Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Рабочая программа дисциплины психология делового общения - файл 1.docx


Рабочая программа дисциплины психология делового общения
скачать (30.6 kb.)

Доступные файлы (1):

1.docx31kb.04.12.2011 09:32скачать

содержание
Загрузка...

1.docx

Реклама MarketGid:
Загрузка...




Федеральное агентство по образованию ааааааа


УТВЕРЖДАЮ
Декан факультета ааааааа

___________________ Проф. ааааааа.
«26» Мая 2011 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ
ПСИХОЛОГИЯ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ


специальности ааааааа – Психология (Психология в экономике и управлении)

Программа рассмотрена

на заседании кафедры, протокол № 0723 от «26» Мая 2011 г.
Заведующий кафедрой Психологии ааааааааа.
На заседании методической комиссии по дисциплинам гуманитарного и социально-экономического цикла

протокол № 543781 от 31 Декабря 2010 г.
Председатель методической комиссии по дисциплинам гуманитарного и социально-экономического цикла
Кандидат психологических наук ааааааааа

Иркутск

2011 г.


^ 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Целью дисциплины является:

повышение общей и психологической культуры делового общения,

освоение методов убеждения,

приобретение навыков поведения в конфликтных ситуациях, ведения дискуссии, собрания, деловых переговоров;

знакомство с этикой и этикетом делового общения.

Усвоение содержания данной рабочей программы организуется путем практических аудиторных занятий (упражнения, игры) и внеаудиторной самостоятельной работы студентов.


^ 2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Студент должен иметь представление о психологических закономерностях восприятия партнера по общению, процессах, происходящих в рабочих группах; владеть способами убеждения; уметь выступить с монологической речью; знать стратегии поведения в конфликтных ситуациях, а также ведения переговоров, собрания; иметь представления о культуре, этике и этикете делового общения.


^ 3.ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Виды учебной работы

Всего часов

Семестр


2-й
^

Общая трудоемкость дисциплины


43

43

Аудиторные занятия

18

18

Лекции


9

9

Семинары

9

9

Самостоятельная работа

16

16

Коллоквиум

Проработка материалов по конспекту лекций 0,3*6=1,8

Проработка материалов по учебнику 1*(99,2:16)=6,2

9

9

Вид итогового контроля

зачет

зачет
















^ 4. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
4.1. Разделы дисциплины и виды занятий


№п/п

Разделы дисциплины

Лекции


Семинары

(час)

1.

Предмет психологии делового общения, основная проблематика. Понятие «общение» и трудность его дефиниций

2

-

2.

Общение как коммуникация. Типология и модели общения

2

2


3.

Общение как взаимодействие. Перцептивная и эмоциональная стороны делового общения

-

2

4.

Психологические основы деловых отношений. Механизмы воздействия в процессе делового общения

2

1

5.

Формы делового общения и психологические аспекты переговорного процесса

2

2

6.

Барьеры и конфликты в деловом общении. Способы их предупреждения и разрешения


1

2



4.2. Содержание разделов дисциплины
Тема 1.^ ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ. ПОНЯТИЕ «ОБЩЕНИЕ» И ТРУДНОСТЬ ЕГО ДЕФИНИЦИЙ.
Понятие, виды, функции и цели делового общения. Место делового общения среди других видов общения. Стороны процесса общения. Определение делового общения с точки зрения специфики протекания в различных аспектах. Риторика как наука о содержании деловой коммуникации. Виды и уровни общения. Деловое общение как прагматическая необходимость и как самоцель. Стратегии общения.



Деловое общение как социально-психологическая проблема. Виды делового взаимодействия, специфика ролей в деловом общении, особенности коллективных субъектов делового общения. Виды и уровни общения. Современные представления о деловом общении: акцент на изучение механизмов воздействия. Суггестия и контрсуггестия, виды контрсуггестии и приемы ее преодоления (Б.Ф. Поршнев).
Тема 2.^ ОБЩЕНИЕ КАК КОММУНИКАЦИЯ. ТИПОЛОГИЯ И МОДЕЛИ ОБЩЕНИЯ.
Понятия «коммуникация», «коммуникативная компетентность», «коммуникативный процесс», «коммуникативные сети», «мостик Файоля». Структура, основные функции и виды коммуникаций. Значение и необходимость коммуникативных ролей. Основные элементы коммуникации. Коммуникативные барьеры (профессиональные, смысловые, организационные, личностно-психологические и др.). Типология модели общения. Синтоническая модель общения. Соотношение и особенности вербальной и невербальной сторон коммуникации, их специфика в деловом общении.
Тема 3.^ ОБЩЕНИЕ КАК ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ. ПЕРЦЕПТИВНАЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СТОРОНЫ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ.

Принципы и типы деловых взаимодействий. Ролевое поведение личности в общении. Социально-психологическая роль как идеальная модель поведения (гендерные роли, ролевая структура группы, групповые взаимодействия). Анализ классификации типов взаимодействия Р. Бейлса, Т. Парсонса, Я. Щепаньского). Концепция Дж. Кейнса о мотивах экономического поведения. Техника самопрезентации и виды распределения ролей. Пространство межличностного взаимодействия. Общение как взаимодействие (трансактный 

анализ Э. Берна, Т. Харриса и т.д.). Трансакция – как единица взаимодействия, ее виды и структура, этапы общения.

Перцептивные механизмы делового общения: каузальная атрибуция, идентификация, рефлексия, эмпатия. Роль эффекта восприятия в деловом общении. Эффекты и ошибки межличностного восприятия. Предрассудки и предубеждения, их психологические источники.

Понятие межличностного восприятия в общении. Роль эмоций в общении. Феномены аттракции и их значение в деловом общении.
Тема 4.^ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЛОВЫХ ОТНОШЕНИЙ. МЕХАНИЗМЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ В ПРОЦЕССЕ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ.
Поведение человека в организации и типы сотрудников. Детерминация поведения. Психологические типы людей и их проявления в работе и общении. Общая характеристика основных механизмов воздействия в общении. Феномен личного влияния. Феномен обратной связи в межличностном общении. Трудности межличностного общения.

Основные характеристики коллектива, его формирования и стиля управления. Мышление руководителя и принятие решения. Теории и типы лидерства.
Тема 5.^ ФОРМЫ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЕРЕГОВОРНОГО ПРОЦЕССА.
Понятие этики, морали, этикета в деловом общении. Понятие менталитета делового общения. Разнообразие национальных моделей общения. Формы делового общения (деловая беседа, деловые переговоры, деловые совещания, деловые дискуссии, публичная (ораторская) речь)) и их характеристики. Культура делового общения по телефону. Работа с деловой 

корреспонденцией. Деловая дискуссия, полемика, спор и их психологические особенности. Психологическая техника, парирование замечаний и вопросов.
Тема 6^ . БАРЬЕРЫ И КОНФЛИКТЫ В ДЕЛОВОМ ОБЩЕНИИ. СПОСОБЫ ИХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И РАЗРЕШЕНИЯ.
Понятие конфликта и барьера в общении, их структура и причины возникновения. Типология конфликтов и управление конфликтной ситуацией. Предпосылки возникновения конфликтов в процессе делового общения. Стратегии поведения в конфликтных ситуациях.
^ 5. ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ.

Не предусмотрен.
6. ФОРМА И СОДЕРЖАНИЕ ТЕКУЩЕГО, ПРОМЕЖУТОЧНОГО И ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ.

6.1. ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ - рейтинговая оценка знаний студентов.
6.2. ПРОМЕЖУТОЧНОГО КОНТРОЛЯ – в виде коллоквиума.
7. ФОРМА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ – в виде зачета.
Вопросы к зачету

  1. Понятие «общение» и трудность его дефиниций.

  2. Предмет психологии делового общения, основная проблематика психологии.

  3. Потребность в общении - базовая потребность человеческой личности.

  4. Значение общения для развития общества и человека. Общение как взаимодействие. Виды взаимодействия.

  5. Интегральная модель общения. Проблема содержания и форм общения.

  6. Разработка проблем общения в советской психологии (А.Н.Леонтьев, А.А.Леонтьев, Б.Ф. Ломов, Б.Д. Парыгин, В.Н. Панферов и др.).

  7. 

  8. Критический анализ концепций общен в западной психологической науке (концепции необихевиоризма, неофрейдизма, символического интеракционизма, ролевой теории).

  9. Принцип единства общения и деятельности.

  10. Общение как один из видов деятельности.

10. Общение и деятельность как две стороны жизнедеятельности.
11 .Типология общения.

12.Специфика социально-ориентированного общения.

  1. Личностно-ориентированное общения.

  2. Важнейшие функции общения.

15.Уровни анализа процесса общения.
16. Структурная модель общения в диаде.

17.Знаки и знаковые системы в коммуникативных процессах.

18. Структура коммуникативного процесса.

19.Речь и речевая деятельность человека.

20. Коммуникативная функция речи и основные модели вербальной

коммуникации.

21.Проблема эффективности коммуникативного воздействия.

22. Позиция коммуникатора в условиях коммуникативного воздействия.

23. Типы включения коммуникатора в сознание реципиентов.

24.Влияние характеристик реципиентов на эффективность

воздействия.

25. Классификация невербальных средств общения. Системы

невербальной коммуникации.

26. Важнейшие функции невербального поведения в структуре

общения.

27. Роль невербальных средств общения на различных этапах (фазах) общения.

  1. Проксемика и ее роль в межличностном воздействии.

  2. Понятие социальной перцепции, историческое изменение этого понятия.

  3. Психолого-философские основы познания людьми друг друга.

31. Человек как объект восприятия. Точность межличностного
восприятия. Межличностная обратная связь в общении.

  1. Характеристика процесса познания людьми друг друга.

33.Внешность человека и особенности ее интерпретации.

  1. Общие закономерности формирования понятия о человеке как личности. Атрибутивные процессы в межличностном восприятии.

  2. Социально-перцептивные эталоны и стереотипы, их роль в межличностном познании.

36.Эффекты межличностного отражения.

37. Субъективные и объективные трудности познания людьми друг друга.



38. Проблема адекватности межличностного познания человека
человеком.

39. Механизмы познания человека человеком.

  1. Соотношение понятий «общение», «взаимодействие» и «коммуникация».

  2. Общение как взаимодействие. Структура взаимодействия (концепция Т.Парсонса и Я.Щепаньского).

42. Критический анализ классификации типов взаимодействия Р.Бейлса.

  1. Стратегия контактного взаимодействия.

  2. Специфика взаимодействия в конфликте.

45. Компетентность в общении: коммуникативный, интерактивный и
социально-перцептивный аспекты. Понятие коммуникативной
компетенции.

  1. Пути и способы развития компетентности в общении.

  2. Перцептивная сторона общения. Механизмы взаимопонимания.
    Феномены межличностного восприятия.

48. Коммуникация как обмен информацией в общении. Виды
коммуникаций.

49. Вербальная коммуникация. Коммуникативные барьеры.

50. Эмоциональные аспекты межличностного восприятия. Феномены аттракции.
^ 7.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
7.1. Основная литература
1.Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение. Уч. пособ. 2- изд., испр. Мн.: ООО «Новое знание», 2001 . 328 с.

2. Бакирова Г.Х. Психологические аспекты делового общения. СПб., 1997.

3. Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. Л., 1990.

4. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов / Дорошенко В.Ю., Зотова Л.И., Лавриненко В.Н. и др.; Под ред. проф. Лавриненко В.Н. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. – 279 с.

5. Социальная психология и этика делового общения. М., 1996.

6. Столяренко Л.Д. Психология и этика деловых отношений. Ростов н/Д., 2003.

7. Тимофеев М.И. Деловое общение. М., 2004.

8. Фадеева Е.И. Лабиринты общения: Учебно-методическое пособие. М.: ЦГЛ, 2003. – 96 с.
7.2. Дополнительная литература
1. Браим И.Н. Этика делового успеха. Мн.: НКФ «Экоперспектива», 1996.



2. Браун Д. Имидж – путь к успеху. СПб.: Питер, 1996.

3. Берд П. Обуздай свой телефон. Мн.: Амалфея, 1996.

4. Бройнич Г. Руководство по ведению переговоров. М.: ИНФРА-М, 1996.

5. Венедиктова В.И. Деловая репутация: Личность, культура, этика, имидж делового человека. М.: Ин-т новой экономики, 1996.

6. Данкел Ж. Деловой этикет. Ростов-н/Д: Феникс, 1997.

7. Конфликты и переговоры. Ростов-н/Д: Феникс, 1997.

8. Лупьян Я.А. Барьеры общения, конфликты, стресс. Мн., 1990.

9. Манипуляция собеседником Защита от манипуляций. // Шейнов В.П. Как управлять другими. Как управлять собой. (Искусство менеджера). Мн.: Амалфея, 1997.

10. Марк Х. Мак Кормак Секреты бизнеса для всех. Чему до сих пор не учат в бизнес-школах М.: ВЕЧЕ, АСТ, 1997.

11. Мастенбрук В. Переговоры. Калуга: Калужский ин-т социологии, 1993.

12. Ниренберг Д. Маэстро переговоров. Мн.: Рекламно-производств.об-во «Парадокс», 1997.

13. Ниренберг Д., Калеро Г. Читать человека – как книгу. М.: Экономика, 1990.

14. Практическая психология для менеджеров. М.: Филинъ 1996.

15. Першин Г.В. Телефонный разговор с иностранным партнером. СПб.: Информ. Изд. Агентство «ЛИК», 1996.

16. Снелл Ф. Искусство делового общения. М., 1990.

17. Тигер П. Делай то, для чего ты рожден: Путь к успешной карьере через самопознание. М.: Армада, 1996.

18. Фишер Р., Эртель Д. Подготовка к переговорам. М.: ИИД «Филин», 1996.

19. Хорнби М. Я могу сделать это! 36 действий помогут Вам получить ту работу, которую Вы хотите. Мн.: Амалфея, 1997.

20. Хошейзер Р. М. Действуй – и найдешь работу М.: ИИД «Филин», 1996.

21. Шейнов В.П. Психология и этика делового контакта. Мн., 1996.

22. Энкельман Н. Преуспевать с радостью. Беркенбиль И. Молитвенник для шефа. М.: Интерэксперт; Экономика, 1996.
7.3. Методические материалы преподавателю.

Не имеются.
7.4. Обучающие, контролирующие, расчетные компъютерные программы и другие средства освоения дисциплины.

Не имеются.

Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности подготовки дипломированного специалиста.

Программу составил студент группы ааааааааа.


Скачать файл (30.6 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru