Logo GenDocs.ru


Поиск по сайту:  


Реферат - Этносоциальные процессы - файл 1.doc


Реферат - Этносоциальные процессы
скачать (84.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc85kb.15.11.2011 20:44скачать

содержание

1.doc

Реклама MarketGid:
МИНИСТЕРСТВО АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ УКРАИНЫ
ЛУГАНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



Р Е Ф Е Р А Т


по социологии


Тема: «Этносоциальные процессы»



Выполнил: студент III курса

Шифр:

Специальность:

Проверил:_________________



Луганск – 2008 г.

Содержание

1. Вступление………………………………………………………………………3
2. Предмет социологии. Проблемы национальных отношений………………4
3. Национальные процессы и отношения. Основные направления социологии наций……………………………………………………………..…………………6
4. Вывод…………………………………………………………………………...13
5. Список использованной литературы…………………………………………14

1. Вступление

Национальноэтнические проблемы привлекают сегодня пристальное внимание не только специалистов, но и широких слоев населения, так как Украина - полиэтническое государство. Кроме украинцев, которые составляют большую часть населения, в Украине живут более 130 народов. Одни из них насчитывают более миллиона, другие несколько десятков тысяч человек. Последнее десятилетие было особым для жизни народов страны, поскольку становление гражданского общества в украинских условиях взаимосвязано с возросшей этничностью. В какой мере современные национальные движения, этническая консолидация объяснялись социальными, политическими, психологическими факторами, а в какой были конструкцией элитарных групп? На этот вопрос должны ответить социологи, опираясь на строго представительные материалы.

В настоящее время актуальность социологии наций в системе научного знания неизбежно возрастает. Разработка этнических аспектов таких общих социальных проблем, как изменение социальной структуры сфер трудовой занятости, миграционной подвижности и т.п., имеет не только социально-политическую значимость для предотвращения социальных и этнических конфликтов, но и гуманистический смысл, поскольку содействует обеспечению равенства прав и возможностей людей разных национальностей. Вот почему сегодня к профессионализму и гражданской ответственности этносоциологов предъявляются самые высокие требования.

В данной курсовой работе мы постараемся рассмотреть основные проблемы национальных отношений, взаимоотношения наций, условия развития и формы национализма; а также способы избежать ошибок в сфере национальных отношений.

  1. ^ Предмет социологии. Проблемы национальных отношений.

Состояние научного знания современной социологии выражается в ее предмете. У каждой науки своя область интересов, которая исследуется при помощи эмпирических методов (наблюдения, эксперимента), а описывается при помощи теоретических понятий. Физика отображает физическую реальность через понятия гравитации, электрического взаимодействия, инерции, атомарного строения вещества. Понятия, описывающие предмет данной науки, относятся к фундаментальным.

Предмет науки – логически взаимосвязанная и непротиворечивая система фундаментальных понятий, описывающих часть объективной реальности, на которую нацелены методы исследования данной науки. Часть реальности, изучаемая экспериментом и описываемая физическими понятиями, называется физической реальностью. Часть реальности, изучаемая анкетным опросом (хотя не только им одним) и описываемая социологическими понятиями, называется социальной реальностью.

Совокупность понятий, называемая предметом науки, упорядочивает и организует отдельные факты в регулярные, повторяющиеся события. Социолога интересует не исключительное или уникальное, а закономерное и типичное. Предмет науки – это карта местности, дающая общий вид, описывающая схему происходящего. Поэтому мы смело можем утверждать: предметом социологии выступает концептуальная (т.е. понятийная) схема социальной реальности, в которой ее главные черты и элементы приведены в систему и логически выводятся друг из друга (см. рис.1 в конце текста лекции).

Первокирпичиками предмета социологии выступают два понятия – статус и роль. Первое дает статистическое изображение предмета, а второе – динамическое. Статусом называется позиция, положение человека в группе или обществе. Быть лидером или аутсайдером в малой группе, например, в компании друзей, означает иметь неформальный, или личный статус. Иными словами, занимать определенное место в системе общественного разделения труда. Модель поведения в соответствии с формальными правами и обязанностями, закрепленными за данным статусом, называется ролью. Одни и те же обязанности можно выполнять по-разному, следовательно, у одного статуса может быть много ролей. Но человек, находясь в одном и том же статусе, как правило, придерживается одной роли. Статус может быть пустым, а роль нет.

Совокупность пустых, т.е. не заполненных людьми статусов, образует социальную структуру общества. В социальную структуру общества входят, также образования, называемые такими категориями как «социальные группы» и «социальные институты». В современном обществе одних только профессиональных статусов и групп около 40000, семейно-брачно-родственных – более 200, многие сотни политических, религиозных, экономических. На нашей планете 3000 языков, за каждым из них стоит этническая группа – нация, народ, народность, племя.

Каждый человек идентифицирует свою принадлежность к определенному сообществу. Этническая самоидентификация является одной из базовых идентификационных практик. Чувство этнической общности в давних обществах было первым в разграничении на «своих» и «чужих». Этническое самоопределение человека является значительно существеннее осознания территориальной отделенности. В этничности отображаются особенности социальных практик, культурного наследия и тому подобное. Феномен этнического, национального, изучают этнография, социальная антропология, история, философия, политология и др. В пространстве социологической науки проблемами этнического и национального занимается социология наций.

Это отрасль социологии, которая исследует суть и функции разных этнических сообществ (род, племя, народность, нация) с целью выяснения общих закономерностей их взаимодействия и выработки механизмов включения в существующую систему социальных отношений.

Предмет ее — взаимосвязь общих социальных явлений и процессов с явлениями и процессами этническими. К важнейшим проблемам, которые она исследует, принадлежат:

— этническая обусловленность характерных черт культуры и быта социальных сообществ;

— этнические влияния на формирование ценностных ориентаций;

— связь национальных факторов с особенностями социальной структуры, миграционной и трудовой мобильности, урбанизации и тому подобное;

— социальная детерминованность национального самосознания, междунациональных отношений;

— сущность междунациональных конфликтов;

— этноязыковые процессы (билингвизм и тому подобное).


  1. ^ Национальные процессы и отношения. Основные направления социологии наций

Важным направлением в социологии наций стала социальная сфера национальных отношений. Так как именно в этой сфере решаются вопросы социальной справедливости, направляется развитие социальной структуры, создаются условия для повседневной жизни людей, то здесь влияние факторов, связанных с функционированием общественного сознания, проявляется еще острее. Именно в этой сфере сопоставляются возможности социального положения людей различных национальностей, профессионального продвижения, перспектив личной и общественной жизни. Национальный компонент таких проблем оказывает существенное влияние на сознание и поведение людей.

Национальные отношения всегда связаны с решением определенных этнических проблем, которые касаются условий выживания и развития этносов (проблемы территории, политической власти, языка, культуры, традиций, сохранения самобытности и тому подобное). Объективной предпосылкой возникновения и развития национально-этнических отношений является существование отдельных этнических сообществ, которые отличаются своими этнокультурными особенностями (народов, наций).

Национальные отношения никогда не существуют вне других общественных явлений (политическими, духовными, социальными, экономическими и тому подобное). Субъекты таких отношений часто демонстрируют особенности своего этнического сознания и самосознания. Потому междунациональные отношения, даже имея стойкую объективную основу, разворачиваются в сфере чувств, иллюзий, национальных мифов и предубеждений.

Национальные отношения всегда имеют идеологический характер, находятся на пересечении культур. Субъектами их являются, как правило, отдельные этнические образования, хоть иногда и отдельные общественные группы и слои населения. Ввиду того, что современные этнические проблемы существуют в пределах государственных образований, чаще всего ведут речь о взаимоотношениях между титульными нациями и национальными меньшинствами.

К титульным принадлежат нации, которые компактно проживают на определенных территориях, дают название существующему государственному образованию (украинцы в Украине, эстонцы в Эстонии и др.). К национальным меньшинствам относят этнонациональные группы, которые не принадлежат к титульным нациям (российское население в Балтии, немцы в Поволжье и др.). Существуют и многонациональные государства, в которых удельный вес нетитульных наций не намного меньше по сравнению с основным населением (Швейцария). Относить такие этносы к национальным меньшинствам некорректно ни в политическом, ни в культурном смысле: общность этнической судьбы, культур, даже национальных стереотипов делает все национальные образования в полиэтнических странах формально равноправными.

Поскольку в Украине существуют по меньшей мере три больших лингвоэтнических группы (до 40 % здесь — украинцы, которые говорят украинским языком, почти 33 % — русскоязычные украинцы и до 21 % — русскоязычные россияне), сложной является и лингвистическая ситуация. В неофициальном общении, согласно с исследованием украинских ученых, преимущества не приобрел ни один из этих языков, в то же время на уровне государственных институций прослеживается попытка поднять значение украинского языка как государственного.

Междунациональные отношения оказываются в экономическом, культурном, языковом и других аспектах. Часто в них доминируют разными своими гранями вопросы социальной справедливости.

Экономические национально-этнические отношения направлены на удовлетворение экономических потребностей этнических образований. Экономические потребности могут формироваться как стихийно, через особенности исторического развития (например, в средневековой Европе большинство капиталов, накопленных благодаря ростовщичеству, концентрировалась в руках еврейского населения из-за религиозных предубеждений христианства), так и благодаря политике государства (запрещение в Южно-африканской республике чернокожему населению заниматься управленческой, адвокатской и другими видами деятельности). Эти отношения воплощены в существующем общественном разделении труда, в системе экономических связей между разными национально-этническими образованиями. Не всегда это является следствием сознательной практики государства. Так, в Украине благодаря особенностям расселения российской этнической группы (преимущественно в центрах урбанизации) процент россиян, занятых в интеллектуальной сфере, заметно выше, чем украинцев.

Политические этнонациональные отношения касаются, прежде всего равного участия всех этнических образований в реализации политической власти в стране и решении важнейших проблем государственной жизни. Они направлены на реализацию гражданских прав и свобод представителей разных этнических групп. О нерешенности политических проблем этнических групп свидетельствовало отсутствие избирательных прав у афроамериканского населения до времен Гражданской войны в США. Часто важными относительно этого являются вопросы государственного строя: является страна федеральным образованием на демократических принципах, где предусмотрено широкое участие национальных меньшинств в реализации властных полномочий, или она имеет унитарный характер.

Этнонациональные отношения в сфере культуры создают возможности для контактов культур разных этнических групп. В целом весь спектр этнонациональных явлений реализуется не только существованием многих национальностей в пределах определенного государства, но и благодаря системе этнонациональных интересов. Эти интересы касаются сохранения их самобытности, развития экономики, культуры этнических групп, то есть осознаваемого национального самоутверждения. Соответственно перед социологией наций появляется вопрос национализма.

Национализм — теория и практика этнических отношений, которые основываютяс на самоидентификации нации в решении своих проблем, реализуются в многообразных формах деятельности, предопределенных спецификой экономического, политического, духовного развития страны, традициями, общественной психологией и тому подобное.

После распада политической и идеологической системы Советского Союза в постсоветской науке вступают в силу концепции, которые толкуют национализм как теорию и практику самоидентификации нации в решении политических, государственных, экономических, социокультурных проблем общественного развития, которые реализуются в многообразных формах деятельности.

Такое понимание национализма касается сущности, а не политических или идеологических его оценок. А сам феномен классифицируют на гражданский (государственный), этнический, диффузный.

Гражданский (государственный, территориальный) национализм считают наиболее рациональным, таким, что базируется на принципах свободного самоопределения личности. Такая форма национализма (иногда его сравнивают с патриотизмом) признана нормой человеческого сосуществования, поскольку он направлен на консолидацию всего населения государства с помощью юридических институтов, общегражданских прав, культуры, идеологии.

Этнический национализм разделяют на политический и национализм в сфере культуры. Политический национализм основан на понимании нации как политической сущности, имеет своей целью борьбу за содержание государственности с учетом институтов, ресурсов, культурной системы. Часто его критикуют за направленность на достижение властных, идеологических, культурных и других преимуществ для одного народа. Политический национализм доминирующих народов может привести к дискриминации нетитульных национальностей, узурпации государственных институтов и идеологии. Национализм недоминирующих этнических меньшинств при экстремальном своем развитии преследует сепаратистские (лат. separatus — отдельный, обособленный) цели, добивается решения проблем этнического неравенства любыми средствами. Национализм в сфере культуры направлен на сохранение целостности народа, поддержку и развитие его языка, культуры, исторического самосознания и тому подобное. Он может исполнять позитивную роль, если будет избегать культурного изоляционизма, негативного восприятия других культур, не питать слабости к возрождению и распространению архаичных элементов культуры, которые сдерживают развитие этноса.

В целом проблемы националистических движений сводятся к решению национального вопроса.

Национальный вопрос — форма открытой постановки в обществе проблемы развития наций, национальных отношений (территориальных, экологических, экономических, политических, правовых, языковых и тому подобное).

Возникает он в связи с реальными или мнимыми несправедливостями в междунациональном общении. Представление о национальной несправедливости формируется на основе категории «национальный интерес», от диапазона осознания которого национальный вопрос приобретает широкое или узкое толкование. Невозможность окончательного решения национального вопроса нуждается в постоянном внимании к национальным процессам, поиску возможностей гармонизации междунациональных отношений, преодолению противоречий с целью недопущения перерастания их в междунациональный конфликт.

Согласно с законом социальных надежд, которые повышаются, с активизацией процессов урбанизации, ростом количества представителей национальностей в процессах интеллектуализации, модернизации расширяется и диапазон их потребностей. Потому вполне естественным является желание национальных образований улучшать свою жизнь.

Национализм может усиливаться и как реакция на возможность (реальную или мнимую) потери существующего уровня автономии, особенно в полиэтническом государстве. Повлечь его может, например, экспансия (экономическая, политическая, культурная) другого государства или метрополии (если речь идет о полиэтническом государстве).

Не менее влиятельным может быть и социальный фактор, например, конкуренция за рабочие места, особенно в престижных сферах занятости (движения мезоамериканского или афроамериканського населения США). Иногда, правда, случается, что престижные сферы занятости занимают по большей части представители национальных меньшинств данной страны (высокий уровень россиян в бизнес-элите стран Балтии или влияние японских промышленников в США). В любом случае проблемы социальной стратификиции могут влиять на развитие национальных движений как титульного этноса, так и этнонациональных меньшинств.

Диффузный национализм связывают с особенностями психологического положения маргинальных групп, которые не могут идентифицировать себя ни с одной из существующих социальных национальных групп, имеют достаточно высокий социальный, экономический, культурный статус. Такие группы характеризует пассивная форма национализма, что проявляется по большей части в стрессовых ситуациях.

Распространенной является концепция, согласно с которой в развитых странах ориентация на национализм тесно связана с консервативными и авторитарными взглядами (в отличие от стран, которые развиваются, где национализм может быть фактором последующего развития политического и социального потенциала страны).

Беря за основу особенности реализации установок национализма, выделяют такие его разновидности:

Классический национализм. Реализуется как попытка достижения полной независимости. Прослеживается в большинстве постсоветских государств.

Паритетный национализм. Обнаруживает себя в стремлении к полной независимости, которое ограничивают определенные внутренние или внешние факторы, например, передача полномочий центра (автономные республики Российской Федерации).

Экономический национализм. Его особенностью является стремление к экономической независимости этнонациональных образований (Гонконг во времена протектората Великобритании).

Защитный национализм. Доминирующими в нем являются идеи о необходимости отпора «внешним силам», сохранение культуры, языка, территории и тому подобное (Чеченская республика).

Либеральный национализм. Отстаивает права и свободы личности, выступает за сдерживание базовых «европейских» ценностей.

Современный мир базовыми считает такие принципы национального развития:

— право на существование (отрицает законность таких явлений, как геноцид или етноцид, насильственное уничтожение любого народа или культуры);

— право на самоидентификацию (предусматривает самоопределение гражданами своей национальной принадлежности);

— право на суверенитет, самоопределение и самоуправление (реализуется благодаря самостоятельному налаживанию своей жизнедеятельности, без вмешательства извне);

— право на сохранение культурной самобытности (основное внимание сосредоточивается на вопросах языка, образования, сохранении и развитии традиций, культурного наследия и тому подобное);

— право на контроль за использованием естественных богатств и ресурсов территорий их проживания;

— право на использование достижений современной цивилизации.

Соблюдение этих прав является основанием для утверждений о сохранении за каждой отдельной нацией прав на существование и развитие.

4. Вывод

Подводя итоги, можно охарактеризовать этническую политику Украины как необходимый атрибут стабильности страны. Анализ состояния дел в этой сфере позволяет утверждать, что у людей постоянно подрывалась вера в равенство социальных возможностей. Пресловутая пятая графа в биографии стала источником многих личных трагедий. Аналогичная по своим последствиям ситуация сложилась и в условиях современной межнациональной напряженности: представители многих народов осознали себя людьми второго сорта в тех случаях, когда оказались живущими в иноязычной среде. Рассматривая межнациональные отношения, следует отметить, что в духовной сфере, как нигде, нет незначительных вопросов. Игнорирование даже небольших на первый взгляд проблем способно при определенных обстоятельствах деформировать национальное самосознание, превратить их в серьезную конфликтную ситуацию. Локальность этих конфликтов несоизмерима с их значением и величиной в идеологическом аспекте: они быстро становятся достоянием всего общественного сознания и оказывают влияние на функционирование всей общественной жизни.

Обобщая сказанное, следует отметить, что национальный фактор приобретает ведущее значение. Этот поворот к национальным, этническим проблемам происходит и в глобальных масштабах. Достаточно сказать, что в войнах и в вооруженных конфликтах вес этнического фактора в1984-1989 гг. достиг, по данным Райта, половины (15 из 30) , в то время как за весь период нового времени с1496 по 1983г. только 86 из 240 войн характеризовались той или иной степенью этнической нетерпимости. Анализ реальной ситуации показывает, что удельный вес этнических конфликтов в ближайшем будущем буде возрастать.

На данном этапе проблема межнациональных отношений все больше становится политической и общественной. Поэтому чрезвычайно необходимо, чтобы население Украины осознало всю пагубность и все отрицательные последствия некоторых видов национализма. За такими процессами должен осуществляться жесткий контроль со стороны государства, а также государство должно способствовать гармонизации общества, национальной терпимости.

5. Список использованной литературы.

1. Лукашевич М.П., Туленков М.В. Соціологія: навч. посібник / За заг. ред. М.В. Туленкова – К.: МАУП, 1991. – 276 с.

2. Соціологія: курс лекцій. Радугін А.А., Радугіна А.,- 3-є вид., перероб. і допов.- М.: Центр, 2000. - 244.

3. Соціологія: Підручник / За загальною редакцією проф. В.П. Андрущенка, проф. М.І. Горлача. Харків – Київ. 1998. - 624 с.

4. Соціологія: Підручник для студентів вищих навчальних закладів/За редакцією В.Г. Городяненка. – К.: Видавничий центр “Академія”, 2002. – 560 с.
Реклама:





Скачать файл (84.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru