Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Власть как общественное явление - файл 1.doc


Власть как общественное явление
скачать (295.1 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc296kb.16.11.2011 10:20скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Тема III. Власть как общественное явление.


План лекции:

1. Власть: понятие, структура, ресурсы и виды.

2. Политическая власть: сущность, отличительные признаки, легитимность, взаимодействие с правом.


В предыдущих лекциях отмечалось, что в наиболее обобщённом и универсальном виде политика – это вид деятельности, связанный с борьбой за власть, за её обладание, удержание, изменение и т.п. Борьба за власть является одним из основных аспектов политической жизни общества. Но власть – не самоцель для социальных сил, стремящихся к реализации тех или иных целей. Пришедшие к власти политические силы формируют конкретные властные структуры (правительство, президентскую команду и т. п.), которые сами вырабатывают политику и она становится средством власти. Иначе говоря, политика оказывается причиной власти, а власть – причиной политики. Поэтому вернее считать, что политика и власть связаны круговой причинно-следственной связью.

Но власть – это не только политика. Она является одним из фундаментальных начал человеческого общества. Она существует везде, где есть устойчивые объединения людей: в производственном коллективе, в организациях, в государстве, в семье... Что же такое власть?


^ 1. Власть: понятие, структура, ресурсы и виды.

Существует много определений власти, каждое из которых акцентирует внимание на той или иной стороне, на отдельных проявлениях власти. Вот некоторые, важнейшие направления в трактовке власти.

^ Телеологическое (с точки зрения цели): власть – способность достижения поставленных целей, получения намеченных результатов. Выдающийся ученый XX века Бертран Рассел писал, что "власть может быть определена как реализация намеченных целей" (Власть: очерки современной политической философии Запада. – М., 1989. – С. 136).

^ Бихевиористичекие трактовки, согласно которым власть – особый тип поведения, при котором одни люди командуют, а другие – подчиняются. "Власть – это способность навязать и проводить в жизнь решения, то есть такое влияние на людей, когда они ведут себя желательным и требуемым образом". (Основы политологии / Под ред. А. Боднара. – К., 1991. – С. 12). Еще более наглядно определение власти дал американский политолог Роберт Даль: "Власть А над В есть способность А добиться того, чтобы В сделал то, чего он никогда не сделал бы без воздействия А".

Структурно-функционалистская трактовка: власть – способ самоорганизации человеческой общности, основанный на целесообразности разделения функций управления и подчинения. Без власти невозможно коллективное существование человека, совместная жизнедеятельность многих людей. Власть связана с занятием руководящих должностей, позволяющих воздействовать на людей с помощью поощрения и наказания.

^ Психологическая интерпретация, согласно которой стремление к власти и обладание ею – это компенсация физической или духовной неполноценности. Власть возникает при взаимодействии, когда одни готовы к властвованию, а другиек подчинению. Психоаналитики, в частности 3. Фрейд, считают, что в психике человека заложено его предрасположение к предпочтению рабства ради личной защищенности и успокоения с помощью любви к властителю.

Любая власть, в том числе и родителей над детьми, старших над младшими, начальников над подчинёнными и т. п., отражает определённые отношения, при которых воля и действия одних господствуют над волей и действиями других. Властные отношения объективно присущи общественной жизни. Это – свободная плата за жизнь в обществе, ибо как говорили классики: "Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя".

В самом обобщённом виде можно предложить следующее определение власти: власть – право и возможность одних повелевать, распоряжаться и управлять другими; способность и возможность одних осуществлять свою волю по отношению к другим, оказывать определённое влияние на их поведение и деятельность, используя при этом авторитет, право, насилие и другие средства.

Независимо от других трактовок, определение власти должно включать следующие элементы: 1). Не менее 2-х партнеров отношений власти, будь то отдельные лица или группы людей; 2). Приказ осуществляющего власть (волю) и имеющего на это право сопровождается угрозой санкций в случае неповиновения; 3). Подчинение того, над кем осуществляется власть, тому, кто её осуществляет.

Обладание властью позволяет использовать её для личного обогащения, удовлетворения личных амбиций. Власть развращает, безграничная – безгранично! Широко известны злоупотребления властью, продажность и коррупция среди самых высокопоставленных политических деятелей: президентов, премьер-министров. Особое место в злоупотреблениях властью занимают лидеры авторитарных и тоталитарных режимов (Хусейн, Чаушеску, Ким Ир Сен, Брежнев и др.)

Вместе с тем, в современных цивилизованных странах существуют определенные механизмы, ограничивающие власть от произвола., коррупции, взяточничества. Следует иметь в виду, что государственная власть - это полномочие (привилегия) на основе определённых норм, процедур распоряжаться материальными и иными ценностями, принадлежащими обществу. Власть монопольна, уничтожить монополию власти нельзя, но обеспечить цивилизованную политическую конкуренцию в ней необходимо. Кроме того, привилегии власти предоставляются обществом, следовательно, они должны быть четко оговорены законом и не должны превышать тот минимум, который необходим для нормальной работы.

Так, в США при вступлении на государственную службу необходимо представить декларацию об имуществе. В Великобритании существуют определённые нормы и правила для высших государственных служащих: например, нельзя путешествовать за счет принимающей стороны; принимать награды от иностранных правительств, пока находишься на должности; нельзя сочетать государственную деятельность с бизнесом.


^ Структура власти. Основными элементами власти являются субъект, объект и ресурсы. Субъектом власти может быть индивид, организация, мировое сообщество (например, ООН); он является непосредственным носителем власти ("тот, кто творит политику"). Субъект должен обладать такими качествами, как желание властвовать, воля к власти, компетентность. Известно, что далеко не все люди стремятся к власти, а многие даже уклоняются от руководящих должностей и связанной с ними ответственности. Но немало и таких, для которых стремление к власти связывается с возможностью получения разных благ: высокого дохода, престижа, связей, привилегий и т.п. Хотя помимо желания и воли, субъект власти должен быть компетентным, знать дело, за которое берется, состояние и настроение подчиненных, лучше других видеть и находить выходы из любой сложной ситуации, в которой может оказаться руководимая социальная группа.

Субъект определяет свою власть в приказах, распоряжениях, командах, предписывающих поведение объекта власти, указывающих санкции, которые влечет невыполнение распоряжений. От приказа, характера содержащихся в нем требований, зависит отношение к нему другого важнейшего элемента власти – объекта.

Как уже отмечалось, власть предполагает, как минимум, двух партнеров: осуществляющего власть (субъект) и подчиняющегося власти (объект). Без подчинения объекта власть невозможна, и если нет такого подчинения, нет и власти. Субъект может обладать желанием, волей властвования, всеми необходимыми средствами принуждения, но все это должно быть перенесено на объект власти. Поэтому понятие "власть" не может распространяться на отношения между субъектом, наделенным сознанием – индивидом, группой – и предметным миром, миром вещей, то есть объектами, неспособными воплотить волю субъекта в действие, как и власть вещей, чувств, мыслей над человеком. И если встречаются толкования власти как "силы вещей", "власть денег", "власть над природой" и т. п., то это не более чем метафора, одушевление вещей, принятое в обиходе, обозначение какого-либо вида зависи­мости.

Стабильность любой социальной группы и общества в целом зависит от взаимоотношения субъекта и объекта власти, от поддержки субъекта объектом. Отношения объекта к субъекту властвования могут быть в виде сопротивления, вплоть до борьбы на уничтожение, но могут быть добровольно воспринимаемые повиновения. Готовность к подчинению зависит от ряда факторов: от соответствия организационных и правовых основ власти интересам объекта; от средств воздействия, которые применяет субъект; от собственных качеств объекта властвования и характера требований, предъявляемых к нему; от восприятия объектом авторитета субъекта и др.

Качества объекта политического властвования определяются прежде всего политической культурой населения. Преобладание в обществе людей, привыкших повиноваться, жаждущих "твердой руки", является благоприятной почвой для авторитарного и тоталитарного режима.

Реализация власти, подчинение ей зависит от механизма функционирования всей властной системы. Власть может основываться на страхе перед санкциями. В этом случае она имеет тенденцию к ослаблению, ибо люди стремятся избавиться от этого неприятного эмоционального состояния. Более надежным фактором стабильности власти является привычка населения к повиновению, если власти своевременно реагируют на происходящие объективные изменения. Наиболее стабильной является власть, построенная на интересе, ибо личная заинтересованность людей побуждает к добровольному выполнению распоряжений и сводит к минимуму применение санкций. Однако одним из самых благоприятных для власти мотивов является авторитет, когда объект власти убежден в особых способностях субъекта власти и подчиняется ему беспрекословно.

^ Ресурсы власти. Понятие "ресурсы власти" используется в широком и узком смысле. В широком – это все то, что субъект власти может использовать для влияния на объект: это собственные качества субъекта (компетентность, организованность и др.), некоторые свойства объекта (политическая доверчивость, привычка подчиняться и др.), конкретная ситуация, в которой осуществляется власть (экономическое состояние, международное положение и др.), а также другие средства воздействия.

В узком смысле ресурсы – это те средства, с помощью которых субъект власти оказывает влияние на объект власти и добивается реализации своих распоряжений. Ресурсы могут быть использованы для поощрения, наказания и убеждения. Это могут быть какие-то ценности (деньги, предметы потребления и др.); средства, способные влиять на внутренний мир, мотивацию поведения человека (средства массовой информации); орудия и инструменты, с помощью которых можно лишить человека любых ценностей, в том числе и самой жизни (оружие, карательные органы в целом).

Исходя из этого, ресурсы власти можно подразделить на экономические, социальные, культурно-информационные, силовые.

К экономическим ресурсам относятся все материальные ценности, необходимые для производства и потребления: деньги, земля, продукты питания и др. Социальные частично совпадают с экономическими, ибо повышение или понижение социального статуса индивида связаны с доходом и богатством. Но социальный ресурс включает и такие показатели, как должность, престиж, образование, медицинское обслуживание, жилье. В современный век крайне важными стали культурно-информационные ресурсы – знания и информация, а также средства их получения. Однако юристы, правоохранительные органы встречаются преимущественно с силовыми ресурсами.

Силовые ресурсы, насилие являются атрибутами любой власти; различие лишь в "дозах" их применения. От других ресурсов власти насилие отличается следующими особенностями.

Во-первых, оно имеет низкий созидательный потенциал и в большей мере связано с разрушением, ликвидацией чего-либо.

Во-вторых, силовые структуры основаны на страхе. С помощью угроз, команд, приказов и запретов можно добиться внешнего послушания и выполнения конкретных требований, но нормы и ценности, передаваемые людям таким образом, не становятся частью их внутренних личных убеждений и легко исчезают из сознания как только преодолевается страх.

В-третьих, насилие, как правило, является дорогостоящим средством, особенно если это насилие связано с применением военной техники. Одновременно насилие наносит и серьезный моральный ущерб, вызывая в ответ ненависть, ярость, месть и т.п.

Все это приводит к выводу о том, что насилие, хотя и является одним из важнейших ресурсов власти, должно применяться как крайняя мера, когда все другие не приводят к желаемому результату, и, что не менее важно, насилие должно быть строго ограничено определенными политическими, правовыми, а также нравственными рамками. Оно должно иметь ответный характер, то есть реакцию на насилие; должно быть последним средством, когда все другие исчерпаны; объектом насилия не может быть мирное население; применение насилия должно быть избирательно, пропорционально, без вандализма, тотальной войны против политических противников. Наконец, субъект насилия должен максимально придерживаться сохранения фундаментальных прав и свобод человека, то есть действовать в соответствии с правовыми законами (нормами, принятыми демократическим путем и имеющими равную обязательность для всех граждан). Эти нормы должны опираться на права человека.

Ориентиром для политических субъектов должны быть нормы международного гуманитарного права, в частности, Гаагские и Женевские конвенции, дополнительные протоколы к ним, которые регулируют внутренние конфликты. Они защищают права мирного населения, пленных, раненых, ограничивают объекты нападения. (Женевские конвенции от 12 августа 1949 г. и дополнительные протоколы к ним. – М., 1994).

Примером неадекватного использования силовых ресурсов могут служить действия политической власти России в Чечне. Ввод российских войск в Чечню 80-90% ее жителей восприняли как вторжение враждебной армии, стремящейся покорить народ, отнять у него свободу и природные богатства, заставить жить по чужим правилам. На сторону Дудаева перешло большинство тех, кто боролся против него до 11 декабря 1994 г. в рядах оппозиции. Объединились не только чеченцы, которых среди населения Чечни всего 40 %, но и люди других национальностей. Не отрицая законности действий политического руководства России, следует отметить, что и международное право признает законность подобных выступлений, когда народ берется за оружие, отстаивая свою независимость, свободу, интересы.

Что касается правовой оценки войны в Чечне, то согласно конституции России, Президент не имеет права решать вопросы войны и мира, они – прерогатива парламента, а Президент действовал вопреки решениям парламента. Кроме того, война имеет признаки агрессии, ибо в международных документах в качестве обязательного признака агрессии закреплено применение военной силы ПЕРВЫМ, т. е. признак первенства или инициативы в применении военного насилия. А решением Генеральной Ассамблеи ООН (29-я сессия, 1974 г.) понятие "агрессия" распространяется не только на межгосударственные отношения, но и на внутригосударственные отношения. По общему признанию, война в Чечне является вопиющим нарушением прав и свобод человека.

Конечно, признаки агрессивности, незаконности, нарушения общепринятых норм и правил ведения войны проявлялись и с чеченской стороны: массовый террор, диверсии, проявление жестокости, прикрытие мирным населением и др. И в целом, эта война – свидетельство недальновидной политики и непрофессиональности политиков, оказавшихся неспособными усвоить важнейшие уроки XX века о том", что война перестала быть эффективным средством политики и она не в состоянии решить оптимально никакие политические проблемы. (Серебрянников В. В. Война в Чечне: причины и характер // Соц.-полит. журн. – 1995. – №3.– С. 12–13).

Различные ресурсы власти обычно применяются ее субъектами в комплексе. Но специфическим ресурсом власти является сам человек (демографические ресурсы). Человек – создатель материальных благ (экономические ресурсы), получатель и распространитель знаний и информации (культурно-информационные ресурсы). Человек – не только ресурс власти, но и ее субъект, и объект.

^ Виды власти. В соответствии с ресурсами, на которых власть основывается, она классифицируется на различные виды власти.

Экономическая власть – это контроль над экономическими ресурса­ми, собственность на различного рода материальные ценности.

^ Социальная власть – это возможность распределять положение в социальной структуре статусов, должностей, льгот и привилегий. С помощью социальной политики современные государства могут влиять на социальный статус широких слоев населения, вызывая тем самым их лояльность и поддержку.

^ Духовно-информационная власть – это власть над людьми, осуществляемая с помощью научных знаний и информации. Знания используются для подготовки правительственных решений и для непосредственного воздействия на сознание людей для их поддержки правительства. Такое воздействие осуществляется через школу, вузы, просветительские общества, а также с помощью средств массовой информации. Информационная власть может служить разным целям: она может распространять объективные сведения о деятельности правительства, но может и манипулировать сознанием, обманывать людей вопреки их интересам, а нередко и воле.

^ Принудительная власть – опирается на силовые ресурсы И означает контроль за людьми с помощью применения или угрозы применения физической силы. Ее легальное использование в масштабах всего общества является отличительным признаком политической власти, однако насилие, физическое принуждение могут использоваться и неполитической властью, например, между рабовладельцами и рабами, между деспотом-мужем и его женой и др.

В зависимости от субъекта власть делится на государственную, партийную, профсоюзную, армейскую, семейную и т.п. По широте распространения выделяются мегауровень – международные организации (ООН, НАТО, ЮНЕСКО и др.), макроуровень – центральные органы государства и микроуровень – власть в первичных организациях и малых группах. Существует классификация власти по функциям ее органов – законодательная, исполнительная, судебная.


^ 2. Политическая власть: сущность, отличительные признаки.

Итак, власть в общесоциологическом понимании предполагает способность отдельного индивида или группы людей с помощью различных средств и методов утверждать в сфере социальных отношений собственную волю. Без властных отношений невозможно функционирование общества в целом, а также его элементов, их организация и взаимодействие.

Политическая власть является одной из разновидностей власти. В отличие от нравственной, семейной власти политическая власть имеет не личностно-непосредственный, а общественно-опосредованный характер. Для политической власти имеют значение не столько интересы частных лиц, сколько общие интересы всех групп и социальных слоев общества. Существует немало определений понятия "политическая власть" как в отечественной, так и в зарубежной литературе. В наиболее сжатом виде политическую власть можно определить как реальную способность индивида, группы людей к проявлению своей воли в политике на основе осмысленного политического интереса. Политической властью является всякая основанная на принуждении власть группы в отношении другой группы людей, если это взаимодействие имеет политический характер.

Таким образом, в основе политической власти лежит неравенство политическое, политических статусов. Право принимать ответственные политические решения человек получает именно благодаря своему особому статусу в иерархической структуре общества, становясь членом правительства, депутатом парламента, лидером партии и т. п. Политическое неравенство создает предпосылки для управления обществом. Ведь для координации жизни социума необходим своеобразный управленческий центр, "мозговой штаб", а также преодоление центробежных сил, индивидуального и группового эгоизма. Вот почему история общества – это история не ликвидации политического неравенства, а поиск и создание эффективных способов его организации.

^ Каково отношение политической власти и власти государственной?

Всякая государственная власть является политической, но не всякая политическая – государственной: в условиях первобытнообщинного строя уже существовала (по крайней мере, на последнем этапе его развития) политическая власть, но государства не было. Важнейшим признаком возникновения государства является наличие особой группы лиц, в руках которой сосредоточена власть, то есть профессионально занимающихся управлением обществом и использующих для" этого социальный аппарат насилия (армию, полицию, тюрьмы и т. п.).

Таким образом, государственная власть – это власть, осуществляемая с помощью обособленного, профессионального аппарата на определенной территории, на которую распространяется государственный суверенитет и имеющая возможность обратиться к средствам организованного и законодательного институированного насилия. Государственная власть представляет собой наивысшее, наиболее полное выражение политической власти, является политической властью в ее наиболее развитом виде.

^ Политическая власть отличается от всех других форм общественной власти следующими особенностями (признаками):

а) всеобщностью, обязательностью ее решений для всех граждан, организаций, всякой власти. Политическая власть может ограничить влияние мощных корпораций, средств массовой информации и вообще – любых учреждений, вплоть до их ликвидации;

б) безличностью. В отличие от приватной, личной власти, которая существует в небольших группах, политическая власть выступает от имени всего общества и обращается с помощью права ко всем гражданам;

в) монополией на физическое насилие как внутреннее (право наказания), так и внешнее (право на войну). Политичность власти означает, что господство, принуждение, насилие, как специфические средства власти, монополизированы и сосредоточены в специально созданных обществом институтах, органах и учреждениях, которые в совокупности составляют государство. Право на силу, принуждение по отношению к возможным действиям граждан изъято у частных лиц или групп и передано государству, в лице которого насилие, господство и т. д. получает законность;

г) многообразием ресурсов. Политическая власть и государство используют не только принуждение, насилие, но и другие ресурсы: экономические, социальные, культурно-духовные.

Итак, политическая власть – это публичное и монопольное право осуществлять волю, силу, господство в социальной жизни, т.е. право определенных институтов и учреждений принимать решения, обязательные для всех граждан, опираясь на специфические средства и аппарат власти.

^ Легитимность политической власти. Понятие легитимности впервые ввел в социологию М. Вебер; им обозначен такой порядок, который представлял значимость для индивидов и которому они подчинялись в силу его рационально признанной ценности. М. Вебер разработал концепцию о трех типах легитимности власти, отражающих особенности мотивов подчинения или отторжения индивидами определенных типов социального порядка в виде норм, правил, обычаев, законов.

Во-первых, власть может обрести легитимность согласно традиции. привычке повиноваться власти, вере в непоколебимость и священность веками существующих порядков. Например, переход власти по наследству в странах с монархическим режимом осуществляется в соответствии с традицией.

Во-вторых, политическая власть приобретает законность в глазах членов общества вследствие особой популярности государственного деятеля, достигающей масштабности культа его личности. Такой тип власти М. Вебер назвал харизматическим.

В-третьих, легальная или рационально-правовая легитимность. Люди признают такую власть потому, что она опирается на целесообразные, добровольно принимаемые ими законы. Этот тип легитимности основан на доверии граждан не к отдельным личностям, лидерам, а к устройству государства и характерен для демократических государств.

С этой классификацией М. Вебер связывает и типологию власти: государственной, при ее рациональном обосновании, и личной, когда она основана на традиционных и харизматических легитимирующих началах. Эта типология популярна и в современной западной политической науке.

^ Проблема легитимности политической власти для юристов имеет особое значение, ибо она связана не только с нормами права, но и с определенной системой моральных норм.

Слово "легитимность" происходит от лат. "легитимус" – законный, однако легитимность политического явления не означает юридически оформленной законности, и поэтому легитимность не следует смешивать с легальностью, т. е. законностью. Легитимность не обладает юридическими функциями и не является правовым процессом.

Население может покориться власти, но в душе презирать ее, смеяться над ней, при малейшей возможности уклоняться от нее. В этом случае власть прибегает к принуждению, применению силы. Власть, основанная на страхе, не может быть легитимной. Легитимация означает повиновение, согласие, политическое участие без принуждения. Легитимная власть авторитетна и эффективна, она характеризуется как правомерная и справедливая. Каковы же основные признаки легитимности политической власти?

Первейшим признаком является доверительное отношение к ней подавляющего большинства населения, основанное на вере в то, что существующий порядок является наилучшим для данной страны, а власть способна решить важные для общества и индивидов проблемы.

Другим признаком легитимности власти является признание обществом значимости, ценности как самой власти, так и ее организации. Власть воспринимается не как зло, с которым неизбежно нужно уживаться, а как фактор, обеспечивающий порядок в обществе, охраняющий жизнь людей. Легитимность власти утверждается тогда, когда она проводит политику, отвечающую интересам, пониманию граждан.

Еще одним, не менее важным признаком легитимности власти является одобрение массами политики, проводимой политическим и государственным руководством, выражающееся в согласии с их основными целями, методами и средствами. Этот признак раскрывает субъективное отношение людей к конкретному правительству, лидеру. Массы с пониманием относятся к использованию даже непопулярных средств и методов, в том числе и насильственных.

Все перечисленные признаки тесно связаны между собой и в рамках реальной жизни неразделимы. Легитимным является тот политический режим, который может обеспечить стабильность и развитие общества, не прибегая к массовому насилию. Американский теоретик-политолог Дэвид Истон писал: "То правительство легитимно, которое соответствует сложившимся в народе представлениям о справедливости и социальном назначении этого института".

^ Легитимность политической власти сочетается с противоположным ей явлением делегитимации – утраты доверия, лишения политики и власти общественного кредита. Разочарование в идеалах, концепциях политики, в ее целях и методах, людях, которые ее представляют, – один из аспектов политической жизни общества, такая же движущая сила развития политики, как и сама легитимация. Делегитимация может про­исходить вследствие следующих причин:

  • противоречие между ценностями, господствующими в обществе, и эгоистическими интересами властвующей элиты, результатом чего является отсутствие поддержки власти народом;

  • противоречие между демократией и социально-политической практикой, когда многие проблемы решаются не демократическим, а силовым путем, нажимом на средства массовой информации, ограничением прав и свобод граждан;

  • растущее социальное неравенство, массовое обнищание большинства населения, в результате чего формируется оппозиция власти (как правило, из интеллектуалов);

  • рост бюрократизации и коррумпированности при нулевом контроле процесса "снизу" и чрезвычайно слабом – "сверху";

  • во многонациональном государстве – национализм, этнический сепаратизм, когда местные власти отвергают правомочность федеральной власти.

^ Взаимодействие власти и права. Проблема взаимоотношений власти и права важна для любой страны, однако особую остроту она приобретает при переходе общества от тоталитаризма к демократии и формировании правового государства.

С древних времен существует две точки зрения на отношение власти к праву. Так, Платон считал, что власть должна принадлежать монарху-философу, который знает нужды своих подданных лучше их самих и поэтому для него власть – самостоятельная ценность, организующая жизнь при помощи создаваемых им же законов. Согласно этой точке зрения власть есть цель, право же – средство укрепления и осуществления власти.

Согласно другого взгляда – власть определяется правом и властные отношения превращаются в правоотношения. Власть служит и является средством осуществления правовой организации.

Таким образом, при различии приоритета, власть и право не только неразрывно связаны между собой, но и находятся в постоянной борьбе. Власть принципиально содержит в себе элементы бесконтрольности, всегда стремится сбросить с себя ограничения права. Право же всегда стремится подчинить себе власть, сделать ее ненужной, ибо право есть по своей сути взаимодействие свободных и равных индивидов, есть идея безвластной организации. Во власти всегда есть бесправие. В праве все­гда есть безвластие.

На первый взгляд, власть и право несовместимы и исключают друг друга. Однако, они не только взаимоисключаемы, но и накрепко взаимосвязаны, всякая власть предполагает минимум права, а всякое право – минимум власти. Так, отношения властвования с самого начала принимают определенную форму права, нормативную форму. Властвует лишь тот, чьи приказы исполняются закономерно, нормально, а не в виде исключения; властвует тот, кто имеет право приказывать. Законный властелин тот, которому должны подчиняться все, ибо закон обладает формой всеобщности. Право, закон делают власть организующей, объединяющей силой. В законе и через закон сама власть существенно меняется: она перестает быть произволом, ибо право сдерживает власть, хотя элементы произвола, правонарушения присущи любой власти.

В правовом государстве приоритетной силой выступает право, исходящее из принципа автономности личности, суверенитета народа, его самоуправления. В правовом государстве каждый гражданин может участвовать в создании закона, которому он же и будет подчиняться; сам устанавливает власть, ее контролирует, но и подчиняется ей.

Власть должна служить праву и действовать в рамках права; она не нарушает, а организует и поддерживает свободу. Власть может быть ценной и нужной, когда она служит всем гражданам и каждому отдельному гражданину, которые делегируют ей часть своей собственной свободы.

Вместе с тем, право (позитивное право) формируется и развивается с прямым участием политической власти, государства, придающего юридическим нормам общеобязательную силу и обеспеченность; от характера государства, его политического режима зависят особенности права. В праве незримо присутствует государственный момент, на нем лежит "отпечаток" государственной власти. Но "обусловленное в своем формировании и функционировании государством, право, в свою очередь, в процессе социального развития может становиться определяющим фактором по отношению к государству, реализуясь в правовом государстве" (Алексеев С. С. Теория права. – X., 1994. – С. 71).

Итак, власть, будучи общественным явлением, выражает объективную потребность развития общества, его организацию и регуляцию. Власть представляет собой необходимый и незаменимый механизм регулирования жизни всего общества и сохранения его единства. Функционирование политической власти является фактором и условием саморазвития политической системы общества, всех ее других элементов. Политическая власть связывает в единую систему все политические структуры, выступает гарантом политического развития, эффективности политики и жизнедеятельности всего общества.


Скачать файл (295.1 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru