Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Вопросы и ответы по менеджменту - файл 1.doc


Вопросы и ответы по менеджменту
скачать (822 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc822kb.04.12.2011 10:01скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9
Реклама MarketGid:
Загрузка...


/



Вопросы к экзамену

  1. Управление и его элементы

  2. Менеджмент — разновидность хозяйственного управления

  3. Виды и функции менеджмента

  4. Методы управленческой деятельности и принципы их реализации

  5. История менеджмента: концепции и подходы. Школа научного управ­ления

  6. История менеджмента: концепции и подходы. Административная школа

  7. История менеджмента: концепции и подходы. Школа человеческих отношений

  8. История менеджмента: концепции и подходы. Школа науки управ­ления

  9. Признаки организации

  10. Законы организации

  11. Разновидности организаций

  12. Организация как система

  13. Организационная структура и ее основные виды

  14. Типы производственных организационных структур

  15. Сравнение структур управления

  16. Типы моделей и организаций менеджмента

  17. Деятельность менеджера и его задачи

  18. Профессиональные требования к менеджеру

  19. Общая характеристика стратегического управления

  20. Анализ внешней среды

  21. Анализ внутренней среды

  22. Миссия организации

  23. Цели организации

  24. Принятие решений. Общее понятие. Решение и его разновидности

  25. Процесс принятия управленческих решений

  26. Мотивационные основы управления. Понятие и виды мотивации

  27. Содержательные концепции мотивации

  28. Процессуальный подход к мотивации

  29. Экономические мотивы деятельности людей

  30. Неэкономические способы мотивации

  31. Стили лидерства

  32. Понятие конфликта в организации



  1. Управление и его элементы

С раннего детства человеку знакомо понятие "управление". Сна­чала он видит, как управляют автомобилем; затем узнает, что уп­равлять можно оборудованием, химическими и ядерными реакци­ями, ростом и развитием растений и животных, а также поведени­ем других людей. Таким образом, он познает, что управление мно­гообразно и существует в самых различных видах.

Это может быть техническое управление различного рода естес­твенными и технологическими процессами — подачей электроэ­нергии, движением поездов и самолетов, обработкой деталей на станках.

Это может быть государственное управление социально-эконо­мической жизнью общества через различные институты — право­вую систему, министерства, ведомства, местные органы власти.

Это может быть идеологическое управление, состоящее во внед­рении в сознание членов общества концепций его развития, форми­руемых различными политическими партиями и группировками.

Это может быть негосударственное и неполитическое управле­ние социальными процессами, например, движением в защиту ми­ра или окружающей среды.

Это может быть, наконец, хозяйственное управление производ­ственной и экономической деятельностью коммерческих и неком­мерческих организаций; функционирующих в рамках рыночных отношений.

Если осмыслить все сказанное выше, то можно сделать вывод, что управление представляет собой осознанную целенаправлен­ную деятельность человека, с помощью которой он упорядочивает и подчиняет своим интересам элементы внешней среды — общест­ва, живой и неживой природы, техники.

Элементы, на которые направлена эта деятельность, образуют объект управления. Обычно он имеет пространственные границы и определенное бытие во времени, иначе теряет конкретность и само управление им становится невозможным и бессмысленным.

Направитель управленческой деятельности называется субъек­том управления, которым может быть отдельный человек или группа людей. Если управление имеет официальный характер, то его субъект организационно и юридически оформляется в виде до­лжности или совокупности должностей, образующих подразделе­ние управления.

От субъекта управления необходимо отличать субъект управленческой деятельности. Последний может быть только физичес­ким лицом, живым человеком. Именно через субъектов управлен­ческой деятельности, принадлежащих как к субъекту, так и к объ­екту управления, реализуются управленческие отношения.

Например, в качестве субъекта управления в акционерном об­ществе можно рассматривать совет директоров, штаб-квартиру, а в качестве объекта — производственные подразделения. В то же вре­мя субъектами управленческой деятельности будут выступать ру­ководители различных рангов и исполнители,

^ Управленческая деятельность представляет собой специфичес­кую разновидность трудового процесса, а поэтому характеризуется всеми присущими ему элементами — предметом труда, средствами труда и самим трудом, а также его результатом.

Предметом и продуктом труда в управлении является информа­ция; в первом случае она — "сырая", а поэтому не может применяться на практике; однако в результате управленческой деятель­ности на ее основе создается решение, то есть информация, исходя из которой, объект управления может предпринимать конкретные действия.

Средствами управленческого труда является, следовательно, все то, что будет способствовать осуществлению операций с инфор­мацией — от компьютеров, телефонов, авторучки и бумаги до орга­нов человеческого тела.

Сложность управленческого труда обусловливается нескольки­ми обстоятельствами. Во-первых, масштабами, количеством и структурой решаемых проблем, связей между ними, разнообразием применяемых методов, организационных принципов. Понятно, что управление автомобильным заводом и бригадой грузчиков — это да­леко не одно и то же; в первом случае необходимы глубокие знания, опыт, эрудиция, широкие внешние контакты, аналитический ум; во втором — лишь умение командовать.

Во-вторых, сложность управленческого труда характеризуется степенью новизны принимаемых решений, объемом требуемых из­менений в состоянии объекта управления, поиском нетрадицион­ных подходов к ним. В этом смысле управление инновациями на­много сложнее управления текущей деятельностью, где все в основ­ном идет по накатанной колее, решаются традиционные, повторяю­щиеся из года в год проблемы.

Наконец, в-третьих, сложность управленческого труда опреде­ляется степенью оперативности, самостоятельности, ответствен­ности, рискованности решений, которые необходимо принимать. Как сравнить труд капитана пассажирского корабля, отвечающего за жизнь и безопасность сотен, а то и тысяч людей, с работой брига­дира носильщиков, которому нужно обеспечить лишь своевремен­ный выход своих подчиненных к прибывающему поезду.

Управленческий труд существует в трех основных формах: эв­ристического, административного и операторного. Рассмотрим их более подробно.

^ Эвристический труд сводится к совокупности действий по ана­лизу и изучению тех или иных проблем, стоящих перед организа­цией, и разработке на основе этого различных вариантов их реше­ний, в основном стратегического характера — управленческих, экономических, технических. В зависимости от сложности и спе­цифики самих проблем этот труд выполняется руководителями различного уровня и специалистами.

^ Административный труд является уделом в основном руково­дителей и предполагает текущую координацию и оценку деятель­ности подчиненных. Этот труд осуществляется в нескольких фор­мах. Во-первых, распоряжения, связанные с доведением в устном и письменном виде принятых решений до исполнителей и их ин­структированием. Во-вторых, контроль за работой подчиненных, их поощрение или наказание. В-третьих, организация обмена ин­форма­цией, происходящего в процессе проведения собраний и сове­щаний, приема посетителей, ведения деловых переговоров, ответа на письма и телефонные звонки, обхода рабочих мест.

^ Операторный труд направлен на техническое обеспечение про­изводственных и управленческих процессов необходимой информа­цией. Он охватывает такие виды деятельности как документацион­ная (оформление, размножение, сортировка и хранение различного рода документов); первично-счетная и учетная (сбор статистичес­кой, бухгалтерской и иной информации о производственных, хо­зяйственных, социальных и иных процессах, протекающих в рам­ках организации); коммуникативно-техническая, вычислительная и формально-логическая (последовательная обработка собранной информации и осуществление на ее основе и по заданному алгорит­му необходимых для принятия решений расчетов). Этот труд выпа­дает на долю специалистов и технических исполнителей; часть его, строго говоря, не относится к умственному, поэтому для ее обозна­чения иногда используют термин "нефизический труд".

Посредством управленческого труда осуществляется, как уже бы­ло сказано, взаимодействие между субъектом и объектом управле­ния, реализующее управленческие отношения. Чтобы такое взаимо­действие было эффективным, необходимо выполнение ряда условий.

Во-первых, субъект и объект управления должны соответство­вать друг другу. Если такого соответствия не будет, их окажется трудно "состыковать", они не смогут понять друг друга в процессе работы, а, следовательно, и реализовать свои потенциальные воз­можности. Легко представить, например, ситуацию, когда умный и способный человек становится руководителем в той области, о де­ятельности которой он не имеет четкого представления. Скорее все­го, принимаемые им решения окажутся малопонятными для подчи­ненных и они не смогут трудиться с необходимой отдачей. Более то­го, субъект и объект управления должны быть совместимы друг с другом в процессе функционирования. Так, если руководитель и подчиненный не будут совместимыми психологически, то рано пли поздно между ними начнутся конфликты, которые окажут самое негативное влияние на результаты работы.

Во-вторых, в рамках единства субъект и объект управления до­лжны обладать относительной самостоятельностью. Субъект уп­равления не в состоянии предусмотреть все интересы объекта и воз­можные варианты его действий в той или иной ситуации, особенно если она возникает непредвиденно. Прежде всего, нет гарантии, что принимаемые решения будут оптимальными, ибо удаленность от места событий, незнание многих деталей, сопряженных с возни­кшими обстоятельствами и т.п. препятствуют этому. Субъект уп­равления может задерживать по тем или иным причинам само ре­шение, что влечет за собой потерю времени и все связанные с этим негативные результаты для объекта. Наконец, когда в качестве объекта управления выступают живые люди, обладающие со­бственными интересами, стремлениями, взглядами на ситуацию, они должны иметь возможность реализовать их на практике. При отсутствии такой возможности люди либо перестанут проявлять активность, либо предпримут все меры, чтобы добиться своего. Ес­ли всего этого не учитывать, последствия взаимодействия субъекта и объекта могут быть самыми неприятными.

Именно так и произошло в нашей стране. Излишняя концентра­ция власти в Москве привела к тому, что руководство республик СССР не имело возможности ни действовать без оглядки на Центр в соответствии с местными условиями и интересами своего населе­ния, ни реализовать себя, свое вполне понятное стремление к самос­тоятельности. В этих условиях возобладала тенденция к сепаратиз­му, и когда вследствие экономических неурядиц на места переста­ли поступать необходимые ресурсы и реальная власть в государстве ослабела, руководители республик, поставив на первое место нере­ализованные личные интересы, пошли на разрыв административ­ных связей, на которых основывалось единство великой страны. Конечно, в организациях, где основу жизни составляют экономи­ческие отношения, или существует мощный репрессивный аппа­рат, обеспечивающий соблюдение "правил игры", подобные край­ние случаи маловероятны, однако серьезные проблемы могут воз­никнуть и здесь.

В-третьих, субъект и объект управления должны осуществлять между собой двустороннее взаимодействие, основанное на при­нципах обратной связи, определенным образом реагируя на управ­ленческую информацию, полученную от другой стороны. Такая ре­акция служит ориентиром для корректировки последующих дейст­вий, которые обеспечивают приспособление субъекта и объекта уп­равления не только к изменению внешней ситуации, но и к новому состоянию друг друга.

В-четвертых, как субъект, так и объект управления должны быть заинтересованы в четком взаимодействии; один — в отдаче необхо­димых в данной ситуации команд, другой — в их своевременном и точном исполнении. Возможность субъекта управлять обусловлена готовностью объекта следовать поступающим командам. Подобная ситуация возникает в том случае, когда личные цели участников уп­равленческого процесса будут совпадать и одновременно соответ­ствовать целям объекта управления. Иными словами, степень до­стижения участниками управленческой деятельности своих целей должна находиться в прямой зависимости от степени достижения целей самого управления, вытекающих из потребностей его объек­та. И это составляет самую главную проблему управления в том слу­чае, когда его субъект и объект не связаны отношениями собствен­ности.

  1. Менеджмент — разновидность хозяйственного управления

Как уже говорилось, существуют самые различные ви­ды управления: производственное, техническое, государственное, идеологическое, хозяйственное. Для обозначения последнего в на­стоящее время во всем мире укоренился термин "менеджмент". Но менеджмент не просто хозяйственное управление; он имеет место лишь тогда, когда хозяйствующий субъект полностью свободен, функционирует в условиях рынка и ориентируется на его нужды и потребности, независимо от того, ставит ли он своей непосредствен­ной целью получение прибыли, или нет.

Рассмотрим теперь, каким образом управленческая деятель­ность в процессе своего развития превратилась в то, что сегодня принято называть менеджментом.

Возникновение управления как такового связано с необходи­мостью организовывать и координировать совместный труд людей, направленный на достижение поставленных целей, не зависимо от сферы, в которой этот труд осуществлялся — военной, строитель­ной и пр. Функция управления этим трудом реализовалась в основ­ном представителями власти — государственной, военной, религи­озной.

Управление хозяйственной деятельностью в рабовладельческих латифундиях помещичьих хозяйствах, равно как и на государ­ственных предприятиях в условиях командно-административной системы, господствовавшей в нашей стране в 1930—1990 гг., также трудно было характеризовать как менеджмент. Его непосредствен­ные объекты — рабы и крепостные крестьяне, работники госпред­приятий — были несвободными, а их деятельность носила нату­ральный характер, то есть не была ориентирована на потребности рынка. В мелких же ремесленных и крестьянских хозяйствах, ос­нованных на индивидуальной собственности и личном труде, регу­лирование осуществлялось преимущественно как самоуправление.

С превращением мелких индивидуальных хозяйств ремеслен­ников и крестьян в крупные предприятия, многие из которых по количеству работников можно было сравнить с армиями, положе­ние изменилось. Теперь уже основная масса тех, кем нужно было управлять, оказалась объединенной экономической властью, выте­кающей из собственности, а управление превратилось в одну из ее функций, персонифицированным носителем которой стал со­бственник.

Первоначально собственник, трудясь в одиночестве, реализовы­вал все свои функции самостоятельно. Он создавал блага и услуги, предназначенные на продажу (производственная функция), прини­мал основополагающие решения о путях и формах развития своего дела, нес за него всю полноту ответственности (предпринимательская функция), организовывал, контролировал, обеспечивал ресур­сами текущую хозяйственную деятельность (управленческая функ­ция), распоряжался результатами своего труда (функция присвое­ния). Рост масштабов хозяйственной деятельности и связанное с этим широкое привлечение наемного труда привело к тому, что со­бственник стал постепенно полностью или частично отказываться от самостоятельной реализации перечисленных функций. Сначала наемным работникам была полностью передана производственная функция, затем функция текущего управления и контроля. С появ­лением акционерной формы собственников стало много, и изменил­ся сам объект собственности: теперь это было уже не предприятие как таковое, а денежный вклад в капитал акционерного общества, которому предприятие принадлежало. В этих условиях большинст­во собственников не могло постоянно осуществлять не только фун­кцию текущего управления, но и предпринимательскую функцию, ставшую уделом выборного органа — совета директоров (наблюда­тельного совета), членами которого могли быть лишь немногие из них. Остальные, полностью устранившись от участия в текущих де­лах, лишь формально одобряли принятые решения и присваивали доходы.

Усложнение производственной и хозяйственной жизни привело к тому, что не все собственники могли выполнять и предпринима­тельскую функцию, поскольку это требовало определенных знаний и опыта, и ее тоже в значительной мере пришлось передать в руки наемных управляющих. Последние, таким образом, сосредоточили в руках две функции: управление текущей деятельностью и предпри­нимательство.

Так появился современный менеджмент — группа лиц, осущес­твляющих в рамках организации предпринимательские и высшие управленческие функции. В русском языке эквивалентом этого понятия является слово "руководство".

Понятие «менеджмент» можно рассматривать с разных точек зрения, каждая из которых открывает новые грани предмета иссле­дования науки управления (рис. 1.2).

^ 1. Менеджмент рассматривается как вид деятельности человека, направленный на достижение определенной цели или целей.

«Именно менеджмент создает экономическое и социальное развитие. Оно есть его результат. Всюду, где мы вкладывали только экономичес­кие факторы производства, особенно капитал, мы не добивались разви­тия. В немногих случаях, когда мы смогли породить энергию менеджмен­та, мы порождали стремительное развитие. Развитие, иными слова­ми,— дело скорее человеческой энергии, чем экономического богатства. Генерирование человеческой энергии и придание ей направления есть за­дача менеджмента».

Так характеризует социальную функцию и значение менеджмента Питер Друкер, который первым, еще в 50-х годах, сумел распознать, обобщить и описать появление в мире нового могущественного фак­тора развития, ученый, которого, пожалуй, можно назвать родона­чальником менеджмента как систематизированной дисциплины.

И действительно, всюду, где удавалось ввести эффективный менедж­мент, начиналось стремительное развитие.

2. Менеджмент определяется как процесс, с помощью которого профессионально подготовленные специалисты формируют органи­зации и управляют ими путем постановки целей и разработки спосо­бов их достижения.

^ Сущность и содержание процесса управления проявляется в его фун­кциях. Процесс управления предполагает выполнение функций орга­низации, планирования, координации, мотивации, осуществляя которые менеджеры обеспечивают условия для производительного и эффективного труда занятых в организации работников и получение результатов, соответствующих целям. Поэтому менеджмент — это еще и умение добиваться поставленных целей, направляя труд, интел­лект, мотивы поведения людей, работающих в организации. Это является основанием для рассмотрения менеджмента как процесса влияния на деятельность отдельного работника, группы и организации в це­лом с целью достижения максимальных результатов. Это влияние осу­ществляет определенная категория людей — менеджеры. Поэтому менеджмент нередко идентифицируется с менеджерами, а также с органами или аппаратом управления.

^ 3. Менеджмент рассматривается как иерархическая организацион­ная структура, в рамках которой реализуются функции управления. В свою очередь, иерархия аппарата управления находит свое конкрет­ное отражение в структуре управления тем или иным предприятием (организацией). Таким образом, аппарат управления является состав­ной частью любой организации и ассоциируется с понятием менед­жмента. Без него организация, как целостное образование, не может существовать и работать эффективно.

4. Менеджмент рассматривается как категория людей, занятых уп­равлением. Умение ставить и реализовывать цели основатель школы научного менеджмента Ф.У. Тейлор определял как искусство точно знать, что предстоит сделать и как сделать это самым лучшим и де­шевым способом. Этим искусством должна обладать определенная категория людей — менеджеров, чья работа состоит в организации и руководстве усилиями всего персонала для достижения целей. Поэто­му менеджмент нередко идентифицируется с менеджерами.

5. ^ В XX веке менеджмент выделился в самостоятельную область знаний, науку, имеющую свой предмет, свои специфические проблемы и способы их решения. Менеджмент представляет собой совокупность науч­ных знаний и практического опыта междисциплинарного харак­тера из таких областей как экономика, организация, социология, психология, педагогика, право. До сих пор нет единого мнения по вопросу о том, является ли менеджмент наукой, имеет свой со­бственный, отличный от других наук предмет изучения, или мож­но говорить только о "научном менеджменте", интегрирующем со­ответствующие положения и выводы других наук, опыт многих по­колений управляющих и личное искусство каждого. Менеджмент как наука направляет свои усилия на объяс­нение природы управленческого труда, установление связей между причиной и следствием, выявление факторов и условий, при кото­рых совместный труд людей оказывается и более полезным, и более эффективным. Менеджментом называется и учебная дисциплина, преподава­ние которой в одном из колледжей США начал в 1881 г. Джозеф Вартон. Сегодня на Западе менеджмент существует и как одно из самых распространенных направлений высшего и среднего профес­сионального образования, и как важнейший элемент подготовки любого специалиста.

Понимание менеджмента как искусства управления базируется на том, что организации — это сложные социально-технические систе­мы, на которые воздействуют многочисленные и разнообразные фак­торы как внешней, так и внутренней среды. Поэтому управление яв­ляется и наукой, и искусством, которому можно научиться опытным путем и которым в совершенстве овладевают только люди, имеющие к этому талант.


  1. Виды и функции менеджмента

Рассмотрим основные виды менеджмента, свойственные совре­менным организациям и связанные с теми или иными процессами, протекающими внутри них, используя в изложении здесь и в даль­нейшем по возможности русский термин “управление”.

Прежде всего, речь должна идти об организационном управле­нии, объектом которого являются процессы создания организации, формирования структуры и системы управления ею, механизма ре­ализации управленческих функций, выработки регламентов и ин­струкций и т.п. В результате складываются необходимые условия нормального функционирования организации и успешного реше­ния стоящих перед ней задач. Но сами эти решения являются уже объектом управления функционированием, в рамках которого выделяется перспективное или текущее управление (рис.1.3).



Перспективное управление предусматривает формулирование долгосрочных целей организации, определение основных путей их достижения, что обес­печивает будущую жизнеспособность организации. Текущее управление связано с поста­новкой конкретных задач, координацией процесса их решения, обеспечением его необходимыми материальными, людскими, ин­формационными и финансовыми ресурсами, контролем и оценкой достигнутых результатов, осуществлением необходимых коррек­тив, поощрением или наказанием исполнителей.

Текущее и перспективное управление имеют несколько объек­тов, к которым можно отнести: производство, материально-техни­ческое снабжение и сбыт готовой продукции, инновации, марке­тинг, кадры, финансы, учет и анализ хозяйственных процессов в организации. Рассмотрим их подробнее.

Управление производством направлено на выбор основных па­раметров технологического процесса, определение объема текуще­го выпуска продукции или оказания услуг, загрузки оборудования, расстановку людей, организацию подачи материалов, сырья, ком­плектующих деталей, информации к местам их использования, своевременный ремонт оборудования и техники, оперативное ус­транение сбоев и неполадок в технологическом процессе, контроль качества.

Управление материально-техническим снабжением и сбытом готовой продукции состоит в организации заключения хозяйствен­ных договоров, закупки, доставки и хранения сырья, материалов, комплектующих изделий, а также произведенных товаров, отправ­ки их покупателям.

Управление инновациями, то есть нововведениями, имеет своим объектом процесс научных исследований, прикладных разработок, создание опытных образцов и внедрение новинок в производстве.

Управление маркетингом, едва ли не самой важной и сложной на сегодняшний день сферой хозяйственной деятельности органи­зации, занимается вопросами изучения рынков, существующей и перспективной конъюнктуры, формирований каналов сбыта, выра­ботки ценовой политики, рекламы и т.п.

Управление кадрами, которое в настоящее время рассматрива­ется более широко — как социальное управление, решает задачи подбора, расстановки, обучения, повышения квалификации кад­ров, вознаграждения и стимулирования труда, создания благопри­ятного морально-психологического климата, улучшения условий труда и быта работников, поддержания контактов с профсоюзной организацией и разрешения трудовых споров и конфликтов.

Суть финансового управления заключается в составлении бюд­жета и финансового плана организации, формировании и распреде­лении ее финансовых ресурсов, портфеля инвестиций, оценке теку­щего и перспективного финансового состояния и принятии необхо­димых мер по их укреплению.

Наконец, учет и анализ результатов связаны с процессом сбора, обработки и анализа данных о работе организации, их сравнением с исходными и плановыми показателями, результатами деятельнос­ти других организаций с целью своевременного выявления проблем, вскрытия резервов для обеспечения более полного использо­вания имеющегося потенциала.

Вся огромная, сложная (разноплановая) совокупность управлен­ческих действий — на любом уровне и в любой системе — может быть сведена к ограниченному перечню относительно строго локали­зуемых функций, т.е. относительно самостоятельных, специализированных и обособленных видов управленческой деятельности. Большинством спе­циалистов признано, что у менеджмента таких функций существу­ет пять. Они были сформулированы в начале века одним из его ос­новоположников Анри Файолем:

  • предвидение;

  • организация;

  • распорядительство;

  • координирование;

  • контроль.

В современной теории менеджмента существует множество классификаций функций менеджмента по различным критериям. Так, М. Мескон, М. Альберт и Ф. Хедоуори выделяют четыре первичных функции управления, объединенных связующими процессами коммуникаций и принятия решений: планирование, организация, мотивация, контроль.

Мы будем выделять пять функций управления (табл. 1.1.), которые реализуются на трех стадиях замкнутого управленческого цикла:

  • принятие управленческого решения;

  • реализация принятого решения;

  • контроль.

Каждая из функций управления может быть подвергнута дальней­шей дифференциации. Так, в рамках функции реализации можно выделить такие подфункции, как организация; координация и регулирование; активизация и стимулирование (мотивация).

П
Таблица 1.1
Классификация функций управления
  1   2   3   4   5   6   7   8   9



Скачать файл (822 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru