Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекция - Органное творчество И.С.Баха - файл 1.docx


Лекция - Органное творчество И.С.Баха
скачать (16.2 kb.)

Доступные файлы (1):

1.docx17kb.04.12.2011 15:38скачать

Загрузка...

1.docx

Реклама MarketGid:
Загрузка...
ОРГАННОЕ ТВОРЧЕСТВО И.С.БАХА

Орган был изобретен в 3 веке до н.э. в Египте Ктезебием. Его предшественники – флейта-пана и волынка. Первый органы были маленькими, переносными (портатив, позитив). Звук в них регулировался путем сжатия воздуха при помощи давления воды. Назывались такие органы – гидравлосы. В них было 8-12 труб, квадратные клавиши (9х32), которые выдвигались позднее. По ним били кулаком или локтем. В среднем веке византийские мастера заменили гидравлическую систему на кожаные меха. Стало возрастать и количество труб: в Х веке орган имел более 400 труб и не один, а два мануала (клавиатуры). Расцвет органной музыки приходится на XVII в. На Италию (Пахельбель, Бах, Букстехуде) на эпоху барокко. С этого времени орган становится не только церковным, но и светским. В моду входят уличные органы: «со многими странностями и разнообразными голосами», игрушечные органы, органы с трубами из бумаги, золота и серебра, бамбука, стекла, «органы – чудовища» и т.д.

Органы XVII-XXвв. Имеют до 30.000 труб, длиной от нескольких миллиметров до 11 метров, имеют до пяти мануалов, 48-77 клавиш, 50 регистровых рукояток, с помощью которого можно подражать хору или различным инструментам и 32 клавиши для ног – педали.

Бах оставил 9 томов органных сочинений, однако опубликовано было только одна прелюдия и фуга Es-dur. Бах прославился, как выдающийся импровизатор. Его часто приглашали опробовать новый орган. Он постоянно редактировал различные органные сочинения современников. В одном из соборов в Мюнхене, он сконструировал педальные куранты. Свой творческий путь Бах начинал с органных сочинений и вошел в историю, как выдающийся органист.

В отличие от клавирных произведений, которые писались для узкого круга слушателей, органные произведения создавались в расчете на многотысячную аудиторию. Это позволяло вкладывать в них глубокую серьезную проблематику, но делать это в яркой общительной манере с элементами проповедничества и ораторской речи. Потому характерными чертами органных произведений стали масштабность, пышность, торжественность фактуры, объемность музыкальных образов, использование риторических приемов, импровизационность, обилие общих форм движения в фактуре.

Основу органного наследия Баха, составляют две группы жанров:

  1. Обработки хоралов (хоральные прелюдии). Обработки старинных немецких песнопений. Многоголосных произведений у Баха более 150. В них сформировалось новое для эпохи качество – синтез инструментального начала с вокальным, идущее от природы хорала, и в каждом отдельном случае предопределено содержанием хорального текста (см. дополнение Гивенталь, стр. 164).

  2. Фуги (произведения в «фантазийном стиле» - прелюдии, токкаты («Прикосновение» - виртуозная пьеса с четким ритмом), фантазии. Эта область была чисто инструмен

  3. тальной. Все жанры, кроме строгой фуги, носили свободный, импровизационный характер. В них было много пассажей, хроматики, гармонических вольностей, арпеджио, речитативов, возбужденного движения – всего того, что было обязательно для жанров фантазийного стиля той эпохи. Прелюдии до Баха и во времена Баха, чаще всего, не записывались, а просто импровизировались. Если же не импровизировались, а сочинялись, то могли быть «нетактируемыми прелюдиями» и играть их можно было, как угодно: медленно или быстро, в свободном плавном метре.

Бах стал не только записывать все эти жанры, но и впервые, причем именно в органном творчестве объединил прелюдию, токкату, фантазию с фугой в моноцикл (40 прелюдий и фуг для органа), где прелюдия стала выполнять роль вступления к фуге, и, несмотря на прежний импровизационный характер, прелюдия оказалась интонационно и образно зависимой от фуги.

Все эти черты присутствуют в Токкате и фуге ре-минор. По содержанию – это два контрастных, но взаимодополняющих произведений: взрывчатая, эффектная, патетическая токката и сдержанная, эмоционально-уравновешанная, интеллектуальная фуга. Токката написана в свободной форме в фантазийном стиле, в ее основе лежит риторическое вступление с чертами декламационности и патетики, с вопросительного квинтового тона, заостренного мордента и фермата, после чего чередование соло и тутти (оркестра), дополняется уменьшенным септаккордом и напряженными гармониями. Тот же принцип, что и во вступлении лежит в основе всей токкаты и всех его разделов. Более того, интонация мордента из вступления, найдет свое продолжение в теме фуги, а идея пульсации мотива с сохранением остинатного звука «ля». Сначала появляется в токкате во второй фуге, а затем в теме фуги. Из токкаты в фугу придет импровизационное начало, благодаря чему одним из ее контрастов станет, контраст свободного двухголосия (!) и свободных разделов концертного типа. Окончание фуги необычно для музыки того времени – оно в миноре. Черты концертности ощущаются и в присутствии каденции в заключительном разделе фуги.


Скачать файл (16.2 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации