Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Контрольная работа - Задачи оперативно-розыскной деятельности - файл 1.docx


Контрольная работа - Задачи оперативно-розыскной деятельности
скачать (50.6 kb.)

Доступные файлы (1):

1.docx51kb.04.12.2011 11:26скачать

содержание
Загрузка...

1.docx

Реклама MarketGid:
Загрузка...


Содержание
Введение 3

Глава 1. Правовое понятие и классификация задач оперативно-розыскной

деятельности 4

Глава 2. Правовой анализ общих задач оперативно-розыскной деятельности 6

Глава 3. Частные (специальные) задачи оперативно-розыскной деятельности 13

Глава 4. Связь и соотношение задач оперативно-розыскной деятельности с задачами уголовного судопроизводства 15

Заключение 18



Введение
Оперативно-розыскные задачи играют немаловажную роль в системе ОРД, потому как именно посредством успешного решения оперативно-розыскных задач осуществляется осуществление таких значимых целей ОРД как обеспечение безопасности общества и государства от преступных посягательств, защита жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина от преступных посягательств и т.д.

Учитывая масштабы нынешних преступных проявлений и их характер, криминальную активность, наблюдаемую в обществе и уголовный профессионализм, осознавая морально-этический фактор оперативно-розыскной деятельности, отвечающей конституционным интересам широких слоев населения, представляется актуальным рассмотреть и исследовать задачи оперативно-розысскной деятельности, определить их содержание. Рассмотрение вопросов, связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.

Основная цель данной контрольной работы заключается в том, чтобы изучить задачи ОРД. Для этого необходимо решить ряд задач:

– рассмотреть правовое понятие и классификацию задач оперативно-розыскной деятельности;

– сделать правовой анализ обших задач оперативно-розыскной деятельности;

– определить частные (специальные) задачи оперативно-розыскной деятельности;

– проанализировать связь и соотношение задач оперативно-розыскной деятельности с задачами уголовного судопроизводства;

– провести анализ по данной тематике.

Структура контрольной работы построена сообразно задачам исследования – работа состоит из введения, основной части, состояшей из четырех глав, заключения и списка литературы.



^ Глава 1. Правовое понятие и классификация задач ОРД
Любая деятельность включает в себя цель, средства и результат. Достижение целей, предусмотренных ФЗ об ОРД1, обеспечивается посредством успешного решения оперативно-розыскных задач.

Задачами ОРД являются требующие разрешения поручения (волеизъявление, наказ) законодателя, предусмотренные Законом об ОРД и другими законодательными актами, составляющими оперативно-розыскное законодательство, посредством выполнения которых достигается цель ОРД (защита от преступных посягательств). Следовательно, задачи ОРД есть определенный этап в достижении цели этой деятельности и одновременно способ такого достижения.

Все задачи ОРД взаимосвязаны и взаимозависимы. Вместе с тем каждая из них автономна, имеет конкретное содержание, обусловленное прежде всего способом решения, влечет определенные юридически значимые последствия.

По степени реализации угроз в отношении защищаемых объектов задачи в ОРД классифицируют на две группы защиты от преступных посягательств:

1) непосредственные – выявление, раскрытие, пресечение преступлений, а также розыск лиц (в связи с совершением преступления);

2) опосредованные – предупреждение совершения преступлений, добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ, и розыск без вести пропавшего.

По функциональной направленности задачи ОРД классифицируют на четыре группы:

1) превентивного назначения. В эту группу включены задачи: предупреждение совершения преступлений (общей и частной превенции) и добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу безопасности РФ;



2) обнаружения. Здесь известны задачи выявления преступлений и их раскрытия;

3) пресечения. Данную группу задач составляют прежде всего те, которые непосредственно указаны в ФЗ об ОРД. К ним относятся: изъятие предметов, материалов и сообщений при проведении ОРМ и прерывание предоставления услуг связи в соответствующих случаях (ч. 1 ст. 15 ФЗ об ОРД);

4) розыска. Известны задачи розыска лица, скрывающегося от органов дознания, следствия и суда, уклоняющегося от уголовного наказания, а также без вести пропавшего.

С учетом рассмотрения задач в системе с целями ОРД среди первых главенствующее положение занимает группа задач превентивного назначения. Только предупредив совершение общественно опасного деяния, можно «стопроцентно» достигнуть цели ОРД – защиты соответствующего объекта от преступного посягательства.

Следует отметить, что при решении задач ОРД, как правило, происходит столкновение противоречащих друг другу интересов. Это интересы, с одной стороны, личности, общества и государства, с другой – объекта ОРМ, лица обычно не просто нарушившего нормы права, а совершившего преступление. При этом защита интересов первых не может быть достигнута без ущемления интересов второго. Здесь речь идет о вынужденном причинении вреда охраняемым законом интересам, который является допустимым как с правовой (ст. 16 ФЗ об ОРД), так и с морально-этической точки зрения. Это соответствует и положениям Конституции РФ, определяющей, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены ФЗ в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст. 55 Конституции РФ)2


Глава 2. Правовой анализ общих задач
Общие задачи органов, осуществляющих ОРД, вытекают из содержания ст. 2 Закона об ОРД. Они взаимосвязаны, но каждая имеет характерное содержание.

Предупреждение и пресечение преступлений – одна из общих задач ОРД3, которая состоит в превентивном воздействии на условия и причины, способствующие совершению преступления, или на поведение конкретного лица (группу лиц) с целью не допустить совершения ими общественно опасного деяния. Данная задача заключается в недопущении совершения максимально большого числа возможных, замышляемых и подготавливаемых преступлений.

Главными направлениями деятельности по предупреждению преступлений являются:

– активное участие оперативных аппаратов в общих профилактических мероприятиях (рейды, совместные комплексные проверки);

– организация и целенаправленное осуществление индивидуальных профилактических мероприятий в отношении лиц, от которых, судя по их антиобщественному поведению, можно ожидать совершения преступлений;

– организация и непосредственно проведение оперативно-розыскных и иных мероприятий, обеспечивающих недопущение совершения замышляемых и подготавливаемых преступлений, а также пресечение покушений на преступление.

Предупреждение преступлений заключается в деятельности по установлению лиц, замышляющих конкретное преступление, и принятию необходимых мер, исключающих реализацию их намерений.

Особое значение для предупреждения преступлений имеет выявление лиц, склонных к их совершению, из числа: 1) ранее судимых; 2) ведущих антиобщественный образ жизни; 3) употребляющих алкогольные и наркотические средства; 4) проявляющих явное неуважение к действующим в обществе зако

нам и правоохранительным органам и т. п.

Пресечение преступлений – это деятельность по выявлению лиц и формирующихся преступных групп, готовящихся к совершению преступлений, и принятие конкретных мер в целях прекращения их преступных действий.

Пресечение преступлений предполагает активное вмешательство оперативных работников в деятельность лица и лишение его реальной возможности продолжить осуществление умышленного преступления на стадии приготовления или покушения (ст. 30 УК РФ)4.

Методы пресечения могут быть самыми разнообразными: задержание лица на стадии подготовки преступления; изъятие предметов, приспособлений, веществ, орудий, приготовленных для совершения преступлений; проведение внезапных инвентаризаций (по оперативным данным) и др.

Профилактика преступлений – это деятельность по выявлению и устранению причин, порождающих преступность, и условий, способствующих их совершению (общая профилактика), а также лиц, склонных к совершению преступлений, и воздействие на них в целях недопущения совершения преступлений (индивидуальная профилактика).

При использовании оперативно-розыскных сил, средств и методов в профилактике преступлений особое значение придается такой организационно-тактической форме ОРД, как оперативно-розыскная профилактика.

Оперативно-розыскная профилактика представляет собой систему целенаправленных оперативно-розыскных и иных предусмотренных законом мер, проводимых в отношении лиц, от которых можно ожидать совершения преступлений, с целью осуществления за ними оперативного контроля, оказания профилактического воздействия, предупреждения замышляемых и подготавливаемых преступлений, а также использования негласной информации в общепрофилактической работе органов внутренних дел.

В содержание оперативно-розыскной профилактики включаются специ

альные средства собирания, проверки, хранения и использования гласной и негласной информации в отношении профилактируемых лиц. Эта информация сосредоточивается в соответствующих делах оперативного учета, картотеках, информационных системах оперативно-розыскного, профилактического и справочного назначения. Собранная таким образом информация может использоваться для целенаправленного оперативно-профилактического воздействия на лиц, которые отрицательно зарекомендовали себя совершением действий, носящих ярко выраженный антиобщественный характер.

ОВД проводятся самые разнообразные профилактические мероприятия, направленные на борьбу с незаконным оборотом подакцизных товаров и объектов интеллектуальной собственности, на защиту лесных и водных биологических ресурсов, пресечение фактов незаконного оборота наркотических средств, а также оружия и боеприпасов и т. д. («Контрафакт», «Алкоголь», «Суррогат», «Лес», «Путина», «Допинг», «Мак», «Арсенал» и др.).

Выявление и раскрытие преступлений, а также выявление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, является одной из важнейших общих задач ОРД. Значимость этой общей задачи наглядно подтверждается статистическими данными о преступности, которые свидетельствуют, что за последнее десятилетие количество регистрируемых преступлений возросло примерно в два раза и достигло в 2007 г. 3,582 тыс. В 208 г. количество зарегистрированных преступлений составило 3,209 тыс. При этом 26,8% из них являются тяжкими, их раскрываемость колеблется в пределах 50 – 60%.

Выявление преступлений означает установление наличия в событии или действиях определенных лиц признаков состава того или иного преступления из числа перечисленных в Особенной части УК РФ. При этом в задачи органов, осуществляющих ОРД, не входит установление наличия всех элементов состава преступления, так как это задача следователя. Поводом к началу производства ОРМ могут послужить достаточные данные, позволяющие полагать, что преступление имело место в форме законченного деяния или покушения.

Раскрытие преступлений представляет собой деятельность оперативного 

работника, направленную на получение с помощью специальных сил и средств фактических данных, позволяющих обнаружить лицо, совершившее преступление. Существенное значение ОРМ имеют для выявления и раскрытия неочевидных преступлений, когда следы преступления скрываются и первичные сведения не содержат информации о лице, его совершившим.

Если преступление совершено организованной преступной группой, должны быть установлены все члены группы и определена роль каждого в осуществлении преступной деятельности. Выявлению и раскрытию подлежат также все факты и эпизоды преступления и причиненный им материальный ущерб. В некоторых случаях возможности оперативных подразделений должны быть направлены на установление данных, характеризующих личность подозреваемого.

Применение оперативно-розыскных сил, средств и методов позволяет своевременно:

– выявлять латентные преступления, которые продолжительное время могли оставаться неизвестными5;

– раскрывать неочевидные преступления;

– устанавливать лиц, представляющих оперативный интерес, и применять к ним соответствующие меры.

Самостоятельной специфической задачей ОРД является розыск лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания. Решение данной задачи осуществляется посредством применения комплекса оперативно-розыскных и иных мер, проводимых с целью установления места нахождения разыскиваемого и его задержания. В большинстве случаев розыск представляет собой комплекс организационных, процессуальных, оперативно-розыскных и специальных мероприятий, которые осуществляются оперативными подразделениями совместно с органами следствия. В общем плане розыск скрывшихся преступников – это деятельность, направлен

ная на обнаружение известного обвиняемого. Если лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого, не установлено, то меры по его установлению не входят в понятие розыска, а составляют содержание процесса расследования и раскрытия преступлений. Значительная часть розыскной работы осуществляется подразделениями уголовного розыска МВД России.

В процессе осуществления розыска оперативными аппаратами ОВД, принимаются меры по изучению и устранению условий, способствующих уклонению от следствия, суда, исполнения наказаний, а также по выявлению и устранению условий, используемых разыскиваемыми преступниками в целях уклонению от уголовной ответственности.

Добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности, является общей задачей ОРД, которая в соответствии с Законом об органах ФСБ относится к компетенции ФСБ.

В настоящее время под государственной безопасностью понимается урегулированная нормами права система общественных отношений, выражающаяся в защищенности жизненно важных интересов государства (конституционный строй, суверенитет, территориальная целостность, обороноспособность и др.) как основного института политической системы современного российского общества от внешних и внутренних угроз и позволяющая ему функционировать и развиваться.

Понятие «экономическая безопасность» – относительно новый термин в лексиконе российских спецслужб, однако хорошо известный за рубежом. Проблема экономической безопасности была впервые поставлена в США в 1930-е гг. в связи с необходимостью выработки мер быстрого реагирования на различные угрозы в сфере национальной экономики. В 1970-е гг. термин «экономическая безопасность» стал рассматриваться как важнейшая составляющая национальной безопасности и достаточно быстро получил распространение в различных странах. Именно тогда при оценке сложившейся международной обстановки использовались экономические методы обеспечения национальной безопасно

сти.

Экономическая безопасность заключается в неуязвимости и независимости экономических интересов Российской Федерации по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам. Надлежащая защита экономики оперативно-розыскными и другими средствами обеспечивает достаточный уровень социального существования и прогрессивного развития.

Экономическая безопасность в правовых государствах представляет собой способность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения, устойчиво снабжать ресурсами экономику, а также обеспечивать всеми необходимыми средствами и институтами государства (включая силовые структуры и спецслужбы) защиту национально-государственных интересов в сфере экономики от внутренних и внешних угроз, материальных ущербов. Состояние экономической безопасности оценивается объективной системой параметров, определяющих пороговые значения функционирования экономической системы. За пределами этих значений система теряет способность к динамическому развитию, конкурентоспособность на внутренних и внешних рынках, становится объектом экспансии инонациональных и транснациональных монополий, разъедается язвами коррупции, криминалитета, страдает от внутреннего и внешнего грабежа национального богатства страны6.

Представители организованных преступных структур контролируют только в странах СНГ до половины коммерческих банков, 60% частных и до 40% государственных предприятий7.

Экономическая безопасность является важнейшей составляющей национальной безопасности, выделение которой связано с конкретной сферой жизнедеятельности и возможностью определения круга однородных возможных угроз безопасности. Экономическая безопасность является основой и условием обеспечения безопасности других сфер жизнедеятельности личности, общества и госу

дарства.

В настоящее время состояние отечественной экономики, несовершенство системы организации государственной власти и гражданского общества, криминализация общественных отношений выдвигают на первый план экономическую безопасность, которая является важнейшим критерием динамики изменений в стране. В этот же период отчетливо проявились существенные недостатки в деятельности правоохранительных органов. Наряду со сменой приоритетных задач неоднократно менялись названия служб, специализирующихся на борьбе с экономическими преступлениями. Это привело к укреплению многочисленных криминальных группировок, питательной средой которых стали теневая экономика и преступные формы получения и легализации противоправных доходов.

Другой вид безопасности – экологическая безопасность – включает сведение до возможной малой вероятности опасности вредного воздействия неблагоприятных факторов на окружающую природную среду, а также последствий экологических аварий и катастроф с помощью системы адекватных мер экономического, политического, организационного и правового характера8.

В настоящее время законодательная база, регулирующая экологическую безопасность, не соответствует современным требованиям и проблема ее обеспечения оперативно-розыскными органами очень актуальна как для нынешнего, так и для будущих поколений людей.

Установление имущества, подлежащего конфискации – одна из общих задач ОРД, нововведение которой обусловлено принятием ФЗ « О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией конвенции организации объединенных наций против коррупции от 31 октября 2003 года и конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием ФЗ « О противодействии коррупции».


Глава 3. Частные (специальные) задачи оперативно-розыскной деятельности
Частные задачи конкретизируются для каждого органа, осуществляющего ОРД, с учетом специфики его деятельности.

В связи с тем, что в составе органов, осуществляющих ОРД в пределах своей компетенции, функционируют различные оперативные подразделения (службы), в ведомственных приказах, инструкциях, наставлениях, директивах с учетом социально-экономической ситуации, компетенции службы определяются их частные задачи. Например, к задачам оперативных аппаратов по борьбе с экономическими преступлениями специальная литература относит следующие: выявление, пресечение и раскрытие экономических преступлений, возмещение материального ущерба, выявление причин и условий, способствующих совершению экономических преступлений, и внесение предложений для принятия мер по их устранению.

С учетом складывающейся в России социально-экономической ситуации задачи борьбы с экономическими преступлениями конкретизированы в приказе МВД России от 6 ноября 1997 г. № 730 «О мерах по совершенствованию организации работы по борьбе с преступлениями в сфере экономики».

Частными задачами оперативных подразделений органов, исполняющих наказание согласно ст. 84 УИК РФ9, являются: обеспечение личной безопасности осужденных, персонала исправительных учреждений и иных лиц; выявление, предупреждение и раскрытие готовящихся и совершаемых в исправительных учреждениях преступлений и нарушений установленного порядка отбывания наказания; розыск в установленном порядке осужденных, совершивших побег из исправительных учреждений, а также осужденных, уклоняющихся от отбывания лишения свободы; содействие в выявлении и раскрытии преступлений, совершенных осужденными до прибытия в исправительное учреждение.



В ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий оперативно-розыскными подразделениями решается целый ряд частных задач оперативно-розыскной деятельности:

– установление следов преступной деятельности, предметов и документов, которые могут стать судебными доказательствами (например, обнаружение на рабочем месте материально ответственного лица черновых записей, фиксирующих противоправные действия);

– получение информации о личности преступника, его местонахождении и связях (например, путем осмотра личных вещей, записных книжек, писем, документов);

– обнаружение мест сокрытия похищенного имущества;

– обеспечение сохранности материальных объектов, могущих выступать в качестве доказательств, путем их перемещения, фотографирования, копирования;

– создание условий для следообразования путем пометки объектов с помощью специальных химических веществ;

– принятие мер по предупреждению преступлений путем приведения в негодное состояние орудий, других средств их совершения и т.д.

Соответственно частные задачи отражают специфику оперативного подразделения и в целом не противоречат общим задачам ОРД, а лишь конкретизируют их.

Частные задачи решаются посредством розыскных действий. Их содержание изложено в различных служебных документах, предназначенных для использования только специально уполномоченными на это лицами, и является предметом служебной и государственной тайны.

Необходимость сохранения тайны обусловлена рядом причин:

а) потребность принятия адекватных мер борьбы с преступностью (преступления в условиях неочевидности);

б) конспиративность позволяет избежать необоснованной или преждевременной компрометации подозреваемых лиц.



Глава 4. Связь и соотношение задач оперативно-розыскной деятельности с задачами уголовного судопроизводства
Сравнение задач оперативно-розыскной деятельности с задачами уголовного судопроизводства указывает на то, что в своей основе они являются общими для оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной деятельности, что характеризует органическую связь этих видов государственной деятельности. Задача оперативно-розыскной деятельности по выявлению преступления и лица, его совершившего, предусмотренная ст. 2 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», совпадает с одной из задач уголовно-процессуальной деятельности, что позволяет говорить о системной взаимосвязи оперативно-розыскной деятельности и уголовного процесса и объективной необходимости взаимодействия субъекта расследования, действующего в строгой процессуальной форме, м субъекта, осуществляющего деятельность по выявлению преступления средствами оперативно-розыскной деятельности.

Задачи оперативно-розыскной деятельности, обеспечивающие уголовное судопроизводство, определяют направления самостоятельного комплекса действий субъектов оперативно-розыскной деятельности. Реализация задач оперативно-розыскной деятельности способствует: выявлению определенной части латентных преступлений (в процессе выявления преступлений собранная оперативно-розыскным путем информация дает основания для возбуждения уголовного дела); пресечению преступной деятельности на стадии совершения преступления; установлению по уголовному делу события преступления или лица (лиц), его совершившего; обеспечению розыска подозреваемого, обвиняемого или подсудимого.

Вместе с тем между задачами оперативно-розыскной деятельности и задачами уголовного судопроизводства следует усматривать некоторое различие. Задачи оперативно-розыскной деятельности состоят в выявлении и раскрытии только тяжких и особо тяжких неочевидных преступлений (их называют также преступлениями, совершенными в условиях неочевидности) и, прежде всего, 

совершенных или совершаемых организованными преступными группами.

Задачи оперативно-розыскной деятельности соприкасается с задачами уголовного процесса лишь той своей частью, которая призвана оказывать помощь и содействие органам расследования и прокуратуре в раскрытии особо опасных преступлений и изобличении опасных преступников.

Недаром многолетний опыт деятельности наших органов госбезопасности и органов внутренних дел красноречиво свидетельствует о том, что любые попытки совмещения, «сращивания» уголовно-процессуальных действий с оперативно-розыскными действиями, то есть смешение непосредственных целей и задач, предметов, принципов, методов и средств уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельности, неизбежно ведут к деформации уголовного судопроизводства, извращениям его форм и гарантий и, как следствие, к грубейшим нарушениям законности. Одновременно это чревато и подрывом основы оперативно-розыскной деятельности – принципа конспирации, в результате чего данная деятельность перестает быть эффективной.

Четкое разграничение задач уголовного судопроизводства и оперативно-розыскной деятельности – объективная необходимость, с которой нельзя не считаться. Однако проведение такого разграничения требуется не для того, чтобы оторвать, изолировать друг от друга эти два вида государственной деятельности и возвести между ними некую непреодолимую стену. Оно нужно для другой цели – для последующей их интеграции на вполне рациональной, научной основе, с тем чтобы обеспечить эффективное взаимодействие между следователями и оперативными подразделениями при раскрытии особо опасных преступлений.

Известно, что успешное решение задач уголовного судопроизводства по делам о наиболее опасных преступлениях, совершаемых обычно опытными, изощренными преступниками, возможно лишь тогда, когда предварительное расследование обеспечивается хорошо разработанными и целеустремленно проводимыми оперативно-розыскными и административными мероприятиями оперативных подразделений. Борьба с такими преступлениями требует слажен

ного взаимодействия между следователями и оперативными подразделениями, без чего невозможно успешное решение задач как следственного, так и оперативного характера. Именно поэтому проблема организации такого взаимодействия остается одной из актуальнейшей уже в течение многих лет. Многократные ее обсуждения убедительно подтвердили, что организация эффективного взаимодействия между следователями и оперативными подразделениями в целях успешного решения следственных и оперативных задач возможна лишь на основе предусмотренного в нашем законодательстве строгого разграничения их функциональных обязанностей.

Последнее в свою очередь вполне осуществимо при учете качественных различий, существенной специфики предметов, принципов, методов и средств уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельности, при недопущении смешения их качественно различных целей и задач, которые всегда должны четко формулироваться перед соответствующими следователями и оперативными работниками. Только таким путем возможно рационально распределить права, обязанности и ответственность между ними в ходе решения ими тесно взаимосвязанных оперативных и процессуальных задач.

Лишь при этих условиях возможно обеспечить такое положение, чтобы каждый из них, имея при этом необходимые права и неся в их пределах всю полноту ответственности, занимался своим делом.

При этом, конечно, роль уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельности в процессе решения различных по своему характеру задач не может быть одинаковой. Задачи чисто уголовно-процессуального характера должны решаться непосредственно методами и средствами уголовного судопроизводства, на основе строгого соблюдения всех принципов и норм советского уголовного процесса. Уголовно-процессуальная деятельность в этом случае должна рассматриваться как основная деятельность, по отношению к которой все оперативно-розыскные средства и методы должны носить вспомогательный, подсобный характер.


Заключение
Подводя итоги, необходимо отметить, что задачами ОРД являются требующие разрешения поручения (волеизъявления, наказ) законодателя, предусмотренные Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» и другими законодательными актами, составляющими оперативно-розыскное законодательство, посредством выполнения которых достигается цель ОРД (защита от преступных посягательств).

К общим задачам оперативно-розыскной деятельности относятся:

– выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, и их подготавливающих, совершающих или совершивших;

– осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;

– добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации;

– установление имущества, подлежащего конфискации.

В ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий оперативно-розыскными подразделениями решается целый ряд частных задач оперативно-розыскной деятельности:

– установление следов преступной деятельности, предметов и документов, которые могут стать судебными доказательствами (например, обнаружение на рабочем месте материально ответственного лица черновых записей, фиксирующих противоправные действия);

– получение информации о личности преступника, его места нахождении и связях (например, путем осмотра личных вещей, записных книжек, писем, документов);

– обнаружение мест сокрытия похищенного имущества.


1 Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 28.12.2010) // Собрание законодательства РФ. – 1995. - № 33. – Ст. 3349.


2 Теория оперативно-розыскной деятельности: учебник / под. ред. К.К. Горяинова, В.С. Овчинского, Г.К. Синилова. - М: ИНФРА-М, 2007. - С. 57.


3 Квачевский, А.А. Об уголовном преследовании, дознании и предварительном исследовании преступлений по Судебным уставам 1864 г. : теоретическое и практическое руководство / А.А. Квачевский. – Санкт-Петербург.: Тип. Ф.С. Сущинского, 1866. – С. 77-78.


4 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 07.03.2011) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 25. – Ст. 2954.


5 Петров, Э.И. Криминологическая характеристика и предупреждение экономических преступлений / Э.И. Петров, Р.Н. Марченко, Л.В. Баринова. – М., 1995. С. 72.


6 Блинов, Н.М. Экономическая безопасность и политика реформ / Н.М. Блинов, А.Е. Городецкий // Теория и методология таможенного дела. - М., 1996. - С. 15.


7 Илюхина, Р.В. Обеспечение коллективной экономической безопасности государств – участников СНГ / Р.В. Илюхина, И.А. Колтакова. – М., 2006. – С.5.


8 Голиченко, А.К. Экологический контроль: теория, практика, правовое регулирование / А.К. Голиченко. – М., 1992. – С. 86-87.


9 Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 07.02.2011) // Собрание законодательства РФ. – 1997. - № 2. – Ст. 198.




Скачать файл (50.6 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации