Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Лекции по документоведению - файл 1.doc


Лекции по документоведению
скачать (323.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc324kb.04.12.2011 08:12скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2   3   4
Реклама MarketGid:
Загрузка...
Документоведение. Конфиденциальное делопроизводство.


Составители: Буканов Федор Федорович,

Назаров Николай Иванович

Компьютерная верстка: Петрова Т.А.

Шабалта А.Н.

Дмитриев К.А.

Хохлов П.А.

Джулай А.К.

Чепарин А.Н.

Маслов Ю.Л.


Редактор В.Ф. Елисеева

Технический редактор Г.Н. Шанькова


Подписано в печать

Формат 60 х 84 1/16. Бум. Типогр. №1.

Печать офсетная. Усл. п. л. Усл. кр.-отт. 4,18 Уч.-изд. л.

Тираж С - .

Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

«Самарский государственный технический университет».

443100 г. Самара, ул. Молодогвардейская, 244.

Главный корпус
ВВЕДЕНИЕ
Основная задача учебного курса "Документоведение" - вооружить студента общетеоретическими знаниями о сущности документа, его эволюции и видовом составе, функциях, выполняемых в обществе, и на этой основе познакомить с процессами работы с документами.

В учебном пособии впервые предпринята попытка синтеза накопленных знаний о документе из смежных с документоведением наук и областей практической деятельности. В нём изложены некоторые теоретические основы документоведения как науки и раскрыты аспекты практического его использования в вопросах защиты информации, что обусловило его структуру.

Так как курс "Документоведение" занимает ведущее место в подготовке специалистов по защите информации, он затрагивает и вопрос о конфиденциальных документах, содержащих информацию, которая является коммерческой тайной. Коммерческая тайна прямо связана с коммерческой деятельностью, является необходимым условием её существования. Синонимом коммерческой деятельности является предпринимательская деятельность. Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации предпринимательская деятельность - это "самостоятельная, осуществляемая на свой риск, деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном порядке".

Организация и технология конфиденциального делопроизводства не регламентированы государственными нормативными актами. Их должен определять обладатель конфиденциальных документов, учитывая специфику деятельности предприятия. Однако при этом ему необходимо руководствоваться определенными нормами и правилами работы с конфиденциальными документами, обеспечивающими нужный уровень функционирования предприятия, сохранность документов и конфиденциальность содержащейся в них информации, каковые правила здесь и освещаются.

В настоящее время мы становимся свидетелями и участниками процессов, определяющих формирование качественно нового типа общественных отношений, получившего в литературе название информа-

ционного общества. Основной отличительной чертой его является превращение информации в важнейший товар, оказывающий влияние на формирование общественного сознания и технологический прогресс. Рациональное использование уже накопленных знаний и оперативный обмен получаемыми сведениями позволят более экономно расходовать ресурсы планеты и тем самым обеспечить выживаемость человечества,
3

как вида. Доступность знаний все большему числу людей, информирование их о событиях, протекающих в мире, явятся дополнительным гарантом как развития человечества в целом, так и залогом стабильности общественных процессов - информированного человека труднее оболванить экстремистскими идеологиями.

Информация, являясь идеальной субстанцией, многогранна и многолика. Можно смело сказать, что она является одним из самых сложных объектов права и эта ее особенность накладывает отпечаток на всё формируемое в сфере информационных отношений законодательство.

Ощутимо возрастающие ценность информации и роль в общественных процессах диктуют необходимость ее адекватной защиты, в том числе и посредством формирования определенных правовых механизмов. К этому добавляется проблема обеспечения защиты "информационного портрета" индивида - его частной информации, становящейся все более доступной для широкого ознакомления в связи с использованием современных информационных технологий.

Постепенно приходит осознание того, что, несмотря на бурное развитие технических средств защиты информации, центром всей системы защиты и одновременно ее самым уязвимым звеном остается и будет по-прежнему являться человек и, таким образом, эффективность любой защиты зависит от степени рациональности, научности, внутренней согласованности правового регулирования этих отношений.

Современные правовые реалии, обусловленные как наличием приведенных выше факторов, так и качественными изменениями общественно-политической и экономической обстановки в стране, требуют поиска новых подходов к определению балансе между удовлетворением потребностей индивидов и общества на доступ к информации, накопленным информационным ресурсам, и основаниями на ограничение в доступе к отдельным категориям сведений.

Все перечисленные аспекты правовой действительности так или иначе фокусируются в институтах тайн, разработанных или декларированных в современном отечественном праве.

В данном пособии раскрываются наиболее основные вопросы, связанные с созданием и обработкой документов. Вместе с тем издание содержит приложения: "Законодательная и нормативная база в области защиты информации"; "Правовые аспекты защиты информации, циркулирующей в телефонных линиях связи", поэтому оно может быть полезно многим студентам, чья специальность связана с документоведением.

4

ОГЛАВЛЕНИЕ
В в е д е н и е…………………………………………………………. 3

  1. Общие правила регистрации документов…………………..5

  2. Индексация документов…………………………………….. 6

  3. Формы регистрации документов и порядок их заполнения…………………………………………………… 6

  4. Построение справочного аппарата…………………………. 7

  5. Классификация документов предприятия………………… 8

  6. Тайна как социальное, правовое явление и состояние информации…………………………………………………….. 9

  7. Коммерческая тайна………………………………………... 17

  8. Работа с документами, содержащими коммерческую тайну…………………………………………………………. 36

Библиографический список………………………………………… 42

П р и л о ж е н и е 1. Законодательная и нормативная база в области защиты информации………………………………………………… 43

П р и л о ж е н и е 2. Правовые аспекты защиты информации, циркулирующей в телефонных линиях связи…………………………. 50
Правилам и т.д.).

Ответственность по ст. 205 наступает, если имеет место не только факт нарушения правил охраны линий связи, но и наступили вредные последствия такого нарушения - перерыв междугородней связи. Прекращение связи должно быть не кратковременным, а таким, которое устраняется лишь после производства ремонтных работ с применением специальных средств. С субъективной стороны допустима как умышленная, так и неосторожная формы вины.

Субъект преступления — как должностное, так и не должностное лицо, достигшее 16-летнего возраста.
^ Уголовно-процессуальный Кодекс РФ

Статья 12. Неприкосновенность жилища, охрана личной жизни и тайны переписки

Личная жизнь граждан, тайна переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений охраняется законом.

Обыск, выемка, осмотр помещения у граждан, наложение ареста на корреспонденцию и выемка ее в почтово-телеграфных учреждениях могут производится только на основаниях и в порядке, установленных настоящим Кодексом.


56

^ 1. ОБЩИЕ ПРАВИЛА РЕГИСТРАЦИИ ДОКУМЕНТОВ
Регистрация документов — это запись необходимых сведений о до-

кументах с последующим проставлением на них делопроизводственного индекса и даты регистрации. Целью регистрации является обеспечение учета, контроля и поиска документов. Основным принципом регистрации документов является однократность. Каждый документ должен регистрироваться в данном учреждении только один раз. Входящие документы регистрируются в день поступления, исходящие и внутренние — в день подписания. Регистрация документов осуществляется, как правило, централизованно. Децентрализованная регистрация допускается в учреждениях I категории, в территориально раздробленных структурных подразделениях, а также в необходимых случаях, вызываемых особой спецификой деятельности учре­ждения.

Обязательной регистрации подлежат документы, поступающие из вышестоящих органов или направляемые в их адрес, важнейшие внутренние документы (приказы по основ­ной деятельности, приказы по личному составу, протоколы, докладные записки и др.), а также предложения, заявления и жалобы граждан.

Каждое учреждение должно иметь перечень доку­ментов, не подлежащих регистрации службой делопроизвод­ства. Перечень утверждается руководителем учреждения, если он включает нерегистрируемую документацию всего учреждения, или руководителем того структурного подразделения, на документы которого перечень распространяется. В перечень включаются не только поздравительные письма и телеграммы, пригласительные билеты, информация, присылаемая для сведения, но и все документы, проходящие через службу делопроизводства и подвергающиеся в отраслевых и функциональных структурных подразделениях и службах итеративному учету в специальных учетных формах. Напри­мер, бухгалтерские документы первичного учета регистриру­ются в бухгалтерии; месячные и квартальные отчеты подведомственных организаций учитываются в функциональных или отраслевых структурных подразделениях и др.

При регистрации документов используются следую­щие основные справочные материалы: перечень документов, не подлежащих регистрации службой делопроизводства; пе­речень структурных подразделений с их условными обозначе­ниями; номенклатура дел; классификатор документов.


5

^ 2. ИНДЕКСАЦИЯ ДОКУМЕНТОВ
Индексация документов в делопроизводстве — это проставление их

порядковых (регистрационных) номеров и необходимых условных обозначений при регистрации, указы­вающих место их исполнения (составления) и хранения.

Индекс входящего, исходящего и внутреннего доку­мента, как пра-

вило, состоит из индекса дела по номенклатуре и регистрационного номера документа. Исключение составляют индексы распорядитель­ных документов (постановлений, распоряжений, приказов по основной деятельности, приказов по личному составу и дру­гих), протоколов, а в отдельных случаях — предложений, за­явлений и жалоб граждан. Индексами распорядительных до­кументов и протоколов являются их регистрационные номера, которые присваиваются самостоятельно в пределах каждого вида документов. Индексы предложений, заявлений и жалоб граждан могут быть дополнены первой буквой фамилии авто­ра документа.

^ 3. ФОРМЫ РЕГИСТРАЦИИ ДОКУМЕНТОВ И ПОРЯДОК ИХ ЗАПОЛНЕНИЯ
Для регистрации всех категорий входящих, исходя­щих и внутренних документов применяется единая регистра­ционная карточка. Количество экземпляров регистрационной карточки определяется числом справочных и контрольных картотек во всех структурных подразделениях и звеньях, в которых доку­мент будет исполняться и контролироваться. В учреждениях с объемом документооборота до 500—600 документов в год допускается регистрация докумен­тов в журналах регистрации входящих, исходящих и внутрен­них документов.

При регистрации писем на карточках, как правило, самостоятельно регистрировать следует только инициативный документ (запрос), составленный в данном учреждении или присланный из другого ведомства. Данные об ответном доку­менте фиксируются в порядке дополнения к регистрационным записям на соответствующий инициативный документ.

Запол­нение граф журнала производится аналогично заполнению граф карточки. Регистрационная карточка заполняется машинопис­ным или рукописным способом. Календарная шкала карточки должна использовать­ся для контроля за сроками исполнения документа; на ней отмечается дата, к которой должен быть исполнен документ. На карточке формата А6, в которой нанесены только нечет­ные числа, срок испол-
6

териального и иного ущерба (в нарушении конституционных прав и свобод граждан, подрыве авторитета органа власти либо государственных и общественных организаций, создании помех и сбое в их работе и т.п.).

В некоторых случаях деятельность должностных лиц может квалифицироваться как халатность.

Совершение халатности путем действия выражается в ненадлежащем выполнении должностным лицом возложенных обязанностей по службе вследствие небрежного или недобросовестного отношения к ним. Халатность в форме бездействия проявляется в невыполнении должностным лицом своих обязанностей по службе при наличии к тому реальной возможности из выполнить в полном соответствии с требованиями должностной инструкции или специальным полномочием.

Служебные обязанности должностного лица определяются законами, подзаконными актами (инструкциями, положениями), трудовым договором (контрактом) или приказом вышестоящего должностного лица (органа управления). В данной связи по конкретным делам необходимо установить круг и характер служебных прав и обязанностей должностного лица, нормативные акты, их регламентирующие, мотив, цель и фактические обстоятельства совершенного деяния, наличие причинной связи между нарушениям (невыполнением) должностным лицом своих обязанностей и наступившими вредными последствиями, а по делам халатности — проверять, имел ли подсудимый реальную возможность выполнить эти обязанности.

В УК существуют и некоторые другие статьи, направленные на защиту имущества связи от посягательств. При неграмотном подключении

к магистральным (подземным и подводным линиям) возможно нарушение связи, что может повлечь ответственность по следующим статьям.
^ Статья 205. Нарушение правил охраны линий связи

Нарушение правил охраны линий связи, повлекшее повреждения кабельной линии междугородней связи, если оно вызвало перерыв связи, наказывается лишением свободы на срок до одного года или исправительными работами на тот же срок, или штрафом до двух минимальных месячных размеров оплаты труда (введена Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 17 октября 1969 г.; в ред. Закона Российской Федерации от 20 октября 1992 г. // Ведомости Верховного Совета РСФСР.

1969. N43. Ст. 1291; Ведомости Съезд народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. N47. Ст. 2664).

Диспозиция ст. 205 носит бланкетный характер: чтобы установить, нарушены ли правила охраны линий связи и какие именно, необходимо обратиться к актам, регламентирующим охрану линий связи (например к
55

приятий, учреждений, которые выполняют сугубо профессиональные или технические обязанности. Таким образом, к младшему техническому персоналу данные статьи УК применять нельзя, за исключением случая, когда лицо, временно исполняющее обязанности по определенной должности или осуществляющее специальные полномочия, может быть признано субъектом должностного преступления при условии, если указанные обязанности или полномочия возложены на данное лицо в установленном законом порядке.

С субъективной стороны должностные преступления совершаются

умышленно (кроме халатности и нарушения антимонопольного законодательства). Обязательным признаком злоупотребления властью или служебным положением, превышения власти или Служебных полномочий, должностного подлога является мотив корыстной или личной заинтересованности, а получения взятки — корысть.

В большинстве случаев хороший адвокат представит дело, если оно дойдет до суда, не как должностное преступление, а как должностной дисциплинарный проступок. Должностной дисциплинарный проступок характеризуется отсутствием существенного вреда государственным или общественным интересам или охраняемым законом правам и интересам граждан.

С объективной стороны злоупотребление властью или служебным положением выражается в использовании должностным лицом своего служебного положения вопреки интересам службы; в причинении существенного вреда государственным или общественным интересам либо

охраняемым законом правам и интересам граждан; в наличии причинной связи между действием или бездействием этого лица и наступившим вредом.

Как злоупотребление властью или служебным положением может расцениваться лишь такое использование должностным лицом своего служебного положения, которое совершено вопреки интересам службы, в противоречии со служебным долгом. Под служебным долгом понимаются обязанности лица, вытекающие из трудового договора с государственными, кооперативными или иными предприятиями и организациями, деятельность которых не противоречит действующему законодательству

Совершенным вопреки интересам службы признается действие или бездействие должностного лица, которое противоречит интересам органов власти, государственного, общественного или кооперативного учреждения, организации или предприятия.

Обязательным признаком объективной стороны злоупотребления служебным положением является причинение существенного вреда государственным или общественным интересам или охраняемым законом правам и интересам граждан. Вред может выражаться в причинении ма-
54

нения документа должен отмечаться днем раньше, если он приходится на четное число. В графе «Корреспондент» пишется название органи­зации, откуда поступил или куда направляется документ. При регистрации предложений, заявлении и жалоб граждан пи­шется их фамилия, имя,

отчество, место работы или домаш­ний адрес. В графе «Дата поступления и индекс документа» от­мечается дата поступления документа и индекс, который ему присваивается в организации, в которую он поступил. В графе «Дата и индекс документа» проставляется дата документа и индекс, присвоенный документу организа­цией — автором документа. В графе «Краткое содержание» указывается вид документа, его заголовок

или краткое содержание. При записи в карточку содержания резолюции ука­зывается также ее автор и дата.

Запись об исполнении документа должна отражать решение вопроса по существу, дату и индекс ответного доку­мента. Если не требуется составление письменного ответа, указывается конкретная запись о том, когда, кем и как решен вопрос, поставленный в инициативном документе. В графе «Контрольные отметки» фиксируются от­метки о контроле за сроками исполнения, которые должны со­держать дату проверки и конкретные причины задержки ис­полнения документа. Графа может быть использована для записей, отражающих движение документа. Графы регистрационной карточки «Фонд №», «Опись №», «Дело №» заполняются в архиве.

Бланки регистрационной карточки должны изготов­ляться типографским способом или методом оперативной по­лиграфии на бумаге формата А5 (148Х210 мм) и А6 (105 X 148 мм) по ГОСТ 9327—60. Допускается цветовое раз­личие карточек.

В необходимых случаях, вызываемых спецификой деятельности организации, допускается введение дополни­тельных реквизитов в регистрационной карточке, например:

«Количество листов», «Расписка в получении документа» и др. Расположение реквизитов произвольное. Допускается также разделение сложных реквизитов кар­точки на составные части (например: «Дата поступления и индекс документа», «Дата и индекс документа»).

^ 4. ПОСТРОЕНИЕ СПРАВОЧНОГО АППАРАТА
Регистрационные карточки систематизируются по определенной схеме л расставляются в картотеках, составляю­щих основу справочного аппарата к служебным документам. Справочный аппарат в делопроизводстве должен отвечать требованиям наиболее полного и разностороннего раскрытия состава и содержания документов, обеспечения их опе-
7

ративного поиска и контроля за исполнением, быстрого получения необходимой документной информации. Поиск документа в делопроизводстве, наблюдение за исполнением документа и поиск информации, заключенной в документе, наиболее полно обеспечивает справочная карто­тека.

Справочная картотека делится на две части: на неиспол­ненные и исполненные документы. Первая часть картотеки служит для поиска документа в процессе его исполнения по исполнителям, корреспондентам или срокам исполнения. Вто­рая часть картотеки строится с учетом использования ее для поиска исполненных документов по определенному вопросу.

В учреждениях I, II и III категории справочные кар­тотеки могут

вестись как в канцелярии (на переписку руко­водства и важнейшую внутреннюю документацию), так и в каждом структурном подразделении (на документы подразде­ления). В учреждениях IV категории ведется единая справочная картотека (или заменяющие ее журналы регистрации) на все регистрируемые документы.

Разделами первой части картотеки на неисполнен­ные документы являются названия корреспондентов или структурных подразделений (исполнителей). Разделы и рубрики второй части картотеки соответствуют разделам и рубрикам классификатора вопросов и участков деятельности учреждений. Если классификатором служит но­менклатура дел, то разделами картотеки являются названия структурных подразделений учреждения, а рубриками — за­головки дел и их индексы по номенклатуре. Карточки из разделов первой части по мере испол­нения документов с проставленными в них необходимыми отметками перемещаются в соответствующий раздел и рубрику второй части картотеки.

Картотека на заявления, предложения и жалобы граждан может вестись отдельно от основной картотеки; кар­точки в ней целесообразно располагать по алфавиту фамилий заявителей. Алфавитная картотека в случае необходимости может делиться по административно-территориальным едини­цам, а внутри этих делений — по алфавиту фамилий заяви­телей.

^ 5. КЛАССИФИКАЦИЯ ДОКУМЕНТОВ ПРЕДПРИЯТИЯ
Классификация документов – это разделение всех документов предприятия по определенным признакам на дела.

Делом является совокупность документов (в отдельных случаях документ), сформированных по какому-либо признаку, помещенных в твердую обложку, оформленных по определенным правилам.
8

Должностные преступления — это предусмотренные главой седьмой общественно опасные посягательства на правильную, отвечающую закону и иным нормативным актам деятельность органов государственной власти, а также аппарата управления общественных, кооперативных, совместных или государственных учреждений организаций и предприятий, совершаемые должностными лицами в силу занимаемого служебного положения и вопросам службы. К должностным преступлениям УК относит также дачу взятки или посредничество во взяточничестве, которые могут совершаться частными лицами, заинтересованными в получении определенной информации.

С объективной стороны должностные преступления могут совершаться как путем действия, так и путем бездействия. Путем бездействия эти преступления могут совершаться лишь при условии, если на должностном лице лежала обязанность в той или иной ситуации определенным образом действовать и оно имело реальную возможность эту обязанность выполнить надлежащим образом и предотвратить наступление существенного вреда (ст. 172 УК). Превышение власти, получение взятки, должностной подлог, дача взятки или посредничество во взяточничестве совершаются только путем действия, злоупотребление властью или служебным положением, халатность — как путем действия, так и путем бездействия.

Должностное лицо несет уголовную ответственность лишь при условии, когда между его действием или бездействием по службе и наступившим последствием имеется причинная связь. Такая связь имеет место тогда, когда действие или бездействие должностного лица явилось непосредственной причиной наступившего вреда или было условием его наступления.

Субъектом должностных преступлений могут быть (кроме дачи взятки и посредничества во взяточничестве) только должностные лица. По смыслу закона к должностным относятся три категории лиц:

а) постоянно или временно осуществляющие функции представителей органов государственной власти;

б) занимающие постоянно или временно в государственных или общественных учреждениях, организациях или на предприятиях должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей;

в) не занимающие указанных выше должностей, но выполняющие по специальному поручению организационно - распорядительские или административно -хозяйственные обязанности в государственных или общественных организациях, учреждениях или на предприятиях.

Не являются субъектами должностного преступления те работники государственных, кооперативных и общественных Организаций, пред-
53

адресата.

Субъект преступления — любое (а не только работник почты, телеграфа или телефонной станции) вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

Интересно, что в данная статья УК практически не применяется на практике. Кстати, аналогичное положение и за границей. В частности, в США некоторые жертвы акций прослушивания телефонных переговоров подавали в суд. Но чаще всего их иски тянулись до бесконечности, благодаря умелой тактике проволочек, проводимой АНБ, или терялись в бюрократических лабиринтах. Интересно, что прослушивание разговоров по линиям дальней связи с партнерами за рубежом, а также последующая передача содержания соответствующих переговоров другими органами США, как гласило постановление Апелляционного суда, "неподсудно американским судам" — это целиком лежит "на ответственности правительства".

В уголовно-процессуальном кодексе (УПК) РСФСР также есть положения, созвучные с 135 статьей УК.

В некоторых случаях возможно привлечение к уголовной ответственности работников учреждений связи, потворствующих съему информации с телефонных линий по статье 170 УК.
^ Статья 170. Злоупотребление властью или служебным положением.

Злоупотребление властью или служебным положением, то есть умышленное использование должностным лицом своего служебного положения вопреки интересам службы, если оно совершено из корыстной или личной заинтересованности и причинило существенный вред государственным или общественным интересам либо охраняемым законом правам и интересам граждан, наказываются лишением свободы на срок до трех лет, или исправительными работами на срок до двух лет, или увольнением от должности.

Злоупотребление властью или служебным положением, если оно вызвало тяжкие последствия, наказывается лишением свободы на срок до восьми лет.

При этом под должностными лицами в данной статье понимаются лица, постоянно или временно осуществляющие функции представителей власти, а также занимающие постоянно или временно в государственных или общественных учреждениях, организациях или на Предприятиях связи должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, или выполняющие такие обязанности в указанных учреждениях, организациях и на предприятиях по специальному полномочию.
52

На различных предприятиях состав и количество создаваемых документов не одинаковы, тем не менее документы любого предприятия можно систематизировать по одному или нескольким признакам.

Практика выработала следующие признаки группировки в дела:

- по названию вида документов, например “Акты”, “Приказы”, “Контракты”;

- по содержанию документов, например “Документы по ... за 1996 г.”;

- по объектам, фирмам-контрагентам, к которым относятся документы, например “Документы по совместной деятельности АО ... за 1997 г.”;

- по корреспондентам, например “Переписка с ...”;

- по грифу ограничения доступа.

Приведенные признаки не исключают других, менее распространенных.

В текущей работе классификация документов производится на этапе группировки их в дела и во время составления номенклатуры дел.

^ 6. ТАЙНА КАК СОЦИАЛЬНОЕ, ПРАВОВОЕ ЯВЛЕНИЕ И СОСТОЯНИЕ ИНФОРМАЦИИ
Слово "тайна" имеет древнерусское происхождение и первоначально употреблялось в мужском роде - "тай". В.И. Даль определял понятие "тайна" как "кто чего не знает, то для него тайна; все сокрытое, неизвестное, неведомое". Существует еще одно родственное слово - глагол "таить". Оно трактуется В.И. Далем как "скрывать от других, содержать в скрытности, в неведении от кого-либо, в сокровенности, хоронить; не говорить чего, не сказывать, не показывать; отпираться, запираться, лгать".

Таким образом, разговорный язык в целом точно определяет основные аспекты понятия "тайна" и основные сферы его действия. В самом широком толковании тайна - это сфера объективной реальности, скрытая от нашего восприятия либо понимания. С одной стороны, это все то, что на данный момент не осознано человеческим интеллектом. С другой - это нечто уже известное, но с определенной целью скрытое от других людей.

Можно также утверждать, что в иерархии тайн личная, индивидуальная занимает самое приоритетное место и зачастую оказывает решающее влияние на все иные виды тайн: семейную, корпоративную, коммерческую и даже государственную.

Несколько особняком стоят такие виды тайн, как, например, скры-
9
ваемый от детей процесс соития, некоторые секреты общения, присущие мужской части человеческого общества по отношению к женской, и наоборот.

И все же личная тайна стоит на первом месте. Человек властвующий, лидер какой-либо общественной группы или государства, весьма часто свое намерение или информацию об уже совершенном действии облекает в форму иной тайны: семьи, партии или государства. Так было, так есть и так будет.

Формирование на основе родоплеменных отношений государственных образований породило тайну государственную, наиболее категоричную, хорошо защищаемую и охраняемую. Первоначально, на уровне отношений между родами и племенами, содержание тайн имело в основном военную направленность, т.е. скрывались намерения по захвату чужих территорий, скота, иного имущества, а также меры, направленные против агрессии. Учитывая тот фактор, что особенности ведения боя, выраженные в способах построения войск, видах вооружения, скрыть

было невозможно из-за длительной подготовки воинских отрядов, данные сведения не пытались сохранить в тайне и даже наоборот, в ряде случаев подчеркивались с целью устрашения противника. Скрывался, как правило, конкретный замысел ведения боя, расположение и численность резервов.

Ко второй категории охраняемых тайн, образовавшихся еще на уровне родоплеменных отношений, следует отнести одну из разновидностей корпоративных тайн - религиозные, передававшиеся из поколения в поколение жрецами и шаманами.

Образование государств и формирование права привело к приданию военным тайнам статуса государственных. Одновременно в числе государственных тайн начинают формироваться тайны политические с разделением их на тайны межгосударственных отношений и тайны, касающиеся политики внутри государства.

В отличие от корпоративных тайн, в круг которых допускались лишь отдельные посвященные (отсюда их длительная живучесть во времени), государственные тайны военного и политического характера переставали быть таковыми по мере перехода от намерений к действиям.

С развитием письменности информация, содержавшая государственные тайны, стала переноситься на документальные носители, облекаясь в форму посланий, писем, донесений. В связи с тем, что такого рода документы могли быть легко перехвачены в пути следования, возникла необходимость в их дополнительной защите. Восковые, а затем сургучные печати, которыми скреплялись свитки, являлись способом защиты от тайной перлюстрации, но не спасали от явной, поэтому стали при бе-
10
  1   2   3   4



Скачать файл (323.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru