Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Контрольная работа - Анализ и планирование финансовой деятельности предприятия - файл 1.docx


Контрольная работа - Анализ и планирование финансовой деятельности предприятия
скачать (82.1 kb.)

Доступные файлы (1):

1.docx83kb.04.12.2011 14:49скачать

содержание
Загрузка...

1.docx

Реклама MarketGid:
Загрузка...
«Анализ и планирование финансовой деятельности предприятия»

Содержание


  1. Анализ деловой активности предприятия……………………………….3

    1. Оборачиваемость……………………………………………...…………..4

1.2 Рентабельность ……………………………………………..…………….8
2. Планирование и финансирование капитальных вложений (инвестиции в реальные активы)…………………………………………………………..……..15

2.1 Общая схема планирования инвестиций на предприятии………...…..17

2.2 Источники финансирования инвестиций на предприятиях……..……17
3. Планирование прибыли и рентабельности на предприятии…………...20
Список использованных источников……………………………………….26





Вариант 17.


  1. Анализ деловой активности предприятия.


Деловая активность предприятия в финансовом аспекте проявляется прежде всего в скорости оборота его средств. Рентабельность предприятия отражает степень прибыльности его деятельности. Анализ деловой активности и рентабельности заключается в исследовании уровней и динамики разнообразных финансовых коэффициентов оборачиваемости и рентабельности, которые являются относительными показателями финансовых результатов деятельности предприятия.

Анализ деловой активности позволяет выявить, насколько эффективно предприятие использует свои средства. Как уже было сказано, к показателям, характеризующим деловую активность, мы относим коэффициенты оборачиваемости и рентабельности.

Эти два вида коэффициентов на деловую активность предприятия влияют следующим образом. Допустим, что оборотный капитал (без краткосрочных инвестиций) оборачивается один раз в квартал при рентабельности основной деятельности в 25%, тогда индекс деловой активности за этот квартал будет равен 0,25 или те же 25%. Если при той же рентабельности оборачиваемость оборотного капитала увеличивается в 2 раза, то, соответственно, индекс деловой активности увеличивается тоже в 2 раза, и тогда предприятие за два оборота того же самого объема оборотного капитала за такой же временной период получит 50 копеек балансовой прибыли с каждого рубля оборотного капитала.

Аналогичные выводы делаются и с увеличением (уменьшением) рентабельности. То есть, если замедлилась оборачиваемость, то необходимо ее компенсировать большей рентабельностью - снижать расходы, уменьшать затраты и т.д. Если повысить рентабельность нет возможности - необходимо "брать" оборотом, т.е. выпускать и реализовывать больше продукции.


    1. 

    2. Оборачиваемость

Коэффициенты оборачиваемости имеют большое значение для оценки финансового состояния предприятия, поскольку скорость оборота капитала, то есть скорость превращения его в денежную форму, оказывает непосредственное влияние на платежеспособность предприятия. Кроме того, увеличение скорости оборота капитала отражает при прочих равных условиях повышение производственно-технического потенциала предприятия. Для этого рассчитываются 8 показателей оборачиваемости и один комплексный показатель - "индекс деловой активности", дающие наиболее обобщенное представление о хозяйственной активности предприятия.

  1. Коэффициент общей оборачиваемости активов показывает, сколько раз за период совершается полный цикл производства и обращения, приносящий соответствующий доход. Рассчитывается путем деления объема чистой выручки от реализации на среднюю за период величину стоимости активов.

Общая оборачиваемость активов

=

чистая выручка от реализации




средняя за период величина всех активов




  1. Оборачиваемость основных средств представляет собой фондоотдачу, т.е., характеризует эффективность использования основных производственных средств (фондов) предприятия за период. Рассчитывается делением объема чистой выручки от реализации на среднюю за период величину основных средств по их остаточной стоимости.

Оборачиваемость основных средств

=

чистая выручка от реализации




средняя за период величина основных средств


Повышение коэффициента фондоотдачи может быть достигнуто как за счет относительно невысокого удельного веса основных средств, так и за счет их высокого технического уровня. Разумеется, его величина значительно 

колеблется в зависимости от отрасли и ее капиталоемкости. Однако, общие закономерности здесь таковы, что чем выше коэффициент, тем ниже издержки отчетного периода. Низкий коэффициент свидетельствует либо о недостаточном объеме реализации, либо о слишком высоком уровне вложений в эти виды активов.

  1. Важным показателем для анализа является коэффициент оборачиваемости материальных оборотных средств, то есть скорость их реализации. В целом, чем выше значение этого коэффициента, тем меньше средств связано в этой наименее ликвидной статье, тем более ликвидную структуру имеет оборотный капитал и тем устойчивее финансовое состояние предприятия. И, наоборот, затоваривание при прочих равных условиях отрицательно отражается на деловой активности предприятия. Расчет коэффициента производится по формуле, где в числителе - объем чистой выручки от реализации, а в знаменателе - средняя за период величина стоимости материально-производственных запасов и затрат.

Оборачиваемость материальных оборотных средств

=

чистая выручка от реализации




средняя за период величина материально производственных запасов и затрат




  1. Коэффициент оборачиваемости оборотного капитала показывает скорость оборота материальных и денежных ресурсов предприятия за период и рассчитывается как отношение объема чистой выручки от реализации к средней за период величине оборотного капитала.

Оборачиваемость оборотного капитала

=

чистая выручка от реализации




средняя за период величина оборотного капитала




Между оборотным капиталом и объемом реализации существует определенная зависимость. Слишком малый объем оборотного капитала ограничивает сбыт, слишком большой - свидетельствует о недостаточно эффективном использовании оборотных средств. Как определить оптимальное соотношение оборотного капитала и объема реализации? Это соотношение помогает найти коэффициент оборачиваемости оборотного капитала. Для каждого предприятия он индивидуален и, если он определен, то необходимо его значение поддерживать на оптимальном уровне. Найти его достаточно просто - если предприятие при данном значении коэффициента постоянно прибегает к использованию заемного капитала, то значит, эта скорость оборачиваемости оборотного капитала генерирует недостаточное количество денежных средств для покрытия издержек и расширения деятельности. И наоборот, если при постоянном объеме реализации или его увеличении предприятие получает достаточный доход, то считается, что достигнута эффективная скорость оборота оборотного капитала.

  1. Коэффициент оборачиваемости собственного капитала рассчитывается по формуле, где числитель - чистая выручка от реализации, знаменатель - средний за период объем собственного капитала.

Оборачиваемость собственного капитала

=

чистая выручка от реализации




средняя за период величина собственного капитала

Этот показатель характеризует различные аспекты деятельности: с коммерческой точки зрения он определяет либо излишки продаж, либо их недостаток; с финансовой - скорость оборота вложенного собственного капитала; с экономической - активность денежных средств, которыми рискуют собственники предприятия (акционеры, государство или иные собственники). Если коэффициент слишком высок, что означает значительное превышение уровня продаж над вложенным капиталом, то это влечет за собой увеличение кредитных ресурсов и возможность достижения того предела, когда кредиторы больше участвуют в деле, чем собственники. В этом случае отношение 

обязательств к собственному капиталу увеличивается, снижается безопасность кредиторов, и предприятие может иметь серьезные затруднения, связанные с уменьшением доходов. Напротив, низкий коэффициент означает бездействие части собственных средств. В этом случае коэффициент указывает на необходимость вложения собственных средств в другой, более соответствующий данным условиям источник дохода.

  1. Оборачиваемость инвестированного капитала - показывает скорость оборота долгосрочных и краткосрочных инвестиций предприятия, включая инвестиции в собственное развитие. В числителе - чистая выручка от реализации, в знаменателе - средняя за период величина инвестированного капитала.

Оборачиваемость инвестированного капитала

=

чистая выручка от реализации




средняя за период величина инвестированного капитала

Значения этого коэффициента полезно сравнить со значениями за этот же период коэффициента оборачиваемости функционирующего капитала. При анализе этих коэффициентов в динамике можно увидеть, насколько быстрее или медленнее оборачивается капитал, выведенный на время из производственной деятельности, в сравнении с капиталом, задействованном в производстве. При более детальном анализе необходимо учитывать структуру инвестированного капитала.

  1. Скорость оборота перманентного капитала определяет коэффициент, полученный делением объема чистой выручки от реализации на среднюю за период величину перманентного капитала.

Оборачиваемость перманентного капитала

=

чистая выручка от реализации




средняя за период величина перманентного капитала

Этот коэффициент показывает, насколько быстро оборачивается капитал, находящийся в долгосрочном пользовании у предприятия. Суть значений этого коэффициента схожа с показателем оборачиваемости собственного капитала с 

той лишь разностью, что при анализе этого коэффициента необходимо учитывать влияние долгосрочных обязательств предприятия.

  1. Оборачиваемость функционирующего капитала рассчитывается по формуле, где числитель - чистая выручка от реализации, в знаменателе - средняя за период величина функционирующего капитала.

Оборачиваемость функционирующего капитала

=

чистая выручка от реализации




средняя за период величина функционирующего капитала

Анализируя значения этого коэффициента, можно увидеть замедление или ускорение оборачиваемости капитала, непосредственно участвующего в производственной деятельности. Получаемые значения этого коэффициента очищены, в сравнении с показателем общей оборачиваемости активов, от влияния инвестиций предприятия, которые не оказывают непосредственного воздействия на объем реализации, за исключением инвестиций в собственное развитие.

  1. Индекс деловой активности характеризует эффективность предпринимательства по основной деятельности предприятия за период в сфере управления оборотным капиталом. Рассчитывается посредством умножения значений за анализируемый период оборачиваемости оборотного капитала (без учета краткосрочных инвестиций) на рентабельность основной деятельности.

Индекс деловой активности

=

оборачиваемость функционирующего капитала

x

рентабельность основной деятельности

Значения этого коэффициента в динамике отражают рост или снижение деловой активности предприятия в предпринимательской (основной) деятельности.
1.2 Рентабельность

Рентабельная работа предприятия определяется прибылью, которую оно получает. Для анализа рентабельности в программе рассчитываются две группы 

коэффициентов рентабельности: рентабельность капитала и рентабельность деятельности.
^

РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ КАПИТАЛА


Коэффициенты группы рентабельности капитала показывают, насколько эффективно предприятие использует свой капитал в целях получения прибыли.

1. Рентабельность всех активов по балансовой прибыли является наиболее общим показателем. Данный коэффициент показывает сколько денежных единиц привлечено предприятием для получения рубля прибыли независимо от источника привлечения этих средств. Значение показателя рассчитывается делением балансовой прибыли на среднюю за период величину стоимости всех активов.

Рентабельность всех активов по балансовой прибыли

=

балансовая прибыль




средняя за период величина всех активов

Сравнивая вышеуказанный коэффициент с коэффициентом рентабельности всех активов по чистой прибыли (2) можно выявить влияние на рентабельность налоговых отчислений и других платежей из прибыли, т.е. определить жесткость фискальной политики государства и местных органов власти.

Рентабельность всех активов по чистой прибыли

=

чистая прибыль




средняя за период величина всех активов

3. Показатель рентабельности собственного капитала определяет эффективность использования средств собственников, вложенных в предприятие, позволяет сравнить с возможным доходом от вложения этих средств в другие предприятия (ценные бумаги), служит важным критерием при оценке уровня котировки акций на бирже. Коэффициент рассчитывается путем деления балансовой прибыли на среднюю за период величину собственного капитала.

Рентабельность собственного капитала

=

балансовая прибыль




средняя за период величина собственного капитала

Полезным приемом в ходе анализа является сопоставление рентабельности всех активов и рентабельности собственного капитала. Разница 

между этими показателями обусловлена привлечением предприятием внешних источников финансирования. Если предприятие посредством привлечения заемного капитала получает больше прибыли, чем должно уплатить проценты на этот заемный капитал, то разница может быть использована для повышения отдачи собственного капитала. Однако, в том случае, если рентабельность активов меньше, чем проценты, уплачиваемые на заемный капитал, влияние привлеченных средств на деятельность предприятия должно быть оценено отрицательно.

4. С помощью коэффициента рентабельности оборотного капитала рассчитывается сумма балансовой прибыли, заработанная каждым рублем оборотного капитала. Количественные значения коэффициента при анализе в динамике показывают изменения в эффективности его использования предприятием. В числителе отражается сумма балансовой прибыли, в знаменателе - средняя за период величина оборотного капитала. В нашем случае на каждый рубль оборотного капитала предприятие заработало 0,004 рубля прибыли, что также является очень низким показателем.

Рентабельность оборотного капитала

=

балансовая прибыль




средняя за период величина оборотного капитала

5. Рентабельность инвестиций показывает, насколько эффективно предприятие ведет инвестиционную деятельность, за исключением инвестиций в собственное развитие. Коэффициент рассчитывается по формуле, где числитель - сумма доходов по ценным бумагам и от долевого участия в совместных предприятиях, знаменатель - сумма средних значений за период долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений. По данным баланса предприятие за отчетный период не имеет никаких доходов по ценным бумагам и от долевого участия.

Рентабельность инвестиций в совместных предприятиях

=

доходы по ценным бумагам и от долевого участия




средняя за период величина долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений и ценных бумаг



6. Коэффициент рентабельности перманентного капитала показывает, какова прибыльность использования всего капитала предприятия, находящегося в его долгосрочном пользовании. Значение коэффициента определяется делением объема балансовой прибыли на среднюю за период величину перманентного капитала. Низкое значение этого показателя также вызвано очень низкой прибылью.

Рентабельность перманентного капитала

=

балансовая прибыль




средняя за период величина перманентного капитала

7. Наиболее полное представление о рентабельности производственной деятельности предприятия дает коэффициент рентабельности функционирующего капитала. Он определяется отношением объема результата от реализации продукции к средней за период величине капитала, непосредственно занятого в производственной деятельности. В нашем случае очень большая себестоимость реализации продукции ведет к низкому результату от реализации.

Рентабельность функционирующего капитала

=

результат от реализации




средняя за период величина функционирующего капитала

Представляет интерес сравнить значения коэффициентов рентабельности функционирующего капитала и инвестиций. Если значения показателя рентабельности инвестиций больше значений рентабельности функционирующего капитала, то можно сделать вывод о том, что предприятию более выгодно осуществлять инвестиционную деятельность, нежели заниматься производством и реализацией продукции.
^

РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Коэффициенты группы рентабельности деятельности позволяют оценить прибыльность всех направлений деятельности предприятия. Они рассчитываются по данным отчета о прибылях и убытках.



1. Коэффициент рентабельности всех операций по балансовой прибыли показывает, насколько эффективно и прибыльно предприятие ведет свою деятельность по всем направлениям и какова доля балансовой прибыли в доходах. Расчет коэффициента производится по формуле, где числитель - объем балансовой прибыли, знаменатель - чистая выручка от реализации плюс доходы от прочей реализации и от внереализационных операций.

Рентабельность всех операций по балансовой прибыли

=

балансовая прибыль




чистая выручка от реализации + доходы от прочей реализации + доходы от внереализационных операций

2. Коэффициент рентабельности всех операций по чистой прибыли в сравнении с коэффициентом рентабельности всех операций по балансовой прибыли показывает "давление налогового пресса" на доходы предприятия от всех направлений деятельности, а также уровень чистой прибыли в доходах. Расчет производится по формуле, где числитель - объем чистой прибыли, знаменатель - чистая выручка от реализации плюс доходы от прочей реализации и от внереализационных операций.

Рентабельность всех операций по чистой прибыли

=

чистая прибыль




чистая выручка от реализации + доходы от прочей реализации + доходы от внереализационных операций

3. Рентабельность реализованной продукции к затратам на ее производство определяет эффективность затрат, произведенных предприятием на производство и реализацию продукции. Коэффициент рассчитывается посредством отношения объема результата от реализации к сумме затрат на производство реализованной продукции.

Рентабельность реализованной продукции к затратам на производство

=

результат от реализации




затраты на производство реализованной продукции

4. Коэффициент рентабельности основной деятельности показывает рентабельность именно основной деятельности предприятия, очищенной от 

прочих доходов и результатов, что позволяет пользователю определить эффективность и планировать поступление балансовой прибыли от основной деятельности. Коэффициент рассчитывается посредством деления объема результата от реализации на объем чистой выручки от реализации.

Рентабельность основной деятельности

=

результат от реализации




чистая выручка от реализации

5. Рентабельность прочих операций определяет эффективность деятельности предприятия по направлениям не связанным с основной деятельностью. Коэффициент рассчитывается путем деления объема результата от прочей реализации и от внереализационных операций на доходы от прочей реализации и от внереализационных операций.

Результат прочих операций

=

результат от прочей реализации и от внереализационных операций




доходы от прочей реализации и от внереализационных операций

Представляет несомненный интерес сравнить значения коэффициентов рентабельности прочих операций и рентабельности основной деятельности и определить, какие направления деятельности более прибыльны для предприятия.

По прочим операциям, не связанным с основной деятельностью у предприятия лишь одни расходы, т.е. здесь деятельность организации полностью нерентабельна.

6. Показатель чистого дохода рассчитывается по формуле, где числитель - сумма объемов амортизации основных средств и нематериальных активов плюс чистая прибыль, знаменатель - чистая выручка от реализации продукции плюс доходы от прочей реализации и доходы от внереализационных операций.

Показатель чистого дохода (коп./руб.)

=

сумма амортизации и чистой прибыли




чистая выручка от реализации


За счет чистой прибыли (в %).

Доля чистого дохода, полученная за счет чистой прибыли

=

чистая прибыль




сумма амортизации и чистой прибыли



За счет амортизации (в %).

Доля чистого дохода, полученная за счет амортизации

=

амортизация




сумма амортизации и чистой прибыли


Эта группа показателей позволяет оценить возможные свободные финансовые ресурсы будущих периодов и показывает, сколько копеек чистой прибыли с рубля чистой выручки от реализации продукции и от прочих доходов получает предприятие.

Представляет интерес проанализировать, за счет чего в основном получен чистый доход: за счет чистой прибыли или за счет амортизации. Если в чистой выручке предприятия большую долю составляют амортизационные отчисления, то можно сделать вывод о неэффективности его работы.



  1. 

  2. Планирование и финансирование капитальных вложений (инвестиции в реальные активы).


Лапуста М.Г. в своем современном финансово-кредитном словаре определяет капитальные вложении, как инвестиции в основной капитал (основные средства), совокупность материальных, экономических и финансовых ресурсов (в стоимостной, денежной оценке), направляемых на создание и воспроизводство основных фондов в отраслях экономики.

К капитальным вложениям относятся затраты на строительные работы всех видов:

– затраты по монтажу оборудования, на приобретение оборудования, требующего и не требующего монтажа, предусмотренного в сметах на строительство;

– на приобретение производственного инструмента и хозяйственного инвентаря, включаемых в сметы на строительство;

– на приобретение машин и оборудования, не входящих в сметы на строительство;

– на прочие капитальные работы и затраты.

Различают прямые, сопряженные и полные (валовые) капитальные вложения.

Прямые капитальные вложения – капитальные вложения на прирост основных фондов, непосредственно участвующих в изготовлении продукции или выполнении определенной работы.

Сопряженные капитальные вложения – дополнительные капиталовложения на прирост основных фондов в смежных производствах, непосредственно связанных с развитием основного производства.

Например, создание транспортной инфраструктуры сооружаемого производственного объекта.



Валовые капитальные вложения – общие капиталовложения, инвестиции в основной капитал в течение определенного периода, например года; включают инвестиции на реновацию и чистые капиталовложения.

Основные источники, за счет которых осуществляются капитальные вложения:

– собственный капитал предприятий (амортизация, чистая прибыль, выпуск и продажа акций акционерного общества, вклады в уставный капитал хозяйственных обществ);

– заемный капитал в виде кредитов, выпуска ценных бумаг (кроме акций), иностранные заимствования, ассигнования из федеральных, региональных и местных бюджетов, различных фондов поддержки предпринимательства, предоставляемые на льготных условиях и на безвозмездной основе.

Ежеквартально предприятия обязаны вместе с квартальной бухгалтерской отчетностью представлять справку о движении средств финансирования капитальных вложений и других финансовых вложений. Для обобщения информации о капитальных вложениях в основные средства служит счет «Капитальные вложения». К счету могут быть открыты субсчета: «строительство и приобретение основных средств»; «затраты, не увеличивающие стоимости основных средств».

Капиталовложения, осуществляемые государственными органами и юридическими лицами, в части государственной доли уставных капиталов этих юридических лиц являются государственными капитальными вложениями.

По направлению использования капитальные вложения классифицируются на производственные и непроизводственные. Производственные капитальные вложения направляются на развитие предприятия, непроизводственные – на развитие социальной сферы.

По формам воспроизводства основных фондов различают капитальные вложения: на новое строительство; на реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий; на расширение действующих предприятий; на модернизацию оборудования.



По источникам финансирования различают капитальные вложения централизованные и децентрализованные.
2.1 Общая схема планирования инвестиций на предприятии

Данная схема следует простой логике рассуждений. Вслед за бизнес-идеей проекта необходимо определиться с тем, каким составом и объемом средств (основных и оборотных) можно реализовать эту идею, т.е. коротко говоря, что необходимо купить, чтобы реализовать проект. Затем необходимо ответить на другой не менее важный вопрос: где взять деньги, чтобы приобрести необходимые основные и оборотные средства. Наконец, следует проанализировать, как будут работать потраченные деньги, т.е. какова будет отдача от инвестирования собранной суммы денежных средств в приобретенные основные средства. Важность последнего вопроса наиболее существенна, так как, если предприятие смогло собрать некоторую сумму денег, у него может существовать альтернативная возможность инвестирования этих денег, и надо быть твердо уверенным в том, что выбранный инвестиционный проект наиболее эффективен.

Следуя изложенной выше логике, весь инвестиционный анализ следует разделить на три последовательных блока: 1. установление инвестиционных потребностей проекта; 2. выбор и поиск источников финансирования и определение стоимости привлеченного капитала; 3. Прогноз финансовой отдачи от инвестиционного проекта в виде денежных потоков и оценка эффективности инвестиционного проекта путем сопоставления спрогнозированных денежных потоков с исходным объемом инвестиций.

В дальнейшем при анализе будем следовать данной схеме.
2.2 Источники финансирования инвестиций на предприятиях

Принципиально все источники финансовых ресурсов предприятия можно представить в виде следующей последовательности: собственные финансовые ресурсы и внутрихозяйственные резервы; заемные финансовые средства; 

привлеченные финансовые средства, получаемые от продажи акций, паевых и иных взносов членов трудовых коллективов, граждан, юридических лиц; денежные средства, централизуемые объединениями предприятий; средства внебюджетных фондов; средства государственного бюджета; средства иностранных инвесторов /38/.

Все предоставляемые в распоряжение инвестиционного проекта средства обладают стоимостью, т.е. за использование всех финансовых ресурсов надо платить вне зависимости от источника их получения. Плата за использование финансовых ресурсов производится лицу, предоставившему эти средства – инвестору в виде дивидендов для собственника предприятия (акционера), процентных отчислений для кредитора, который предоставил денежные ресурсы на определенное время. В последнем случае предусматривается возврат суммы инвестированных средств.

Учет и анализ платы за пользование финансовыми ресурсами является одним из основных при оценке экономической эффективности капитальных вложений.

Отметим здесь две принципиально важные особенности платы за собственные финансовые ресурсы предприятия: накопленные предприятием в процессе своей деятельности, и привлеченные финансовые ресурсы, которые вложены в предприятие в виде финансовых инструментов собственности (акций). На первый взгляд может оказаться, что, если предприятие уже располагает некоторыми финансовыми ресурсами, то никому не надо платить за эти ресурсы. Это неправильная точка зрения. Дело в том, что, имея финансовые ресурсы, предприятие всегда располагает возможностью инвестировать их, например, в какие-либо финансовые инструменты, и тем самым заработать на этом. Поэтому, минимальная стоимость этих ресурсов есть «заработок» предприятия от альтернативного способа вложения имеющихся в его распоряжении финансовых ресурсов. Таким образом, предприятие, решая вложить деньги в свой собственный инвестиционный проект, предполагает 

стоимость этого капитала как минимум равную стоимости альтернативного вложения денег.

Теперь рассмотрим плату собственникам предприятия. Эта плата не ограничивается дивидендами. Дело в том, что прибыль предприятия, оставшаяся в распоряжении собственников (после уплаты вознаграждения кредитному инвестору) распределяется на две части: первая часть выплачивается в виде дивидендов, а вторая часть реинвестируется в предприятие. И первое, и второе принадлежит, на самом деле, собственникам предприятия. Поэтому при исчислении стоимости собственного капитала необходимо руководствоваться следующими соображениями: вся денежная прибыль предприятия (чистый денежный поток), оставшаяся после уплаты кредитору причитающихся ему сумм, есть плата совокупному собственнику за предоставленные инвестиции, а не ограничиваться только дивидендными выплатами акционерам.

  1. 

  2. Планирование прибыли и рентабельности на предприятии.


Прибыль является основным фактором экономического и социального развития не только для предприятия, но и для экономики страны в целом. Поэтому экономически обоснованное планирование прибыли на предприятиях имеет очень большое значение.

Прибыль планируется раздельно по видам, а именно:

- прибыль от продажи продукции и товаров;

- прибыль от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера;

- прибыль от реализации основных средств;

- прибыль от реализации другого имущества и имущественных прав;

- прибыль от оплаты выполненных работ и оказанных услуг и т.д.;

- прибыль (убыток) от внереализационных операций.

Основными методами планирования прибыли являются:

- метод прямого счета;

- аналитический метод;

- метод совмещенного расчета.

Метод прямого счета

Данный метод наиболее распространен на предприятиях в современных условиях хозяйствования. Он применяется, как правило, при небольшом ассортименте выпускаемой продукции. Сущность его в том, что прибыль исчисляется как разница между выручкой от реализации продукции в соответствующих ценах за вычетом НДС и акцизов и полной ее себестоимостью. Расчет плановой прибыли (П) ведется по формуле:

П = (О × Ц) - (О × С),

где О — объем выпуска продукции в планируемом периоде в натуральном выражении;

Ц — цена на единицу продукции (за вычетом НДС и акцизов);

С — полная себестоимость единицы продукции.



Прибыль по товарному выпуску (Птп) планируется на основе сметы затрат на производство и реализацию продукции, в которой определяется себестоимость товарного выпуска планируемого периода:

Птп = Цтп - Стп,

где Цтп — стоимость товарного выпуска планируемого периода в действующих ценах реализации (без НДС, акцизов, торговых и сбытовых скидок);

Стп — полная себестоимость товарной продукции планируемого периода.

Следует отличать плановый размер прибыли в расчете на товарный выпуск от прибыли, планируемой на объем реализуемой продукции. Прибыль на реализуемую продукцию (Прп) в общем виде рассчитывается по формуле:

Прп = Врп - Срп,

где Врп — планируемая выручка от реализации продукции в действующих ценах (без НДС, акцизов, торговых и сбытовых скидок);

Срп — полная себестоимость реализуемой в предстоящем периоде продукции.

Более детально прибыль от объема реализуемой продукции в плановом периоде определяется по формуле:

Прп = Пон + Птп - Пок,

где Пон — сумма прибыли остатков нереализованной продукции на начало планового периода;

Птп — прибыль от объема выпуска товарной продукции в плановом периоде;

Пок — прибыль от остатков нереализованной продукции в конце планового периода.

Данная методика расчета применима для укрупненного прямого метода планирования прибыли, когда легко определить объем реализуемой продукции в ценах и по себестоимости.



Разновидностью метода прямого счета является метод поассортиментного планирования прибыли. При этом методе прибыль суммируется по всем ассортиментным позициям. К полученному результату прибавляется прибыль в остатках готовой продукции, не реализованных на начало планируемого периода.

Аналитический метод

Этот метод применяется при большом ассортименте выпускаемой продукции, а также как дополнение к прямому методу, так как он позволяет выявить влияние отдельных факторов на плановую прибыль. При аналитическом методе прибыль рассчитывается не по каждому виду выпускаемой в планируемом году продукции, а по всей сравнимой продукции в целом. Прибыль по несравнимой продукции определяется отдельно. Исчисление прибыли аналитическим методом включает три последовательных этапа:

1) определение базовой рентабельности как частного от деления ожидаемой прибыли за отчетный год на полную себестоимость сравнимой товарной продукции за тот же период;

2) исчисление объема товарной продукции в планируемом периоде по себестоимости отчетного года и определение прибыли на товарную продукцию исходя из базовой рентабельности;

3) учет влияния на плановую прибыль различных факторов: снижение себестоимости сравнимой продукции, повышение ее качества и сортности, изменение ассортимента, цен и т.д.

После выполнения расчетов по всем трем этапам определяется прибыль от реализации товарной продукции.

Кроме прибыли от реализации товарной продукции в составе прибыли, как отмечено ранее, учитывается прибыль от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера, прибыль от реализации основных фондов и другого имущества, а также планируемые внереализационные доходы и расходы.



Прибыль от прочей реализации (продукции и услуг подсобного сельского хозяйства, автохозяйств, услуг непромышленного характера для капитального строительства, для капитального ремонта и т.д.) планируется методом прямого счета. Результат от прочей реализации может быть как положительным, так и отрицательным.

Прибыль (убытки) от традиционных статей внереализационных доходов и расходов (штрафы, пени, неустойки и пр.) определяется, как правило, на основе опыта прошлых лет.

После расчета прибыли (убытков) по остальным видам деятельности, а также внереализационных доходов и расходов и с учетом прибыли от реализации товарной продукции определяется валовая (общая) прибыль предприятия.

Метод совмещенного расчета

В этом случае применяются элементы первого и второго способов. Так, стоимость товарной продукции в ценах планируемого года и по себестоимости отчетного года определяется методом прямого счета, а воздействие на плановую прибыль таких факторов, как изменение себестоимости, повышение качества, изменение ассортимента, цен и др., выявляется с помощью аналитического метода.

Получение определенной массы прибыли определяет эффективность производства, однако сама масса прибыли не характеризует, насколько эффективно работает предприятие. Для этого необходимо массу прибыли «взвесить» на затраты предприятия. Этим целям отвечает показатель рентабельности.

Рентабельность — это относительный показатель эффективности производства, характеризующий уровень отдачи затрат и степень использования ресурсов, выраженный в процентах. В основе построения коэффициентов рентабельности лежит отношение прибыли (чаще всего в расчет показателей рентабельности включают чистую прибыль) или к затраченным средствам, или к выручке от реализации, или к активам 

предприятия. Таким образом, коэффициенты рентабельности показывают степень эффективности деятельности компании.

Основные группы, на которые можно подразделить показатели рентабельности, приведены в таблице.
Основные группы показателей рентабельности

Показатели рентабельности

Формулы расчета

Назначение

Рентабельность отдельных видов продукции, всей товарной продукции и производства

Прибыль в расчете на единицу продукции / Себестоимость единицы Продукции × 100%

Прибыль в расчете на товарный выпуск / Себестоимость товарной продукции × 100%
Балансовая (чистая) прибыль / Сумма основных производственных фондов и материальных оборотных средств × 100%

Характеризует прибыльность различных видов продукции, всей товарной продукции и рентабельность (доходность) предприятия.
Служит основанием для установления цены

Рентабельность реализации (продаж)

Прибыль от продажи продукции / Выручка от реализации × 100%
Балансовая прибыль / (Чистая выручка от реализации продукции + Доходы от прочей реализации и внереализационных операций) × 100%

Показывает, какой процент прибыли получает предприятие с каждого рубля реализации.

Служит основанием для выбора номенклатуры выпускаемой продукции

Рентабельность активов (капитала)
Рентабельность текущих активов
Рентабельность чистых активов

Прибыль / Совокупные активы × 100%
Прибыль / Текущие активы × 100%
Прибыль / Чистые активы × 100%

Эти комплексные показатели характеризуют отдачу, которая приходится на рубль соответствующих активов.

Отражает эффективность вложенных в предприятие денежных средств

Рентабельность собственного капитала

Чистая прибыль / Собственный капитал × 100%

Характеризует прибыль, которая приходится на рубль собственного капитала после уплаты процентов за кредит и налогов. Характеризует отдачу или доходность собственных средств



Наиболее часто используются показатели рентабельности активов (капитала), рентабельности чистых активов, рентабельности собственного капитала и рентабельности реализации.

В аналитической работе также часто полную сумму активов заменяют на стоимость текущих активов и анализируют рентабельность использования последних.

В качестве показателя прибыли, в зависимости от конкретных условий деятельности, используют показатели прибыли до налогообложения, прибыли от обычной деятельности или чистой прибыли.

В зарубежной практике в качестве числителя чаще всего используют показатели прибыли до налогообложения, а некоторые организации в расчет принимают показатели чистой прибыли.

В качестве активов (знаменателя формулы) используют следующие показатели:

- стоимость активов по балансу;

- стоимость активов по балансу плюс суммы амортизации по амортизируемым активам;

- действующие активы;

- оборотный капитал плюс внеоборотные активы.




Список использованных источников
1. Альбрехт Н.А. «Выбор способа финансирования капитальных вложений: лизинг или кредит?» // Материалы с практической конференции «Управление корпоративными финансами: современные технологии финансирования российского бизнеса», 2006.

2. Савчук В.П. «Оценка эффективности инвестиционных проектов», учебник Днепро-петровский центр послеприватизационной поддержки предприятий, 2005 г.


3. Балабанов И. Т. Анализ и планирование финансов хозяйствующего субъекта. – М.: Финансы и статистика, 2001.

  1. Борисович В.И., Кандаурова Г.А. Прогнозирование и планирование в экономике. – Минск: «Интерпрессервис», 2001.

  2. Ильин А.И. Планирование на предприятии. – Минск: «Новое знание», 2002.

  3. Грачев А.В. Анализ и управление финансовой устойчивостью предприятия. – М.: «Финпресс», 2002.







Скачать файл (82.1 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru