Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Отчет по квалификационной практике Менеджмента, в магазине Мир чудес - файл 1.rtf


Отчет по квалификационной практике Менеджмента, в магазине Мир чудес
скачать (1981.1 kb.)

Доступные файлы (1):

1.rtf1982kb.04.12.2011 08:36скачать

содержание
Загрузка...

1.rtf

  1   2
Реклама MarketGid:
Загрузка...
Содержание

Введение

1. Общие сведения о магазине игрушек «Мир чудес»

2. Анализ внешней среды организации прямого и косвенного воздействия

3. Анализ внутренней среды. Разработка системы управления

3.1. Формирование миссии

3.2. Обоснование выбора стратегии развития магазина.

3.3. Разработка организационной структуры

3.4. Разработка системы мотивации персонала.

3.5. Разработка системы контроля в организации.

4. Деловое общение. Правила ведения деловой беседы

5. Доклад. Антикризисное управление

6. Принятие управленческих решений

7. Оценка финансовых результатов магазина «Мир чудес»

Заключение

Список используемой литературы
Введение
Актуальность квалификационная практики - этот вид практики проводится для усвоения общих принципов функционирования организаций, для усвоения методов анализа внешней и внутренней среды предприятия, и учреждений по управлению трудом и регулированию социально-трудовых отношений, служб занятости; принципов организации работы служб и подразделений, занимающихся вопросами подбора, расстановки и учета персонала, отделов кадров, труда и заработной платы, отделов управления персоналом; а также анализа документации, обеспечивающей деятельность указанных служб. Она позволяет соединить теоретическую подготовку с практической деятельностью на конкретных рабочих местах. За время практики анализируются деятельность фирмы, хозяйственной деятельность организации.

В период прохождения квалификационной практики необходимо собрать и изучить информацию о предприятии магазин Мир чудес а так же нужно дать характеристику организации, провести анализ как внешней среды организации, так и внутренней среды организации.

^ Цель квалификационной практики закрепить полученные теоретические знания по менеджменту на практике.

Задачами практики являются:

- изучение состава и характеристика конкурентов;

- изучение сильных и слабых сторон предприятия;

- критерии оценки конкурентоспособности;

- возможности повышения конкурентоспособности предприятия;

- экологическое состояние организации и безопасности труда.

^ Объект исследования – магазин Мир чудес ИП Гриценко А.Ю.

Предмет исследования квалификационной практики – анализ внешней и внутренней среды магазина Мир чудес.

^ 1. Общие сведения о магазине игрушек «Мир чудес»
Создаваемый мной магазин детских игрушек «Мир чудес» создан Индивидуальным предпринимателем Гриценко Анной Юрьевной. «Мир чудес» представляет собой коммерческую организацию. Форма собственности частная. Основным видом деятельности магазина является предоставление большого ассортимента детских игрушек и принадлежностей: игрушки для новорожденных и малышей, соски, бутылочки, погремушки, книги, аудио-видео – кассеты и CD, DVD - диски со сказками, песнями и мультиками, роботы, человечки, куклы, домики, мягкие игрушки, настольные игры, конструкторы и многое другое.

Магазин «Мир чудес» представляет игрушки для детей всех возрастов разных ценовых категорий, в том числе развивающие игрушки, ролевые - сюжетные игры, ворота безопасности, машинки и надувную продукцию от ведущих производителей из России, Польши, Германии, Дании, Голландии, Швейцарии, Китая.

Принципом отбора производителей является высокое качество товаров, их экологическая безопасность для детей, необычный дизайн, а также приемлемая цена товаров.

В настоящее время ассортимент товаров, предлагаемых компанией своим клиентам, довольно широк, но главной их особенностью является то, что все они соответствуют европейским стандартам по качеству и безопасности.

Целью является постоянное расширение ассортимента магазина. В команде «Мир чудес» работают высококвалифицированные специалисты, имеющие опыт продвижения и продаж известных мировых торговых марок в России. Выбор игрушек контролирует детский психолог. Работу с клиентами осуществляют менеджер по продажам, служба доставки и ассистенты.

В нашем магазине можно найдете более 4000 игрушек на любой вкус и возраст. Большое внимание мы уделяем развивающим игрушкам. Для самых маленьких:

- музыкальные игрушки;

пластмассовые игрушки, погремушки;

качалки, каталки, развивающие игрушки.

Игровые наборы:

- для мальчиков;

- для девочек;

- музыкальные игрушки.

Куклы:

Куклы Baby Annabell, Baby Born;

Куклы Barbie (Барби) и аналоги;

Другие куклы;

Все для кукол.

Обучающие и развивающие игрушки:

Детские компьютеры;

Учим буквы и цифры;

- СЭС;
Роботы.

Конструкторы:

Деревянные конструкторы "Теремок";

Строительные конструкторы "Кирпичи";

Конструкторы Lego;

Город Мастеров и другие;

Другие конструкторы.

Мягкие и забавные игрушки:

Игрушки Aurora и другие;

Дышащие и храпящие во сне;

Игрушки веселые, интерактивные;

Мягкие игрушки.

Транспорт:

Педальные машины и электромобили

Радиоуправляемые игрушки

Машины, гаражи, треки

Коллекционные модели, инерционные машины

Трехколесные велосипеды

Железные дороги ·

Настольные игры:

Игра "За рулем";

Классические, семейные;

Футбол, хоккей, бильярд;

Шахматы, шашки, нарды.

Спорт и отдых:

Надувная продукция;

Качели, домики;

Самокаты;

Спортивные игры;

Мячи;

Санки;

Карманные игры.

Магазин уделяем большое внимание товарам для безопасности детей: заглушки на розетки, блокираторы, перегородки и манежи. Все это самого высокого качества.

^ 2. Анализ внешней среды организации прямого и косвенного воздействия
Потребители

Потребителями нашего магазина являются дети и взрослые. Магазин предоставляет маленьким и большим покупателям широкомасштабный ассортимент товара. Также организует доставку игрушек по заказу клиентов. В «Мир чудес» магазине имеется товар разных ценовых категорий, как более дешёвый (Китай), так и более дорогой (Дания, Голландия, Швейцария). Например, солдатики и роботы от 15 р. до 500 р., конструкторы от 30 р. до 2000 р., пазлы от 10 р. до 1000 р., мягкие игрушки от 50 р. до 3000 р. и т.д.

Поставщики

Оптовые фирмы Москвы, Санкт – Петербурга, Ростова – на – Дону, Краснодара предоставляют игрушки в наш магазин.

Конкуренты

В Сочи много конкурентов в этой области деятельности, а именно магазины детских товаров и игрушек «Александр», «Гудвин», «Гномик», «Добро», а также многочисленные интернет – магазины.

Технологические факторы

Технологические изменения включает научные и технологические нововведения в отдельные отрасли и в обществе в целом. В последние годы в этой области произошли многочисленные изменения, что подталкивает родителей уделять большее внимание на развивающим играм, конструкторам и т.п.

Социокультурные факторы

- Отношение людей к работе и качеству жизни;

- Существующие в обществе обычаи и верования;

- Разделяемые людьми ценности;

- Демографическая структура общества;

- Рост населения;

- Уровень образования;

- Мобильность людей и т.д.

Все эти изменения происходят достаточно медленно, но они приводят ко многим существенным изменениям в окружении организации, таким, как:

- Готовность или неготовность людей купить ту или иную единицу

производимой продукции;

- Рост или упадок числа потребителей;

- Вынужденное строительство большего числа филиалов и т.д.

Поэтому организация должна серьёзно отслеживать всевозможные социальные изменения. Ведь не каждый покупатель, по мере своих доходов, может приобрести ту или иную понравившуюся ему игрушку, а уровень развития ребёнка, в наше время, очень важен для общества.

Политико – правовая система

Государство облегчает деятельность предприятий среднего и малого бизнеса.

Законы

Основные законы:

Федеральный закон об обществах с ограниченной ответственностью;

Федеральный закон об акционерных обществах;

Налоговый кодекс РФ;

Закон по защите прав потребителей;

Гражданский кодекс РФ часть 1:

Статья 87. Основные положения об обществе с ограниченной ответственностью.

Статья 90. Уставный капитал общества с ограниченной ответственностью.

Статья 91. Управление в обществе с ограниченной ответственностью.

Статья 89. Учредительные документы общества с ограниченной ответственностью.

Статья 93. Переход доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью к другому лицу.
^ 3. Анализ внутренней среды. Разработка системы управления
Разработка фирменного знака магазина «Мир чудес»



^ 3.1. Формирование миссии
Миссия: предоставление обычных и эксклюзивных детских товаров и на любой кошелёк. Наш товар всегда самого высокого качества. Наши игрушки радуют не только детей, но и взрослых.


Схема 1.

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





^ 3.2. Обоснование выбора стратегии развития магазина.
Таблица 1
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
Стратегии предлагаемые Портером на мой взгляд не очень подходят для развития нашего магазина. Поэтому я остановила свой взгляд на эталонных стратегиях концентрированного роста, а именно на стратегии развития рынка и стратегии развития продукта, при которой мы делаем всё, чтобы закрепить за собой сектор рынка продажи высококачественных детских товаров в Иркутской области. Так же мы стремимся заинтересовать нашими идеями новых поставщиков и покупателей. Также, на мой взгляд, нашей организации подходит и стратегия диверсифицированного роста, а именно на стратегия центрированной диверсификации, т.к. наша организация стремится расширить ассортимент товара (детская одежда и обувь, детские коляски, кроватки и т.п.) при том, что уже имеющаяся продукция останется.

^ 3.3. Разработка организационной структуры
Директор контролирует деятельность всех подчиненных, решает проблемы, возникающие как в нутрии организации так за ее пределами. Полномочия распорядительные и координационные ко всему персоналу.

^ Коммерческий директор занимается ведение переговоров, сбытом продукции, контролем и анализом финансового состояния фирмы. Полномочия распорядительные и рекомендательные к персоналу.

Генеральный директор работает с документами, занимается обеспечением и обслуживанием работы руководителя. ^ Полномочия коордиционные к директору.

Бухгалтер ответственен за все экономические операции организации. Полномочия рекомендательные к директору.

Юрист решает все юридические вопросы. Полномочия рекомендательные к директору.

Менеджеры изучают конъюнктуру рынка, разрабатывают план реализации продукции и план ценовой стратегии, ведут подготовку и заключение договоров.

^ Менеджеры по продажам непосредственно контактируют с покупателями, предоставляют полный объём товара потребителю, занимаются обслуживанием клиентов.

^ Технический персонал обеспечивает чистоту в помещении.

Охрана следит за порядком.

Сложность работы директора можно приравнять к уровню сложности примерно равного 34, что соответствует диапазону контроля 4 – 7 человек.

Департаментализация функциональная, потому что обеспечивается стратегическая направленность управленческого процесса за счет централизации на высшем уровне принятия важнейших решений по реализации соответствующих функций, поли. Создаются необходимые условия для централизации текущего управления и контроля за реализацией стратегических установок и итерации, таким образом, текущих и перспективных задач.

На основе предельной рационализации структуры управления обеспечивается его высокое экономичность, надежность коммуникации, и исключается дублирование отдельных функций.

Создается возможность поддерживать высокие стандарты деятельности за счет концентрации в консультативных подразделениях специалистов, занятых подготовкой управленческих решений в соответствующей сфере деятельности.
Организационная структура

Схема 2.

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

^ 3.4. Разработка системы мотивации персонала.
Для всего персонала будет выплачиваться повременная оплата труда, состоящая из основной заработной платы, из дополнительной заработной платы и из премий.

Система премирования:

Директор:

♣ Оплата транспортных расходов или обслуживание собственным транспортом.

♣ Выделение средств на скидку при покупки любого товара в магазине игрушек «Мир чудес».

♣ Страхование жизни за счет организации.

♣ Предоставление возможности выбора времени отпуска.

♣ Гибкий график работы.

^ Коммерческий директор и генеральный директор:

♣ Бонус.

♣ Оплата транспортных расходов или обслуживание собственным транспортом.

♣ Выделение средств на скидку при покупки любого товара в магазине игрушек «Мир чудес».

♣ Предоставление возможности выбора времени отпуска.

♣ Гибкий график работы.

Бухгалтер:

♣ Бонус.

♣ Ежегодное повышение квалификации.

♣ Выделение средств на скидку при покупки любого товара в магазине игрушек «Мир чудес».

♣ Покрытие расходов на организацию обучения.

♣ Вручение грамот и благодарностей.

♣ Гибкий график работы

Менеджеры:

♣ Бонус.

♣ Ежегодное повышение квалификации.

♣ Выделение средств на скидку при покупки любого товара в магазине игрушек «Мир чудес».

♣ Гибкий график работы.

^ Менеджеры по продажам:

♣ Бонус.

♣ Вручение грамот, размещение лучших на доске почета.

♣ Предоставление возможности выбора времени отпуска.

♣ Премирование свободным временем.

♣ Ежегодное повышение квалификации.

Юрист:

♣ Выделение средств на скидку при покупки любого товара в магазине игрушек «Мир чудес».

♣ Покрытие расходов на организацию обучения.

♣ Предоставление возможности выбора времени отпуска.

♣ Ежегодное повышение квалификации.

^ Технический персонал и охрана:

♣ Премирование свободным временем.

♣ Бонус.
Теория мотивации, послужившая основой для разработки системы мотивации – иерархия потребностей А. Маслоу, потому что перед тем как принять будущего работника на работу, он проходит тестирования, с целью определения какие потребности для него приоритетные на данный момент времени. В дальнейшем мы уже разрабатываем индивидуальные методики мотивации.

^ 3.5. Разработка системы контроля в организации.
Таблица 2.

Функциональные области

Критерии эффективности

Директор

Ежедневно отчитывается директору о внутреннем и внешнем состоянии салона, составляет бизнес – план.

Бухгалтер

Сроки сдачи бухгалтерской документации, своевременные выплаты зарплаты, уплата налогов.

Юрист

Еженедельный юридический отчёт.


^ 4. Деловое общение. Правила ведения деловой беседы
Деловое общение - сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

Одной из важнейших форм управленческой деятельности являются деловые встречи (беседы и совещания). Это одна из самых распространенных форм взаимодействия на работе.

Беседы. Менеджер должен уметь вести деловые беседы. От этого во многом зависит успех или неуспех дела. Ученые определили, что при восприятии одного и того же сообщения его эмоциональная насыщенность располагается в следующем убывающем порядке:

индивидуальная беседа;

групповая беседа и слушание выступающих и докладчиков, просмотр кинофильма и телепередачи;

слушание радиопередачи;

чтение типографского и машинописного текста;

чтение рукописного текста.

^ Правила построения деловой беседы.

Любая деловая индивидуальная беседа состоит из трех этапов.

Первый этап — подготовительный. В него входит определение задач беседы и составление ее плана; установление времени и выбор места, где будет проходить беседа. Составление плана беседы исходя из ее задач — главный раздел этого этапа. Здесь необходимо проанализировать свою занятость, определить время беседы и ее продолжительность, а также продумать, удобно ли выбранное время для собеседника. Нужно изначально иметь и проявлять доброжелательный интерес к собеседнику.

На этом, подготовительном, этапе следует самого себя прове-. рить по следующим пунктам:

тщательная продуманность хода беседы

свобода от стереотипов, готовность воспринимать людей такими, какие они есть, гибко реагировать на происходящие в них изменения;

полная готовность выслушать собеседника и правильно ответить на возможные вопросы;

наличие точного, ясного и корректного плана беседы;

способность составленного плана беседы вызвать вопросы, уводящие обсуждение в сторону;

наличие естественных и убедительных формулировок;

выражение всех мыслей точно и ясно:

правильный выбор тона проведения беседы;

попытка представить себя на месте собеседника и понять его;

попытка представить: если бы подобная беседа была проведена с вами, остались бы вы довольны ею?

Второй этап — ознакомительный. В течение этого этапа преодолевается психологический барьер и устанавливается атмосфера доверия.

Третий этап — основной состоит из:

Вопросов, Возражений, Доказательств, Слушания.

^ 5. Доклад. Антикризисное управление
Существование социально-экономических систем представляет собой циклический процесс, для которого характерна закономерность наступления и разрешения кризисов. Социально-экономическая система, под которой мы можем понимать гражданское общество, хозяйствующий субъект (предприятие), интегрированную структуру бизнеса, имеет две основные тенденции в существовании: функционирование и развитие. Функционирование — это поддержание жизнедеятельности, сохранение функций, определяющих целостность системы и ее сущностные характеристики. Развитие — это приобретение нового качества, необходимого для прогрессивных перемен, приспособления к новым условиям среды, которое характеризует изменения в предметах, средствах труда и в самом человеке. Применение новых синтетических материалов, развитие микроэлектроники, робототехники, информационной и биотехнологии, использование электронной техники в комплексе со станками и роботами, все это является источником значительного роста производительности труда и качества изготавливаемых материальных благ. Однако, с другой стороны обновление технологической основы общественного воспроизводства является одной из причин, провоцирующих цикличность, а следовательно, и кризисные явления в функционировании системы. Экономика никогда не находится в состоянии покоя. Процветание не редко сменяется крахом, показатели национального дохода, уровня занятости, темпов роста производства, а также цены и прибыли понижаются. В конце концов, достигается нижняя точка, и опять начинается оживление. На более высоком витке раскручивающейся спирали истории, более прогрессивном по сравнению с предыдущим этапом, кризисы протекают с разной степенью остроты и их возможными проявлениями.

Кризис — это крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе (организации), угрожающее ее жизнестойкости в окружающей среде. Кризис может пониматься и как этап в развитии социально-экономической системы, необходимый для устранения напряжений и неравновесий в ней. Может возникнуть ситуация, при которой механизмы, связанные с существующей системой регуляции, оказываются не в состоянии изменить неблагоприятные конъюнктурные процессы, когда обостряются противоречия, развивающихся в недрах важных институциональных форм, определяющих режим накопления материальных благ. В ходе кризиса оказываются нежизнеспособными самые важные закономерности, на которых базируются организация производства, перспективы прибыльного использования капитала, распределение стоимости и структура общественного спроса.

Кризисы можно определить по факторам их проявления — наиболее значимым показателям, параметрам функционирования системы, свидетельствующим о наличии разбалансированности, острых противоречиях в ней. В отличие от фактора симптом кризиса — это первоначальный признак надвигающейся проблемы, показатель наиболее уязвимых сторон в функционировании системы.

Типология кризисов включает отдельные группы экономических, социальных, организационных, психологических, демографических, экологических, распределяемых таким образом, по структуре отношений в социально-экономической системе, по проблематике ее развития. Причем разные типы кризисов можно представить как цепочку, в которой разрыв одного звена, т. е. появление фактора одного из типов кризиса тянет за собой возникновение факторов других типов.

Экономические кризисы отражают острые противоречия в экономике страны или экономическом состоянии отдельной организации. Это кризисы перепроизводства, падения продаж, противоречий во взаимоотношениях экономических агентов рынка, кризисы неплатежей, потери конкурентных преимуществ и разорения предприятий.

Основными факторами экономического кризиса являются сокращение общего объема промышленного производства, производственных мощностей, рост уровня инфляции, гиперинфляция, снижение ВВП, внешнеторгового оборота, падение курсов ценных бумаг, развал в сельском хозяйстве, снижение инновационной активности предприятий, рост числа банкротств компаний.

Политические кризисы характеризуются острыми противоречиями в политическом устройстве общества, затрагивающими интересы различных социальных групп, правящих элит, оппозиционных партий. Факторами политических кризисов являются: резкое снижение легитимности власти, ее обесценивание в глазах граждан, отсутствие у власти способности управления происходящими в обществе процессами, смена правящей верхушки, отставка правительства, "министерская чехарда", резкое обострение социальных конфликтов, приобретающих ярко выраженный политический характер. Острый политический кризис может протекать как: конституционно-правовой, связанный с прекращением действия или ограничением основного закона страны; кризис партийной системы, вызванный расколом в партиях, ведущих общественных силах; правительственный кризис, связанный с ограничением или невозможностью государственно-административного воздействия; внешнеполитический кризис, вызванный нарастанием внешних угроз, войн, падения международного авторитета страны.

Социальные кризисы возникают при обострении противоречий и столкновении интересов различных социальных групп и часто являются продолжением экономических кризисов, потому что последние сопровождаются такими негативными социальными проявлениями, как падение уровня занятости, рост цен на потребительские товары, снижение уровня жизни граждан, сокращение государственных ассигнований на образование и здравоохранение. Основными факторами социальных кризисов являются: значительное снижение качества жизни граждан, безработица, нищета, рост числа серьезных заболеваний, ухудшение криминогенной обстановки, утечка умов, коррумпированность общества, полное разрушение системы ценностей, в том числе и духовных. Разновидностью социального кризиса является демографический кризис, негативными проявлениями которого является превышение показателей смертности над показателями рождаемости, негативные миграционные процессы, вызывающие отток квалифицированных специалистов, нехватку производительных кадров в экономике, неблагоприятные изменения в половозрастной структуре населения.

Самым непосредственным образом социальные и демографические кризисы связаны с психологическими кризисами, которые наиболее ярко проявляются в периоды больших перемен в обществе, в условиях нестабильности и падения уровня жизни людей. Факторы психологического кризиса: это появление неврозов, приобретающих массовый характер, рост неудовлетворенности граждан своим социальным положением, эмоциональная опустошенность у людей, усталость от перемен, обострение чувств неуверенности, страха, массовый рост числа сердечно-сосудистых и других заболеваний вследствие усиливающейся стрессовой нагрузки, ухудшение социально-психологического климата в обществе (в коллективе предприятия). В бизнесе психологический кризис проявляется как отсутствие у предпринимателей желания инвестировать в бизнес, производство, неверие в улучшение ситуации, стремление вывести капиталы из страны.

В организационном устройстве социально-экономической системы могут обостряться отношения, связанные со структурным построением, разделением и интеграцией деятельности, распределением функций, регламентацией деятельности подразделений, административных единиц, регионов, филиалов, дочерних фирм, представительств. Возникают организационные кризисы. Их основными факторами являются: застойность и бюрократизация структур, участившиеся конфликты между подразделениями, менеджерами разных уровней управления, неразбериха, безответственность, хаос и потеря контроля над рядом структурных единиц. А также отток ресурсов и серьезные проблемы в финансово-хозяйственной деятельности организации вследствие намеренных или ошибочных действий некоторых администраторов, разбалансированность общей системы управления, снижение уровня координирования и интеграции деятельности разных служб.

Экологические кризисы вызваны природными, стихийными явлениями, такими как: землетрясения, ураганы, пожары, климатические изменения, наводнения, а также часто они являются результатами жизнедеятельности человека.

Кризисы могут протекать явно и легко обнаруживаться, а могут быть малозаметными и идти в скрытой форме. Наиболее опасны кризисы, затрагивающие систему в целом. В такой ситуации образуется вереница сложных проблем, решение которых зависит от своевременности их выявления и профессионализма в управлении организацией, муниципальным образованием, государством.

Причины кризиса могут быть: объективными — связанными с циклическим развитием системы, потребностями модернизации, реструктуризации, воздействием внешних факторов, и субъективными отражающими ошибки менеджеров в управлении, недостатки в организации производства, несовершенство инновационной и инвестиционной политики.

Последствия кризиса представляют собой возможные состояния системы, ситуации и проблемы, для которых характерны: резкие изменения или последовательная трансформация, обновление организации или ее разрушение, оздоровление или возникновение нового кризиса. Последствия кризиса определяются его характером, типом, уровнем проявления негативных циклических факторов, выбором методик антикризисного управления, которое может сгладить негативные тенденции, способствовать преодолению неблагоприятных факторов, а может, напротив, спровоцировать новый кризис.

Антикризисное управление — это совокупность методов, приемов, позволяющих распознавать кризисы, осуществлять их профилактику, преодолевать их негативные последствия, сглаживать течение кризиса.

Технология антикризисного управления включает в себя ряд последовательных шагов по реализации механизма воздействия на систему с целью предупреждения, смягчения и преодоления кризисов разных типов. Менеджеру по антикризисному управлению важно иметь системное видение, уметь целиком охватить взглядом ряд взаимосвязанных проблем, которые, к примеру, могут привести организацию к банкротству, или резко ухудшить социальное положение людей. Методы антикризисного управления на уровне государственного регулирования включают: выработку нормативных, законодательных актов, определение направленной финансовой и социальной политики, содействие малому бизнесу, инновационной активности предприятий и конкурентоспособности страны на мировом рынке. На уровне менеджмента организации антикризисное управление — это разработка стратегий, позволяющих достигать конкурентных преимуществ на рынке с учетом рисков; формирование антикризисной команды менеджеров и реализация программы по выходу из кризиса; проведение мероприятий, направленных на привлечение финансовых ресурсов в организацию и реструктуризация кредиторской задолженности; своевременное решение конфликтов и выбор оптимальной кадровой политики, проведение реорганизации на сложном этапе банкротства.

Профессор А.Г. Грязнова в книге "Антикризисный менеджмент" характеризует антикризисное управление, как систему управления предприятием, которая имеет комплексный, системный характер. Она направлена на предотвращение или устранение неблагоприятных для бизнеса явлений посредством использования всего потенциала современного менеджмента, разработки и реализации на предприятии специальной программы, имеющей стратегический характер, позволяющей устранить временные затруднения, сохранить и преумножить рыночные позиции при любых обстоятельствах, опираясь в основном на собственные ресурсы.
^ 6. Принятие управленческих решений
Методы, используемые в процессе принятия решений.

Количество критериев выбора.

Если выбор наилучшей альтернативы производится только по одному критерию (что характерно для формализованных решений), то принимаемое решение будет простым, однокритериальным. И наоборот, когда выбранная альтернатива должна удовлетворять одновременно нескольким критериям, решение будет сложным, многокритериальным. В практике менеджмента подавляющее большинство решений многокритериальны, так как они должны одновременно отвечать таким критериям, как: объем прибыли, доходность, уровень качества, доля рынка, уровень занятости, срок реализации и т.п.

Форма принятия решений.

Лицом, осуществляющим выбор из имеющихся альтернатив окончательного решения, может быть один человек и его решение будет соответственно единоличным. Однако в современной практике менеджмента всё чаще встречаются сложные ситуации и проблемы, решение которых требует всестороннего, комплексного анализа, т.е. участия группы менеджеров и специалистов. Такие групповые, или коллективные, решения называются коллегиальными. Усиление профессионализации и углубление специализации управления приводят к широкому распространению коллегиальных форм принятия решений.

Необходимо также иметь в виду, что определённые решения и законодательно отнесены к группе коллегиальных. Так, например, определённые решения в акционерном обществе ( о выплате дивидендов, распределении прибыли и убытков, совершении крупных сделок, избрании руководящих органов, реорганизации и др.) отнесены к исключительной компетенции общего собрания акционеров. Коллегиальная форма принятия решении, разумеется, снижает оперативность управления и «размывает» ответственность за его результаты, однако препятствует грубым ошибкам и злоупотреблениям и повышает обоснованность выбора.

Способ фиксации решения.

По этому признаку управленческие решения могут быть разделены на фиксированные, или документальные (т.е. оформленные в виде какого либо документа - приказа, распоряжения, письма и т.п. ), и недокументированные ( не имеющие документальной формы, устные ).

Большинство решений в аппарате управления оформляется документально, однако мелкие, несущественные решения, а также решения, принятые в чрезвычайных, острых, не терпящих промедления ситуациях, могут и не фиксироваться документально.

Характер использованной информации.

В зависимости от степени полноты и достоверности информации, которой располагает менеджер, управленческие решения могут быть детерминированными (принятыми в условиях определённости) или вероятностными (принятыми в условиях риска или неопределённости).

Эти условия играют чрезвычайно важную роль при принятии решений, поэтому рассмотрим их более подробно.

1. Детерминированные и вероятностные решения.

Детерминированные решения принимаются в условиях определённости, когда руководитель располагает практически полной и достоверной информацией в отношении решаемой проблемы, что позволяет ему точно знать результат каждого из альтернативных вариантов выбора. Такой результат только один, и вероятность его наступления близка к единице. Принимая решение о запуске в производство определённого изделия, руководитель может точно определить уровень издержек производства, так как ставки арендной платы, стоимость материалов и рабочей силы могут быть рассчитаны довольно точно.

Анализ управленческих решений в условиях определенности это самый простой случай: известно количество возможных ситуаций (вариантов) и их исходы. Нужно выбрать один из возможных вариантов . Степень сложности процедуры выбора в данном случае определяется лишь количеством альтернативных вариантов .

Однако лишь немногие решения принимаются в условиях определённости. Большинство управленческих решений являются вероятностными.

Вероятностными называются решения, принимаемые в условиях риска или неопределённости.

К решениям принимаемых в условиях риска, относят такие, результаты которых не являются определёнными, но вероятность каждого результата известна. Вероятность определяется как степень возможности свершения данного события и изменяется от 0 до 1. Сумма вероятностей всех альтернатив должна быть равна единице. Вероятность можно определить математическими методами на основе статистического анализа опытных данных. Например, компании по страхованию жизни на основе анализа демографических данных могут с высокой степенью точности прогнозировать уровень смертности в определённых возрастных категориях и на этой базе определять страховые тарифы и объем страховых взносов, позволяющих выплачивать страховые премии и получать прибыль. Такая вероятность, рассчитанная на основе информации, позволяющей сделать статистически достоверный прогноз, называется объективной.

В ряде случаев, однако, организация не располагает достаточной информацией для объективной оценки вероятности возможных событий. В таких ситуациях руководителям помогает опыт, который показывает, что именно может произойти с наибольшей вероятностью. В этих случаях оценка вероятности является субъективной.

Анализ и принятие решений в условиях риска встречается на практике наиболее часто. Здесь пользуются вероятностным подходом , предполагающим прогнозирование возможных исходов и присвоение им вероятностей . При этом пользуются:

а) известными, типовыми ситуациями ( типа - вероятность появления герба при бросании монеты равна 0.5 ) ;

б) предыдущими распределениями вероятностей ( например, из выборочных обследований или статистики предшествующих периодов известна вероятность появления бракованной детали ) ;

в) субъективными оценками, сделанными аналитиком самостоятельно либо с привлечением группы экспертов.

Решение принимается в условиях неопределённости, когда из-за недостатка информации невозможно количественно оценить вероятность его возможных результатов. Это довольно часто встречается при решении новых, нетипичных проблем, когда требующие учёта факторы настолько новы и/или сложны, что о них невозможно получить достаточно информации. Неопределённость характерна и для некоторых решений, которые приходится принимать в быстро меняющихся ситуациях. В итоге вероятность определённой альтернативы невозможно оценить с достаточной степенью достоверности.

Сталкиваясь с неопределённостью, управляющий может использовать две основные возможности:

1) попытаться получить дополнительную информацию и ещё раз проанализировать проблему с целью уменьшить её новизну и сложность. В сочетании с опытом и интуицией это даст ему возможность оценить субъективную, предполагаемую вероятность возможных результатов;

2) когда не хватает времени и / или средств на сбор дополнительной информации, при принятии решений приходится полагаться на прошлый опыт и интуицию.

Результатом работы менеджера является управленческое решение. От того, каким будет это решение, зависит вся деятельность организации, зависит и то, будет ли достигнута поставленная цель или нет. Поэтому принятие менеджером того или иного решения всегда представляет собой определенные трудности. Это связано и с ответственностью, которую берет на себя менеджер, и с неопределенностью, которая присутствует при выборе одной из альтернатив.

Принятие решений не является прерогативой только менеджеров. В конце концов, все мы буквально каждый день принимаем решения. Правда, не все наши решения такие судьбоносные, как те, которые приходится принимать менеджерам компаний. Но все равно наши решения оказывают значительное влияние на нашу жизнь. Почти каждый из нас иногда досадовал: вот почему я в тот момент поступил так, а не иначе, ведь из-за этого у меня сейчас новые проблемы? Получается так, что в некоторые моменты мы избавляемся от одних проблем, но в будущем сталкиваемся с новыми. Но с другой стороны, нельзя совсем ничего не решать и пускать все дела на самотек. В таком случае человек теряет понимание ситуации и не может в дальнейшем управлять происходящим.

Принимая различные решения каждый день, мы начинаем действовать настолько механически, что уже не замечаем процессы, которые предшествуют принятию самого решения. В повседневной жизни между осознанием нами какой-то проблемы и ее решением проходят доли секунды, и мы зачастую не можем сказать, почему мы поступили именно так, а не иначе. Это объясняется тем, что если проблема возникает очень часто и каждый раз она решается одинаково, то алгоритм ее решения уже становится программой, которую наш мозг выполняет автоматически.

Но большинство проблем, которые встречаются в работе менеджера, не так часто повторяются, и поэтому их решение является тоже своего рода проблемой - проблемой выбора, который совершить не всегда легко.

Решение - это выбор одной из альтернатив, которые имеются для решения какой-то проблемы.

В свою очередь, проблема - это ситуация, представляющая собой препятствие к достижению целей, поставленных организацией. Если бы жизнь была монотонна и предсказуема, то не возникало бы ни каких проблем и не пришлось бы принимать решения по их преодолению. Но, к сожалению, - а может быть, и к счастью - нельзя сразу предугадать, как сложится та или иная ситуация, и поэтому в процессе планирования нельзя учесть все отклонения желаемой ситуации от действительной. В результате этих отклонений и появляются проблемы. Принятие неэффективных решений - часто результат отсутствия навыков мыслить логично. Крайне необходимо подходить к принятию решений как к рациональному процессу. Цель принятия решения - сделать оптимальный выбор из нескольких имеющихся возможностей, чтобы добиться определенного результата.
  1   2



Скачать файл (1981.1 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru