компаний, офицеров, чиновников военных режимов, зачастую не заинтересованных во введении этих земель в сельскохозяйственный оборот, а иногда умышленно не обрабатывающих часть земель.


Уже в начале 80-х годов площадь обрабатываемых земель (включая земли под паром) в развивающихся странах составила около 750 млн га, что в 1,8 раза больше, чем в развитых капиталистических странах (около 400 млн га), а производство продовольствия в развитых капиталистических странах примерно на 1/4 больше, чем в развивающихся. В расчете на душу населения в первой группе приходилось 0,7 га, а во второй - 0,5 га. Неудивительно, что в 54 развивающихся странах с общим населением свыше 1,3 млрд человек уже в 80-е годы началось абсолютное снижение обеспеченности продовольствием.


Конечно, не только архаичность аграрных отношений является причиной продовольственного кризиса. Здесь тесно переплетены разнородные факторы: политический, экономический, социальный, демографический, аграрно-технологический, климатический, ресурсный, экологический, культурно-этнический. И лишь решение всей совокупности проблем поможет решить продовольственный вопрос.


Мировое сообщество все активнее включается в решение глобального производственного кризиса: резко увеличился объем предоставляемой бесплатно или на льготных кредитах помощи "третьему миру", разнообразятся формы этой помощи, идет процесс демонополизации продовольственных поставок и переориентация ее на беднейшие развиваю- щиеся страны - сейчас более 80% объема льготных поставок направляется именно в такие страны.


Все более значительную роль начинает играть международный чрезвычайный фонд в рамках мировой продовольственной программы. Размеры этого фонда возросли с 19 тыс. тн зерна в 1976 г. до 500-700 тыс. тн в конце 80-х годов.


Таким образом, глобальная продовольственная проблема не сводится только к проблеме голода и недоедания. Она становится все более сложной и многогранной. И поэтому координирование международных действий требуется не только для ликвидации голода, но и для стабилизации аграрных рынков в связи с усилением тенденции перепроизводства продовольствия в ведущих странах-экспортерах.


^ 6. ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И ПРОБЛЕМЫ РЫНКА ТРУДА


Вступление развитых капиталистических стран в последнее десятилетие XX в. по ряду причин ознаменовалось завершением длительного периода роста занятости.


Замедление темпов экономического развития, падение загрузки производственных мощностей, снижение закупок товаров, повышение цен на нефть из-за событий в районе Персидского залива и ряд других факторов вызвали сокращение потребности в дополнительной рабочей силе и увели- чение безработицы, которую называют "черным пятном" в социально- экономической жизни.


В последнее время на Западе господствует такая позиция, что так называемой естественной нормой безработицы является 4% всего трудоспособного населения страны. Но в 1990 г. в странах ОЭСР уровень безработицы увеличился с 6,0 до 6,2%, в том числе в США - с 5,4 до 6%. И в то же время ухудшение ситуации на рынке рабочей силы не смогло полностью свести на нет позитивные итоги, достигнутые в западноевропейских странах, где норма безработицы сократилась существенно - с 8,6 до 8,0%.


В США впервые за послекризисный период безработица возросла до уровня более 7 млн человек, значительную часть которых составляет молодежь от 16 до 20 лет. А во Франции безработица не утратила застойного характера и сокращается крайне медленно. В 1990 г. предложение рабочих мест выросло на 18,5 тыс., а численность официально зарегистрированных безработных снизилась всего на 294 тыс., составив в конце года 2,5 млн человек или 9,1% экономически активного населения. Безработица растет по всем группам трудоспособного населения до 50 лет, прежде всего за счет молодежи до 30 лет.


Последствием экономического кризиса в Англии стали существенные изменения на рынке труда: в 1990 г. усилилась тенденция к росту безработицы; так, по официальным данным, число безработных к концу года приблизилось к 1,9 млн человек, что составляет 6,5% трудоспособного на- селения страны.


В то же время в 90-е годы наблюдается и сокращение предложения квалифицированной рабочей силы в странах Запада. Причина этого - демографические факторы: последствие низкой рождаемости в 70-е годы и "старение" населения. В западноевропейских странах в 1990 г. приток молодежи составлял всего 0,1% экономически активного состава рынка труда. Особенно обостряется проблема подбора высококвалифицированных специалистов: по данным бюро трудоустройства США, 1/3 имеющихся вакансий длительное время не заполняется из-за отсутствия таких специ- алистов. Поэтому правительство развитых капиталистических стран разрабатывает специальные программы подбора, найма, подготовки и переподготовки рабочей силы, использования различных форм временной, гибкой, частичной занятости, стимулирования трудовой деятельности пенсионеров и пересмотра взглядов на проблему иммиграции. Ужесточение иммиграционных правил 80-х годов сменяется более либеральной политикой: так, в 1990 г. в США на 5 лет принят новый закон, увеличивший иммиграционную квоту с 540 до 750 тыс. человек. США определили в 1991 г. уровень иммиграции для бывшего СССР в 1/3 млн человек. Подобные настроения характерны и для стран ЕС. Особняком стоит Япония: уровень безработицы составил в 1990 г. 2,1% - это самый низкий показатель среди основных стран (кроме Швейцарии). Согласно данным министерства труда, на каждые 5 претендентов сейчас в стране предлагается 4 рабочих места.


Специфическая ситуация сложилась и в Германии: на фоне общего подъема в ФРГ экономическая обстановка в Восточной Германии катастрофически обострилась, поэтому здесь для смягчения последствий безработицы осуществляется разработка обширных социальных программ.


Тяжелейшая ситуация сложилась на рынках труда в развивающихся странах. Сама сфера наемного труда из-за недостаточной развитости экономики крайне ограничена в масштабах. По оценочным данным, безработные составляют десятки процентов. В некоторых случаях число имеющих работу меньше, чем безработных. Статистика же крайне несо- вершенна, и поэтому картина прорисовывается лишь в общих тяжелых контурах.


Характерным явлением последних десятилетий для этих стран стала "утечка мозгов". Богатые страны часто предоставляют разрешения на иммиграцию только избранным лицам с техническим образованием и высокой квалификацией, лишая возможности въезда большое число неквалифицированных рабочих. Потери от (утечки мозгов) можно рассмат- ривать как потери государственных капиталовложений, произведенных в их образование или профессиональную подготовку, или же как потери для производственного сектора страны.


В наибольшей степени пострадали от этого африканские страны. За период с 1985 по 1990 г. Африка, согласно оценкам, потеряла 60000 менеджеров среднего и высшего звена. В Гане 60% врачей, подготовленных в начале 80-х годов, покинули страну. Латинская Америка и страны Ка- рибского бассейна также утратили большую долю выпускников своих университетов: в некоторых странах более 20% от всех выпускников выбрали иммиграцию. А некоторым из более мелких стран пришлось еще хуже, особенно в области медицины, поскольку для того, чтобы иметь одного врача, страна должна подготовить их гораздо больше. Наиболее массовый исход квалифицированных профессионалов, многие из которых являются учеными, наблюдается из Азии в Соединенные Штаты как основной пункт назначения. За период с 1972 по 1985 год четыре основные экспортирующие страны (Индия, Филиппины, Китай и Республика Корея) отправили более 145000 научных работников в Соединенные Штаты.


В странах с переходной экономикой принимаются меры по созданию государственной службы занятости, выплате пособий, профессиональной подготовке и переподготовке безработных. К сожалению, многие усилия направлены лишь на решение проблемы трудоустройства излишка рабочей силы. Необходимы активные программы, нацеленные на повышение уровня занятости, способствующие увеличению производительности труда, формированию динамичной структуры совокупной рабочей силы.


Активная демографическая политика должна выходить за рамки социальной защиты, создавать все условия для производительного труда, получения достаточного заработка, развития своих способностей и удовлетворения потребностей.


При переходе к рынку решение острых социальных проблем не может быть монополией государства. Лишь создание действенной системы согласования интересов различных социальных групп, механизмов разрешения социальных конфликтов, вовлечение в нее профсоюзов, предпринимателей, благотворительных организаций позволит эффективно решать проблемы занятости и социальной защищенности населения.


Скачать файл (118 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru