Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Реферат - Занимательная математика в повседневной жизни дошкольников с нарушением опорно-двигательного аппарата - файл Реферат Занимательная математика.doc


Загрузка...
Реферат - Занимательная математика в повседневной жизни дошкольников с нарушением опорно-двигательного аппарата
скачать (175.7 kb.)

Доступные файлы (2):

Приложения к реферату.doc243kb.02.08.2008 19:06скачать
Реферат Занимательная математика.doc338kb.11.07.2011 19:01скачать

Реферат Занимательная математика.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Реферат


Тема: «Занимательная математика в повседневной жизни дошкольников с нарушением опорно-двигательного аппарата»

(из опыта работы МДОУ №12 г.Вологды)

ВВЕДЕНИЕ
Проблема развития математических способностей детей до­школьного возраста является одной из острейших методических про­блем последних десятилетий. Одним из самых значительных психо­логических исследований в этой области явилась работа Ж. Пиаже «Генезис числа у ребенка» (первое издание в 1941 г., Женева; рус­ский перевод в сборнике «Избранные психологические труды», Моск­ва, 1994), в которой автор достаточно убедительно доказывает, что формирование понятия числа у ребенка (а также и арифметических операций) коррелятивно развитию самой логики (формированию ло­гических структур, в частности, формированию иерархии логических классов, т. е. классификации, и формированию ассиметричных отно­шений, т. е. качественных сериаций).

Однако, хотя с тех пор прошло более полувека, проблема так и не получила своего методического решения и по-прежнему остается открытой. Сегодня существует ряд диаметрально противоположных взглядов на возможность и необходимость математического разви­тия ребенка дошкольного возраста: сторонники одного подхода счи­тают, что раннее приобщение к научным знаниям не нужно и даже вредно ребенку, поскольку ребенок «не успевает наиграться»; сто­ронники другого полагают, что «после трех уже поздно» и предлага­ют обучать элементам арифметики буквально с грудного возраста.

Нам представляется, что сторонники и того, и другого подхода ассоциируют проблему формирования и развития математических способностей с проблемой изучения элементов арифметики, что яв­ляется основным содержанием математического образования в на­чальной школе, но именно содержанием образования, а не методи­кой развития способностей к математике, ибо математика не сводит­ся к одной арифметике.

^ 1. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ ДЕТЕЙ С ПАТОЛОГИЕЙ ОДА С ПРИМЕНЕНИЕМ СРЕДСТВ ЗАНИМАТЕЛЬНОЙ МАТЕМАТИКИ
Мы работаем в специализированной группе с детьми с патологией опорно-двигательного аппарата. Посещают группу дети с патологией двигательной функции приобретенного и врожденного характера после клинического и операционного лечения, длительного постельного режима (6-12 месяцев):

- с деформациями позвоночника, сколиоз 1-2 степени (3 ребенка);

- с деформациями нижних конечностей:

- суставов (1 ребенок);

- дисплазия (5 детей);

- детский церебральный паралич (1 ребенок);

- плоско-вальгусные стопы с нарушением осанки (4 ребенка).

У детей с патологией ОДА замедлены темпы психо-физического развития, так как обычно у них наблюдается негрубые нарушения высшей нервной системы, функциональная недостаточность нервной системы. Это ослабленные дети, имеющие низкую работоспособность на занятии, застенчивые, медлительные, заторможенные.

Для успешного освоения программы школьного обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение. Нами разработано планирование игровой деятельности с занимательным математическим содержанием в средней группе (приложение 1).

Благодаря занимательным дидактическим заданиям, развивается речь, наблюдательность, восприятие цвета, формы, величины, количества, пространственного располо­жения предметов, способствующие развитию образной и словесной памяти, отдельных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация). Занимательный математический материал рассматривается и как одно из средств, обеспечивающих рациональную взаимосвязь работы воспитателя на занятиях и вне их. В задачах разной степени сложности занимательность привлекает внимание детей, активизирует мысль, вызывает устойчивый интерес к предстоящему поиску решений. Характером материала определяется его назначение: развивать у детей общие умственные и мате­матические способности, заинтересовывать их предметом математики, развле­кать, что не является, безусловно, основным. Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она ни предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована зани­мательным сюжетом, внешними данными, условием задачи и т.д. Смекалки, головоломки, занимательные игры вызывают у ребят большой интерес.

Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки или другие предметы по заданному образцу, по соб­ственному замыслу. В таких занимательных упражнениях формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются кон­структивные умения.

В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поисках результата, проявляя при этом творчество. Эта работа активизирует не только мыслительную деятель­ность ребенка, но и развивает у него качества, необходимые для профессио­нального мастерства, в какой бы сфере он ни трудился.

Средства занимательной математики представлены на рис.1.

Использование занимательного математического материала представлено на рис.2, создание условий – на рис.3, формы организации занимательной математической деятельности – на рис.4.


Рис.1. Средства занимательной математики



Рис.2. Использование занимательного математического материала



Рис.3. Создание условий



Рис.4. Формы организации занимательной математической деятельности
Математическая подготовка начинается с раннего возраста, и как мы поможем усвоить ребенку программу детского сада по математике, в которую входят 5 разделов (количество и счет, величина, геометрические фигуры, ориентировка в пространстве, ориентировка во времени), от этого будет зависеть успешное усвоение программы школьного обучения. Необходимо не только дать знания детям, но и научить последовательно и доказательно мыслить, проявлять ум­ственное напряжение, уметь делать логические выводы, решать различные задания, умея доказывать правильность решения.

Мы работаем в средней группе. Это дети с различными видами заболева­ний опорно-двигательного аппарата, такими как: ДЦП, сколиоз, вывихи тазобедренного сустава, кривошея. Это дети, которые нуждаются в особенно пристальном внимании ввиду того, что из-за болезни они посещают детский сад нерегулярно или это ослабленные дети, имеющие низкую работоспособность на занятии, застенчивые, медлительные, заторможенные и педагогически запущен­ные. В своей группе мы решили проверить уровень знаний детей по формирова­нию элементарных математических представлений. В диагностике по математике, которую проводим в детском саду, ясно указано, то должны дети знать и уметь. Диагностика удобна тем, что мы сразу видим, что должен знать ребенок возрастом младше или старше (приложение 3). Проверяя знания детей по диагностике, заметили, какие разделы детям даются труднее, а так как эти разделы важны для полного изучения математики, они необходи­мы для последующего изучения их в школе, поэтому больше заострили вни­мание своих детей на этом. И мы хотим поделиться с другими, как проводили эту работу со своими детьми.

В детском саду в утреннее и вечернее время мы проводили игры математическо­го содержания (приложение 2) (словесные и с использованием пособий), настольно-печатные, такие как «Домино фигур», «Составь картинку», «Лото», «Найди пару». При пра­вильной организации и руководстве со стороны воспитателя эти игры помо­гают развитию у детей познавательных способностей, формированию интере­са к действиям с числами, геометрическими фигурами, величинами.

В группе мы создали условия для математической деятельности ребенка, при которых он проявлял бы самостоятельность в выборе игрового мате­риала. Это специально отведенное тематически оснащенное играми место. Организовали его, используя обычные предметы детской мебели: стол, секре­тер, обеспечивающие свободный доступ детей к находящимся там материалам. Этим самым детям предоставляется возможность выбрать интересующую их игру, пособие математического содержания и играть индивидуально или сов­местно с другими детьми, небольшой подгруппой.
^ Задачи уголка занимательной математики
1. Целенаправленное формирование у детей 4-7 лет интереса в элементарной математической деятельности.

2. Развитие качеств и свойств личности ребенка, необходимых для успеш­ного овладения математикой в дальнейшем: целенаправленность и целесообраз­ность поисковых действий, стремление к достижению положительных резуль­татов, настойчивость, находчивость и самостоятельность.

3. Воспитание у детей потребности занимать свободное время не только развлекательными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуаль­ного усилия играми.

Мы наметили формирующую работу по формированию элементарных математических представлений 1 детей (приложение 4) . Исходя из намеченного плана, провели работу по различным разделам программы.

Первый раздел, что мы взяли – это «Величина». Мы решали эту задачу в сюжетно-ролевой игре «Магазин одежды и обуви». Целью мы поставили: научить соизмерять предметы (примеривать), научить детей понимать слова «велико», «мало». Для этого мы принесли с напарницей разных размеров блузки, варежки, пинетки, обувь на высоких каблуках. По желанию детей выбирали продавца, кассира. Дети заигрались и забыли о том, что нужно примерить свои покупки в магазине. Когда все вещи в магазине «продали» мы предложили примерить покупки, и тогда дети увидели, что часть вещей не годится. Ваня Я. жаловался мне, что у него «маленькие носочки», Алена Смирнова, с огорчением примеряя мои туфли на высоком каблуке, ответила, что ей они большие. Поговорив с каждым играющим, дали понятие слов «велико», «мало» на конкретных примерах и напомнили детям, что надо было сделать в магазине, чтобы купить нужную вещь. (Ее нужно примерить).

Широко во всей работе мы использовали игры со строительным материа­лом. Например, «Построй ворота для машины». Здесь у нас была цель: обучать выделять параметр величины, используя строительные игры

Следующий раздел - «Количество и счет». К сюжетно-ролевой игре «Магазин», мы готовились очень долго. Привлекали родителей, собирали коро­бочки, баночки, приобретали кассу. В игре были задействованы почти все. Ро­дители сделали нам 5 кубов из фанеры, мы их покрасили, украсили апплика­цией. Самый крупный куб 50×50см, остальные меньших размеров. Они были сделаны так, чтобы при необходимости в самый крупный помещались все остальные 4. Так у нас получились красивые витрины. С детьми на занятиях по лепке, из древесной муки мы слепили «кондитерские изделия», «овощи», «фрук­ты». Заказали фартучки и шапочки для продавцов и кассира, разместили вы­пиленные из дерева весы. Наша цель перед детьми была: упражнять в пересчи­тывании и отсчитывании предметов, их условных изображений (палочек, кружков) в пределах 5.

На занятиях по математике мы использовали занимательные развивающие игры и задания. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. Про­цесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче невозможен без активной работы мысли. Дети овладевают умением вести поиск решения само­стоятельно. Решение разного рода нестандартных задач способствует форми­рованию и совершенствованию общих умственных способностей: логики, мысли рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообра­зительности, пространственных представлений. В своей работе используем иг­ры и игровые упражнения из книги З.А.Михайловой «Игровые занимательные задачи для школьников» (Москва, Просвещение,1985 г.). Знания, приобретаемые детьми в процессе обучения на занятиях по математике, должны использо­ваться в различных видах деятельности и в жизни.

Так в предметном рисовании и лепке, передавая форму предмета дети применяют способы ее опознания зрением, осязанием, движением руки, называют геометрическую фигуру, которая напоминает данную форму, например, изображая рыбу говорят, что она похожа на овал, рисуя передник -что он похож на прямоугольник и т.д.

Делая игрушки на елку или готовя подарок для малышей, дети подсчитывают их количество, чтобы «всем хватило».

Широко использовали и занятия аппликацией, в процессе которых они овладевают умениями вырезать круг, треугольник, квадрат, овал, по-разному располагать эти фигуры на плоскости. В орнаментальном рисовании, аппликации у детей развивается глазомер и чувство симметрии, они раскладывают ритмично предметы на бумаге, состав­ляют симметричные узоры из листьев и цветков, считают лепестки, листья ра­стений и ягод.

По разделу «Ориентировка в пространстве» мы использовали различные игровые приемы, например: «Найди Петрушкину игрушку», словесные указания: «Что находится впереди тебя, сзади, слева, справа». Для за­крепления навыков мы использовали «Угадай, что где находится». На прогулке мы предлагали детям поискать «клад», давали словесные указания, дети выпол­няли их. Осенью, начертив стрелки разным мелом (красным, синим) и мы продолжили игру «Кладоискатели». Дети ориентировались по стрелкам. Иногда взрослым приходилось делать указания: «Дима, иди туда, куда показывает красная стрелка, т.е. направо... А синяя куда показывает? (налево)». Сюрпризом для детей был ме­шочек от бельчонка «Рыжика», наполненный орешками. Было приятно видеть ту радость, восторг, который они испытывали, если указание было выполнено пра­вильно. Кроме всего в своей работе мы использовали стихи, потешки, считалки и загадки по различным темам для развития элементарных математических представлений у детей (приложение 5).

Вывод: В процессе обследования по работе над формированием элементарных математических представлений в повседневной жизни, выяснилась сте­пень усвоения знаний в различных видах деятельности. Была проведена работа по всем разделам программы. Уровень знаний зафиксирован в виде таблицы. Благодаря обследованию мы смогли выяснить, где дети испытывают больше за­труднений. В нашей группе дети делают ошибки в основном при обучении называть числа по порядку, указывая на предметы, расположенные в ряд. Она оста­ется одной из сложных задач, чтобы ее решить мы наметили в дальнейшем про­водить работу, используя наглядность (игрушки, предметы-заместители), исполь­зовать числовую лесенку и дидактические игры.

Были очень рады, что по разделу «Геометрические фигуры» дети не испытывали затруднений, хорошо определяли форму жизненных предметов. В сюжетно-дидактических играх, показателем прочного усвоения материала, явилось самостоятельное отбирание из умственного запаса, т.е. знания, которые нужны для решения поставленной задачи. Дети стали хорошо отсчитывать и получили определенную информацию о содержании труда людей разных про­фессий. При повторном проведении игры «Магазин» дети были более активны и внимательны. Ребята сами задавали вопросы и придумывали игровые упражне­ния со счетными действиями, привлекая к ним и других малообщительных де­тей.

Сюжетно-дидактические игры, развивающие игры, наблюдения на прогулке в режимных моментах помогли нам развить у детей память, мышление. Дети стали более самостоятельными, получили определенные математические знания

Чтобы работа по формированию элементарных математических знаний шла не только в детском саду, в уголке для родителей был помещен материал по теме: «Как организовать игры детей дома с использованием занимательного материа­ла». Была сделана выставка книг: Т.И.Ерофеева «Математическая тетрадь для до­школьников», Е. В.Сербина «Математика для малышей», В.Волгина «Праздник числа», Л.Ф.Тихомирова, А.В.Басов «Развитие логического мышления детей».


ЛИТЕРАТУРА
1. Баряева Л.Б. Обучение решению арифметических задач дошкольников с нарушениями умственного развития. // Дефектология, №2, 1990.

2. Баряева Л.Б. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (с проблемами в развитии).- СПб., 2002.

3. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л.А. Венгера.- М., 1978.

4. Метлина Л.С. Занятия по математике в детском саду.- М., 1985г.

5. Метлина Л.С. Математика в детском саду.- М., 1984.

6. Новикова В.П. Математика для малышей // Дошкольное воспитание, №3, 1982.

7. Перова М.Н. Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе 8 вида.- М., 1978.

8. Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.- М., 1996.

9. Программа воспитания и обучения в детском саду.- М., 1985.

10. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.- СПб., 2001.


Скачать файл (175.7 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru