Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Справочник по регионам России - файл 1.doc


Справочник по регионам России
скачать (877 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc877kb.04.12.2011 14:54скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
Реклама MarketGid:
Загрузка...
Северо-Западный экономический район

В состав Северо-Западного экономического района (СЗЭР) вхо­дят: г. Санкт-Петербург, Ленинградская, Новгородская, Псков­ская области.

Территория района составляет 196,5 тыс. км2 (1,1% террито­рии РФ).

Северо-Западный район, расположенный в северной части Нечерноземной зоны РФ, после распада СССР стал практически единственным непосредственным выходом страны в крупнейшую (северо-атлантическую) мирохозяйственную зону — главную сего­дня сферу мирового рынка. Такое положение само по себе явля­ется одним из важнейших потенциальных факторов развития и всего Северо-Запада, и каждого из входящих в него субъектов РФ.

Северо-Западный район полностью расположен к северу от 57° с. ш., его южная граница проходит почти на 800 км север­нее северной границы США. Несмотря на известное смягчаю­щее влияние Атлантики на климат СЗЭР, он по существу оста­ется северным районом: это сказывается на оценках перспектив его экономики, в частности, сельского хозяйства. Однако после распада СССР меняются критерии пригодности южной части Северо-Запада для сельскохозяйственного освоения: возможно­сти такого освоения почти наверняка будут оцениваться более высоко, поскольку ослабеет конкуренция районов Украины, Прибалтики и Молдовы, Казахстана, а почвенно-климатические условия региона будут рассматриваться как более бла­гоприятные, чем прежде.

По размерам территории и по численности населения Северо-Запад уступает большинству экономических районов Российской Федерации; невелики и размеры входящих в него областей. Поэтому Северо-Запад нередко называют районом одного горо­да — Петербурга. В настоящее время на долю Петербурга прихо­дится 59% населения региона и 68% его городского населения.

Несмотря на относительно небольшие размеры, Северо-Западный район всегда играл значительную роль в жизни Рос­сии. В царской России Петербург, а с ним и весь Северо-Запад стал геостратегической опорой империи на Балтике. В советские годы Петроград-Ленинград, опираясь на окружающие террито­рии, стал одной из главных баз индустриализации страны, ее электрификации и механизации сельского хозяйства.

В настоящее время по уровню экономического развития, по темпам формирования рыночных отношений, по масштабам и разнообразию промышленного производства, научно-исследова­тельской и проектно-конструкторской продукции, подготовке квалифицированных и высококвалифицированных специалистов для народного хозяйства не только самого Северо-Запада, но и других регионов, организации туризма, а также по масштабам участия в мирохозяйственных связях России район занимает, если не всегда первые, то во всяком случае ведущие места в стране.

Население и трудовые ресурсы

Численность населения Северо-Западного экономического рай­она составляет 7722 тыс. чел. Причем .85,5% всего населения проживает в городах и поселках городского типа. Такой высокой доли городского населения не имеет ни один другой экономиче­ский район страны.

Для района характерна исключительно высокая территориальная концентрация населения в Санкт-Петербурге и Ленинградской области — 4/5 всех жителей Северо-Запада, тогда как на Псков­скую и Новгородскую области, занимающие 56% территории района, приходится всего 1/5 общей численности его населения. С этим связаны и значительные различия в плотности населения — от 73 в Ленинградской до 15 и 13 чел. на 1 км2 в Псковской и Новгородской областях.

По темпам роста численности населения Северо-Запад дол­гое время заметно отставал от среднесоюзных показателей. Пре­жде всего это связано с тяжелыми последствиями Великой Отечественной войны. Району потребовалось более 20 лет, чтобы восстановить довоенную численность населения.

Район давно уже характеризуется низким естественным при­ростом населения. Поэтому главную роль в увеличении числен­ности его населения играет положительное сальдо миграции. Велики и внутрирегиональные различия в динамике численно­сти населения. До начало 1990-х годов быстрее всего росло на­селение Ленинграда, но за короткий срок (1989 — 1997 гг.) оно успело сократиться почти на 300 тыс. чел. В разработанном в 1997 г. проекте стратегического плана Санкт-Петербурга проек­тируется сокращение численности населения города (ориентиро­вочно — к 2005 г.) до 4,5 млн чел. Для Ленинградской области основным источником роста населения является приток как из других экономических районов, так и из Псковской и Новго­родской областей. Одновременно в областях из-за низкой рож­даемости и постоянного оттока населения в Ленинград на про­тяжении всего послевоенного периода имело место абсолютное сокращение численности населения. Лишь в последние годы наметилась тенденция стабилизации численности жителей этих областей.

Даже в современных условиях Северо-Запад имеет самые вы­сокие в России показатели занятости трудоспособного населе­ния. Особенно высока занятость населения в Санкт-Петербурге, Новгороде, Пскове и других крупных городах. В значительной мере это связано с тем, что во всех субъектах РФ, входящих в состав района, во-первых, имеются значительные объективные предпосылки для развития малого бизнеса, во-вторых, в каждом из них развитию такого бизнеса уделяется особое внимание и действуют специальные программы. При этом контингент лиц, занятых в домашнем и личном подсобном хозяйстве, незначителен и характеризуется низкой трудовой мобильностью (преобладают женщины до 40 лет и старше, имеющие преимущественно не­большой трудовой стаж и низкий квалификацирнный уровень, а также женщины с детьми до одного года). Однако в последние годы повсеместно стала расти безработица.

Сократились и возможности перераспределения трудовых ре­сурсов из отраслей сельского хозяйства в промышленность и ряд динамично развивающихся отраслей непроизводственной сферы. Уже сейчас в сельской местности проживает менее 15% населе­ния района. К тому же значительная часть сельского населения занята в промышленности, на транспорте и в других несельскохозяйственных отраслях. Нужно, однако, отметить, что в связи с ухудшением экономического положения во многих городах на­чалась реэмиграция в сельскую местность. Кроме того, значи­тельное количество беженцев и вынужденных переселенцев так­же оседает в сельской местности.

Экономическая оценка природных условий и ресурсов

Северо-Запад относительно беден природными ресурсами, кото­рые могут покрывать незначительную часть потребностей района в топливно-энергетических и сырьевых ресурсах. К тому же большая часть месторождения полезных ископаемых характеризу­ется низким качеством и невысокой территориальной концентра­цией, что удорожает добычу и снижает эффективность их ис­пользования.

Потенциальные запасы топливно-энергетических ресурсов района очень невелики и составляют 6 млрд т условного топли­ва. Половина всех запасов приходится на торф (3 млрд т услов­ного топлива), являющийся сравнительно малоэффективным видом топлива. Месторождения торфа распространены повсеме­стно. Наиболее крупные месторождения, а также торфяники в окрестностях крупных городов разрабатываются. Торф использу­ется в качестве топлива для электростанций и находит довольно широкое применение в сельском хозяйстве как удобрение и подстилка для скота. После выработки торфа земли используют­ся для выращивания овощей, картофеля и многих других куль­тур преимущественно пригородной специализации.

Близ границы с Эстонией находятся месторождения горючих сланцев, запасы которых составляют 1,8 млрд т, их теплотвор­ная способность очень невелика — 2,5—3,0 тыс. ккал. Помимо энергетического использования сланцы являются ценным хими­ческим сырьем, зола от их сжигания является сырьем для произ­водства цемента, может использоваться в сельском хозяйстве как

удобрение.

Потенциальные гидроэнергетические ресурсы составляют 11,5 млрд кВт-ч. Однако равнинный и низменный характер рельефа, преобладающего в бассейнах основных рек Северо-Запада, затрудняет вовлечение в промышленную эксплуатацию их энергетических ресурсов. Экономически эффективные запасы энергии дают возможность ежегодно вырабатывать только 4,7 млрд кВт-ч, или 41,2% от полного запаса энергии рек. В на­стоящее время большая часть экономически эффективных гид-роэнергоресурсов уже освоена. Недавно обнаружили месторож­дение марганца недалеко от Санкт-Петербурга в Финском зали­ве на глубине 50 м.

В восточной части Ленинградской области расположены в ос­новном уже выработанные месторождения бокситов, сыгравшие важную роль в становлении отечественной алюминиевой про­мышленности. Тихвинские бокситы до сих пор являются важной сырьевой базой алюминиевой промышленности.

Близ г. Кингисеппа освоено крупное месторождение фосфо­ритов, имеющее экспортное значение. Среднее содержание фосфорного ангидрида в руде достигает 8,5%. На базе этого ме­сторождения работает крупный комбинат по производству ми­неральных удобрений «Фосфорит».

Северо-Западный район занимает одно из первых мест в стране по запасам высококачественных огнеупорных глин, имеющих хо­рошую пластичность и исключительно высокую температуру плав­ления—до 1750. Наиболее крупные и давно эксплуатируемые ме­сторождения находятся в окрестностях г. Боровичи (Новгородская область). Глины залегают на сравнительно небольшой глубине — от 45 до 100 м мощным слоем — до 4,5 м, что благоприятствует их промышленной эксплуатации.

Сырье для промышленности строительных материалов очень многообразно. Практически можно говорить о наличии в районе почти всех широко используемых в народном хозяйстве видов мине­рально-строительных материалов, в том числе дефицитных во многих районах европейской части России камнещебеночных материалов.

Среди месторождений карбонатного сырья выделяются Сланцевское и Пикалевское в Ленинградской области, Окуловское в Новгородской области. Они имеют большие запасы чистых из­вестняков, пригодных для производства цемента, а также для ис­пользования в химической, алюминиевой и целллюлозно-бумажной промышленности. Широкое применение находят из­вестняки и в сельском хозяйстве района, где их используют для известкования типичных для Северо-Запада подзолистых почв.

Северо-Запад относится к многолесным районам. Около 30% его территории покрыто лесами. Лесистость уменьшается с северо-востока на юго-запад (в Ленинградской — 39%, в Новгородской и Псковской областях — 27 и 16,5% соответственно). Несмотря на значительную лесистость эксплуатационные запасы древесины сравнительно невелики и не превышают 200 млн м3. Многие лес­ные массивы района в окрестностях крупных городов и на водораз­дельных возвышенностях имеют большое рекреационное или водо-охранное значение и либо изъяты из промышленного использова­ния, либо в них разрешены выборочные рубки в ограниченных масштабах.

В породном составе лесных массивов довольно велика доля наиболее ценных хвойных пород сосны и ели — 49%. Более 60% эксплуатационных запасов древесины приходится на Ленинград­скую область.

Водные ресурсы района, расположенного в зоне избыточного увлажнения, значительны. Они представлены как поверхностными, так и подземными источниками. Основные реки — Нева, Свирь, Волхов, Нарва, Луга, Вуокса многоводны и впадают в озера и искусственные водохранилища. Суммарный сток всех рек в средний по водности год составляет 124 км3, причем преобла­дающая часть стока формируется за пределами района. На Севе-ро-Западе много крупных озер. Среди них по запасам воды вы­деляются: Ладожское (первое место в европейской части Рос­сии), Чудское, Псковское и Ильмень. Для хозяйственного и питьевого снабжения населения используются и подземные во­ды. Неравномерное размещение водных ресурсов по территории района все же ограничивает развитие водоемких производство в ряде городов. Среди них Сланцы и Тихвин в Ленинградской об­ласти и Великие Луки в Псковской.

Уже сегодня остро встают вопросы охраны уникальных по своим запасам и качеству пресных вод от загрязнения стоками промышленных предприятий, животноводческих комплексов и водного транспорта, а также поверхностного стока и распахан­ных земель.

Сельскохозяйственные угодья занимают всего примерно 18% территории района (3,5 млн га). Это обусловлено сложными почвенно-климатическими условиями, большими затратами на окультуривание почв. По тем же причинам сравнительно низка распаханность сельскохозяйственных угодий: общая площадь пашни около 2,0 млн га.

Для сельскохозяйственных угодий характерны мелкоконтурность, почвенная неоднородность, значительная разбросанность и уда­ленность отдельных участков от хозяйственных центров. Сред­ний размер участка пашни в районе колеблется от 2 до 4 га, а многие участки имеют площадь менее 1 га. Высокая степень закустаренности и заболоченности сельскохозяйственных угодий ограничивает возможности их использования. Обилие валунов затрудняет обработку пашни. Все это усложняет организацию сельскохозяйственных работ, внедрение крупных севооборотов, средств механизации производственных процессов, требует про­ведения в больших объемах мелиоративных работ.

Вместе с тем, обилие осадков, сравнительно равномерное их распределение в течение года, а также довольно продолжитель­ный в южных областях района (эти области расположены также почти на 800 км севернее северной границы США) вегетатив­ный период при условии мелиорации сельскохозяйственных угодий, известковании подзолистых почв и внесении минераль­ных удобрений позволяют получать высокие и устойчивые уро­жаи картофеля, многих видов овощей и кормовых культур. Почвенно-климатические условия Псковской и Новгородской об­ластей чрезвычайно благоприятны для возделывания такой цен­ной технической культуры, как лен-долгунец. Из зерновых куль­тур лучше других здесь акклиматизировались ячмень и овес.

Высоко урбанизированный Северо-Запад предъявляет боль­шой спрос на различные виды продукции животноводства. Благоприятны для развития этой важнейшей отрасли сельского хозяйства и природные условия района. Обширные площади высокопродуктивных лугов, сенокосов, пастбищ и других кор­мовых угодий обеспечивают животноводство сочными кормами, что особенно ценно для разведения крупного рогатого скота мо­лочного направления.

Серьезным подспорьем в укреплении местной кормовой ба­зы служит ориентация зернового хозяйства на производство кормового зерна (ячмень, овес), а также использование пищевых отходов городского населения и промышленности по переработ­ке сельскохозяйственного сырья.

Уникальны рекреационные ресурсы района. Здесь удачно со­четаются ценные для организации зон отдыха и туризма при­родные ландшафты с выдающимися памятниками истории и архитектуры. Всероссийские значение имеют зоны отдыха на Валдайской возвышенности, Карельском перешейке, в Лужском районе Ленинградской области и на побережье Финского зали­ва. Широкой известностью пользуются Старорусский курорт, основанный на базе использования местных минеральных ис­точников (Новгородская область). Уникальны исторические и архитектурно-художественные памятники Петербурга. Всемирно известно ожерелье дворцово-парковых ансамблей вокруг Санкт-Петербурга (в Пушкине, Павловске, Гатчине, Петродворце и Ломоносове). Большой популярностью пользуются Пушкинский заповедник в Псковской области, города-музеи древнерусского зодчества Псков и Новгород.

В новых экономических условиях по мере развития рентных отношений следует ожидать роста значимости ресурсов террито­рии, земельных ресурсов. В пределах СЗЭР возможности вовле­чения новых земель в народнохозяйственный оборот еще очень значительны.

Необходимо подчеркнуть, что природно-ресурсный потенциал региона настолько велик, что позволяет в течение реально обозри­мого периода эффективно сочетать экстенсивные и интенсивные методы экономического роста. Возможности экстенсивного разви­тия практически полностью исчерпаны лишь в одном из входящих в СЗЭР субъектов РФ. — в Санкт-Петербурге.

Структура промышленности района

Отрасли рыночной специализации промышленности. В общерос­сийском территориальном разделении труда Северо-Западный экономический район специализируется на производстве разно­образной промышленной продукции, требующей квалифициро­ванного труда, глубокой специализации в сочетании с много­численными и многообразными связями по внутри- и межот­раслевому производственному кооперированию. Особенно вели­ка роль района в выпуске продукции машиностроительного ком­плекса — электро- и радиотехники, электроники, робототехни­ки, оптики, приборостроения, точного и сложного машино­строения, производства тяжелого энергетического и подъемно-транспортного оборудования, тяжелых тракторов, судостроения. Основная часть машиностроительных предприятий сосредоточена в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.

Одно из ведущих мест в промышленности Северо-Западного района занимает химический комплекс, отрасли которого являются отраслями рыночной специализации. В районе получило большое развитие производство резинотехнических изделий, шин, синте­тических смол, удобрений, пластмасс, лако-красочных изделий, кислот, реактивов, химико-фармацевтических препаратов. Про­изводство фосфорных удобрений сосредоточено в Санкт-Петербурге, Волхове и Кингисеппе; на Новгородском комбинате производят азотные удобрения; производство двойного супер­фосфата освоено на Волховском комбинате. Широкой известно­стью пользуется предприятие химического производственного объединения «Красный треугольник» в г. Санкт-Петербурге, про­изводящее шины, резиновую обувь и другие резинотехнические изделия. Химическая промышленность представлена переработ­кой сланцев (г. Сланцы).

Развит в районе и лесной комплекс, отрасли которого являются отраслями рыночной специализации, включающий лесную, дерево­обрабатывающую и целлюлозно-бумажную промышленность. Произ­водства лесного комплекса сосредоточены во всех областях района, но особенно в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.

Все перечисленные отрасли и виды производства относятся к числу ведущих в экономике страны и во многом определяют темпы научно-технического прогресса во всех отраслях народ­ного хозяйства России. Несмотря на экономический кризис, ох­вативший страну в 1990-е годы, эти же отрасли раньше других возрождаются на основе прогрессивных технологий и не только приобретают собственную конкурентоспособность, но и помогают России занимать все более надежные позиции в конку­рентной борьбе на мировых рынках.

Современная рыночная специализация Северо-Запада обу­словлена, прежде всего, наличием в регионе крупнейшего про­мышленного центра, каким является Санкт-Петербург, высту­пивший для ряда производств в качестве своеобразного «ядра конденсации».

Отрасли, дополняющие территориальный комплекс. В ком­плексе отраслей легкой промышленности ведущее место зани­мает текстильная, кожевенно-обувная, фарфоро-фаянсовая про­мышленность. Основным центром текстильной и трикотажной промышленности является Санкт-Петербург. Льняная промыш­ленность развита в Пскове, производство обуви — в Санкт-Петербурге (объединение «Скороход»), фарфоро-фаянсовых из­делий — в Новгородской области.

Получили развитие в районе отрасли индустриально-строительного комплекса, представленные стекольной промыш­ленностью, производством железобетонных изделий и конструк­ций и других строительных материалов. Его предприятия раз­мещены во всех крупных городах.

Топливно-энергетический комплекс района имеет слабую топливную базу. В регионе имеется ряд предприятий по добыче горючих сланцев.

Сельское хозяйство

Из-за своего северного положения Северо-Западный район ха­рактеризуется небольшим числом часов солнечной радиации, укороченным вегетативным периодом. Поэтому не столько при­родные условия, сколько потребности рынка диктовали до рево­люции специализацию местного сельского хозяйства. Здесь про­изводились скоропортящиеся овощи и фрукты, мясо и мясопро-дукция, свежемолочные и кисломолочные продукты.

Значительное место в сельском хозяйстве района занимало производство серых хлебов — ржи, ячменя, овса. Рожь была для нечерноземных районов России традиционной продовольствен­ной культурой (хотя ржаные отруби частично использовались в качестве животноводческих кормов). Ячмень широко использо­вался в производстве пива, но являлся и «благородным» фураж­ным зерном (использовался в основном в заводском коневодстве), а овес был повсеместной фуражной культурой, и пока росли мас­штабы гужевого извоза и конной пахоты, росли и посевы овса.

Одной из наиболее неотложных задач является не возрожде­ние сельского хозяйства, а его развитие в принципиально новых условиях, причем задачу эту нужно решать в регионе с невысо­кой естественной продуктивностью земель. В этой отрасли про­исходит очень существенная переоценка экономических условий и приоритетов. Северо-Запад относится к числу высоко урбани­зированных регионов. Это значит, что в пределах самого регио­на формируется крупнейший потребительский рынок, на кото­ром из-за его приграничного положения складывается особо острая конкуренция. Однако емкость рынка велика. Поэтому при соответствующем маркетинге в Северо-Западном регионе целесообразно стимулировать ускоренный рост производства так называемой малотранспортабельной продукции — молока, мяса, яиц, картофеля, овощей.

В настоящее время сельское хозяйство региона осталось практически без государственной поддержки, в. том числе без достаточной поддержки региональных органов государственной власти. Сейчас происходит его деградация и теряется самый дорогой ресурс— время. При достигнутом в регионе уровне произ­водительности сельскохозяйственного труда развитие товарного индивидуального хозяйства нереально, если ему не будет оказана очень значительная и долгосрочная государственная помощь, ко­торая позволит создать в регионе реальное фермерство. Это необ­ходимое условие для преобразования сельского расселения, соз­дания в сельской местности всех необходимых инфраструктурных сетей, достижения нужной региону товарной специализации аг­ропромышленного комплекса, обеспечения сельскохозяйствен­ного производства качественными кадрами, современными тех­нологиями и т.п. Для развития фермерства (или фермерских кооперативов) нужна целенаправленная система мер поддержки (включая прямые дотации, налоговые льготы и т. п.). Такая под­держка может осуществляться не только на федеральном или региональном уровнях, но и на уровне межрегионального взаи­модействия.

В Северо-Западном районе наиболее сложно решаются про­блемы развития агропромышленного комплекса. Стало очень модным сравнивать продуктивность отечественного и зарубеж­ного сельского хозяйства и, исходя из этого, говорить о возмож­ностях крупномасштабного развития этой отрасли в регионе. Однако при таких сравнениях, как правило, не учитывается, что, например, в скандинавских странах и в Финляндии в течение многих лет в сельское хозяйство и его инфраструктуру направ­лялись крупные государственные средства, применялись разно­образные меры экономического стимулирования (налоговые льготы, кредиты, протекционизм и т. п.), осуществлялась произ­водственная специализация в рамках агропромышленного коо­перирования. Этот процесс потребовал у наших соседей не­сколько десятилетий. При условии очень точного выбора целей, путей, механизмов реализации и при наличии достаточных эко­номических ресурсов на Северо-Западе этот срок, вероятно, можно сократить (хотя и в этом случае он будет измеряться не годами, а десятилетиями), но пока этот путь еще не начат ни в одном из субъектов РФ.

Концепция развития АПК, а затем и соответствующая про­грамма должны разрабатываться конкретно для каждого субъек­та РФ. Если же вести речь о Севере-Западе в целом, то развитие сельского хозяйства в регионе должно осуществляться на основе его всесторонней интенсификации с учетом местных природных условий, сельского расселения, инженерной и транспортной инфраструктуры и др. В. частности, именно на Северо-Западе нельзя пользоваться шаблонами Черноземья в процессах кон­центрации и специализации, в темпах и методах индустриализа­ции отрасли. На Северо-Западе может оказаться эффективным товарное крестьянское хозяйство, в том числе разнообразные крестьянские товарищества, кооперативы и т.п.

Транспорт и экономические связи

Северо-Западный район располагает относительно развитой транс­портной системой, которая ориентирована на решение трех основ­ных задач.

• Выход к Балтике через Москву всей южной и юго-восточной части России и прилегающих государств СНГ.

• Выход к Балтике Беларуси и Украины и связь Балтий­ского бассейна с Черноморским.

• Связь с Балтикой северных регионов России.

Именно решение этих задач делает Северо-Запад наиболее перспективной зоной мирохозяйственных связей России.

'По плотности железнодорожной сети Северо-Запад опережа­ет большинство регионов России. От Петербурга берут начало несколько направлений железных дорог: на Москву, Урал (через Череповец — Вологду), Беларусь и Украину (через Витебск — Оршу — Харьков). Железные дороги связывают Северо-Запад с Севером (Петербург — Петрозаводск — Мурманск и через Во­логду и Котлас с Сыктывкаром и Воркутой), государствами Бал­тии (Петербург — Таллин, Петербург — Псков — Рига, Петер­бург — Псков — Вильнюс и далее — на Калининград).

Особое значение все эти дороги имеют потому, что соединяют практически всю Россию с Балтикой. Здесь же происходит и «ввод» в Балтику Мариинской водной системы, дающей непо­средственную связь северных морей России с ее южными морями.

Санкт-Петербург вновь стал крупнейшим портом России, но перспективы дальнейшего развития порта очень ограничены тем, что он вырос «в теле» крупного города, массовый транзит через который нецелесообразен. Да и ресурсы городской территории также ограничены. Поэтому расчетная мощность Петербургского порта после его расширения оценивается в 25—30 млн т грузо­оборота в год. А потребности России в этом регионе оценива­ются в перспективе в 100—120 млн т ежегодно. Поэтому начато создание на Балтике системы российских портов. Предполагает­ся расширение уже существующих небольших портов в Выборге и Высоцке и строительство новых крупных портов в устье р. Луги и в районе г. Ломоносова.

В настоящее время в Северо-Западном районе намечаются очень значительные масштабы нового транспортного строитель­ства. Широкую известность получил проект высокоскоростной магистрали, которая через Петербург (в обход города) свяжет Москву со Скандинавией. Одновременно проектируются рекон­струкция и модернизация Октябрьской магистрали.

В планах создания региональной межотраслевой транспорт­ной системы большое значение отводится сооружению кольце­вой автомобильной магистрали вокруг Петербурга (это позволит освободить город от значительной части грузового автотранс­порта), реконструкции аэропорта Пулково и строительству но­вого современного аэропорта. Наконец, значительные масштабы должно принять сооружение трубопроводов (в первую очередь от Киришского НПЗ).

В вывозе из района преобладает продукция машиностроения, химической, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной отрасли промышленности. Ввозятся топливно-энергетические ресурсы, лес, металл, строительные материалы, продовольствие. Ввоз значительно преобладает над вывозом.

Существенно новой оценки заслуживает геополитическое положение региона. До недавнего времени Северо-Западный экономический район был достаточно рядовым приграничным районом Советского Союза и отнюдь не главным выходом стра­ны в мирохозяйственные связи. После прекращения существо­вания СССР именно этот регион стал для России практически единственным непосредственным выходом в западную (атлантическую) сферу мирового рынка. И сразу выяснилось, что этот выход совершенно недостаточно обустроен для успеш­ного выполнения своей новой роли — сказываются предпочте­ния прежних лет (по количеству портов, сухопутных путей за рубеж, инфраструктурному обеспечению, обустройству государ­ственной границы). Но решать задачу неизбежно придется, по­скольку ни на черноморские порты, ни на порты государств Балтии Россия всерьез рассчитывать не может. Необходимо осо­бо подчеркнуть, что сформировать полноценный морской выход России в Европу — это чрезвычайно важная задача не только для Петербурга и Ленинградской области, а для всей России. Но главную роль, безусловно, должна играть сама Российская Федерация. Не исключено, что это и есть важнейший в будущем ресурс развития.

Следует обратить внимание и на то, что уже в ближней пер­спективе (в рамках ближайших 5-10 лет) может заметно возрасти мирохозяйственное значение Северного морского пути. В этом вопросе имеется очень много неясностей, но в целом тенденция такова, что научно-технический прогресс и поляризация мирового рынка на западную и восточную зоны с эпицентрами в Северной Атлантике и в Северной части Тихого океана потребует более ин­тенсивного и масштабного освоения зоны Северного морского пути. Отчетливо просматривается неоднозначная проблема освое­ния Северного морского шельфа. В решении обеих проблем неиз­бежно придется участвовать и Северо-Западу.

Внутрирайонные различия

Санкт-Петербург был основан Петром I в дельте Невы в 1703 г. как важный стратегический торговый центр, открывший широ­кие возможности расширения торговых связей со странами За­падной Европы. Вскоре в Петербург переносится столица Рос­сийского государства. Столичное положение города в течение более чем 200 лет сыграло важную роль в развитии его экономи­ки, и уже в прошлом столетии Петербург становится крупней­шим промышленным центром России. Раньше других районов страны здесь возникают крупные капиталистические промыш­ленные предприятия, тесно связанные с иностранным монопо­листическим капиталом. Несмотря на значительное развитие промышленности еще в дореволюционный период, хозяйство Петербурга в значительной мере ориентировалось на зарубежное топливо, сырье, материалы, промышленное оборудование и бы­ло слабо связано как с ближайшим окружением, так и с осталь­ной территорией России.

В годы предвоенных пятилеток Ленинград наряду с другими старопромышленными районами (Центр, Донбасс, Урал) стано­вится важной базой индустриализации всей страны, кузницей квалифицированных и высококвалифицированных кадров для народного хозяйства, а затем и крупнейшим, после Москвы, центром научно-технического прогресса.

Война и послевоенная разруха подорвали силы Ленинграда (напомним, что даже в 1959 г. он еще не достиг предвоенной численности населения). Однако восстановление его экономики шло довольно быстро. Промышленность города вновь стала вы­полнять в масштабах страны функцию генератора НТП.

Промышленная продукция с маркой петербургских предпри­ятий широко известна во всех уголках нашей страны, многие изделия экспортируются в десятки стран мира. Специализируясь на производстве наиболее сложных видов продукции, требую­щих квалифицированного труда и отличающихся повышенной наукоемкостью, предприятия Петербурга выпускают новейшие средства комплексной механизации и автоматизации производ­ственных процессов, энергетическое оборудование, оптику, наи­более сложные виды транспортных средств.

Около трети всей промышленной продукции города произво­дят машиностроительные и металлообрабатывающие предпри­ятия, однако в 1990-х годах доля этой отрасли стала сокращаться.

Как уже говорилось, роль Санкт-Петербурга в жизни России в новых геополитических и геоэкономических условиях должна из­мениться. Основные функции города как организационно-хозяйственного центра Северо-Западного региона, научно-производственного центра, военно-стратегической базы, обще­культурного центра сохранятся. Неизбежно у города появятся но­вые функции — организационный центр программного сотрудни­чества, финансово-экономический центр международного значе­ния и др.

Ленинградская область, самая крупная по территории в Севе­ро-Западном экономическом районе (85,9 тыс. км2, или 43% всей площади района), по абсолютному объему промышленной продукции уступает лишь Петербургу, а по масштабам развития сельского хозяйства занимает первое место в районе. Одновре­менно это и одна из наиболее высокоразвитых индустриально-аграрных областей России.

Если формирование и развитие народного хозяйства всего Северо-Запада происходят под сильным влиянием Петербурга, то для Ленинградской области степень этого воздействия осо­бенно велика. В хозяйстве области большую роль играют отрас­ли, органически дополняющие экономику Петербурга. Это, во-первых, отрасли топливно-энергетического комплекса, химии и нефтехимии, минерально-строительных материалов, пищевой промышленности и, во-вторых, — производство продукции пригородной специализации для снабжения населения Петер­бурга картофелем, овощами, молоком, парным мясом и другими продуктами животноводства.

Сказалось на развитии хозяйства области и многолетнее ограни­чение нового промышленного строительства в Ленинграде. Это огра­ничение было введено в 1931 г. и продолжалось до 1991 г. Большая часть новых промышленных предприятий, необходимых для совер­шенствования и оптимизации территориально-производственного комплекса крупнейшего города, с конца 1960-х годов строилась в области. Это обстоятельство предопределило и более высокие (примерно в 1,5 раза) темпы роста объемов производства про­мышленной продукции в Ленинградской области по сравнению с областным центром. Такое соотношение темпов роста сохраня­лось около 25 лет.

Особенно высокими темпами росла топливно-энергетическая промышленность, большая часть продукции которой произво­дится на крупных и крупнейших предприятиях. Среди них такие гиганты, как крупнейшая в стране Ленинградская атомная элек­тростанция в г. Сосновый Бор, Киришская ГРЭС и Киришский нефтеперерабатывающий завод.

Вторая по масштабам производства отрасль—машиностроение и металлообработка. В силу широкого развития в области произ­водств, дополняющих Петербургский комплекс, имеет меньший удельный вес в отраслевой структуре промышленности, чем в ос­тальных областях Северо-Запада, однако отличается высокими темпами роста объемов выпускаемой продукции. В машиностроении преобладают филиалы петербургских научно-производственных и производственных объединений.

Большое развитие в области получили отрасли лесного ком­плекса (лесная, деревообрабатывающая и особенно целлюлозно-бумажная промышленность). Однако ограниченные местные лесоэксплуатационные ресурсы, а также углубление переработки леса в районах европейского Севера приводят к замедлению темпов роста этих производств, в результате чего их доля в про­мышленной продукции области быстро снижается.

Крупнейшие предприятия целлюлозно-бумажной промышлен­ности работают на древесном сырье, поступающем из Карелии, и размещаются на севере Карельского перешейка. В восточ­ной части области работает крупный Сясьский ЦБК (он остается крупнейшим загрязнителем Ладожского озера).

Динамично развиваются отрасли химической и нефтехимической промышленности (производство минеральных удобрений — ПО «Фосфорит» в Кингисеппе, продуктов нефтехимии — ПО «Киришинефтеоргсинтез», биохимической продукции-заводы в Киришах и Бокситогорске). Производство новых видов химической продукции (в частности, бесхлорных калийных удобрений) налажено на Волховском алюминиевом заводе.

Сельское хозяйство области имеет ярко выраженную пригород­ную специализацию. В 1966 — 1985 гг. в эту отрасль были сделаны офомные капитальные вложения (больше, чем в сельское хозяйст­во двух других областей Северо-Запада). Это позволило обновить не только здания и сооружения, но также обновить машинно-тракторный парк, проложить внутрихозяйственные дороги, почти на 0,5 млн га сельскохозяйственных угодий были проведены ме­лиоративные работы. В настоящее время около половины про­дукции растениеводства производится на обновленных землях. Большие успехи достигнуты в деле перевода животноводства на промышленную основу. Построены крупные механизированные птицефабрики, свиноводческие комплексы, комплекс «Пашский» по откорму крупного рогатого скота, крупные мо­лочные комплексы.

На территории области сформировался ряд довольно крупных городов с разнообразной народнохозяйственной специализацией.

Выборг — крупнейший после Петербурга морской порт в восточной части Финского залива, крупный центр машино­строения (судостроение, судоремонт, приборостроение и элек­троника). Из предприятий пищевой промышленности выделяет­ся рыбоконсервный завод. В недалекой перспективе реконст­рукция портов в Выборге и расположенном вблизи Высоцке даст выход на Балтику нефти и газу Западной Сибири и Респуб­лики Коми, а также продукции Киришского НПЗ.

В Гатчине расположен ряд предприятий точного и сложного машиностроения (производство оборудования для целлюлозно-бумажной промышленности, электроника), а также довольно крупное производство сельскохозяйственных машин и запасных частей к ним — завод «Гатчинсельмаш».

В Тихвине в начале 1960-х годов было начато сооружение крупного производства чугунного и стального литья и сварных металлических конструкций для промышленности Ленинфада. В дальнейшем они превратились в крупные самостоятельные предприятия. Именно в Тихвине намечается производство под­вижного состава для проектируемой высокоскоростной магист­рали Петербург — Москва.

Кириши — центр нефтепереработки, нефтехимии и электро­энергетики.

Сланцы — добыча сланцев, электроэнергетика, химическая переработка сланцев и мощная цементная промышленность.

Сосновый Бор—город на берегу Финского залива с крупней­шей в стране атомной электростанцией. Здесь же находится науч­но-исследовательский центр, где впервые была разработана и вне­дрена в производство новейшая технология в атомной энергетике (реакторы на быстрых нейронах). Кроме того, в городе имеются крупные мощности строительной индустрии и машиностроитель­ный завод кормоприготовительной техники.

Пикалево — центр цветной металлургии, химической про­мышленности и цементного производства. .

В г. Волховстрое находится первенец отечественной энерге­тики — Волховская ГЭС, на электроэнергии которой в г. Волхо­ве получен первый отечественный алюминий.
Новгородская область до конца 1950-х годов была одним из наиболее отсталых районов страны с товарной специализацией на производстве льна-волокна в сельском хозяйстве и добыче огнеупоров.

За 1961—1985 гг. в области по существу заново была создана крупная современная многоотраслевая промышленность, хотя сельское хозяйство оставалось малотоварным. Новгородская об­ласть превратилась практически в индустриальную: валовая про­дукция промышленности в начале 1980-х годов стала более чем в 5 раз превышать стоимость сельскохозяйственной продукции. Коренным образом изменилась и отраслевая структура промыш­ленности. Ведущими отраслями стали машиностроение и метал­лообработка, химическая промышленность.

Многочисленные предупреждения специалистов о недопусти­мости индустриальной перегрузки древнерусского города Новго­рода не были услышаны. В результате город по существу потерял свой исторический облик. Бесценные постройки времен Новго­родской республики буквально задавлены современной застрой­кой. Правда, некоторые древние памятники и даже ансамбли го­роду удалось сберечь и частично возродить, создав этим реальную предпосылку для развития туризма.

Развитию машиностроения явилась организация в Новгороде, Боровичах, Старой Руссе и других городах области многочисленных филиалов научно-производственных объединений Санкт-Петербурга. Машиностроение и металлообрабатывающая промышленность спе­циализируется на производстве неметаллоемкой, но трудоемкой продукции (радиотехническая и электронная промышленность, приборостроение). Машиностроительные предприятия области производят телевизоры, кинескопы, конденсаторы, приборы контроля и регулировки технологических процессов, химическое и га­ражное оборудование, деревообрабатывающие станки. Значитель­ная часть продукции отрасли вывозится в другие районы страны и за рубеж. Центры машиностроения — Новгород, Боровичи, Старая Русса.

В послевоенные годы создана крупная химическая промыш­ленность. Лидером этой отрасли является Новгородское произ­водственное объединение «Азот», где на основе новейших тех­нологических способов химической переработки природного газа производят метиловый спирт и аммиак, необходимый для получения азотных удобрений, пластмасс и синтетических воло­кон. Основная продукция объединения—азотные удобрения не только полностью покрывает местные потребности, но и в зна­чительных количествах вывозится в другие области Северо-Запада, Беларусь и Балтийские государства. Из других произ­водств отрасли выделяется лесохимия.

Лесная промышленность — одна из старейших отраслей ин­дустрии области (лесозаготовки и отдельные предприятия дере­вообработки возникли здесь задолго до революции). В области представлены все отрасли лесного комплекса, однако в связи с истощением лесосырьевых ресурсов и необходимостью проведе­ния лесовосстановительных мероприятий в последнее время на­блюдается некоторое сокращение лесозаготовок.

Деревообрабатывающая промышленность до революции ог­раничивалась производством пиломатериалов, фанеры и спичек. Сейчас в области созданы предприятия, производящие мебель, стандартные дома, строительные детали, древесностружечные плиты и другую продукцию. Наиболее крупные предприятия деревообрабатывающей промышленности размещаются в местах пересечения рек с железными дорогами — в Новгороде, Боровичах, Пестове, Парфине.

Целлюлозно-бумажная промышленность представлена Окуловским целлюлозно-бумажным комбинатом, производящим целлюлозу, бумагу, картон, спирт, кормовые дрожжи, древесно-волокнистые плиты, и бумажной фабрикой в г. Боровичи.

Комбинат огнеупоров в Боровичах, работающий на высоко­качественных местных глинах, является одним из крупнейших в стране предприятий по выпуску огнеупоров, широко приме­няющихся в металлургии и химической промышленности

Укрепилась топливно-энергетическая база Новгородской об­ласти. В дополнение к торфяной промышленности (в области ежегодно добывается около 1,5 млн т топливного торфа) в Новго­роде построена крупная ТЭЦ на природном газе, поступающем по газопроводу Ставрополь—Москва—Новгород—Петербург.

Пищевая промышленность области связана, главным обра­зом, с переработкой продукции сельского хозяйства и пока еще далеко не полностью удовлетворяет местные потребности насе­ления в продуктах питания.

Сельское хозяйство Новгородской области по абсолютным объемам производства продукции почти в три раза уступает Ле­нинградской области и вдвое—Псковской области.

Ведущую роль в отрасли играет животноводство, опираю­щееся как на естественные кормовые угодья, продуктивность которых повышается благодаря мелиорации и внесению удобре­ний, так и на полевое кормопроизводство. В последнее время в связи с интенсификацией сельского хозяйства и переводом жи­вотноводства на индустриальную основу увеличивается доля кормов промышленного приготовления.

Преобладают молочно-мясное животноводство, свиноводство и птицеводство. Мясо, молоко и молочные продукты отправля­ют в города Новгородской области и в Санкт-Петербург как в свежем, так и в переработанном виде.

Растениеводство все в большей и большей мере занимает подчиненное по отношению к животноводству положение. Пре­обладает полевое кормопроизводство, в посевах зерновых замет­но повышается доля фуражных культур, значительная часть кар­тофеля также используется в свинооткормочных хозяйствах.

Новгородская область — один из традиционных районов картофелеводства. Картофель — основная местная продовольст­венная культура. Кроме того, новгородский картофель в боль­ших количествах вывозится в Петербург. Это обстоятельство по­влияло и на его географию: картофелеводческие (также как и овощеводческие) хозяйства расположены преимущественно на севере и северо-западе области ближе к Петербургу, а также около крупных городов и промышленных центров.

Дальнейшее развитие растениеводства Новгородской области будет идти по пути увеличения производства льна, картофеля, овощей и расширения масштабов полевого кормопроизводства. Многое предстоит сделать по укреплению материально-технической базы сельского хозяйства, которая в настоящее время еще существенно уступает хозяйствам соседней Ленин­градской области.

Среди городов Новгородской области выделяется ее област­ной центр — Новгород.

Новгород один из древнейших русских городов (в 1959 г. от­мечалось его 1100-летие), в XII—XV вв. был столицей могущест­венного феодального государства — Новгородской республики. Являясь ныне крупным промышленным центром, Новгород ста­новится также все более известным международным туристиче­ским центром. Всемирной известностью пользуются его истори-ко-архитектурные памятники (кремль с Софийским собором и памятники тысячелетия России, соборы Торговой стороны, Юрьев монастырь и др.).
Псковская область имеет много общего с Новгородской об­ластью как по условиям, предпосылкам и истории формирова­ния народнохозяйственного комплекса, так и по его специали­зации. Во многом сходны проблемы и задачи дальнейшего раз­вития этих областей. Вместе с тем, имеются и определенные различия в структуре народного хозяйства и в уровнях развития отдельных отраслей экономики. Так, Псковская область, уступая Новгородской по доли промышленности в народном хозяйстве и уровню индустриального развития, значительно превосходит ее по объему производства сельскохозяйственной продукции. Отчасти это связано с более благоприятными почвенно-климатическими условиями.

До 1917 г. в промышленности преобладали мелкие, в основ­ном полукустарные предприятия пищевой и легкой промыш­ленности, в машиностроении имелось лишь одно крупное пред­приятие — мастерские по изготовлению и ремонту железнодо­рожного подвижного состава в г. Великие Луки. В советские го­ды область превратилась в индустриально-аграрный район.

Ускорение темпов промышленного строительства в Псков­ской, как и в Новгородской области, приходится на конец 1950-х годов и связано с размещением здесь многочисленных филиалов ленинградских предприятий. Благодаря этому в экономике об­ласти возросла доля машиностроения и различных производств агропромышленного комплекса.

Машиностроение — ведущая и наиболее динамичная отрасль промышленности Псковской области — специализируется глав­ным образом на материалоемких, но довольно трудоемких про­изводствах: выпуск электромоторов, высоковольтной и телефон­ной аппаратуры, бытовых электроприборов, радиодеталей, ма­шин для переработки льна и производства искусственного волокна, торфоперерабатывающих агрегатов. Ряд крупных специа­лизированных предприятий осуществляют ремонт железнодо­рожного подвижного состава, сельскохозяйственной техники, различных машин и оборудования.

В легкой промышленности наибольшее развитие получили предприятия, по первичной переработке льна—льнозаводы и льнокомбинаты, занимающиеся изготовлением пряжи и ткачест­вом. Из других отраслей легкой промышленности выделяется швейно-трикотажное производство.

Пищевая промышленность тесно связана с сельским хозяй­ством области и в основном ориентируется на переработку ме­стного сельскохозяйственного сырья (молокозаводы, мясоком­бинаты, овоще- и плодоконсервные производства).

Сельское хозяйство Псковской области является высокото­варной отраслью, специализирующейся, как и в Новгородской области, на молочно-мясном животноводстве, свиноводстве, птицеводстве, льноводстве, картофелеводстве. Значительная часть продукции сельского хозяйства (молоко, молочные про­дукты, мясо, яйца, картофель, овощи и яблоки) вывозится в Пе­тербург.

В отраслевой структуре хозяйства здесь, как и в других об­ластях Северо-Запада, преобладает животноводство. Однако его перевес над растениеводством не столь значителен.

Основные отрасли животноводства (молочное животноводст­во, свиноводство и птицеводство) развиты повсеместно, особен­но вблизи крупных городов Пскова и Великих Лук, где созданы крупные современные механизированные животноводческие комплексы.

В области более 1 млн га пашни. В посевной площади высо­ка доля зерновых культур (рожь, пшеница, ячмень) и льна. Псковская область входит в число крупнейших производителей льна-долгунца в Российской Федерации. Густота посевов льна заметно возрастает в южном направлении.

Важным фактором развития сельского хозяйства области в условиях рынка является более высокая, чем в Ленинградской и Новгородской областях, отраслевая сбалансированность агро­промышленного комплекса. Здесь гораздо выше, чем в среднем по району, обеспеченность пищевой и легкой промышленности местным сельскохозяйственным сырьем, машиностроение в большой мере ориентировано на производство и ремонт обору­дования для сельского хозяйства, пищевой и легкой промышленности. В сельском хозяйстве в качестве корма для скота ши­роко используются отходы пищевой и легкой промышленности, создается местная комбикормовая промышленность.

Псковская область наименее урбанизированная часть Северо-Запада. Из городов области по своей величине и народнохо­зяйственному значению выделяются Псков и Великие Луки.

Псков, один из старейших городов нашей страны, основан в 903 г. недалеко от впадения реки Великой в Псковское озеро. Долгое время он был столицей могущественного Псковского княжества, в 1510 г. вошедшего в состав централизованного Рус­ского государства. Сегодня Псков крупный индустриальный центр с высокоразвитым машиностроением, легкой и пищевой промышленностью.

Основная отрасль народнохозяйственного комплекса города

— точное и сложное машиностроение — отличается высокой сте­пенью концентрации производства. Большая часть продукции машиностроения выпускается на крупных предприятиях с высо­ким уровнем механизации труда. Среди них такие, как электро­машиностроительный завод, производящий машины для метал­лургической, машиностроительной, деревообрабатывающей про­мышленности, сельского хозяйства и лодочные электромоторы; завод автоматических телефонных станций; завод тяжелого электросварочного оборудования; завод «Псковхимлегмаш», вы­пускающий оборудование и автоматические линии для получе­ния химических волокон.

В легкой промышленности наибольшее развитие получили текстильные производства. Псковский льнокомбинат первона­чально выпускал полуфабрикат — чесаное волокно, впоследст­вии это производство было дополнено льнопрядением и льноткачеством. Значительно расширены мощности швейно-трикотажной промышленности.

В пищевой промышленности преобладает производство мяс­ной и молочно-консервной продукции.

Великие Луки — второй по численности населения и народ­нохозяйственному потенциалу город области, расположенный на реке Ловати при пересечении железнодорожных линий Москва— Рига и Бологое — Полоцк, был основан как стратегический и торговый центр в 1166 г.

В промышленном комплексе города преобладают предприятия машиностроения, легкой и пищевой промышленности. Крупней­шие предприятия Великих Лук — завод высоковольтной аппара­туры, локомотиворемонтный завод, завод «Реостат», выпускающий точную регулирующую аппаратуру, завод «Электроприбор», произ­водящий холодильники, утюги, кипятильники, радиаторы и другие электротовары бытового назначения, завод электротехни­ческого фарфора, льнокомбинат.

Из предприятий пищевой промышленности работают мясо- и рыбокомбинаты и кондитерская фабрика.
Основные перспективы развития

В условиях реформируемой России и Петербургу, и всему Севе­ро-Западному району предстоит вновь изменить свою роль в общероссийском разделении труда. Уже в ближайшие годы именно Северо-Запад должен подготовиться к выполнению важнейшей функции контактной зоны, через которую будет осуществляться более чем 3/5 экономических связей России с северо-атлантической мирохозяйственной зоной.

Это значит, что в относительно короткий срок необходимо решить в регионе ряд задач, позволяющих высвободить ресурсы для создания и развития северо-западной контактной зоны. Среди этих задач следует назвать:

1. Целенаправленное и последовательное ослабление инду­стриального «крена» в экономике не только Петербурга, но также Ленинградской и Новгородской областей; в не­сколько меньшей степени это относится к Псковской об­ласти.

2. Наряду с ослаблением индустриального «крена» стимули­рование развития тех отраслей хозяйства, которые уже яв­ляются или могут стать конкурентоспособными в услови­ях рыночных отношений.

3. Ускорение развития ряда относительно новых отраслей экономики региона, способных играть «локомотивную роль».

4. Обеспечение на современном уровне и в нужных масштабах развития всей региональной инфраструктуры: инженерно-технической, транспортно-коммуникационной, информаци­онной, бытовой и т. д.

К числу важнейших задач структурной перестройки относится всестороннее развитие непроизводственной сферы. При решении этой задачи нужно заново осмыслить социально-экономическую функцию этой сферы. Прежде всего, нужно отказаться от взгляда на нее как на нечто второстепенное, вспомогательное. В совре­менных условиях многие звенья непроизводственной сферы бук­вально врастают в региональные системы материального произ­водства, становясь их непременным компонентом. Ряд отраслей непроизводственной сферы (туризм, здравоохранение и культура, организационно-финансовая деятельность и т.п.) могут стать ре­альными отраслями региональной специализации, активно участ­вовать в формировании Локальных экономических комплексов. Кроме того, именно непроизводственная сфера — широкое поле для развития малого и среднего бизнеса, так как характеризуется не только более быстрым оборотом капитала, но и более высоки­ми нормами прибыли.

Возможные преобразования в экономике СЗЭР могут быть связаны с ускоренным развитием науки, научного обслужива­ния, системы высшего и среднего специального образования. В разные сроки (в зависимости от сегодняшнего потенциала и региональной стратегии развития) в различных субъектах РФ эти отрасли должны занять если не лидирующее, то очень за­метное место в экономике и социальной жизни. С этих позиций особого внимания заслуживают следующие обстоятельства:

• Во-первых, сегодняшний потенциал науки и научного об­служивания в регионе очень тесно связан с военно-промышленным комплексом. Это звено российской экономики будет и впредь сохранять важное значение в машиностроении и химической промышленности. В частности, в Северо-Западном районе сохранится ведущая роль судостроения и сложного ком­плекса связанных с ним производств. В большинстве крупных городов, во многих средних городах региона получили развитие электро- и радиотехническое машиностроение, электронная промышленность, приборостроение. В каждой из этих отраслей основным фактором развития были оборонные производства. Аналогичные производства имеются и в других отраслях, вклю­чая такие невоенные, как легкая и пищевая. Следует также учи­тывать, что производства, опирающиеся на поддержку ВПК (в том числе и в форме непосредственных госзаказов), имеют до­полнительные возможности вьшвления и мобилизации какой-то части ресурсов для реструктуризации предприятия и освоения «мирной» продукции конкурентоспособного уровня.

• Во-вторых, как и для всей российской экономики, для науки, научного обслуживания и подготовки кадров все еще характерен экстенсивный тип развития, который может быть определен из­вестной формулой: числом поболее, ценою подешевле. В результате даже ведущие в той или иной отрасли знания специалисты недос­таточно обеспечены современной оргтехникой и высококвалифи­цированным вспомогательным научным персоналом. В их труде чрезвычайно велики непродуктивные, часто бессмысленные затра­ты времени. В наследство от казенно-бюрократической системы остались и сохраняют силу прежние бюрократические стереотипы. Положение усугубляется и тем, что наука, научное обслуживание и подготовка кадров оказались в состоянии тяжелой финансовой де­прессии.

В условиях переходного периода, когда определяемые на развитие науки бюджетные средства недостаточны, необходимо, чтобы дополнительную поддержку оказывали регионы. Но и они жестко ограничены в средствах. Поэтому целесообразно, чтобы такая поддержка в каждом регионе оказывалась, прежде всего, в соответствии с региональной системой стратегических приори­тетов социально-экономического развития. По существу речь идет о том, что уже в ближайшем времени каждый субъект РФ должен обладать не конъюнктурной, а стратегической концеп­цией развития в нем научно-образовательного комплекса.

• В-третьих, в пределах СЗЭР только Петербург может иметь научно-образовательный комплекс, охватывающий прак­тически все возможные направления развития. Во всех осталь­ных центрах науки, научного обслуживания и подготовки кадров возможности создания таких комплексов относительно невели­ки, что требует их специализации на тех направлениях, которые необходимы не только в данном регионе, но и во всем СЗЭР. Таким образом, необходимы органическое взаимодействие, коо­перирование между подобными комплексами, разделение труда между ними, рациональная специализация каждого.

Несмотря на предстоящие изменения в экономике Северо-Запада, в реально обозримом будущем ведущую роль по-прежнему будет играть промышленность. Основные направления ее развития в регионе могут быть определены следующим образом.

Развитие высокими темпами машиностроения, обеспечи­вающего научно-технический прогресс во всех отраслях экономики и сферах общественного развития.

Располагая высококвалифицированными кадрами, мощной научно-исследовательской и проектной базой, многочисленны­ми высшими и средними специальными заведениями, обеспечивающими подготовку специалистов всех необходимых профи­лей, Северо-Запад имеет все условия для развития разнообраз­ного машиностроения, которое сможет быть конкурентоспособ­ным на мировом рынке. В новых экономических условиях большое значение приобретает географическое положение ре­гиона, благоприятное как для снабжения машиностроения ме­таллом, энергией, комплектующими изделиями, так и для по­ставок машиностроительной продукции в районы ее потребле­ния. Перед машиностроением СЗЭР стоит чрезвычайно сложная задача: быстрое и очень значительное повышение качества про­дукции, выход на принципиально новые качественные рубежи (сокращение металлоемкости продукции, использование новей­ших конструкционных материалов, производство функциональ­но специализированных машинных систем и т. д.).

Основным машиностроительным центром региона останется Петербург. Помимо различных производств, ориентированных на оборонные потребности, предстоит стимулировать развитие энергетического машиностроения, транспортного, сельскохозяй­ственного, дорожно-строительного и ряда других отраслей ме­таллоемкого машиностроения. В новых условиях этим отраслям предстоит восстановить свою прежнюю высокую репутацию, вновь завоевать позиции на мировом рынке, сделав акцент на Производстве экспортно-ориентированной продукции. Именно эта идея, в частности, лежит в основе стратегического плана развития Санкт-Петербурга.

В целом ускоренное развитие в регионе должны иметь от­расли, продукция которых может иметь достаточный потреби­тельский спрос, как минимум, на российском рынке. Это элек­тротехническое, радиоэлектронное, приборостроительное, судо­строительное, атомное и сельскохозяйственное машиностроение. Однако в отличие от Санкт-Петербурга и Ленинградской облас­ти в южных областях региона все более заметное место должно принадлежать производству неметаллоемкой машиностроитель­ной продукции: слаботочной, телерадиоэлектронной, приборо­строению, оптике.

Значительная часть прироста продукции машиностроения на Северо-Западе может быть достигнута путем реконструкции и технического перевооружения действующих предприятий. Осо­бенно это относится к Петербургу, где имеются чрезвычайно крупные возможности для увеличения машиностроительного производства за счет замены физически и морально устаревшего оборудования, комплексной механизации и автоматизации про­изводственных процессов:

Наращивание топливно-энергетического потенциала с целью более полного удовлетворения потребностей СЗЭР в эффективных видах топлива, дешевой электроэнергии и экспорта некоторой части энергии и топлива. Следует подчеркнуть, что эта задача чрезвычайно сложна и внутренне противоречива. Действительно крупные топливные ресурсы (уголь, нефть, газ) расположены на крайнем северо-востоке европейской части России, т. е. на рас­стоянии порядка 1500—1700 км от реальных крупных потребите­лей. Кроме того, эти ресурсы расположены в зоне европейского Севера, где действуют и еще долго будут действовать удорожаю­щие факторы. Эти два обстоятельства имеют один совокупный результат: среди всех крупных экономических регионов России именно на Северо-Западе были самые дорогие электроэнергия и топливо (в расчете на 1 т условного топлива).

В условиях формирования рыночных отношений, отсутствия директивного лимитирования ресурсов, новой системы ценооб­разования вопрос о рациональном и рентабельном топливно-энергетическом обеспечении региона оказывается очень непро­стым. Прежде всего возникает задача увеличения использования местного топлива — сланцев и торфа. Задача усложняется необ­ходимостью частичной деконцентрации энергетики, внедрения новых технологий, решения проблемы золоотвалов и т. п. Но развитие рыночных отношений будет стимулировать решение этой задачи.

В Ленинградской области и Санкт-Петербурге у печорского угля есть серьезные конкуренты — нефть, газ и даже импортное топливо. Кроме того, в Ленинградской, Псковской, Новгород­ской областях реально конкурентоспособными становятся торф и горючие сланцы (прежде всего на котлах малой мощности).

С учетом новейших тенденций все более актуальным стано­вится увеличение мощности Киришского НЗП (примерно до 20 млн т переработки сырой нефти в год) с очень резким увели­чением глубины крекинга и выхода высокооктанового бензина.

Северо-Запад (с учетом нового строительства, в частности, Псковской ГРЭС, ряда крупных ТЭЦ в Ленинградской, Новго­родской областях, сохранения и модернизации ЛАЭС и т.п.) мо­жет стать регионом, экспортирующим электрическую энергию.

Предстоит ускоренно развивать целлюлозно-бумажную, ле­сохимическую, гидролизно-дрожжевую промышленность, а также производства, связанные с утилизацией отходов деревообра­батывающей промышленности. Такое направление развития от­расли диктуется необходимостью более полного и комплексного использования ресурсов древесины, особенностями структуры лесного фонда, требованиями рынка и общероссийской эконо­мики, которые делают необходимым наращивание в регионе химической и химико-технической переработки разнообразного древесного сырья.

Химическая промышленность региона располагает значи­тельными природными и разнообразными вторичными ресурса­ми. Поэтому химическая промышленность здесь уже получила значительные масштабы. Однако происходящее в 1990-е годы удорожание добываемых природных ресурсов и производного сырья, а также повышение экологических требований будет на­лагать определенные ограничения на развитие этой отрасли. Тем не менее, следует ожидать сохранения в регионе крупномас­штабного производства разнообразных минеральных удобрений, хлора, различной продукции на базе углеводородного сырья.

Перспективы развития цветной металлургии в регионе сего­дня далеко не очевидны. В частности, сохранение или, тем бо­лее, рост производства глинозема и алюминия на востоке Ле­нинградской области за счет собственных сырьевых ресурсов практически невозможен и связан с завозом североонежских бокситов и Кольских нефелинов.

Развитие легкой промышленности в новых условиях потре­бует некоторой внутриотраслевой переструктуризации. Реальные возможности отрасли связаны будут прежде всего с двумя об­стоятельствами: во-первых, с необходимостью завоза импорт­ного сырья; во-вторых, с экономической целесообразностью на­ращивания отечественной сырьевой базы (в том числе и в пре­делах Северо-Запада). В обозримом будущем ввоз хлопка и шер­сти из Средней Азии будет, по-видимому, сокращаться за счет более дешевого и качественного сырья из Индии, Пакистана, Египта, ряда других стран. Второе обстоятельство связано с ве­роятным (и, несомненно, целесообразным) возрождением отече­ственного товарного льноводства, в частности, в южной зоне Северо-Запада, на юге Архангельской области.

Сколько-нибудь значительный рост производства в легкой промышленности региона будет ощутим после 2000 г. Преиму­щественное развитие должны получить такие отрасли, как три­котажная, в том числе и льняная промышленность.

В целом сельское хозяйство региона должно и в перспективе развиваться по пути углубления специализации на молочно-мясном животноводстве, овощеводстве, картофелеводстве и то­варном льноводстве.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11



Скачать файл (877 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации