Logo GenDocs.ru


Поиск по сайту:  


Конспект урока по русскому языку - Местоимение как часть речи - файл 1.doc


Конспект урока по русскому языку - Местоимение как часть речи
скачать (58 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc58kb.04.12.2011 09:42скачать

содержание

1.doc

Реклама MarketGid:

  1. Оргомент. Приветственное слово учителя.Открываем тетради и записываем дату.

В царстве ЧАСТИ РЕЧИ у имён существительных, имён прилагательных и имен числительных есть заместители, которых они могут оставлять на посту вместо себя. На сегодняшнем уроке мы познакомимся с ними. Дайте им название, если эти заместители занимают место имени (Ответы уч-ся)

Тема нашего урока:

Местоимение как часть речи. (Записываем в тетради)

Целью нашего урока является закрепление понятия местоимение, с которым вы знакомились еще в начальной школе, а также узнаем, как изменяются местоимения, будем учиться правильно употреблять местоимения в речи.

2.Актуализация опорных знаний

-Ребята, что такое местоимение?

-На какие вопросы отвечает местоимение?

3. Изучение нового материала.

-На доске написана часть стихотворения Сергея Михалкова. Прочитайте, пожалуйста.

^ Он изучил за много лет

Её по множеству примет.

- Понятен ли вам смысл этого предложения? Кто это он? Что изучил он за много лет?

-А теперь прочитайте, пожалуйста, на странице 140 учебника все четверостишие.

Скворец летел к себе домой.

Летел дорогою прямой.

^ Он изучил за много лет

Её по множеству примет.

-Как видите, мы не смогли бы понять о ком идет речь, без первых 2-х строчек.

-Являются ли слова он, её названиями предметов или только указывают на эти предметы?

-Итак, ребята, выделенные слова местоимения. На станице 140 правило, прочтем его.


Часть речи

Значение

Имя существительное

Предмет

Имя прилагательное

Признак предмета

Имя числительное

Количество предмета

Местоимение

Только указывают на предмет, признак предмета, количество предмета.
Местоимение – часть речи, которая указывает на предмет, признак предметы и количество предметов, но не называет их.

-Обратите внимание на табличку(доска)
-Вывод: Местоимение отличается от других частей речи, прежде всего значением. Имя существительное, имя прилагательное, имя числительное называют предмет, признак предмета, количество предмета, а местоимение только указывает на предмет, признак предмета, количество предмета.

-На странице 140, прочитаем текст и ответим на вопросы (Какое из выделенных местоимений указывает на предмет, какие – на признак, а какое – на количество?).

Весна на пороге. Скоро она вступит в свои права. А сейчас еще морозно. Такая погода продержится недолго. Через несколько дней засияет яркое весеннее солнце и начнётся настоящая весна.

-Теперь мы должны выяснить, как изменяются местоимения.(работа у доски)

^ На доске выполняют ученики. (частично-поисковый метод)

^ Она (весна)

Такая (погода)

Несколько (дней)

И.п

Р.п

Д.п

В.п

Т.п

П.п

Она (весна)

Её (весны)

Ей (весне)

Её (весну)

Ею (весной)

О ней (весне)

И.п

Р.п

Д.п

В.п

Т.п

П.п

Такая (погода)

Такой (погоды)

Такой (погоде)

Такую (погоду)

Такой (погодой)

О такой (погоде)

И.п

Р.п

Д.п

В.п

Т.п

П.п

Несколько (дней)

Нескольких (дней)

Нескольким (дням)

Несколько (дней)

Несколькими (днями)

О нескольких (днях)

-Исходя из этой работы, какой вывод мы можем сделать? ( Местоимения изменяются по падежам)

-Прочтем правило на странице 140. Местоимение, как правило, изменяется по падежам. Есть местоимения, которые, кроме того, изменяются по родам и числам.

-Изменение по родам и числам, мы с вами рассмотрим на следующих уроках, когда будем говорить о разрядах местоимений.

-Давайте поиграем в игру «Экзамен». Расскажите друг другу правило как будто вы на экзамене.

4.Первичное закрепление.

Упр.1 Выделенные слова местоимения, объясните, почему? (предложения на лоске)

Надо ждать его. Некоторую часть улова Сережа отдал товарищу. Тот день запомнится надолго.


Физминутка

Сядьте ровно, выпрямите спину, расправьте плечи.

Любопытная Варвара

Смотрит влево, смотрит вправо…

А потом опять вперед –

Тут немного отдохнет.

Теперь Варвара смотрит вверх!

Выше всех, все дальше вверх!

А теперь посмотрим вниз –

Мышцы шеи напряглись!

Возвращаемся обратно –

Расслабление приятно.
Упр 2. (работа у доски) Подчеркните выделенные местоимения как члены предложения. (на доске пословицы)

  1. Я ему про Фому, а он мне про Ерёму.

  2. Он его бранит, а Бог его хранит.

  3. Икота, икота, перейди на Федота, с Федота на Якова, с Якова на всякого.

  4. Твой намёк мне невдомёк.




  1. Вторичное закрепление.

Упр.3 Упр. 366.(работа у доски) Выполняется на доске. Спишите, вставляя подходящие по смыслу местоимения. Обозначьте падеж выделенных и вставленных местоимений.

  1. Я услыхал сегодня первый гром, ---- в полдень прогремел из тучки малой.

  2. Я пришел к тебе с приветом, рассказать, что солнце встало, что --- горячим светом по листам затрепетало.

  3. Светла, как детский взор, река, и ветви ив склонялись к ---.

  4. Все чаще снится мне мой корабельный бор. В нагорной вышине раскинул --- шатер.



Упр. 4. Упр 367. Спишите. Подчеркните выделенные местоимения как члены предложения. (1 предложение – 1 ученик у доски, остальные в тетради)

(С)земли ещё не сошёл снег, а в душу уже просится весна. Если вы когда-нибудь выздоравливали (от)тяжелой болезни, то вам известно блаженное состояние, когда замираешь (от)смутных предчувствий и улыбаешься (без)всякой причины. По-видимому, такое же состояние переживает теперь и природа.

^ Дом.задание: параграф 66, упр. 368, письменно. Озаглавьте текст. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Обозначьте падежи выделенных местоимений. В предложениях с местоимением-подлежащим подчеркните сказуемое.

Солнце светит ярко и лучи его, играя и улыбаясь, купаю..ся в лужах вместе с вороб..ями. Речка надувае..ся и темне..т; она уже проснулась и не сегодня-завтра зар..вёт. Деревья голы но уже дыш..т.

В такое время хорошо гнать метлой или лопатой грязн..ю воду в к..навах пускать по воде кораблики или долбить каблуками упрямый лёд. Хорошо также гонять голубей под самую высь поднебесн..ю или лазить на деревья и пр..вязывать там скворечни. Да, всё хорошо в это счастливое время года.

Конспект урока по русскому языку

Местоимение как часть речи

Цели:

Обучающая:

  1. Закрепить понятие о местоимении как части речи, сформировать понятие об указательной функции местоимений, понятие о синтаксической роли;

  2. Сформировать умение находить местоимение в тексте, умение употреблять местоимения в речи.

Развивающая:

  1. Развивать логическое мышление, развивать умение анализировать, обобщать, делать выводы.

Воспитывающая:

  1. воспитывать толерантное поведение.

Тип урока: комбинированный.

Методы: репродуктивный, частично-поисковый.

Оборудование: учебник (М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.Т.Григорян), таблица.

Ход урока:

1.Оргмомент;

2. Актуализация опорных знаний;

3.Этап закрепления;

4. Дом. задание;

5. Итог урока.
Реклама:





Скачать файл (58 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru