Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Лекция. Психология конфликта - файл 1.doc


Лекция. Психология конфликта
скачать (136.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc137kb.16.11.2011 10:08скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
"Психология конфликта".


  1. Психология конфликта.

Конфликт (от лат. conflictus) - столкновение противоположно направленных, противоречивых тенденций. Под конфликтом также понимается отсутствие согласия между двумя или более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами, преследующими свои цели. Когда существующие противоречия и разногласия нарушают нормальное взаимодействие людей или препятствуют достижению целей, эти разногласия преодолеваются вынужденным образом путем развития конфликта. То есть конфликт с этой точки зрения - один из способов преодоления противоречий.

По мнению американского психолога К. У. Томаса, существуют следующие стратегии и тактики поведения в конфликтной ситуации:

^ Стратегия партнерства - ориентация на, учет интересов и потребностей партнера. Стратегия согласия, поиска и приумножения общих интересов.

Стратегия напористости - реализация исключительно собственных интересов, достижение собственных целей. Жесткий подход: участники конфликта - противники, цель - победа. Сторонники такой стратегии нетерпеливы, эгоистичны, не слушают других, стремятся навязать свое мнение, легко ссорятся и портят отношения.

В дополнение можно отметить, что бывает и смешанная стратегия - когда напористо-агрессивное поведение одного участника конфликта направлено на нейтрализацию подобного поведения другого участника на фоне настойчивых попыток перевода конфликта в русло партнерства. Можно определить такую стратегию как агрессивное партнерство.

^ Внутри двух стратегий существуют следующие пять основных тактик поведения:

1. Сотрудничество — стиль, направленный на разрешение противоречий, ле­жащих в основе конфликта. Характе­ризуется тем, что субъект конфликта ориентирован на раз­решение задачи, а не на социальные отношения и может в связи с этим жертвовать своими ценностями ради дости­жения общих целей. Человек с таким ведущим стилем раз­решения конфликтных ситуаций способен пойти на риск снижения своей самооценки в острой жизненной ситуации. Как правило, этот стиль присутствует у неформальных ли­деров, способных регулировать и контролировать поведение не только других людей, но и свое собственное, что воз­можно благодаря тому, что в системе мотиваций доминирующую позицию занимает мотив достижения цели с хорошим развитием социального волевого контроля.

Сотрудничество возможно при высоких значениях напористости и партнерства. Поиск решений, полностью удовлетворяющих интересам обеих сторон в ходе открытого обсуждения. Совместный и откровенный анализ разногласий в ходе выработки решений. Инициатива, ответственность и исполнение распределяются по взаимному согласию. Сотрудничество приводит к самым эффективным решениям при сохранении дружеских отношений.

^ 2. Соперничество (противоборство) свойственно в большей степени активным, и агрессивным муж­чинам с мотивацией активно-оборони­тельного поведения и/или самоутверждения в качестве до­минирующих мотиваций. Соперничество вызывает часто максимальное сопротивление у партнеров по общению, так как противоречие разрешается в одностороннем порядке. Это наиболее опасный стиль, который может перевести внеш­ний конфликт в прямую конфронтацию и столкновение с применением силы. Индивид, демонстрирующий этот стиль, как правило, озабочен отношением к себе со стороны окружающих и стремится во всех ситуациях выглядеть по­бедителем. Можно допустить, что при этом стиле поведения проявляется неадекватное завышение самооценки, сохране­ние которой удается с помощью использования определен­ных форм психологической защиты.

Соперничество (противоборство) – возникает при высокой напористости и низком партнерстве. Стремление настоять на своем путем открытой борьбы за свои интересы, занятие жесткой позиции непримиримого антагонизма в случае сопротивления, применение власти, принуждения, давления, использование зависимости и уязвимых мест партнера. Тенденция воспринимать ситуацию как вопрос победы или поражения.

3. Компромисс — стиль поведения осторожных, рационально мыслящих людей, ориентированных на сохранение стабильных социальных отношений в ущерб общей цели и задачам. Люди с этим стилем стремятся примирить противоречивые интересы разных партнеров со своими собственными. Противоречие, вызвавшее конфликт, есте­ственно, не разрешается, а маскируется и временно за­гоняется внутрь с помощью частичных уступок и жертв со стороны каждого участника конфликта. Тактика этого стиля — постепенное сближение интересов и сведение их к общему балансу сил и потребностей, что возможно только в случае, если остальные участники готовы идти на уступки. Наименее эффективен в конфликтной ситуа­ции, когда один из партнеров демонстрирует стиль соперничества. Компромисс требует от человека ясного понимания ситуации и способности отслеживать развитие событий, что требует хорошо развитого интеллекта и аде­кватной высокой самооценки.

Компромисс – возможен при средних значениях напористости и партнерства. Стремление урегулировать разногласия, уступая в чем-то в обмен на уступки другого. Поиск средних решений, когда никто много не теряет, но и много не выигрывает. Интересы обеих сторон полностью не соблюдаются.

4. Приспособление — стиль, ориентированный на сохранение социальных от­ношений, доминирует у женщин (или у мужчин с женским складом характера), за­нимающих подчиненную социальную позицию на фоне не­адекватной заниженной самооценки. Субъект с этим сти­лем поведения осознает наличие внешнего конфликта и пытается к нему приспособиться с помощью различных тактик, в том числе с участием какой-то психологической защиты. Противоречие, вызвавшее конфликт, как бы сни­мается с помощью уступок со стороны индивида со стилем приспособления. Если внешний конфликт развивается без временного дефицита, то этот стиль может быть вполне эффективным. Однако слишком частое использование это­го стиля независимо от содержания ситуации лишает его носителя инициативы и способности к активным социаль­ным действиям, что рано или поздно приводит к возрастанию напряженности внутренних конфликтов и всем вытекающим последствиям.

Приспособление - поведение присутствует при низкой напористости и высоком стремлении к партнерству. Стремление сохранить или наладить благоприятные отношения, обеспечить интересы партнера путем сглаживания разногласий. Готовность уступить, пренебрегая собственными интересами, согласиться с требованиями, претензиями, уход от обсуждения спорных вопросов. Стремление поддержать партнера путем подчеркивания общих интересов, замалчивание разногласий.

5. Избегание — стиль, ориентированный на сохранение статуса своего «Я», поэтому наиболее социально пассивный, сводящийся обычно к непризнанию наличия внешнего кон­фликта. Тактика субъекта с таким стилем поведения сво­дится к уменьшению им значимости событий, вызвавших конфликт. Существует еще один способ поведения индиви­дов с этим доминирующим стилем, который сводится к спо­собности ускользнуть, уйти из конфликтной ситуации. Ес­тественно, что этот стиль не способен разрешить противо­речие, лежащее в основе конфликта, так как личность не признает вообще эти противоречия как реально существующие. Этот стиль свойствен людям со сниженной самооценкой и недостаточно развитым социальным интеллектом. Так же как и предыдущий, стиль избегания порождает усиление внутренних конфликтов.

Избегание - поведение при низкой напористости и низком значении партнерства. Это стремление не брать на себя ответственность за принятие решения, не видеть разногласий, отрицать конфликт, считать его безопасным. Стремление выйти из ситуации, не уступая, но и не настаивая на своем, воздерживаясь от споров, дискуссий, возражений оппоненту, высказываний своего мнения.

Практика показывает, что хорошо адаптированный к социальной среде человек обычно пользуется большей частью рассмотренных стилей поведения в зависимости от конкрет­ного содержания внешнего конфликта. В профессиональной среде наиболее эффективными являются сотрудничество и соперничество, в семейных отношениях одним из наибо­лее удачных способов разрешения сложных жизненных си­туаций может быть компромисс, используемый в сочетании с сотрудничеством.

Проявление различных стилей, возможно, определяется характерологическими особенностями, например уровнем экстраверсии. У ярко выраженных экстравертов домини­рующим стилем поведения в конфликте чаще всего явля­ется соперничество, а затем сотрудничество. Для интро­вертов наиболее легким стилем является избегание и при­способление.

Итак, стиль разрешения внешних конфликтов связан с индивидуально-психологическими особенностями человека, жизненным опытом и конкретным содержанием ситуации, которая привела к конфликту. Основной компонент последней, безусловно, - это стиль поведения партнера по взаимодействию.

^ Причины конфликтов.

Существуют различные причины конфликтов и традиционно различают два рода причин - объективные и субъективные. Объективные причины - это обстоятельства, независящие от участников конфликта (например, нехватка ресурсов). Субъективные - намерения и действия конкретных лиц или сторон конфликта.

Исходя из последствий, можно разделить конфликты на конструктивные и деструктивные. Для конструктивных конфликтов характерны разногласия, которые затрагивают принципиальные стороны, проблемы совершенствования деятельности, внесение улучшений в организацию службы. Такие конфликты могут приносить пользу, способствовать достижению определенных целей.

^ Деструктивные конфликты направлены на разрушительные действия, в процессе которых падает эффективность деятельности. Основные признаки деструктивного конфликта - тенденция к расширению, эскалация (конфликт становится независимым от исходных причин, и даже при их устранении последний продолжается), рост потерь и затрат, которые несут участники конфликта, рост агрессивных действий участников конфликта, нежелание идти на компромисс.

По классификации Л. Коузера, конфликты могут быть реалистическими (предметными) или нереалистическими (беспредметными). Реалистические конфликты вызваны неудовлетворением определенных требований участников или несправедливым, по мнению одной или обеих сторон, распределением между ними каких-либо преимуществ и направлены на достижение конкретного результата.

^ Нереалистические конфликты имеют своей целью открытое выражение накопившихся отрицательных эмоций, обид, враждебности, то есть острое конфликтное взаимодействие становится здесь не средством достижения конкретного результата, а самоцелью.

^ Типы конфликтов.

Существует следующие четыре основных типа конфликта:

  1. Внутриличностный конфликт. Он по своим потенциальным дисфункциональным последствиям аналогичен последствиям других типов конфликта и может принимать различные формы. Его субъектами являются различные психологические факторы внутреннего мира личности, кажущиеся или являющиеся несовместимыми: потребности, мотивы, ценности, чувства и т. п.

  2. ^ Межличностный конфликт. Конфликт «личность-личность», возможно, является самым распространенным и в организациях проявляется по-разному. Можно провести условные подразделения на конфликт «руководитель-руководитель», «руководитель-подчиненный», «сотрудник-сотрудник».

^ 3. Личностно-групповой конфликт. Организация состоит из множества формальных и неформальных групп, контактирующих между собой. Группы, где разнообразные системы ценностей в зависимости от окружающих условий формируются в течение продолжительного жизненного цикла, устанавливают свои нормы поведения, и каждый должен их соблюдать, чтобы быть принятым этой группой. Тем самым удовлетворяются социальные потребности членов коллектива, и достигается его сплоченность. Однако если ожидания, основы поведения и критерии выполнения работы группы находятся в противоречии с ожиданиями и взглядами на работу отдельной личности, может возникнуть конфликт между личностью и группой.

^ 4. Межгрупповой конфликт. Организации состоят из множества групп, как формальных (отделы, отделения и т.д.), так и неформальных. Даже в самых лучших организациях между такими группами могут возникать конфликты.
^

Основные типы конфликтных личностей.


Условно можно выделить следующие пять типов конфликтных личностей:

1. Конфликтная личность демонстративного типа. Желает быть центром внимания, хорошо выглядеть в глазах других. В поведении присутствует неадекватная эмоциональность, манерность, подчеркнутая вежливость. Отношение к другим людям определяется тем, как внешне относятся к нему (ней), обижается по пустякам, вызывает ложное чувство вины у окружающих, любит комплименты. Легко переносит поверхностные, межличностные конфликты, демонстрируя собственную стойкость и страдания. Быстро определяет линию своего поведения в различных ситуациях, избегает кропотливую, систематическую работу. Не уходит от конфликтов, уверенно чувствует себя в конфликтной ситуации. Часто источник конфликта, но этого не осознает.

^ 2. Конфликтная личность ригидного типа. Подозрителен, с завышенной самооценкой, постоянно требуется подтверждение собственной значимости. Часто не учитывает изменения ситуации и обстоятельств, прямолинеен и негибок, консервативен. С большим трудом принимает точку зрения окружающих, не очень считается с их мнением. Выражение почтения со стороны окружающих воспринимает как должное. Выражение недоброжелательства со стороны окружающих воспринимается как выпад, угроза. Слабо выражена самокритика, может внешне согласиться с доводами окружающих, но на собственные поступки мнение других не повлияет: Болезненно обидчив, повышенно чувствителен по отношению к мнимым или действительным несправедливостям.

^ 3. Конфликтная личность неуправляемого типа. Импульсивен, недостаточно контролирует себя. Поведение мало предсказуемо, вызывающее, агрессивное, может быть неадекватно, действует без соблюдения общепринятых норм. Характерен высокий уровень притязаний. Несамокритичен. Во многих неудачах, неприятностях склонен обвинять других. Не может грамотно спланировать свою деятельность или последовательно претворить планы в жизнь. Недостаточно развита способность согласовывать свои поступки с целями и обстоятельствами. Не учитывает прошлого опыта, не извлекает уроков на будущее.

^ 4. Конфликтная личность сверхтревожного типа. Педантично относится к работе. Предъявляет повышенные требования к окружающим, придирчив. Обладает повышенной тревожностью. Чрезмерно чувствителен к деталям, перестраховщик. Склонен придавать излишнее значение замечаниям окружающих. Может, внезапно порвать отношения с друзьями, знакомыми, если ему показалось, что его обидели. Серьезно переживает свои просчеты и неудачи. Сдержан во внешних, эмоциональных проявлениях, не всегда ориентируется в реальных взаимоотношениях в группе.

^ 5. Конфликтная личность бесконфликтного типа. Неустойчив в оценках и мнениях, обладает легкой внушаемостью. Внутренне противоречив, непоследователен. Ориентируется на сиюминутный успех в ситуациях. Недостаточно хорошо видит перспективу. Зависит от мнения окружающих, особенно лидеров. Излишне стремится к компромиссу. Не обладает достаточной силой воли. Не задумывается глубоко над последствиями своих поступков и причинами поступков окружающих.

Определение какого-либо типа конфликтной личности в коллективе поможет разработать индивидуальный подход к ней в случае обострения ситуации, а также иметь уже готовые рецепты для разрешения возможного конфликта.

^ Модели, стратегии и тактики поведения в конфликте и его урегулирование.

По психологическим характеристикам модели поведения в условиях конфликтных ситуаций могут быть следующие.

^ 1. Модель «деловой спор» - между участниками существуют разногласия по конкретному вопросу их совместной деятельности, но обе стороны верят в возможность соглашения. В целом характер таких взаимоотношений можно назвать как товарищеский, имеющий тенденцию прийти к согласию.

^ 2. Модель «формализация отношений» - зона разногласий становится очень широкой, конфликт касается уже не какого-то одного аспекта взаимной деятельности, а нескольких. В подобной ситуации оппоненты не видят возможности соглашения и ищут внешние, официальные способы разрешения конфликта, обращаются за помощью к начальству или коллективу. Товарищеские отношения отсутствуют.

^ 3. Модель «психологический антагонизм» - расширяется и становится более неопределенной зона рассогласований, увеличивается субъективизм в подходах к решению проблемы. Отношения между партнерами приобретают негативный оттенок, возникает неприязнь, нет стремления к согласию, нередка взаимная враждебность, задеваются личностные качества. Преобладает стремление к избеганию совместных контактов.
^

Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. У. Томаса.


В своем подходе к изучению конфликтных явлений К. У. Томас делал акцент на изменение традиционного отношения к конфликтам. Указывая, что на ранних этапах его изучения широко использовался термин «разрешение конфликтов», он подчеркивал, что термин подразумевает, что конфликт можно и необходимо разрешать. Целью разрешения конфликтов, таким образом, было некоторое идеальное бесконфликтное состояние, где люди работают в полной гармонии. Однако в последнее время произошло существенное изменение в отношении специалистов к этому аспекту исследования конфликтов. Оно было вызвано, по мнению К. Томаса, по меньшей мере, двумя обстоятельствами: осознанием тщетности усилий по полной элиминации конфликтов, увеличением числа ис­следований, указывающих на позитивные функции конф­ликтов. Отсюда, по мысли автора, ударение должно быть перенесено с разрешения конфликтов на управление ими. В соответствии с этим К. У. Томас считает нужным сконцентрировать внимание на следующих аспектах изучения конфликтов: какие формы поведения в конфликтных си­туациях характерны для людей, какие из них являются более продуктивными или деструктивными; каким образом, возможно, стимулировать продуктивное поведение.

Для описания типов поведения людей в конфликтных ситуациях К. У. Томас считает применимой двухмерную мо­дель регулирования конфликтов, основополагающими из­мерениями в которой являются кооперация, связанная со вниманием человека к интересам других людей, вовлечен­ных в конфликт, и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов. Соответственно этим двум основным измерениям К. У. Томас выделяет следующие способы регулирования конфликтов:

^ 1. соревнование (конкуренция) как стремление добить­ся удовлетворения своих интересов в ущерб другому;

2. приспособление, означающее в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интере­сов ради другого;

3. компромисс;

4. избегание, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей;

5. сотрудничество, когда участники ситуации прихо­дят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интере­сы обеих сторон.


Для более эффективного решения проблемы конфликта необходимо выбрать определенную стратегию поведения (учитывая, конечно, особенности характера и поведения людей, вовлеченных в конфликт). К. У. Томасом выделены пять типовых стратегий поведения в конфликтных ситуациях.



Конкуренция,

соперничество

^

Сотрудничество




Напористость



(мера,

в которой

вы

стараетесь удовлетворить собственные интересы)

Активное

действие




Игнорирование,

уклонение






Приспособление




Компромисс






Пассивное

действие



^ Кооперация (мера, в которой вы стараетесь удовлетворить интересы другой стороны)


К. У. Томас считает, что при избегании конфликта ни одна из сторон не достигает успеха; при таких формах поведе­ния, как конкуренция, приспособление и компромисс, или один из участников оказывается в выигрыше, а другой проигрывает, или оба проигрывают, так как идут на ком­промиссные уступки. И только в ситуации сотрудничества обе стороны оказываются в выигрыше.

В своем Опроснике по выявлению типичных форм по­ведения К. У. Томас описывает каждый из пяти перечисленных возможных вариантов 12 суждениями о поведении индивида в конфликтной ситуации. В различных сочетаниях они сгруппированы в 30 пар, в каждой из которых респонденту предлагается выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики его поведения.

^ Опросник К.У. Томаса, направленный на изучение стратегий поведения в конфликте.

1. А. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

^ Б. Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны.

2. А. Я стараюсь найти компромиссное решение.

Б. Я пытаюсь уладить дело с учетом интересов дру­гого и моих собственных.

3. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.

4. А. Я стараюсь найти компромиссное решение.

Б. Иногда я жертвую своими собственными интере­сами ради интересов другого человека.

5. А. Улаживая спорную ситуацию, я все время стара­юсь найти поддержку у другого.

Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполез­ной напряженности.

6. А. Я пытаюсь избежать возникновения неприятнос­тей для себя.

Б. Я стараюсь добиться своего.

7. А. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

^ Б. Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться своего.

8. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б. Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.

9. А. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за ка­ких-то возникающих разногласий.

Б. Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.

10. А. Я твердо стремлюсь достичь своего.

Б. Я пытаюсь найти компромиссное решение.

11. А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.

Б. Я стараюсь успокоить другого и главным обра­зом сохранить наши отношения.

12. А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.

13. А. Я предлагаю среднюю позицию.

Б. Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.

14. А. Я сообщаю другому свою точку зрения и спра­шиваю о его взглядах.

Б. Я пытаюсь показать другому логику и преиму­щества моих взглядов.

15. А. Я стараюсь успокоить другого и главным обра­зом сохранить наши отношения.

Б. Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избе­жать напряженности.

16. А. Я стараюсь не задеть чувств другого.

Б. Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.

17. А. Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего.

Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать беспо­лезной напряженности.

18. А. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.

^ 19. А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

Б. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

^ 20. А. Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.

Б. Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.

21. А. Ведя переговоры, я стараюсь быть вниматель­ным к желаниям другого.

Б. Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению про­блемы.

22. А. Я пытаюсь найти позицию, которая находится посредине между моей позицией и точкой зрения другого человека.

Б. Я отстаиваю свои желания.

23. А. Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетво­рить желания каждого из нас.

^ Б. Иногда я представляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

24. А. Если позиция другого кажется ему очень важ­ной, я постараюсь пойти навстречу его желаниям.

^ Б. Я стараюсь убедить другого прийти к компро­миссу.

25. А. Я пытаюсь показать другому логику и преиму­щества моих взглядов.

Б. Ведя переговоры, я стараюсь быть вниматель­ным к желаниям другого.

26. А. Я предлагаю среднюю позицию.

Б. Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетво­рить желания каждого из нас.

27. А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

Б. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

28. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б. Улаживая ситуацию, я обычно стараюсь найти поддержку у другого.

29. А. Я предлагаю среднюю позицию.

Б. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.

^ 30. А. Я стараюсь не задеть чувств другого.

Б. Я всегда занимаю такую позицию в спорном воп­росе, чтобы мы совместно с другим заинтересован­ным человеком могли добиться успеха.


Количество баллов, набранных индивидом по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенден­ции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях.


Тест возможно использовать и в групповом варианте, как в сочетании с другими тестами, так и отдельно. Затраты времени — не более 15-20 мин.


^

КЛЮЧ к тесту Томаса.




Соперничество

Сотрудничество

Компромисс

Избегание

Приспособление

1










А

Б

2




Б

А







3

А










Б

4







А




Б

5




А




Б




6

Б







А




7







Б

А




8

А

Б










9

Б







А




10

А




Б







11




А







Б

12







Б

А




13

Б




А







14

Б

А










15










Б

А

16

Б










А

17

А







Б




18







Б




А

19




А




Б




20




А

Б







21




Б







А

22

Б




А







23




А




Б




24







Б




А

25

А










Б

26




Б

А







27










А

Б

28

А

Б










29







А

Б




30




Б







А



Скачать файл (136.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru