Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Контрольная работа - Проблема отношения религии и общества - файл 1.doc


Контрольная работа - Проблема отношения религии и общества
скачать (53 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc53kb.16.11.2011 10:01скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Проблема отношения религии и общества решается с давних пор. Такие вопросы, как место религии в обществе, и нужна ли она вообще в современном мире, ставили на рассмотрение многие философы и социологи.

Будучи порождением общества, религия укрепляет социальную сплоченность и формирует социальные идеалы. Религия - это символическое выражение общества; поэтому, поклоняясь тем или иным священным объектам, верующий в действительности. поклоняется обществу - “реальному” объекту всех религиозных культов. Религия формирует основы нравственных и моральных норм, является культурным наследием общества. Влияние веры и церкви на общественную жизнь неоднозначно.

С одной стороны, это представление о христианской жизни как о чем-то замкнутом, что не оказывает влияния на общественную жизнь, то есть безотносительно к тому окружению, в котором живет человек. С другой стороны можно свести влияние веры и Церкви на личные поступки человека в социально-политической сфере к внутреннему импульсу, к простому вдохновению, как если бы опыт церковной жизни вызвал бы у человека интерес к социальным проблемам и помогал бы ему этически осмысливать их, но не давал бы ему возможности оказывать конкретное влияние на их решение. Многие люди, принявшие крещение, живут двойной жизнью: они “христиане” в определенные моменты жизни, когда речь идет об исполнении предписанных обрядов, а в остальное время вера их остается в лучшем случае расплывчатым этическим устремлением. Во всех других жизненных обстоятельствах христианин - “такой же человек, как другие”. Вера наполняет всю жизнь и определяет наше поведение ежедневно. Христианская мораль включает в себя некоторую совокупность норм (правил), призванных регулировать взаимоотношения между людьми в семье, в общине верующих, в обществе. Религиозная мораль и нормы поведения в обществе тесно переплетаются. Не обошел стороной этот вопрос таких социологов-исследователей, как Л.О. Иванову, М.П.Мчедлова и И.Г.Каргину. У каждого автора свой подход к пониманию значения религии с точки зрения социологии. Рассмотрим каждую статью, посвященную этой проблеме, в отдельности.

Л.О.Иванова рассматривает в своей статье соотношение религии и прав человека с точки зрения христианского подхода. По ее мнению, христианский подход к правам человека серьезно отличается от того, что торжествует сегодня в российском общественном мнении. Все человеческие права вытекают в конечном счете – прямо или косвенно – из одного-единственного права: требовать, чтобы человеку была дана возможность исполнить свою обязанность. Именно в служении, в отдаче себя ценности, которую человек считает высшей, он исполняет себя, наполняет смыслом свое существование. Особенность христианской этики заключается в следующем: то, что я обязан по отношению к другим, я не имею права применять к самому себе. И напротив: осуждение самого себя нравственно возвышает человека, а злословие, осуждение другого духовно уродует осуждающего. На мой взгляд, большинство людей в российском обществе думает иначе. Есть ситуации, в которых невозможен разговор о «правах». Автор статьи дает по этому вопросу следующий комментарий: « Хорошо, когда человек свободен и права его защищены, но что, если всерьез он вобьет себе в голову, будто именно он – «мера всех вещей», «центр вселенной», «все ему обязаны» и в этом смысле у него и впрямь есть «право на счастье», как итог реализации всех других прав? Тогда он начинает на все смотреть глазами судебного исполнителя. На мой взгляд, опасность такого социально-правового потребительства состоит в том, что человек начинает расценивать счастье как причитающееся ему право. Религиозная мораль представляет собой совокупность нравственных понятий, принципов, этических норм, складывающихся под непосредственным влиянием религиозного мировоззрения. Утверждая, что нравственность имеет сверхъестественное, божественное происхождение, проповедники всех религий провозглашают тем самым вечность и неизменность своих моральных установлений, их вневременной характер. С точки зрения Л.О.Ивановой, христианская интерпретация прав человека возможна только при уклонении от какого-либо нигилизма, от какого бы то ни было отрицания жизни, свободы, достоинства любого человека. О правах человека можно говорить только в том случае, если та или иная идеология ( в том числе и религиозная ) признает человека существующим и достойным внимания. Христианство ( особенно православие) утверждает, что человек существует. Кроме того, человек должен признавать государство, законы, в том числе и юридические, поэтому он должен смириться со своими обязанностями. Естественно, что, создавая свой моральный кодекс, христианство включило в себя и некоторые простые общечеловеческие нормы нравственности. Участие церкви в разработке тематики прав человека должно учитывать два обстоятельства. Первое - у Церкви нет готовых ответов на все вопросы; социально-политическая этика в ней разработана гораздо слабее вопросов аскетики и непосредственных отношений с ближним в силу особого ситуативного характера. И второе – в жизни Христианской Церкви есть изначальный опыт понимания человека, который определяет уникальность православного видения многих современных ситуаций и может показать многие привычно-общие, социальные вещи – в иной перспективе, в ином понимании, в центре которого стоит человек. На мой взгляд, именно поэтому религия, особенно православие, имеет право на существование в современном обществе, так как человек, руководствуясь моральными принципами, которые проповедуются в христианстве, может поступать в соответствии со своим внутренним миром.

Следующий автор, который посвятил свою статью вопросу место религии в обществе, М.П. Мчедлов – доктор философских наук, профессор, директор исследовательского центра Российского независимого института социальных и национальных проблем. Он рассматривает этот вопрос с точки зрения, какую роль играет религия для современной молодежи в России. Для этого было произведено анкетирование. Объект исследования включал две группы: основную (молодежь в возрасте от 17 до 26 лет) и контрольную (старшее поколение в возрасте от 40 до 60 лет). Автор подчеркивает, что для объективного понимания роли и места религии в сознании молодежи важно учесть, что значительное число молодых людей считает себя сторонниками традиционных религий, как верующие, так и неверующие. Сказывается здесь тесная связь религиозного и национального самосознания. Православие или ислам воспринимаются не только как собственно религиозная система, а как естественная культурная среда, национальный образ жизни. Само мировоззрение, в том числе и религиозное, многих молодых людей характеризует довольно сложная структура и размытость. Уважение к своим национальным традициям вовсе не переходит в готовность беспрекословно следовать социально-политическим и духовным предписаниям религиозных руководителей. Многие молодые люди считают, что деятельность конфессий должна быть направлена только на удовлетворение религиозных потребностей верующих(24%), почти половина опрошенных людей полагает, что деятельность конфессий должна быть строго ограничена – служить укреплению духовности и нравственности в обществе(49,2%). Таким образом, можно сделать вывод, что большинство молодежи, положительно относясь к возрастанию влияния религиозных организаций, выражает пожелание, чтобы религиозные организации четко определили свое место в общественной жизни и не вмешивались в сферы, лежащие вне их компетенции. Для понимания роли религии в мировоззрении молодежи важны толкования ею нравственных понятий, характера возможных действий в различных жизненных ситуациях. Опрос показал, что отношение к религии, восприятие ее норм и правил в системе ценностей современной молодежи занимает далеко не ведущее место. Это связано с тем, что у каждого человека свой идеал для подражания. В конце свое статьи автор делает общий вывод по этой теме, который, на мой взгляд, достаточно точно характеризует отношение современной молодежи к религии: религиозность, как и все мировоззрение молодежи, имеет довольно сложную структуру. При общем возрастании по сравнению с прошлыми десятилетиями числа верующих, среди молодых людей выявляется довольно значительная часть (более 50%) неопределившихся – колеблющихся между верой и неверием, а также верящих в сверхъестественные силы. Нерелигиозный тип мировоззрения продолжает занимать значительное место в сознании молодежи. Сама же религиозная молодежь в большей мере выступает за сохранение семейных и национальных ценностей, и, при всей озабоченности злободневными общественно-политическими проблемами, не готова в настоящее время к их решительной переделке.

И в заключении, последняя статья, написанная И.Г.Каргиной, посвящается динамике развития христианских конфессий.

Каргина Ирина Георгиевна - аспирант кафедры социологии управления МГУ им. М.В. Ломоносова.

В 90-х годах на всей территории России активизировалась деятельность христианских организаций разных деноминаций. Порой эти процессы носят достаточно неожиданный характер. У автора данной статьи имеется возможность изучать эти процессы социологическими методами.

Помимо сплошных прямых и косвенных опросов, анализа статистических данных, автором применяется также метод углубленного изучения социальной деятельности христианских организаций в отдельных регионах (Брянская область – 1995, Орловская область – 1995-1996, Мурманская область – 1997, Краснодарский край – 1997, Донецкая область – 1997, Кировоградская область – 1997, Киев – 1997, Воронежская область – 1997, Республика Коми – 1997).

Задача исследования состояла в том, чтобы измерить показатели, характеризующие динамику развития христианских конфессий; выявить процессы, носящие принципиально новый характер, отражающие принципиально новый этап жизни религиозной сферы.

Каргина И.Г. приводит информацию о различных христианских объединениях, приводит графическое обоснование своего исследования, из которого видно, что после снятия идеологических запретов с населения вызвало большой интерес общества к запретной в прежние годы сфере – религии. Число различных конфессиональных групп резко возросло ( например, в России официально зарегистрировано более 20 различных протестантских конфессий, а до 1991 г. их насчитывалось только 8).

Менее чем за 10 последних лет не только возросло количество религиозных объединений, но и изменилось соотношение между количеством христианских вероисповеданий (православных, протестантских и католических). Дело в том, что отсутствуют методы, позволяющие дать наиболее точную информацию о том, какой процент населения является верующим и какую религию они исповедуют.

Анализируя полученные в ходе исследования данные, можно выделить одну из описательных характеристик религиозного объединения, которая в настоящее время в нашем обществе приобрела ранг признака конфессиональной принадлежности. Это – виды деятельности объединения.

Сравнительный анализ видов деятельности православных и протестантских объединений позволяет сделать вывод о значительно большей, по сравнению с православными церквами, ориентированности протестантских церквей на решение социальных проблем общества, обращение в своей деятельности во вне, за пределы церковной общины. Так, по данным почтового опроса 65% протестантских церквей России в качестве одного из доминирующих видов деятельности выделяют оказание помощи нуждающимся (социальной, материальной), 11,7% - оказание медицинской помощи, 76% - распространение духовной литературы, проведение евангелизационных акций, 31% - работу с детьми и молодежью (организация хора, творческих коллективов, обучение), 16,5% - работу с заключенными в местах лишения свободы и пр. В то же время 89% опрошенных православных церквей России выделяют в качестве приоритетных такие виды деятельности как проведение бесплатных обрядов и ритуалов, продажу духовной литературы.

Предложенные материалы охватывают лишь часть полученных в ходе исследования результатов. Однако на их основании можно сделать вывод о том, что процессы, происходящие в религиозной сфере на протяжении последних лет, отличаются повышенным динамизмом деятельности христианских конфессий и новизной для религиозной традиции нашего общества. Эта новизна является признаком современного периода развития российского общества. Можно полагать, что именно эти особенности, появляющиеся сегодня в религиозно жизни, станет тем внутренним фактором духовности, который окажет решающее влияние на изменение духовной мотивации общества.

На сегодняшний день по конституции 1993 года Российская Федерация является светским государством, в котором никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Государство закрепляет равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, пола, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Конституция запрещает любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Религия – это, своего рода, выражение общества.

Не случайно, что в России для обыденного восприятия православие зачастую выступает как “национальная религия русских” , а в числе доминант культового поведения всегда присутствует насыщенное магизмом обрядоверие. Институт церкви оценивается по его позиции в светских делах и по характеру социальной вовлеченности. Христианская мораль включает в себя некоторую совокупность норм (правил) , призванных регулировать взаимоотношения между людьми в семье, в общине верующих, в обществе.

В настоящее время усилилась тенденция к ориентации религии все больше на личность человека, проповедуя идеалы любви, сострадания.

В обществе принято деление на религиозные и светские занятия, предметы, поступки, но мало кто задумывается, что все элементы культуры имеют религиозное происхождение и если разложить на составные части привычные составляющие нашего окружения, то обнаружатся формы и методы, используемые в ранних формах религии. Вера наполняет всю жизнь и предопределяет наше поведение ежедневно.

Мне кажется во "внеисповедальном" состоянии по-прежнему остается подавляющее большинство людей. Сложно жить полностью самостоятельно, принимать ответственные решения, определять свое мировоззрение. Наверное, это и не надо. К сожалению, в поисках своего пути многие обратились к различным сектам. Другая крайность - идеализация прошлого, так называемая "новая религиозность". Не приведет к доброму результату насильственное занятие этим. А если что-то хорошее и получится, то в ущерб другому.


Федеральное агентство по образованию РФ ГОУВПО «ИГХТУ»

Кафедра социально-экономических теорий.


^ Рецензия на статьи:

Л.О. Иванова «Религия и права человека».

М.П. Мчедлов «О религиозности российской молодежи».

И.Г. Каргина «О динамике развития христианских конфессий».


Выполнила:

Железнова А.

Курс: 2 группа:2

Проверил:

Старший преподаватель

Литова Э.П.


Иваново 2007 г.

^ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:


СОЦИС. Социология религии – М., 1998. №6


Скачать файл (53 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru