Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Контрольная работа - Методы экономического анализа - файл 1.docx


Контрольная работа - Методы экономического анализа
скачать (38.1 kb.)

Доступные файлы (1):

1.docx39kb.04.12.2011 11:18скачать

содержание
Загрузка...

1.docx

Реклама MarketGid:
Загрузка...


1. Метод экономического анализа

Под методом экономического анализа понимается диалек

тический способ подхода к изучению хозяйственных процессов в их становлении и развитии. Характерными особенностями метода экономического анализа являются: использование си

стемы показателей, всесторонне характеризующих хозяйствен

ную деятельность, изучение причин изменения этих показа

телей, выявление и измерение взаимосвязи между ними в целях повышения социально-экономической эффективности.

К характерным особенностям метода экономического ана

лиза относятся выявление и измерение взаимосвязи и взаимо

зависимости между показателями, которые определяются объективными условиями производства и обращения товаров.

Основные принципы метода экономического анализа отражают следующие основные черты диалектики.

Единство анализа и синтеза. Изучаемые экономические явле

ния обладают совокупностью признаков, свойств, черт. Чтобы правильно понять данное явление, необходимо расчленить его на простейшие составные элементы, детально изучить каждый эле

мент, выявить его роль и значение внутри единого целого. Разло

жение (расчленение) изучаемого явления на составные части и исследование каждой из них называется анализом. Объединение расчлененных и проанализиро

ванных элементов в единое, внутренне связанное целое называ

ется синтезом. Анализ и синтез представляют собой две стороны единого процесса познания явлений.

Изучение экономических явлений в их взаимосвязи. Метод аб

стракции позволяет оценить отдельные причины и факторы, оп

ределяющие то или иное явление или показатель.

Взаимосвязь и взаимозависимость обусловливают необходимость комплексного подхода к изучению хозяйственной деятельности. Понятие комплексности охватывает как комплексное изучение всех показателей в их 

связи и взаимозависимости, так и комплексное изучение всех сторон хозяйственной деятельности.

Изучение экономических явлений в развитии, в динамике. Если взять цифру продаж продукции за год на каком-нибудь предпри

ятии, то она сама по себе мало что расскажет. Тем более, если объем продаж дается в отвлеченном стоимостном выражении. Если же рядом с этой цифрой поставить другие, показывающие продажу продукции за предыдущие годы, а также предусмотрен

ные планом на будущие годы, то цифра «заговорит». Поэтому необходимо изучать показатели экономики не только в статике, но и в динамике.

Итак, метод экономического анализа как общий подход к изу

чению хозяйственных процессов базируется на материалистичес

кой диалектике. Особенностями метода экономического анализа являются использование системы показателей и факторов хозяй

ственной деятельности, выбор измерителей и оценки в зависимо

сти от особенностей анализируемых явлений, изучение причин изменения показателей и выявление влияния факторов на резуль

тативный показатель с использованием приемов математики, ста

тистики и хозяйственного учета.

Первой характерной особенностью метода экономического ана

лиза является использование системы плановых, учетных и от

четных показателей для измерения экономических явлений. Поскольку экономические явле

ния и процессы взаимосвязаны, то и показатели используются в экономическом анализе в системе, во взаимной связи и обуслов

ленности.

Второй характерной особенностью метода экономического ана

лиза является выбор измерителей для оценки анализируемых яв

лений и процессов в зависимости от их содержания. Этот выбор делается с учетом того, что при оценке работы должны быть отражены ре

зультаты именно данного коллектива, при анализе какого-то фак

тора должно быть выявлено именно его влияние. В анализе ис

пользуются следующие измерители: физические 

(натуральные) единицы, условно-натуральные, трудовые единицы и главные в рыночной экономике — денежные (стоимостные).

Третьей характерной особенностью метода экономического ана

лиза является выявление и измерение факторов, их взаимосвязи и влияния на анализируемый показатель. Факторы, влияющие на тот или иной показатель, зависят от экономики, организации и техно

логии производства в данной отрасли. Выявление действующих факторов и их измерение проводятся с помощью использования математических, статистических и учетных методов.

Существует множество факторов, влия

ющих экономический анализ, например, нельзя экономические понятия, хозяйственные показатели брать изолированно; все они между собой связаны. Однако это обстоятельство вовсе не исключает возможности и необходи

мости их логического обособления в процессе экономических расчетов. Весьма распространенным методическим приемом является определение степени влияния данного фактора при прочих равных условиях, т. е. когда остальные факторы счита

ются якобы неизменными.

В процессе экономического анализа, аналитической обра

ботки экономической информации применяется ряд специаль

ных способов и приемов. В них раскрывается специфичность метода экономического анализа, отражается его системный, комплексный характер. Системность в экономическом анализе обусловливается тем, что хозяйственные процессы рассматриваются как многооб

разные, внутренне сложные единства, состоящие из взаимосвя

занных сторон и элементов. В ходе такого анализа выявляются и изучаются связи между сторонами и элементами, устанав

ливается, каким образом эти связи в результате взаимодейст

вия приводят к единству изучаемого процесса в его целост

ности. Системность экономического анализа проявляется и в объединении, в совокупности всех специфических приемов на основе собственных достижений и достижений 

ряда смеж

ных наук (математики, статистики, бухгалтерского учета, пла

нирования, управления, экономической кибернетики и др.).

Способы и приемы экономического анализа можно условно подразделить на две группы: традиционные и математические. К первой относятся такие способы и приемы, которые находи

ли применение почти с момента возникновения экономичес

кого анализа как обособленной отрасли специальных знаний. Многие математические способы и приемы вошли в круг аналитических разработок значительно позже, когда был налажен выпуск быстродейству

ющих ЭВМ.

В число основных традиционных способов и приемов эко

номического анализа можно включить сводку и группировку, абсолютные и относительные величины, средние величины, ряды динамики, индексы, метод цепных подстановок, элиминирование и др.

Абсолютные и относительные величины. С помощью абсолют

ных величин характеризуются размеры (уровни, объемы) эконо

мических явлений и показателей. Относительные величины ис

пользуются для характеристики степени выполнения планов, из

мерения темпов (относительной скорости) развития производства и т.д. Величина, полученная в результате сопоставления двух од

нородных показателей, один из которых принимается за едини

цу, называется коэффициентом. Относительные величины незаменимы при анализе явлений динамики. Особой формой относительных величин являются проценты, при которых базисная величина при

нимается не за 1, а за 100. Относительные величины иногда вы

ражаются в промилле, когда базисная величина принимается за 1000. В каждом отдельном случае надо выбрать такую форму от

носительной величины, которая бы выразила интересующее нас соотношение с наибольшей наглядностью.

Средние величины. Для обобщающей характеристики массовых, качественно однородных экономических явлений пользуются средними величинами. Способы расчета средней величины раз

личны.



Они позволяют пере

ходить от единичного к общему, от случайного — к закономерному; без них невозможно сравнение изучаемого признака по разным совокупностям, невозможна характеристика изме

нения варьирующего показателя во времени; они позволяют абстрагироваться от случайности отдельных значений и коле

баний.

В аналитических расчетах применяют, исходя из необходи

мости, различные формы средних — средняя арифметическая, средняя гармоническая взвешенная, средняя хронологическая моментного ряда, мода, медиана.

Сводка и группировка — важные элементы экономического ана

лиза.

Группировкой называют выделение среди изучаемых явлений характерных групп и подгрупп по тем или иным признакам. Сгруппированные данные обычно оформляются в виде таблиц. Такая таблица представляет собой форму рационального изложе

ния цифровых характеристик изучаемых явлений и процессов. Данные в таблице располагаются так, чтобы легко было сделать вывод из анализа.

Существуют структурные и аналитические группировки.

Структурные группировки используются при изучении состава предприятий (по производственной мощности, уровню механизации, произво

дительности труда и другим признакам), а также структуры выпускаемой ими продукции (по видам и заданному ассор

тименту). Состав и структура могут рассматриваться как в статике, так и в динамике.

Аналитические группировки, охватывающие, по сущест

ву, типологические и структурные, предназначены для выяв

ления взаимосвязи, взаимозависимости и взаимодействия между изучаемыми явлениями, объектами, показателями.

При построении аналитических группировок из двух вза

имосвязанных показателей один рассматривается в качестве фактора, влияющего на другой, а второй — как результат влияния первого.



В качестве информационной основы группировки служит или генеральная совокупность однотипных объектов, или же выборочная совокупность. В первом случае использу

ются преимущественно материалы общегосударственных или региональных переписей; во втором - типологическая выборка.

Последняя конструируется по формуле, случайной безвоз

вратной выборки:

n=Nt2σx2N∆x2+t2σx2

где n - необходимый объем выборки; t - коэффициент доверия; σx2 - общая выборочная дисперсия; N - объем генеральной совокупности; ∆x2 - предельная ошибка выборочной средней.

Путем сводки можно подвести общий результат действия различных факторов на выпуск продукции, снижение себестои

мости, повышение рентабельности и т.д.

Ряды динамики. Рядом динамики называется ряд данных, ха

рактеризующих изменение явления, показателей во времени. Каж

дое отдельное значение показателя ряда динамики называется уровнем. Для характеристики изменения уровня ряда динамики исчисляют абсолютный прирост и темп роста и прироста.

Темп роста дает характеристику степени изменения уровня продажи продукции от одного года к другому. Для получения об

щей характеристики темпа изменения уровня продукции за весь период исчисляют средний темп. Характеристикой среднего тем

па служит средняя геометрическая из темпов. Для расчета сред

него темпа роста и прироста динамического ряда применяется логарифмирование.

^ Индексный метод основывается на относительных показа

телях, выражающих отношение уровня данного явления к уров

ню его в прошлое время или к уровню аналогичного явления, принятому в качестве базы.



С помощью индексов можно рассчитать изменение отдельно количества продуктов и отдельно цен на продукцию.

Для определения изменения количества выпущенных изделий вся продукция отчетного и базисного годов оценивается в одина

ковых постоянных ценах (обычно в ценах базисного года). И на

оборот, для определения изменения цен за эти годы продукция одного года (обычно отчетного) оценивается в ценах старых и новых.

С помощью индексов сравнивают не только данные двух пе

риодов, но и данные за ряд лет. В этом случае используют индек

сы базисные и цепные. Примером цепных индексов может быть таблица о темпах роста продажи продукции, где изделия каждого года сравниваются в сопоставимых ценах с продукцией предше

ствующего года. При расчетах базисных индексов базу сравнения принимают за 100, а все последующие показатели выражают в процентах (или коэффициентах) к базисной величине.

^ Метод цепных подстановок используется для исчисления влияния отдельных факторов на соответствующий совокупный показатель. Цепная подстановка широко применяется при ана

лизе показателей отдельных предприятий и объединений. Дан

ный способ анализа используется лишь тогда, когда зависи

мость между изучаемыми явлениями имеет строго функци

ональный характер, когда она представляется в виде прямой или обратно пропорциональной зависимости. В этих случаях анализируемый совокупный показатель как функция несколь

ких переменных должен быть изображен в виде алгебраичес

кой суммы, произведения или частного от деления одних показателей на другие.

Метод цепных подстановок состоит в последовательной замене плановой величины одного из алгебраических слага

емых, одного из сомножителей фактической его величиной, все остальные показатели при этом считаются неизменными. Сле

довательно, каждая подстановка связана с отдельным расче

том: чем больше показателей в расчетной формуле, тем 

боль

ше и расчетов. После каждой замены новый резуль

тат сравнивают с прежним.

При использовании метода цепных подстановок очень важно обеспечить строгую последовательность подстановки, так как ее произвольное изменение может привести к неправильным ре

зультатам.

^ Балансовый метод широко используется в бухгалтерском учете, статистике и планировании. Применяется он и при анализе хозяйственной деятельности предприятий (там, где имеет место строго функциональная зависимость). На промы

шленных предприятиях, например, с помощью этого метода (наряду и вместе с другими) анализируются использование рабочего времени (суммарного рабочего времени), станочного парка и производственного оборудования (производственной мощности), движение сырья, полуфабрикатов, готовой про

дукции, финансовое положение.

Выборочное и сплошное наблюдение. Проведение сплошных и выборочных наблюдений широко применяется в экономическом анализе работы предприятия. Примером сплошных наблюдений в изучении экономики могут быть полные инвентаризации основ

ных средств, складских запасов материалов и т.д. По данным выборочных наблюдений на основе методов теории вероятностей определяется возможность распространения выводов на всю со

вокупность изучаемых явлений.

Сравнения — важнейший метод экономического анализа. Это — прием, позволяющий выразить характеристику явлений через дру

гие однородные явления. В широком смысле слова сравнение при

суще каждому экономическому расчету. Мы же рассматриваем сравнение как аналитический прием, позволяющий выявить взаи

мосвязь экономических явлений, их развитие и степень достиже

ния эффективности в использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Перечислим основные виды сравнений:

  • сравнение отчетных показателей с плановыми — сравнение по

  • зволяет выявить причины невыполнения плановых заданий по отдельным 

  • показателям и наметить мероприятия для улучше

  • ния работы предприятия в дальнейшем;

  • сравнение отчетных показателей с показателями предшествую

  • щих периодов — такое сравнение показывает темпы роста про

  • изводства, динамику показателей, тенденцию развития пред

  • приятия;

  • межхозяйственные сравнения — сравнение показателей предпри

  • ятия с показателями других предприятий позволяет вскрыть многие резервы, перенять передовой опыт;

  • сравнение со среднеотраслевыми данными — позволяет опреде

  • лить, соответствуют ли индивидуальные затраты на данном предприятии общественно необходимым, определить органи

  • зационно-технический уровень предприятия и место, занима

  • емое им в ряду других предприятий данной отрасли;

  • сравнение показателей предприятия со средними показателями рыночной экономики, в основном в форме финансовых коэффи

  • циентов.

Использование приема сравнения предполагает сопоставимость сравниваемых показателей: единство оценки, сравнимость кален

дарных сроков, устранение влияния различий в объеме и ассор

тименте в отдельных случаях, сезонных особенностей и террито

риальных различий, географических условий, различий в методике расчета показателей и т.д. Перечисленные виды сравнения явля

ются основными, но при изучении экономики существует много других видов сравнений.

Графический метод. В экономическом анализе графики явля

ются не только средством иллюстрации хозяйственных процессов, но и методом изучения экономики, который, однако, слабо раз

работан. Значение графического метода в анализе повышается связи с расширением сферы изучения экономики на предприятиях не только менеджерами, но и общественностью.



2. Задача № 1

1. Рассчитать коэффициент оборачиваемости оборотных средств

об.=N/OC) до 0,01

2. Рассчитать влияние факторов: выручки от реализации (N) и оборотных средств (ОС) на изменение коэффициента оборачиваемости, используя метод цепных подстановок.

Показатели

Базис.год

Отчет.год

1. Выручка от реализации продукции, млн. руб.

2. Средние остатки оборотных средств, млн. руб.

280

70

350

100

Решение:

Коб. баз.= 280 / 70= 4

Коб. отч.= 350 / 100 = 3,5

Показатели

Базис.год

Отчет.год

Подстановки

1

2

1. Выручка от реализации продукции, млн. руб.

280

350

280 

350 

2. Средние остатки оборотных средств, млн. руб.

70

100

100 

 100

ΔКоб. = К1 – К2

ΔКоб.= 3,5 – 4 = - 0,5

Коб = 280 / 100 = 2,8

Коб = 350 / 100 = 3,5

Рассчитаем влияние факторов на изменение коэффициента оборачиваемости:

1) увеличение выручки от реализации продукции

ΔКN = 2,8 – 4 = -1,2

2) уменьшение среднего остатка оборотных средств

ΔКОС = 3,5 – 2,8 = 0,7



Проверка:

ΔК = -1,2 + (+0,7) = -0,5

Вывод: из проведенных выше расчетов следует, что увеличение выручки от реализации продукции повлияло положительно на изменение коэффициента оборачиваемости, а уменьшение среднего остатка оборотных средств отрицательно, тем самым снизив коэффициента оборачиваемости.

3. Задача № 2

Выполнить факторный анализ прибыли от продажи продукции:

1) заполнить таблицу недостающими данными, рассчитав их;

2) рассчитать отклонения фактически полученной прибыли от запланированной;

3) определить, как повлияли на это отклонение следующие факторы:

- изменение объема продаж;

- изменение себестоимости продукции;

- изменение продажной цены.

Показатели

Ед.изм.

Изделие А

план

факт

откл.(+/-)

1. Объем продаж

шт.

1200

1280

 

2. Затраты на производство и продажу

тыс.руб.

144

151,04

 

3. Выручка от продажи

тыс.руб.

180

204,8

 

4. Прибыль от продажи

тыс.руб.

 

 

 

5. Себестоимость единицы продукции

руб.

 

 

 

6. Цена одного изделия

руб.

 

 

 


Решение:

Показатели

Ед.изм.

Изделие А

план

факт

откл.(+/-)

1. Объем продаж

шт.

1200

1280

+80

2. Затраты на производство и продажу

тыс.руб.

144

151,04

+7,04

3. Выручка от продажи

тыс.руб.

180

204,8

+24,8

4. Прибыль от продажи

тыс.руб.

36,0

53,76

+17,76

5. Себестоимость единицы продукции

руб.

120

118

-2

6. Цена одного изделия

руб.

150

160

+10

Прибыль от продажплан = 180,0 – 144,0 = 36,0 тыс.руб.

Прибыль от продажфакт = 204,8 – 151,04 = 53,76 тыс.руб.

Sплан = 144 / 1200 = 120 руб.

Sфакт = 151,04 / 1280 = 118 руб.

Pфакт = 204,8 / 1280 = 160 руб.

Pплан = 180,0 / 1200 = 150 руб.

П = q * (p - s)

Рассчитаем влияние факторов на изменение прибыли:

1) изменение (увеличение) объемов продаж

ΔПq =Δq * ( p0 – s0) = +80 * ( 150 – 120) = +2400 руб.

2) изменение (снижение) себестоимости единицы продукции

ΔПs = q1 * (-Δs) = 1280* (-(-2)) = +2560 руб.

3) изменение (увеличение) цены единицы продукции

ΔПр = q1 * Δp = 1280 * (+10) = +12800 руб.

Проверка:

Совокупное влияние факторов составляет +2400 + 2560 + 12800 = 17760 руб. = 17,76 тыс. руб.

Рассчитаем долю каждого фактора в общем увеличении прибыли:



+2400 / + 17760 * 100% = 13,5%

+ 2560 / +17760 * 100% = 14,4 %

+ 12800 / + 17760 *100% = 72 %

Вывод: исходя их проведенных расчетов, следует – увеличение объемов продаж на положительно повлияло на изменение прибыли и составило в общем увеличении прибыли 13,5 %, снижение себестоимости продукции на 2 руб. не повлияло на снижение прибыли и составило 14,4%, увеличение цены единицы продукции составило наиболее всего повлияло на увеличение прибыли и составило 72 % от общего увеличения прибыли.


Скачать файл (38.1 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru