Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Реферат - Психологическое консультирование по проблеме одиночества - файл 1.doc


Реферат - Психологическое консультирование по проблеме одиночества
скачать (100 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc100kb.04.12.2011 15:55скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Департамент образования города Москвы

________________________________________________________


Реферат
Тема: Психологическое консультирование по вопросам одиночества

Автор:

____________________________,

студентка III курса, группы 301П,

специальность ________

«Социальная педагогика»
Руководитель:

_________________________,

преподаватель дисциплин

психолого-педагогического цикла
Москва

2011

Содержание





Введение 3

1.Определение феномена одиночества 5

2.Причины и последствия одиночества 7

3. Построение консультирования по вопросам одиночества 11

Заключение 14

Список литературы 15


Введение



Каждый человек воспринимает себя лишь в определенном отношении к окружающему миру. Он переживает свое состояние в контексте сложной и обширной сети взаимосвязей. Возникновение одиночества говорит нам о нарушениях в этой сети. Часто одиночество — это ощущение, которое появляется в форме потребности быть включенным в какую-то группу или желательность этого или потреб­ности просто быть в контакте с кем-либо. Основопола­гающим моментом в таких случаях выступает осознание отсутствия чего-то, чувство потери и крушения. Это мо­жет быть осознание своей исключенности и неприятия тебя другими.

Одиночество — это неполноценность, которая заключается в нехватке близких взаимоотношений общения, взаимопонимания любви, заботы и т.п. Это своего рода изоляция (духовная, физическая, моральная). Одиночество — это та проблема, к решению которой человек меньше всего подготовлен и ответственность за которую так легко переложить на других. Однако человек становится одиноким тогда, когда осознает неполноценность своих отношений с людьми, личностно значимых для него, когда он испытывает острейший дефицит удовлетворения потребности в общении. 

Проблематика одиночества активно изучалась зарубежными (С. Р. Карен, Л. Э. Пепло, И. Ялом, Дж. И. Янг, Ф. Перлз) и отечественными учеными (Ж.В. Пузанова, С.А. Ветров, О.В. Данчева, О.Б. Долгинова, И.С. Кон, О.Н. Кузнецов, В.И. Лебедев, А.У. Хараш).

^ Объект исследования является переживание одиночества.

Предмет исследования - психологическое консультирование по проблемам одиночества.

Область исследования: психология.

Целью исследования является изучение особенностей построения и проведение консультационной работы по проблемам одиночества.

Задачи исследования:

1. определение феномена одиночества в психологии;

2. изучение причин одиночества и пр

3. изучение специфики психологического консультирования по вопросам одиночества.
  1. ^

    Определение феномена одиночества



Одиночество принадлежит к числу тех понятий, реаль­ный жизненный смысл которых, казалось бы, отчетли­во представляется даже обыденному сознанию, однако подобная ясность обманчива, ибо она скрывает сложное, противоречивое философское содержание, как бы усколь­зающее от рационального анализа.

Все исследователи сходятся на том, что одиночество в самом общем приближении связано с переживани­ем человеком его оторванности от сообщества людей, семьи, исторической реальности, гармоничного природно­го мироздания. Но что стоит за понятием «оторванность»? Идет ли речь о физической изолированности или же о нарушении контекста сложных духовных связей, объ­единяющих личность с ее социальным окружением?

Начнем с того, что одиночество не может быть приравнено к физическому состоянию изолированности человека. Некоторые исследования оди­ночества оказались неудовлетворительными потому, что в них все познание предмета сводилось к познанию от­дельных его феноменов, например изоляции человека. Последняя есть поддающееся наблюдению состояние, ре­гулируемое и в какой-то степени контролируемое. Значе­ние изоляции, однако, большей частью зависит от того, каким значением человек наделяет это состояние. Часто мы предполагаем, что изоляция должна быть мучитель­ной. Именно поэтому она используется как форма на­казания для детей и преступников. Но иногда, к тревоге родителей и общества, изолированные индивиды полу­чали удовольствие от уединения; вместо чувства обделенности они обретали благодатную возможность для пло­дотворных открытий и даже саморазвития. Художники требовали изоляции для того, чтобы творить. Большинст­ву из нас хочется время от времени «побыть одному». Даже самые общительные ученые-обществоведы иногда ищут изоляции «подальше от сумасшедшей толпы». В противоположность состоянию изоляции, которое является объективным, внешне обусловленным, одино­чество — субъективное внутреннее переживание. Изоля­ция может содействовать одиночеству, но простое све­дение второго к первой игнорирует специфические ка­чества и сложность одиночества. Многие люди испытывали мучительное одино­чество не в изоляции, а в каком-либо сообществе, в лоне семьи и даже среди друзей [4;36].

Одиночество воспринимается как остросубъективное, сугубо индивидуальное и часто уни­кальное переживание. Можно нередко услышать такие заме­чания: «Ничье одиночество не похоже на мое. Одино­чество каждого различно». Есть доля правды в утверж­дении уникальности любого одиночества и невозмож­ности дать его универсальное определение. Однако при всей уникальности любого данного переживания одиночества есть опреде­ленные элементы, общие для всех его проявлений. Последние заключены в самом понятии одиночества и могут быть отмечены при внимательном наблюдении за поведением одиноких людей [5;17].

Одна из самых ярких черт одиночества — это специфическое чувство полной погруженности в самого себя. Чувство одиночества не похоже на локальные ощущения, переживания, оно це­лостно, абсолютно всеохватно. В чувстве одиночества есть познавательный момент. Одиночество есть знак моей «самости»; оно сообщает мне, кто я такой в этой жизни. Выделение феноменального и когнитивного эле­ментов приводит к пониманию того, что одиночествоособая форма самовосприятия, острая форма самосо­знания. Не обязательно абсолютно полно и точно пони­мать свое состояние; однако одиночество — это одно из явлений, требующее самого серьезного внимания.

По мнению У.А. Садлера, Т.Б. Джонсона одиночество — это пе­реживание, вызывающее комплексное и острое чувство, которое выражает определенную форму самосознания, и показывающее раскол основной реальной сети отношений и связей внутреннего мира личности [4;25].

Расстройство, кото­рое вызывает данное переживание, часто побуждает человека к энергичному поиску средств противостояния этой болезни, ибо одиночество действует против основ­ных ожиданий и надежд человека и, таким образом, воспринимается как крайне нежелательное.
  1. ^

    Причины и последствия одиночества



Одиночество, в отличие от объективной изолирован­ности человека, которая может быть и добровольной и исполненной внутреннего смысла, отражает тягостный разлад личности, господство дисгармонии, страдания, кризиса «Я». Весь мир окрашивается в трагедийные тона и начинает восприниматься как малозначимый, лишенный смысла и ценности.

Часто люди просто даже и не представляют, что одино­чество станет существенной стороной их жизни. Будучи не подготовленными к этому переживанию, они сначала теряются и затем безмерно страдают от его болезнен­ных ударов. Одиночество становится еще более мучи­тельным, превращаясь в хроническое переживание. Боль­шинство из нас испытывают одиночество эпизодически, принимая его как нечто естественное. Но затянувшееся одиночество раздражает человека и постепенно уничто­жает его жизненные силы. Когда же чувство одиночества глубоко пронизывает человека и устойчиво сохраняется, оно истощает душевные силы и начинает вызывать серьезные опасения. Более того, оно может содейство­вать возникновению чувства безнадежности, подрыва­ющего способность плодотворно ему противодействовать. Такое положение становится невыносимым и стимулирует изменение структуры поведения, которое в итоге может стать пагубным для человека и общества.

Значение этой специфической формы самосознания особенно важно для человека, когда она имеет отноше­ние к сокровенным, глубинным чаяниям личности. Оди­ночество может быть причиной многих разочарований, но хуже всего, когда оно становится причиной крушения надежд. Одинокие люди чувствуют себя покинутыми, оторванными, забытыми, обделенными, потерянными, не­нужными. Это весьма мучительные ощущения, потому что они возникают вопреки нашим ожиданиям. Надеж­да требует того, чтобы ее разделяли, чтобы к ней кто-то был причастен. Социализация содействует ощущению соотнесенности и соучастия; строя свои планы на буду­щее, мы заранее предвидим общение. Одиночество пред­полагает разрыв связей или их полное отсутствие, тогда как наши обычные надежды, ожидания сориентированы на согласованность, соединение, связь. Тяжелая форма одиночества может означать беспорядок и пустоту и вы­зывать индивидуальное чувство бесприютности, ощу­щение того, что человек везде «не на своем месте». С точки зрения личностностного ощущения времени оди­ночество создает обрывочные, преходящие связи, выра­жая этим как оторванность от прошлого, так и глубокий провал в будущем. Ломая временные характеристики и делая будущее еще более неопределенным, чем обычно, одиночество порождает тревогу и страх.

Приверженцы разных направлений в психологии и психологическом консультировании по-разному рассматривают причины одиночества людей, семьи, исторической реальности, гармонии мироздания, наконец, от собственного «Я» [8].

Первыми из психологов, кто стал заниматься проблемой одиночества, стали психоаналитики школы З.Фрейда. С их точки зрения, одиночество становится следствием таких черт личности, как нарциссизм, мания величия и агрессивность. Постепенно эти врожденные или приобретенные свойства психики аккумулируются в комплекс «одиночество».

Карл Роджерс полагал, что одиночество обозначает слабую приспособляемость личности к внешним условиям и внешнему «Я». Причина одиночества – внутри индивида, в феноменологических несоответствиях его представлений о собственном «Я». Можно сказать, что Роджерс рассматривал одиночество как отчуждение личности от ее истоков; содержание опыта одиночества составляют текущие влияния на личность, а не ранние детские впечатления.

Сторонники социологического подхода, К.Боумен, Д.Рисмен, П.Слейтер считают одиночество общим статистическим показателем, характеризующим общество. Источником одиночества у П.Слейтера выступает индивидуализм. Он пишет, что человек стремится к общению, сопричастности и значимости. Но ввиду того, что в обществе все чаще действует принцип «каждый сам за себя», эти потребности оказываются неудовлетворенными, и результатом становится одиночество. Согласно точке зрения К.Боумена, любое изменение социальных институтов неизбежно приводит к «провалам», разрывам межличностных связей и тем самым порождает одиночество. 

Когнитивные модели (в частности модель «когнитивного диссонанса») определяют одиночество как «реакцию индивида на восприятие того факта, что имеющиеся социальные связи не соизмеряются с определенным внутренним стандартом». Таким образом, в центре внимания оказываются две основных взаимосвязанных проблемы: каким образом человек оценивает и соизмеряет с образом свою социальную жизнь, и что выступает в качестве образца.

Особый подход к одиночеству прослеживается у К.Г.Юнга. С одной стороны он понимает одиночество как отсутствие или переживание отсутствия удовлетворяющего социального окружения, сопровождаемое симптомами психологического дистресса. С другой стороны, занимаясь проблемами кризиса середины жизни, автор отмечает, что пребывание в состоянии одиночества - это необходимый аспект развития человеческой личности. Особенно это связано с жизненными этапами, когда происходит переоценка ценностей.

Оригинальная точка зрения на проблему одиночества принадлежит А.Маслоу. Изучая особенности самоактуализирующихся личностей, он пришел к выводу, что для таких личностей характерна потребность в одиночестве. Он определяет ее как «…нормальную, абсолютно необходимую человеку, стремящемуся к самопознанию, самосовершенствованию и собственной актуализации».

Одиночество не возникает за один день. Оно может быть результатом всей жизни или характера человека. Оно может быть последствием какого-либо события или травмы, пережитой человеком. Иногда мы даже не подозреваем о том, что теми или иными поступками или действиями сами себя загоняем в тупик одиночества.

Наиболее распространенные причины [6]:

1. Воспитание. Некоторые люди имеют тенденцию к одиночеству из-за определённых событий и обстоятельств, произошедших в их раннем детстве. Одиночество может стать стилем жизни у тех, кто так и не сумел развить в себе межличностных навыков и способностей, таких как коммуникабельность и т.п.

  1. Социальные факторы. Мы живём в век научно-технического прогресса, когда человек легко может обойтись без помощи другого человека. Телевидение и интернет заменили нам родственников и друзей. Многие люди страдают от одиночества из-за боязни выйти из дома в связи с возросшим ростом бандитизма. Постоянная занятость на работе или частые переезды мешают развитию тесных дружеских взаимоотношений между людьми.

  2. Привычки и пороки. Так алкоголизм, наркомания, алчность или расточительность (азартные игры) способствуют тому, что человек лишается и семьи и друзей. Кроме того, зачастую одинокие люди усугубляют своё одиночество такими пороками, как алкоголизм, наркомания и пр.

Таким образом, одиночество – сложное эмоциональное переживание, которое имеет многоуровневый и противоречивый характер. Эта противоречивость возникает из самой сущности человеческого бытия. С одной стороны, субъект, испытывает потребность в автономии и индивидуализации, с другой - он существо общественное, испытывающее потребность в единении с другими людьми. Поэтому потеря продуктивных контактов с людьми и одиночество представляет для него серьезную проблему.
^

3. Построение консультирования по вопросам одиночества



Жалобы на одиночество – одни из наиболее частых в кабинете психолога, что в современном обществе совершенно не удивительно. Однако в случае обращения с проблемой одиночества к специалисту корректнее говорить не столько о факте, сколько о чувстве одиночества. Потому что часто бывает, что человек, живя один, совершенно не ощущает себя одиноким. Некоторые люди чувствуют себя нормально только в одиночестве, некоторые даже рассматривают отшельничество как важное условие своего духовного роста. А бывает и наоборот – многие ощущают то, что называется «одиночеством в толпе».

Одиночество — это неполноценность, которая заключается в нехватке близких взаимоотношений общения, взаимопонимания любви, заботы и т.п. Это своего рода изоляция (духовная, физическая, моральная). Одиночество — это та проблема, к решению которой человек меньше всего подготовлен и ответственность за которую так легко переложить на других. Однако человек становится одиноким тогда, когда осознает неполноценность своих отношений с людьми, личностно значимых для него, когда он испытывает острейший дефицит удовлетворения потребности в общении. 

В ранних работах исследователи-клиницисты, например Фромм-Рейхман и Салливан, первоначально намеревались дать терапевтам почувствовать, что одиночество — серьезная клиниче­ская проблема, которой они напрасно пренебрегают. Эти авторы предлагали терапевтам проявить здесь инициативу и признать одиночество своих клиентов. Они также побуждали терапевтов внимательно про­следить за своим собственным одиночеством. После публикации первых работ по данной теме появились новые книги и статьи, в которых анализировалась пси­ходинамическая структура одиночества [3;539].

На сегодняшний день наиболее разработанными являются программы когнитивно-бихевиоральной терапии, в основе которых лежит убеждение, что психические трудности и связанные с ними аффективные состояния и их продолжительность в основном определены когнитивными процессами. В рамках этого подхода Янг и Примаков разработали детальную программу терапии одиночества в рамках своей работы с хронически одинокими людьми.

При консультировании одиноких клиентов рекомендуется соблюдать осторожность. Несмотря на то, что одинокие люди, вероятнее всего, скажут, что им нужен «один-единственный человек» или «романтический партнер», они вряд ли представляют себе психологическое значение целей консультирования. Даже Р. Вейс, который считает, что единственным способом облегчения одиночества служит установление новых связей, тем не менее предупреждает, что «борьба за предмет привязанности» трудна и связана с риском, в том числе с риском испытать социальные затруднения или поторопиться с приносящим беспокойство выбором партнера. Кроме того, обладание подобными связями не обязательно защитит человека от чувства одиноче­ства, особенно в том случае, если они не обеспечивают серьезных социальных обменов. Например, некоторые одинокие люди не могут найти время, чтобы спланиро­вать удовлетворяющую их деятельность совместно с их друзьями или партнерами [7;567].

Успешное вступление в новую систему отношений может быть затруднено недостаточностью социальных навыков, социальной обеспокоенностью, ощущением своего поражения. Для некоторых людей нехватка со­циальных навыков представляет серьезную проблему. К наиболее уместным в данном случае навыкам можно отнести умение поставить себя (это относится и к внеш­ности, и к поведению), социальную уверенность в себе (преодоление застенчивости, взятие инициативы на себя), умение войти в ту или иную роль (как это пред­писывается в различных сообществах и возрастных группах) и навыки общения. Поэтому, одной из главных задач консультирования одиноких людей является развитие социальных навыков.

Другая проблема может возникнуть из-за того, что одинокие люди часто испы­тывают тревогу. Некоторых людей тревога может за­ставить избегать социальных взаимодействий. Но, по-видимому, одинокие люди гораздо чаще пытаются об­щаться, несмотря на все свои страхи. В подобных случаях тревога может совмещаться с эф­фективным выполнением социальных функций. Поэтому, следующая задача состоит в том, чтобы изменить неадаптивное поведение и эмоции клиента.

Нако­нец, большое значение имеют когнитивные факторы. У людей могут быть совершенно нереальные стандарты возможного выбора «своих» партнеров, искаженные представления о самом себе и своих взаимодействиях с другими, может отсутствовать самоуважение. Поэтому еще одна важная задача консультирования – формирование адекватных самооценки и уровня притязаний.

Что касается стиля бесед терапевта и клиента, то большую часть времени терапевт задает вопросы, а не прибегает к дидактическим утверждениям. При помощи вопросов терапевт показывает клиенту, как применять научный метод: «Какими доказательствами я распо­лагаю?», «Достаточно ли этого, чтобы подтвердить мой вывод?», «Существуют ли альтернативные объяснения?» [7;572]. Таким образом, клиенты «открывают» несообразность своих автоматических мыслей и перестают обращать на них внимание. Подобный процесс стимулируемо­го открытия при помощи индуктивной системы вопро­сов широко распространен в практике преподавания и служит существенным элементом когнитивной тера­пии.

Заключение



В современном обществе одиночество — всеобъемлющее явление. Кри­зисное одиночество — главная проблема при решении общих задач психологического благополучия личности и ее социального здоровья.

Одиночество - это болезненное чувство: оно ранит, проникая глубоко в сердце. Иногда человеку хочется кому-то сказать о своём одиночестве, но он боится даже заговорить об этом: «А что, если люди не поймут меня? Мне от этого станет ещё больнее, и ещё более одиноко». Именно по этой причине, человек приходит на прием к психологу-консультанту, задача, которого разъяснить клиенту природу его проблемы, указать на возможные причины и последствия. С помощь квалифицированного подхода попытаться наметить алгоритм решения проблемы и совместными усилиями добиться результата.

Наиболее разработанными являются программы когнитивно-бихевиоральной терапии, в основе которых лежит убеждение, что психические трудности и связанные с ними аффективные состояния и их продолжительность в основном определены когнитивными процессами.

Важнейшими задачами консультирования являются развитие социальных навыков, изменить неадаптивное поведение и эмоции клиента, а также формирование адекватных самооценки и уровня притязаний.

Крайне важно выяснить, что думают оди­нокие клиенты о самих себе и своих отношениях с дру­гими. Только в этом случае можно понять, почему они дейст­вуют и чувствуют так, а не иначе. Как только мы это пой­мем, мы сможем применить когнитивно-бихевиоральные методики, чтобы помочь людям преодолеть свое одино­чество.


^

Список литературы


  1. Немов, Р.С. Психологическое консультирование / Р.С.Немов. – М.: ВЛАДОС, 2008. – 375 с. 

  2. Психология, словарь, издание 2-е, под общей ред. А.В. Петровского, М.: Издательство политической литературы, 1990.

  3. Рук, К.С. Перспективы помощи одиноким. / К. С. Рук, Л. Э. Пепло. // Лабиринты одиночества / общ. ред. и предисл. Покровский Н.Е. – М.: Владос, 2002 – С.512 

  4. Садлер, У.А. От одиночества - к аномии / У.А.Садлер, Т.Б.Джонсон // Лабиринты одиночества / общ. ред. и предисл. Покровский Н.Е. – М.: Владос, 2002 – С.21 

  5. Хараш А. Наедине с собой: краткое введение в психогигиену одиночества. // Урания. 1994. № 4. С. 12 -19.

  6. Хараш, А.У. Психология одиночества. Педология // Новый век. – 2000. - № 4.

  7. Янг, Дж. И. Одиночество, депрессия и когнитивная терапия: теория и ее применение // Лабиринты одиночества / общ. ред. и предисл. Покровский Н.Е. – М.: Владос, 2002 – С.552 

  8. www.sunhome.ru/psychology/14080/



Скачать файл (100 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru