Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Инновационный менеджмент - файл 1.docx


Инновационный менеджмент
скачать (356.9 kb.)

Доступные файлы (1):

1.docx357kb.04.12.2011 09:45скачать

содержание
Загрузка...

1.docx

  1   2   3
Реклама MarketGid:
Загрузка...


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет экономики и менеджмента

Кафедра менеджмента

Курсовая работа

по дисциплине «Основы менеджмента»

на тему: «Инновационный менеджмент: цели и основные этапы развития»
Выполнила: студентка 2 курса

26 группы, очной формы обучeния,

специальности управление персоналом

Малыхина Анастасия Сергеевна

Проверила: к.э.н., ассистент

Бузюнова С.А.

Курск – 2011



Оглавление

Введение………………………………………………………………………. 3

Глава 1. Теоретические аспекты инновационного менеджмента……….... 5

1.1. Возникновение, становление, основные черты инновационного менеджмента…………………………………………………………... 5

1.2. Понятие и сущность инноваций и инновационного

менеджмента……………………………………………………………..8

1.3. Инновационное развитие России……………………………….. 12

Глава 2. Методические аспекты в инновационном менеджменте………. 16

2.1. Сущность инновационного процесса и инновационной деятельности…………………………………………………………………… 16

2.2. Методы, функции и цели инновационного менеджмента……..19

2.3. Инновационный менеджмент и стратегическое управление...23

Глава 3. Анализ инновационной деятельности Курской области и на предприятии…………………………………………………………... 28

3.1. Инновационная инфраструктура и инновационная деятельность Курской области………………………………………………………. 28

3.2. Анализ финансово-хозяйственной инновационной деятельности ОАО «Михайловского ГОКа»…………………………………………31

3.3. Внедрение инноваций на примере конкретного

предприятия ………………………………………………………….. 39

Заключение…………………………………………………………………… 44

Список используемой литературы…………………………………………...46

Приложение 1…………………………………………………………………49

Приложение 2 ………………………………………………………………...50

Приложение 3 ………………………………………………………………...51

Приложение 4 ……………………………………………………………….. 52

Приложение 5 ……………………………………………………………… 53

Приложение 6 ………………………………………………………………. 54


Введение

Одной из наиболее важных характеристик внешней среды функционирования компаний в современных условиях является ее подвижность и непредсказуемость. Изменения в политике, экономике, демографии, культуре происходят настолько интенсивно, что фирмам все сложнее к ним приспосабливаться. В связи с этим становится наиболее актуальным прогнозирование «поведения» рынка для создания гибкой системы адаптации к новым условиям.

Таким образом, одной из важнейших управленческих задач становится повышение инновативности компаний, а именно их способность четко и адекватно реагировать на малейшие изменения на рынке, путем выпуска новой или усовершенствования старой продукции.

Данные обстоятельства в большей степени предопределили актуальность работы. Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях потому что, большой интерес проявляется к теме «Инновационного менеджмента» в современной науке и эта тема недостаточно разработана. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.

Целью исследования является инновационный менеджмент как процесс, обеспечивающий непрерывное, поступательное развитие хозяйственного субъекта, обеспечивающий формирование конкурентоспобных преимуществ на рынке.

В рамках достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

  1. рассмотреть этапы становления инновационного менеджмента;

  2. проанализировать развернутые трактовки понятий «инновации» и «инновационный менеджмент»;

  3. изучить современное состояние инноваций в России;

  4. определить основные методы и цели инновационного менеджмента;

  5. 

  6. изучить инновационные процессы в деятельности ОАО «Михайловского ГОКа»

Объектом данного исследования является Михайловский Горно-обогатительный комбинат.

Предмет изучения - целенаправленные процессы создания, освоения и распространения нововведений и обусловленные ими изменения в социальных, экономических и технических системах.

Методы исследования были самыми разнообразными: синтез, анализ и компаративный анализ информации.

Структура курсовой работы состоит из оглавления, трех глав, пяти рисунков, трех таблиц, одной схемы, заключения, списка литературы.




Глава 1. Теоретические аспекты инновационного менеджмента

1.1 Инновационный менеджмент: возникновение, становление, основные черты

Инноватика зародилась в начале ХХ века, когда подвергались изучению закономерности технических нововведений [7, с. 37].

Наиболее серьезное исследование процессов обновления производства и в целом новых товаров и новых технических и управленческих решений было предпринято австрийским экономистом Й. Шумпетером. Он впервые ввел в экономическую теорию понятие «инновация». В своей работе «Теория экономического развития» он определяет инновации как любые изменения с целью внедрения и использования новых товаров, рынков и форм организации компании и выводит тип нового, предприимчивого предпринимателя, названного «новатором» [14, с. 22]. Й. Шумптер выделил пять типичных изменений:

  1. Использование новой техники, новых технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства;

  2. Внедрение продукции с новыми свойствами;

  3. Использование нового сырья;

  4. Изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения;

  5. Появление новых рынков сбыта [4, с. 45].

Теоретическое обоснование значимости внедрения нововведений было предпринято английским исследователем Джоном А. Гобсоном. По его высказыванию, подлинная сила предпринимательства связана со способностью изыскивать новые рынки, производить новые товары и открывать новые способы изготовления товаров [14, с. 22].

Теоретические основы инновационного менеджмента также были разработаны в трудах Н. Мончева, Хартмана В.Д., Мэнсфилда Э, Твист Б., Роджерса Э., Н.Д. Кондратьева, А.И. Пригожина, которые сформулиро

вали понятие «инновация», выявили особенности зарождения и развития инновационных процессов.

Исследования закономерностей зарождения и развития инновационных процессов, выполненные Н.Д. Кондратьевым, являются классической школой инноватики. Он обосновал идею множественности циклов и разработал их модели: короткие (продолжительность 3-3,5 года) торгово-промышленные (средние) циклы (7-11 лет), большие циклы (48-55 лет). Концепция больших циклов Н.Д. Кондратьева состоит из следующих основных частей: эмпирическое доказательство, эмпирически установленные закономерности, сопровождающие длительные колебания конъюнктуры, их теоретическое объяснение или теория больших циклов конъюнктуры.

Проведенные исследования выявили наличие циклических волн продолжительностью 48-55 лет.

Н.Д. Кондратьев показал, что нововведения распространяются во времени неравномерно, появляясь группами. Учение Н.Д. Кондратьева заложило основы для прогнозирования нововведений [4, с. 42 – 43].

Для инновационного менеджмента характерно эволюционное развитие основных теоретических положений и концепций. Выделяют четыре этапа развития инновационного менеджмента:

Для этапа факторного подхода характерно рассмотрение науки и техники в числе важнейших факторов развития экономического потенциала страны.

Функциональная концепция рассматривает инновационный менеджмент, как совокупность управленческих функций и процессов принятия управленческих решений.

Системный подход к инновационному менеджменту предполагает рассмотрение инновационного процесса как сложной организационной системы, состоящей из совокупности элементов, ориентированных на достижение определенных целей развития с учетом эндогенных (внутренних) и экзогенных (внешних) факторов.



Применение ситуационного подхода основано на альтернативности достижения одной и той же цели во время принятия и реализации управленческого решения с учетом непредвиденных обстоятельств.

Некоторые специалисты связывают становление теории управления инновациями с появлением лабораторий, первых НИОКР в крупных компаниях. Научно-исследовательскую деятельность, руководство которой осуществлялось непосредственно учеными-исследователями, принято относить к управлению НИОКР 1-го поколения. Со временем корпоративные менеджеры осознали необходимость управления научно – исследовательской деятельностью. Компании сосредоточили свое внимание на тех проектах, которые, прежде всего, служили целям их бизнеса. Сегодня такое управление НИОКР принято относить ко 2-му поколению. В практике НИОКР 3-го поколения внимание уделял удовлетворению явных потребностей покупателя. Потребности клиентов и технические возможности претерпевают одновременное развитие в рамках 4-го поколения методов управления НИОКР.

В настоящее время сложность приемов и способов разработки инноваций, влияние новых технологий на результат деятельности предприятий, а главное – число заинтересованных сторон увеличивается по мере развития рынков, усиливается конкурентоспособность. Описанная динамика сгруппирована и представлена схематично в таблице (Приложение 1).

Из таблицы (Приложение 1) видно, что методы инновационного менеджмента динамично усложнялись. Сегодня для инновационного развития недостаточно ограничиться знаниями ученых и изобретателей. Современным потребителям нужны не столько новые знания, сколько новые возможности и новые выгоды [3, с. 16 – 18].



^ 1.2 Понятие и сущность инноваций и инновационного менеджмента

В последние годы часто используется термин «инновация». Под инновацией (англ. innovation) чаше всего понимают «инвестицию в новацию». Новация (лат. novation - изменение, обновление) представляет собой новшество, которого не было раньше [3, с. 8].

В литературе приводится множество определений инновации.

Инновация - это:

• полный процесс от идеи до готового продукта, реализуемого на рынке. Кук Я., Майерс П.;

• процесс, в котором изобретение или идея приобретает экономическое содержание. Твисс Б.;

• процесс, включающий такие виды деятельности, как исследования, проектирование, разработка и организация производства нового продукта, технологии или системы. Месси Д., Квинтас П., Уилд Д [11, с. 4].

В соответствии с международными стандартами «Руководством Осло» инновация есть введение в употребление какого-либо нового или значительно улучшенного продукта (товара или услуги) или процесса, нового метода маркетинга или нового организационного метода в деловой практике, организации рабочих мест или внешних связях. Это общее определение охватывает широкий диапазон возможных инноваций [10, с. 31].

Инновации являются объектом инновационного менеджмента. Таким образом, инновационный менеджмент представляет собой систему управления, состоящую из двух подсистем: управляющей (субъект управления) и управляемой (объект управления). Связь субъекта и объекта управления осуществляется посредством передачи информации, которая (процесс распространения и передачи информации) и представляет собой процесс управления.



Субъектом управленияв инновационном менеджменте может быть один или группа специалистов, которые организуют целенаправленное функционирование объекта управления.

Объектом управленияв инновационном менеджменте являются инновации, инновационный процесс и экономические отношения между участниками рынка инноваций (продуцентов, продавцов и покупателей) На рисунке 1 представлена схема инновационного менеджмента [3, с. 16].
Рисунок 1 –Схема инновационного менеджмента
Существует большое количество определений инновационного менеджмента.

Инновационный менеджмент – совокупность принципов, методов и форм управления инновационными процессами, инновационной деятельностью, занятыми этой деятельностью организационными структурами и их персоналом [4, с. 46].

Инновационный менеджмент – это область экономической науки и практической деятельности, изучающая системы управления процессами, создания и распространения нововведений во всех сферах целенаправленной деятельности человека [8, с. 4].



Инновационный менеджмент представляет собой одну из многочисленных разновидностей функционального менед

жмента, непосредственным объектом которого выступают иннова

ционные процессы во всех сферах народного хозяйства[6, с. 8].

Инновационный менеджмент можно представить как процесс управления созданием новых знаний, творческим потенциалом создателей новых знаний, внедрением новшеств, социальными и психологическими аспектами нововведений.

Данный процесс можно рассматривать в трех аспектах:

  • как науку управления инновациями, базирующуюся на теоретических положениях традиционного менеджмента, работах, посвященных проблемам управления НТП, научными исследованиями и разработками;

  • как вид деятельности с принятием соответствующих управленческих решений, включающей совокупность процедур по реализации функций управления инновациями: планирования, организации, контроля и прогнозирования;

  • как аппарат управления инновациями, представляющий собой структурное оформление инновационной сферы и включающий систему специализированных органов управления инновациями и руководителей различных уровней [1, с. 7].

Предметом инновационного менеджмента являются принципы и методы управления инновационной деятельностью отдельных организаций и их объединений, связанной с:

созданием новых потребительских ценностей;

освоением их производства;

распространением и использованием;

введением в хозяйственный оборот [8, с. 5].

Цель – определение основных направлений научно – технической и производственной деятельности фирмы в следующих областях:

  • 

  • разработка и внедрение новой продукции;

  • модернизация и усовершенствование выпускаемой продукции;

  • дальнейшее развитие производства традиционных видов продукции;

  • снятие с производства устаревшей продукции.

Содержание инновационного менеджмента определяется последовательной реализацией функций управления инновациями. Указанная последовательность представлена на рисунке 2 [1, с. 8].
Рисунок 2 –Процесс реализации функций инновационного менеджмента
Формирование инновационных целей предполагает выделение приоритетных направлений развития, определение способов их реализации, установление периода достижений желаемых результатов, построения «дерева целей». Планирование инноваций предусматривает детализацию инновационных целей предприятия и доведение их до отдельных исполнителей, установление состава реализуемых направлений развития предприятия проектов, распределение заданий по участникам инновационных проектов, определение состава необходимых ресурсов, согласование очередности и сроков реализации отдельных работ.

Организация инноваций связана с определением научно-производственной структуры предприятия, структуры управления инновациями, формы их организации.

Контроль за инновациями предполагает сбор и анализ информации о состоянии инновационной деятельности, выявление отклонений от установленных параметров, выяснение причин таких отклонений, подготовку и реализацию решений, направленных на достижение намеченных целей развития [1, с. 8].



^ 1.3 Инновационное развитие России

Расходы на научные исследования в Российской Федерации за предыдущие 18 лет сократились в пять раз и приблизились к уровню развивающихся стран [17, с. 56].

Тема модернизации российской экономики относится к числу приоритетных, однако практически не двигается, признал Дмитрий Медведев. «До сих пор в этой сфере мало что сделано, – заявил он. – И это особенно очевидно в период кризиса. Это вопрос не только налоговых стимулов, но и психологической установки: не хочется вкладывать деньги в то, что не приносит быстрой отдачи», – считает он. По данным главы государства, российские предприятия вкладывают в исследовательские разработки всего 6% от общих затрат, в то время как в США – около 70%, в Японии – 75 %, в странах ЕС – от 25 до 65%.

Гендиректор «Финэкспертизы» Агван Микаелян сомневается, что желание тратиться на инновации возникнет у предприятий. «Интерес к инновациям возможен только в условиях жесткой конкуренции. Внутренней конкуренции в России фактически нет, внешней тоже». Сломать стереотипы, по его мнению, можно, лишь поменяв модель управления компаниями: нужно уходить от советских методов менеджмента. Для инновационного прорыва не хватает экономических стимулов [18, с. 2 – 3].

В два раза уменьшилось количество исследователей. Из этого следует целый ряд серьезных проблем. Средний возраст работающих на российских предприятиях превышает 50 лет. Износ основных фондов достигает по ряду направлений от 50 до 74%. При этом срок службы эксплуатируемого оборудования насчитывает более 20 лет при максимально эффективной норме эксплуатации в 9 лет. Новое оборудование практически все импортное. Более или менее современный уровень технологий сохраняется в основном на высокотехнологичных направлениях: в ядерной энергетике, ракетно-космической отрасли, авиастроении. В других отраслях, особенно в станкостроении и в электронной промышленности, произошел серьез

нейший обвал. Таким образом, в целом по уровню развития высоких технологий страна откатилась на 10 – 15 лет назад, а по некоторым направлениям – даже на 20. Это надо понимать и помнить, прежде чем рассматривать стратегию инновационного развития.

Доля России на мировых рынках высоких технологий едва достигает 0,2–0,3%. На графике (Приложение 2) изображено положение России, свидетельствующее о том, что если Россия уйдет с высокотехнологичного рынка мира с 6–9 млрд долл., то этого никто не заметит. Таким образом, стартовые условия очень критичные.

Это системный кризис. Сегодня перед страной стоит задача принятия и реализации реальной стратегии выхода из системного кризиса и дальнейшего развития.

Мир идет к шестому технологическому укладу. Россия же находится сегодня в основном в третьем, четвертом и на первых этапах пятого технологического уклада. К последнему относятся предприятия высокотехнологичного военно-промышленного комплекса. Перед страной стоит задача – осуществить переход к шестому укладу. К шестому этапу относятся нанотехнологии, биотехнологии и технологии новых материалов.

Единственно возможным вариантом может быть вариант инновационного развития. Инновационный сценарий предполагает более сбалансированную, гармоничную структуру экономики. В России на 2008 г. есть прорывные исследования и разработки в области критических технологий практически по всем направлениям шестого технологического уклада. (Приложение 3). Надо сосредоточить именно на этих приоритетах кадровый, финансовый, организационный ресурсы.

Анализируя структуру и основные отрасли российской экономики по степени конкурентоспособности на мировом рынке, мы пришли к выводу, что существует шанс осуществить технологический прорыв в области авиастроения, ядерной энергетики, ракетно-космических систем и в наноиндустрии. Сегодня необходимо реализовать такую модель стратегии ин

новационного развития, где все ресурсные возможности должны быть сфокусированы на инновационной структуре развития.

Посмотрим, какова должна быть модель инновационного развития России до 2030 г., исходя из ранее названных приоритетов, по каким направлениям необходима концентрация усилий (Приложение 4).

Реализация инновационной стратегии развития России должна строиться на реализации четырех национальных программ со стратегией развития потребительского, высокотехнологичного, минерально-сырьевого, топливно-энергетического и инфраструктурного секторов российской экономики. Поэтому очень важно сейчас, распределяя имеющиеся ресурсы, формируя и реализуя федеральные программы сконцентрироваться на базовой модели инновационного развития [17, с. 58 – 67].

На сегодняшний момент утверждена стратегия инновационного развития. Данная стратегия – продолжение политики стимулирования инновационной активности. В рамках реализации этой стратегий заложены основы национальной инновационной системы, предприняты существенные усилия по развитию сектора исследований и разработок, формирования развитой инновационной инфраструктуры, модернизации экономики на основе технологических инноваций.

Цель Стратегии – перевод к 2020 году экономики России на инновационный путь развития, характеризующийся следующими основными показателями:

  • доля предприятий, осуществляющих технологические инновации, возрастет до 40 – 50 процентов в 2020 году;

  • доля России на мировых рынках высокотехнологичных товаров и услуг достигнет не менее 5 – 10% в 5 – 7 секторах к 2020 году;

  • валовая добавленная стоимость инновационного сектора в валовом внутреннем продукте составит 17 – 20% в 2020 году;

  • удельный вес инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции увеличится до 25 – 35% в 2020 году;

  • 

  • внутренние затраты на исследования и разработки повысятся до 2,5 – 3% валового внутреннего продукта в 2020 году, из них больше половины - за счет частного сектора.

Ключевыми задачами Стратегии являются:

  • наращивание человеческого потенциала в сфере науки, образования, технологий и инноваций. Эта задача включает повышение восприимчивости населения к инновациям.

  • резкое повышение инновационной активности существующего бизнеса и динамики появления новых инновационных компаний.

  • повышение «инновационности» государства – максимально широкое внедрение в деятельность органов государственного управления современных инновационных технологий;

  • формирование сбалансированного, устойчивого развивающегося сектора исследований и разработок;

  • повышение открытости национальной инновационной системы и экономики, степени интеграции России в мировые процессы расширения международного сотрудничества [20].




Глава 2. Методические аспекты в инновационном менеджменте

^ 2.1 Сущность инновационного процесса и инновационной деятельности

Инновационный процесс – это последовательная цепь событий, в ходе которых инновация вызревает от идеи до конкретного продукта, технологии, структуры или услуги и распространяется в хозяйственной практике и общественной деятельности.

Инновационный процесс можно рассматривать с разных позиций. Во-первых, как осуществление научно-исследовательской, инновационной, производственной деятельности и маркетинга. Во-вторых, его отождествляют с этапами жизненного цикла нововведения. В-третьих, его можно трактовать с точки зрения инвестирования разработки и распространения нового вида продукции или услуг. В этом случае он выступает в качестве инновационного проекта [7, с. 42].

Различают три формы инновационного процесса: «простой внутриорганизационный» инновационный процесс предполагает создание и использование новшества внутри одной и той же организации. При «простом межорганизационном» инновационном процессе новшество выступает как предмет купли-продажи. Расширенный инновационный процесс проявляется в том, что возникают новые производители нововведения и нарушают монополию производителя-пионера [4, с.18 – 19].

Субъектов инновационного процесса можно разделить на группы: новаторы – генераторы научно-технических знаний; ранние реципиенты – предприниматели, первыми освоившие новшество; раннее большинство – фирмы, первыми внедрившие новшество в производство; отстающие фирмы, запаздывающие с нововведениями.

Рассмотрим инновационный процесс с точки зрения жизнециклического подхода. Он предполагает, что инновационный процесс охватывает две стадии: стадию создания новшества и стадию создания нововведения.

Стадия создания новшества включает следующие этапы:



фундаментальные исследования;

прикладные научно-исследовательские работы;

опытно-конструкторские разработки;

изготовление и испытание пробной партии продукции на рынке;

устаревание новшества.

Процесс создания новшества начинается с фундаментальных исследований, направленных на получение новых научных знаний. Фундаментальные исследования делятся на теоретические и поисковые.

Результатом теоретических исследований выступают научные открытия, новые понятия и представления, создание новых теорий.

К поисковым относят исследования, задачей которых является открытие новых принципов создания изделий и технологий.

Прикладные исследования направлены на достижение конкретной цели или задачи, на выявление путей практического применения открытых фундаментальной наукой явлений и процессов.

Под опытно-конструкторскими работами понимается применение результатов прикладных исследований.

Практическая реализация научного товара осуществляется на рынке новшеств.

Нововведение – процесс переноса новшества в сферу применения.

Жизненный цикл нововведения включает следующие этапы:

  • возникновение потребности в новшестве и его создание;

  • освоение в производстве;

  • диффузия (тиражирование на других объектах);

  • рутинизация (стабильное использование) [7, с. 42 – 44].

Осознав необходимость в новшестве, потребитель может заказать его инноватору, сам создать его или приобрести право на использование имеющегося. Дальше следует этап освоения новшества в производстве.



С перестройкой производства необходимо подготовить потребителя инновационного продукта. Для этого проводятся маркетинговые исследования, изучается спрос, определяется объём выпуска, осуществляется первый выход на рынок небольшой пробной партии.

Диффузия инновации – это распространение уже освоенной инновации в новых условиях или местах применения [2, с. 28].

Вслед за стадией диффузии наступает период максимального объёма производства или рутинизации. Затем новшество устаревает, спрос на него падает, переключаясь на новые товары.

Обе стадии охватываются общим понятием инновационный процесс. Основные этапы и характеристики инновационного процесса представлены на рисунке (Приложение 5) [7, с. 46].

Вся деятельность в рамках инновационного процесса относится к инновационной деятельности: маркетинговые исследования рынков сбыта и поиск новых потребителей; информационное обеспечение; поиски новаторских идей, решений и партнера по внедрению и финансированию инновационного проекта.

Инновационная деятельность – вид труда, связанный с превращением идей в новый или усовершенствованный продукт, внедренный на рынке, либо новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, либо в новый подход к социальным услугам [5, с. 91].

Инновационная деятельность направлена на практическое использование научного, научно-технического результата и интеллектуального потенциала для расширения и обновления номенклатуры и улучшения качества выпускаемой продукции (товаров, услуг), совершенствования технологий их изготовления с последующим внедрением и эффективной реализацией на внутреннем и зарубежном рынках. Инновационная деятельность связана с капитальными вложениями в инновации, называется инновационно-инвестиционной деятельностью [15, с. 7].



Поскольку инновационный процесс имеет цикличный характер, то инновационная деятельность распадается на отдельные участки. Выделяют пять основных видов инновационной деятельности.

Инструментальная подготовка и организация производства;

  1. Пуск производства и производственные разработки, предполагающие модификации продукта, переподготовку персонала для применения новых технологий и оборудования;

  2. Маркетинг новых продуктов;

  3. Приобретение технологии со стороны в форме патентов, лицензий, и «ноу-хау», торговых марок, конструкций;

  4. Приобретения овеществленной технологии - машин, оборудования;

  5. Производственное проектирование.

Инновационная деятельность считается сферой государственной политики. Государство формирует цели и принципы своей политики и приоритеты в этой области. Целями инновационной политики ведущих стран мира являются: увеличение вклада науки и техники в развитие экономики; обеспечение преобразований в сфере материального производства; повышение конкурентоспособности национального продукта на мировом рынке; укрепление безопасности и обороноспособности страны [5, с. 93 – 95].
^ 2.2 Функции, методы и цели инновационного менеджмента

Инновационный менеджмент выполняет определенные функции. Под функцией управления понимают направления управленческой деятельности, позволяющие осуществлять определенные управляющие воздействия на инновационный процесс.

К функциям субъекта управления относят прогнозирование, планирование, регулирование, координацию, стимулирование, организацию, контроль.



К функциям объекта управления относятся рисковое вложение капитала, управление финансированием, организация инновационного процесса, а также продвижение инноваций на рынке [3, с. 19].

Инновационный менеджмент является цепью непрерывных взаимосвязанных действий по стратегическому маркетингу, планированию, организации процессов, учету и контролю, мотивации и регулированию – и есть функции инновационного менеджмента [12, с.31].

В инновационном менеджменте применяются методы принуждения, побуждения, убеждения, методы анализа и методы прогнозирования.

Методы принуждения - методы менеджмента, которыми управляющая подсистема воздействует на управляемую подсистему. Эти методы опираются на законодательные акты страны и региона; нормативно-директивные и методические документы фирмы и вышестоящей организации.

Методы побуждениянацелены на экономию ресурсов, повышение конкурентоспособности товаров и услуг, качества жизни населения. К основному методу побуждения относится экономическое стимулирование персонала к достижению конечных целей системы управления, удовлетворение потребностей работников, обеспечение их безопасности.

Методы убежденияоснованы на исследовании психологического портрета личности и на мотивации ее потребностей.

К конкретным способам изучения и применения результатов для управления социально-психологическими процессами относятся:

мониторинг для нахождения объекта и предмета убеждения;

моделирование для отыскания оптимальных параметров предмета убеждения;

моральное стимулирование сотрудников за качество и эффективность работы.

К методам анализа относятся: метод сравнения, индексный метод, метод цепных подстановок, графический метод, факторный анализ.



Методы анализа охватывают несколько принципов анализа:

  • единство анализа и синтеза, предполагающее разделение сложных явлений, предметов на части с целью глубокого изучения их свойств и последующее рассмотрение их в целом;

  • оперативность и своевременность;

  • количественная определенность.

Под методами прогнозированияпонимают совокупность приемов, позволяющих на основе анализа информации о прогнозном объекте вынести относительно достоверное суждение о будущем развитии объекта.

Всю совокупность методов прогнозирования можно разделить на три группы:

  1. Формализованные, базирующиеся на первичной информации об объекте.

  2. Экспертные, использующие информацию, получаемую от специалистов-экспертов, которые обобщают информацию.

  3. Комбинированные, на основе смешанных информационных массивов [3, с. 20].

Цели инновационного менеджмента предприятия связаны с миссией фирмы, ее философией, традициями и жизненным циклом организации.

Фирма имеет систему целей, которые определяются влиянием внеш

ней среды и внутренними потребностями развития фирмы. Так, система стратегических целей фирмы, вызываемых воздействием внешней среды, демонстрируется на рисунке 3.

Рисунок 3 – Внешние цели фирмы в инновационном менеджменте
Целями инновационной деятельности предприятия являются повышение эффективности производства за счет обновления всех производственных систем, повышение конкурентных преимуществ предприятия на базе эф

фективного использования научного, научно-технического, ин

теллектуального и экономического потенциалов.

Социальные цели направлены на повышение заработной платы работников, улучшение условий труда и повышение социальной защищенности.

Инновационные цели связаны с разработкой принципиальных новшеств, проведением работ по патентованию и лицензированию, приобретением ноу-хау, товар

ных знаков.

Цели фирмы в области коммерциализации новшеств включают проведение маркетинговых мероприятий для занятия проч

ного положения на рынке с последующим расширением сегментов и экспансией на новые рынки.

Приоритетными целями инновационного менеджмента являются рост и развитие организации на базе активизации инновационной деятельности, продвижение новых товаров и новых тех

нологий на рынок, использование возможностей дальнейшего роста производства



Тактические цели организации сводятся к интенсификации про

цессов разработки, внедрения и освоения новшеств, к организа

ции и финансированию инвестиций на предприятии, к обучению, переквалификации, стимулированию и вознаграждению персонала, совершенствованию НИОКР и научной базы новшеств, методов, функций, приемов и стиля управления.

Структурные цели организации связаны с оптимальным функционированием подсистем предприятия: производства, НИОКР, персонала, финансов, маркетинга и менеджмента.

Общая классификация целей инновационного менеджмента проводится по следующим главным критериям:

уровню (стратегические и тактические);

видам среды (внешние и внутренние);

содержанию (экономические, социальные, политические, и т.д.);

приоритетности (приоритетные, постоянные, традиционные, разовые);

периоду действия (долгосрочные, среднесрочные, краткосроч

ные);

стадиям жизненного цикла организации.

В больших организациях, как правило, можно проследить нали

чие дерева целей. В этом случае важна иерархия целей, так как цели нижестоящего звена подчинены целям вышестоящего [6, с. 52 – 54].
^ 2.3 Инновационный менеджмент и стратегическое управление

Главное внимание в инновационном менеджменте уделяется выработке стратегии инноваций и мер, направленных на её реализацию.

Разработка и выпуск новых видов продукции становится приоритетным направлением стратегии фирмы, так как определяет все остальные направления её развития.

Стратегия – это взаимосвязанный комплекс действий с целью укрепления жизнеспособности и экономической мощи предприятия (фирмы) по отношению к конкурентам.



Более конкретно инновационную стратегию определяют как систему концептуальных установок, вытекающих из долгосрочных целей, определяющих характер распределения ресурсов между траекториями инновационного развития системы, а также их перераспределения при изменении внутренних и внешних условий ее функционирования [2, с. 32].

Принципы стратегии, которыми предприятия руководствуются в своей деятельности, охватывают многие ее стороны и используются:

при оценке результатов деятельности в настоящем и будущем;

при определении отношений организации с внешней средой, пути достижения превосходства над конкурентами;

при установлении отношений внутри организации и осуществлении оперативной деятельности.

Для стратегии характерны следующие особенности: процесс выбора стратегии заканчивается установлением общих направлений; она оказывает помощь в выявлении эффективных путей и возможностей развития; используется обобщенная и не всегда точная информация; широко применяются данные обратной связи [9, с. 25].

Выбор стратегии является важнейшей составляющей цикла инновационного менеджмента. Четко сформулированная стратегия важна для продвижения новшеств.

С выбором стратегии связана разработка планов проведения исследований и разработок и других форм инновационной деятельности.

Стратегическое планирование преследует две основные цели:

  1. Эффективное распределение и использование ресурсов.

  2. Адаптация к внешней среде.

Разработка стратегии начинается с формулировки общей цели организации. Она должна быть понятна любому человеку. Постановка цели играет важную роль в связях фирмы с внешней средой, рынком, потребителем.

Общая цель организации должна учитывать:

  • 

  • основное направление деятельности фирмы;

  • рабочие принципы во внешней среде (принципы торговли; отношения к потребителю);

  • культуру организации, ее традиции, рабочий климат.

После постановки общей цели осуществляется второй этап стратегического планирования – конкретизация целей.

Разработанная стратегия редко бывает чисто формальной и базируется частично на оценках нескольких сотрудников из высшего руководства. Разработка стратегии осуществляется по следующей схеме 1[4, с. 95 – 99].

Схема 1 – Фазы стратегического планирования

Достижимость конкретных целей зависит от их реалистичности. Реалистичность можно обеспечить на основе прогноза экономических изменений внешней среды. При этом анализируются политические, экономические, научно

технические, социальные иэкологические факты. Значимость прогнозирования изменений внешней среды, экономической обстановки при окончательной формулировке инновационной стратегии состоит:

  • в выявлении будущих угроз и благоприятных возможностей;

  • исключении неожиданностей;

  • поиске новых конкурирующих технологий (продуктов) [9, с. 26].

При окончательном выборе и формулировании стратегии инноваций предприятие ориентируется на изучение шансов, опасностей и возможных вариантов развития проводит SWOT-анализ, который основан на выявлении сильных, слабых сторон организации, внешних угроз и возможностей [14, с. 77]. Сильной стороной предприятия может быть научный потенци

ал, а слабой – уровень издержек производства и себестоимости продукции. В таких случаях стратегию инновационного развития целесообразно базировать на разработке и выпуске принципиальных новшеств.

Также используется SPACE – метод (стратегическая оценка положений и действий) основан на анализе положения фирмы и условий ее функционирования по четырем координатам: конкурентное преимущество фирмы; ее стратегический потенциал; привлекательность отрасли, адекватность макросреды.

Выделяют следующие типы инновационных стратегий:

Наступательная – характерна для фирм, основывающих свою деятельность на принципах предпринимательской конкуренции. Она свойственна малым инновационным фирмам. Для наступательной стратегии характерны высокие затраты на нововведения.

Оборонительная – направлена на то, чтобы удержать конкурентные позиции фирмы на имеющихся рынках. Главная функция такой стратегии – активизировать соотношение «затраты – результат» в инновационном процессе. Такая стратегия требует интенсивных НИОКР. При оборонительной стратегии затраты на нововведения ниже, чем у лидера.

Оппортунистическая – имеющая целью занятие свободных ниш на рынке. При оппортунистической стратегии затраты на нововведения зависят от тактических соображений.

Инновационная стратегия исходит из принципа «время – деньги» [9, с. 27].

Принимая ту или иную стратегию, руководство должно учитывать факторы:

риск;

знание прошлых стратегий и результатов их применения позволит фирме более успешно разрабатывать новые;

фактор времени, нередко хорошие идеи терпели неудачу потому, что были предложены к осуществлению в неподходящий момент.



Разработка стратегии может осуществляться тремя путями: «сверху - вниз», «снизу - вверх» и с помощью консультативной фирмы. В первом случае стратегический план разрабатываетсяруководством компании и как приказ спускается по всем уровням управления. При разработке «снизу вверх» каждое подразделение разрабатывает свои рекомендации по составлению стратегического плана. Затем предложения поступают руководству фирмы, которое обобщает их и принимает окончательное решение в коллективе. Фирма может воспользоваться и услугами консультантов для исследования организации и выработки стратегии [4, с. 100 – 104].



  1   2   3



Скачать файл (356.9 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru