Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Лекции - Психология делового общения. Часть 2 - файл 1.doc


Лекции - Психология делового общения. Часть 2
скачать (1149 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc1149kb.04.12.2011 13:40скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19
Реклама MarketGid:
Загрузка...

Лекции

ПСИХОЛОГИЯ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ

Часть 2 (окончание)

2011

Москва



Предметом и задачей психологии делового общения является изучение психологических и моральных сторон общения людей внутри рабочих или деловых групп. Психология делового общения позволяет грамотно выстроить все стороны делового сотрудничества, а также сформировать эффективные взаимоотношения в соответствии с особенностями профессиональной деятельности.

Материалы этого учебного пособия раскрывают все аспекты психологии делового общения как составной части комплекса психологических наук. Основная задача этого цикла лекций — дать полный и необходимый комплекс психологических знаний и умений в области делового общения, и в других сферах взаимодействия с людьми.


Содержание.
Психология общения

Общение и деловое общение

Восприятие и понимание в процессе общения

Общение как коммуникация

Общение как взаимодействие
^ Деловое общение и психодиагностика

Методы психодиагностики

Тесты для руководителей
Деловое общение в рабочей группе

Социально-психологические особенности рабочей группы

Проблема профессиональной зрелости рабочей группы

Типы взаимоотношений в коллективе

Морально-психологический климат и его динамика

Классификация психотипов личностей в рабочей группе

Проблема лидерства

Роль руководителя в становлении коллектива
^ Стиль руководства. социально – психологические проблемы руководства.

Стиль руководства

Психологические проблемы руководства
Конфликты и пути их разрешения

Конфликты: виды, структура, стадии протекания

Предпосылки возникновения конфликта в процессе общения

Стратегия поведения в конфликтной ситуации

Конфликты в личностно-эмоциональной сфере

Правила поведения в условиях конфликта
^ Этика делового общения

Этика делового общения традиционного общества

Этика делового общения в учении Конфуция

Особенности этики делового общения в западноевропейской культурной традиции

"Протестантская" этика и дух капитализма

Современные взгляды на место этики в деловом общении

Общие этические принципы и характер делового общения
^ Этикет и культура поведения делового человека

Деловой этикет

Правила этикета

Правила вербального этикета

Правила общения по телефону

Правила деловой переписки

^

ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ


Как только ни именовали человека: homo sapiens (человек разумный), и homo fuber (человек производящий), и homo eludens (человек играющий). Думается, с не меньшим основанием его можно назвать homo communicans - человек общающийся. Русский мыслитель Петр Чаадаев (1794-1856) остроумно заметил: "Лишенные общения с другими созданиями, мы щипали бы траву, а не размышляли о своей природе". 1

1 Чаадаев П.Я. Полн. собр. соч. T.I - М.: Наука, 1991. - С. 385.

И он был прав, поскольку естественным способом существования человека является его связь с другими людьми, а сам человек становится человеком только в общении.
^

Общение и деловое общение


Хотя человеческое общение всегда лежало в основе социаль­ного бытия, прямым объектом психологического и социально-психологического анализа оно стало только вXX в.

В психологии общение определяется как взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного (эмоционально-оценочного) характера 2 .

2 См.: Психологический словарь. - М.: Педагогока, 1973. С. 228.

Наиболее простая модель общения может быть представлена следующим образом:

С1 С2

Заметим, что в качестве субъектов общения может выступать как индивидуум, так и группа. Если рассмотреть, по поводу чего и для чего люди общаются, и выделить все возможные функ­циональные ситуации, то оказывается, что таких ситуаций мо­жет быть четыре 3 :

3 См.: Каган М.С Мир общения. - М.: Политиздат, 1988

  • цель общения - вне самого взаимодействия субъектов;

  • цель общения - в нем самом;

  • цель общения - приобщение партнера к опыту и ценно­стям инициатора общения;

  • цель общения - приобщение самого его (инициатора) к ценностям партнера.

Нас будет интересовать только первый вид общения - дело­вое общение, т.е. общение, имеющее цель вне себя и служащее способом организации и оптимизации того или иного вида предметной деятельности: производственной, научной, коммер­ческой и т.д.

Любое общее дело предполагает общение и взаимодействие участников как необходимое средство обеспечения его эффек­тивности.

В деловом общении предметом общения является дело:

Дело



Производственное взаимодействие может и не быть по своей сути общением в том случае, если другой субъект выступает в качестве объекта. Например, при жестко авторитарном стиле руководства отношение начальника к подчиненному выступает в основном как отношение субъекта к объекту. В этом случае формой отношений является дисциплина - принцип строгого регулирования иерархического сопоставления управ­ляющего и управляемого. Понятно, что управляемый лишен свободы действия, что право принятия решения предоставлено управляющему субъекту и потому связь между ними асиммет­рична, монологична, а не диалогична.

Особенности делового общения заключаются в том, что партнер в деловом общении всегда выступает как личность, '' значимая для субъекта;

общающихся людей отличает хорошее взаимопонимание в вопросах дела;

основная задача делового общения - продуктивное сотруд­ничество.

Прагматичный Дж. Рокфеллер, хорошо понимая значение общения для деловой деятельности, говорил: "умение общаться с людьми - такой же покупаемый за деньги товар, как сахар или кофе. И я готов платить за это умение больше, чем за ка­кой-либо другой товар в этом мире" . 1

1 См.: Рогозин Ю.П. Секреты общения. - М.: Знание, 1991. - С. 5.

Но что означает уметь общаться? Это значит уметь разбирать­ся в людях и на этой основе строить свои взаимоотношения с ними, что предполагает знание психологии общения. В процессе общения люди воспринимают друг друга, обмениваются информацией и взаимодействуют. В данной главе предлагается анализ общения в единстве трех его сторон: общение как восприятие, общение как коммуникация и общение как взаимодействие.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19



Скачать файл (1149 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru