Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

., Ермаченко Т.Ф., Методическое пособие по разработке распорядительной и регламентной документации системы управления охраной труда строительной организации (МДС 12 - файл 1.doc


., Ермаченко Т.Ф., Методическое пособие по разработке распорядительной и регламентной документации системы управления охраной труда строительной организации (МДС 12
скачать (777 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc777kb.04.12.2011 08:35скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2   3   4   5   6
Реклама MarketGid:
Загрузка...
Методические документы в строительстве
АССОЦИАЦИЯ УЧЕБНЫХ И ЭКСПЕРТНЫХ ЦЕНТРОВ

ПО ОХРАНЕ ТРУДА В СТРОИТЕЛЬСТВЕ (АЦОТС)
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО РАЗРАБОТКЕ

РАСПОРЯДИТЕЛЬНОЙ И РЕГЛАМЕНТНОЙ

ДОКУМЕНТАЦИИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ

ОХРАНОЙ ТРУДА СТРОИТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
МДС 12-35.2007
Москва 2008
Пособие разработано в развитие «Рекомендаций по разработке локальных нормативных актов (стандартов предприятий),применяемых в системе управления охраной труда строительных организаций», введенных в действие постановлением Госстроя России от 13.10.2002 № 183 с учетом действующих законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда. При его подготовке были учтены рекомендации МОТ, изложенные в «Руководстве по системам управления охраной труда. МОТ-СУОТ 2001», и положения ГОСТ Р 12.0.006-2002 «ССБТ. Общие требования к управлению охраной труда в организации».

Предназначено для использования организациями строительного комплекса в целях подготовки документации по управлению охраной труда. На основе приведенных в пособии макетов документов в организациях разрабатываются и вводятся в действие распорядительные и регламентные документы по охране труда, являющиеся нормативной основой системы управления охраной труда.
РАЗРАБОТАНО авторским коллективом в составе: В.А. Алексеев

-канд. техн. наук, Президент АЦОТС; Т.Ф. Ермаченко исполнительный

директор АЦОТС.
ОДОБРЕНО И РЕКОМЕНДОВАНО для применения решением

Центральной аттестационной комиссии по охране труда в

строительстве от 21 сентября 2007 г, протокол № 1.
Содержание

1 ВВЕДЕНИЕ

^ 2 МАКЕТЫ РАСПОРЯДИТЕЛЬНЫХ И РЕГЛАМЕНТНЫХ ДОКУМЕНТОВ ПО УПРАВЛЕНИЮ ОХРАНОЙ ТРУДА В СТРОИТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

2.1 МАКЕТ РАСПОРЯДИТЕЛЬНОГО ДОКУМЕНТА О ПОЛИТИКЕ ОРГАНИЗАЦИИ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА

^ 2.2 МАКЕТ РАСПОРЯДИТЕЛЬНОГО ДОКУМЕНТА О СОЗДАНИИ СЛУЖБЫ ОХРАНЫ ТРУДА

2.3 МАКЕТ РАСПОРЯДИТЕЛЬНОГО ДОКУМЕНТА ОБ ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНЫХ ДЕЙСТВИЙ АДМИНИСТРАЦИИ И РАБОТНИКОВ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

^ 2.4 МАКЕТ РАСПОРЯДИТЕЛЬНОГО ДОКУМЕНТА О РАСПРЕДЕЛЕНИИ ОБЯЗАННОСТЕЙ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ОХРАНЫ ТРУДА МЕЖДУ РУКОВОДИТЕЛЯМИ СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ И ДОЛЖНОСТНЫМИ ЛИЦАМИ

^ 2.5 МАКЕТ РАСПОРЯДИТЕЛЬНОГО ДОКУМЕНТА О РАЗРАБОТКЕ, УЧЕТЕ И ПРИМЕНЕНИИ ИНСТРУКЦИЙ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

2.6 МАКЕТ РАСПОРЯДИТЕЛЬНОГО ДОКУМЕНТА О ПРОВЕДЕНИИ ИНСТРУКТАЖЕЙ РАБОТНИКОВ ПО ОХРАНЕ ТРУДА, А ТАКЖЕ ОБУЧЕНИИ БЕЗОПАСНЫМ МЕТОДАМ РАБОТ СО СТАЖИРОВКОЙ НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ

^ 2.7 МАКЕТ РАСПОРЯДИТЕЛЬНОГО ДОКУМЕНТА О ПОРЯДКЕ ОБУЧЕНИЯ И ПРОВЕРКЕ ЗНАНИЙ ПО ОХРАНЕ ТРУДА РУКОВОДИТЕЛЕЙ И СПЕЦИАЛИСТОВ

2.8 МАКЕТ РАСПОРЯДИТЕЛЬНОГО ДОКУМЕНТА О ПРОВЕДЕНИИ АНАЛИЗА ДЕЙСТВУЮЩИХ ОПФ, ОБ ОЦЕНКЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РИСКА ВОЗДЕЙСТВИЯ ИХ НА РАБОТНИКОВ И ПЛАНИРОВАНИИ МЕР БЕЗОПАСНОСТИ

^ 2.9 МАКЕТ РАСПОРЯДИТЕЛЬНОГО ДОКУМЕНТА ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОВЕДЕНИЯ АТТЕСТАЦИИ РАБОЧИХ МЕСТ ПО УСЛОВИЯМ ТРУДА

2.10 МАКЕТ РАСПОРЯДИТЕЛЬНОГО ДОКУМЕНТА ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫДАЧИ РАБОТНИКАМ СПЕЦОДЕЖДЫ И ДРУГИХ СИЗ

^ 2.11 МАКЕТ РАСПОРЯДИТЕЛЬНОГО ДОКУМЕНТА О ПОРЯДКЕ ДОПУСКА РАБОТНИКОВ К ВЫПОЛНЕНИЮ РАБОТ, К КОТОРЫМ ПРЕДЪЯВЛЯЮТСЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА

^ 2.12 МАКЕТ РАСПОРЯДИТЕЛЬНОГО ДОКУМЕНТА О ПОРЯДКЕ ВЫДАЧИ НАРЯДОВ-ДОПУСКОВ

2.13 МАКЕТ РАСПОРЯДИТЕЛЬНОГО ДОКУМЕНТА О ПРОВЕДЕНИИ РЕГИСТРАЦИИ (УЧЕТА), ТЕХНИЧЕСКОГО ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ И ОСМОТРА АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, СТРОИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ОСНАСТКИ И СРЕДСТВ ЗАЩИТЫ

^ 2.14 МАКЕТ РАСПОРЯДИТЕЛЬНОГО ДОКУМЕНТА ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ МЕР БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРИВЛЕЧЕНИИ СУБПОДРЯДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И

ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

2.15 МАКЕТ РАСПОРЯДИТЕЛЬНОГО ДОКУМЕНТА О ПРОВЕДЕНИИ ТРЕХСТУПЕНЧАТОГО АДМИНИСТРАТИВНО-ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЯ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА

^ 2.16 МАКЕТ РАСПОРЯДИТЕЛЬНОГО ДОКУМЕНТА О ПОРЯДКЕ РАССЛЕДОВАНИЯ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ

2.17 МАКЕТ РАСПОРЯДИТЕЛЬНОГО ДОКУМЕНТА О ПОДВЕДЕНИИ ИТОГОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

^ ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 РУКОВОДСТВО ПО СИСТЕМАМ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА. МОТ-СУОТ 2001/ILO-OSH-2001 ГЛОССАРИЙ ( GLOSSARY – СЛОВАРЬ СПЕЦИАЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ)


1 ВВЕДЕНИЕ
Строительство - наиболее древняя сфера человеческой деятельности - всегда было сопряжено с опасностью возникновения аварии, увечья и гибели людей. Объективно это связано с характером и спецификой строительных и монтажных работ, которые в большинстве своем выполняются на открытом воздухе в сложных природных и климатических условиях, на территории действующих промышленных предприятий.

Значительная часть этих работ выполняется на высоте и под землей, что служит причиной воздействия на работников опасных и вредных производственных факторов. Разнообразие строительных объектов, технологических и организационных способов производства строительно-монтажных работ требует повышенного внимания к вопросам безопасности труда. Они могут быть решены на основе применения действующих законодательных и нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда.

В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации на работодателей возлагается широкий круг обязанностей по обеспечению безопасных условий и охраны труда работников, находящихся с работодателями в трудовых отношениях. Это вызывает необходимость разработки и применения современных методов управления охраной труда в организации, использование которых придает действиям целенаправленный характер и позволяет привлечь к решению вопросов охраны труда руководителей и специалистов, а также других работников организации.

Нормативной основой для создания системы управления охраной труда в строительной организации (СУОТ) является документация СУОТ, разрабатываемая в организации на основе государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в законодательных и иных нормативных правовых актах Российской Федерации. Анализ требований свидетельствует о том, что порядок разработки и реализации документации СУОТ действующими нормативными актами в настоящее время определен недостаточно четко. В связи с дефицитом в отрасли специалистов охраны труда, а также ослаблением отраслевого регулирования охраны труда проблема разработки и ведения документации СУОТ становится особенно актуальной, что вызывает необходимость разработки пособий и рекомендаций по выполнению этой работы.

В этих целях АЦОТС в развитие введенных в действие постановлением Госстроя России от 13.10.2003 № 183 «Рекомендаций по разработке локальных нормативных актов (стандартов предприятий), применяемых в системе управления охраной труда строительной организации» подготовил настоящее Методическое пособие, которое содержит комплект макетов документации по управлению охраной труда в строительной организации. При подготовке Пособия были учтены положения «Руководства по системам управления охраной труда МОТСУОТ-2001» и ГОСТ Р 12.0.006-2002 * «ССБТ. Общие требования к управлению охраной труда в организации».

Исходя из состояния нормативной базы в строительстве в комплект документации могут быть включены 17 приказов, которыми вводятся в действие 26 регламентных документов (РДСУОТ) по наиболее важным мероприятиям охраны труда.

Согласно МОТ-СУОТ-2001 и ГОСТ Р 12.0.006-2002 СУОТ включает следующие элементы:

1. Политика организации в области охраны труда (определение целей и задач, приоритетов, основных нормативных актов).

2. Организация (создание органов управления, распределение обязанностей по охране труда и разработка руководящих документов).

3. Планирование и реализация мероприятий охраны труда.

4. Оценка (проверка, контроль и оценка состояния условий и охраны труда). Каждый элемент СУОТС включает в себя набор процедур, необходимость которых определяется требованиями нормативных актов, и этот набор процедур может быть определен распорядительными и регламентными документами СУОТ.

Процедуры устанавливают: «КТО?», «ЧТО?», «В КАКОМ ПОРЯДКЕ?» и «КАК ДЕЛАТЬ?». Согласно действующей практике на данные вопросы, как правило, отвечают такие документы, как положение, инструкция, регламент, руководство. Все эти документы вводятся в действие распорядительными документами (приказами), а их действие рассчитано на длительный срок (до 5 лет). По мере необходимости в регламентные документы могут вноситься изменения и дополнения.

Разработка СУОТС начинается с подготовки Перечня действующих законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, которыми следует руководствоваться при осуществлении хозяйственной деятельности в организации.

Анализ и обобщение требований этих документов позволяют сформулировать основные направления политики организации в области охраны труда и определить перечень руководящих документов СУОТС.

Действие второго элемента СУОТС связано с созданием в организации специального органа - службы охраны труда, занимающейся вопросами управления охраной труда. Для того чтобы действие этой службы было эффективно, следует ввести в

действие Положение «О службе охраны труда», которое устанавливает структуру, цели, задачи и основные функции службы охраны труда. Этим документом руководитель организации передает работникам службы охраны труда определенные права и обязанности и устанавливает, что должно делать данное подразделение, из кого состоять и по каким показателям оцениваться.

Одним из обязательных условий реализации СУОТС является обеспечение сотрудничества работодателя (его администрации) и работников в лице делегированных представителей. В качестве таких представителей могут выступать уполномоченные (доверенные) лица профессиональных союзов по охране труда, права которых определены ст. 370 Трудового кодекса Российской Федерации, или уполномоченные (доверенные) лица трудового коллектива. По инициативе администрации или работников в организации создается комитет (комиссия) по охране труда, который организует проведение совместных действий по охране труда работодателя и работников.

Помимо этого организация работы по охране труда связана с распределением обязанностей по охране труда между структурными подразделениями органов управления хозяйственной деятельностью и должностными лицами, а также организацией разработки руководящих документов СУОТС (стандартов предприятия ССБТ и инструкций по охране труда).

Третий элемент включает в себя планирование и проведение основных мероприятий СУОТС, направленных на предупреждение воздействия опасных производственных факторов производственной деятельности на работников. К их числу относятся:

проведение мероприятий по управлению профессиональными рисками, включая: проведение учета опасных производственных факторов, оценки профессионального риска, их воздействия на работников и планирования адекватных мер безопасности;

проведение аттестации рабочих мест по условиям труда и реализация полученных данных для подбора кадров, представление работникам льгот и компенсаций за неблагоприятные условия труда, а также подготовка Плана мероприятий по оздоровлению условий и совершенствованию охраны труда;

организация проведения обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда у работников организации, в том числе: проведение вводного инструктажа и инструктажей на рабочем месте; проведение обучения по охране труда работников рабочих профессий и руководителей и специалистов; проведение проверки требований охраны труда;

проведение мероприятий по допуску работников к работам в условиях действия опасных производственных факторов, включая составление Перечня профессий и работ, при выполнении которых к работникам предъявляются дополнительные требования по безопасности труда, организация производства работ с применением актов-допусков и нарядов-допусков, а также обеспечение работников спецодеждой, спецобувью и другими СИЗ.

В целях обеспечения эффективности функционирования СУОТС в организации должна быть налажена процедура оценки состояния условий и охраны труда, включающая проведение следующих мероприятий:

проведение расследования и учета несчастных случаев на производстве;

проведение контроля состояния условий и охраны труда;

оценка состояния условий и охраны труда.

Все изложенные мероприятия СУОТС должны осуществляться согласно требованиям законодательных и нормативных актов, реализация которых требует проведения в организации специальных мероприятий. При изменении законодательства и нормативной базы охраны труда документация СУОТ должна дополняться и изменяться.
^ 2 МАКЕТЫ РАСПОРЯДИТЕЛЬНЫХ И РЕГЛАМЕНТНЫХ ДОКУМЕНТОВ ПО УПРАВЛЕНИЮ ОХРАНОЙ ТРУДА В СТРОИТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

2.1 МАКЕТ РАСПОРЯДИТЕЛЬНОГО ДОКУМЕНТА О ПОЛИТИКЕ ОРГАНИЗАЦИИ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА

(наименование организации)
ПРИКАЗ
От «___»_________200 _ г. №______
О политике организации в области охраны туда
В целях обеспечения системного подхода к решению задач охраны труда согласно нормам Трудового кодекса РФ, требованиям СНиП 12-03-2001 и других нормативных актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, а также привлечения трудового коллектива организации к непосредственному участию в их решении, а также принятии решения о внедрении в организации Системы управления охраной труда (СУОТ)
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить по согласованию с профсоюзным органом (трудовым коллективом) следующие регламентные документы: РДСУОТ-01 «Основные направления политики организации в области охраны труда» (приложение № 1); РД СУОТ-02 «Перечень законодательных, нормативных правовых и иных нормативных актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, обязательные для соблюдения работниками организации» (приложение № 2); РД СУОТ-03 «Перечень основных регламентных документов СУОТ» (приложение № 3).

2. Ответственным за обеспечение выполнения государственных нормативных требований охраны труда в организации назначить зам. Руководителя _____________

(ф.и.о.)

Поручить ему осуществление руководства деятельностью по внедрению государственных нормативных требований охраны труда в подразделениях организации, а также по разработке регламентных документов СУОТС согласно приложению № 3.

3. Возложить ответственность за обеспечение соблюдения требований охраны труда в производственных подразделениях на руководителей подразделений.

4. Руководителям подразделений принять действенные меры для обеспечения безопасных условий на рабочих местах, соблюдения работниками требований нормативных актов по охране труда в процессе производственной деятельности.

5. Контроль за выполнением приказа оставляю за собой.
Руководитель

предприятия______________________________________________________

(подпись)
Приложение № 1 к приказу №________
РД СУОТ-01 «Основные направления политики организации

в области охраны труда»
Основными направлениями политики организации в области охраны труда, подготовленными на основе положений законодательства об охране труда, СНиП 12-03-2001, ГОСТ Р 12.0.006-2002*, МДС 12-16.2003, являются:

1. Обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников.

2. Соблюдение требований действующих законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда.

3. Гарантированное обеспечение принятия всех решений в области охраны труда по согласованию с профсоюзами или представительными органами работников, привлечение работников к активному участию во всёх элемёнтах и мероприятиях Системы управления охраной труда.

4. Непрерывное совершенствование функционирования Системы управления охраной труда в организации. Приложение № 2 к приказу №______
РД СУОТ-02 «Перечень законодательных, нормативных

правовых и иных нормативных актов, обязательных длясоблюдения работниками организации»
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 2 декабря 1993 г.

2. Трудовой кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 30.12.2001 г. № 197-РФ (в редакции ФЗ от 30.06.2006 № 90-ФЗ).

3. Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ (по состоянию на 30.06.2006).

4. Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности». Федеральный закон от 21 марта 2002 г. № 31-ФЗ (по состоянию на 30.06.2006 г.).

5. Кодекс РФ об административных правонарушениях (по состоянию на 21.02.2006 г.).

6. Уголовный кодекс Российской Федерации (по состоянию на30.06.2006 г.).

7. СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве. Часть

1. Общие требования». Утверждены постановлением Госстроя России от 23.07.2001 г. № 80, зарегистрированы Минюстом России 09.08.2001 г. № 2862.

8. СНиП 12-04-2002 «Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство». Утверждены постановлением Госстроя России от 17.09.2002 № 123, зарегистрированы Минюстом России 18.10.2002 г. № 3880.

9. Перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин. Утвержден постановлением Правительства РФ от 25.02.2000 г. № 162 (Собрание законодательства РФ, 2000, № 10, ст. 1130).

10. О новых нормах предельно допустимых нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную. Постановление Совмина - Правительства РФ от 16.02.1993 г. № 105. 11. Перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет. Утвержден постановлением Правительства РФ от 25.02.2000 г. № 163 (Собрание законодательства РФ, 2000, № 10, ст. 1131).

12. Об утверждении Норм предельно допустимых нагрузок для лиц моложе восемнадцати лет при подъеме и перемещении тяжестей вручную. Постановление Минтруда России от 07.04.1999 № 7.

13. О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников и медицинских регламентах допусков к профессии. Приказ Минздрава России от 14.03.1996 № 90 (в редакции от 06.02.2001).

14. Об утверждении Перечней вредных и(или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения этих осмотров(обследований). Приказ Минздравсоцразвития России от 16.08.2004 № 83 с изменениями согласно приказу Минздравсоцразвития России от 16 мая 2005 № 388.

15. Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих. Утвержден постановлением Минтруда России от 21.08.1998 г. № 37 (в ред. от 20.06.2002 г.).

16. Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций. Утвержден постановлением Минтруда и Минобразования России от 13 января 2003 г. № 1/29 .

17. Рекомендации по организации работы службы охраны труда в организации. Утверждены постановлением Минтруда России от 08.02.2000 № 14.

18. Рекомендации по организации работы уполномоченного (доверенного лица) по охране труда профессионального союза или трудового коллектива. Приложение к постановлению Минтруда России от 08.04.1994 г. № 30.

19. Типовое положение о комитете (комиссии) по охране труда. Приказ Минздравсоцразвития России от 29.05.2006 № 413.

20. Отраслевое тарифное соглашение по строительству и промышленности строительных материалов Российской Федерации на 2005 - 2007 гг.

21. Правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты. Приложение к постановлению Минтруда России от

18.12.1998 № 51 (в редакции от 03.02.2004 г.). 22. Типовые нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех отраслей экономики. Приложение к постановлению Минтруда России от 30.12.1997 № 69 (в редакции от 17.12.2001).

23. Типовые отраслевые нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам, занятым на строительных, строительно-монтажных и ремонтно-строительных работах. Утверждены постановлением Минтруда России от 25.12.1997 № 66 (в редакции от 03.02.2004).

24. СНиП 2.09.04-87* Административные и бытовые здания. Утверждены постановлением Госстроя СССР от 30.12.1987 № 313 (с изм. № 1, 2, 3).

25. СП 12-135-2003 Безопасность труда в строительстве. Отраслевые типовые инструкции по охране труда. Утверждены постановлением Госстроя России от 08.01.2003 № 2. 26. СП 12-136-2002 Безопасность труда в строительстве. Решения по охране труда и промышленной безопасности в проектах организации строительства и проектах производства работ. Утверждены постановлением Госстроя России от 17.09.2002 № 122.

27. СП 12-133-2000 Безопасность труда в строительстве. Положение о порядке аттестации рабочих мест по условиям труда в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве.

28. МДС 12-16.2003 «Рекомендации по разработке локальных нормативных актов (стандартов предприятий), применяемых в системе управления охраной труда строительной организации». Введены в действие постановлением Госстроя России от 13.10.2003 № 183 взамен СП 12-132-99 и СП 12-131-95*.

29. Положение о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда . Приложение к постановлению Минтруда России от 14.03.1997 № 12.

30. Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях. Постановление Минтруда России от 24.10.2002 № 73 .

31. Об утверждении Методических рекомендаций по разработке государственных нормативных требований охраны труда. Постановление Минтруда России от 17.12.2002 г. № 80.

32. Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов. ПБ 10-382-00. Утверждены постановлением Госгортехнадзора России от 25.06.2002 № 37.

33. Правила устройства и безопасной эксплуатации подъемников (вышек). ПБ 10-611-03. Утверждены постановлением Госгортехнадзора России от 11.06.2003 № 87.

34. Правила устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением. ПБ 03-576-03. Утверждены постановлением Госгортехнадзора России от 11.06.2003 № 91.

35. Правила устройства и безопасной эксплуатации строительных подъемников. ПБ 10-518-02. Утверждены постановлением Госгортехнадзора России от 25.06.2002 № 37.

36. Межотраслевые правила по охране труда (правила безопасности) при эксплуатации электроустановок. ПОТ Р М-016-2001; РД 153-34.0150-00. Утверждены постановлением Минтруда России от 05.01.2001 № 3, приказом Минэнерго России от 27.12.2000 № 163 (в редакции от 20.02.2003).

37. Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03). Утверждены приказом МЧС России от 18.06.2003 №313. (Извлечение 1 - 111, 573 - 666).

38. ГОСТ Р 12.0.006-2002*. Система стандартов безопасности труда. Общие требования к управлению охраной труда в организации.

39. ГОСТ 12.4.011-89 ССБТ. Средства защиты работающих. Общие требования и классификация.

40. ГОСТ Р 12.4.026-2001. Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний.

41. ГОСТ Р 50849-96*. Пояса предохранительные строительные. Общие технические условия. Методы испытаний.

42. ГОСТ 12.2.022-80* ССБТ. Конвейеры. Общие требования безопасности.

43. ГОСТ 12.1.046-85 ССБТ. Строительство. Нормы освещения строительных площадок.

44. Об утверждении межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях. Утверждены постановлением Минтруда России от 22.10.2001 № 72.

45. Межотраслевые правила по охране труда при электросварочных и газосварочных работах. ПОТ Р М-020-2001. Утверждены постановлением Минтруда России от 9.10.2001 № 72.

46. Оказание первой помощи пострадавшим при ожогах, кровотечениях, переломах, ушибах, поражениях электрическим током (рекомендуемое). Утверждены зам. министра Минтруда России.

47. Межотраслевые правила по охране труда на автомобильном транспорте. ПОТ Р М 027-2003. Утверждены постановлением Минтруда России от 12 мая 2003 г. № 28 (Извлечение 2.3, 2.4, 6).

48. Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом. Утверждены приказом Минтранса РФ от 8 августа 1995 г. № 73 . (Извлечение 1, 4, 5).

49. Межотраслевые правила по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов. ПОТ Р М-007-98. Утверждены постановлением Минтруда России от 20 марта 1998 г. № 16. (Извлечение 1-3).

50. Гигиенические требования к организации строительного производства и строительных работ. СанПиН 2.2.3.1384-03. Утверждены Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации, первым заместителем Министра здравоохранения Российской Федерации 11 июня 2003 г. Приложение № 3 к приказу №______
РД СУОТ-03 «Перечень основных регламентных документов

СУОТС»
1. РД СУОТ-01 «Основные направления политики организации в области охраны труда».

2. РД СУОТ-02 «Перечень законодательных, нормативных правовых и иных нормативных актов, обязательных для соблюдения в организации».

3. РД СУОТ-03 «Перечень регламентных документов СУОТС».

4. РД СУОТ-04 «Положение о службе охраны труда».

5. РД СУОТ-05 «Положение об уполномоченных (доверенных) лицах по охране труда профессионального союза или трудового коллектива».

6. РД СУОТ-06 «Положение о Комитете (комиссии) по охране труда».

7. РД СУОТ-07 «Обязанности работников, ответственных за обеспечение охраны труда в организации».

8. РД СУОТ-08 «Положение о распределении обязанностей по обеспечению охраны труда между руководителями структурных подразделений аппарата управления».

9. РД СУОТ-09 «Перечень инструкций по охране труда».

10. РД СУОТ-10 «Положение по разработке, учету и применению инструкций по охране труда».

11. РД СУОТ-11 «Положение о проведении инструктажей по охране труда».

12. РД СУОТ-12 «Положение о проведении обучения работников рабочих профессий со стажировкой на рабочем месте».

13. РД СУОТ-13 «Порядок проведения обучения по охране труда руководителей и специалистов организации».

14. РД СУОТ-14 «Порядок проведения проверки знаний требований охраны труда руководителей и специалистов организации».

15. РД СУОТ-15 «Порядок учета опасных производственных факторов, оценки профессионального риска их воздействия на работников и планирование мер безопасности».

16. РД СУОТ-16 «Положение об организации аттестации рабочих мест по условиям труда».

17. РД СУОТ-17 «Положение об организации выдачи и применения спецодежды, спецобуви и других СИЗ».

18. РД СУОТ-18 «Перечень профессий работников и видов СМР, к которым предъявляются дополнительные требования по безопасности труда».

19. РД СУОТ-19 «Порядок оформления нарядов-допусков на выполнение работ с повышенной опасностью».

20. РД СУОТ-20 «Перечень работ повышенной опасности и формы нарядов-допусков согласно требованиям нормативных документов».

21. РД СУОТ-21 «Положение о проведении регистрации (учета), технического освидетельствования и осмотра автотранспортных средств, строительной техники, средств подмащивания, грузозахватных приспособлений и тары, а также средств коллективной защиты».

22. РД СУОТ-22 «Положение об учете требований охраны труда при выборе субподрядных организаций и оформлении договоров строительного подряда».

23. РД СУОТ-23 «Положение о проведении координации работы субподрядных организаций и осуществление контроля за состоянием условий и охраны труда на объекте».

24. РД СУОТ-24 «Положение о проведении трехступенчатого административно-общественного контроля состояния условий и охраны труда на рабочих местах».

25. РД СУОТ-25 «Положение об организации расследования и учета несчастных случаев».

26. РД СУОТ-26 «Порядок подведения итогов деятельности подразделений организации».

^ Пояснительная записка
Указанный документ является базовым в СУОТС. Начиная с момента ввода его в действие вся деятельность руководства и работников организации принимает системный характер, а декларированная в Приказе политика в области охраны труда должна учитываться наравне со всеми другими целями деятельности организации.

При подготовке Приказа основные направления политики организации в области охраны труда необходимо обсудить и одобрить на собрании трудового коллектива.

При подготовке Перечня законодательных, нормативных правовых и иных нормативных актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, обязательные для соблюдения работниками организации, следует включить в него документы по пп. 1-31, требования которых распространяются на все виды строительной деятельности, а из оставшихся включить те, которые относятся к деятельности организации.

Для того чтобы обеспечить соблюдение работниками требований документов из Перечня, необходимо, чтобы эти документы имелись в наличии. При этом необходимо, чтобы в ведении службы охраны труда находился контрольный комплект этих документов в полном объеме, а в подразделениях -те из них, которые непосредственно относятся к их деятельности.

Указанные документы могут быть изданы в виде отдельных брошюр, а также в виде сборников документов. В качестве такого Сборника рекомендуется МДС 12-27.2006 «Методическое пособие по проведению обучения по охране труда руководящих работников, специалистов строительных организаций» (М.: ФГУП ЦПП, тел.для справок 482-42-94).

^ 2.2 МАКЕТ РАСПОРЯДИТЕЛЬНОГО ДОКУМЕНТА О СОЗДАНИИ СЛУЖБЫ ОХРАНЫ ТРУДА

(наименование организации)
ПРИКАЗ
От «___» __________200__г. №_____
О создании службы охраны труда
В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением в соответствии с требованиями статьи 217 Трудового кодекса РФ и во исполнение поручения п. 2 приказа № ____«О политике организации в области охраны труда»
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Создать службу охраны труда, подчинив ее лицу, ответственному за обеспечение охраны труда предприятия.

2. Утвердить регламентный документ РД СУОТ-04 «Положение о службе охраны труда» (приложение).

3. Отделу кадров зачислить на должность специалиста по охране труда __________.

(ф.и.о.)

4. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.

Руководитель предприятия __________________________________

(подпись)
Приложение № 1 к приказу № _______
РД СУОТ-04 «Положение о службе охраны труда»
1 Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано АЦОТС в соответствии со ст. 217 Трудового кодекса Российской Федерации, «Рекомендациями по организации работы службы охраны труда на предприятии» (Постановление Минтруда РФ № 14 от 08.02.2000г.), «Рекомендациями по разработке локальных нормативных актов(стандартов предприятий), применяемых в системе управления охраной труда строительной организации» (МДС 12-16.2003).

1.2. В соответствии со ст. 217 Трудового кодекса Российской Федерации в организации, где численность работников превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующие подготовку или опыт работы в этой области.

1.3. Работники службы назначаются и освобождаются от должности на основании решения Генерального директора по представлению лица, ответственного за обеспечение охраны труда в организации.

1.4. Служба в своей работе руководствуется:

федеральными законами РФ;

указами и распоряжениями Президента Российской Федерации;

постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации;

нормативными правовыми и иными нормативными актами по охране труда;

уставом предприятия;

настоящим Положением и другими локальными нормативными актами по охране труда.

1.5. Служба осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими подразделениями предприятия, в том числе: комитетом (комиссией) по охране труда, уполномоченными (доверенными)лицами по охране труда профессиональных союзов. При необходимости служба охраны труда сотрудничает со сторонними организациями: службой охраны труда вышестоящей организации (при ее наличии), а также с федеральными органами исполнительной власти и органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области охраны труда, органами государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда и органами общественного контроля.

1.6. На должность руководителя службы охраны труда или специалиста по охране труда назначаются, как правило, лица, имеющие квалификацию инженера по охране труда, либо специалисты, имеющие высшее профессиональное (техническое) образование инженера-строителя, инженера-механика строительно-дорожных машин и прошедшие специальное обучение по охране труда.

2 Функции службы охраны труда

2.1. Организация деятельности системы управления охраной труда, включая:

а) подготовку предложений руководителю организации о распределении обязанностей по охране труда между структурными подразделениями и должностными лицами в организации;

б) координацию деятельности других структурных подразделений по вопросам охраны труда;

в) проведение вводного инструктажа по охране труда со всеми лицами, поступающими на работу;

г) организацию своевременной подготовки и пересмотра локальных нормативных актов по охране труда;

д) организацию работы по обеспечению подразделений организаций комплектами государственных нормативных правовых актов и локальных нормативных актов.

2.2. Планирование и осуществление мероприятий охраны труда, включая:

а) составление перечня законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих государственные требования охраны труда, требованиями которых должны руководствоваться работники организаций, внесение в него своевременных изменений и дополнений;

б) учет и анализ опасных и вредных производственных факторов и профессиональных рисков, связанных с характером деятельности организации;

в) подготовку предложений по организации производства работ в условиях действия опасных и вредных производственных факторов;

г) проверку принимаемых в ГТПР решений на соответствие требованиям охраны труда;

д) организацию проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, сертификации работ по охране труда;

е) организацию проведения своевременного обучения и проверки знаний охраны труда;

ж) участие в составлении разделов коллективного договора, касающихся охраны труда.

2.3. Оценка деятельности системы управления охраной труда, включая:

а) обеспечение соблюдения требований Трудового кодекса Российской Федерации при проведении расследования несчастных случаев, участие в работе комиссии по расследованию несчастных случаев, а также комиссий по расследованию профессиональных заболеваний;

б) проведение совместно с представителями соответствующих подразделений проверок, обследований состояния условий и охраны труда на строительных площадках и рабочих местах с разработкой предложений по улучшению условий и охраны труда, предупреждению производственного травматизма

в) осуществление контроля за соблюдением работниками требований законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда;

г) организацию подведения итогов работы по охране труда в подразделениях организации и в целом в организации.

3 Права работников службы охраны труда

3.1. В установленном работодателем порядке в любое время суток беспрепятственно посещать и осматривать производственные, служебные и бытовые помещения организации, знакомиться в пределах своей компетенции с документами по вопросам охраны труда.

3.2. Предъявлять руководителям подразделений, другим должностным лицам организации обязательные для исполнения предписания по форме приложения № 1 об устранении выявленных при проверках нарушений требований охраны труда и контролировать их выполнение.

3.3. Требовать от руководителей подразделений отстранения от работы лиц, не имеющих допуска к выполнению данного вида работ, не прошедших в установленном порядке предварительных и периодических медицинских осмотров, обучения, инструктажа и стажировки по охране труда, не использующих в своей работе предоставленных средств индивидуальной защиты, а также нарушающих требования законодательства об охране труда.

3.4. Направлять руководителю организации предложения о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, не выполняющих свои должностные обязанности по охране труда.

3.5. Запрашивать и получать от руководителей подразделений необходимые сведения, информацию, документы по вопросам охраны труда, требовать письменные объяснения от лиц, допустивших нарушения законодательства об охране труда.

3.6. Привлекать по согласованию с руководителем организации и руководителями подразделений соответствующих специалистов организации к проверке состояния условий и охраны труда.

3.7. Представлять руководителю организации предложения о поощрении работников за активную работу по улучшению условий и охраны труда.

3.8. Представительствовать по поручению руководителя организации в государственных и общественных организациях при обсуждении вопросов охраны труда.
Приложение № 1 к РД СУОТ-04
Предписание работника службы охраны труда (специалистапо охране труда)
(наименование организации)
От «___»________200__г. №______
Кому__________________________________________________________________

(должность, ф.и.о.)

_______________________________________________________________________
(наименование подразделения организации)

В соответствии с требованиями _________________________________________

(наименование и пункты нормативного правового акта по охране труда)

предлагаю устранить следующие нарушения:




п.п

Перечень выявленных нарушений требований охраны труда

Сроки устранения

Отметка устранении об

1

2

3

4














О выполнении настоящего предписания прошу сообщить до ______________________ письменно (по телефону) _______________________

(дата)
Предписание выдал: _____________________________________________________

(подпись, дата) (ф.и.о., должность)

Предписание получил: ___________________________________________________

(подпись, дата) (ф.и.о., должность)

Контроль устранения нарушений провел: ___________________________________

(ф.и.о., должность)
(подпись, дата)
^ Пояснительная записка
Положение о службе охраны труда необходимо ввести в действие независимо от того, имеется ли служба охраны труда или нет. При наличии службы это Положение можно принять в составе Руководящего документа № 4.

В связи с разработкой и внедрением в организации СУОТС главной задачей деятельности службы охраны труда становится организация деятельности этой Системы. С учетом этого необходимо уточнить функции деятельности этой службы (см.Положение о Службе).

При подготовке приказа необходимо учитывать, что излагаемые в Положении функции и права Службы в равной мере относятся как к подразделению охраны труда, так и к отдельному специалисту охраны труда, на которого возложены обязанности Службы и предоставлены необходимые для этого права. При этом следует учитывать опыт объединения обязанностей службы охраны труда с обязанностями Службы по промышленной безопасности и экологии.
^ 2.3 МАКЕТ РАСПОРЯДИТЕЛЬНОГО ДОКУМЕНТА ОБ ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНЫХ ДЕЙСТВИЙ АДМИНИСТРАЦИИ И РАБОТНИКОВ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

(наименование организации)
ПРИКАЗ
От «____» ______________200 _ г. № __________
О проведении совместных действий администрации организации

и работников по охране труда
В целях организации совместных действий администрации и профсоюзной организации (трудового коллектива) по обеспечению выполнения требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний в соответствии с нормами Трудового кодекса Российской Федерации, рекомендациями Типового положения о комитете (комиссии) по охране труда, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 29.05.2006 № 413, постановлением Исполкома ФНПР от 18.10.2006 № 4-3 «Об утверждении Типового положения об уполномоченном (доверенном) лице по охране труда профессионального союза» и во исполнение поручения п. 2 приказа № _______«О политике организации в области охраны труда»
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить по согласованию с комитетом профсоюза (собранием трудового коллектива) регламентный документ РДСУОТ-05 «Положение об уполномоченных (доверенных) лицах по охране труда профессионального союза или трудового коллектива» согласно приложению № 1.

2. Утвердить регламентный документ РД СУОТ-06 «Положение о комитете (комиссии) по охране труда» согласно приложению № 2.

3. Руководителям подразделений организовать собрания трудовых коллективов с ознакомлением с утвержденными пп. 1 и 2 настоящего приказа Положениями и проведением выборов уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессионального союза или трудового коллектива.

4. Зам. руководителя организации, ответственному за обеспечение охраны труда в организации, подготовить приказ о создании комитета (комиссии) по охране труда.

5. Службе охраны труда организовать проведение обучения по охране труда членов комитета по охране труда и уполномоченных по охране труда.

6. Контроль за выполнением приказа оставляю за собой.

Руководитель организации _____________________________________

(подпись)
Приложение № 1 к приказу № ______
РД СУОТ-05 «Положение об уполномоченных (доверенных)

лицах по охране труда профессионального союза или

трудового коллектива»
1. Положение разработано АЦОТС на основе норм Трудового кодекса Российской Федерации, Рекомендаций по организации работы уполномоченного (доверенного лица) по охране труда профессионального союза или трудового коллектива, утвержденных постановлением Минтруда России от 08.04.1994 г. № 30, постановления Исполкома ФНПР от 18.10.2006 № 4-3 «Об утверждении Типового положения об уполномоченном (доверенном) лице по охране труда профессионального союза»,СНиП 12-03-2001, МДС 12-16.2003.

2. Согласно Трудовому кодексу РФ профессиональным союзам предоставляется право на осуществление контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, выполнением условий коллективных договоров и соглашений. Исходя из этого профсоюзы, иные представительные органы организуют выборы уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессионального союза или трудового коллектива. Выборы на срок не менее двух лет проводятся на собрании трудового коллектива и оформляются протоколом собрания. Уполномоченные периодически отчитываются на собрании о проделанной работе.

3. На уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессионального союза или трудового коллектива возлагаются следующие функции:

а) осуществление контроля за соблюдением работодателем законодательных и иных нормативных правовых актов, а также локальных нормативных актов, содержащих требования охраны труда;

б) участие в работе комиссий (в качестве представителей работников) по проведению проверок и обследований технического состояния зданий, сооружений, машин и оборудования на соответствие их нормам и правилам охраны труда;

в) по поручению профсоюзного органа -представление интересов пострадавшего работника при расследовании несчастных случаев на производстве;

г) информирование работников о состоянии охраны труда в подразделении;

д) по поручению профсоюзного органа -участие в работе комитета (комиссии) по охране труда;

е) подготовка предложений по улучшению условий и охраны труда на рабочих местах на основе проводимого анализа.

4. Для выполнения функциональных обязанностей уполномоченному (доверенному) лицу по охране труда профессионального союза или трудового коллектива предоставляются следующие права:

а) контролировать в подразделении, в котором они являются уполномоченными, соблюдение требований законодательных и других нормативных правовых актов по охране труда;

б) проверять выполнение мероприятий по охране труда, предусмотренных коллективным договором, соглашениями, актами расследования несчастных случаев;

в) выдавать руководителям подразделений представления об устранении выявленных нарушений законодательных и иных нормативных актов по охране труда;

г) обращаться в комитет (комиссию) по охране труда с предложениями о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении норм и правил охраны труда, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве;

д) принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с изменением условий труда, нарушениями законодательства об охране труда, обязательств, установленных коллективными договорами по охране труда.

5. Уполномоченным должны создаваться условия для выполнения возложенных на них функций. Для вновь избранных уполномоченных необходимо организовать обучение по охране труда с выдачей специального удостоверения. Для проведения ими обследований, а также участия в других мероприятиях охраны труда им необходимо выделять время в течение рабочего дня. Уполномоченные лица не могут быть уволены без согласования с профсоюзным комитетом (трудовым коллективом).
Приложение № 2 к приказу № ______
РД СУОТ-06 «Положение о комитете (комиссии) по охранетруда»
1. Положение разработано АЦОТС на основе ст. 218 Трудового кодекса РФ, Типового положения о комитете (комиссии) по охране труда, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 29.05.2006 № 413, и устанавливает основные задачи, функции и права комитета (комиссии) по охране труда (далее - комитет). Комитет является составной частью системы управления охраной труда организации, а также одной из форм участия работников в управлении организацией в области охраны труда. Его работа строится на принципах социального партнерства.

2. Комитеты (комиссии) по охране труда создаются по инициативе работодателя и (или) по инициативе работников либо их представительных органов. В их состав на паритетной основе входят представители работодателя и представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников. Выдвижение в комитет представителей работников осуществляется на основании решения выборного органа. Состав комитета утверждается приказом руководителя организации.

Комитет избирает из своего состава председателя, заместителей от каждой стороны и секретаря. Председателем комитета выбирается ответственный представитель работодателя, секретарем - работник службы охраны труда.

3. Комитет в своей деятельности руководствуется законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации об охране труда, генеральным, региональным, отраслевым (межотраслевым), территориальным соглашениями, коллективным договором (соглашением по охране труда), локальными нормативными правовыми актами организации.

4. Комитет взаимодействует с государственными органами управления охраной труда, органами федеральной инспекции труда, другими государственными органами надзора и контроля, а также с технической инспекцией труда профсоюзов.

5. Задачами комитета являются:

разработка на основе предложений членов комитета программы совместных действий работодателя, профессиональных союзов и (или) иных уполномоченных работниками представительных органов по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний;

организация проведения проверок состояния условий и охраны труда на рабочих местах, подготовка соответствующих предложений работодателю по решению проблем охраны труда на основе анализа состояния условий и охраны труда, производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;

информирование работников о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах, существующем риске повреждения здоровья и о полагающихся работникам компенсациях за работу во вредных и(или) опасных условиях труда, средствах индивидуальной защиты.

6. Функциями комитета являются:

рассмотрение предложений работодателя, работников, профессиональных союзов и (или) иных уполномоченных работниками представительных органов для выработки рекомендаций, направленных на улучшение условий и охраны труда работников;

оказание содействия работодателю в организации обучения работников по охране труда, безопасным методам и приемам выполнения работ, а также проверки знаний требований охраны труда и проведения своевременного и качественного инструктажа работников по охране труда;

участие в проведении обследований состояния условий и охраны труда в организации, рассмотрении их результатов и выработке рекомендаций работодателю по устранению выявленных нарушений;

информирование работников организации о проводимых мероприятиях по улучшению условий и охраны труда, профилактике производственного травматизма, профессиональных заболеваний;

доведение до сведения работников организации результатов аттестации рабочих мест по условиям труда и сертификации работ по охране труда;

информирование работников организации о действующих нормативах по обеспечению смывающими и обеззараживающими средствами, сертифицированной специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, правильности их применения, организации хранения, стирки, чистки, ремонта, дезинфекции и обеззараживания;

содействие в организации проведения предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров и соблюдения медицинских рекомендаций при трудоустройстве;

содействие в своевременном обеспечении работников организации, занятых на работах с вредными или опасными условиями труда, молоком, другими равноценными пищевыми продуктами и лечебно-профилактическим питанием;

участие в рассмотрении вопросов финансирования мероприятий по охране труда в организации, обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также осуществление контроля за расходованием средств организации и Фонда социального страхования Российской Федерации (страховщика), направляемых на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний;

содействие работодателю во внедрении в производство более совершенных технологий, новой техники, автоматизации и механизации производственных процессов с целью создания безопасных условий труда, ликвидации тяжелых физических работ;

подготовка и представление работодателю предложений по совершенствованию работ по охране труда и сохранению здоровья работников, созданию системы морального и материального поощрения работников, соблюдающих требования охраны труда и обеспечивающих сохранение и улучшение состояния здоровья;

рассмотрение проектов локальных нормативных правовых актов по охране труда и подготовка предложений по ним работодателю, профсоюзному выборному органу и (или) иному уполномоченному работниками представительному органу.

7. Для осуществления возложенных функций комитету предоставляются следующие права:

получать от работодателя информацию о состоянии условий труда на рабочих местах, производственном травматизме и профессиональных заболеваниях, наличии опасных и вредных производственных факторов и мерах по защите от них, о существующем риске повреждения здоровья;

заслушивать на заседаниях комитета сообщения работодателя (его представителей), руководителей структурных подразделений и других работников организации о выполнении ими обязанностей по обеспечению безопасных условий и охраны труда на рабочих местах и соблюдению гарантий прав работников на охрану труда;

заслушивать на заседаниях комитета руководителей и других работников организации, допустивших нарушения требований охраны труда, повлекшие за собой тяжелые последствия, и вносить работодателю предложения о привлечении их к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

участвовать в подготовке предложений к разделу коллективного договора (соглашения по охране труда) по вопросам, находящимся в компетенции комитета;

вносить работодателю предложения о поощрении работников организации за активное участие в работе по созданию условий труда, отвечающих требованиям безопасности и гигиены; содействовать разрешению трудовых споров, связанных с нарушением законодательства об охране труда, изменением условий труда, вопросами предоставления работникам, занятым во вредных и (или) опасных условиях труда, компенсаций.

8. Комитет осуществляет свою деятельность в соответствии с разрабатываемыми им регламентом и планом работы.

9. Члены комитета должны проходить обучение по охране труда за счет средств работодателя, а также средств Фонда социального страхования Российской Федерации (страховщика) в соответствии с порядком, установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда, по направлению работодателя на специализированные курсы не реже одного раза в три года.

10. Члены комитета информируют не реже одного раза в год выборный(е) орган(ы) первичной профсоюзной организации или собрание (конференцию) работников о проделанной ими в комитете работе. Выборный(е) орган(ы) первичной профсоюзной организации или собрание (конференция) работников организации вправе отзывать из комитета своих представителей и выдвигать в его состав новых представителей. Работодатель вправе своим решением отзывать своих представителей из комитета и назначать вместо них новых представителей.
^ Пояснительная записка
Одним из обязательных условий реализаций СУОТС является обеспечение сотрудничества работодателя (его администрации) и работников в лице делегированных представителей. В качестве таких представителей могут выступать уполномоченные (доверенные) лица профессиональных союзов по охране труда, права которых определены ст. 370 Трудового кодекса Российской Федерации, или уполномоченные (доверенные) лица трудового коллектива.

Положением об этих лицах предусматриваются их обязанности, которые возлагаются на них работниками, а также права, которые предоставляет им администрация. Поскольку права представителей трудового коллектива обеспечиваются работодателем, Положение о них следует утверждать совместным решением трудового коллектива и администрации.

При подготовке Положения о комитете (комиссии) по охране труда необходимо обратить внимание, что этот орган создается на паритетной основе из представителей администрации и трудового коллектива и должен рассматривать вопросы, требующие согласованных решений трудовых отношений обеих сторон. В частности, комитет должен рассматривать материалы о подведении итогов деятельности подразделений организации по охране труда и мерах по стимулированию их деятельности в этом направлении.

Состав комитета утверждается приказом руководителя организации. Председатель комиссии избирается на заседании комиссии из числа ответственных представителей администрации и утверждается приказом руководителя организации.
^ 2.4 МАКЕТ РАСПОРЯДИТЕЛЬНОГО ДОКУМЕНТА О РАСПРЕДЕЛЕНИИ ОБЯЗАННОСТЕЙ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ОХРАНЫ ТРУДА МЕЖДУ РУКОВОДИТЕЛЯМИ СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ И ДОЛЖНОСТНЫМИ ЛИЦАМИ

(наименование организации)
ПРИКАЗ
От «___»______________200__г. №___________
О распределении обязанностей по охране труда между

руководителями структурных подразделений и

должностными лицами
В целях обеспечения согласованных действий и взаимодействия между структурными подразделениями аппарата управления и руководящими работниками по вопросам обеспечения охраны труда в соответствии с требованиями ст. 212 Трудового кодекса РФ и раздела 5 СНиП 12-03-2001 и во исполнение решений поручения п. 2 приказа №_________«О политике организации в области охраны труда»
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить регламентный документ РД СУОТ-07 «Обязанности работников, ответственных за обеспечение охраны труда в организации» (приложение № 1).

2. Утвердить регламентный документ РД СУОТ-08 «Положение о распределении обязанностей по обеспечению охраны труда между руководителями структурных подразделений аппарата управления» (приложение № 2).

3. Должностным лицам, назначаемым приказами ответственными за обеспечение охраны труда в пределах порученных участков работ, при решении возложенных на них задач обеспечить выполнение обязанностей по обеспечению охраны труда согласно РД СУОТ-07.

4. Руководителям структурных подразделений аппарата управления при решении возложенных на них задач обеспечить выполнение обязанностей по обеспечению охраны труда согласно РД СУОТ-08.

5. Обязанности по координации действий структурных подразделений и должностных лиц по вопросам охраны труда возлагаются на службу охраны труда.

6. Начальнику отдела кадров при разработке должностных инструкций руководителей и специалистов организации включать в них обязанности по охране труда, установленные настоящим приказом.

7. Контроль за выполнением обязанностей по обеспечению охраны труда оставляю за собой.
Руководитель

организации______________________________________________________

(подпись)
Приложение № 1 к приказу №_____________
РД СУОТ-07 «Обязанности работников, ответственных за

обеспечение охраны труда в организации»
1. Обязанности работников разработаны АЦОТС в соответствии с СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования», МДС 12-16.2003 «Рекомендации по разработке локальных нормативных актов (стандартов предприятий), применяемых в системе управления охраной труда строительной организации».

2. На лицо, ответственное за обеспечение охраны труда в организации, возлагаются:

а) организация работ по внедрению требований законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда;

б) распределение обязанностей по охране труда между структурными подразделениями и должностными лицами и осуществление контроля за их деятельностью;

в) руководство работой службы охраны труда;

г) организация разработки локальных нормативных актов по охране труда.

3. На лиц, ответственных за обеспечение охраны труда в производственных подразделениях, возлагаются:

а) общее руководство по обеспечению охраны труда в пределах вверенного участка работ и производственных территорий;

б) осуществление контроля за выполнением работающими обязанностей по охране труда;

в) организация проведения инструктажей на рабочем месте, стажировок, обучения и проверки знаний по охране труда в соответствии с действующими нормативными актами;

г) оформление заявок на получение спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты работающих, средств коллективной защиты и технологической оснастки, необходимых для обеспечения безопасности производства работ;

д) соблюдение графиков проведения периодических медицинских осмотров подчиненного персонала и обеспечение строгого их соблюдения;

е) своевременное сообщение руководителю организации о несчастных случаях на производстве, участие в проведении расследований, разработке мероприятий по предотвращению подобных случаев на объекте;

ж) обеспечение контроля состояния охраны труда на объекте;

з) обеспечение объекта нормативными актами по охране труда.

4. На лиц, ответственных за обеспечение охраны труда на участках работ, возлагаются:

а) организация работ в соответствии с проектом производства работ и другими технологическими документами и ознакомление работников с предусмотренными в них мероприятиями охраны труда;

б) организация применения в соответствии с назначением технологической оснастки (лесов, подмостей, грузозахватных приспособлений, опалубки), машин, оборудования, средств коллективной защиты работников;

в) проведение инструктажей на рабочем месте по охране труда;

г) организация производства работ с применением грузоподъемных машин и другой строительной техники;

д) организация контроля состояния охраны труда на рабочихместах, предупреждение доступа на рабочие места и в бытовые помещения работников в нетрезвом состоянии.

5. На бригадиров (звеньевых) в пределах порученных им участков работ возлагается:

а) осуществление контроля соблюдения членами бригады мероприятий по безопасности труда, обеспечение выполнения членами бригады производственной дисциплины и правил трудового распорядка;

б) проверка перед началом работ состояния рабочих мест, организация устранения силами бригады выявленных нарушений условий безопасности и информирование об этом руководителя работ.
Приложение № 2 к приказу №___________
РД СУОТ-08 «Положение о распределении обязанностей по

обеспечению охраны труда между руководителями

структурных подразделений аппарата управления»
1. Положение разработано АЦОТС в соответствии с СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования», МДС 12-16.2003 «Рекомендации по разработке локальных нормативных актов (стандартов предприятий), применяемых в системе управления охраной труда строительной организации».

2. На руководителя отдела кадров возлагаются:

а) перед приемом на работу направлять поступающего работника на медицинский осмотр для получения медицинского заключения о допуске к работе в соответствии с порядком проведения этих осмотров, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 16.08.2004 № 83;

б) при заключении трудовых договоров с работниками знакомить их с состоянием условий и охраны труда на рабочих местах;

в) при проведении работы по подбору кадров учитывать ограничения к отдельным категориям работников исходя из условий труда на рабочих местах.

3. На начальника отдела организации труда и заработной платы возлагаются:

а) организация работы по материальному стимулированию деятельности работников по охране труда;

б) участие в работе по аттестации рабочих мест и подготовке документов по выплате работникам компенсаций и предоставлению льгот за тяжелые и опасные условия труда;

в) организация совместно с отделом кадров и службой охраны труда повышения квалификации кадров по вопросам охраны труда.

4. На начальника производственно-технического отдела возлагаются:

а) обеспечение производственных подразделений проектами производства работ и нормативными документами;

б) организация внедрения передовых технических решений;

в) участие в составлении планов улучшения условий и охраны труда.

5. На главного механика, главного энергетика возлагаются:

а) проведение мероприятий по обеспечению технически исправного состояния строительных машин, производственного оборудования, оснастки, сосудов, работающих под давлением, контрольной аппаратуры, электроустановок;

б) организация инструктажа, обучения и аттестации персонала, обслуживающего машины и электроустановки;

в) участие в расследовании несчастных случаев на производстве, связанных с эксплуатацией машин и электроустановок;

г) организация надзора за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин и сосудов, работающих под давлением.

6. На начальника отдела снабжения возлагаются:

а) систематизация заявок, поступающих от подразделений, и своевременное обеспечение их средствами индивидуальной защиты и инвентарем;

б) организация и проведение своевременного ремонта, стирки и сушки спецодежды и спецобуви.

7. На главного бухгалтера возлагается организация учета в установленном порядке денежных средств, расходуемых на проведение мероприятий охраны труда.
^ Пояснительная записка
Согласно п. 5.3 СНиП 12-03-2001 обязанности работников по охране труда должны определяться с учетом специальности, квалификации и (или) занимаемой должности и отражаться в их должностных инструкциях. Полный перечень обязанностей руководящих работников и специалистов администрации организации определяется ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации. Обязанности работников администрации должны быть сформулированы таким образом, чтобы обеспечить выполнение всех перечисленных в указанной статье обязанностей.

При подготовке приказа необходимо учесть весь состав руководящего персонала и проанализировать их обязанности с точки зрения выполнения установленных законом функций работодателя. Следует учитывать, что при отсутствии в организации лица, ответственного за выполнение каких-либо из указанных в этой статье обязанностей работодателя, они автоматически возлагаются на руководителя организации, который является представителем работодателя.
^ 2.5 МАКЕТ РАСПОРЯДИТЕЛЬНОГО ДОКУМЕНТА О РАЗРАБОТКЕ, УЧЕТЕ И ПРИМЕНЕНИИ ИНСТРУКЦИЙ ПО ОХРАНЕ ТРУДА
(наименование организации)
ПРИКАЗ
От «__»____________200 _ г. №______________
О разработке, учете и применении инструкций по охране труда
В целях обеспечения разработки, учета и применения инструкций по охране труда в соответствии с требованиями статьи 212 Трудового кодекса РФ, СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования», постановления Минтруда и социального развития РФ № 80 от 17.12.2002 г. «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке государственных нормативных требований охраны труда», СП 12-135-2003 «Безопасность труда в строительстве. Отраслевые типовые инструкции по охране труда» и во исполнение решений поручения п. 2 приказа № _______________ «О политике организации в области охраны труда»
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить по согласованию с профсоюзным органом регламентный документ РД СУОТ-09 «Перечень инструкций по охране труда для работников организации» (приложение № 1).

2. Утвердить по согласованию с профсоюзным органом регламентный документ РД СУОТ-10 «Положение по разработке, учету и применению инструкций по охране труда» (приложение № 2).

3. Руководителям подразделений совместно со службой охраны труда обеспечить разработку, учет, размножение, хранение, выдачу и обновление инструкций.

4. Контроль за исполнением приказа возлагаю на лицо, ответственное за обеспечение охраны труда в организации.
Руководитель предприятия _______________________

(подпись)
Приложение № 1 к приказу № ________________
РД СУОТ-09 «Перечень инструкций по охране труда для

работников организации»
1. Для работников рабочих профессий, в том числе:

1.1. Арматурщиков

1.2. Бетонщиков

1.3. Водителей грузовых автомобилей

1.4. Газосварщиков (газорезчиков)

1.5. Изолировщиков на гидроизоляции

1.6. Изолировщиков на термоизоляции

1.7. Каменщиков

1.8. Кровельщиков по стальным кровлям

1.9. Маляров строительных

1.10. Машинистов автомобильных, гусеничных или пневмоколесных кранов

1.11. Машинистов башенных кранов

1.12. Машинистов бульдозеров

1.13. Плотников

1.14. Стекольщиков

1.15. Штукатуров

1.16. Электросварщиков

1.17. Электромонтеров по ремонту и обслуживанию электрооборудования

1.18. Электрослесарей строительных

2. Для работников рабочих профессий, выполняющих работы, в том числе:

2.1. Верхолазные

2.2. Погрузочно-разгрузочные и складирование грузов

2.3. Строповку грузов

2.4. С электроинструментом

3. Для всех работников:

3.1. Первая помощь пострадавшим

3.2. Пожарная безопасность.
Приложение № 2 к приказу № ______
РД СУОТ-10 «Положение по разработке, учету иприменению инструкций по охране труда»
1. Настоящее Положение разработано АЦОТС с учетом статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации, постановления Минтруда и социального развития РФ № 80 от 17.12.2002 г. «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке государственных нормативных требований охраны труда», СП 12-135-2003 «Безопасность труда в строительстве. Отраслевые типовые инструкции по охране труда».

2. Инструкции по охране труда для работников рабочих профессий разрабатываются на основе межотраслевых или отраслевых инструкций по охране труда (а при их отсутствии межотраслевых или отраслевых правил по охране труда), требований безопасности, изложенных в эксплуатационной и ремонтной документации организаций -изготовителей оборудования, а также в технологической документации организации с учетом конкретных условий производства. Эти требования излагаются применительно к должности работника или ввиду выполняемой работы. Примерный вид титульного листа инструкций по охране труда для работников при их издании рекомендуется оформлять в соответствии с приложением № 1 к настоящему Положению.

3. Работодатель обеспечивает разработку и утверждение инструкций по охране труда для работников с учетом изложенного в письменном виде мнения выборного органа профсоюзного органа. Коллективным договором, соглашением может быть предусмотрено принятие инструкций по охране труда по согласованию с представительным органом работников.

4. При разработке инструкций следует исходить прежде всего из профессии работников с учетом особенности работы в конкретной организации. При этом следует из соответствующей типовой инструкции выбрать то, что относится к этим условиям организации, и дополнить материалами, указанными в п. 2. Во вводной части инструкции по охране труда следует указать наименование и номер типовой инструкции, на основе которой она подготовлена, а также наименование других документов, используемых при ее разработке.

5. Инструкции по видам работ следует применять как дополнение к инструкциям по профессиям. При этом инструкции по профессиям и видам работ могут объединяться в одну инструкцию или применяться отдельно. Например, может быть инструкция «Маляр-верхолаз», «Монтажник-стропальщик» или могут быть инструкции отдельно по профессиям и видам работ. 6. Инструкции по охране труда для работников должны разрабатываться руководителями соответствующих структурных подразделений организации при участии службы охраны труда организации и утверждаться приказом работодателя по согласованию с профсоюзным органом.

7. Для вводимых в действие новых и реконструируемых производств допускается разработка временных инструкций по охране труда для работников. Временные инструкции по охране труда для работников обеспечивают безопасное ведение технологических процессов (работ) и безопасную эксплуатацию оборудования. Они разрабатываются на срок приемки указанных производств в эксплуатацию.

8. Проверку и пересмотр инструкций по охране труда для работников организует работодатель. Пересмотр инструкций должен производиться не реже одного раза в 5 лет.

9. Инструкции по охране труда для работников могут досрочно пересматриваться:

а) при пересмотре межотраслевых и отраслевых правил и типовых инструкций по охране труда;

б) при изменении условий труда работников;

в) при внедрении новых техники и технологии;

г) по результатам анализа материалов расследований несчастных случаев на производстве;

д) по требованию представителей органов по труду субъектов Российской Федерации или органов федеральной инспекции труда. Проверку и пересмотр инструкций по охране труда должен организовать работодатель. Если в течение срока действия инструкции по охране труда для работников условия его труда не изменились, то ее действие продлевается на следующий срок.

10. Действующие в подразделении инструкции по охране труда для работников структурного подразделения организации, а также перечень этих инструкций хранятся у руководителя этого подразделения.

11. Инструкции по охране труда должны храниться у руководителя подразделения, а их копии - выдаваться под роспись работникам для изучения при первичном инструктаже либо быть вывешены на рабочих местах или участках. Учет инструкций по охране труда в организации осуществляется службой охраны труда.

12. Рекомендуемые формы журналов учета инструкций по охране труда для работников и учета выдачи инструкций по охране труда для работников подразделений организации приведены в приложениях № 2 и № 3 к настоящему Положению.
Приложение № 1 к РД СУОТ-10
(наименование организации)
Согласовано: Утверждаю:

наименование должности наименование должности

руководителя профсоюзного руководителя

органа

(подпись) (подпись)

(инициалы фамилия) (инициалы, фамилия),

Дата согласования Дата утверждения
Инструкция по охране труда
(наименование профессии или вида работ)
(наименование населенного пункта)
Примечание. На оборотной стороне инструкции рекомендуется наличие виз: разработчика инструкции, руководителя (специалиста) службы охраны труда, энергетика, технолога и других заинтересованных лиц.
Приложение №2 к РД СУОТ-10
Журнал

учета инструкций по охране труда для работников

(рекомендуемая форма)


N
п/п

Дата

Наиме-
нование
инструк-
ции

Дата
утверж-
дения

Обозна-
чение
(номер)

Плановый
срок
проверки

Ф.И.О. и
должность
работника,
произво-
дившего
учет

Подпись
работни-
ка, про-
водившего
учет

1

2

3

4

5

6

7

8

























Приложение № 3 к РД СУОТ-10

Журнал

учета выдачи инструкций по охране труда для

работников

(рекомендуемая форма)


N
п/п

Дата
выдачи

Обозначение
(номер) 
инструкции

Наимено-
вание  
инструк-
ции    

Количество
выданных 
экземпляров

Ф.И.О. и 
должность
(профессия)
получателя
инструкции

Подпись
получа-
теля ин-
струкции

1

2  

3    

4   

5    

6    

7  

 

 

 

 

 

 

 

  1   2   3   4   5   6



Скачать файл (777 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru