Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Контрольная работа - Особенности афинской системы образования - файл 1.doc


Контрольная работа - Особенности афинской системы образования
скачать (123.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc124kb.04.12.2011 17:03скачать

Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова»

Институт непрерывного педагогического образования

Кафедра педагогики и психологии профессионального образования

Контрольная работа по дисциплине история педагогики

Особенности афинской системы образования.

Выполнил:

Студентка группы 3 «А»,

3 курса заочной формы обучения

Проверил:

Кеберле Н. В.

Абакан 2011.

План.

Введение……………………………………………………………………..3

1. Афинское общество ……………………………………………………...3

2. Афинская система образования……………………………………….....9

Заключение………………………………………………………………….19

Список литературы…………………………………………………………21
Введение.

История развития и становления воспитательных традиций связана с определен­ными воспитательными системами, сложившимися в процессе развития обще­ства.

В Греции уже в очень ранние времена большое внимание уделялось образованию детей. Греки стремились воспитать человека интеллектуального и здорового, хорошо развитого физически, сочетать красоту тела и нравственные добродетели. Уже к V в. до н.э. среди свободных афинян не было неграмотных людей. А обучение из дома перешло в школы.

Так как греки уделяли особое внимание воспитанию, это позволило им создать культуру, установившую эталон прекрасного в архитектуре, скульптуре, музыке, литературе, полностью сохраняющийся и в наше время. Огромным влиянием в Греции пользовались философы Платон, Аристотель, Сократ и др. В греческой системе образования искусство, наука и спорт были неразрывно связаны. Хилое тело, отсутствие музыкального слуха и неграмотность осуждались, (это не касалось низших слоев населения и рабов). Воплощением эллинского духа были Олимпийские игры, проводившиеся в 8-4 веках до н. э. и включавшие спортивные состязания, театральные и религиозные действия.

Главным для каждой из педагогических систем является ориентация на вос­питание человека, готового и способного жить в современном для него обществе.

1. Афинское общество.

Афинская демократия считается самой развитой формой демократического строя античных рабовладельческих государств. Формирование системы политических органов афинской демократии было результатом длительного исторического периода, начиная с реформ Солона.

В греческих полисах основой всей социально-экономической и политической организации выступал коллектив граждан. Кроме них в афинском обществе находились метеки, многочисленные рабы, которые в совокупности составляли более половины всего населения. Однако афинская полисная система опиралась на гражданина и была создана, прежде всего, для гражданина. Полноправным афинским гражданином мог быть житель Аттики, оба родителя которого имели гражданские права, а его имя было записано в особом списке, ведущемся в демах. В такие списки заносились юноши и девушки, достигшие 18-летнего возраста. К 20 годам юноша заканчивал курс военно-воспитательного обучения и становился полноправным гражданином.

Несмотря на большое внимание, физическому воспитанию и изучению боевых искусств в Афинских школах огромное внимание уделялось эстетическому, гуманитарному образованию. Помимо грамматики, арифметики, истории изучалось ораторское искусство и риторика, музыка и графика.

Наиболее существенными правами гражданина были права на свободу и независимость от какого-либо другого человека, право на земельный участок и помощь от государства в случае материальных затруднений, право на ношение оружия и службу в ополчении, право на участие в Народном собрании и т.д. Гражданин был обязан беречь свое имущество и трудиться на земельном участке, приходить на помощь полису в чрезвычайных обстоятельствах, защищать родной полис с оружием в руках, почитать отеческих богов.

Народное собрание было важнейшим государственным органом с широкими полномочиями. На нем принимались государственные законы, утверждалось объявление войны и заключение мира, результаты переговоров с другими государствами, ратифицировались договоры с ними, избирались должностные лица, решались дела по продовольственному снабжению города, осуществлялся тщательный контроль за юношами, готовящимся получить гражданские права. Важнейшим делом было обсуждение и утверждение государственного бюджета. Каждый афинский гражданин имел право внести на обсуждение проект закона. Для того чтобы привлечь к работе Народного собрания низший слой афинского гражданства, был принят закон, устанавливающий плату за посещение Народного собрания.

Наряду с Народным собранием действовал также и Совет 500. Важнейшими задачами Совета 500 были подготовка и организация работы Народного собрания и исполнение их функций в перерывах между заседаниями. В системе афинской демократии было множество различных коллегий магистратов, основными функциями которых была организация управления внутри самих Афин. Все магистратуры были коллегиальными, и возможность сосредоточения власти была исключена. В Афинах принята демократическая структура избрания: кроме военных магистратур, кандидаты на все другие должности избирались по жребию из представителей всех имущественных разрядов.

Афинская демократия заботилась об образовании и Воспитании граждан. Начиная с Перикла, т.е. с 40-30 гг. V в. до н.э., власти стали раздавать малоимущим гражданам специальные жетоны, по которым можно было пройти на театральное представление. Таким образом, афинская демократия базировалась на широком участии различных категорий граждан, обеспечивала ее общественную активность, создавала условия для развития политического самосознания афинского гражданина.

Однако и у афинской демократии существовали свои недостатки. Во-первых, афинская демократия была рабовладельческой, т.е. рабы, также как и метеки, постоянно живущие в Афинах, не имели гражданских прав и не принимали участия в управлении государством.

IV в до н. э. ознаменовался в Древней Греции, как век создания различных школ, хотя обучение стоило очень дорого. Например, обучение риторике, у виднейшего, наряду с Демосфеном, греческого оратора той эпохи, Сократа, стоило едва ли не дороже, чем обучение у софистов, и было доступно только состоятельной верхушке горожан. Все более многочисленные философские школы ориентировались также лишь на социальную элиту. Интенсивная интеллектуальная, творческая жизнь все больше сосредоточивалась на одном из полюсов общества. Характерно, что обращенное к широким массам искусство театра, получившее столь явное развитие в Афинах V в. до н. э., уже не играло в следующем столетии прежней социально - воспитательной роли. Трагедия переживала упадок, комедия претерпела существенные изменения. Но если поэзия спустилась с высот, достигнутых ею в Греции эпохи Перикла, то проза, напротив, поднялась на небывало высокий уровень. Ораторское искусство IV в. до н. э. вплоть до последних веков античности оставалось непревзойденным образцом литературного мастерства, правильности, чистоты и красоты стиля. Еще большее влияние оказала на последующие поколения, и не только в древности, философия IV в. до н. э., представленная именами Платона и Аристотеля.

Изобразительное искусство, особенно скульптуру, прославили в то время шедевры Праксителя и Скопаса, не уступавшие великим творениям Фидия, Поликлета Великолепный памятник античной культуры поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея» (VI в. до н. э.). Когда-то афинская молодежь заучивала их наизусть, что являлось частью образования. Поэмы Гомера имели не только большое значения, как произведения искусства, им предавалось также важное государственное, социальное и нравственное значение. Эти поэмы о человеческих отношениях, о добре и зле, о чести и бесчестии, о свободе и судьбе. Во все времена они читались, как глубоко современные.

Поэмы учат спокойному отношению к смерти как естественной необходимости. Приводя много ценных наблюдений. Например, о том, что сильное чувство двулико: горе и разъединяет и сплачивает; плач одновременно несет просветленье и т. д.

Любопытно, что все греческое образование построено на передаче будущему гражданину ряда навыков, которые ему понадобятся опять же для личного участия в общественных делах. Это подразумевает воспитание не профессионала в какой-либо области, а личности. Показательно, что часть навыков передается ребенку рабом, т.е. заранее не программируется их употребление по определенному образцу (ведь раб не мог быть образцом жизни для гражданина). В качестве важнейшего фактора общественной жизни личные способности граждан выделяет в своей речи Перикл. Солон проведенные им реформы оценивает как свое личное достижение.

Чтобы защитить свои интересы, члену полиса приходится считаться с многоплановостью условий гражданской деятельности.

Перед лицом закона все граждане находились в равном положении, в частные же дела государство не вмешивалось. Защитить собственные интересы, не участвуя в политической борьбе, не представлялось возможным. Сама же политическая борьба происходила на фоне единых полисных установлений, выражающих интересы всех граждан, объединенных законом.

Яростное желание победить противника, утвердить свое превосходство над ним теперь должно подчиняться духу общности; мощь индивида уступает место дисциплине. Описывая битву при Платеях, Геродот перечисляет людей, проявивших наибольшую доблесть. Пальму первенства он отдает Аристодему, “который один из 300 воинов спасся при Фермопилах и за это подвергся позору и бесчестию”. Озабоченный тем, чтобы смыть позор, которым он покрыл себя в глазах спартанцев, Аристодем искал и нашел смерть при Платеях, совершив великие подвиги”. Однако именно спартанцы не удостоили его “великих почестей”: он “бился как исступленный, выйдя из рядов, и совершил великие подвиги потому лишь, что явно искал смерти из-за своей же вины”.

Античное воспитание - это воспитание по Сократу, философа, поставившего знание превыше всех авторитетов и мнений. Этому принципу учил он и своих учеников. Рассказывают, что он присматривался к одаренным юношам и из них готовил учеников. Сократ не писал книг, считал, что в них мысль мертвеет, становится правилом, а это уже не есть знание. Самая большая мудрость по Сократу, состоит в том, чтобы не обольщаться своими знанием, не абсолютизировать его («Я знаю, что ничего не знаю»). Самое позорное невежество - «воображать что знаешь то, чего не знаешь». Сократ был постоянно добродушен и радостен, чем раздражал, вызывал нападки, его били. Ученики возмущались и спрашивали, почему учитель не отвечает тем же. Сократ отвечал: «Разве я потащу в суд осла, если он меня лягнул?».

«Всякий человек, даровитый или бездарный, должен по Сократу, учиться и упражняться в том, в чем он хочет достигнуть успехов. Особенно значимо Воспитание и обучение политическому искусству для людей даровитых», - откуда делались и политические выводы: руководство государством - это тоже профессия, и необходимо, чтобы ею занимались тоже профессионалы. Эта концепция была абсолютно противоположна основополагающим принципам афинской демократии, согласно которой управление полисом - дело каждого гражданина. Тем самым учение Сократа создавало теоретическую базу для олигархов, что и привело его, в конце концов, к непримиримому конфликту с демосом, закончившемуся осуждением и смертью Сократа.

Особенностью античной культуры было стремление сделать культуру способом жизни (мы это видели на примере Сократа). Это относилось не только к философам, но и к искусству, поэзии. Греческая культура во многом основала дальнейшее развитие культуры. Основными символами ее были два бога: Аполлон и Дионис, породившие, как считали древние греки, два противоположных мироощущения и две культуры. Бог Аполлон - бог пластического искусства, умеренности, гармонии, красоты и покоя. Бог Дионис - бог раскованности и свободы, стихии природы и инстинктов, бог вина и виноделия, не покоя и чрезмерности. Почитание Аполлона привело к господству пластического искусства, искусства Гомера, эпохи Ренессанса, христианской религии. Почитание Диониса привело к рождению греческой трагедии с ее (часто нелицеприятной) правдой жизни, к философскому пессимизму и нигилизму.

Греки считали, что в культуре, как и в самой жизни, должно сочетаться аполлоновское ее качество и дионисийское, в противном случае возможна гибель культуры. Господство аполлоновского в культуре приведет в конце концов, к стагнации, застою. А возобладание дионисийского к разрушению, протесту ради протеста.

2. Афинская система образования.

В демократических Афинах дети до 7 лет, находясь в се­мье, получали традиционное семейное воспитание. Оно было ориентировано на развитие тела, чувства красоты и формирование духовно - нравственного склада личности.

По достижению 7-летнего возраста начинался этап школьного обучения. В состоятельных семьях забота о маленьких школьниках возлагалась на раба-воспитателя, педагога. Слово «педагог» буквально означало «детоводитель». Этот более или менее образованный домашний раб сопровождал ребенка в школу и следил за ним дома, оказывая большое влияние на развитие его личности. В эллинистическое время из обыч­ного раба педагог превратился в тип домашнего воспитате­ля. Афинские учебные учреждения - дидаскалейоны клас­сического периода - были частными, следовательно, плат­ными. Соответственно целям воспитания, включавшим во взаимосвязи духовное и физическое развитие, в Афинах су­ществовало два типа начальных школ: мусические и гим­настические (палестры). В мусической школе преподавали учитель - грамматист и учитель - кифарист. Здесь обучали и счету, используя специальное счетное приспособление - абак, некоторое подо­бие наших счетов. Обучение грамоте осуществлялось буквослагательным методом. Использовались навощенные дощечки - церы, на которых ученики стилями - заостренньми палочками - наносили буквы, составляли тексты, вели записи вычислений. Мусическое воспитание охватывало те сферы культуры, которые находились под покровительст­вом муз, по греческой мифологии - дочерей богини памяти Мнемосины. В их ведении были: поэзия, музыка, танцы, науки и творчество в целом.

В мусических школах заучивались отрывки из класси­ческой литературы: Гомер, Гесиод, Эзоп, Эсхил, Софокл, Еврипид. Музыка, поэзия и грамматика были так тесно свя­заны, что преподавать их мог один учитель, параллельно обучая детей игре на лире и кифаре. Игре на флейте в афин­ских школах не обучали» поскольку, по мнению афинян; она не сочеталась с устной и письменной речью, т.е. с интеллектуальным развитием детей. В палестрах афинские дети упражнялись в беге, борьбе, прыжках, метании диска и колья, подготавливаясь к участию в общественных состя­заниях.

Учащиеся, завершившие курс обучения в мусических и гимнастических школах, в возрасте от 16 до 18 лет продол­жали совершенствоваться в государственных учреждениях - гимнасиях. В Афинах V- IV вв. до н. э. было три гимна-сии - Академия, Ликей, Киносарг.

Все они располагались за чертой города, вблизи храмов, были окружены садами и являлись излюбленными местами отдыха афинских граждан. Афиняне свой досуг проводили зачастую вместе с юношами, наблюдая за их спортивными успехами в палестрах, где под руководством педотриба юно­ши занимались гимнастикой, а также за успехами в гимна­сиях, где философы, риторы, знаменитые музыканты и поэ­ты участвовали в их умственном и нравственном развитии. Греческое слово «схола», т. е. школа, обозначает досуг, от­дых от труда, способствующий физическому и духовному совершенству. .

Гимнасий Академия располагался у священной рощи и храма легендарного афинского героя Академа. В садах Академа стояли жертвенники музам и Прометею, согласно ле­генде, подарившему людям письменность. В помещении это­го гимнасия и в прилегающих садах Платон собирал своих учеников. Гимнасий Ликей находился возле храма Аполло­на Ликейского. В этом гимнасии преподавал Аристотель. В гимнасии Киносарг, где могли обучаться юноши не только из среды полноправных афинян, занимался со своими уче­никами Антисфен, основатель философской школы кини­ков. Рядом с этим гимнасием находилось святилище Герак­ла, легендарного полубога-труженика, который являлся пат­роном-покровителем этой школы.

С 18-летнего возраста афинские юноши состояли в эфебии - государственной организации для подготовки сво­боднорожденных молодых людей к законной и гражданской службе. Здесь юноши проходили двухгодичную подготовку в воинских формированиях, находясь на государственном обеспечении. После первого года службы они приносили клятву на верность афинскому государству,

В Афинах и других городах Эллады в конце V - начале IV в. до н. э, свои частные школы открывали странствую­щие учителя мудрости - софисты, сведущие, прежде всего, в области красноречия и логики. Надо сказать, что в это время в греческих полисах выделяется профессиональная прослойка политиков, ораторов. Красноречие, искусство убеждать и отстаивать свои взгляды стало профессиональ­ным делом политика. Эту потребность удовлетворяли со­фисты. Их называли учителями мудрости, «словесной борь­бы», «гимнастики ума». Обучение преследовало вполне праг­матическую задачу: научить будущих политиков обосновывать и доказывать любую точку зрения способом словесных со­стязаний, бесед в форме остро отточенных вопросов и ответов выступлений. Важно отметить, что софисты положили начало развитию риторики, логики и грамматики, понимае­мой в данном случае как искусство речи, включающее и анализ поэтических, художественных и научных произведе­ний. Развитием риторики софисты способствовали повыше­нию общего уровня образования юношей, приучая их пра­вильно мыслить, правильно говорить, следовать образцам поведения великих людей. Способы обучения были весьма разнообразны; рассказ, развернутое доказательство, беседа, лекция, дискуссия.

Софисты профессионально занимались проблемами вос­питания. Например, Исократ (436-388 до н. э.), афинский ритор и руководитель школы, в речи «О значении Ареопага» высказал мысль, что руководить образованием молодежи должны самые мудрые афиняне. Он ставил воспитание выше государственных законов, полагая, что хорошо воспитанные граждане даже при дурно составленных законах захотят ос­таться в пределах законного.

Уже в VI в. до н. э. в Древней Греции начали складывать­ся философские школы. Древнейшей из них была пифаго­рейская, оказавшая сильное влияние на последующее раз­витие философской мысли. Основателем пифагорейской школы, этого своеобразного религиозно-этического братст­ва, являлся Пифагор.

В основу возрастной периодизации развития человека, отмечая основные возрастные рубежи, пифагорейцы положи­ли цифру 7: в первую седьмицу выпадают зубы, во вторую седьмицу наступает половая зрелость, в третью седьмицу от­растает борода. Обучать и воспитывать следует во всяком возрасте, «с тем чтобы и дети не вели себя по-младенчески, и юноши по-детски, и мужи по-юношески, и старики не впадали в маразм».

В V в. до н. э. в Древней Греции назрела необходимость осмысления в рамках философии такого важнейшего явле­ния социальной жизни, как воспитание необходимых поли­су граждан. Эмпирический материал был богат и разнообразён, центры обучения возникли и функционировали почти во всех городах античного мира. Нерасчлёненные еще науч­ные знания концентрировались в натурфилософских систе­мах, в содержание которых вплетались и педагогические идеи. В мир древнегреческой педагогической мысли нас вво­дит Гераклит (520-460до н. э.). Его сочинения, дошедшие до нас во фрагментах, содержат ряд кардинальных педагогических идей. Каждый человек способен к обучению, познанию истины и совершенствованию: «Всем людям дано познавать самих себя и быть целомудренными». У человека есть два основных орудия познания: ощущения и разум. Через органы чувств обучающийся «вступает в контакт с объемлющим и приобретает рациональную способность». Критерий истины не в том, что «узнают на опыте», а во всеобщем, которое следует научиться слушать и понимать и о котором следует уметь правильно говорить: «Кто намерен говорить с умом, те должны крепко опираться на общее для всех...» Таким образом, разум, а не чувства свидетельствует ей ис­тинности или ложности явления. Кто не владеет этим ис­кусством, того нельзя считать образованным: «Должно при­знать: мудрость в том, чтобы знать все как одно». Цель ум­ственного воспитания - познание замысла, которым все управляется посредством всего. Гераклит убеждает, что «многознание уму не научает». По Гераклиту, «мудрость... в том, чтобы говорить истину и действовать согласно приро­де, осознавая», а этому следует учиться. Особенно важно овладеть способами усвоения и передачи знаний, так как «природа любит таиться». Познание истины Гераклит сравни­вает с добычей золота: «Ищущие золото... много земли пере­капывают, а находят мало». Для этого необходимо быть не только усердным учеником, умеющим видеть и слышать всеобщее, но и обладать развитой душой. Интеллектуаль­ное образование и нравственное воспитание у Гераклита - единый процесс: «Глаза и уши - дурные свидетели для людей, если души у них варварские», и еще: «Невежество лучше прятать, чем выставлять напоказ». Большое значе­ние Гераклит придавал развитию способности самостоятельно мыслить, овладевать пониманием, учиться действо­вать сообразно природе. Отсюда философ делал вывод о важной роли самовоспитания и самообразования в станов­лении личности.

Одной из вершин педагогического мастерства Древней Греции было искусство воспитания молодежи, достигнутое Сократом (ок. 470-399 до н. э.). Сократ не оставил после себя трактатов, книг, но его дела и мысли известны от мно­жества его учеников и почитателей. В своей педагогической практике Сократ довел до совершенства такой способ на­хождения истины, как диалог с учеником. Именно в диало­ге и совместно с учеником он искал истину. Впервые он стая сознательно использовать индуктивные доказательства и давать общие определения, работать над понятиями. В этом он сближался с софистами.

Ксенофонт (ок.430-355 до н. э.), ученик Сократа, автор первого античного педагогического романа «Киропедия», или «Воспитание Кира», излагая свои мысли об образовании и воспитании правителя, высказал и ряд общих педагогических идей, отражавших практику афинской системы воспитания. Ксенофонт высоко ставил значение риторики в деле образования личности. Основные персонажи «Киропедии» произносят образцовые речи по всем правилам классической греческой риторики. Образованный человек, по мнению Ксенофонта, должен в совершенстве владеть искусством спора, софистической диалектикой, т.е. уметь вести спор путем сопоставления; уметь аналитически истолковывать обсуждаемые понятия; владеть способами исследования понятий путем аналогии. Ксенофонт считал, что образование молодежи не может являться делом частных лиц, а, как в Спарте, должно быть под контролем государства и иметь своей целью воспитание совершенных граждан. Даже родители не имеют права свободно распоряжаться воспитанием своих детей. Ксенофонт на первое место в воспитании ставил обучение справедливости; дети видят, как нравственно и благопристойно ведут себя ежедневно старшие, и это весьма спо­собствует воспитанию у них нравственных устоев. Детей учат повиноваться предводителям. И здесь особое значение име­ет пример старших. В деле воспитания по Ксенофонту, осо­бое внимание должно уделяться недетскому а юношескому возрасту. В «Воспоминании о Сократе» Ксенофонт на при­мере педагогической практики, этого философа раскрывает особенности умственного образования юношества, восхи­щаясь методическим искусством Сократа, особенно его по­нятийно-диалектическим методом обучения.

Платон (427-347 до. н .э.) также был учеником Сократа и развивал идеалистическую линию философии, что отрази­лось на его взглядах по проблемам воспитания и образова­ния молодежи. На базе одного из трех афинских гимнасиев Платон основал философскую школу - Академию (387), ко­торой сам руководил. Для упорядочения организации школь­ной жизни Платон придумал водяные часы-будильник, звон­ком призывавшие в определенное время его учеников к за­нятиям.

Содержание образования в Академии было разносторон­ним: здесь обучали математике, диалектике, астрономии, естествознанию и другим наукам той эпохи. Методика обу­чения восходила к сократическим беседам, спорам, диало­гам и получила яркое отражение в сочинениях самого Пла­тона. Платон выдвинул идею создания системы государствен­ных школ оказав сильнейшее влияние на организацию школьного дела в последующую, эллинистическую эпоху. По мысли философа, в идеальном аристократическом госу­дарстве-полисе воспитание детей в семье и школьное обу­чение должны осуществляться под контролем государства и в его интересах. Полисная власть обязана регулировать даже браки, не допуская заключения их между людьми различ­ных социальных групп: специальные чиновники подбирают пары родителей, способных произвести здоровое потомст­во; новорожденных вскармливают общественные кормилицы в государственных воспитательных домах. С 3,до 6 лет целенаправленное воспитание предполагалось осуществлять особым воспитательницам на специально оборудованных площадках вблизи храмов. Детям этого возраста Платон ре­комендовал пребывание на свежем воздухе и игры, во время которых они должны были приобретать полезные знания и готовиться к школьному обучению и будущему своему при­званию. С 7 лет все дети должны были посещать школы, но не частные, а единообразные, государственные. Содержа­ние образования рекомендовалось то же, что и практико­вавшееся в Афинах его времени. С 12 до 16 лет подростки должны посещать гимнасии и палестры, а затем дети элиты мощи продолжить обучение в школах повышенного типа в целях подготовки к государственной и воинской деятель­ности. С 18 до 20 лет предполагалась военно-гимнастичес­кая и философская подготовка в эфебии, которую Платон рассматривал уже не как службу в армии, а как своеобраз­ное высшее учебное заведение.

Платону принадлежит заслуга осмысления целей и со­держания школьного образования. В своих «Законах...» об­разование он трактует как то, что ведет с детства к доброде­тели, заставляет человека страстно желать и стремиться стать совершенным гражданином, умеющим справедливо подчи­няться или же начальствовать.

Антисфен (450-360 до н. э.) - еще один из учеников Со­крата, основатель материалистически ориентированной фи­лософской школы киников, разрабатывал проблемы воспи­тания человека с демократических позиций. Единственно реальным для Антисфена являлись вещи, имеющие точные наименования, которые и следует уяснить в начале школь­ного обучения, тем самым приближаясь не к миру идей, а к миру предметных реальных явлений.

В деле воспитания Антисфен основным методом счи­тал личный пример учителя. В отличие от большинства античных философов он высоко оценивал воспитатель­ную роль труда, приводя в пример Геракла и его трудовые подвиги. По его мнению, блага человека являются резуль­татом его личного труда, поэтому «следует домогаться удо­вольствий, которые идут за трудами, а не перед трудами». Высоко оценивал Антисфен воспитание привычки к пре­одолению трудностей, замечая, что трудности похожи на собак, они кусают лишь тех, кто к ним непривык. Отсюда и обязательное условие воспитания - закаливание, при­витие стойкости, презрения к роскоши, умение перено­сить лишения, физические неудобства. С трудовым воспитанием Антисфен тесно связывал нрав­ственное, считая, что «добродетели можно научиться», что она «самая важная наука в школе». Для этого нужно не столь­ко передавать знания ученикам, сколько воспитывать силу воли. Критерий добродетели - поступки учеников. Нрав­ственное воспитание Антисфен связывал с физическим. Самое важное мес­то он отводил умственному воспитанию, считая, что глав­ный воспитатель и руководитель в жизни - это наш собст­венный разум.

Аристотель (384-322 до н. э.), виднейший философ анти­чности, являлся учеником и во многом продолжателем идей Платона. В гимнасии Ликей он создал свою философскую школу, где обучение происходило во время прогулок, по-гречески - «перипата», отсюда и название школы - пери­патетическая. Для своих учеников Аристотель создал ряд трудов, охватывающих всю сумму тогдашнего знания. Прежде всего следует назвать его сочинение по онтологии, или «пер­вой философии», которое называлось «Метафизика», что бук­вально означает «то, что следует после физики». Этим поня­тием обозначался раздел философского знания, исследую­щий недоступные для органов чувств и лишь умозрительно достигаемые начала всего существующего.

Аристотелем были созданы также труды по логике, со­держащие теорию познания, позднее объединенные в книгу «Органон». В отличие от Платона сенсорное восприятие им трактовалось в качестве основы познания. Инструментом по­знания он называл дедукцию и индукцию в их соединении. В этике Аристотель утверждал в качестве цели всех челове­ческих дел счастье, которое достигается в процессе духов­ного труда, в мышлении и познании. Духовный труд он ста­вил неизмеримо выше физического.

В своей «Поэтике» Аристотель раскрыл основы эстети­ческого учения, введя такие понятия, как мимезис, или под­ражание, и катарсис, или очищение души от аффектов. Эти идеи оказали большое влияние на развитие эстетической мысли вплоть до Нового времени. Натурфилософские воз­зрения Аристотеля представлены в книгах «Физика» и «О небесах». Особо следует отметить его трактат «Риторика». В этом труде обобщен поистине драгоценный опыт класси­ческой Греции в ораторском деле.

Аристотель определял риторику как искусство убежде­ния, которым должен владеть и каждый воспитатель юно­шества. Риторическое искусство заключается, по его мне­нию, в соединении по особым правилам логического и не­логического, рационального и иррационального, оно связано с эстетикой и дает человеку общую способность «находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета». Из всех высказываний Аристотеля по во­просам воспитания можно сделать вывод, что главной зада­чей общего образования он считал сообщение ученикам фун­даментальных неспециализированных знаний из различных областей и выработку у молодежи способности самостоя­тельного суждения.

Вопросы воспитания и обучения затрагивались Аристо­телем практически во всех основных сочинениях. Он продолжал развивать идею государственного воспитания и обу­чения молодежи. Человека он называл «политическим», т.е. «общественным животным». Однако он был против упразд­нения семейного воспитания, как это фактически наблюда­лось у Платона. По Аристотелю, семья и семейное воспита­ние соответствуют особенностям человеческой природы. Вос­питание детей с 7-летнего возраста обязательно должно находиться под контролем государства-полиса. Семейное и общественное воспитание должны находиться в соответст­вии: друг с другом как часть и целое. Воспитание подраста­ющего поколения является основной задачей школы. Цель воспитания - формирование у молодежи добродетели.

Воспитание с необходимостью должно быть двояким, так как в обществе, утверждал Аристотель, система «раб-гос­подин» столь же естественна, как в семье «жена-муж». Рабы должны приготовляться к труду, а дети свободных должны иметь необходимый досуг, схолу, для развития ума и всесто­роннего воспитания. Дети аристократов должны получать наилучшее образование, ибо им предстоит управлять госу­дарством. Разум, по Аристотелю, является формой души. Отсюда и важность умственного воспитания. Искажение ра­зума ведет к деформации души и духовному оскудению. За­дача воспитателя - развивать природу ребенка, а путь раз­вития, по Аристотелю, это прежде всего развитие разума. Реализация разумного мышления и разумного действия пред­полагает воспитание воли.

Аристотель продолжил исследование проблемы факторов, влияющих на формирование человека, начатое еще Плато­ном. Им выделялись три основные группы факторов: внеш­ний, окружающий человека и воспринимаемый органами чувств мир; внутренние силы, развивающие в человеке при­сущие ему задатки; целенаправленное воспитание, разви­вающее способности человека в необходимом для общества - государства направлении. Воспитатель, прежде всего, раз­вивает душу, которая, по Аристотелю, имеет три вида: рас­тительная (питание и размножение), животная (ощущения и желания) и разумная (мышление и познавательная дея­тельность). Таким образом, сама природа души требует един­ства физического, эстетического, нравственного и умствен­ного воспитания. По сути дела, им впервые дано обоснова­ние необходимости гармоничного воспитания.

Аристотель упорядочил возрастную периодизацию, на­чатки которой были даны пифагорейцами и обоснованы Пла­тоном. Им были выделены следующие этапы, или качест­венно отличные ступени развития ребенка и юноши: от рож­дения до 7 лет, от 7 до 14 лет, от 15 до 21 года. Воспитание ребенка до 7 лет должно осуществляться в семье, а с 7-летнего возраста - в школе.

Глубоко продумано и логически обосновано у Аристоте­ля содержание образования. Он выделял четыре основных блока: пропедевтический, подготовительный блок: чтение, письмо, грамматика, арифметика, гимнастика, рисование, музыка, элементарные знания логики, умения и навыки ло­гического мышления; основной блок: знание о мире как та­ковом, т.е. науки о природе, история, астрономия, матема­тика, метафизика, философия; знания в качестве руковод­ства к практической добродетельной жизни в семье и полисе-государстве: этика, политика; блок знаний, умений и навыков, являющихся основой практической деятельнос­ти и личного творчества: риторика, поэтика. Надо отметить, что, по Аристотелю, у свободных граждан практическое вла­дение искусством не должно достигать однобокого, профес­сионального уровня. Производство продуктов на продажу - удел рабов.

Аристотель наметил основные ступени познавательной деятельности: ощущение, память, опыт и научное познание. Наиболее подробно разработана им четвертая ступень, осо­бенно логика научного мышления, умение пользоваться по­нятийным аппаратом и пр.

В области методики воспитания и обучения Аристотель на первое место ставил такое, как он считал, внутренне при­сущее человеку качество, как способность к подражанию. Повторение, копирование, следование примеру, образцу до­ставляет чувство удовлетворения, радость. И умственное, и физическое, и нравственное воспитание требуют целостной серии продуманных упражнений, частых повторений жела­тельных действий, вызывающих чувство удовольствия.

Влияние Аристотеля на последующее развитие педа­гогической мысли и на практику Школьного строитель­ства было огромно. Особенно оно ощущалось в эпоху становления схоластического обучения поздней анти­чности и средневековья.

Заключение.

Таким образом, Древние Афиняне очень ответственно подходили к вопросам создания семьи и воспитания молодого поколения.

Государство активно вмешивалось в личную жизнь граждан и требовало от них ответственного отношения к обязанностям гражданина: создать семью и воспитывать детей.

В Афинах государственный аппарат через законы и пропаганду нравственных устоев жизни создавал атмосферу нетерпимости к людям безответственно относящимся к своим гражданским обязанностям. Холостяки не создавшие семью к 35 годам был, по сути, изгоями общества. Детей должны были воспитывать родители и нести ответственность перед обществом за их воспитание. Человек, безответственно относящийся к воспитанию детей, чувствовал себя неуютно. Наоборот, слава ждала родителей, воспитавших достойных граждан.

В Афинах воспитание стремилось к сочетанию умственного, нравственного, эстетического и физического развития личности ребёнка. Поэтому Афины оставили человечеству богатое наследство в области философии, литературы, педагогики.

Таким образом, данная система ориентировала на овладение «совокупностью добродетелей», в дальнейшем получившей известность как программа «семи сво­бодных искусств» (грамматика, диалектика, искусство спора, арифметика, геомет­рия, астрономия, музыка). Эта программа стала символом образования для мно­гих поколений и вошла в историю как традиция греческой образованности.

Список литературы


  1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. - «Питер», 2000.

  2. Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима. - М.: Высшая школа, 1988.

  3. Джуринский А. Н. История зарубежной педагогики. - М., 1998.

  4. Сластенин В. А. и др. Педагогика. - М., 2000.

  5. Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаев М.Ф., История педагогики - М.: Просвещение, 1982г.

  6. Лихачев Б.Т. Лекции по педагогике. - М.,1995.

  7. История педагогики / под. ред. А. И. Пискунова. - М.: ТЦ, 1998.

  8. Лосев А. Ф. История античной философии в конспектном изложении. - М.: Мысль, 1989.



Скачать файл (123.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru