Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Выпускная квалификационная работа бакалавра - Безработица в России - файл 1.doc


Выпускная квалификационная работа бакалавра - Безработица в России
скачать (417.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc418kb.04.12.2011 09:39скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2   3   4
Реклама MarketGid:
Загрузка...


«БЕЗРАБОТИЦА И ЗАНЯТОСТЬ: СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ (РОССИЯ, РЕГИОН, ГОРОД)»
Содержание



Введение

3

1 Теоретическая глава. Теоретические аспекты вовлеченности населения в экономическую деятельность

6

1.1 Социально-экономические аспекты вовлеченности населения в хозяйственную деятельность

6

1.2 Безработица и занятость в системе трудовых отношений

14

1.3 Государственное регулирование трудовых процессов в стране

20

2 Практическая глава. Основные направления повышения уровня занятости в стране

31

2.1 Анализ современного состояния занятости и безработицы в российской экономике

31

2.2 Современные проблемы повышения уровня занятости в российской экономике

36

2.3 Основные направления повышения уровня занятости в российской экономике

41

Заключение

45

Глоссарий

49

Список использованных источников

53

Список сокращений

58

Приложение А Обобщенная характеристика занятости в российской экономике

59


Введение

Стремление поддержания эффективной занятости является одним из основных критериев действенности государственной политики занятости на рынке труда и критериальным показателем уровня социально-экономического прогресса в стране. Функционирование и совершенствование системы формирования занятости - результат осознанной необходимости включения экономической категории «занятость» в качестве структурного элемента в систему управления социально-экономическими процессами, отражение тенденции нарастания целостности системы управления и пр.

Эффективная занятость предполагает способность системы хозяйствования обеспечить экономические и социальные условия воспроизводства экономического активного населения.

Современное состояние занятости и безработицы во многом определяется изменениями динамики и структуры производства, содержанием финансово-кредитной и инвестиционной политики, мерами воздействия государства на процессы воспроизводства населения и функционирование локальных рынков труда (региональных, отраслевых и профессиональных).

В экономике в целом, в ее секторах и отраслях действует ряд факторов, которые сформировались в прошлые годы (например, половозрастная структура кадров, возрастная структура производственных фондов, особенности технологического развития, монополизм отдельных предприятий, психология населения и др.) и влияют сегодня на развитие занятости. В связи с этим темпы и социально-экономические издержки достижения качественно нового состояния занятости населения страны в значительной степени определяются сложившимся положением, существующими инерционными, далеко не всегда желательными тенденциями и порой вынужденными путями движения к цели.

Проблемы занятости, рынка труда и безработицы неоднократно обсуждались представителями самых разных теоретических направлений экономической мысли. Взгляды экономических школ на эти проблемы весьма разнообразны, что является прежде всего следствием принятых ими различных предпосылок анализа экономических явлений.

В исследовании проблем занятости, безработицы и функционирования российского рынка труда важное место принадлежит таким ученым, как А.И.Амосов, Т.С.Бандюкова, Б.Д.Бреев, В.С.Буланов, Н.Т. Вишневская, Н.А.Волгин, В.Е.Гимпельсон, Е.Н.Жильцов, Р.И.Капелюжников, Е.И.Капустин, Е.Д.Катульский, В.Г.Костаков, Л.А.Костин, Р.П.Колосова, В.В.Куликов, И.Д. Мацкуляк, Ю.Г.Одегов, А.А.Никифорова, Г.Э.Слезингер, Л.С.Чижова и др.

Для практики государственного управления в настоящее время очевиден тот факт, что политика занятости является не только составной частью социальной политики, но и представляет собой интегральную часть макроэкономического регулирования, а не прикладную проблему регионально-отраслевого характера. Как важнейший объект государственного регулирования она должна сопрягаться со структурной и инвестиционной политикой. Важнейшее значение в этой связи приобретает разработка механизмов встраивания параметров занятости в общую схему социально-экономического развития.

Политика занятости как важнейшая составляющая социальной политики должна быть сфокусирована на проведении мер, способствующих созданию условий для возможно более полного использования потенциала трудовой и деловой активности трудоспособных граждан, противодействующих обеднению населения и массовой безработице. В то же время в программе социально-экономического развития на среднесрочную перспективу должны быть предусмотрены меры по обеспечению продуктивной занятости, несовместимой с практикой избыточного резервирования рабочей силы на предприятиях и разрастанием скрытой безработицы. Эти проблемы должны решаться параллельно - на макро, мезо- и микро уровнях.

От эффективности занятости во многом зависит способность работающих поддерживать своим трудом социально-приемлемый уровень жизни всего населения страны, включая детей и престарелых, инвалидов, наконец, лиц трудоспособного возраста, имеющих трудности с трудоустройством, незанятых видами деятельности, приносящими доход как источник средств существования (безработных).

С учетом выше указанного целью данной бакалаврской работы является совершенствование процессов регулирования занятости экономически активного населения в хозяйственную деятельность России.

Данная цель предполагает реализацию следующих задач:

— рассмотрение содержания социально-экономических аспектов вовлеченности населения в хозяйственную деятельность страны;

– раскрытие сущности понятий «занятость» и «безработица» в системе трудовых отношений;

— изучение содержания процессов регулирования трудовых отношений со стороны государства;

— анализ современного состояния занятости и безработицы в российской экономике;

— выявление современных проблем повышения уровня занятости в российской экономике;

— формирование основных направлений повышения уровня занятости в российской экономике.

^ Предмет исследования бакалаврской работы — состояние занятости и безработицы в российской экономике, а также факторы, способствующие росту занятости в народно-хозяйственном комплексе России.

^ Объект исследования бакалаврской работы — совокупность социально-трудовых отношений, формирующихся на рынке труда в современной России.

Структура бакалаврской работы. Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав (каждая включает три подраздела), заключения, глоссария, списка использованных источников, списка сокращений и приложения.

^ 1 Теоретическая глава. Теоретические аспекты вовлеченности населения в экономическую деятельность

1.1 Социально-экономические аспекты вовлеченности населения в хозяйственную деятельность

Необходимость труда как целенаправленного создания благ для удовлетворения человеческих потребностей существовала на всем протяжении истории1, но отношение к этой деятельности было различным (таблица 1 Приложения А).

Мир труда становится все более пестрым за счет широкого распространения нестандартных форм занятости, среди которых2:

— неполное рабочее время (неполный рабочий день или же неделя);

— разделение рабочего места, при котором на одно рабочее место нанимаются два (или несколько) работника, которые работают поочередно;

— временная работа, ограничивающая трудовые отношения определенным сроком или объемом работ;

— работа «без рабочего места», предполагающая выполнение трудовых обязанностей вне стен предприятия;

— работа по совместительству;

— самозанятость;

— неформальная занятость, которая не отражается в официальных документах (или отражается лишь частично);

— лизинг персонала (практикуется в тех случаях, когда услуги квалифицированного специалиста требуются с определенной регулярностью);

— выведение персонала за штат;

— внешний источник.

В странах прошедших этап реформирования своих экономических систем проблемы занятости занимают одно из центральных мест в коллективно-договорной практике, что связано с серьезными переменами на рынке труда.

Можно констатировать, что в постсоциалистических странах, особенно в странах СНГ, характер сложившихся в переходный период социально-трудовых отношений, наряду с другими факторами, мало способствовал формированию развитого рынка труда, конкуренции на нем, мобильности рабочей силы, развитию и реализации трудового потенциала работника. Основная задача каждой страны - разработать оптимальную политику на рынке труда, которая могла бы обеспечивать как его гибкость, так и гарантии занятости для работников. С этой целью целесообразно более подробно рассмотреть основные характеристики рынка труда.

Рынок труда3 – это совокупное общественное отношение «работник - работодатель», которое включает в себя взаимодействие между ними на всех стадиях их совместного функционирования, во всех ситуациях, возникающих в экономической системе (в том числе в ситуации безработицы, спада производства, закрытия предприятия).

Суть этого общественного отношения в том, что способность к труду (то есть совокупность определенных характеристик работника4) осознается как ценность, которая может быть эквивалентно обменена на другие, материальные и духовные ценности. При этом ценность труда субъективно определяется личностными характеристиками работника (уровнем общей и профессиональной подготовки, профессией, состоянием здоровья, возрастом и др.), объективно- общественными потребностями в труде с определенными качественными характеристиками. Для того, чтобы оценка общественной ценности труда была максимально объективной, необходим ряд условий, одним из которых является развитость рынка труда.

Основными элементами рынка труда, как и других рынков, является спрос, предложение и цена товара труд.

При этом проблема состоит в определении сущности труда как экономической категории. В экономической системе человек может выступать в нескольких ролях: потребителя; производителя; управляющего. В последних двух случаях человек занимается трудовой деятельностью, трудом5, который характеризуется:

- осознанностью действий;

- энергозатратностью;

- наличием полезного, общественно признанного результата.

Осознанность означает, что человек построил вначале в своем сознании проект, модель действий, а уже затем приступил к осуществлению заранее выработанных намерении. Если исходить из этого критерия, то неосознанные, не являются трудом. Наконец, труд характеризуется результативностью. Любая деятельность завершается определенным результатом, имеет некоторый итог. Иногда говорят, что сам факт наличия действий, процесса их осуществления и есть результат. Значительная сложность применения третьего критерия труда состоит в трактовке условия «общественно признанный результат». Здесь нет и не может быть однозначного вывода, ибо один и тот же результат может признаваться нужным, а может и бесполезным. Но это уже задача общества, государства, их институтов, которые признаны определять, какие результаты полезны, необходимы, плодотворны, обладают общественной и личной ценностью, а что есть никому не нужное и даже вредное деяние типа «толчения воды в ступе» или, скажем воровской деятельности.

Преимущество рыночной экономики и рыночных отношений состоит в том, что они способны непрерывно активизировать трудовую деятельность людей. Фундаментальное отличие рыночной экономики от не рыночной состоит6 в том, что в ней трудом считается любая целеориентированная деятельность человека требующая от него затрат мысли, усилии, энергии и времени, вне зависимости от области применения результата этих затрат, формы и способов организации работы. Тем самым существенно расширяются виды деятельности, получающие общественное признание как трудовые и соответственно сужаются виды, не признаваемые трудовыми. Распространенная в централизованной экономике категория «нетрудовые доходы» в рыночной практически изымается из употребления, уступая место иной категории: «доходы, полученные от преступной, криминальной, запрещенной деятельности».7

Рынок труда8 – особая сфера рыночных отношений, в которой осуществляется купля-продажа товара «рабочая сила». Он предполагает собственность человека на свою рабочую силу, которая становится товаром на рынке труда, а затем реализуется в трудовой деятельности. Труд в качестве рыночного фактора производства включает услуги наемных работников и предпринимателей в различных отраслях производства и сферы услуг.

Агенты рынка в лице предпринимателя и трудоспособного, экономически активного населения вступают в отношения купли - продажи. В результате конкуренции между экономическими агентами через механизм спроса и предложения устанавливается определенный объем занятости и уровень оплаты труда, рынок труда характеризуется как конкурентный.

Классическая модель конкурентного рынка9 труда строится на следующих принципах: большое число работодателей, выражающих спрос на труд; большое число работников, выражающих предложение труда; поведение основных субъектов рынка рационально, обусловлено достижением собственных интересов; отсутствуют жесткие ограничения по свободному перемещению на рынке труда; однородность предлагаемых рабочих мест и рабочей силы; количество и объем занятости измеряются численностью работников.

В условиях совершенной конкуренции ни работодатели, ни работники не могут влиять на рыночную ситуацию в целом, равновесные ставки заработной платы не зависят от поведения отдельных фирм, отдельных групп работников, а определяются общей конъюнктурой, т.е. общим взаимодействием всех участников рыночного процесса.

Спрос на рабочую силу определяется потребностями работодателями в найме определенного количества необходимой для производства товаров и услуг с учетом совокупного спроса. Кривая спроса на труд имеет отрицательный угол: с ростом общего уровня заработной платы спрос на труд подает.

Рыночное предложение труда для определенного вида труда при данной заработной плате есть сумма объемов предложения всех работников. Общее предложение труда в экономике зависит от численности работников, готовых продавать рабочую силу работодателям. Численность таких работников зависит от уровней рождаемости, смертности и миграции населения, физической способности быть производительным работником, доступности других источников существования (кроме зарплаты), личного выбора между работой и досугом, альтернативой стоимости наемного труда. Другие источники существования включают в себя пенсии, пособия, субсидии, проценты с вложенного капитала, дивиденды и любые другие доходы, для получения которых нет необходимости непосредственно работать.

Функционально - организационная структура рынка труда включает в себя следующие элементы: принципы государственной политики в области занятости и безработицы; систему подготовки кадров; систему найма, контрактную систему; фонд поддержки безработных; систему переподготовки и переквалификации; биржи труда; правовое регулирование занятости.

Международный опыт свидетельствует, что рынок труда не может существовать вне конкурентной, основанной на частной собственности экономике и демократических общественных институтов.

Национальный рынок труда охватывает все общественное производство - через него каждая отрасль получает необходимые ей кадры не только заданного профессионально - квалификационного состава, но и определенных культурных и этико-трудовых достоинств, адекватных требованиям экономики.

На рынке труда реализуется возможность10:

- свободного выбора профессии, отрасли и места деятельности;

- найма и увольнения при соблюдении норм трудового законодательства;

- независимой и вместе с тем экономически поощряемой миграции трудовых ресурсов между регионами, отраслями и профессионально - квалификационными группами;

- свободного движения заработной платы и других доходов при сохранении приоритета квалификации и образования, соблюдении установленного законом гарантированного минимума зарплаты, обеспечивающего прожиточный минимум, и регулировании верхнего предела доходов через налоговую систему, основанную на прогрессивной шкале.

В современных конкурентно - рыночных отношениях в области труда отражаются глубокие процессы, постоянно происходящие в обществе и определяющие его движение вперед. Через рынок труда проходят, скрещиваясь в нём, три взаимосвязанных эволюционных потока11:

– развитие экономики (материально - технических элементов и структур),

– развитие человека (общей и профессиональной культуры, творческих возможностей, нравственных качеств),

– развитие общественных отношений (государственных и классовых структур, отношений собственности, производственных связей).

Они образуют основу прогресса в обществе, его главное содержание.

Конечной целью рынка труда является12:

– удовлетворение профессионально - трудовых и жизненных интересов экономически активного населения, включая социальную защиту, и обеспечение народного хозяйства нужными ему кадрами;

– достижение максимально полной и минимально прерывной занятости, с учетом потребности в частичной рабочей неделе, скользящем графике рабочего дня и т.п.

В
{
этой связи классическая модель рынка труда имеет следующий вид (рисунок 1):

Безработица

Дефицит рабочих мест (избыток рабочей силы)

W

W1 D S


{

W0


Избыток рабочих мест

дефицит рабочей силы




w2



Е0 Е

W- заработная плата

E - численность занятых

D- спрос на труд

S – предложение труда

Рисунок 1 – Классическая модель рынка труда
Из данной модели видно, что в точке пересечения D и S устанавливается равновесная цена за труд (заработная плата, W0) и определенный уровень занятости (Е0). В том случае, если уровень заработной платы по каким-то причинам повысится (с W0 до W1), то и величина предложения вырастет, так как на рынке появится дополнительное число лиц, ранее не соглашавшихся работать за зарплату W0. Однако, спрос на труд сократится в связи с тем, что для определенной части работодателей будет невыгодно нанимать рабочую силу из-за ее дороговизны. Результатом повышения заработной платы «сверх» равновесной цены станет увольнение части персонала, что приведет к росту безработицы, так как предложение рабочей силы превысит спрос на нее.

Другая ситуация: уровень заработной платы снизился с W0 до W2. Для работодателей становится выгодным нанимать дополнительных работников, а это увеличивает спрос на труд. Однако, часть незанятых, которых не устраивает понизившийся уровень заработной платы, уйдет с рынка, тем самым уменьшая предложение труда. В результате этого спрос превысит предложение и возникнет дефицит рабочей силы.

При изменении величины заработной платы на выбор работника влияют эффект изменения дохода и эффект замещения.

Таким образом, под действием механизма спроса и предложения рынок труда выполняет следующие функции:

1) соединение рабочей силы со средствами производства (капиталом), регулирование спроса и предложения труда;

2) обеспечение конкуренции между работниками за рабочее место, а между работодателями - за наем рабочих силы;

3) установление равновесной (доминирующей) цены;

4) содействие полной экономической эффективности занятости.

Появившиеся в переходный период различные варианты политики на рынке труда условно можно отнести к двум моделям. Первая модель характерна для стран Центрально Восточной Европы и стран Балтии13. Согласно этой модели ответственность за поддержку увольняемых работников в основном возлагается на государственные институты, а не на предприятия. Законодательство о защите занятости не содержит жестких положений; вместе с тем, учреждена государственная служба занятости, проводится активная политика в области регулирования рынка труда, работают системы страхования по безработице и изменены программы социального обеспечения. Уровень материальной помощи и степень защиты от массовых увольнений различаются по странам. Применение этой модели может быть выгодным для работников лишь в том случае, когда материальная поддержка защищает их от резкого сокращения заработков и когда существует эффективная помощь в устройстве на новые рабочие места.

Вторая модель, характерная для стран СНГ, опирается главным образом на защиту занятости в рамках предприятий, в то время как государственные службы занятости предоставляют относительно низкий уровень помощи. Хотя в ряде случаев законодательство в защиту занятости пересматривается в сторону либерализации, тем не менее работодатели воздерживаются от увольнений, не желая провоцировать социальную напряженность, и предпочитают искать другие формы снижения производственных затрат.14.

Как показывает зарубежная практика, включение в соглашения и колдоговоры положений, гарантирующих занятость, до известной степени способствует снижению социальной напряженности при перераспределении рабочей силы. В одном из исследований МОТ, посвященном трансформации рынков труда в странах с переходной экономикой, по этому поводу отмечается: «Социальный диалог и активная политика на рынке труда, хотя и оказывают позитивное влияние на его показатели, тем не менее сами по себе не могут решить проблем безработицы в ситуации значительного дисбаланса на рынках труда и отсутствия спроса на рабочую силу на национальных и местных рынках труда... Экономическая и социальная политика страны должна стимулировать экономический рост и создание рабочих мест, порождая благоприятную обстановку для предпринимателей, и в то же время обеспечивать справедливое разделение экономических выгод между предпринимателями и работниками и предоставлять разумные гарантии занятости и доходов работникам»15. [34]

^ 1.2 Безработица и занятость в системе трудовых отношений

В Законе РФ о занятости населения приводится трактовка занятости и безработных в стране16.

Занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход (далее заработок) (рисунок 1 Приложения А).

Гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному, творческому труду17.

Занятыми считаются граждане:

— работающие по трудовому договору (контракту);

— занимающиеся предпринимательской деятельностью;

— самостоятельно обеспечивающие себя работой;

— занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;

— выполняющие работы по гражданско-правовым договорам (договорам подряда), а также члены производственных кооперативов (артелей);

— избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;

— проходящие военную службу, а также службу в органах внутренних дел;

— проходящие очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и других образовательных учреждениях, включая обучение по направлению федеральной государственной службы занятости населения (далее органы службы занятости);

— временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, или иными причинами.

Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным из организаций (с военной службы) независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности (далее - организации) в связи с ликвидацией, сокращением численности или штата18.

Порядок регистрации безработных граждан определяется Правительством Российской Федерации.

Безработными не могут быть признаны граждане19:

— не достигшие 16-летнего возраста;

— которым в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации назначена пенсия по старости (по возрасту), за выслугу лет;

— отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности) - в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессиональная подготовка по одной и той же профессии, специальности) дважды;

— не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных;

— осужденные по решению суда к исправительным работам без лишения свободы, а также к наказанию в виде лишения свободы.

Безработица20 - это вынужденная незанятость, возникающая вследствие постоянного нарушения равновесия между спросом и предложением труда на интегрированном рынке труда, так и в его различных сегментах.

Эксперты Международной организации труда (МОТ) выделяют четыре альтернативные подхода к измерению масштабов и уровня безработицы, встречающиеся в статистической практике различных стран21::

– по результатам переписей населения или регулярных выборочных обследований рабочей силы;

– на основе официальных оценок, которые рассчитываются органами государственной статистики путем комбинирования данных из различных доступных источников;

– по регистрациям в службах занятости;

– по численности лиц, получающих страховые выплаты по безработице.

Российские официальные публикации содержат оценки всех четырех типов. Они отражают различные аспекты функционирования рынка труда и до известной степени дополняют друг друга.

Однако базовыми можно считать два способа измерения безработицы:

– первый, при котором статус безработного определяется на основе выборочных обследований рабочей силы исходя из критериев Международной организации труда;

– третий, при котором человек признается безработным по решению органов государственной службы занятости. Соответственно рассчитываются два взаимодополняющих показателя - общей (или «мотовской») и регистрируемой безработицы.

Уровень общей безработицы (us) – это выраженный в процентах удельный вес численности безработных в численности экономически активного населения:
us = Us/Ls*100% = Us/(Us+Es)*100%, (1)
где Us, Es и Ls - соответственно численность безработных, занятого и экономически активного населения по результатам выборочных обследований.

Уровень регистрируемой безработицы, ur, рассчитывается как процентное отношение численности зарегистрированных безработных к численности экономически активного населения по балансу трудовых ресурсов:
ur = Ur/Lb*100% = Ur/(Us+Eb)*100%, (2)
где Ur - численность зарегистрированных безработных, а Lb - численность экономически активного населения по БТР, равная сумме безработных по обследованиям рабочей силы, Us, и занятых по балансу трудовых ресурсов, Eb.
Существует мнение, что расхождение между общей и регистрируемой безработицей - аномалия, присущая исключительно российскому рынку труда. В действительности же это вполне закономерное явление, встречающееся повсеместно и обусловленное различной статистической природой альтернативных индикаторов безработицы. Правда, обычно разрыв между ними оказывается, во-первых, не слишком значительным и, во-вторых, в пользу регистрируемой, а не общей безработицы(в соответствии со сложившейся практикой мы будем говорить в таких случаях о «методологии МОТ»)22.

Социально-экономические последствия безработицы состоят в следующем: происходит обесценивание, недоиспользование человеческого потенциала общества; ухудшается качество жизни безработных и членов их семей; усиливается конкуренция за размер заработной платы занятых со стороны конкурирующих субъектов рынка труда; увеличиваются затраты общества и индивида на восстановление или изменение профессионального качества и уровня производительного труда; формируется категория лиц с девиантным поведением, склонных к поступкам, противоречащим социальным нормам и ценностям.

Рассмотрим современные формы безработицы (рисунок 2 Приложения А).

Фрикционная безработица23 связана с профессиональными, возрастными, региональными перемещениями работников. Это лица наемного труда, которые, покинув предыдущее место работы, находятся в процессе перехода на новое место. Отличительный признак этого вида безработицы - добровольность и небольшая продолжительность.

Структурная24 безработица является результатом изменений в технологии, технике и структуре потребительского спроса, обусловливающих дисбаланс в структуре рабочих мест и профессиональной структуры работников. Этот вид безработицы, как правило, носит долговременный характер, требует дополнительных затрат общества и индивидов на переквалификацию, перемену места жительства.

Циклическая25 безработица обусловлена циклическим характером воспроизводственного процесса в рыночной экономике. Она увеличивается в период кризиса и снижается в условиях подъема экономики. Особенно возрастает безработица в период перехода к новым технологическим способам производства на основе всеохватывающих революционных сдвигов в технике, технологии, организации производства.

Региональная26 безработица возникает в результате нарушения равновесия между спросом и предложением рабочей силы на данной территории. Она формируется под влиянием неравномерного экономического развития территории, испытывает воздействие демографических, исторических, культурных и других специфических факторов.

По продолжительности безработицы можно выделить застойную, текучую и сезонную формы.

Текучая27 - увольнение работников с предприятии по собственному желанию и инициативе администрации.

Застойная28 - безработный более 1-го года.

Социально-экономические последствия безработицы можно сформулировать следующим образом: происходит обесценивание, недоиспользование человеческого потенциала общества, ухудшается качество жизни безработных и членов их семей, усиливается давление за размер заработной платы занятых со стороны конкурирующих на рынке труда, увеличиваются затраты общества и индивида на восстановление или изменение профессионального качества и уровня производительного труда, формируется категория лиц с девиантным поведением, склонных к поступкам, противоречащим социальным нормам и ценностям.

Для снижения напряженности в сфере социально-экономических отношений, связанных с занятостью и безработицей в экономике, государство активно осуществляет регулирование трудовых процессов.
  1   2   3   4



Скачать файл (417.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru