Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Лекции по интерфейсам ИС - файл 1.doc


Лекции по интерфейсам ИС
скачать (1456.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc1457kb.15.11.2011 20:43скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17
Реклама MarketGid:
Загрузка...
Лекционный курс «Интерфейсы информационных систем»

Содержание

Тема 1. Общее представление об информационной системе 3

Специфика информационных программных систем 3

Задачи информационных систем 3

Классификация интерфейсов 4

Пакетная технология 5

Технология командной строки. 6

Графический интерфейс 6

Простой графический интерфейс. 7

WIMP - интерфейс 8

Речевая технология 8

Биометрическая технология ("Мимический интерфейс".) 9

Семантический (Общественный) интерфейс. 9

^ Тема 2. Типы пользовательских интерфейсов и этапы их разработки. 9

Типы интерфейсов. 10

Тема 3. Психофизические особенности человека, связанные с восприятием, запоминанием и обработкой информации 16

Пользовательская и программная модели интерфейса 18

Классификации диалогов и общие принципы их разработки 20

^ Тема 4. Факторы оценки пользовательских интерфейсов 25

Скорость выполнения работы 25

Правила GOMS 25

Длительность интеллектуальной работы 27

Непосредственное манипулирование 27

Потеря фокуса внимания 30

Длительность физических действий 31

Длительность реакции системы 32

^ Тема 5. Человеческие ошибки 33

Существование несуществующего 34

Типы ошибок 34

Блокировка потенциально опасных действий до получения подтверждения 35

Проверка действий пользователя перед их принятием 36

Самостоятельный выбор команд 36

Два уровня ошибок и обратная связь 37

^ Тема 6. Обучение работе с системой 38

Почему пользователи учатся 38

Средства обучения 39

Понятность системы 39

Ментальная модель 39

Метафора 39

Аффорданс. 40

Стандарт 41

Обучающие материалы 41

Сообщения об ошибках. 42

Спиральность 42

Субъективное удовлетворение 43

Эстетика 43

Каким должно быть сообщение об ошибке 48

^ Тема 7. Различные элементы управления 49

Кнопки 50

Командные кнопки 50

Размеры и поля 50

Текст и пиктограммы. 50

Кнопки доступа к меню 50

Чекбоксы и радиокнопки 51

Вариант для панелей инструментов 52

Списки 52

Ширина 52

Пиктограммы. 52

Раскрывающиеся списки 53

Пролистываемые списки 53

Списки единственного выбора. 53

Списки множественного выбора. 53

Комбобоксы 54

Поля ввода 54

Код активации 54

Подписи. 55

Крутилки 55

Ползунки 55

Меню 56

Типы меню 57

Устройство меню 57

Устройство отдельных элементов 58

Пиктограммы в меню 58

Переключаемые элементы. 58

Предсказуемость действия. 59

Группировка элементов 59

Зачем элементы в меню нужно группировать. 59

Как группировать элементы. 59

Как разделять группы между собой. 59

Глубина меню. 60

Контекстные меню 60

Окна 61

Типы окон 61

^

Тема 1. Общее представление об информационной системе


Рассмотрим, что представляет собой понятие "информационная система".

Специфика информационных программных систем


В зависимости от конкретной области применения информационные системы могут очень сильно различаться по своим функциям, архитектуре, реализации. Однако можно выделить, по крайней мере, два свойства, которые являются общими для всех информационных систем.

Во-первых, любая информационная система предназначена для сбора, хранения и обработки информации. Поэтому в основе любой информационной системы лежит среда хранения и доступа к данным. Среда должна обеспечивать уровень надежности хранения и эффективность доступа, которые соответствуют области применения информационной системы.

Заметим, что в вычислительных программных системах наличие такой среды не является обязательным. Основным требованием к программе, выполняющей численные расчеты (если, конечно, говорить о решении действительно серьезных задач), является ее быстродействие. Нужно, чтобы программа произвела достаточно точные результаты за установленное время.

Во-вторых, информационные системы ориентируются на конечного пользователя, например, банковского клерка. Такие пользователи могут быть очень далеки от мира компьютеров. Для них терминал, персональный компьютер или рабочая станция представляют собой всего лишь орудие их собственной профессиональной деятельности. Поэтому информационная система обязана обладать простым, удобным, легко осваиваемым интерфейсом, который должен предоставить конечному пользователю все необходимые для его работы функции, но в то же время не дать ему возможность выполнять какие-либо лишние действия. Иногда этот интерфейс может быть графическим с меню, кнопками, подсказками и т.д. Сейчас очень популярны графические интерфейсы, и как мы увидим в далее, многие современные средства разработки информационных приложений прежде всего ориентированы на разработку графических интерфейсов.

И снова заметим, что вычислительные программные системы не обязательно обладают развитыми интерфейсами. Конечно, это зависит от степени отчуждаемости программного продукта. Если система предназначена для продажи, то она должна обладать хорошим интерфейсом хотя бы в целях маркетинга. Но как правило, серьезные вычислительные программы почти уникальны.
^

Задачи информационных систем


Конкретные задачи, которые должны решаться информационной системой, зависят от той прикладной области, для которой предназначена система. Области применения информационных приложений разнообразны: банковское дело, страхование, медицина, транспорт, образование и т.д. Трудно найти область деловой активности, в которой сегодня можно было обойтись без использования информационных систем. Можно выделить некоторое количество задач, не зависящих от специфики прикладной области. Естественно, такие задачи связаны с общими чертами информационных систем, рассмотренных в предыдущем разделе. Прежде всего, наиболее существенной составляющей является хранение информации, которая долго накапливается и утрата которой невосполнима.

В качестве примера рассмотрим ситуацию, существующую в Зеленчукской астрофизической лаборатории. В этой лаборатории в горах в районе Нижнего Архыза установлен один из крупнейших в мире зеркальных телескопов (диаметр зеркала - 6 метров). Уникальные природные условия этого района Северного Кавказа позволяют максимально эффективно использовать возможности обсерватории. В самом Зеленчуке имеется крупнейший в России радиотелескоп. Комбинированное использование этих ресурсов в течение многих лет (более 10) позволило астрофизикам накопить уникальную информацию относительно разного рода космических объектов. К сожалению, компьютерные возможности лаборатории в первые годы ее существования были весьма ограничены, и поэтому накапливаемые данные хранились в основном на магнитных лентах. Известно, что любой магнитный носитель стареет, а магнитные ленты еще и пересыхают. В результате основной проблемой группы поддержки информационных ресурсов уже несколько лет является копирование старых магнитных лент на новые носители. Старые ленты часто не читаются, и приходится тратить громадные усилия и средства для их реанимирования. Здесь уже не до создания информационной системы. Хотя, конечно, астрофизикам очень нужны информационные системы, позволяющие хотя бы частично автоматизировать огромные объемы работ по анализу и обобщению накопленной информации.

Основной вывод, который можно сделать на основе этой истории, состоит в том, что если некоторая организация планирует долговременное накопление ценной информации, то с самого начала должны быть обдуманы надежные способы ее долговременного хранения. В частности, информация, накопленная Зеленчукской лабораторий, должна храниться вечно.

Следующей задачей, которую должно выполнять большинство информационных систем, - это хранение данных, обладающих разными структурами. Трудно представить себе более или менее развитую информационную систему, которая работает с одним однородным файлом данных. Более того, разумным требованием к информационной системе является то, чтобы она могла развиваться. Могут появиться новые функции, для выполнения которых требуются дополнительные данные с новой структурой. При этом вся накопленная ранее информация должна остаться сохранной.

Еще один класс задач относится к обеспечению удобного и соответствующего целям информационной системы пользовательского интерфейса. Более или менее просто выяснить функциональные компоненты интерфейса, например, какого вида должны предлагаться формы и какого вида должны выдаваться отчеты. Но построение действительно удобного и неутомительного для пользователя интерфейса - это задача дизайнера интерфейса. Простой аналог: при наличии полного набора качественной мебели хороший дизайнер сможет красиво оформить удобную для жизни квартиру (все на месте и под рукой). Плохой же дизайнер, скорее всего, добьется лишь того, что сможет запихнуть в квартиру всю мебель, а потом хозяину квартиры все время будет казаться, что у него слишком много ненужной мебели и ничего невозможно найти.

На первый взгляд упомянутая задача кажется не очень существенной. Можно полагать, что если информационная система обеспечивает полный набор функций и ее интерфейс обеспечивает доступ к любой из этих функций, то конечные пользователи должны быть удовлетворены. На самом деле, это не так. Пользователи часто судят о качестве системы в целом исходя из качества ее интерфейса. Более того, эффективность использования системы зависит от качества интерфейса.

Таким образом можно сказать, что компьютер - это машина, а не биологическое существо. Как любое техническое устройство, компьютер обменивается информацией с человеком посредством набора определенных правил, обязательных как для машины, так и для человека. Эти правила в компьютерной литературе называются интерфейсом.

Интерфейс может быть понятным и непонятным, дружественным и нет. К нему подходят многие прилагательные.

Интерфейс, по определению - это правила взаимодействия операционной системы с пользователями, а также соседними уровнями в сети ЭВМ. От интерфейса зависит технология общения человека с компьютером.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17



Скачать файл (1456.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru