Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Лекции - Концепции современного естествознания - файл 1.doc


Лекции - Концепции современного естествознания
скачать (903.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc904kb.04.12.2011 07:51скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
Реклама MarketGid:
Загрузка...
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ РФ
Ульяновская государственная сельскохозяйственная академи
КАФЕДРА БИОЛОГИИ, ВЕТЕРИНАРНОЙ ГЕНЕТИКИ,

БИОТЕХНОЛОГИИ И ЭКОЛОГИИ


К У Р С  Л Е К Ц И Й

П О Д И С Ц И П Л И Н Е

"КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО
ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ"




УЛЬЯНОВСК - 2009 год


Лекционный курс разработан заведующей кафедрой биологии, ветеринарной генетики, биотехнологии и экологии д. б. н., проф. Е.М.Романовой. Лекции включают 15 тем по курсу естествознания и имеют определенную методологическую установку. Особое внимание уделено важнейшим современным концепциям естествознания.

Курс включен в государственный образовательный стандарт экономических специальностей и предназначен для студентов очного и заочного отделений.


Рецензенты:

д.б.н., проф., зав,каф. УГСХА

Васильев Д.А.

д.б.н., проф., зав. каф. КрасГау

Горбачев В.Н.


Печатается по решению Ученого совета УГСХА,

протокол N _8_ от 15___ мая____ 2009 г.
 Романова Е.М., 2009

 УГСХА, 2009

"Поиски истины всегда

своевременны и не напрасны"


П.Флоренский
^

Тема 1 

ВВЕДЕНИЕ В ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ




ПЛАН:
  1. ПРОБЛЕМЫ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ ЕСТЕСВОЗНАНИЯ.


  2. ЦЕЛИ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ.

  3. ^ СТРУКТУРА ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ.

  4. СРЕДСТВА ПОЗНАНИЯ В ЕСТЕСТВОЗНАНИИ

  5. МЕТОДЫ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ.

  6. ОБЩЕМЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

  7. ^ ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

  8. ЯЗЫК НАУКИ




  1. ПРОБЛЕМЫ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ.  

Выделяют три основных области научного знания: о природе, обществе и мышлении. Естествознание - система наук о природе, и поэтому - естественных наук, взятых в их взаимной связи как единое целое.

Естествознание (Е) - теоретическая основа промышленности и сельского хозяйства, техники и медицины, научный фундамент понимания природы.

Е. изучает - различные формы движения материи в природе: их материальные носители (субстраты), которые образуют последовательные уровни структурной организации материи, их взаимосвязи, внутреннюю структуру, происхождение, а также основные формы всякого бытия - пространство и время.

Предмет Е. - закономерная связь явлений природы общего характера (охватывающих различные формы движения), и специфического характера, касающаяся лишь отдельных сторон тех или иных форм движения, их субстрата и структуры.

По определению Энгельса, "Познание различных форм движения материи... является главным предметом естествознания" (Маркс и Энгельс, Соч., 2 изд., т.33, с.67-68).

Предметом естествознания служит природа, которая не рассматривается абстрактно, вне деятельности человека. Процесс познания природы формируется в человеческом сознании, которое совершенствуется в процессе развития цивилизации.
^ 2. ЦЕЛИ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ.

Цели, которые преследует естествознание, как наука, двойственны. Во-первых это познание законов природных явлений и прогнозирование (создание) новых явлений природы; во-вторых - использование этих законов на практике.

Познание законов природы - ближайшая цель Е., практическое использование этих законов - конечная цель Е. Цели естествознания совпадают с целями самой человеческой деятельности.
^ 3. СТРУКТУРА ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ.

Направления развития Е., т.е. аспекты, носят строго объективный характер, определяемый либо предметом познания, либо методом его познания. Поэтому выделяются два главных аспекта (А): первый - предметный, он соответствует последовательной связи объектов природы, второй - методологический, он соответствует последовательным ступеням познания развития природы от простых форм до высших и сложнейших.

По предмету познания все естествознание делится на неорганическое и органическое, т.к. вся природа делится на живую и неживую.

Раздвоение природы на неживую и живую, зарождается в пределах химии ( поскольку химические соединения дифференцируются на неорганические и органические ) можно представить так:








Неорганический мир

(путь к неживой природе)

^ Физика, химия













Органический мир

(путь к живой природе )

Такое раздвоение подготавливается на атомарном уровне. Далее из молекул образуются вещества ( газообразные, капельножидкие, твердые), составляющие основу различных сфер Земли. Постепенное усложнение молекул углеродных соединений в истории Земли привело к образованию биополимеров (белков, нуклеиновых кислот), которые составили основу живой природы.

Физику, химию, биологию, геологию относят к числу фундаментальных отраслей современного естествознания, они образуют стержень классификации наук. В основу приведенного ряда наук положен принцип развития предмета, но тот же принцип можно применить к различным по масштабу объектам природы - от космических систем (астрономия), отдельных планет (геология) до отдельных частей (география) и компонентов (биология) данной планеты. Так составляется другой ряд наук: астрономия, геология, география, биология.

В Е. существует множество переходных, промежуточных или междисциплинарных отраслей. Это свидетельствует об отсутствии резких границ между науками, и об их взаимопроникновении. В современных условиях наряду с тенденцией к разграничению наук прослеживается тенденция к их интеграции. Вновь возникающие современные естественные науки заполняют ранее существовавшие пробелы за счет появления интегральных наук, таких как биохимия, физхимия, биогеография, химическая физика.

В структуре Е. оба аспекта - предметный и методологический -переплетаются внутри каждой отрасли.
^ 4. СРЕДСТВА ПОЗНАНИЯ В ЕСТЕСТВОЗНАНИИ

Средства познания в естествознании соответствуют тем ступеням развития, которое оно проходит и связано с функциями Е. Эмпирическое, экспериментальное исследование предполагает целую систему экспериментальной и наблюдательной техники (устройств, приборов, установок, инструментов), с помощью которой устанавливаются новые факты.

Теоретическое исследование предполагает абстрактную работу ученых, направленную на объяснение фактов (предположительное - с помощью гипотез, проверенные и доказанные с помощью теорий и законов науки); на формирование понятий, обобщающих опытные данные. Сочетание эмпирического и теоретического зачастую позволяет проверить познанное на практике.

В естествознании можно выделить три стороны: эмпирическую, теоретическую и производственно-прикладную. Они соответствуют общему ходу познания истины, который идет от "живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике".

Эмпирический  путь двойственен и состоит из собирательного и описательного аспектов. Собирательный аспект предполагает установление фактов, их описание, накопление. Описательный аспект подразумевает изложение фактов и их первичную систематизацию.

Теоретическая  сторона включает функции объяснения, обобщения (генерализации), открытия (создание новых теорий, выдвижения новых гипотез и понятий, накопление новых законов); предсказания (прогноза), это позволяет назвать теории Е. компасом в научных исследованиях. Исходное научное знание фиксирует и формирует объект и предмет научного исследования, накапливаются научные факты и научные проблемы. Решение проблемы начинается с выдвижения идей и формирования гипотез. Подтвержденные гипотезы принимают статус законов и тем самым завершают формирование зрелой теории. Метатеории - синтез мирового научного знания в общих и частных научных картинах мира.

^ Производственно-практическая (прикладная)  сторона Е. - это непосредственная производительная сила общества. Этапы научно-технической и технологической революции свидетельствуют, что естествознание закладывает пути развития техники и современных технологий.

Мировоззренческая функция Е. напрямую связана с теоретической и направлена на выработку естественно-научной картины мира.
5.  МЕТОДЫ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ.

В основе методов Е. заложен принцип единства эмпирических и теоретических сторон, которые взаимосвязаны и взаимообусловлены. Их разрыв или преимущественное развитие одной за счет другой закрывает путь к правильному познанию природы: теория становится беспредметной, опыт - слепым.

Методы Е. могут быть подразделены на группы: общие, особенные, частные.

^ Общие методы  касаются всего Е., любого предмета природы, любой науки. Это - различные формы диалектического метода, дающего возможность связывать воедино все стороны процесса познания, все его ступени, например метод восхождения от абстрактного к конкретному и др.

Те системы отраслей Е., строение которых соответствует действительному историческому процессу их развития ( биология и химия) фактически следуют этому методу. Диалектический метод в биологии, географии, химии - это сравнительный метод, с его помощью раскрывается всеобщая связь явлений. Отсюда - сравнительные анатомия, эмбриология, физиология. В зоо-, фито- и физической географии он уже давно успешно применяется. В Е. диалектический метод выступает и как исторический, в астрономии на него опираются все прогрессивные космогонические гипотезы - звездные и планетарные; в геологии (как основа исторической геологии), в биологии этот метод лежит в основе Дарвинизма. Иногда оба метода сочетаются в единый сравнительно-исторический метод, который глубже и содержательнее каждого из них в отдельности. Этот же метод в его применении к процессу познания природы, особенно к физике, связан с принципом соответствия и способствует построению современной физической теории.

^ Особенные методы  также применяются в Е., но касаются не его предмета в целом, а лишь одной из его сторон ( явлений, сущности, количественной стороны, структурных связей) или же определенного приема исследований: анализ, синтез, индукция, дедукция. Особенными методами служат наблюдения, эксперимент и, как его частный случай, - измерение. Исключительно важны математические приемы и методы как особые способы исследования и выражения, количественных и структурных сторон и отношение предметов и процессов природы, а также метода статистики и теории вероятностей.

Роль математических методов в Е. неуклонно возрастает по мере все более широкого применения персональных компьютеров. Происходит ускоренная компьютеризация современного Е. Современное Е. широко использует методы моделирования природных процессов и промышленного эксперимента.

^ Частные методы  - это специальные методы, действующие в пределах отдельной отрасли Е., где они возникли.

В ходе прогресса Е. методы могут переходить из более низкой категории в более высокую: частные - превращаться в особенные, особенные - в общие.

Методы физики, использованные в других отраслях Е., привели к созданию астрофизики, кристаллофизики, геофизики, химической физики, физической химии, биофизики. распространение химических методов привело к созданию кристаллохимии, геохимии, биохимии и биогеохимии. Зачастую применяется комплекс взаимосвязанных частных методов к изучению одного предмета, например молекулярная биология одновременно пользуется методами физики, математики, химии, кибернетики.

Важнейшая роль в развитии Е. принадлежит гипотезам, которые и являются формой развития Е.
6. ОБЩЕМЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

Общеметодологические проблемы группируются вокруг вопросов, которые связывают между собой все отрасли Е. Попробуем определить этот круг.

Одной из проблем естествознания является раскрытие всеобщей связи явлений природы, их взаимопереходов, их взаимообусловленности, в живой и неживой природе. Естествознание задается вопросами сущности жизни, ее происхождением, физико-химическими основами наследственности.

Следующий круг проблем формируют междисциплинарные области знания - биокибернетика, биохимия, биофизика, молекулярная биология, бионика. Движение Е. к сущности явлений раздвигает ранее достигнутые пределы как в глубь материи, в область элементарных частиц и атомного мира, так и в сторону макро- и мегаобъектов, таких как галактики, метагалактики, Вселенная. Естествознание объединяет воедино материю и формы ее бытия. В этом направлении развиваются теория относительности, ядерная физика, учение об элементарных частицах.

К числу проблем, которыми занимается естествознание можно отнести единство принципов развития природы, позволяющее раскрывать взаимозависимость структуры и генезиса объектов природы. Примером могут служить космогонические гипотезы в звездной и планетной астрономии, аналогичные гипотезы в исторической геологии, в биологии и палеонтологии.

Следующий круг проблем охватывает реальные противоречия объектов природы например, корпускулярно-волновой характер физических частиц и античастиц.

Абстрактно-математические, кибернетические и материальные стороны изучаемых процессов, динамических и статистических закономерностей, случайности и необходимости, прерывности и непрерывности процессов природы, эти аспекты знания также относятся к числу актуальных проблем естествознания.

Следующий круг проблем объединяет выявление качественных различий в природе, подобных различию между макро и микрообъектами физики; проблема скачка и форм его протекания, включая вопрос о происхождении человека - в биологии.

Выяснение соотношения между материей и сознанием и законов функционирования сознания затрагивает не только Е., но и такие науки, как логику, психологию, кибернетику и ряд социальных наук.

Одной из областей естествознания является комплексное изучение законов развития самого Е., места Е. в жизни общества, структуры Е., организации, управления и прогнозирования (науковедение), связи с техникой и другими социальными институтами.
^ 7. ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

Естественные науки ( науки о природе) - материалистические. Они исследуют вполне реальную природу, исходя из того, что она материальна, а ее предметы и явления существуют объективно, независимо от нашего сознания.

Закономерности развития Е. несут в себе как общие, так и специфические для них черты, обусловленные особенностями предмета изучения: 1. Обусловленность практикой; 2. Относительная самостоятельность, поскольку практическое решение возникающих задач может быть осуществлено лишь по достижении определенных ступеней самого процесса познания природы, который осуществляется от явлений сущности и от менее глубокой к более глубокой сущности; 3. Преемственность развития идей и принципов Е., теорий и понятий, методов и приемов исследований, неразрывность всего познания природы; 4. Постепенность развития естествознания при чередовании периодов постепенного спокойного развития и периодов резкой ломки (по типу взрыва) основ естествознания, всей системы понятий и принципов, всей естественно-научной картины мира. Прежние знания о природе получают дальнейшее развитие и обобщение, преодолевается прежняя универсализация, абсолютизация законов и принципов, носящих в действительности лишь ограниченный, относительный характер; 5. Взаимодействие наук, взаимосвязанность всех отраслей Е., когда один предмет изучается одновременно многими науками (методами этих наук), а методы одной науки применяются к изучению предметов других наук; 6. Противоречивость развития Е., доходящее до раскола на взаимоисключающие концепции, с последующим возникновением принципиально новой концепции, диалектически охватывающей предмет в целом; 7. Повторяемость идей, концепций, представлений с постоянными возвратами к пройденному ( и к исходному пункту научного развития ), но на более высокой ступени этого развития. Это и является движением по спирали, или "кругом кругов".

Без учета закономерностей развития Е. научные школы и целые научные направления способны зайти в тупик. Игнорирование относительной самостоятельности и внутренней логики естествознания ведет к слепому практицизму, к недооценке теории, к неспособности учитывать реальные возможности Е. Недооценка преемственности в развитии Е. приведет к утрате исторических корней современных воззрений.

Непонимание стадийности и отсутствие чувства реальности в оценке текущей стадии, а также в оценке ее характера - эволюционного или революционного, способно породить либо торможение, либо необоснованное ускорение в виде выдвижения идей, почва для которых еще не готова. Попытки раздробить или рассматривать изолировано отдельные отрасли Е., игнорирование его целостности порождает отрицание применимости методов одних наук при изучении других, либо, наоборот, отрицание специфики предмета одной науки на том основании, что он может изучаться методами других наук.

Непонимание тезиса о единстве и борьбе противоположностей, о противоречивости познания природы грозит опасностью впадения в односторонность, в крайность. Без учета того, что развитие Е. идет по спирали, с возвратами к исходным позициям, но уже на другом уровне их осознания, приводит к ошибочным воззрениям, что всякий возврат регрессивен. Застой в естествознании тормозит развитие цивилизации.
^ 8. ЯЗЫК НАУКИ

Отражая предметный мир, человек кодирует его структуру в коре головного мозга и придает им определенное значение. Поэтому любые психологические образы носят идеальный характер и субъективны, т.е. принадлежат только своему носителю. Чтобы стать достоянием сообщества, идеальные образы должны быть материализованы в тех формах, которые доступны человеческим зрительным, звуковым, осязательным и др. анализаторам. Такой универсальной формой выражения, фиксации, переработки, передачи и хранения идеальных образов становятся разнообразные естественные и искусственные языки. Язык науки относится к искусственным языкам. Требования, предъявляемые к научному языку и другим искусственным языкам: специальная лексика, особые правила построения языковых выражений и использование символов, точность языка, адекватность языка. Язык науки включает систему терминов, понятий, категорий, специфические знаковые комплексы.




  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12



Скачать файл (903.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru