Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Шпаргалка по инновационному менеджменту - файл Вопросы и ответы к экзамену.doc


Шпаргалка по инновационному менеджменту
скачать (215.2 kb.)

Доступные файлы (1):

Вопросы и ответы к экзамену.doc564kb.30.03.2011 19:26скачать

содержание
Загрузка...

Вопросы и ответы к экзамену.doc

  1   2   3   4
Реклама MarketGid:
Загрузка...

[]


  1. Тенденции и разновидности развития, управление развитием.

и

  1. Понятие экономического развития и экономического роста, их показатели.

Определение понятия “развитие” и его формы

  • Увеличение сложности какой-либо системы

  • Улучшение приспособленности к внешним условиям (развитие организма)

  • Увеличение масштабов явления (развитие вредной привычки, стихийного бедствия)

  • Количественный рост экономики и качественное улучшение ее структуры

  • Социальный прогресс

Уточняет понятие «развитие» термин «прогресс».

Известны различные формы развития.

Формы развития

^ Классиф-ный признак

Форма развития

Характеристика

Результаты развития

Эволюционная

Постепенные количественные изменения

Революционная

Принципиальные качественные изменения

Источник развития

Экзогенная

Источник развития находится вне объекта

Эндогенная

Источник развития находится внутри объекта

Механизм развития

Экстенсивная

Проявление и увеличение уже имеющегося

Интенсивная

Использование качественно новых элементов

^ Волновая концепция развития нововведений

Волновую (циклическую) концепцию развития нововведений впервые предложил русский экономист Н.Д. Кондратьев.

Согласно теории длинных волн Н. Кондратьева, научно-техническая революция в мировом масштабе развивается волнообразно с циклами протяженностью примерно в 50 лет. В соответст­вии с этим может быть рассмотрена эволюция следующих пяти технологических волн. (5 волн).

Продолжительность некоторых волн превышает 50 лет по причине совпадения периода спада уходящей волны с периодом роста новой волны. В связи с ускорением НТП в будущем про­должи­тельность волн (укладов) будет сокращаться.

^ Тенденции развития науки

Основная тенденция развития науки заключается в ее интеграции с прогрессом техники и производства. Различают три стадии этого процесса.

1 стадия. В ХVII-XVIII вв. наука отставала от производства. Наука только объясняла природу явлений, которые уже нашли применение в производстве. Наука была неразрывно связана с производством.

2 стадия. Наука начинает догонять производство, решая задачи параллельно с их реализацией на практике. Происходит отделение науки от производственного труда. Изобретательство становится особым (специализированным) видом деятельности.

3 стадия. На современном этапе не наука опирается на производство, а производство на науку.

Развитие науки осуществляется в двух основных формах: эволюционной и революционной.

^ Эволюция в науке - это накопление в течение многих лет новых фактов и знаний в рамках прежних теорий, научных принципов и представлений.

Революция в науке - это коренная ломка и перестройка ранее установившихся воззрений в данной области науки.

^ Направления научно-технического развития.

Выделяются пять основных направлений научно-технического развития:

1) автоматизация и электронизация на базе применения компьютеров и роботов, внедрение гибкой технологии, позволяющей быстро и эффективно перестраивать производство на изготовление новых образцов продукции;

2) использование безотказных и энергосберегающих технологий, развитие биотехнологий;

3) изменения в энергетическом обеспечении (новейшие атомные реакторы, управляемый термоядерный синтез, другие альтернативные источники энергии - энергия водорода, ветра, солнца, морских волн, геотермальных источников, применение плазменной технологии), позволяющие кардинально уменьшить энергопотребление;

4) получение материалов с заранее заданными свойствами: благодаря применению консервативного элемента - предметов труда - материалы превращаются в один из наиболее динамичных и новых видов, в частности

- материалы с замкнутыми циклами использования в рамках концепции долгоживущих материалов;

- группы материалов, заменяющие ранее существующие;

5) развитие человека как главной производительной силы общества на базе перестройки общего и профессионального образования: активизация человеческого фактора в управлении производством, использование достижений не только технических наук, но и наук о человеке (социальная психология, психология труда и обучения, социология, физиология труда, эргономика и т.д.) для согласования физических и психических возможностей, а также социальных потребностей человека со свойствами технических и организационных систем.

Все направления научно-технического развития взаимосвязаны.

^ Технологическое развитие.

Технологическое развитие связано с переходом от преимущественно механической обработки предметов труда к комплексному использованию многообразных сложных форм движения материи, особенно в областях физических, химических и биологических процессов.
^

Экономическое развитие


Экономическое развитие - структурная перестройка экономики в соответствии с потребностями технологического и социального прогресса.

Основным показателем социально-экономического развития является экономический рост, который в настоящее время характеризует экономический успех страны в длительном периоде.

Основными показателем экономического развития страны в России считается

  • общий объем реального ВВП

  • ВВП/ВНП на душу населения

  • отраслевая структура экономики

  • производство основных видов продукции на душу населения

  • уровень и качество жизни населения

  • показатели экономической эффективности.

Экономический рост - это увеличение ВВП страны как совокупного, так и в расчете на душу населения.

^ Экономический рост определяют как долгосрочную тенденцию увеличения реального выпуска на душу населения. В отличие от экономического развития, экономический рост — количественный показатель. Под реальным выпуском обычно понимают реальный ВВП, реже — реальные ВНП, ЧНП, или НД. Экономический рост тесно связан с ростом общего благосостояния: ростом продолжительности жизни, качества медицинского обслуживания, уровня образования, сокращением продолжительности рабочего дня и т. д. Изучение экономического роста проходит в рамках теорий экономического роста.
^

Развитие организаций


Развитие организации следует определить как перемену состояния.

Основная трудность в осуществлении изменений на предприятии – совмещение и определение оптимального соотношения между поддержанием стабильности производственной системы и осуществлением необходимых преобразований. Инновационный и обычный производственный процесс имеют принципиальные отличия, которые значительно усложняют задачу их совместимости

Необходимо различать понятия внутренней и внешней эффективности деятельности.

Следует выделить две концепции развития маркетинговую и концепцию «технологического проталкивания». Примерно 60-80% удачных инноваций имеет рыночное происхождение, и именно эти новшества являются более успешными. Но следует учесть, что такое внедрение неминуемо приведет к предпочтению малых нововведений, в ущерб тому, что предлагают подразделения НИОКР. Кроме того, маркетинговые исследования осуществляются не только предприятием, но и его конкурентами, что может привести в и итоге к появлению очень похожей продукции. С другой стороны, стратегия, основанная на технологическом продвижении, скорее приведет к инновационному прорыву и создаст основу для долговременного конкурентного преимущества. Большинство инновационных прорывов зарождается в научно-исследовательских организациях и подразделениях, а не на рынке. Это свидетельствует об ограниченности маркетинговой концепции, и поэтому необходимо сохранять баланс между этими двумя концепциями, т.к. акцент на прикладные исследования в ущерб фундаментальным может привести к трудно устранимому технологическому запаздыванию.

Перемены в организациях не являются самоцелью. Это только средство, позволяющее приспособиться к новым условиям и сохранить или повысить конкурентоспособность организации в постоянно меняющейся внешней среде

^ Управления развитием

Управление развитием включает систему целенаправленных мер, обеспечивающих комплексное развитие науки и производства, широкое и быстрое распространение и освоение крупных нововведений в народном хозяйстве, ускорение социально-экономического развития.

^ Задачи управления развитием заключаются в экономии и преобразовании труда, сбережении материальных и топливно-энергетических ресурсов, эффективном использовании основных фондов и капиталовложений, формировании и удовлетворении общественных и личных потребностей (спроса).

^ Функции управления развитием.

Трудосберегающая функция управления - в регионах, где не хватает рабочей силы.

Ресурсосберегающая - районах с напряженной экологической обстановкой.

^ Фондосберегающая функция становится определяющей для районов, где необходимы дополнительные рабочие места для трудоустройства.

Все функции управления развитием связаны друг с другом: экономия материалов сберегает труд в сырьевых отраслях, а лучшее использование основных фондов сберегает труд в машиностроении, строительстве и на транспорте. Охрана природы и улучшение природопользования входят также в число важнейших функций управления развитием.


  1. Понятие нововведения и инновации. Классификация инноваций.

Новация - новшество, невведенное в производственный процесс.

Инновация - нововведение, имеющее практическое внедрение в производственной деятельности.

^ Классификация инноваций.

Новизна инноваций оценивается по технологическим параметрам, а также с рыночных позиций. С учетом этого строится классификация инноваций.

В зависимости от технологических параметров инновации подразделяются на продуктовые и процессные. Продуктовые инновации включают применение новых материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих; получение принципиально новых продуктов, а процессные означают новые методы организации производства. Процессные инновации могут быть связаны с созданием новых организационных структур в составе предприятия.

По типу новизны для рынка инновации делятся на: а) новые для отрасли в мире; б) новые для отрасли в стране; в) новые для данного предприятия (группы предприятий).

По месту инноваций в системе (на предприятии) можно выделить: а) инновации «на входе» предприятия (изменения в выборе сырья, материалов, машин и оборудования, информации и др.); б) инновации «на выходе» предприятия (изделия, услуги, технологии, информация и др.); в) инновации системной структуры предприятия (управленческой, производственной, технологической).

В зависимости от глубины вносимых изменений выделяют инновации: а) радикальные (базовые); б) улучшающие; в) модификационные (частные).

Научно-исследовательским институтом системных исследований (РНИИСИ) предложена расширенная классификация инноваций с учетом сфер деятельности предприятия. Согласно этому признаку инновации подразделяются на: 1) технологические; 2) производственные; 3) экономические; 4) торговые; 5) социальные; 6) в области управления.

Известна классификация инноваций, предложенная А.И. Пригожиным, включающая разделение инноваций по пяти группам на основе критериев: 1. Распространенности (единичные и диффузные); 2. Места в производственном цикле (сырьевые, обеспечивающие (связывающие) и продуктовые); 3. Преемственности (замещающие, отменяющие, возвратные, открывающие и ретровведения3); 4. Охвата ожидаемой доли рынка (локальные, системные и стратегические); 5. Инновационного потенциала и степени новизны (радикальные, комбинаторные и совершенствующие).

Четвертое и пятое деления классификации, учитывающие масштаб и новизну инноваций, а также интенсивность инновационного изменения, в наибольшей степени выражают количественные и качественные характеристики инноваций и имеют значение для экономической оценки их последствий и обоснования управленческих решений.






  1. Инновация как фактор производства.

Инновация – конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.

Традиционно все инновации делятся на две основные категории: технологические и нетехнологические.

Технологическим инновациям. К ним относят все изменения, затрагивающие средства, методы, технологии производства, определяющие научно-технический прогресс.

Соответственно, инновации организационного, управленческого, правового, социального, экологического характера относят к нетехнологическим инновациям.

В целях повышения эффективности функционирования предприятия инновационная деятельность должна обеспечивать:

  • наиболее полное и своевременное удовлетворение потребностей;

  • конкурентоспособность предприятия по показателям качества продукции и эффективности производства, достижение баланса между стабильностью и усилиями по внедрению новой технологии. Сохраняя традиционную продуктивную технологию, необходимо часть ресурсов одновременно направлять на внедрение новой технологии, диверсифицируя тем самым набор технических средств;

  • эффективность в широком спектре радикальности нововведений и гибко приспосабливаться как к эволюционным, постоянно реализуемым нововведениям, так и радикальным, периодически осуществляемым нововведениям. При этом следует обеспечивать сочетание непрерывного управления эволюционными технологическими нововведениями и программным управлением радикальными нововведениями;

  • организацию взаимодействия внутренних и внешних элементов системы развития, главными факторами которого являются система информации о рынке нововведений, отбор проектов из числа альтернатив и взаимная заинтересованность.

Нововведения представляют собой важнейшие средства обеспечения стабильности хозяйственного функционирования, эффективности функционирования и конкурентоспособности. Существует строгая зависимость между конкурентными позициями, эффективностью предприятия и его инновационным потенциалом. Эффективность функционирования предприятия можно достигнуть за счет повышения качества продукции, реализации политики ресурсосбережения, выпуска новых, конкурентоспособных проектов, освоения рентабельных бизнес-проектов.

Таким образом, можно утверждать, что инновация – это новшество, внедренное в деятельность предприятия с целью повышения его эффективности на основе лучшего удовлетворения определенной общественной потребности. При этом следует отметить, что под эффективностью следует понимать определенный экономический, производственный, социальный, экологический и иной результат, ожидаемый от внедрения новшества.

  1. Эволюция концепций и моделей инновационного процесса. Сущность инновационного менеджмента. Основные цели и задачи инновационного ме­неджмента.

Инновационный менеджмент - это межотраслевая экономическая дисциплина, изучающая процесс создания, освоения и распространения нововведений различной природы и сложности как части единого системного цикла: “научные исследования - техника и технология - производство - сбыт - обслуживание - инвестиции”.

Ее объектом является, прежде всего, не производственная, а научная и инженерная деятельность.

^ ЦЕЛИ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА предприятия связаны с миссией фирмы, ее философией, традициями и жизненным циклом организации. Как правило, фирма имеет систему целей, которые определяются влиянием внешней среды и внутренними потребностями фирмы.

^ Государственно-политические цели: рост производства, налоговые, пенсионные и др. платежи в бюджет

Экономические цели: максимизация прибыли и объема

Социальные цели: удовлетворение потребностей общества

^ Правовые цели: Законопослушание и исполнительская дисциплина

Научные и технологические цели: Поиск новых подходов и методов создания новшеств

^ Экологические цели: минимизация отходов и выбросов в окружающую среду

Рыночные цели: активная стратегия поведения, освоение новых сегментов и рынков.
^

ЗАДАЧИ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА


  • Планирование инновационной деятельности организации;

    1. формулирование миссии (ориентация деятельности организации на инновации)

    2. определение стратегических направлений инновационной деятельности и постановка целей в каждом из них

    3. выбор инновационной стратегии развития, оптимальной для каждого направления

  • Организация инновационной деятельности;

  • Мотивация участников инновационной деятельности;

  • Систематическая оценка результатов инновационной деятельности и использование всего нового;

Одной из главных задач инновационного менеджмента является выработка стратегии самих инноваций и мер, направленных на их воплощение в жизнь. НИОКР, разработка и выпуск новых видов продукции становится приоритетным направлением стратегии фирмы, так как определяет все остальные направления ее развития.

Задачи инновационного менеджмента: разработка планов и программ инновационной деятельности предприятия; обеспечение финансами и материальными ресурсами программ инновационной деятельности; обеспечение инновационной деятельности высококлассными специалистами, управление человеческими ресурсами; наблюдение за ходом разработки инновационной продукции и ее внедрения; проведение единой инновационной политики: координации деятельности в этой области в производственных подразделениях; создание временных целевых групп для комплексного решения инновационных проблем – от идеи до серийного производства продукции.

Как и для любой другой сферы управления, для инновационного менеджмента характерны пять стадий развития и функционирования: планирование, определение условий и организация, исполнение, руководство анализ результатов и внесение корректив.

Инновационный менеджмент на каждой стадии развития решает свою задачу. При планировании – составляют план стратегии и план ее реализации. Далее определяют потребности во всех видах ресурсов для реализации различных фаз инновационного проекта. Исполнение – осуществление исследований и разработок, реализация разработанного плана инновационного менеджмента. Руководство – контроль и анализ, корректировка действий, накопление опыта. Оценка эффективности инновационных проектов, инновационных управленческих решений.

^ ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС направлен на разработку и реализацию результатов научно-технических изысканий в виде нового продукта или нового технологического процесса.

^ Модели инновационного процесса

Поколение

Модель

Период

Характеристика

I

Линейная модель

1955 г. – середина 1960-х гг.

Инновационный процесс «подталкивается» технологиями. Характеризуется приоритетом НИОКР и отношением к рынку лишь как к потребителю результатов технической активности производства

II

Линейно-последова-тельная

Конец 1960-х - начало 1970-х гг.

По сути, та же линейно-последовательная модель, но с акцентом на важность рынка, на потребности которого реагируют НИОКР; инновационный процесс подталкивается необходимостью – источником всех изобретений.

III

Интерактивная модель

Начало 1970-х - середина 1980-х гг.

Сопряженная модель инновационного процесса, в значительной степени комбинация I и II поколений с акцентом на связи технологических способностей и возможностей с потребностями рынка.

IV

Японская модель

Середина 1980-х гг. – настоящее время

Одновременная работа над идеей нескольких групп специалистов, действующих в нескольких направлениях. Это ускоряет решение задачи, ибо скорость реализации технической идеи и превращения ее в готовую продукцию в современном мире – крайне важный аспект

V

Настоящее время – будущее

Модель стратеги-ческих сетей

Стратегическая интеграция и установление связей. Отличается тем, что к параллельному процессу добавляются новые функции. Это процесс ведения НИОКР с использованием систем вычислительной техники и информатики, с помощью которых устанавливаются стратегические связи. Новаторы обмениваются электронными данными с поставщиками, партнерами и даже потребителями. Маркетинг продолжается на всем пути от фундаментальных исследований до послепродажного обслуживания готовой продукции

  1. Функции инновационного менеджмента. Место инновационного ме­неджмента в системе менеджмента на предприятии.

Инновационный менеджмент выполняет функции, которые предопределяют формирование структуры системы управления предприятием при осуществлении инновационного процесса.

Существуют два типа функций менеджмента инноваций: 1) функции субъекта управления, т. е. субъектом управления будет один или группа работников, проводящих целенаправленное управление функционированием объекта управления; 2) функции объекта управления, т. е. объектом управления в этом конкретном случае будут и инновации, и инновационный процесс, и экономические отношения между всеми задействованными участниками рынка инноваций.

Функции субъекта управления: 1) функция прогнозирования – предполагает разработку на длительную перспективу кардинальных изменений технико технологического и экономического состояния объекта управления в целом и всех его различных систем и подсистем; 2) функция планирования – предполагает объединить в себе весь комплекс работ по выработке плановых заданий в инновационном процессе и по воплощению их в жизнь; 3) функция организации – предполагает объединить людей, совместно внедряющих инновационную и инвестиционную программы на базе каких либо правил и процедур; 4) функция регулирования – воздействие на объект управления для получения состояния стабильности технико технологической и экономической систем; 5) функция координации – предполагает координацию согласованности работ всех участков системы управления, аппарата управления и отдельных специалистов; 6) функция стимулирования – предполагает побуждение и стимуляцию работников; 7) функция контроля – предполагает проверку организации в момент внедрения процесса инноваций на разных его этапах, плана создания, реализации инноваций и т. п.

Функции объекта управления: 1) рисковое вложение капитала в инновационный проект; 2) организация инновационного процесса при внедрении инновационного проекта; 3) организация продвижения инноваций на рынке и ее диффузии (Диффузия инноваций (diffusion of innovation) – это процесс распространения новшеств в обществе, закономерности распространения новых продуктов, технологий, идей среди потенциальных потребителей (пользователей) с момента их появления. Назван по аналогии с диффузией в физике — процессом взаимного перемешивания молекул различных веществ в смеси).

Функция рискового вложения капитала отчетливо проявляется в организации венчурного финансирования инвестиций на рынке инноваций. Вложение капитала в новый продукт или в новую операцию всегда связано с неопределенностью, с огромным риском. Следовательно, оно всегда осуществляется через создание инновационных венчурных фондов. Содержанием функции организации инновационного процесса будет рациональная организация инновационной деятельности по созданию, реализации и распространению нового продукта или новой услуги.


  1. Инновационный менеджмент в условиях современного рынка.

Инновационный менеджмент — взаимосвязанный комплекс действий, нацеленный на достижение или поддержание необходимого уровня жизнеспособности и конкурентоспособности предприятия с помощью механизмов управления инновационными процессами. Объектами инновационного менеджмента являются инновация и инновационный процесс. Инновационный процесс — это процесс создания, освоения, распространения и использования инновации. Также инновационный процесс применительно к продукту (товару) может быть определен как процесс последовательного превращения идеи в товар через этапы фундаментальных и прикладных исследований, конструкторских разработок, маркетинга, производства, сбыта. Укрупнено инновации могут быть разделены на продуктовые, технологические и организационно-распорядительные. Последние в большинстве случаев неизбежны при внедрении как продуктовых, так и технологических инноваций. Известны классификации инноваций по следующим признакам: распространенность, место в производственном цикле, преемственность, охват рынка, степень новизны и инновационный потенциал.

Инновационный менеджмент в деятельности современной коммерческой организации. Для современных организаций характерен особый тип менеджмента - инновационный, который нацелен на усиление конкурентных преимуществ компании и преследует конкретные коммерческие цели (увеличение прибыли, доли рынка и т. п.). Инновационный менеджмент - большой кропотливый труд по отбору (разработке) и внедрению новых технологий, повышающих уровень ведения бизнеса. Именно такой тип менеджмента играет особую роль в деятельности современных коммерческих организаций, которую можно определить, выделив­ некоторые его особенности.

Инновационный менеджмент в сравнение с традиционным обладает рядом особенностей. Чтобы точнее определить особенности инновационного менеджмента рассмотрим три основных модели менеджмента, возникших в результате трех реально сформировавшихся доминирующих концепций руководителей бизнеса.

В инженерной модели доминируют инженерная мысль и инженерный менеджмент, ориентированный на управление материальным производством. Здесь в сознании руководителей и на совещаниях всех уровней явно доминируют материальные ценности.

^ Маркетинговая модель. Здесь менеджмент полностью ориентирован на потребителя и конкурентов. Доминирующими здесь являются финансовые ценности - деньги. Управление бизнесом строится так, чтобы первым выйти на конкретный рынок с новым или обновленным товаром и первым собрать основную прибыль.

^ Инновационная модель. Здесь управление имеет иную ориентацию, чем в первых двух, поскольку речь идет о проточном генерировании новых высокоэффективных идей, о быстрообновляемой высокотехнологичной продукции и соответствующем быстро меняющемся рынке и, следовательно, иной организации бизнеса. Главной ценностью здесь является монополия на яркие высокотехнологичные идеи. Этот менеджмент выстраивается на основе долгосрочной стратегии и крупного вложения капитала.

  1. Понятие инновационного потенциала организации. Материальные и нематериальные активы. Учет нематериальных активов.

Инновационный потенциал организации — это мера готовности выполнить задачи, обеспечивающие достижение поставленной инновационной цели, т.е. мера готовности к реализации проекта или программы инновационных стратегических изменений.

Нематериальные активы относятся к внеоборотным активам организации и отражаются в бухгалтерском балансе по статье 110. Отечественный бухгалтерский баланс строится по принципу возрастания ликвидности имущества организации, и тем самым нематериальные активы относятся к наименее ликвидной части средств предприятия.

Согласно Положению, к нематериальным активам, используемым в хозяйственной деятельности в течение периода, превышающего 12 месяцев, и приносящим доход, относятся права, возникающие:

  • из авторских и иных договоров на произведения науки, литературы, искусства и объекты смежных прав, на программы для ЭВМ, базы данных и др.;

  • из патентов на изобретения, промышленные образцы, коллекционные достижения, из свидетельств на полезные модели, товарные знаки и знаки обслуживания или из лицензионных договоров на их использование;

  • из прав на ноу-хау и др.

Для признания и осуществления авторского права на авторское произведение не требуется депонирования, регистрации, получения разрешения (согласования) в государственных органах или соблюдения иных формальностей. Авторское право на произведение возникает в силу создания этого произведения. Для защиты своих прав автору необходимо лишь выразить созданное произведение в любой объективной форме, позволяющей осуществлять его дальнейшее воспроизведение, и уведомить третьих лиц о том, что именно он является автором данного произведения (заявить о своих правах на произведение).

Авторское произведение является результатом интеллектуальной (творческой) деятельности, что порождает определенную специфику его правового режима и оформления сделок с ним. На произведение (как совокупность идей, образов и научных решений) правообладатель приобретает "исключительные", а не вещные правомочия. Вещные права (в том числе и право собственности) возникают на материальные носители творческого произведения, а не на его содержание.

Таким образом, любое авторское произведение одновременно является совокупностью имущественных и неимущественных прав автора (правообладателя), овеществленных (материализованных) на материальном носителе, т. е. в конкретном и определенном экземпляре произведения.

^ МАТЕРИАЛЬНЫЕ АКТИВЫ — активы фирмы, предприятия в материально-вещественной форме, обладающие денежной оценкой.

  1. Понятие интеллектуальной собственности. Объекты интеллектуальной собственности и их характеристики. Методы оценки интеллектуальной собст­венности.

Под интеллектуальной собственностью (ИС) в российском законодательстве понимается не что иное, как совокупность исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, а также на некоторые иные приравненные к ним объекты, такие как средства индивидуализации участников гражданского оборота и производимой ими продукции (работ, услуг).

Объектами интеллектуальной собственности являются творения человеческого разума, его интеллекта.

Можно выделить следующие группы объектов интеллектуальной собственности (исключительных прав), объединенных на основании общих признаков:

  • авторские и примыкающие к ним смежные права. Сюда относятся традиционные объекты авторско-правовой охраны - литературные, научные, художественные произведения. Российское законодательство относит сюда также программы ЭВМ и базы данных

  • объекты промышленной собственности (исключительные права на результаты творческой деятельности, используемой в производстве, - изобретения, промышленные образцы, полезные модели, секреты производства (ноу-хау)

  • средства индивидуализации участников гражданского оборота и производимой ими продукции (работ, услуг) (фирменные наименования, товарные знаки, знаки обслуживания)

  • нетрадиционные объекты интеллектуальной собственности (селекционные достижения, топологии интегральных микросхем)

Предпочтения при выборе подхода к оценке интеллектуальной собственности зависят от наличия необходимой информации, требований покупателей или собственников объектов интеллектуальной собственности, а также экономической ситуации на момент оценки.

На сегодняшний день существует несколько подходов к оценке интеллектуальной собственности. Подход к оценке стоимости — общий способ определения стоимости, в рамках которого используются один или более методов оценки.

Предпочтения при выборе того или иного подхода к оценке зависит от наличия необходимой информации, требований покупателей или собственников объектов интеллектуальной собственности, экономической ситуации на момент оценки.

^ Рыночный подход:

При рыночном подходе используется метод сравнения продаж, когда рассматриваемый актив сравнивается с аналогичными объектами интеллектуальной собственности или интересами в этих объектах либо с ценными бумагами, обеспеченными неосязаемыми активами, которые были проданы на открытом рынке.

  • метод сравнения продаж объектов интеллектуальной собственности.

^ Затратный подход:

Затратный подход используется при оценке стоимости ОИС, если невозможно найти объект — аналог, отсутствует какой-либо опыт реализации подобных объектов или прогноз будущих доходов не стабилен. Среда реализации ОИС очень неопределенна и успех зависит от колоссального количества факторов.

^ Доходный подход:

При доходном подходе стоимость неосязаемого актива или интереса в неосязаемом активе определяется путем расчета приведенной к текущему моменту стоимости прогнозируемых будущих выгод.

Субъекты и объекты интеллектуальной собственности, и их защита

Теоретические предпосылки авторского права базируются на необходимости для человечества иметь широкий доступ ко всем достижениям интеллектуальной творческой деятельности и вытекающей отсюда обязательности вознаграждать тех, кто способствует возникновению и распространению этих достижений. В широком значении, под авторским правом понимается совокупность личных (неимущественных) прав, которые не связаны с получением прибыли и вознаграждения, а служат непосредственно для защиты интересов автора, и имущественных прав автора; в узком – это имущественные права автора, которые он вправе передавать другим лицам путем заключения авторского договора.

Авторские права и права патентообладателя в РФ охраняются Конституцией РФ и Гражданским Кодексом РФ. В Российской Федерации действует Федеральный Закон от 20 июля 2004 года №72-ФЗ «Об авторском праве и смежных правах».

Закон регулирует отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства (авторское право), фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания (смежные права). Под автором закон понимает физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение.

Согласно ст. 7 данного Закона объектами авторского права являются: литературные произведения (включая программы для ЭВМ); драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения; хореографические произведения и пантомимы; музыкальные произведения с текстом или без текста; аудиовизуальные произведения (кино-, теле- и видеофильмы, слайдфильмы, диафильмы и другие кино- и телепроизведения); произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства; произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства; произведения архитектуры, градостроительства и садовопаркового искусства; фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии; географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам; другие произведения.

К объектам авторского права также относятся: производные произведения (переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, аранжировки и другие переработки произведений науки, литературы и искусства); сборники (энциклопедии, антологии, базы данных) и другие составные произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.

В авторском праве существует понятие презумпции авторства. Автору произведения не надо совершать какие-либо действия для его возникновения. Согласно ст. 9 Закона авторское право возникает в силу факта его создания.

Права автора и патентообладателя делятся на имущественные и неимущественные. К неимущественным правам относятся:право признаваться автором произведения (право авторства); право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом либо без обозначения имени, то есть анонимно (право на имя); право обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме (право на обнародование), включая право на отзыв; право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора (право на защиту репутации автора).

Основное отличие неимущественных прав от имущественных заключается в том, что неимущественные права сохраняются у автора вне зависимости от того, принадлежит ли ему созданное им произведение или же автор уступил исключительные права на его использование. Имущественные права могут передаваться только посредством авторского договора.

За нарушения авторских и патентных прав к лицам, виновным в их совершении, могут применяться различные виды юридической ответственности: административная, гражданская, уголовная.

Наиболее опасные посягательства на субъективные авторские права рассматриваются как преступления и влекут за собой уголовную ответственность.

Как показывает судебно-арбитражная практика, основным способом защиты авторских нрав является гражданско-правовой способ. Для восстановления нарушенного или оспариваемого авторского права управомоченного лица применяются общие нормы о защите гражданских прав (статьи 11-16 ГК РФ), нормы, возникающие из возможного причинения управомоченному лицу морального вреда (статьи 150, 151, 1099-1101 ГК РФ), об ответственности за нарушение обязательств (статьи 393-406 ГК РФ) и нормы общих положений о возмещении вреда (1044-1083 ГК РФ).

Важным вопросом является защита авторских прав в деловой жизни. Ст. 14 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» говорит о том, что исключительные авторские права на использование авторских произведений, созданных работником по заданию работодателя принадлежат непосредственно работодателю. Работник также обязан хранить служебную и коммерческую тайну.


  1. Защита субъектов или объектов интеллектуальной собственности.

Под защитой гражданских прав (в частности авторских и патентных прав) в российской юридической науке понимается совокупность мер, направленных на признание или восстановление прав и защиту интересов их обладателей при их нарушении или оспаривании.

Защита исключительных прав осуществляется по общим правилам защиты гражданских прав: в суде, в административных органах, а также в порядке самозащиты.

Каждое субъективное гражданское право подлежит защите, а носитель этого права обладает соответствующим правомочием на его защиту с помощью средств, предусмотренных законодательством.

Услуги, оказываемые в данной области:

  • защита объектов интеллектуальной собственности, связанных с незаконным (неправомерным) использованием товарных знаков, промышленных образцов и изобретений в арбитражном и гражданском судопроизводстве;

  • возбуждение процессов в Территориальном Управлении Министерства по Антимонопольной политике по защите товарных знаков и объектов, подлежащих патентированию, связанных с рассмотрением вопросов о недобросовестной конкуренции;

  • возбуждение процессов, связанных с нарушением коммерческой тайны;

  • содействие в обнаружении незаконного использования зарегистрированных товарных знаков на территории Российской Федерации, либо объектов авторских и смежных прав.

  • услуги по пресечению деятельности контрафакторов с применением норм административно-уголовного характера.

Обладатель прав на объекты интеллектуальной собственности (ИС) может использовать охраняемый объект ИС самостоятельно, а также разрешать или запрещать использование объекта ИС третьими лицами.

Защита этих прав может происходить как в гражданском, так и в уголовном и административном производстве.

Наиболее распространенным сегодня способом защиты является защита прав владельца объекта ИС в судебном порядке по гражданскому иску. Данный способ позволяет достоверно доказать нарушение прав и взыскать определенные денежные суммы с нарушителей прав, а также получить судебный запрет на действия, ведущие к нарушению прав.

Эффективные способы защиты прав на объекты ИС в уголовном и административном порядке, опираясь на соответствующие нормы законов. Как правило, данные способы применяются в случаях массового «пиратства» и продажи контрафактной продукции, в случаях, связанных с недобросовестной конкуренцией, а также в случаях, когда взыскание денежных сумм в судебном порядке фактически невозможно вследствие отсутствия легального денежного оборота у нарушителей.

К таким способам, в первую очередь, относится рассмотрение антимонопольными органами вопросов, связанных с недобросовестной конкуренцией. В случае выявления нарушений в этой сфере антимонопольные органы выдают обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений. Неисполнение такого предписания может привести к уголовной ответственности.

Не менее эффективным способом является пресечение незаконной деятельности контрафакторов правоохранительными органами (криминальная милиция, ОБЭП, органы прокуратуры). При выявлении нарушений дело передается в суд, и в судебном порядке нарушители могут быть наказаны в административном или уголовном порядке.

Практика показывает, что при активности правоохранительных органов в сфере защиты прав какого-либо правообладателя, деятельность контрафакторов в отношении товаров данного правообладателя резко сокращается.

Еще одним способом защиты прав владельцев ИС является обращение в таможенные органы. Правообладатель вправе обратиться в ГТК РФ с просьбой внести в реестр объектов ИС соответствующие товары для выявления таможенными органами фактов ввоза на территорию РФ контрафактной продукции.

Спорные дела в области защиты прав владельцев ИС становятся все сложнее и требуют от сторон не только знаний в различных областях права, но и знаний в соответствующих областях науки и техники.



  1. Понятие и виды лицензий. Лицензионный договор. Методы расчета цены лицензии.

Лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю;

^ Виды лицензий:

Лицензия исключительная - правовой документ по использованию объектов нематериальных активов в оговоренных пределах. Чаще всего эти пределы устанавливаются по срокам и территории действия данной лицензии. Основное отличие исключительной лицензии состоит в том, что лицензиар (продавец лицензии) не может пользоваться правами сам или переуступать их третьему лицу в оговоренных пределах.

^ Лицензия неисключительная (простая) - то есть право лицензиара, которое разрешает лицензиату (покупателю лицензии) использовать предмет договора в пределах территорий, оговоренных соглашением, сохраняя за лицензиаром право самостоятельно пользоваться им на данной территории и на определенный срок, а также продавать лицензии на аналогичных условиях третьим лицам. 

 ^ Лицензия перекрестная – правовой документ по взаимному предоставлению патентных прав различными патентодателями.

Лицензия полная - правовой документ, по которому лицензиар предоставляет лицензиату все права по использованию объектов нематериальных активов (на срок действия лицензионного договора).

Сублицензия - правовой документ, в соответствии с которым собственник изобретений, технологический знаний, опыта, секретов производства и т.д. передает своему контрагенту право на использование (в оговоренных пределах) этих объектов интеллектуальной деятельности.

^ Открытая лицензия – лицензия, выданная на основе заявления патентообладателя, направленного в Патентное ведомство, о предоставлении любому лицу права на использование объекта промышленной собственности.

^ Лицензия принудительная - правовой документ, который выдается по решению компетентной инстанции в обязательном порядке при наличии определенном законом обстоятельств (не использование объекта промышленной собственности, недостаточное использование, общественная потребность в более широком использовании изобретения) в случае невозможности достигнуть согласия с обладателем собственности на патент.

^ Добровольная лицензия – разрешение (договор) на полное или частичное использование изобретения, выдаваемое патентообладателем по прямому двустороннему соглашению между ним и другим лицом.

^ Лицензионное соглашение патентное - правовой документ, объектом которого являются научно-технические достижения, защищенные патентами или другими охранными документами.

^ Лицензио́нный до́говор — средство «распоряжения исключительным правом»]; гражданско-правовой договор, по которому «одна сторона — обладатель исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (лицензиар) — предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования такого результата или средства в предусмотренных образцом лицензионного договора пределах.». Следовательно, в лицензионном договоре могут предоставляться авторские, патентные, смежные, а также другие права.

В практике лицензионной торговли установились следующие виды лицензионных платежей:

- периодические платежи (процентные отчисления) в течение срока действия лицензионного соглашения — роялти;

- твердые (фиксированные) суммы платежей, выплачиваемые единовременно или в рассрочку — паушальные платежи;

- периодические платежи (процентные отчисления) в сочетании с первоначальным платежом — комбинированные (смешанные) платежи.

Определение расчетной цены лицензии при условии выплаты лицензионного платежа (вознаграждения) в виде роялти является основной для осуществления ее пересчета для иных видов платежей: паушальных, комбинированных.

Существуют объективные пределы изменения размеров роялти, в которых сделка для лицензиара и лицензиата взаимовыгодна.

Установление области взаимовыгодных размеров роялти является одной из наиболее важных задач коммерческого анализа, решение которой обеспечивает принятие правильных решений, максимальную эффективность реализации соглашения.


  1. Управление патентно-лицензионной деятельностью фирмы.

^ ПАТЕНТНО-ЛИЦЕНЗИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — структурная часть информационной деятельности предприятий, научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций, научно-производственных объединений, которая состоит в выявлении научно-технических решений, способных стать предметом патентной защиты или лицензионных соглашений. Ее значение определяется содействием, с одной стороны, ускорению научно-технического прогресса путем активного воздействия на создание и разработку новых машин, приборов, оборудования, материалов и технологических процессов, которые по своим технико-экономическим показателям превосходили бы отечественные и зарубежные аналоги; с другой — содействием расширению практики международного распространения патентной информации, использование которой путем купли-продажи позволяет производить и реализовывать новую продукцию на основе открытий и изобретений.

Право на интеллектуальную собственность определено в III Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах. Наше государство с целью обеспечения отечественного приоритета на изобретения присоединилось к Парижской конвенции 1 июля 1965 г.

Оформление права на новое изобретение осуществляется путем получения патента.

Патент – это документ, который удостоверяет авторство и предоставляет его владельцу исключительное право на изобретение. По существу он является титулом собственника на изобретение и подкрепляется регистрацией товарного знака. Его действие длится в течение 20 лет с даты поступления заявки в Роспатент.

В России все вопросы защиты патентов регулируются Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам (Роспатент), которая в соответствии с четвертым разделом Гражданского кодекса РФ осуществляет единую политику в области охраны объектов собственности, принимает на рассмотрение заявки и т. д.

Лицензирование – одна из основных форм торговли технологиями. Лицензия – это разрешение использовать изобретение, защищенное патентом, товарный знак и т. д. Предоставление лицензии представляет собой операцию по купле (продаже) между владельцем патента (лицензиара) и контрагентом (лицензиатом) определенного права на патент.

Лицензионные соглашения делятся на: 1) самостоятельные – предусматривают, что технологии передаются независимо от места и условий их предстоящего использования; 2) сопутствующие – одновременно с передачей лицензии заключается контракт на строительство, поставку оборудования. Вознаграждение продавцу за предоставление права на использование лицензионного соглашения осуществляется посредством лицензионных платежей, которые могут выплачиваться либо в виде периодических отчислений от дохода покупателя в течение периода действия соглашения (роялти), либо единовременным платежом, установленным на основании экспертной оценки (паушальный платеж). Возможны различные сочетания приведенных выше способов платежей. По характеру и объему прав на использование лицензии делятся на следующие виды: 1) патентные (передаются права использования патента без соответствующего ноу хау); 2) беспатентные (передаются права использования инноваций в различных сферах деятельности) 3) простые (правами использования патента обладают лицензиат и лицензиар); 4) исключительные (монопольное использование патента лицензиатом) 5) полные (лицензиат использует патент один в течение оговоренного договором срока).


  1. Жизненный цикл нововведения. Венчурный, имитационный и утили­зационный этапы жизненного цикла нововведений.

Жизненный цикл нововведений (инновационный цикл) - процесс его создания, внедрения, использования и устаревания. Он состоит из ряда фаз - типичных, повторяющихся в каждом цикле этапов (периодов).

1) зарождение идеи, появление изобретения;

2) научные исследования и разработки, экспериментальная проверка возможности воплощения замысла;

3) появление нового изделия на рынке, формирование спроса (рост);

4) широкое изготовление новых изделий (зрелость); 5) насыщение рынка;

6) затухание продажи и вытеснение изделия новым, более совершенным. Иногда жизненный цикл нововведения характеризуется формулой: «наука - техника - производство *- применение».

Цикл охватывает семь взаимосвязанных областей: фундаментальные исследования; прикладные исследования; технико-экономические разработки и опытное производство; первичное (пионерное) освоение нововведений; распространение нововведений; эффективное использование на всех возможных объектах; устаревание вплоть до замены следующим новшеством.

Циклу предшествует анализ и прогнозирование рынка (маркетинг научно- технической продукции).

^ Фундаментальные исследования - выявление, изучение и систематизация объективных явлений и закономерностей развития природы и общества (открытие законов и закономерностей, категорий и явлений (эффектов), обоснование теорий, принципов и т.д. и путей их использования на практике).

^ Прикладные исследования - изучение технической возможности, социально- экономической эффективности и путей практического использования результатов фундаментальных исследований в конкретной области (отрасли).

^ Технико-экономические разработки - изготовление на основе маркетинга, результатов прикладных исследований и опытно-экспериментальной проверки научно-технической документации для создания новых или усовершенствованных изделий, сооружений, процессов и систем управления. Различаются разработки конструкторские (создание новых изделий), технологические, проектно- изыскательские (для строительства или реконструкции объектов), организационные (создание новых систем организации производства, труда и управления).

Первичное освоение нововведений - внедрение результатов организационно- технической разработки в производство:

1. техническое освоении,

2. производственное освоение,

3. экономическом освоение, в процессе которого достигаются конечные результаты НТП.

Распространение нововведения есть его экономическое освоение в общегосударственном масштабе на всех предприятиях, где это эффективно.

^ Процесс производства - фазу эффективного использования нововведения. Она характерна постепенной стабилизацией затрат и возрастанием эффекта в основном за счет наращивания объемов использования новшества. Именно здесь реализуется основная часть фактического эффекта нововведения.

^ Заключительная фаза - устаревание, завершающая весь жизненный цикл нововведения, начинается с момента окончания разработки следующего новшества, экономическая, экологическая или социальная эффективность которого делает рациональным его освоение.



  1. Маркетинг нововведений.

Маркетинг нововведений основывается на проведении многочисленных исследований, сборе и анализе данных. Это позволяет не потерять контроль за рынком. При этом следует учитывать, что в современном мире обстановка стремительно изменяется. Следовательно, стратегия введения инновационного продукта должна быть разработана так, чтобы при необходимости ее можно было ликвидировать.

Непосредственное влияние на формирование инновационной стратегии оказывает общая стратегическая ориентация предприятия. Система инновационных стратегий должна учитывать различные варианты инновационной деятельности предприятий и факторы, которые оказывают на нее влияние. К ним следует отнести научно-технический потенциал; уровень развития опытно-эксперементальной базы, состояние нематериальных активов и наличие заготовок результатов уже выполненных НИОКР, структуру выпускаемой продукции с учетом долей рынка, стадий жизненного цикла, угрозу технологического и функционального замещения.

Инновационные стратегии предприятия можно разделить на две основные группы

  1. Стратегии проведения НИОКР – связаны с проведением предприятием исследований и разработок. Они определяют характер заимствования идей, инвестирования НИОКР, их взаимосвязи с существующими видами продукции и процессами;

  2. Стратегии и адаптации нововведений – относятся к системе обновления производства, вывода продуктов на рынки, использования технологических преимуществ.

Управление инновациями ориентируется на достижение будущих результатов непосредственно через инновационный процесс – стадия исследований, ввод нововведений в производственное использование, ввод нового продукта в рыночную среду.

^ Маркетинговые инновации - реализованные новые или значительно улучшенные маркетинговые методы, охватывающие существенные изменения в дизайне и упаковке товаров, работ, услуг; использование новых методов продаж и презентации товаров, работ, услуг, их представления и продвижения на рынке сбыта; формирование новых ценовых стратегий.

Маркетинговая оценка инновационной деятельности предпри­ятия является важным условием успеха проводимых мероприятий. Сформулировать конкретные цели, отражающие инновационный процесс, нелегко, но сделать это необходимо, чтобы привязать к ним стимулирование инновационного процесса. Такие цели долж­ны быть едиными для всех подразделений предприятия, связанных с инновационной деятельностью.

В зависимости от того, какой из основных составляющих мар­кетинга в инновационной деятельности предприятия отдается предпочтение, можно выделить основные виды ориентации предприятий:

1) на инновации. Главная роль при этом отводится инновациональности, служба маркетинга выполняет информационно-политическую функцию, определяя уровень спроса на выпускаемую   продукцию;

2) на сбыт. Основной функцией здесь становится маркетинг, который определяет потребность в нововведениях и оказывает влия­ний на их характер в процессе разработки;

3) на стратегический спрос. Этот вид ориентации основан на взаимосвязи маркетинговой, производственной и инновационной деятельности, что обеспечивает наибольшую эффективность ры­ночной стратегии предприятия.


  1. Понятие эффективности использования нововведения. Затраты на соз­дание нововведения и доходы от его реализации.

Понятие «эффективность» можно определить как функцию достигнутых результатов и затраченных на это ресурсов. Это выступает общим принципом оценки эффективности (сопоставление эффекта (результата) и затрат). Отношение может быть выражено как в натуральных, так и в денежных величинах и показатель эффективности при этих способах выражения может оказаться разным для одной и той же ситуации.

^ Эффективность нововведений - система показателей, отражающих соотношений затрат и результатов применительно к интересам его участникам. Различают коммерческую, бюджетную, экономическую и социальную эффективности. Главным внутриорганизационным критерием инновационной эффективности является грамотное использование социального капитала.

В зависимости от учитываемых результатов и затрат различают следующие виды эффекта: 1. Экономический – Показатели учитывают в стоимостном выражении все виды результатов и затрат, обусловленных реализацией инноваций; 2. Научно-технический – Новизна, простота, полезность, эстетичность, компактность; 3. Финансовый – Расчет показателей базируется на финансовых показателях; 4. Ресурсный –Показатели отражают влияние инновации на объем производства и потребления того или иного вида ресурса; 5. Социальный -Показатели учитывают социальные результаты реализации инноваций.

Экологический Шум, электромагнитное поле, освещенность (зрительный комфорт), вибрация. Показатели учитывают влияние инноваций на окружающую среду.

В зависимости от временного периода учета результатов и затрат различают показатели эффекта за расчетный период, показатели годового эффекта. Продолжительность принимаемого временного периода зависит от следующих факторов, а именно: продолжительности инновационного периода; срока службы объекта инноваций; степени достоверности исходной информации; требований инвесторов.

Выше отмечено, что общим принципом оценки эффективности является сопоставление эффекта (результата) и затрат.

Отношение может быть выражено как в натуральных, так и в денежных величинах и показатель эффективности при этих способах выражения может оказаться разным для одной и той же ситуации. Но, главное, нужно четко понять: эффективность в производстве - это всегда отношение.

В целом проблема определения экономического эффекта и выбора наиболее предпочтительных вариантов реализации инноваций требует, с одной стороны, превышения конечных результатов от их использования над затратами на разработку, изготовление и реализацию, а с другой – сопоставления полученных при этом результатов с результатами от применения других аналогичных по назначению вариантов инноваций.

Особенно остро возникает необходимость быстрой оценки и правильного выбора варианта на фирмах, применяющих ускоренную амортизацию, при которой сроки замены действующих машин и оборудования на новые существенно сокращаются.

Метод исчисления эффекта (дохода) инноваций, основанный на сопоставлении результатов их освоения с затратами, позволяет принимать решение о целесообразности использования новых разработок.


  1. Методы оценки эффективности использования нововведений.

Одним из самых простых и широко распространенных методов оценки является метод определения срока окупаемости инвестиций. Срок окупаемости определяется подсчетом числа лет, в течение которых инвестиции будут погашены за счет получаемого дохода (чистых денежных поступлений).

^ Коэффициент эффективности инвестиций.
  1   2   3   4



Скачать файл (215.2 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru