Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекция - Й.Гайдн. Характеристика творчества - файл 1.docx


Лекция - Й.Гайдн. Характеристика творчества
скачать (19.7 kb.)

Доступные файлы (1):

1.docx20kb.04.12.2011 15:50скачать

Загрузка...

1.docx

Реклама MarketGid:
Загрузка...
ЙОЗЕФ ГАЙДН (1732-1809)

ХАРАКТЕРИСТИКА ТВОРЧЕСТВА

Книги: Новак, Кремлев, Стендаль «Жизнь и описание Гайдна, Моцарта и Метастазио», Кириллина «Классический стиль в музыке 18 – начала 19 веков», «Классицизм, как система ценностей».

  1. Основополагающие принципы классицизма и их связь в творчестве Гайдна, Моцарта и Бетховена

  2. Жанры творчества Гайдна, круг образов

  3. Черты стиля

  1. Гайдн, Моцарт и Бетховен были современниками, жили в 18 веке, в эпоху Просвещения. В Вене, в период, когда в искусстве развивался стиль, получивший название классицизм. Потому эти композиторы вошли в историю под именем венских музыкальных классиков. Родиной классицизма стал французский стиль сложившийся первоначально в театре, литературе, живописи, музыке, а затем распространился в разные страны, в различных видах искусств. Термин «классицизм» взят из античности от латинского «образцовый» является предметом для подражания. И это не случайно, так как античность прекрасного, возвышенного и одновременно строгой простотой и гармоничностью, стала этическим и эстетическим идеалом нового времени эпохи Просвещения и ведущего стиля классицизма (параллельно существовали и другие стили – рококо, синтементализм)

В числе основополагающих признаков были следующие:

  1. Рационализм (т.е. признание того, что первично не чувство, а разум). Основоположник теории Декарт.

  2. Регламент (ограничения). Регламентация – система строгих ограничений, подчинение правилам.

  3. Преобладание объективного начала над субъективным.

  4. Ясность, четкость форма, простота линий, стройность пропорций и вместе с тем динамичность, основанная на противопоставлении контрастных состояний, объединенные какой-то центральной идеей.

Эти принципы объединяют творчество художников, писателей, драматургов 18 века. Присутствуют они и в сочинениях венских музыкальных классиков. Несмотря на своеобразие каждого, многое, идущее от эпохи объединяет Гайдна, Моцарта и Бетховена.

а. Разработка гомофонно-гармонического языка, пришедшего на смену полифонии

б. Создание и освоение сонатно-симфонического цикла (ССЦ)

в. С созданием ССЦ – разработка новых жанров – сонаты, трио, квартета. Квартет и симфонию создал Гайдн. Квартет был его творческой лабораторией, 83 квартета. «Русские квартеты», ор.33, которые посвящены великому князю Павлу.

г. Утверждение парного состава оркестра, которые пришли на смену ансамблю и введение новых тембров в оркестр (в частности, кларнетов).

2. Из трех венских классиков старшим был Гайдн. Он и возглавил эту школу. Наследие Гайдна огромно: 24 оперы, 104 симфонии, более 50 концертов для различных инструментов, 26 месс, 2 реквиема, 83 квартета, 3 оратории («Времена года», «Сотворение мира», «Возвращение Тобия»), 52 сонаты и т.д.



Своими лучшими сочинениями Гайдн считал духовные сочинения «Stabat Mater» и оратория «Семь слов спасителя на кресте». На западе, в числе самых выразительных сочинений Гайдна признаны также 6 поздних месс («Нельсон-месса», «Месса на военные времена», «Месса с литаврами» и др.

3. Черты стиля Гайдна:

  1. Светлая оптимистическое мировосприятие, преобладание радостных мажорных тонов. Из 12 Лондонских симфоний только одна в миноре. В мажорных сочинениях, если на какое-то время и появляется минор, то лишь одноименный и непродолжительный в большинстве случаев.

  2. Бытовые, обыденные образы, взятые из действительности, образы природы, сельской жизни, крестьянского быта. Так, из трех ораторий, две написаны на библейский сюжет в обработке Мильтона, но акцент сделан на том, как может быть счастлив человек. «Времена года» - это целая энциклопедия, сюжет взят из крестьянской жизни, картины которой запечатлены в разные времена года, каждое время года философски соотносится с возрастом – этапом человеческого пути.

  3. Демократизм музыкального языка. Хорват по происхождению, Гайдн вводил в свои произведения не только хорватские народные темы (как во 2 и 4 частях симфонии №103 и №104), но и австрийские, славянские, венгерские. Он обработал 150 шотландских песен, в симфонии №97 ввел сербскую тему, в 85 – французский романс, в Лондонских симфониях – далматские напевы. Впервые в музыке Гайдн стал не только цитировать народные темы, а на их основе, создавать целые народно-жанровые сценки.

  4. Чрезвычайная экономия средств выразительности. Контрастное, но не конфликтное соотношение тем, их жанровая определенность и фольклорная песенно-танцевальная основа; ясный, функциональный определенный гармонический язык и принцип мотивной разработки, как основополагающей (Для Гайдна главное - работать с темой).

Все это позволяет определить тип симфонизма Гайдна, как жанрово-бытовой.

К числу наивысших достижений Гайдна относится создание парного оркестра и разработке ССЦ. ССЦ предшествовали иные циклические формы:

1. Соната da camena = танц-я, предназначенная для светского музицирования. 2. Chiesa (киеза). Соната да киеза = церковная, нетанцевальная соната, для ансамблевого исполнения в церкви под орган.

3. Трио соната = для трех инструментов

4. Сюита

5. Ближайшие родственники – старосонатная форма (Мангеймцы – Ф.И.Бах, Скарлатти). Старосонатная = Экспозиция – от Тоники к Доминанте, реприза – от Доминанты к Тонике.

В целом, с Гайдном связаны три исторических линии:

  1. Симфония, идущая от Гайдна, к Моцарта и Бетховену.

  2. Ораториально-философская (Гендель, оратории которого отличались от ораторий Гайдна) к Мендельсону в 20 век.

  3. Чисто австрийская симфоническая линия: Гайдн, Шуберт, Брукнер, Малер, Вебер.

Поскрипум. «Посвящения Гайдну – первые три сонаты Бетховена, классическая симфония Прокофьева, катены Гайдна у Брамса, Вариации Шнитке «Моцарт a la Гайдн» для двух скрипок и камерного оркестра, есть цитата из 45 симфонии Гайдна.


Скачать файл (19.7 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации