Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Ответы к экзамену по социальной психологии личности - файл 1.doc


Ответы к экзамену по социальной психологии личности
скачать (128 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc128kb.04.12.2011 17:41скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
1. Личность в общей и социальной психологии. В многочисленных и разнообразных определениях предмета социальной психологии заложена некоторая противоречивость суждений относительно того, какое место должна занять проблема личности в этой науке. При характеристике основных позиций в дискуссии о предмете социальной психологии можно говорить о том, что одна из них понимает под задачей социальной психологии исследование именно личности (К.К. Платонов), хотя и добавляется при этом, что личность должна рассматриваться в контексте группы. Но так или иначе акцент сделан на личность, на ее социально обусловленные характеристики, на формирование в ней определенных качеств в результате социального воздействия_и_т.д.
Вместе с тем другая позиция в дискуссии основывается на том, что для социальной психологии личность – отнюдь не главный объект исследования, поскольку сам “замысел” существования этой особой ветви психологического знания состоит в том, чтобы изучать “психологию группы”. При такой аргументации предполагается, что собственно личность выступает как предмет исследования в общей психологии, а отличие социальной психологии от последней и состоит в другом фокусе интереса.
В социальной психологии проблема личности присутствует как законная проблема этой науки, однако в специфическом аспекте. Характеристика этого аспекта, аргументация в его пользу и должны быть предметом изучения. Необходимость этого диктуется еще и тем соображением, что проблема личности является не только проблемой всей совокупности психологических наук. Следовательно, даже если мы определим границы между ними в подходе к личности, мы не решим вопрос о специфике анализа полностью. В настоящее время в современном обществе интерес к проблемам возможностей человеческой личности настолько велик, что практически все общественные науки обращаются к этому предмету исследования: проблема личности стоит в центре и философского, и социологического знания; ею занимается и этика, и педагогика, и генетика. Можно, конечно, пренебречь точным обозначением сферы и угла зрения в исследовании этого действительно общезначимого феномена и работать по принципу “все, что будет познано и описано, будет полезно”. Но, хотя с практической точки зрения в таком рассуждении и есть резон, вряд ли такой подход способствует повышению эффективности исследований. К тому же для каждой научной дисциплины важна внутренняя логика, и она требует более точного самоопределения в изучении тех проблем, которые представляют интерес для многих наук.
Разведение направлений такого всеобщего интереса к проблеме личности кажется особенно важным еще и потому, что решить ее можно только совместными усилиями всех научных дисциплин, имеющих отношение к делу. Совместность таких усилий предполагает комплексный подход к исследованию личности, а он возможен лишь при достаточно точном определении области поиска для каждой из вовлеченных дисциплин.
Таким образом, для социальной психологии важно как минимум установить отличие своего подхода к личности от подхода к ней в двух “родительских” дисциплинах: социологии и общей психологии. Эта задача не может иметь единого решения для любых систем как социологического, так и психологического знания. Вся трудность ее решения заключается в том, что в зависимости от понимания личности в какой-либо конкретной социологической или психологической концепции только и можно понять специфику ее как предмета исследования в социальной психологии. Естественно, что при этом должны быть включены в анализ и те философские предпосылки, которые лежат в основе системы наук о человеке.

^ 3.Социализация личности, этапы, механизмы. Социализацией называется процесс становления личности, ее обучения, воспитания и усвоения социальных норм, ценностей, установок, образцов поведения, присущих данному обществу.

Социализация выполняет в общество три основных задачи:

1)интегрирует индивида в общество, а также в различные типы социальных общностей через усвоение им элементов культуры, норм и ценностей;

2) способствует взаимодействию людей вследствии принятия ими социальных ролей;

3) сохраняет общество, производит и передает культуру поколений через убеждения и показ соответствующих образцов поведения.

^ Этапы социализации

Для успешной социализации, по Д. Смелзеру, необходимо действие трех

фактов: ожидания, изменения поведения и стремления соответствовать этим

ожиданиям. Процесс формирования личности, по его мнению, происходит по трем

различным стадиям:

1) стадии подражания и копирования детьми поведения взрослых;

2) игровой стадии, когда дети осознают поведение как исполнение роли;

3) стадии групповых игр, на которой дети учатся понимать, что от них

ждет целая группа людей.

Одним из первых выделил элементы социализации ребенка З. Фрейд. По Фрейду, личность включает три элемента: «ид» – источник энергии, стимулируемый стремлением к удовольствию; «эго» – осуществляющий контроль личности, на основе принципа реальности, и «суперэго», или нравственный

оценочный элемент. Социализация представляется Фрейдом процессом развертывания врожденных свойств человека, в результате которого происходят становления этих трех составляющих элементов личности. В этом процессе Фрейд выделяет четыре этапа, каждый из которых связан с определенными

участками тела, так называемыми эрогенными зонами: оральный, анальный, фаллический и этап половой зрелости. Французский психолог Ж. Пиаже, сохраняя идею различных стадий в развитии личности, делает акцент на развитии познавательных структур индивида и их последующей перестройке в зависимости от опыта и социального взаимодействия. Эти стадии сменяют одна другую в определенной последовательности: сенсорно-моторная (от рождения до 2 лет), операциональная (от 2 до 7), стадия конкретных операций (с 7 до 11), стадия формальных операций (с 12 до 15).

процесс социализации продолжается в течение всей жизни человека

Социализация человека во взаимодействии с различными факторами и агентами происходит с помощью ряда, условно говоря, «механизмов». Подразделяются на:

1. К социально-психологическим механизмам можно отнести следующие:

  • Импринтинг (запечатление) — фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей воздействующих на него жизненно важных объектов. Импринтинг происходит преимущественно в младенческом возрасте. Однако и на более поздних возрастных этапах возможно запечатление каких-либо образов, ощущений и т. п.

  • Экзистенциальный нажим — овладение языком и неосознаваемое усвоение норм социального поведения, обязательных в процессе взаимодействия со значимыми лицами.

  • Подражание — следование какому-либо примеру, образцу. В данном случае — один из путей произвольного и чаще всего непроизвольного усвоения человеком социального опыта.

  • Рефлексия — внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников, значимым лицам и т. д. Рефлексия может представлять собой внутренний диалог нескольких видов: между различными Я человека, с реальными или вымышленными лицами и др. С помощью рефлексии человек может формироваться и изменяться в результате осознания и переживания им той реальности, в которой он живет, своего места в этой реальности и себя самого.

2. К социально-педагогическим механизмам социализации можно отнести следующие:

Традиционный механизм социализации (стихийной) представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения (соседского, приятельского и др.).

Институциональный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями, как специально созданными для его социализации, так и реализующими социализирующие функции попутно, параллельно со своими основными функциями (производственные, общественные, клубные и другие структуры, а также средства массовой коммуникации).

Стилизованный механизм социализации действует в рамках определенной субкультуры.

Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами. В его основе лежит психологический механизм межличностного переноса благодаря эмпатии, идентификации и т. д. Значимыми лицами могут быть родители (в любом возрасте), любой уважаемый взрослый, друг-сверстник своего или противоположного пола и др.
^ 4. Особенности функционирования механизмов. Социализация человека во взаимодействии с различными факторами и агентами происходит с помощью ряда, условно говоря, «механизмов». Агенты+факторы=механизмы социализации. Подразделяются на:

  1. Социально-психологические механизмы

  2. Социально-педагогические механизмы

К социально-психологическим механизмам можно отнести следующие:

  • Импринтинг (запечатление) — фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей воздействующих на него жизненно важных объектов. Импринтинг происходит преимущественно в младенческом возрасте. Однако и на более поздних возрастных этапах возможно запечатление каких-либо образов, ощущений и т. п.

  • Экзистенциальный нажим — овладение языком и неосознаваемое усвоение норм социального поведения, обязательных в процессе взаимодействия со значимыми лицами.

  • Подражание — следование какому-либо примеру, образцу. В данном случае — один из путей произвольного и чаще всего непроизвольного усвоения человеком социального опыта.

  • Рефлексия — внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников, значимым лицам и т. д. Рефлексия может представлять собой внутренний диалог нескольких видов: между различными Я человека, с реальными или вымышленными лицами и др. С помощью рефлексии человек может формироваться и изменяться в результате осознания и переживания им той реальности, в которой он живет, своего места в этой реальности и себя самого.

К социально-педагогическим механизмам социализации можно отнести следующие:

- Традиционный механизм социализации (стихийной) представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения (соседского, приятельского и др.). Это усвоение происходит, как правило, на неосознанном уровне с помощью запечатления, некритического восприятия господствующих стереотипов. Эффективность традиционного механизма весьма рельефно проявляется тогда, когда человек знает, «как надо», «что надо», но это его знание противоречит традициям ближайшего окружения. эффективность традиционного механизма проявляется в том, что те или иные элементы социального опыта, усвоенные, например, в детстве, но впоследствии невостребованные или блокированные в силу изменившихся условий жизни (например, переезд из села в большой город), могут «всплыть» в поведении человека при очередном изменении жизненных условий или на последующих возрастных этапах.

- Институциональный механизм социализации, как следует уже из самого названия, функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями, как специально созданными для его социализации, так и реализующими социализирующие функции попутно, параллельно со своими основными функциями (производственные, общественные, клубные и другие структуры, а также средства массовой коммуникации). В процессе взаимодействия человека с различными институтами и организациями происходит нарастающее накопление им соответствующих знаний и опыта социально одобряемого поведения, а также опыта имитации социально одобряемого поведения и конфликтного или бесконфликтного избегания выполнения социальных норм. Надо иметь в виду, что средства массовой коммуникации как социальный институт (печать, радио, кино, телевидение) влияют на социализацию человека не только с помощью трансляции определенной информации, но и через представление определенных образцов поведения героев книг, кинофильмов, телепередач. Люди в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями склонны идентифицировать себя с теми или иными героями, воспринимая при этом свойственные им образцы поведения, стиль жизни и т. д.

- Стилизованный механизм социализации действует в рамках определенной субкультуры. Под субкультурой в общем виде понимается комплекс морально-психологических черт и поведенческих проявлений, типичных для людей определенного возраста или определенного профессионального или культурного слоя, который в целом создает определенный стиль жизни и мышления той или иной возрастной, профессиональной или социальной группы. Но субкультура влияет на социализацию человека постольку и в той мере, поскольку и в какой мере являющиеся ее носителями группы людей (сверстники, коллеги и пр.) референтны (значимы) для него.

- Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами. В его основе лежит психологический механизм межличностного переноса благодаря эмпатии, идентификации и т. д. Значимыми лицами могут быть родители (в любом возрасте), любой уважаемый взрослый, друг-сверстник своего или противоположного пола и др. Естественно, что значимые лица могут быть членами тех или иных организаций и групп, с которыми человек взаимодействует, а если это сверстники, то они могут быть и носителями возрастной субкультуры. Но нередки случаи, когда общение со значимыми лицами в группах и организациях может оказывать на человека влияние, не идентичное тому, какое оказывает на него сама группа или организация.

^ 5. Проблемы соц. влияния на личность. Определение понятия «социального влияния»
О социальном влиянии говорилось еще во времена античности. Первые определения влияния в основном были сфокусированными на искусстве построения речи и ораторскому мастерству. В Древней Греции изучение влияния было связано с риторикой. Аристотель выделял в качестве основных условий эффективного воздействия доверие к источнику воздействия, апелляции к эмоциям и логику обоснования. Он также отмечал, что результативность воздействия возрастает, если он строится на общем почве субъекта и объекта воздействия, что предполагает знание аудитории и ее представителей. Выдающийся оратор Цицерон выделял пять элементов убеждающего воздействия: создание очевидности аргументов, их организация, художественная стилизация, содействие их запоминанию, их искусное проговаривания.
Итак, социальное влияние определяется исследователями этого феномена как влияние на психику человека, поэтому это понятие нельзя отождествлять с понятием «социально-психологическое воздействие».
Социальное влияние в широком понимании, как асимметричные отношения между людьми, когда один человек получает возможность применять действие относительно другой, а в узком смысле - как изменение знаний, установок или эмоций человека, который может быть вызвана действиями других людей. Он различает такие виды социально-психологического воздействия;
- Принуждение (основным средством давления - возможное наказание за отказ подчиниться);
- Награждение (средство давления - вознаграждение за согласие подчиниться);
- Легитимное (обусловленное законом);
- Информационное и экспертное (обусловленное убеждением в компетенции источника социального влияния);
- Референтное (обусловленное идентификацией объекта социального воздействия с субъектом)
Следовательно, проблемы социального влияния - это проблемы изменений, которые происходят в психике человека в результате воздействия на нее со стороны других людей, а также того, как именно происходят эти изменения, какие механизмы здесь работают. Ведь социальное влияние - это давление на человека со стороны агента влияния, которое осуществляется без каких-либо насильственных действий, без ограничений физической свободы действий, без какой-либо угрозы (прямой или косвенной) жизни или здоровью объекта воздействия. Объект воздействия свободно, добровольно принимает систему ценностных смыслов субъекта влияния.
Социальное влияние является воздействием на психику человека. Это влияние осуществляется на основе законов человеческой психики и основывается на психологических особенностях человека, которые делают ее податливой к влиянию. К этим особенностям относятся, прежде всего, эмоционально-мотивационная сфера личности,_ее_самосознание.
Неправильно было бы представлять социальное влияние в виде отдельных актов или разъединенных попыток людей влиять друг на друга. Социальное влияние действует на нас постоянно, потому что мы находимся в непрерывном потоке людей и взаимодействий. Все эти события, люди, ситуации, обстоятельства и т.д. образуют единое энергетическое поле социального воздействия, в котором каждый индивид является одновременно субъектом и объектом воздействия. В рамках энергетического поля социального влияния существует много разновидностей срабатывания его компонентов. Энергетические потенции, заложенные в самом механизме социально-психологического взаимовлияния, могут по разному проявляться в различных социальных связях.


^ 6. Социально-психологический барьеры личности. Социально-психологический ба­рьер — это такое состояние или свойство индивида, которое консервирует резервы его духовно-психического потенциала или тормозит их реализацию в процессе его жизнедеятельнос­ти.

Основная функция социаль­но-психологического барьера состоит в защите личности от угрозы разрушительного воздействия

Такие психологические механизмы, как отрицание, подав­ление, вытеснение, рационализация, проекция, сублимация, идентификация, замещение, сновидение и другие, открытые и описанные в свое время 3. Фрейдом, а позднее систематизиро­ванные А. Фрейд, нацелены на ослабление внутренних и вне­шних конфликтов личности и повышение уровня ее способности и к адаптации, уравновешиванию со средой и саморегуляции.

Однако, обеспечивая психологическую защищенность лич­ности от стрессогенных факторов, способных ее вывести из со­стояния внутренней уравновешенности, эти механизмы, в свою очередь, оказываются психологическими барьерами на пути адекватного восприятия и понимания личностью природы пос­ледних.защищая от внутренних конфликтов и внешних влияний, барьер одновременно и тормозит, сдерживает, замо­раживает и консервирует эмоциональную реактивность и впе­чатлительность, интеллектуальную активность и подвижность личности.

Необходи­мость психологической защиты личности от разрушительных последствий как внутреннего конфликта, так и внешнего влия­ния, порождающая барьер, вытекает из многих факторов и ус­ловий человеческой жизнедеятельности. Она может быть продуктом:

угрозы манипуляции сознанием и психическим состоя­нием индивида;

результатом потребности человека в обособлении от интенсивного общения с окружающими в целях внутреннего со­средоточения;

следствием опасности стрессовой ситуации;

финалом полной идентификации с какой-либо общнос­тью в противовес другим;

порождением трудностей межличностного или ролево­го общения и т. д.

Основные особенности действия того или иного барьера обусловлены спецификой названных выше социально-психоло­гических явлений.

Барьеры личности и общности. В роли социально-психо­логического барьера на пути реализации творческого потен­циала личности может оказаться свойственное в тех или иных случаях человеку как состояние высокой, зашкаливающей пси­хической напряженности и скованности, так и, наоборот, со­стояние беспочвенной эйфории, благодушия, а соответственно и невключенности в сложную ситуацию, требующую собран­ности и полной концентрации сознания, воли и внимания на решение предстоящей задачи.

Иными словами, любое психическое состояние личности, не адекватное требованиям складывающейся ситуации, способ­но выступать в качестве ее личностного психологического ба­рьера в той мере, в какой оно проистекает из особенностей характера данного индивида. Так, человек, склонный к повы­шенной самокритичности и заниженной самооценке, постоянно сомневающийся в своих действиях и в своих силах, чаще всего может оказаться жертвой собственного психологического барьера, необоснованной напряженности и скованности, тормо­зящих реализацию им своего духовного потенциала.

Психологический же барьер невключенности или явно не­достаточной включенности в действие на почве недооценки сложности складывающейся ситуации чаще возникает у инди­вида, склонного к завышенной оценке своих сил и способнос­тей. Но личность может быть носителем и психологических барьеров, доставшихся ей от общности, с которой она себя отождествляет. Например, психологический барьер, контроли­рующий дистанцию общения представителей одной общности с другими, является психологическим барьером общности. Та­ков, в частности, внешне ориентированный психологический барьер любой общности, который проявляется в конфронтации или противопоставлении "мы" и "они".

Социально-психологические барьеры деятельности. Наи­более многообразны психологические барьеры деятельности. Они могут дифференцироваться по видам последней. Это со­ответственно психологические барьеры: коммуникативной или познавательной, трудовой или управленческой, рекреактивной или творческой, экономической или политической, правовой или духовно-нравственной деятельности людей.

Как и в случае с психологическими барьерами общности, барьеры деятельности как таковые носят безличный характер. Это объясняется, в частности, не зависящим от отдельного ин­дивида универсальным характером противоречий в психологии деятельности — между ее мотивами и способами осуществле­ния, между притязаниями и реальными достижениями субъекта действия и др.

Таков, например, рассмотренный нами психологический барьер на пути достижения нового знания в науке. Аналогич­ный характер носит и психологический барьер познавательной активности человека, связанный с механизмом опосредования в восприятии текста.

Социально-психологические барьеры общения. Особое ме­сто в системе социально-психологических барьеров человека занимают барьеры общения. Они столь же многообразны, как и само общение между людьми. По своей природе эти барьеры могут быть продуктом как безличных механизмов социально-психологического взаимодействия и взаимовлияния людей друг на друга (стереотипы), так и влияния личностных индивидуальных особен­ностей партнеров по общению (интровертированность).

^ 7. пути преодоления барьеров.

легко ли избавиться от роли барьера в качестве препятствия и преграды на пути к эффективной дея­тельности, но сохранить при этом те защитные функции, кото­рые он выполнял?

Начнем с выяснения того, насколько и при каких условиях необходимо преодоления социально-психологических барьеров.

Несмотря на значимость функции психологической защи­ты, которую выполняют психологические барьеры, неоспори­ма необходимость их контроля, а если это неизбежно, то и преодоления — если они тормозят или тем более консервируют духовный потенциал человека.

Это оправдано, однако, при условии замещения выполня­емой ими функции защиты другими средствами. Последними в результате устранения психологического барьера становятся такие средства психологической саморегуляции, которые спо­собны контролировать меру включения тормозных механизмов в зависимости от степени необходимой самозащиты.

Естественно, что это предполагает высокий уровень со­циально-психологической культуры. Это касается не только случаев замещения психологических барьеров другими, более тонкими средствами контроля той или иной ситуации. Сама стратегия нацеленности на преодоление излишних психологи­ческих барьеров возможна лишь на основе более высокой со­циально-психологической культуры.

Так, преодоление психологического барьера на пути твор­ческого самовыражения личности, вызванного состоянием ее крайней напряженности, предполагает развитие навыков релак­сации, то есть умения и опыта снятия психического напряже­ния через физическое расслабление.

Однако как само овладение навыка­ми релаксации, так и способности их совмещения с одновременным контролем за активным выполнением других функций, возможно лишь при достаточно высоком уровне культуры психической са­морегуляции. По существу, здесь происходит расширение поля пси­хической деятельности, контролируемого вниманием. Это становится возможным за счет распределения внимания индивида сразу на два различных вида действия — релаксацию в одной зоне и целенаправленную активность в другой.

Это означает замещение сомнения в своих силах установ­кой твердой уверенности и веры в себя. Это уже глобальная внутриличностная операция. Она предусматривает новый уровень культуры самосознания, высокую степень развития интеграль­ного "Я".

Еще более высокие требования предъявля­ет к человеку необходимость преодоления психологических барьеров в ситуации межличностного или функционального общения. Этим целям служат активные методы обучения.

Концепция и практика социально-психологического тре­нинга, получившая широкое развитие как у нас в стране, так и за рубежом, нацелена на совершенствование психологической культуры коррекции и самокоррекции как личности так и груп­пы. А это позволяет успешно преодолевать те психологичес­кие барьеры как личности, так и общности, которые мешают их эффективной деятельности. Этим целям соответствуют та­кие, например, виды социально-психологического тренинга, как: коммуникативной компетенции, индивидуального стиля, само­реализации личности, делового и партнерского общения, ког­нитивный тренинг, постдиагностический тренинг — коррекция, тренинг конкурентоспособности и др.
^ 9. персональная и социальная идентичность. (social identity) - аспекты индивидуального самосознания, проистекающие от принадлежности к социальным категориям  и идентификации с ними (например, жизненный путь, тендер, религиязанятие) , становящиеся заметными в тех контекстах, где эти социальные категории  принимают важное значение.  С каждой наглядной социальной идентичностью  связана оценка,  которая передает положительный или отрицательный статус.  Данный подход  в современной социальной психологии происходит от работы Анри Тайфеля и его (попытки объяснить межгрупповую дискриминацию и конфликт  в (условиях "минимальной группы", то есть где члены осведомлены только о своей принадлежности к группе или категории. Социальная (классификация  сопровождается процессом социального сравнения. В этой внутренней группе члены стремятся поддерживать положительную социальную идентичность, сравнивая самих себя с внешней группой в измерениях, которые гарантируют, что благоприятное самосознание  сохраняется, создавая положительную отличительность. Гам, где это затруднено, восприятие  внешней группы может искажаться, выливаясь в предубеждение.  Группы меньшинств в обществе встречаются с ситуацией, когда их социальные идентичности в значительной степени или полностью отрицательны.

Категория персональной идентичности отражает не только целостность психической жизни человека, но ее и органичную связь с социокультурным миром, с которой связана возможность продуктивной, социально значимой деятельности человека в мире и саморазвития человеческой личности. Данное понятие ввел в поле социальных наук американский социальный мыслитель Э.Г. Эриксон (1902 - 1994)1. Исследуя психологические нормы развития человеческой личности в современном мире, Эриксон опирался на теорию 3. Фрейда и психоаналитическую эго-психологию (А. Фрейд, Г. Гартман). При этом он в значительной мере трансформировал методологические принципы психоанализа в направлении экзистенциально-феноменологической интерпретации личности. в его творчестве представлены все те положения и проблемы, Персональная идентичность фиксирует психосоциальное здоровье человека, целостность его личности, возможные в своем социально-культурном окружении и своем историческом времени. В связи с этим выделяются следующие основные аспекты понятия «персональной идентичности»: 1) «психосоциальная идентичность», которая имеет два измерения: функционально-ролевое (социально-объективное) и самореализационное (социально-субъективное); 2) «экзистенциальная идентичность», формирующаяся в результате усвоения социальных ценностей и норм общества и связанная с религиозностью и религией, с измерением смысла существования общества и личности. В таком понимании персональная идентичность оказывается принципиально связанной с воспроизводством и обновлением отдельных социальных институтов и общества в целом.

Категория персональной идентичности, разработанная Э. Эриксоном, помогает понять причины одновременно социальных и психологических проблем современного общества, а также полно обрисовать современного человека, его индивидуальные особенности и способ связи со своим социокультурным сообществом.

^ 10. соц идентичность и СМИ Средства массовой информации (СМИ), или масс-медиа, очень быстро превращаются в реальную власть в политической, социальной и духовной сферах. Обладая специфическими возможностями влияния, СМИ воздействуют на общественное мнение и личностное мировоззрение, а в силу своей всеобщности и всеохватности способны формировать облик каждого нового поколения. Расширение влияния и рост возможностей СМИ усугубляют и так уже осложненный кризисным состоянием современного общества процесс формирования социокультурной идентичности личности. Одной из значимых характеристик современного общества является расширение технологических возможностей и сферы влияния средств массовой информации (коммуникации). Внедрение информационных технологий в современном постиндустриальном обществе вызвало широкий интерес к месту и роли СМИ в формировании общественного мнения как на уровне общности, группы, так и на уровне личности. Молодые и материально обеспеченные граждане доверяют СМИ значительно больше, чем пожилые и бедные. Новый средний класс ориентирован на позитивную, оптимистическую информацию, на развлекательные передачи, а не серьезную аналитику, на современную массовую культуру. Нынешние СМИ полностью соответствуют данному запросу. СМИ задают модели культуры, поведения, модели отношений к явлениям социальной жизни, нередко имеющих мало общего с действительностью. СМИ как проводники массовой культуры стали определяющим образом влиять на формирование ценностных установок, стиля и образа жизни населения, особенно молодежи. Это очень важный фактор формирования социокультурной идентичности как индивидуальной, так и коллективной (групповой). Степень доверия людей к медийным персонажам достаточно высока и позволяет идентифицировать себя с ними.

Что ждет индивид от СМИ? Он ждет подтверждения и расширения своих взглядов на окружающую его реальность, ее возможности и опасности; приобретения определенных навыков и знаний, способных помочь в его жизнедеятельности; найти образцы подражания, возможности наметить социально предпочтительную линию поведения и действовать на основе полученной информации, развлечься и отдохнуть от собственных проблем. СМИ готовы предоставить индивиду эту возможность, т.к. с точки зрения общества именно это и является функцией СМИ. Основной функцией массовой информации является обеспечение взаимосвязи между обществом (или общностями), с индивидами и социальными группами путем распространения информации о фактах, явлениях, событиях и социокультурных ценностях общества.

Таким образом, СМИ должны решать следующие задачи: создание и поддержание общей картины мира и картины мира отдельной общности и/или группы, передача от поколения к поколению ценностей культуры данного общества, а также дать возможность отвлечься от трудностей социального бытия путем введения развлекательной информации.

Современные средства массовой коммуникации и в политической, и в социальной, и в духовной сферах становятся действенным и гибким инструментом манипулирования как общественным сознанием, так и сознанием отдельного индивида. Информационные технологии позволяют одну и ту же информацию оформлять и представлять таким образом, что она может вызвать как позитивную, так и негативную эмоциональную реакцию, следствием чего могут быть нарушения нормального психологического состояния человека, группы, общества. Невозможно требовать защиты от «направленных» информационных воздействий СМИ, но следует понимать, что существует реальная угроза «психологического инфицирования» не только отдельного человека, но и всего человечества. Особенно актуально это в отношении молодого поколения. Оно еще не обладает достаточным уровнем образования и жизненным опытом, чтобы «фильтровать» информацию, которую им предоставляют СМИ. СМИ становятся одним из авторитетных агентов социализации молодого поколения.

Одним из важнейших итогов социализации является обретение социокультурной идентичности. Социокультурная идентичность — это динамическое состояние поиска согласия относительно оценок собственного поведения у членов группы или сообщества и принадлежности к определенной культуре.

Обретение идентичности молодым человеком осложнено не только манипулятивными технологиями СМИ, но и всей социокультурной ситуацией, сложившейся в современном обществе.

Постоянно пытаясь приспособиться к этим быстрым изменениям, молодой человек чувствует потребность постоянно выстраивать свою идентичность, восстановить ощущение своего «Я». Но обретение идентичности в новых условиях не является законченным процессом, этого недостаточно для жизни в этом быстро меняющемся обществе, и человек снова и снова пытается найти свое место в мире.

Таким образом, роль СМИ очень неоднозначна. С одной стороны, они открывают перед человеком широкие возможности приобщения к мировой информационной картине, опыт человека расширяется в глобальном масштабе. С другой стороны, налицо способность СМИ конструировать новую фрагментарную реальность, подчас очень далекую от истинной, создавая иллюзию участия и сопричастности к событиям и явлениям в мире и обществе. Это приводит к тому, что человек начинает мифологически (по Г. Маклюэну) воспринимать мир. Но миф способен и обогатить духовный мир человека, и разрушить его. Мифология массового потребительства, эгоизма, космополитизма и развлечений, агрессивно насаждаемая СМИ, разрушает духовный мир личности.

Через средства массовой коммуникации индивид проникается иллюзией собственной просвещенности и исключительности. Фрагментарность предлагаемой реальности порождает «лоскутную» и неустойчивую идентичность.


^ 11. Духовный потенциал. Под потен­циалом личности понимают определенный уровень ее психи­ческих возможностей и внутренней энергии, направленной на творческое самовыражение и самоутверждение. Психические возможности личности складываются в конечном итоге из ее интеллектуального, эмоционального и волевого потенциалов.

Они, в свою очередь, предполагают наличие у личности ; развитого сознания и самосознания, способности критического восприятия поведения окружающих и собственного поведения, способности сознательного выбора своей позиции в жизни. В процессе принятия обоснованного, социально ответственного решения и его реализации проявляются активность, самостоятельность, индивидуальность человека, его наиболее глубокие индивидуально-типологические черты и особенности.

По своей природе духовный потенциал личности является ре­зультатом всей ее жизнедеятельности (труда, познания и обще­ния), в том числе и деятельности, специально направленной на его формирование, развитие и обогащение. Он складывается и формируется на протяжении всего жизненного пути человека под влиянием окружающих его социальных условий, особо зна­чимых для него обстоятельств.

Вместе с тем исходные конституционно-психологические предпосылки индивидуального своеобразия даны в определен­ной мере каждому человеку уже от природы, генетически.

Духовный потенциал личности не есть результат простой реализации генетических предпосылок. Гораздо в большей сте­пени он, как уже отмечалось, продукт всего жизненного пути человека, обусловленный сложным переплетением обстоя­тельств его социального бытия. Это значит, что правомерно говорить не только о реализации и развертывании социально-психологических предпосылок духовного потенциала личнос­ти, но и об их формировании, которое представляет собой столь же закономерный и естественный процесс, как и развитие ее задатков, потребностей и способностей.

Возможности духовно-психического потенциала личности: интеллектуальные, эмоциональные и волевые. Во взглядах на возможности духовно-психического потенциала человека оче­видны существенные различия между учеными.

Наряду с высокими оценками, даваемыми уровню разви­тия духовно-нравственного потенциала человека, существуют и такие достаточно традиционные представления, согласно ко­торым если не сам потенциал, то по крайней мере возможности его реализации весьма ограничены. В определенной мере о последнем свидетельствует то обстоятельство, что человек реали­зует в конце жизни только незначительную часть своего интел­лектуального потенциала.

Информационный взрыв как фактор перенасыщенности информацией. Действительно, научно-технический прогресс со­провождается интенсификацией всей психической, в том числе и интеллектуальной, деятельности человека, что в ряде случа­ев может порождать эффект "информационного перенасыще­ния", психической перегрузки и стрессового состояния.

Одной из форм психологической защиты личности от стрес­са в этих условиях может оказаться известное торможение ин­теллектуальной и эмоционально-волевой активности индивида. Последняя обнаруживает себя внешне, например, в так назы­ваемом феномене "пресыщенности знанием", наблюдающемся у части учащихся средних школ и студентов вузов.

Одним из факторов, затрудняющих самореализацию ду­ховно-психического потенциала личности, является ограничен­ность интеллектуальных, мыслительных способностей человека, связанных со скоростью переработки им информа­ции и возможностями ее хранения в памяти. Другой — с труд­ностями использования в полной мере и этих интеллектуальных возможностей.

В числе различных попыток объяснить последнее обстоя­тельство заслуживает внимания взгляд на рассматриваемую про­блему со стороны исследования роли эмоций в жизни людей.

Эмоции как способ компенсации недостатка информации. Согласно концепции, предложенной академиком П. В. Симоно­вым, эмоции играют компенсаторную роль по отношению к уровню рациональной информированности человека. Эмоции тем ярче, чем ниже уровень информации, необходимой и имею­щейся у человека по поводу удовлетворения актуальной для него в данный момент потребности. И наоборот, эмоции от­сутствуют там, где есть вся необходимая и достаточная для эффективного действия информация .

Из сказанного не трудно сделать выводы относительно роли эмо­ционального фактора, рассмотренного с данной точки зрения, в реализации духовного потенциала личности.

Являясь мощным инструментом эмоциональной самореа­лизации личности, этот фактор вместе с тем может тормозить саму потребность в получении новой информации на основе ин­теллектуальной деятельности, поскольку способен компенси­ровать ее отсутствие.

Снижением уровня интеллектуальной активности способ­на сопровождаться и эмоционально яркая, окрашенная силой и потенциалом воображения, жизнедеятельность людей. Образ­ность мировосприятия, связанная с тем же воображением человека, снижает уровень его потребности в чисто рациональной,, интеллектуальной деятельности.

Фактор саморегуляции в реализации духовно-психическо­го потенциала. Не менее существенен для понимания природы границ духовного потенциала и механизм психической само­регуляции личности. От уровня способности к сосредоточению внимания в любых видах деятельности решающим образом за­висит и степень реализованности духовно-психического потен­циала личности в целом.

^ 12. Природа скрытых резервов духовно-психического потенциала личности

Очевидно глубокое противо­речие между ростом предметно-производительной активности человека в его истории, с одной стороны, и в то же время сни­жением уровня его же психической включенности во многие сферы современной жизнедеятельности — с другой.

Тенденция снижения уровня психологической включенно­сти человека в различные сферы его жизнедеятельности, сопро­вождаемая процессом его психологической дестабилизации, подверженности разрушительным влияниям стрессогенных фак­торов может быть понята как защитная реакция на почве не­адекватности его психического потенциала все более жестким требованиям новой среды и нового времени.

Невольно на этой основе может возникнуть вопрос и о границах психических возможностей человека, равно как и предположение о иссякающих резервах его духовно-нравствен­ных сил.

Есть основание полагать, что наряду с открытыми для постоянного пользования психическими ресурсами человек имеет и глубоко скрытые резервы ("второе дно") своей психи­ки. Переход от этих резервов к зоне постоянного пользования перекрыт целой системой психологических барьеров. Последние являются результатом как исторической эволюции человека, так и продуктом его индивидуального развития, след­ствием психологической неготовности индивида к тому, что­бы преодолевать те внутриличностные и межличностные преграды, которые возникают на пути его социально-психоло­гической самореализации.

В какой-то мере человек уже давно догадывался о приро­де этих трудностей и препятствий на пути выявления его же глубинных и неиссякаемых сил.

Колоссальные возможности реализации скрытого психи­ческого потенциала человека уже давно нашли отражение в его мифологизированном сознании. В сказках, например, немало го­ворится о способности людей творить чудеса, обращаясь к скрытым от них магическим силам.

Фольклорное отражение природы резервов — беспочвен­ная фантазия или гениальная догадка? Все эти фольклорные от­ражения смутного сознания или догадки о необычайных силах и психических возможностях самого человека, законсервиро­ванных и недоступных для него, к сожалению, пока не были предметом сколько-нибудь тщательно изучения и сопоставле­ния с той реальной почвой, на которой они произрастали. Вме­сте с тем и сегодня безусловно актуально то, насколько адекватно это фольклорное самосознание отражает действи­тельную ситуацию блокирования скрытых резервов человечес­кой психики?

Для ответа на этот вопрос необходимо обратиться к самой феноменологии социально-психологического барьера, определить это понятие и его природу, место и роль психологических барье­ров в человеческой жизнедеятельности.

Не менее значимо и то, какова тенденция динамики соци­ально-психологических барьеров, происходит ли их рост или со временем численность их снижается, сколь многообразны мо­дификации, разновидности и функции этих социально-психо­логических барьеров и прочее.

13 Самореализация, полное раскрытие способностей человека возможно как только в общественно значимой деятельности. Причём гордо, чтобы осуществление этой деятельности детерминировалось отнюдь не всего лишь извне(обществом), однако а также внутренней потребностью самой личности. Деятельность
личности в этом случае становится самодеятельностью, однако реализация её способностей в этой деятельности приобретает нрав самореализации. З. Фрейд был одним из первых, кто попытался наблюдать в доминантных инстинктах человека потребность в
самореализации. Самореализация, по
З.Фрейду, локализуется в машинальном слое человеческой психики и проявляется в «стремлении к удовольствию», присущем человеку вместе с рождения. Этой инстинктивной потребности в самореализации противостоят навязанные обществом императивные потребности культуры (нормы, традиции, правила и т.д.), основная функция которых состоит в цензуре за машинальным, в подавлении инстинкту подобных потребностей.
      Немало страниц посвящает характеристике потребности в самореализации Э.Фромм. Он связывает её вместе с потребностями человека в идентизации и целостности. Индивид, отмечает Фрейд, отличается от животного тем, что сейчас он стремится выйти за пределы непосредственных утилитарных запросов, хочет
знать отнюдь не лишь только в таком случае, что именно должен быть ему ради выживания, а а также стремится познать смысл жизни а также сущность своего «Я». Эта самореализация достигается индивидом вместе с помощью вырабатываемой им системы ориентаций в общении с другими людьми. Идентизация а также существует так «ощущение», которое позволяет индивиду вместе с полным основанием промолвить О себе как будто О «Я», а также социальная среда активно влияет на данную потребность. Потребность в самореализации, ровно по Фромму, есть экзистенциальная потребность - психическое состояние, бесконечное и неизменное в своей основе. Социальные условия способны изменить лишь способы её удовлетворения: она вероятно разыскать выход в творчестве а также в разрушении, в любви а также в преступлении а также т.д.
      Ради мыслителей материалистов, никак не подлежит сомнению, что именно стремление человека к самореализации имеет далеко не инстинктивное, но филогенетическое происхождение а также, обязано своим существованием «второй человеческой природе», которая подключает в себя: а) трудовой средство существования; б) наличие сознания; в) неприятный человечий вид взаимоотношений промеж людьми - общение с помощью второй сигнальной системы. Благодаря этому индивид стал «общественным животным». Но социальное становление человека сопровождалось формированием а также этакий фундаментальной, сугубо человеческой потребности, каковой явилось стремление к обособлению. Поэтому стремление к обособлению, ставшее возможным на определенной исторической ступени совершенствования общества, явилось предпосылкой совершенствования человеческой индивидуальности, а следовательно а также потребности в самореализации. Таким образом, отсюда следует, что именно потребность, стремление к самореализации - родовая потребность человека.       Особенность потребности в самореализации состоит в том, что
удовлетворяя её в единичных актах деятельности (к примеру, написание романа, создание художественного произведения) личность ни в жизнь никак не может удовлетворить её совсем.
      Удовлетворяя базовую потребность в самореализации в разных видах деятельности, личность преследует свои жизненные цели, находит личное местечко в системе общественных связей а также отношений. Было бы грубой утопией конструировать единую модель самореализации «вообще». Самореализации «вообще» далеко не существует. Конкретные формы, способы, виды самореализации у разных людей различны. В поливалентности потребности в самореализации выявляется а также получает совершенствование состоятельная человеческая индивидуальность.
      Вот отчего, говоря об всесторонней а также гармонически развитой личности, нужно подчеркивать далеко не лишь имущество а также всесторонность её способностей, но и (что именно далеко не не более гордо) имущество а также многообразие потребностей, в удовлетворении которых осуществляется всесторонняя самореализация человека.


^ 14 социальная установка. функции - фиксированная в социальном опыте личности (группы) предрасположенность воспринимать и оценивать социально значимые объекты, а также готовность личности (группы) к определенным действиям, ориентированным на социально значимые объекты. Понятие «установки» было введено впервые в экспериментальной психологии (Л. Ланге, 1888) при изучении особенностей восприятия и понималось как целостная модификация состояния субъекта, направляющая его реакции и взаимодействие (Г. Ол-порт, Ф. Хайдер, С. Аш, Л. Фестингер). Эффекты «установки» непосредственно обнаруживаются в согласовании возникающих конфликтных содержаний. В теории Узнадзе «установка» - центральный объяснительный принцип, опосредующий процессы идентификации, номинации, логического мышления. Она означает представленность единого феномена в сфере когнитивного, аффективного и поведенческого. В социологии понятие СУ. (attitude) используется впервые У. Томасом и Знанецким для обозначения ориентаций индивида в качестве члена группы относительно ценностей группы. «Определение ситуации» индивидом посредством СУ. и ценностей группы дает представление о степени адаптации индивида. Таким образом, attitude в отличие от «установки» в исходном психологическом смысле фиксирует в большей мере ценностное (нормативное) отношение к социальному объекту, указывает и на факт переживания, и на факт разделенности (коммуницируемости). Основной метод измерения СУ. - шкалирование (Р. Ликерт, Л. Терстоун, Л. Гутман, Э. Богар-дус), распространенное в исследованиях массовых информационных процессов. Совокупности установок изображаются в виде иерархии диспозиций (лат. dispositio - расположение): элементарная фиксированная установка (ситуационная, set), социальная фиксированная установка (обобщенная, attitude), общая доминирующая направленность личности. Диспозиционная концепция устанавливает связи между социологическими, социально-психологическими и обще-психологическими подходами.

Понятием установка определяется один из самых важных психологических механизмов включения индивида в социальную систему; аттитюд функционирует одновременно и как элемент психологической структуры личности, и как элемент социальной структуры. Разными авторами выделяются четыре ключевые функции (имеющие определенное сходство с функциями аттитюда в теории Смита, Брунера и Уайта).

1.Инструментальная (адаптивная, утилитарная) функция: выражает приспособительные тенденции поведения человека, способствует увеличению вознаграждения и уменьшению потери. Аттитюд направляет субъекта к тем объектам, которые служат достижению его целей. Кроме того, социальная установка помогает человеку оценить, как другие люди относятся к социальному объекту. Поддержка определенных социальных установок дает возможность человеку заслужить одобрение и быть принятым другими людьми, поскольку их скорее привлекает тот, у кого установки сходны с их собственными. Так, аттитюд может способствовать идентификации человека с группой (позволяет взаимодействовать с людьми, принимая их установки) или приводит его к противопоставлению себя группе (в случае несогласия с социальными установками других членов группы).

2.Эгозащитная функция: социальная установка способствует решению внутренних конфликтов личности, защищает людей от неприятной информации о самих себе или о значимых для них социальных объектах. Люди часто действуют и думают таким образом, чтобы оградить себя от неприятной информации. Так, например, чтобы повысить свою собственную значимость или значимость своей группы, человек часто прибегает к формированию негативного аттитюда по отношению к членам аутгруппы.

3.Функция выражения ценностей (функция самореализации): аттитюды дают человеку возможность выразить то, что важно для него, и организовать свое поведение соответствующим образом. Осуществляя определенные действия в соответствии со своими аттитюдами, индивид реализует себя в отношении к социальным объектам. Эта функция помогает человеку самоопределиться, понять, что он собой представляет.

4. Функция организации знаний: основана на стремлении человека к смысловому упорядочиванию окружающего мира. С помощью аттитюда существует возможность, оценки поступающей из внешнего мира информации и соотнесения ее с существующими у человека мотивами, целями, ценностями и интересами. Установка упрощает задачу изучения новой информации. Посредством выполнения этой функции аттитюд включается в процесс социального познания.

социальные установки задают направление мыслям и действиям людей по отношению к конкретному объекту или ситуации, они помогают человеку устанавливать и поддерживать, социальною идентичность, организуют представления человека об окружающем мире, позволяют ему реализовать себя. Аттитюды, активно задействованы как в процессе регуляции социального поведения, так и в процессе социального познания. В целом можно сказать, что аттитюд, выполняя все перечисленные функции, адаптирует человека к окружающей социальной среде и защищает его от негативных воздействий или неопределенности.


Скачать файл (128 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru