Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Ответы на экзамен по социологии и политологии.КАИ - файл 1.docx


Ответы на экзамен по социологии и политологии.КАИ
скачать (157.4 kb.)

Доступные файлы (1):

1.docx158kb.04.12.2011 11:10скачать

содержание
Загрузка...

1.docx

  1   2
Реклама MarketGid:
Загрузка...
1)Объект и предмет социологии. Понятие социального.

Социология наука об обществе. Термин предложил Конт 1ая треть 19 века. Объект социологии- это общество в целом или социум как единая целостная система. Причем социология изучает не все аспекты в обществе, а именно, социальное, как специфическое качество человеческой жизнедеятельности в обществе.

Предмет – это общие и специфические закономерности организации, функционирования и развития общества.

Цель науки социологии — изучение общества как организованной формы существования людей, отношений между индивидом, то есть отдельным человеком, и обществом в целом.

Социальный факт – это каким то образом фиксированный, описанный фрагмент соц.действительности.

Виды соц.фактов:

Поведенческие акты индивидов и соц.групп (что делают люди в обществе, придут ли?)

Результаты человеческой деятельности – мат-ые, дух-ые (что сделали люди?)

Вербальные действия людей, мнения, взгляды, суждения (что говорят люди?)

Методы сбора соц.факторов:

Опрос-анкетирование,интервью.

Наблюдение-включенное, не вкл.

Анализ документов.

Эксперимент.

^ 2) Структура социологического знания.

Структура социологии. В современной социологии сосуществуют три подхода к структуре данной науки.

Первый  (содержательный)- эмпирии, т.е. комплекса социологических исследований, ориентированных на сбор и анализ реальных фактов социальной жизни с использованием специальной методики; б) теории - совокупности суждений, взглядов, моделей, гипотез, объясняющих процессы развития социальной системы в целом и ее элементов; в) методологии - системы принципов, лежащих в основе накопления, построения и применения социологического знания.

Второй подход (целевой )- Фундаментальная социология  (базовая, академическая) ориентирована на прирост знания и научный вклад в фундаментальные открытия. Она решает научные проблемы, связанные с формированием знания о социальной действительности, описанием, объяснением и пониманием процессов социального развития. Прикладная социология ориентирована  на практическую пользу.



Третий подход   (масштабный) делит науку на макро- и микросоциологию.

Уровни соц.знания:

1.конкретно - социологические исследования – главная научная цель – сбор КС факторов их описание классификация интерпретация

2.теории среднего уровня – спец.социологические теории. Опираясь на результаты различных КСИ того или иного фрагмента соц.реальности, исследователь ставит задачу теорет-и осмыслить данный фрагмент, выявить его внутренние и внешние связи и закономерности.

(эк.аспекты)

3.общие социологические теории. Общая социология – это высший уровень социологического знания. Они исследуют общество как единую систему, исследуют взаимодействия её основных элементов и основы функционирования социального организма в целом.

Первый уровень — это теоретическая социология. Он отличается идеологической нейтральностью, ориентацией на решение познавательных проблем, обязательной опорой на эмпирические факты. Теоретическую социологию составляют как макро-, так и микроконцепции. Макроконцепция общество — это объективная реальность, первичная по отношению к человеку, существующая согласно собственным законам.

Микроконцепция - общество не обладает самостоятельной реальностью и возникает как нечто производное от индивидуальной деятельности людей. Общество «вторично» по отношению к конкретным людям —участникам социального взаимодействия. Среди микро-социологических концепций можно выделить символическийин - теракционизм, теорию социального обмена, феноменологическую социологию.

Второй уровень социологического знания представлен прикладной социологией, социологи этого уровня работают, как правило, вне стен университетов, в различных исследовательских центрах и организациях, выполняющих исследования по заказу государственных органов или частных организаций.

^ 3) функции социологического знания, области применения социологического знания.

Функции социологии:

теоретико-познавательная-позволяет социологии расширить и конкретизировать знание о сущности общества, его структуре, закономерностях, основных направлениях и тенденциях, путях, формах и механизмах его функционирования и развития. Обогащение научного социологического знания происходит как на основе внутреннего совершенствования теоретической социологии, так и в результате динамичного развития самого объекта познания этой науки — социальной действительности. И здесь особая роль принадлежит эмпирической социологии и непосредственно связанным с ней специальным социологическим теориям.

Практически-политическая функция связана с тем, что данная наука не ограничивается познанием социальной реальности. Она вырабатывает 

предложения и рекомендации для политики и практики, направленные на совершенствование социальной жизни, на повышение эффективности управления социальными процессами.

Идейно-воспитательная функция социологии находит свое выражение в той роли, какую играют социологические исследования и их результаты в воспитательной работе.

4) ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СОЦИОЛОГИИ КАК НАУКИ

Важнейшей предпосылкой возникновения социологии стала промышленная революция, изменившая мир труда в XVII веке. Произошел переход от надомной работы к серийному фабричному производству. Развитие капитализма повлекло за собой ИНТЕНСИФикацию труда на производстве, обесценивание рабочей силы, обнищание трудящихся масс. Вследствие революционных изменений в способе

производства и интенсивной эксплуатации рабочей силы центральное место в истории XIX века занял социальный вопрос.

Начиная с истоков существования человечества и вплоть до конца средневековья для объяснения происхождения человеческого общества и всех социальных явлений прибегали к сверхъестественным факторам, таким как вмешательство Бога, его провидение. Первые социологи — Огюст Конт, Герберт Спенсер и другие — брали за основу принципы биологического объяснения и проводили аналогию между обществом и живым организмом. Такая аналогия позволила им применить к обществу идеи Чарльза Дарвина, утверждавшего, что организмы развиваются от простого к сложному и каждая часть организма связана с другими его частями. Согласно этому подходу, организм не сводится к простой сумме его составляющих. Функционирование и жизнь организма как целого обеспечиваются расположением и взаимодействием его различных частей. Аналогично и общество - нечто большее, чем совокупность индивидов и институтов; оно

предполагает наличие организации, базирующейся на многообразии и подвижности их связей. Заимствование естественнонаучных подходов объяснялось тем, что некоторые основоположники социологии хотели сделать ее наукой, похожей по объективности иэмпирической обоснованности на биологию или физику Огюст Конт так и называл изучение общества — «социальная физика».

5) О. КОНТ ОСНОВОПОЛОЖНИК СОЦИОЛОГИИ

Огюст Конт — французский философ и социолог (1798—1857). «Курс позитивной философии», в котором он пришел к выводу, что новая наука социология должна быть позитивной наукой. Такая наука не может и не должна ставить вопрос о причине явлений, а только о том, «как» они происходят. В соответствии с этим наука, по Конту, познает не сущности, а только феномены.

Конт развил идею о так называемых трех стадиях интеллектуальной эволюции человечества, определяющих все развитие общества.

а) теологическое, или фиктивное - объясняются на основе религиозных представлений, б) метафизическое, или абстрактное - сверхъестественные факторы в объяснении 

природы заменяются сущностями, причинами в) научное и позитивное - наука об обществе, содействующая его рациональной организации.

Пирамида КОНТА: в основе математика, далее астрономия, физика, биология, вершина — социальная физика.

Разрабатывал «социальную физику»: - соц.статика – должна изучать условия существования и законы функционирования соц.систем взятых в застывшем состоянии. Соц.динамика- это позитивная теория общественного развития и изменения.

Конт был сторонником идеи прогресса; он считал, что по ходу истории человеческое общество совершенствуется. Макросоциологическое понимание общества Контом проявляется в сравнении общества с Великим Существом. Людей, выполняющих функцию органов Великого Существа, сближает общительность и солидарность, которые дают возможность воспринимать общество как живой организм.

6) СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ Г СПЕНСЕРА

ОН рассматривает общество как организмы состоящие из ряда сфер:-военная, - экономическая,-медецинская,-религиозная и тд.

Каждая сфера общества выполняет свою функцию и чем больше различие между этими функциями, тем труднее одной сфере жизнедеятельности заменить другую. В этом проявляется функционалистический подход Спенсера.

Он выводит понятие социального института-это механизмы самоорганизации и управления совместной жизнью людей, обеспечивающее превращение социального, по своей природе, человека в социальное существо, способное к совместным коллективным действиям.

Институты Спенсера: -домашний(семейный); - обрядовые; -политические;-церковные; -промышленные (эк-ие).

Теория социальных институтов рассматривается как попытка системного подхода к исследованию общества.

По степени структурной сложности выделяет общества: -простые(племена); сложные – в них есть лидер занимающийся управлением.

В зависимости от типа внутренней регуляции спенсер выделяет общества: - воинствующие(принуждение); - индустриальные(сотрудничество).

^ 7)СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ КАРЛА МАРКСА

Марксистская социология это теория выдвинутая Марксом и Энгельсом в сер2ой половины 19века. Он выдвинул и обосновал независимую переменную являющейся гл детерминантой общественного развития – это материальный фактор, способ материального производства.

Надстройка: политическая и юридическая надстройка.



Базис(экономические отношения): производственные силы и производственные отношения; =>между ними производственная деятельность.

^ Это всё общественно экономическая формация.

Источник саморазвития соц.системы-это противоречия и конфликты прежде всего в материальной жизни. На определенной ступени общественного развития мат-ые ПС общества приходят в противоречия с существующими ПО или с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Эти ПО начинают тормозить ПС на пути прогресса ->кризис. И этот кризис решается социальной революцией который маркс считает двигателем общества.

8)ПОНИМАЮщАЯ СОЦИОЛОГИЯ ВЕБЕРА

Он является создателем т. «социального действия»

СД = обычное человеческое движение + ориентация на другого.

Типология социальных действий по Веберу основана на критерии рациональности:

1.целерациональное действие-карьера вуз свадьба дети)- мах рац действия

2.ценностнорациональные –религиозные обряды.

3.традиционные действия – правила принятые в данном обществе.

4.аффективное действие - месть. Деньги

По веберу в реальной жизни не существует чистых идеальных типов, понятие «идеальный тип» яв-ся научной абстракцией.

^ 9)СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ДЮРКГЕЙМА

Он основал французскую социологическую школу. Основные работы Дюркгейма — «Метод социологии», «О разделении общественного труда», «Самоубийство», «Элементарные формы религиозной науки». В отличие от О. Конта Э. Дюркгейм дает более четкое представление об объекте и предмете науки социологии - объектом науки социологии является социальная реальность. Предмет - социальные факты, существующие вне индивида и обладающие по отношению к нему принудительной силой. Социальные факты — это неизменяемые факты, создающие условия и определяющие действие. Предложил свой метод «социологизма/социального детерминизма» - его суть объяснить социальное социальным. Соц.реальность доминирует в обществе и диктует свои правила отдельному человеку в виде общественных ожиданий. Продукт синтеза получил название социальный факт. Что же объединяет людей в общество? С одной стороны, это общественная солидарность, с другой — коллективное сознание. Дюркгейм выделяет два типа общественной солидарности: Механическую солидарность свое Я он воспринимает через МЫ; Органическая солидарность - общественным разделением труда, основана не на сходстве, а на различии индивидов, предполагает развитие личности. По Дюркгейму, коллективному сознанию свойственна двойственность: оно, с одной стороны, имеет 

объективную природу, с другой стороны, отражает психологическое состояние индивида. Индивиды находят вне себя уже устоявшиеся нормы морали, ценности, идеалы, к которым вынуждены приспосабливаться.

коллективные представления — это то, что сейчас мы называем духовной культурой общества.

Заслугой Дюркгейма является разработка теории аномии («nomos» по-гречески «закон», «а» — отрицательная частица). состояние аномии как отсутствие твердых жизненных целей, норм, образцов поведения. Теория аномии, сформулированная Дюркгеймом, подчеркивает роль общественных беспорядков и дезориентаций, происходящих, когда жизненный опыт людей перестает соответствовать ценностям общества. ценностей на стыке между изжитой старой и несформировавшейся новой структурой ценностей и норм, в рамках которой индивиды не знают, что хорошо, что плохо, что допускается, а что — нет.

11) Структура и процесс социологического исследования.

^ Социологическое исследование это процесс познания, в котором проявляются два уровня социологического знания: теоретический и эмпирический (экспериментальный).

 ^ 1 этап – подготовительный. Социологическое исследование начинается с его подготовки: обдумывания целей, программы, плана, определения средств, сроков проведения, способов обработки информации и т.д.

^ 2 этапполевой.  Сбор первичной социологической информации, записи исследователя, выписки из документов, отдельные ответы опрашиваемых и др. методами.

^ 3 этап — обработка социологической информации. После сбора эмпирических данных производится их качественная и количественная обработка. Качественная обработка предполагает кодирование социологической информации, т.е. преобразование данных в цифровой вид, удобный для ЭВМ. Количественная обработка предполагает ввод данных в компьютер, а также построение таблиц, графиков, диаграмм по полученным результатам.

^ Четвертый этап — анализ обработанной информации, проверяются гипотезы, вырабатываются практические рекомендации, готовится аналитический отчет.

Профессиональные социологи считают составление программы важнейшей процедурой подготовительного этапа любого социологического исследования, в ней он  структурирует цели и задачи исследования, формулирует всевозможные гипотезы, которые нужно подтвердить или отвергнуть на последующих этапах исследования. От ее структуры и содержания зависит глубина анализа фактов, размер анкеты, содержание вопросов, их формулировки и т.д.

В программе социологического исследования принято выделять два основных раздела: теоретико-методологический и методический (процедурный).



Теоретико-методологическийраздел программы предполагает формулировку проблемы исследования, определение объекта (т.е. социальных носителей проблемы), предмета изучения, постановку цели и задач исследования.

Методическийраздел программы включает в себя разработку принципиального (стратегического) плана исследования, обоснование модели выборки и способов отбора единиц изучения, выбор метода сбора информации, а также построение логической схемы основных процедур будущего анализа исходных данных.

Т.о., социологические исследования требуют серьезной подготовки. Ценность информации, полученной в результате проведенного исследования, прямо пропорциональны затраченным усилиям на его подготовку.

12) Методы сбора и анализа социологической информации.

Методы сбора социологических данных, с помощью которых организуется процесс получения научной информации:

  • анализ документов;

  • социологическое наблюдение;

  • опрос(анкетирование, интервьюирование, экспертный опрос);

  • социальный эксперимент;

  • некоторые социально психологические методики (групповые тесты).

Сбор социологической информации

^ Метод анализа документовпредставляет собой систематическое изучение документов, направленное на получение информации, значимой для целей исследования.Документомв конкретном социологическом исследовании называют специально созданный автором(коммуникатором) материальный или виртуальный (компьютерные файлы)предмет, предназначенный для фиксации, передачи и хранения информации. Не являются документами предметы, которые не предназначены специально для передачи информации. Документальной в социологии называют любую информацию, фиксированнуюв печатном или рукописном тексте, на компьютере и любом ином носителе информации.

Документы одновременно содержат в себедва рода информации:

  • информацию о фактах, событиях, результатах деятельности;

  • авторскую позицию, оценку этих фактов, которая представлена в содержании документа, а также в его структуре, стиле, средствах выражения.

^ Основное назначениеметода -извлечьсодержащуюся в документеинформациюоб изучаемом объекте,зафиксировать еев виде признаков (категорий анализа), определить ее надежность, достоверность, значимость для целей исследования, выработать с ее помощью объективные и субъективно-оценочные характеристики и показатели исследуемого процесса. Эти задачи, решаемые в процессе анализа документов, одновременно дают представление об этапах его применения.

Существуют определенныеправила работы с документами, которые должен знать социолог:

  • следует отделить факты от оценок в документе;

  • необходимо проверить достоверность источника и информации из него;

  • 

  • следует проверять выводы, полученные из информации, собранной методом анализа документов с помощью использования нескольких источников документальной информации, либо применяя другие методы сбора социологических данных.

^ Метод социологического наблюдения-методсбора первичной социологической информации, осуществляющийся путем непосредственного восприятия и прямой регистрации событий, значимых с точки зрения целей исследования. Такиесобытия называются единицами наблюдения. Ключевой особенностью метода является то, что происходитпрямая регистрация событий очевидцем, а не опрос свидетелей совершившегося события.

^ В зависимости от положения (позиции) наблюдателяразличают следующиеразновидности этого метода.

  1. наблюдения, в процессе которых наблюдатель не вступает в общение с членами группы, а регистрирует события как бы со стороны. Этопростое наблюдение;

  2. наблюдатель может частично вступать в общение, действия группы, сознательно ограничивая контакты. Этопромежуточнаяразновидность наблюдения;

  3. включенное наблюдениеимеет место тогда, когданаблюдатель включается в действия группы полностью, т. е. имитирует вхождение в социальную среду, адаптируется в ней и анализирует события изнутри. Включенное наблюдение может производитьсяоткрытым способомили же инкогнито.Возможен еще один вариант — так называемоестимулирующее наблюдение,в процессе которого исследователь создает некоторую экспериментальную обстановку, с целью выявить такие состояния объекта, которые в обычной ситуации не наблюдаются;

  4. самонаблюдение- наблюдательрегистрирует факты своих действий, состояний. Практикуется, как правило, для изучения поведения людей в совершенно новых, необычных условиях.

Методопросапредставляет собойметод сбора социальной информацииоб изучаемом объекте в ходе непосредственного (в случае интервью) или опосредованного (при анкетировании) социально-психологического общения социолога (или интервьюера) и опрашиваемого (называемого респондентом)путем регистрации ответовреспондента на вопросы, заданные социологом, вытекающие из целей и задач КСИ. Таким образом, опрос — это метод, основанный на ответно-вопросной ситуации.

^ Основное назначение метода- получение информации осостоянии общественного, группового, индивидуального мнения, а также информации о фактах и событиях, отраженных в сознании опрашиваемого.

^ Основной областью применения опросаявляется изучениесферы сознания людей.Опрос также применяется в исследовании таких явлений и процессов, которые мало доступны непосредственному наблюдению. В качествеобъекта исследования может выступать социальная общность, группа, коллектив или индивид. Если группа, коллектив или индивид выступают как данность, которую социолог может отобрать для изучения, то социальная общность формируется самим социологом.

Необходимо учитывать, чтоданные опросав любом случаевыражают лишь субъективное мнение опрошенных. Из этого факта вытекаютограничения в применении данного метода.Выводы из полученной в ходе опроса информации нуждаются в сопоставлении с данными, полученными другими методами, которые характеризуют объективное состояние изучаемых явлений. Необходим учет смещений, связанных с особенностями отражения социальной жизни в сознании индивидов, социальных групп, выступающих в качестве респондентов.



В зависимости от ролевых позиций того, кто опрашивает (исследователя) и того, кто отвечает (респондента) выделяютдве разновидности опроса-анкетный опросиинтервью.Несколько особняком стоит метод экспертного опроса. Основание выделения этого вида — качество респондентов.

В случаеанкетного опросапроцесс коммуникации исследователя с респондентом опосредуется анкетой. Проводит опросанкетер.Его функция состоит в том, что, получив от социолога-исследователя инструкцию, он ведет себя в соответствии с ней, создавая положительную мотивацию респондента по отношению к опросу. Существуют специальные приемы формирования такой мотивации, например, апелляция к гражданскому долгу, к личным мотивам и др. Анкетер также объясняет правила заполнения анкеты и ее возврата.

Существуют различные видыанкетирования. По числу опрашиваемыхвыделяютгрупповое и индивидуальноеанкетирование.В зависимости от ситуации иаудиторииразличают анкетирование по месту работы, в целевой аудитории (например, в библиотеке) или на улице. Важное значение имеетспособ доставки анкет. Здесь различают следующие разновидности:

  • раздаточное (курьерское) анкетирование. Позволяет одному анкетеру одновременно опрашивать много человек путем раздачи анкет в аудитории;

  • почтовое анкетирование, при котором анкета доставляется респонденту по почте;

  • прессовый опрос. В этом случае анкета публикуется в средствах массовой информации. Данный метод имеет ограниченные возможности, поскольку социолог не формирует выборочную совокупность, не в состоянии спрогнозировать, кто ответит на анкету. Применяется в журналистике.

Каждая из перечисленных разновидностей метода имеет как преимущества, так и недостатки. Например, в случае почтового анкетирования возникает проблема возврата анкет, а в случае прессового опроса невозможно распространить результаты исследования на всю изучаемую совокупность (подписчиков газеты), поскольку здесь только респондент решает, принимать ему участие в опросе или нет.

Основной инструментарий анкетирования -анкета.Качество анкеты во многом определяет надежность, достоверность результатов исследования. Социологическая анкета — это объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление характеристик объекта и предмета анализа. Существуют определенные правила и принципы конструирования анкеты. Отметим, что существуют разные типы вопросов, выполняющих различную функцию. Вопросы в анкете формируются в блоки, например блок вопросов об объективных характеристиках респондентов.

Интервьюпредполагает иной вид контакта социолога с респондентом, опосредуемого не анкетой и анкетером, а интервьюером. Роль интервьюера — не просто раздача анкет и обеспечение их заполнения респондентами, но как минимум озвучивание вопросов анкеты. Функции интервьюера зависят от вида интервью. Более высокая роль интервьюера в исследовании предъявляет к нему повышенные требования. Поэтому интервьюер должен пройти более сложную подготовку, чем анкетер.

Интервью можно классифицировать по тем же основаниям, что и анкетный опрос. Помимо этого важное значение имеет разграничение видов интервьюпо степени формализации его процедур, что дает наиболее жесткое разграничение познавательных возможностей. Возможные варианты располагаются здесь между неформализованным и формализованным видами интервью.



В формализованном интервьюинтервьюер здесь как бы озвучивает анкету; конструкция вопросов схожа с теми же в анкете и поэтому поддается процессу квантификации, опирающемся на принципы измерения социальных характеристик. Потому имеется возможность применить количественную обработку такой информации. Порядок вопросов в этом случае жестко фиксирован, их последовательность менять нельзя. Формализованное интервью предполагает, что интервьюер, задавая вопрос, следит за психологическим контекстом интервью и может что-либо объяснить, повторить вопрос или ускорить темп. Однако все это делается по жесткой инструкции. Чем выше степень формализации, тем меньше ошибок, связанных с личностью интервьюеров.

^ Неформализованное интервьюпредставляет противоположную разновидность интервью. Наиболее свободное, не стандартизированное интервью называют клиническим, наротивным (повествовательным). Интервьюер и респондент здесь как бы меняются местами. Сам интервьюер должен быть исследователем, а не просто вспомогательным персоналом в КСИ. Его функция состоит в том, чтобы задать импульс беседе, а далее он должен лишь стимулировать поток сознания от респондента. Однако роль интервьюера при этом очень велика. Задавая наротивный импульс, исследователь задает направление беседе. Иногда социолог заранее готовит вопросы, однако в ходе интервью он их не зачитывает и не перебивает собеседника во время рассказа. После того как опрашиваемый сам все рассказал, социолог может задать дополнительные вопросы.

Между этими двумя видами интервьюирования располагаются промежуточные варианты. Это свободное интервью, интервью с открытыми вопросами (с путеводителем), фокусированное (направленное) интервью, интервью со свободными ответами. Каждый из видов имеет свои особенности, область применения и инструментарий.

Еще один вид опроса -экспертный опрос.Его отличительная черта заключается в том, что в качестве респондентов выступают эксперты — специалисты в определенной области деятельности. Процедура получения информации от экспертов называетсяэкспертизой. Она может включать самостоятельное решение экспертами поставленных перед ними задач в ходе КСИ. Все зависит от выбранного вида экспертного опроса.

^ Основным назначением метода экспертного опросаследует признать выявление наиболее существенных, важных аспектов исследуемой проблемы, а также повышение надежности, достоверности, обоснованности информации благодаря использованию знаний и опыта экспертов.

^ Социально-психологические методывсоциологии.Наряду с социальной общностью социальная группа — наиболее распространенный объект изучения в социологии. Часто получается так, что сведения об объекте приходится получать путем анализа данных об индивидах, ее составляющих. Суммарные сведения об индивидах (их социальные ориентации, мнения, стереотипы мышления и прочее) — это существенные характеристики социального целого. Поэтому социологи активно используют методики, разработанные в психологии. Их можно разделить на две группы: методики, с помощью которых измеряютличностные свойства,и методики, измеряющиегрупповые свойства.И те и другие называют тестами.

Тест- это кратковременное испытание, с помощью которого измеряется уровень развития или степень выраженности некоторого психического свойства (черты, характеристики), а также совокупности психических свойств личности или же психических состояний (отношений, взаимовосприятий) групп и коллективов.

В социологии применяютсясоциометрические тесты,которые направлены на количественное измерение и анализ структуры межличностных отношений в малых социальных группах путем фиксации среди членов группы связей, предпочтений в ситуациях выбора. Основное назначение 

социометрического теста — диагностика эмоциональных связей, т. е. взаимных симпатий и антипатий между членами группы. Социометрия выполняет следующиефункции:

  • позволяет измерить степень сплоченности-разобщенности группы;

  • выявляет соотносительный авторитет членов группы по признаку симпатии-антипатии, где на крайних полюсах оказываются неформальный лидер группы и отвергнутый;

  • проявляет внутригрупповые подсистемы (сплоченные образования со своими неформальными лидерами).

В социометрическом тесте единицей анализа и измерения являетсявыбор- установка индивида относительно взаимодействия с членами своей группы в определенной ситуации.

^ 13)ОБЩЕСТВО КАК ЦЕЛОСТНАЯ СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СИСТЕМА

общество — это единство разнообразных типов взаимодействия индивидов.

Первым признаком общества обычно называют территорию, на которой происходит консолидация социальных связей.. Второй отличительной чертой общества является его способность поддерживать и воспроизводить высокую интенсивность внутренних взаимосвязей. 3. Третьей отличительной чертой общества являются его автономность и высокий уровень саморегуляции. Автономность и самодостаточность общества проявляются в отсутствии высших управленческих импульсов. Общество регулируется и управляется теми институтами и организациями и на основании тех норм и принципов, которые возникают и создаются внутри него самого. 4. В-четвертых, общество отличает большая интегрирующая сила. Оно включает каждое новое поколение людей в сложившуюся систему отношений, подчиняет общепринятым нормам и правилам. И сами люди, связанные с обществом

невидимыми нитями общности языка, культуры, тяготеют к нему. Оно предоставляет им возможность использовать привычные образцы поведения, следовать устоявшимся принципам, создавать атмосферу духовного единения.

Общество — это объединение людей, имеющее закрепленную совместную

территорию, общие культурные ценности и общую законодательную систему, а также общие социальные нормы, что позволяет его членам создать социокультурную идентичность.

ТипЫ общества.

1. доиндустриальное - охотников и собирателей; земледельческие и скотоводческие общества; традиционные государства, или традиционные цивилизации(появление письменности; возникновение городов как центров управления, культуры и ремесленно-торговой деятельности; появление централизованной государственной власти; появление писаного права или закона; формирование религиозной организации и сложных

религиозных доктрин; накопление первых научных знаний).



2. индустриальное –Индустриальное общество, возникшее в результате промышленной революции. базировалось на

крупной машинной индустрии, использующей все новые виды энергии (вначале — пара, позже — электричества, ядерной энергии) и производящей товары на огромный массовый рынок. Развитие промышленности сделало возможным огромный рост объема самых разнообразных видов выпускаемой продукции и рост уровня жизни все более широких слоев населения. Подавляющая часть населения индустриального общества живет в городах. огромную роль играет наука. индустриальном обществе социальное положение человека определяется собственными усилиями и в очень малой степени зависит от происхождения.

постиндустриального общества - на первый план выходит не производство товаров (как в индустриальном), а такие сферы, как торговля, финансы, страхование, транспорт, коммунальное хозяйство, здравоохранение, образование и т.д. Постиндустриальное общество с его экономикой услуг предоставляет женщинам больше шансов для профессионального роста, чем индустриальное.

Смена доиндустриального общества индустриальным, а индустриального — постиндустриальным не означает полного «уничтожения» предыдущей стадии. Некоторые элементы прежних стадий продолжают существовать, как бы

накладываясь друг на друга, что делает крайне сложной и многомерной социальную структуру.

^ 14)СОЦИАЛЬНЫЕ ИНТИТУТЫ

«социальная структура» — это то, что остается устойчивым, относительно неизменным при различных преобразованиях общества.

Социальный институт представляет собой устойчивый комплекс правил, принципов, норм, установок, регулирующий различные сферы человеческой деятельности и организующий их в систему ролей и статусов.Экономические институты, обеспечивающие материальную

базу общества. Это институт производства, институт рынка, институт собственности, институт банков и т.д. Культурные институты, обеспечивающие хранение, накопление и приращение разного рода информации. Это институт

образования, институт религии, институт науки, значимый в современном обществе институт средств массовой информации и др. Политические институты, обеспечивающие управление обществом, координацию действий различных групп и организаций, распределение ресурсов общества и

т.д. Здесь центральную роль играет институт государства. Можно назвать также институт выборов, институт судов, институт президентства, семейные институты и главный из них — институт семьи.

Социальные институты регулируют и упорядочивают поведе-ние индивидов в обществе, координируют их действия посредством* системы социальных ролей. Каждый социальный институт может быть представлен как

совокупность ролей. Социальная роль — это устойчивое поведение, определяемое социальным положением (статусом). Роль — это функция, которую выполняет человек в обществе.



В ходе исторического развития общества формируются новые институты. Процесс формирования социального института называется институционализацией.

Институционализация предполагает также легитимацию. Легитимация — это процесс осмысления, объяснения необходимости какого-то вида деятельности, в результате которого эта деятельность предстает как обоснованная и узаконенная.

Р. Миллс насчитывал в современном обществе пять институциональных уровней, подразумевая главные институты:

1) экономический — институты, организующие хозяйственную деятельность;

2) политический — институты власти;

3) семейный — институты, регулирующие половые отношения, рождение и социализацию детей;

4) военный — институты, организующие законное наследие;

5) религиозный — институты, организующие коллективное почитание богов.

Большинство социологов согласно с Миллсом в том, что главных (основных, фундаментальных) институтов в человеческом обществе всего пять. Их предназначение — удовлетворять важнейшие жизненные потребности

коллектива или общества в целом. Фундаментальных, важных для всех потребностей не так много. Их всего пять, но ровно пять и основных социальных институтов:

• потребность в воспроизводстве рода (институт семьи и брака);

• потребность в безопасности и социальном порядке (политические институты, государство);

• потребность в средствах существования (экономические институты, производство);

• потребность в получении знаний, в социализации подрастающего поколения, подготовке кадров (институты образования в широком смысле, т.е. включая науку и культуру);

• потребность решения духовных проблем, осознания смысла жизни (институт религии).

Главным элементом общества можно считать социальный институт, позволяющий человеку занять в обществе социальную позицию (статус) и выполнять определенные социальные функции (роль).

15) СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ

Институционализация предполагает социальный контроль.

Усилия общества, направленные на предотвращение деви

антного поведения, наказание и исправление девиантов, опре

деляются понятием «социальный контроль».Социальный контроль — механизм регуляции отноше

ний индивида и общества с целью укрепления порядка и стабильности в обществе.В широком смысле слова социальный контроль можно оп

ределить как совокупность всех видов контроля, существу

ющих в обществе*, нравственный, государственный контроль и др., в узком смысле социальный контроль — это конт

роль общественного мнения, гласность результатов и оценок деятельности и поведения людей.Социальный контроль включает в себя два главных эле

мента: социальные нормы и санкции.Санкции — любая реакция со стороны остальных на по

ведение человека или группы.Существует следующая классификация санкций.Виды санкций

•  Формальные:



- негативные — наказание за преступление закона или нарушения административного порядка: штрафы, тюремное заключение и др.

- позитивные — поощрение деятельности или поступка человека со стороны официальных организаций: награжде

ния, свидетельства о профессиональных, академических ус

пехах и др.

•   Неформальные:

- негативные — осуждение человека за поступок со сто

роны общества: оскорбительный тон, ругань или выговор, демонстративное игнорирование человека и др.

- позитивные — благодарность и одобрение неофициаль

ных лиц — друзей, знакомых, коллег: похвала, одобритель

ная улыбка и т. п. и др.

^ Социальный контроль

Внутренний (самоконтроль)Форма социального контроля, при которой индивид самосто

ятельно регулирует свое пове

дение, согласовывая его с об

щепринятыми нормами

ВнешнийСовокупность институтов и механизмов, гарантиру

ющих соблюдение обще

принятых норм поведения и законов

Неформальный (внутригрупповой) — основан на одобрении или осуждении со стороны группы родс

твенников, друзей, коллег, знако

мых, а также со стороны обществен

ного мнения, которое выражается через традиции и обычаи либо через средства массовой информации Формальный (инсти

туциональный) — ос

нован на поддержке действующих соци

альных институтов (армия, суд, образо

вание и т. д)В процессе социализации нормы усваиваются настолько прочно, что люди, нарушая их, испытывают чувство нелов

кости или вины, муки совести. Совесть — проявление внут

реннего контроля. Общепринятые нормы, будучи рациональными предписа

ниями, остаются в сфере сознания, ниже которого расположе

на сфера подсознания, или бессознательного, состоящая из стихийных импульсов. Самоконтроль означает сдерживание природной стихии, он основывается на волевом усилии. В традиционном обществе социальный контроль дер

жался на неписаных правилах, в современном его основой вы

ступают писаные нормы: инструкции, указы, постановления, законы. Социальный контроль приобрел институциональную поддержку. Формальный контроль осуществляют такие инс

титуты современного общества, как суд, образование, армия, производство, средства массовой информации, политические партии, правительство. Школа контролирует благодаря экза

менационным оценкам, правительство — благодаря системе налогообложения и социальной помощи населению, государс

тво — благодаря полиции, секретной службе, государствен

ным каналам радио, телевидения, печати.В Российской Федерации созданы специальные органы для осуществления социального контроля. К ним относятся Прокуратура РФ, Счетная палата РФ, Федеральная служба безопасности, различные органы финансового контроля и т. д. Функциями контроля наделены и депутаты различных уровней. Помимо государственных органов контроля, все большую роль в России играют различные общественные ор

ганизации, например, в области защиты прав потребителей, в контроле за трудовыми отношениями, за состоянием окружа

ющей среды и т. д.Детальный (мелочный) контроль, при котором руково

дитель вмешивается в каждое действие, поправляет, одер

гивает и т. п., называют надзором. Надзор осуществляется не только на микро-, но и на макроуровне общества. Его субъ

ектом становится государство, и он превращается в специали

зированный общественный институт.Чем выше у членов 

общества развит самоконтроль, тем меньше этому обществу приходится прибегать к внешнему контролю. И наоборот, чем меньше у людей развит самоконт

роль, тем чаще вступают в действие институты социального контроля, в частности армия, суд, государство. Чем слабее са

моконтроль, тем жестче должен быть внешний контроль. Од

нако жесткий внешний контроль, мелочная опека граждан тормозят развитие самосознания и волеизъявления, приглу

шают внутренние волевые усилия.

^ Методы социального контроля 

ИзоляцияУстановление непроходимых перегородок между девиантом и всем остальным обществом без каких-либо попыток исправления или пере

воспитания его

ОбособлениеОграничение контактов девианта с другими людьми, но не полная его изоляция от об

щества; такой подход допускает исправление девиантов и их возвращение в общество, когда они будут готовы вновь выполнять общепри

нятые нормы

Реабилита

цияПроцесс, в ходе которого девианты могут подготовиться к возвращению к нормальной жизни и правильному исполнению своих соци

альных ролей в обществе

16) СОЦИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОГРЕСС.

Социальное изменение - происходящий с течением времени переход социальных явлений, элементов, структур, связей из одного состояния в другое. Социальные изменения могут происходить на макроуровне (международные системы, нации, государства), на мезоуровне (корпорации, социальные институты, ассоциации), на микроуровне (семья, сообщество, группа, индивид). Социологи выделяют 4 типа социальных изменений:
* Структурные - изменения, касающиеся структур различных социальных образований (государства, корпораций, социально-классовых образований и т.д.)
* Процессуальные - изменения, затрагивающие социальные процессы, отражающие отношения солидарности, напряженности, конфликта, равноправия и подчиненности между различными субъектами социальных взаимодействий
* Функциональные - изменения, касающиеся функций различных социальных систем, структур, институтов, организаций и т.д.
* Мотивационные - изменения, происходящие в сфере мотиваций индивидуальной и коллективной деятельности

По своему характеру и степени влияния на общество социальные изменения подразделяются на эволюционные и революционные.

Под эволюционными понимают постепенные, плавные, частичные изменения общества, они могут охватывать различные сферы жизнедеятельности общества - экономическую, политическую, правовую, социальную, культурную. Эволюционные изменения чаще всего принимают форму социальных реформ, которые предполагают проведение различных мероприятий по преобразованию тех или иных сторон общественной жизни. Социальные реформы, как правило, не затрагивают основ социальной системы общества, а изменяют лишь отдельные ее части и структурные элементы.



Под революционными понимаются относительно быстрые, всесторонние, коренные изменения общества. Революционные изменения носят скачкообразный характер и представляют собой переход общества от одного качественного состояния в другое. Большинство ученых видят в социальной революции аномалию, отклонение от естественного хода истории.
Прогресс и регресс в общественном развитии - противоположные формы развития общества в целом или отдельных его сторон, означающие либо развитие общества по восходящей линии, его расцвет, либо возврат к старым, изжившим себя формам, застой и деградацию. Критерием общественного прогресса служит степень развития производительных сил, экономического строя. Примером общественного регресса, обусловленного политическими факторами, может служить история стран, где господствовали (или господствуют) фашистские диктаторские режимы (фашизм).КРИТЕРИИ СОЦ.ПРОГРЕССА: уровень производительности труда, уровень свободы личности, уровень нравственности вобществе.

17) СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ. АГЕНТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ.

Личность — это социализируемый индивид, Процесс включения индивида в общество, его структурные подразделения (социальные группы и общности, социальные институты, организации), овладение им коллективным

опытом, установками, социальными ценностями и нормами, процесс формирования социально значимых черт личности называется социализацией. Т. Парсонс-Согласно его взглядам, индивид «вбирает» в себя общие ценности в процессе общения со «значимыми другими». Индивид черпает свои знания из культурного окружения. Субъективные знания являются результатом взаимодействия с другими, но это не означает, что они могут

быть рассмотрены как результат опыта того, кто производит действия, большинство знаний — это знания общества. Осваивая нормативные стандарты, ценности, личность социализируется. Теории зеркального «Я» представили процесс социализации как процесс ролевого обучения. Дж. Мид разделил этот

процесс на 3 этапа. Первый этап — предварительный. На этом этапе (самое раннее детство) ребенок просто подражает, бессознательно копирует мимику, жесты, поведение окружающих —прежде всего родителей. Мид ввел термин «значимые другие». Для маленького ребенка «значимые другие» — это его семья. 2-й этап — игровая стадия. На этой стадии ребенок уже сознательно принимает ту или иную социальную роль и разыгрывает достаточно сложные игровые представления, часто изображая сразу нескольких персонажей. 3-й этап — стадия коллективных игр. В играх, подобных футболу и волейболу, другим коллективным играм с правилами, ребенок учится не только играть определенную роль. Он учится также соотносить свои действия с действиями других игроков в постоянно меняющихся игровых ситуациях. Это возможно потому, что он уже научился на предыдущих стадиях социализации ставить себя на место другого,

представляя, что бы он делал на его месте. Однако новизна в том, что в коллективной игре индивид учитывает одновременно и ожидания всех игроков (а не отдельного лица), и абстрактную систему правил, по которым "ведется



игра. На стадии коллективных игр в сознании индивида формируется образ «обобщенного другого». Этим термином Мид обозначал отражение в

сознании человека мнений, убеждений и ценностей группы, которые влияют на его поведение. Теория Мида описывает именно внешний, социологический

аспект социализации, ее формальный аспект.

ВНУТРЕННИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ СОЦИАЛИЗАЦИЮ.Большинство исследователей выделяет четыре основных механизма: имитацию, идентификацию, стыд и вину. Имитация — это осознанное подражание определенным действиям «значимого другого»;

идентификация — это принятие ценностей и установок другого как своих собственных. Имитация и идентификация являются позитивными механизмами, так как закрепляют определенные формы поведения. Стыд и вина, напротив,

препятствуют определенным типам поведения. Стыд основан на предполагаемой отрицательной реакции окружающих на определенный тип поведения, а вина подразумевает отрицательную реакцию самого человека на какой-то

совершенный им поступок. Социализация продолжается всю жизнь.

Ресоциализация — это процесс потери прежней

идентичности, связанный с необходимостью формирования

новой.

Агенты социализации — это люди, группы, организации, которые осуществляют (целенаправленно или нет) процесс социализации. Главным агентом социализации является семья. образовательные и дошкольные учреждения. группы

сверстников, средства массовой информации.

^ 18)СОЦИАЛЬНАЯ ДИФФЕРЕНЦАЦИЯ И СОЦИАЛЬНОЕ НЕНАВЕНСТВО

Любая социальная макрогруппа обладает каким-то уровнем

общности, но степень и высота этого уровня могут быть весьма различными. Первый уровень — типологический — определяется тем, что члены макрогруппы имеют общие (одну или несколько) ценности, но группа, которую составляют эти люди, не выступает в качестве единства, общности, несущей новое качество. Такие группы объединяют лишь общие для ее членов отличительные

признаки. Второй уровень — идентификационный — выражается в том, что члены этой макрогруппы осознают свою принадлежность к ней и сознательно отделяют «свою» группу от «другой». Макрогруппы в обществе занимают различное положение: дифференциация происходит по критериям власти, дохода,

собственности, престижа. Такая дифференциация основана на социальном неравенстве. Социальными называются те различия, которые порождены социальными фактами: разделением труда, укладом жизни, социальными ролями.

Социальное неравенство показывает, что одни социальные слои, группы обладают большей властью, большим богатством, имеют преимущества и привилегии по сравнению с другими. Функционализм объясняет неравенство исходя из дифференциации социальных функций, выполняемых различными

слоями, классами, общностями. Функционирование, развитие

общества возможно только благодаря разделению труда: одни социальные группы занимаются производством материальных благ, другие — создают духовные ценности, третьи — управляют. Для нормальной жизнедеятельности



общества необходимо оптимальное сочетание всех видов человеческой деятельности, но некото-рые из них, с позиций этого организма, являются более важными, другие — менее. Наблюдения за действиями и поведением конкретных индивидов сформировали статусное объяснение социального

неравенства. Каждый человек занимает отдельное место в обществе, обретает свой статус. Статусное неравенство — это неравенство, вытекающее как из способностей индивидов исполнять ту или иную социальную роль (образование,

компетентность), так и из возможностей, позволяющих человеку достичь того или иного положения в обществе (владение собственностью, происхождение, принадлежность к влиятельным политическим силам). В соответствии с этой

точкой зрения причина дифференциации заключена в неравном отношении к собственности, неравном распределении материальных благ.

19) ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ СТРАТИФИКАЦИИ

Термин стратификация происходит от латинских слов — stratum (слой) и facio

(делаю). Таким образом, задача социологов заключается не в простом выявлении социальных слоев, но и в определении вертикальной последовательности иерархии.

Существуют 4 основные системы стратификации: рабство, касты, сословия, классы.
  1   2



Скачать файл (157.4 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru